самый высокий монастырь в россии
Топ-10 самых высоких колоколен России
Колокольня – это специальная башня, на ней устанавливают один или несколько колоколов. Они необходимы, чтобы призывать людей на церковную службу. Раньше колокольни были необходимы, чтобы отмечать время или же давать сигнал о начинающемся пожаре. В колокола звонили, если происходило какое-то важное событие в жизни прихожан.
Первые колокольни стояли отдельно. Но постепенно их стали возводить вместе со зданием храма, они располагались над основным входом. На Руси первые колокольни были деревянными. Первый раз их упомянули в летописях в XVI веке. Это были обычные столбы. Но со временем дерево заменили на камень, сделали покрытия. Так выглядели предки звонниц.
Раньше колокольни были очень высокими, чтобы звон могли услышать прихожане даже в самых дальних уголках. Со временем ситуация изменилась. Сейчас самые высокие колокольни России теряются на фоне современных зданий, но до сих пор впечатляют своими размерами.
10. Колокольня Николо-Берлюковской пустыни — 90,32 м
В 42 км от Москвы находится деревня Авдотьино. Там, на реке Воре, расположился Николо-Берлюковский монастырь. Вначале здесь была построена деревянная колокольня с крыльцом. Она была двухэтажной. В 1827 году была возведены новые колокольни, не очень высокие.
Но в 1895 году Федор Самойлов, московский купец, пожертвовал 30 тыс. рублей, по тем временам, огромные деньги. На них за 4 года построили новую. Ее спроектировал московский архитектор А.С. Каминский, руководил работами его ученик, В.М. Борин.
В 1 ярусе находились входные ворота, во 2 – праздничный большой колокол, в 3 ярусе разместили колокольный звон, в котором было 15 колоколов, а в 4 – часовой звон. На самом верху красовался восьмиконечный крест, сделанный из меди, но вызолоченный, это работа И.Ф. Шувалова. Строительство начали в 1895 году, а завершили в 1899.
9. Николо-Угрешский монастырь — 93 м
Николо-Угрешский монастырь – это мужской монастырь, расположившийся в Московской области, точнее в г. Дзержинский. Он был основан еще в 1380 году.
В 1758-1763 годах была построена отдельно стоящая колокольня по разработкам архитектора Ивана Жеребцова. В советское время она была усечена, но потом вновь восстановлена. В 1850 году она была достроена до 6 ярусов, высота которых составила 93 м. В ней разместили 18 колоколов, самый тяжелый из которых назывался «Благовестник», он весил 19,7 т. В советское время его уничтожили.
8. Церковь Петра и Павла — 93,7 м
Церковь Петра и Павла находится в селе Поречье-Рыбном, постройка завершилась в 1768 году. Это Ярославская область. Она пятиглавая, каменная, была возведена на средства прихожан. Ее закрыли в 1938 году, здание использовалось, как склад.
Особенно выделяется колокольня, состоящая из 4 ярусов, была сделана в 1772-1779 годах. Чтобы предупредить возражения синода, которому не понравился размер колокольни, ее построили на самом низком месте села.
К сожалению, в советские времена она сильно разрушилась, хотя и остались фрагменты замечательных фресок. Эта колокольня считается самой высокой в России, среди тех, что были построены не в городе. Согласно легенде, строительством занимался местный архитектор-самоучка крестьянин А.С. Козлов.
7. Спасо-Преображенский кафедральный собор — 96 м
Спасо-Преображенский кафедральный собор можно увидеть в городе Рыбинске, у него непростая судьба. Первый собор появился в 1654-1660 годах, на месте двух деревянных церквей. Но к 1811 году стал ветхим. В 1797-1804 годах в центре Рыбинска возвели пятиярусную колокольню. Рядом с ней планировали построить новый собор, но целых 20 лет не могли определиться, где именно он будет располагаться.
Второй храм достроили в 1845 году. Его колокольня стала одной из самых известных достопримечательностей России. Ее высота указывается по разному: в одних источниках это 116 м, в других – 94 или 96 м. В ее оформлении были использованы 52 колонны, благодаря которым она кажется не только более легкой, но и как будто движется вверх. Если забраться на самый верх, преодолев 264 ступеньки, то видно окрестности на 42 тыс. метров вперед.
