самый старый храм в чебоксарах
Официальный сайт I благочиния Чебоксарской Епархии Чувашской Митрополии
Введенский Кафедральный Собор
Кафедральный собор Введения во храм Пресвятой Богородицы г. Чебоксары
ИСТОРИЯ
Кафедральный собор Введения во храм Пресвятой Богородицы города Чебоксары является первым и самым старым из сохранившихся православных храмов на чувашской земле.
Начало истории Введенского собора восходит к 1555 году, когда первый Архиепископ Казанский и Свияжский Гурий (в миру Руготин Григорий Григорьевич, впоследствии причисленный к лику святых ), поставленный царем Иоанном Грозным на новую кафедру в Казани, по пути к месту своего назначения остановился в Чебоксарах и благословил место для будущего городского собора «идеже благоволит Бог граду быти на Чебоксарю, где быти святой соборной церкве Введению Пречистой, и на том месте поставити полотняная церковь, и назнаменовати место, и молебная пев, и молитва граду говорити, якож казась во уставе, а божественнную литургию совершим наутрия». Святитель Гурий после совершения первой Божественной литургии на чувашской земле окропил святой водой место для будущего храма, прочитал молитвы на водружение храма, произнес поучение и благословил жителей образом Владимирской Божией Матери, привезенной им из Москвы « молебен совершив, и Царь и Великий Князь и Митрополит со благословением и о Христе целованием Архиепископа Казанского отпущает … со святыми и честными образы, с которыми им быти на пути в Казани…». Владимирская икона была установлена в деревянном соборе при его построении.
К 60 годам ХУ1 века соборный храм Введения Пречистой Богородицы был построен. Он был освящен либо самим святителем Гурием, либо по его благословению Германом, архимандритом Успенского монастыря г. Свияжска. В 1649 год собор сгорел при пожаре, охватившем деревянный город, единственное, что чудом уцелело — это образ Владимирской Богоматери.
Сохранилось описание, изложенное Казанским архиепископом Арсением (Брянцевым), при посещении им 3 июня 1898 года города Чебоксары: « При входе в соборный храм я заметил, что он древний как по внешнему виду, так и по внутреннему, мое внимание привлекла стенная иконопись, которая свидетельствует о древности храма … Сколько мыслей возникает во мне! Я мог бы совершить молебен в монастырской или другой церкви, но меня влекло сюда, я чувствую сильное желание помолиться вместе с вами в этом храме пред Владимирской иконою Божией Матери и, может быть, на том самом месте, на котором святитель Гурий первый совершил молитву…».
Образ Владимирской Божией Матери является главной святыней Введенского собора, занимает почетное место на иконостасе — с левой стороны царских врат. Эксперты древнерусского искусства Всесоюзного художественного научно – реставрационного центра им. И.Э. Грабаря в г. Москва под четырьмя слоями красок разного времени на иконе обнаружили сохранившуюся надпись: «Сей образ Пречистой Богородицы с Предвечным Младенцем Господом нашим Иисусом Христом поставлен Гурием, архиепископом Казанским и Свияжским, в соборной церкви Введения Пресвятой Богородицы в Чебоксаре на соблюдению граду и всем православным 7063 году», о чем имеется экспертное заключение.
Литература и источники:
Святыни:
Введенский собор в Чебоксарах
Введенский собор в Чебоксарах (WT-ru) Civil
Чебоксары идеальны для тех, кто интересуется религией. Здесь очень много православных церквей, причем есть и старинные здания, и недавно построенные. Многие архитектурные памятники настолько интересны, что посмотреть их стоит каждому туристу.
Введенский собор — самый старый храм во всей Чувашии. Церковь уникальна, поскольку это единственный сохранившийся архитектурный памятник 17 века. Грамота, датированная 1555 г., свидетельствует о том, что Введенский собор был заложен по указу Ивана Грозного. Место будущего здания сразу же было освящено архиепископом Казанской епархии Гурием (в миру Григорий Руготин). Изначально храм был полотняным, а затем деревянным. Но в 1559 г. бревенчатое здание сгорело.
На строительство каменного Введенского собора ушло больше 100 лет. Храм был полностью готов лишь в 1657 г. Интересно, что в архитектуре храма четко прослеживаются детали московского стиля строительства церквей. Так, например, колокольня в виде шатра — типичный прием, который использовали зодчие в 17 веке. Поскольку Введенский собор должен был выполнять еще и функцию крепости, здание сделано с мощным основанием. Вплоть до 19 века здание обрастало новыми постройками. Так, например, появились правый предел в честь преподобного Сергия Радонежского и левый — в честь святого преподобного Алексия. Несмотря на частые реконструкции, Введенский собор сохранил свой первоначальный облик.