Когда-то она была пожарной башней. Ночью на ней дежурили монахи, за что получали зарплату из казны города. Проект был создан архитектором-самоучкой Воротиловым Степаном, который так и не увидел своего детища, т.к. умер в 1792 году. Его замысел осуществил простой крестьянин Семен Карпов.
6. Благовещенского собора — 97 м
Благовещенский собор находится в Воронеже, его построили в 1998-2009 годах, его высота – 85 м. С западной стороны собора была пристроена колокольня, из 4 ярусов. До революции здесь была возведена другая колокольня в 1828 году, высотой 74,5 м. Над ней работали около 30 лет. Но во время Великой Отечественной войны ее полностью разрушили.
Новый собор начали строить по проекту В.П. Шепелева. Новый храм не был похож на утраченный, больше похож на Владимирский собор. Кресты Благовещенского собора видны из любой части города.
5. Исаакиевский собор — 101,5 м
Исаакиевский собор был достроен в 1858 году. В нем было 4 звонницы, которые вначале были задействованы все. В юго-западной колокольне находился самый большой колокол, весивший 32 т. Но в советское время все колокола были утрачены.
Лишь в 2012 году началось восстановление, стали отливать колокола и устанавливать их на свое место. Почти все их восстановили, кроме самого большого. Но на месте северо-восточной звонницы построили лифт, предназначенный для персонала и людей с ограниченными возможностями.
4. Храм Христа Спасителя — 103 м
Храм Христа Спасителя находится в Москве, на улице Волхонке. Это воссозданное здание одноименного храма. Его завершили и освятили в 1883 году. Но в 1931 здание храма разрушили, на этом месте планировали построить Дворец Советов. Начались работы, но завершить их так и не смогли, помешала война, на фундаменте был построен бассейн «Москва».
3. Воскресенский собор — 106 м
В Ивановской области России находится город Шуя, где был построен Воскресный собор. Строительство храма производилось в 1792-1798 годах. Его гордостью стала икона Шуйской-Смоленской Божьей Матери.
В 1810 году началась работа над колокольней по проекту Якова Маричелли. Но в 1819 году, когда уже был построен 4 ярус, она рухнула. Завершить работы удалось только в 1833 году, работы производились крестьянином Михаилом Саватеевым, руководил архитектор Евграф Петров.
2. Казанский Богородичный мужской монастырь — 107 м
Казанский Богородичный мужской монастырь, несмотря на название, находится в городе Тамбове. При нем есть воскресная школа, духовная семинария. Когда-то здесь была монастырская колокольня, которую возвели в 1848 году. Но в советские годы она была снесена, на этом месте появилась школа.
В 2009 году начали работать над возведением новой колокольни, которая стала второй по величине в нашей стране. На ее верхушке красуется шпиль, он весит 4 т, в длину – 20м. Его подняли при помощи вертолета.
1. Петропавловский собор — 122,5 м
Петропавловский собор расположился в Санкт-Петербурге. С 1733 года до 2012 был самым высоким зданием этого города, а до 1952 года – и России. Колокольня была сделана такой высокой, чтобы издалека можно было разглядеть врагов, приближающихся к городу. На ней находятся 103 колокола, 31 из них удалось сохранить с 1757 года.
Самые большие мужские монастыри в России
Монастыри всегда были оплотом Православия, бастионами духовности. Сюда стекались люди со всей страны — за советом к опытным старцам, с просьбой о молитве и о материальной помощи.
Много испытаний пришлось пережить православным святыням за долгие годы своего существования. В наши дни монастыри России возрождаются или возводятся на новых местах. Сейчас в России действуют 537 монастырей и пустыней и две лавры.
Кирилло-Белозерский монастырь
Кирилло-Белозерский монастырь — мужской монастырь Вологодской епархии Русской Православной Церкви. Это самый большой монастырь не только в России, но и во всей Европе. Его называют еще «Великой государевой крепостью», так как в Средние века он действительно был самой большой крепостью на северо-западных рубежах Русского государства, центром духовной жизни Русского Севера. Мощные стены монастыря, воздвигнутые в XVI–XVII веках, опоясывают площадь в 12 гектаров, на которой размещено 11 больших и малых церквей.