Стоит отметить, что Введенский собор чудом сохранился после революции, да и в советские годы он всегда был открыт. Весной 1945 г. церковный совет, духовенство и жители Чебоксар собрали 136 тыс. рублей и перечисли деньги на нужды обороны СССР. В частности, средства пошли на строительство танковой колонны им. Дмитрия Донского. К слову, для того времени это была огромная сумма. Настоятель храма отправил Сталину телеграмму, в которой сообщил о переводе денег. Иосиф Виссарионович в ответной телеграмме поблагодарил всех за оказанную помощь.
В храме захоронены два местных архиерея — Иларий (Ильин) и Вениамин (Новицкий).
Чебоксары (храмы)
Содержание
Введенский кафедральный собор (Чебоксары) [ править ]
Левый придел имеет два алтаря:
1) освященный в 1986 году архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в честь святаго праведного Алексия человека Божия;
2) освященный архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой в 1989 году в честь священномученика Харалампия.
Колокольня расположена на территории храма с правой стороны (11 колоколов).
Адрес: 428018, г.Чебоксары, ул.К.Иванова, 21
Покровско-Татианинский собор [ править ]
Покро́вско-Татиа́нинский собо́р (чуваш. Пукрав-Татиана соборĕ) — православный собор в Чебоксарах.
Заложен в 2001 году во время визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Чувашию.
При открытии получил статус собора.
Освящён 16—17 сентября 2006 года.
Адрес: 428000, г.Чебоксары, ул.М.Павлова, 17
Храм святого Иоанна Кронштадтского (Чебоксары) [ править ]
В 1990 – 1993 годах восстановлена как церковь под общим руководством протоиерея Григория Тимофеевича Медведева силами и средствами прихода.
Первоначально освящён престол в нижнем цокольном этаже в честь «Всех Святых в земле Российской просиявших» в 1990 году.
А в 1993 году престол в честь «Святого Праведного Иоанна Кронштадтского» архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой.
Адрес: 428010, г. Чебоксары, ул. 2-ая К.Слобода, 28а
Храм Воскресения Христова (Чебоксары) [ править ]
Церковь Воскресения Христова в Чебоксарах, построена на средства прихожан в 1758 г.
Адрес: г. Чебоксары, ул. Калинина,1
Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (Чебоксары) [ править ]
Адрес: 428000, г. Чебоксары, ул. Гражданская, 99
Собор Архангела Михаила (Чебоксары) [ править ]
Церковь Св. Архангела Михаила построена в 1702 году на средства прихожан.
В 1758 году также на средства прихожан был построен придел Параскевы Пятницы и колокольня. Таким образом в составе архитектурного комплекса было три здания: холодная (летняя) церковь Михаила Архангела, теплая (зимняя) Параскевы Пятницы и колокольня.
До революции в церкви хранилась местная реликвия — Тихвинская икона Божией Матери, представляющая историческую и художественную ценность. Однако в советское время она безвозвратно исчезла, и ее местонахождение до сих пор неизвестно.
В советское время церковь была закрыта (1927), зимний храм и изящная колокольня утрачены (1930-е годы), а в уцелевшем здании долгие годы располагался государственный архив (один из фондов Национальной библиотеки Чувашии).
В 1993 году состоялась передача храма Чебоксарско-Чувашской епархии.
Адрес: 428018, г. Чебоксары, ул. Бондарева, 12
Храм Успения Пресвятой Богородицы (Чебоксары) [ править ]
Церковь Успения Божией Матери – один из уникальных архитектурных памятников города Чебоксары, ценный образец русского провинциального зодчества середины XVIII века и важная архитектурная доминанта старого города.
Построена она в 1763 году на центральной торговой площади города рядом с несохранившимся ныне зданием магистра(по существовавшему преданию храм воздвигнут на средства купца Дряблова).Единственная в Чебоксарах двухэтажная церковь стала самой монументальной культовой постройкой города, превосходившей по своим размерам даже Введенский собор.
Адрес: 428018, г. Чебоксары, ул. К.Иванова, 1в
Храм Новомучеников и исповедников Российских (Чебоксары) [ править ]
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, основася сия церковь в честь и память «Собора Новомучеников и Исповедников Российских» при святительстве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при архиепископе Чебоксарском и Чувашском Варнаве, при президенте Чувашской Республики Николае Васильевиче Федорове, лета 1996, месяца июня, 24 дня».
Это первый храм в Чувашии, который был построен после революционных потрясений в честь Новомучеников и Исповедников Российских пострадавших за веру.
Адрес: 428000, г. Чебоксары, пр. Тракторостроителей, 4
Храм Рождества Христова (Чебоксары) [ править ]
24 июня 1999 года храм был заложен Архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой 24 июня 1999 года на площади Республики, накануне празднования 2000-летия Рождества Христова.
24 июня 2000 года Высокопреосвященный Варнава совершил благодарственный молебен по случаю окончания строительства.
30 декабря 2000 года Архиепископ Варнава освятил престол храма в честь Пресветлого Рождества Христа Спасителя.
Со дня освящения и до 2009 года церковь Рождества Христова была приписана Чебоксарскому Свято-Троицкому мужскому монастырю.
С 2009 года храм получил статус епархиального.
Адрес: 428000, г. Чебоксары, пл. Республики
По святым местам. Введенский кафедральный собор Чебоксар
Аудио
Вас приветствует программа «По святым местам», и мы в Чебоксарах. Старейшее здание города – древнейший памятник русского церковного зодчества на среднем Поволжье и кафедральный собор епархии. Наш рассказ о Введенском соборе. В этом году в столице Чувашии отмечается значимая дата – 370 лет с начала закладки каменного Введенского собора.
Митрополит Савватий, Чебоксарский и Чувашский:
– Кафедральный собор можно назвать святыней, жемчужиной нашего края. Он уникален сам по себе, и каждый раз, когда я вхожу в Введенский собор, у меня в сердце радость и даже какой-то трепет.
История этого храма теснейшим образом связана с началом христианского просвещения народов Поволжья, ведь даже само освящение собора именно в честь праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы как бы еще раз указывает и на введение людей в мир жизни по Евангелию.
Ольга Юрьевна Сергеева, культуролог:
– В 1552 году, когда была взята Казань, началось освоение многонациональной, многокультурной, многоязыковой территории Поволжья, которая волею судеб сохранилась даже в период монголо-татарского ига. И вот молодой царь Иван (ему было всего 22 года во время взятия Казани) и его духовный наставник митрополит Макарий начали удивительную деятельность, и началась она именно с православия, с православной культуры.
В иконостасе Введенского собора пребывает первая икона, которая прибыла на землю Чувашии, – Владимирский образ Пресвятой Богородицы.
Протодиакон Валерий Краснов, клирик Введенского собора:
– Икона написана московскими мастерами и привезена святителем Гурием Казанским, было благословлено строительство города-крепости, освящено место и будущий храм.
По наказу царя Иоанна Грозного святитель Гурий со своими спутниками (будущими святителями Германом и Варсонофием) должен был освятить строительство города-крепости. На месте будущего Введенского собора была поставлена полотняная палатка – и в ней положена вот эта Владимирская икона. Также святитель Гурий, приехав в этот край, указал и место соборному храму в честь праздника Введения. После этого построили деревянную однопрестольную церковь. Но в 1649 году та Введенская церковь сгорает, в память о ней уже в наши дни был построен Владимирский храм, его освятили в 2013 году. А в XVII веке в Чебоксарах начинается возведение каменного Введенского собора. В память о первом деревянном храме уже в наши дни, в 2013 году, была возведена эта Владимирская церковь. Также длительное время в память о приезде сюда трех святителей ежегодно 6 июля проводился крестный ход из Введенского собора на Владимирскую горку. В XIX веке Священный Синод признал это молитвенное шествие историческим.
Ольга Юрьевна Сергеева:
– Сейчас именно 6 июля у нас восстановлен исторический крестный ход, когда мы от Введенского собора идем сюда к Матушке, чтобы вспомнить эту историю, этот замечательный монастырь, преклонить колени перед Владимирской Божией Матерью и всеми святыми, которые тут находятся.
Каменный Введенский храм был отстроен к 1657 году.
Антонина Ильинична Мордвинова, ведущий научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук:
– Это самый первый и в настоящее время уже единственный храм XVII века. Соблюдает форму древнерусских храмов, тем более что это кафедральный собор, поэтому пятиглавие обязательно. Но в XVII веке архитектура была более сложная по своей конструкции, в нашем храме много барочного.
И сегодня Введенский собор прекрасно сохранил древние фрески, украшающие стены, своды, колонны и оконные проемы.
Антонина Ильинична Мордвинова:
– Роспись необычная, хотя города Поволжья славились своими настенными росписями: и Ярославль, и Кострома, и Нижний Новгород уже имели своих мастеров. Здесь не было своих мастеров, работами руководили пришлые мастера, точно сказать трудно, потому что не сохранилось документов и подписей.