Монастырь был создан в 1387 году последователем преподобного Сергия Радонежского, преподобным Кириллом, по указанию Богородицы, бывшему ему в видении. Обитель расположена на берегу Сиверского озера в черте города Кириллова, выросшего из слободы при монастыре. До Петровского времени монастырь вел широкую торговлю, особенно солью и рыбой. Кроме этого, обитель была одним из важнейших книжных центров России. К началу XVIII века монастырь был крупным землевладельцем, собственником 21 тысячи крестьян, проживавших на территории 16 уездов.
В 1924 году монастырь стал историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником. Ныне монастырь сосуществует с музеем, из храмов действуют Сергиевский (только летом) и Кирилловский (круглый год).
С 2000 года монастырь находится под охраной ЮНЕСКО. Поводом для включения его в список объектов Всемирного наследия стали прекрасно сохранившиеся фрески московского иконописца Дионисия, ученика Андрея Рублева.
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь относится к числу самых грандиозных и величественных обителей Святой Руси. Он был построен святейшим патриархом Никоном в соответствии с его замыслом — создать в Подмосковье Русскую Палестину, чтобы дать возможность русскому народу созерцать места спасительных страстей и Воскресения Христова, не подвергаясь дорогостоящему и небезопасному путешествию на Ближний Восток. Главной святыней монастыря стал храм Воскресения Христова, сооруженный по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме, с копиями всех находившихся в нем памятных мест, связанных с искупительным подвигом Христа Спасителя.
Строился Новый Иерусалим с 1656-го по 1685 год, за это время была создана «небоподобная красота». Там появились свой Иордан, Храм Гроба Господня, гора Сион, Елеонский холм, холм Фавор, Вифания, Вифлеем, Назарет, Самария, Сидон, Капернаум, Галилея. Ново-Иерусалимский монастырь был особенно богато украшен и являлся зримым свидетельством славы и могущества Русской Православной Церкви, славы и могущества Святой Руси, к тому времени ставшей единым государством. Число насельников достигало 500.
В XIX и в начале ХХ века монастырь был одним из самых популярных центров паломничества. В 1913 году его посетило около 35 тысяч человек.
В 1919 году монастырь был закрыт и отдан под Государственный художественно-исторический музей.
В 1994 году ставропигиальный (подчиняется непосредственно патриарху) Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь возобновил свою деятельность.
Весь монастырский комплекс Нового Иерусалима, в который входит более 30 объектов, полностью и во всей красе был восстановлен к 2015 году. В 2017 году обитель посетило более 150 тысяч человек.
Свято-Троицкая Сергиева лавра
Свято-Троицкая Сергиева лавра — крупнейший мужской монастырь Русской Православной Церкви с многовековой историей. Расположен в центре города Сергиев Посад Московской области. Имеет статус ставропигиального.
Датой основания Свято-Троицкой пустыни принято считать поселение преподобного Сергия Радонежского на холме Маковец (70 км к северо-востоку от Москвы) в 1337 году. После нескольких лет одинокого подвижничества преподобного на Маковец пришли новые насельники, и пустынь превратилась в монастырь. В Средние века монастырь играл заметную роль в политической жизни Руси, был опорой власти и народа. Он участвовал в борьбе против татаро-монгольского ига, противодействовал польско-литовским войскам в Смутное время, поддержал Петра I в его борьбе за власть. В лавре проходили Поместные Соборы Русской Православной Церкви.
Многочисленные архитектурные сооружения Троице-Сергиевой лавры выстроены лучшими зодчими страны в XV–XIX веках. Ансамбль монастыря включает более 50 зданий различного назначения, из которых более десяти — храмы. Мощи основателя монастыря — преподобного Сергия Радонежского — находятся в Свято-Троицком соборе лавры.
Со дня основания и до наших дней лавра — крупнейший центр духовного просвещения (здесь расположена Московская духовная академия) и русской культуры.
Братия лавры насчитывает около 200 монахов.
Валаамский Спасо-Преображенский монастырь
Валаамские подвижники желали превратить свою обитель в Новый Иерусалим, благодаря чему на острове в начале XX века появились названия, отсылающие ко временам Нового Завета: Кедрон, Гефсимания, гора Елеон, Воскресенский скит.