Специалисты не сомневаются – художников, работавших над храмовой живописью, было несколько. Скорее всего, многие были как раз из числа местных жителей, поэтому роспись отличается и некоторой наивностью.
Антонина Ильинична Мордвинова:
– Эти росписи имеют просветительскую нагрузку (это не только в Чебоксарах), ведь говорят же, что настенные росписи – это книга для неумеющего читать. И там все евангельские сюжеты именно для того, чтобы воочию верующий видел всю историю нашей христианской веры. Примитивная роспись именно потому, что здесь не было мастеров; руководили хорошие пришлые мастера, это очевидно, но принимали в этом участие те, кто еще только-только осваивал эту технику живописи.
Живопись начала XVIII века – это уникальная работа…
Антонина Ильинична Мордвинова:
– Что интересно, изображали пейзажи, но условные. Это не иконописная манера, а именно живописная, когда художники стремились изобразить трехмерный мир, то есть можно сказать, что это попытки изображения трехмерного пейзажа.
Иконостас середины XVIII века барочный, мы это видим по вырезанным листьям, цветам, украшающим киоты. А еще удивительно: на царских вратах не двенадцать апостолов, а одиннадцать.
Антонина Ильинична Мордвинова:
– Как раз в Деяниях святых апостолов сюжет ожидания Духа Святого с перечислением одиннадцати апостолов.
Тем не менее, наверное, Чебоксарский собор единственный, где запечатлен именно этот момент из Священного Писания.
– Я в этом храме крестился. Мой отец был клириком этого храма, а потом стал настоятелем Введенского кафедрального собора. Все мое детство прошло здесь, в Введенском кафедральном соборе. Мама заболела, и отцу во время каникул не с кем было меня оставить, а мне было 8 лет, и утром я приезжал вместе с ним, стоял службу. У нас есть такое понятие, как дежурный священник, отец после службы дежурил до часу дня, я находил себе какие-то занятия, помогал алтарникам, чистил подсвечники, мне это было очень интересно. И таких периодов в жизни было очень много. Наверное, благодаря этому у меня сложился свой характер, свое миропонимание. Это древний красивый собор со своими традициями, удивительным иконостасом, уникальными царскими вратами, своеобразными старинными древними фресками. Запахи остались с детства. Представляете, практически ничего не поменялось, эти стены помнят многие периоды жизни многих поколений…
В 70–80-е годы, когда власти боролись с религией и на Пасху вокруг храма стояли патрули, чтобы не пускать молодежь в церковь, приходилось идти на хитрость.
– Закончилось ночное богослужение Великой Субботы, потом литургия, и храмы запирались; до четырех вечера в храме никого нет. Церковную молодежь (нас было человек десять) алтарники запирали в Сергиевском приделе утром в субботу, и мы сидели, чтобы вечером попасть на службу. А ночью, получается, мы уже опять на пасхальной службе, и ради этой службы мы в запертом храме проводили несколько часов.
Среди святыни храма паломники сразу увидят и образ Богородицы «Достойно есть», и икону Царицы Небесной «Семистрельная». Регулярно перед ними совершаются молебные пения Богоматери. Также приезжающие в город заходят сюда почтить память архиепископа Вениамина (Новицкого).
– Это был действительно старец, который пережил лагеря, гонения. Он относился ко мне с невероятной любовью, теплотой. А мальчику много ли надо?! С ним находиться было хорошо, чувствовалось, что это духовный, богоносный старец, который пережил очень много. Я помню, как он мне, казалось бы, в шутку рассказывал о том, как, находясь в лагере, приходилось работать. Рассказывает, улыбается: «Мы с исламским имамом пилим дрова, а буддийский лама эти дрова носит и складывает». Он мне как-то сказал, что самые лучшие времена – это времена каторги, ссылки. А я еще тогда спросил: «Почему?» Он говорит: «Потому, что Бог был очень близко в то время».
История главного собора и символа города продолжается и в наши дни, а устремленная ввысь колокольня словно свеча, которая почти четыре века назад зажглась на этой земле. И в наши дни первый храм Чувашии, как и столетие назад, – место духовного просвещения и знак Божьего присутствия на этой земле.
Автор и ведущая программы Надежда Калинина
Самый старый храм в чебоксарах
Не все храмы в Чебоксарах дожили до наших дней. В своих постах я покажу и расскажу о тех, что уцелели или были возведены в наши дни. Все фотографии сделаны мной в течении зимы.
Академик И. Г. Георги, посетивший Чебоксары в 1774 г., писал: «Тринадцать красивых каменных церквей, четыре монастыря, ратуша и некоторые солидные купеческие дома придают городу приятный вид».
Первым строением религиозного назначения Чебоксар была соборная Введенская церковь (Введенский собор), построенная в XVI — 1-й половине XVII века. В 1566 году по указу царя Ивана Грозного на территории посада создается Свято-Троицкий мужской монастырь. Между кремлем и Свято-Троицким монастырем, предположительно в 1584 году, возводятся деревянные строения Николаевского женского монастыря.
Церковь Успения Пресвятой Богородицы. В городе Чебоксары почти все каменные церкви были возведены в XVIII в., но в наши дни из приходских осталось две: Воскресения Христова и Успения Пресвятой Богородицы.
Успенской церкви повезло меньше. В основном сохранился и отреставрирован основной объем,причем первый этаж засыпан песком. Тем не менее церковь в наши дни является действующей.
Церковь, построенная в 1763 г., представляла собой трехэтажный храм типа «восьмерик на четверике», с двухэтажной трапезной в западной части. По своей объемной композиции церковь повторяет Петропавловскую церковь в Казани постройки 1726 г. Успенская церковь в плане состоит из расположенных по одной оси квадратных помещений трапезной и собственно церкви, позади которых даны апсиды трехлепестковой формы.
Архитектурный декор фасадов типичен для русской культовой архитектуры первой половины XVIII в. Углы четверика, восьмигранника и трапезной закреплены плоскими пилястрами. На уровне первого и второго этажей по периметру здания проходит профилированный пояс-карниз. Такие же карнизы завершают плоскости четверика, трапезной и восьмерика. Наличники окон представляют собой рамки тонкого полувалика с расположенными над ними сандриками.
Наличники окон — восьмерики другого типа, в виде полуколонок, завершенных фигурными фронтончиками. На церкви — одна большая глава.
Церковь «Святого Праведного Иоанна Кронштадтского является памятником мемориальной архитектуры начала ХХ века. Расположена на насыпном холме в южной части Чебоксарского залива, где еще до основания города-крепости Чебоксары, располагалась «воинская сила». Среди памятных мест Чебоксар Владимирская горка по праву может считаться одним из главных. Богатством исторических событий и своеобразием архитектурных памятников она не уступит любому другому уголку города.
Летом 1555г. первый архиепископ Казанский и Свияжский Гурий с этого места по поручению Иоанна Грозного освятил место будущего городского поселения иконой Владимирской Божией Матери. Так эта возвышенность получила название Владимирской горки.
Одной примечательной особенностью района, примыкающего к Владимирской горке, является некрополь, самый древний из имеющихся ныне на территории города, К сожалению, сведений о первых захоронениях на этом месте не сохранилось. Известно лишь, что уже в 70-х годах XVIII столетия была предпринята попытка закрыть расположенное здесь кладбище, правда с оговоркой: «погребение в означенной Владимирской пустыни мертвых человеческих тел допускать. только по знатности лиц, от которых может происходить вклад».
Возвышающаяся над склепом часовня отличается классической простотой композиции, хорошо найденными пропорциями и выразитель-ными деталями. Особо выделяется архитектурно-декоративное убранство западного фасада, портик которого решен в виде треугольного фронтона с разорванным антаблементом, опирающегося на круглые колонны коринфского ордера. Северный и южный фасады оформлены несколько скромнее: треугольный фронтон поддерживается здесь спаренными пилястрами ионического ордера, разрыв антаблемента менее выражен, поверхность стен оштукатурена под руст. Наиболее заметным элементом боковых фасадов являются большие арочные окна со сложным орнаментированным переплетом, в верхней части которого находятся ажурные розетки, первоначально имевшие вставки из цветного стекла. Между оконными переплетами сохранились декоративные кованые решетки. Оконные проемы венчают замковые камни с рельефным изображением херувимов. Внутреннее убранство храма полностью утрачено.
Храм-часовня Иоанна Воина. Кирпичная церковь-памятник, построенная в 1999-2000 к 55-летию победы в Великой Отечественной войне. Столпообразная однокупольная постройка, в целом выстроенная по образцу Георгиевской церкви на Поклонной Горе в Москве.
Церковь «Взыскание погибших» иконы Божий Матери. Церковь построена на средства пожертвователей в 1996-2000 гг. Имеет два престола: во имя иконы Божией Матери «Взыскания погибших» и св. Николая Чудотворца. Внутри храм расписан.