К началу Первой мировой войны на острове проживало около 1000 монахов.
Возрождение монастыря началось в конце 1989 года. В день памяти святого Андрея Первозванного, 13 декабря, сюда пришли шестеро монахов — в 2018 году их было уже около 200.
В Валаамский монастырь ежегодно прибывает свыше 100 тысяч человек, из которых около 90 тысяч — туристы.
Успенский Псково-Печерский монастырь
Успенский Псково-Печерский мужской монастырь имеет многовековую историю. Название монастыря связано с находящимися в нем пещерами, называемыми «Богом зданными» (то есть созданными Богом). По преданию, пещеры стали известны местным жителям в 1392 году. В них поселились монахи Киево-Печерской лавры, бежавшие в псковскую землю от набегов крымских татар. В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения Богородицы, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника. Этот год считается годом основания монастыря.
Подъем монастырской жизни и расцвет обители приходится на XVI век, когда игуменом стал преподобномученик Корнилий, убитый Иоанном Грозным в 1570 году. При игумене Корнилии вокруг монастыря были воздвигнуты каменные стены, и обитель превратилась в сильную крепость, выдержавшую осады поляков и шведов.
Комплекс Богом зданных пещер состоит из ближних, протяженностью 15 метров, и дальних пещер из семи подземных галерей — улиц с пещерной церковью Воскресения Христова. Здесь расположено монастырское кладбище, где погребено десять тысяч человек. В пещерах держится постоянная температура +5 °С.
Монастырь ни разу за всю свою историю не закрывался.
Соловецкий монастырь
Соловецкий монастырь — ставропигиальный мужской монастырь, расположенный в поселке Соловецком Приморского района Архангельской области на Соловецком острове в Белом море. Между островом и побережьем Карелии примерно 60 км. Расстояние до Архангельска около 300 км. Среднегодовая температура на Соловках +1,1 °С.
Возник монастырь в 1420–1430 годах и вскоре стал одним из самых известных. Монастырь много сделал для просвещения язычников на далеких окраинах России. Глубоко почитаемы имена основателей обители —преподобных Зосимы, Савватия и Германа, Анзерских чудотворцев Елеазара и Иова. Монастырь отстроен в камне трудами святителя Филиппа, митрополита Московского и всея Руси. Он почти 30 лет прожил в Соловецкой обители, из них 18 — в качестве настоятеля. Святитель Филипп смело выступил против злодеяний опричнины царя Иоанна Грозного и принял мученическую кончину.
Соловецкий монастырь совмещал свой монашеский подвиг с гражданским долгом: начиная с конца ХVI века он становится защитником северных рубежей России. В 1854 году во время Крымской войны, когда английские суда в течение девяти часов обстреливали монастырь, братия и все насельники под руководством настоятеля, архимандрита Александра (Павловича), проявив величайшее мужество и героизм, отстояли обитель.
К началу ХХ века у монастыря было десять скитов и пустыней, 17 храмов (31 престол), около 30 часовен. Это было «соловецкое мужицкое царство, земной рай, где все трудятся во славу Божию».
5 октября 1990 года Священный Синод благословил возрождение Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря.
Оптина пустынь
Оптина пустынь — наиболее жаркая свеча, возжженная русскими людьми перед Богом, наиболее яркий светильник Православной Руси в ХIХ–ХХ веках.
По преданию, монастырь основан в конце XIV века раскаявшимся разбойником по имени Опта, в иночестве — Макарий. Первые письменные свидетельства о Макарьевской Оптиной пустыни относятся к царствованию Бориса Годунова. В Смутное время она была разорена литовцами. В начале XVIII века Петр I обложил монастырь непосильным для него оброком, и в обители осталось только 12 человек.
Настоящее возрождение монастыря начинается в конце XVIII века с назначением иеромонаха Авраамия настоятелем обители. С него началось великое старческое служение. Прославленные боголюбивые оптинские старцы стали главной святыней обители. Оптина пустынь в XIХ — начале ХХ века являлась школой для российского монашества, одним из духовных центров России.
С января 1918 года Оптина пустынь была закрыта, возобновлена осенью 1988 года. В настоящее время обитель переживает свой расцвет, в ней подвизается около 200 монахов.
Подготовила послушница Татьяна Кладиева