Что такое музыкальный размер
Музыкальный размер
Воспринимая музыку на слух, простой обыватель получает возможность насладиться оригинальной звуковой палитрой: красотой мелодии, интересными ритмическими комбинациями и виртуозными пассажами. Музыкальное полотно кажется безупречным: в нем нет ничего лишнего, всё гармонично. Но профессиональные музыканты знают, что при кажущейся спонтанности и абстрактности, каждое музыкальное произведение имеет четкую, можно сказать, математическую структуру. Музыка – это не просто набор красивых звуков и аккордов, гармонично перетекающих один в другой. Оказывается, ее можно измерить и посчитать.
Размер
Теории музыки существуют понятия метра и ритма. Метр — это расстояние от одной сильной доли в такте до следующей сильной доли, а ритм – это чередование нот разных длительностей. Чтобы музыка звучала правильно (то есть так, как задумал композитор), мы должны сыграть нужную ноту в отведенное для нее время. Ведь музыка – это искусство, которое разворачивается во времени, и для каждой ноты задумана своя очередь и свое время в произведении. Музыкальный размер — это «регулировщик», который задает музыке определенные параметры метра.
Что такое музыкальный размер?
Взяв в руки какой-нибудь музыкальный сборник, мы увидим, что каждое произведение оформлено соответствующим образом. Проанализируем фрагмент фортепианной пьесы «Жеребёнок» Б. Паливода:
Мы видим два нотных стана, соединенных фигурной скобочкой (акколадой) и тактовой чертой. Это значит, что музыка первой и второй строчек подчинена общему счету и должна исполняться двумя руками вместе. Затем следуют ключи – скрипичный и басовый. А за ключами размер: две цифры, записанные в столбик: 2 и 4. Музыканты говорят так: две четверти. Это и есть музыкальный размер. Верхняя цифра указывает на количество долей в такте, а нижняя – на сами доли (4 – четверти, 8 – восьмые и т.д.).
Виды долей
Каждый такт условно делится на несколько частей. В размере 2/4 – на 2 части; в 3/4 — на 3 части; 4/4 – на 4 части. Это и есть доли. В каждой части/доле может быть не 1, а 2 ноты (в размере 6/8 – три ноты в первой доле и три — во второй).
Музыка имеет «сердцебиение» — внутреннюю пульсацию, которая образуется чередованием сильных и слабых долей. В двухдольном размере сильной долей будет первая нота в такте, а вторая — слабой. В трехдольном размере сильной будет первая доля, а вторая и третья – слабые. В четырехдольном размере первая доля сильная, вторая слабая, третья относительно сильная, четвертая – слабая.
Такты
Нотный стан разделяется тактовой чертой, а в пространстве – в тактах — излагается музыкальный материал (мелодия, аккомпанемент). Количество нот в одном такте может быть разным: от одной до четырех и более. Деление каждого произведения на такты позволяет структурировать и держать в порядке все его компоненты: мелодию, аккорды и ритм. Такт это своего рода емкость, которая имеет свою вместимость. Он может вмещать в себя только определенное количество нот с учетом их длительностей.
Таким образом, в «Жеребёнке» в каждом такте содержится две четвертные доли (но не обязательно четвертные длительности!). Это видно в строчке, где написан аккомпанемент – в первом такте мы видим две четвертные ноты. А что же в верхней? Почему там 4 ноты? Поскольку там присутствует ритм из более мелких длительностей – восьмых — их количество возросло до четырех в такте. Две восьмые соответствуют одной четвертной. Если в такте 4 восьмых, то они эквивалентны двум четвертым.
Для того, чтобы понимать, сколько нот каких длительностей должно быть в такте при разных размерах пьес, нужно знать длительности и их счет.
Теперь обратим внимание на второй такт. В мелодии мы видим две четвертные, а в аккомпанементе одну половинную. Одна половинная соответствует двум четвертым точно так же, как одна половинка яблока равняется двум его четвертинкам (только они меньше и их две, но в сумме они все равно являются половиной яблока).
Таким образом, музыкальный размер 2/4 может быть выражен в такте так:
Примеры музыкальных ритмов
Это всё еще кажется сложным? Тогда представьте себе, что у вас есть корзина, в которую вмещается 2 кг яблок. В нее вы можете положить:
При этом вы не можете положить в корзину яблоко весом 4 кг (что будет соответствовать одной ноте целой длительности, которая измеряется четырьмя счетами-«килограммами»), поскольку ваша корзина может вмещать только 2 кг.
Если ваша корзина (такт) может «вместить» 4 кг (музыкальный размер 4/4), вы можете ее наполнить следующим образом:
В такте вы можете увидеть комбинации из нот разных длительностей. Это называется ритмом или ритмическим рисунком. При написании какой-либо пьесы композитор использует придуманную мелодию и ритм, которой придается определенная структура.
Размер такта в музыке и есть той самой «корзиной» (структурой), емкость которой ограничена количеством нот в такте и их «весом» (длительностями).
Простые и сложные размеры
Размер в музыке бывает простой и сложный (смешанный).
Сложные размеры в музыке – это результат объединения нескольких простых размеров.
Так, размер 12/8 в музыке будет считаться 4 раза по три счета внутри каждого такта. Рассмотрим, какие ритмические конфигурации можно встретить в музыке с таким параметром:
Теперь изучим трехдольные размеры: 3/4, 3/8 и 6/8. Их еще называют музыкальными размерами вальса. Давайте разберемся с их счетом.
В размере 3/4 будет присутствовать стандартный счет на три: раз-два-три. В 6/8 в одном такте будет два раза по три счета: 1-2-3, 1-2-3. Точь-в-точь, как движения классического вальса. Как же считать размер 3/8 в музыке? Также на три счета. Например:
Размер 8/8 в музыке представляет собой объединение трех простых размеров: 3+3+2 или 3+2+3 или 2+3+3 (так группируются ноты в записи).
Музыкальные размеры 4/4 и 2/2 похожи между собой. В первом случае один такт будет считаться на 4 счета (1-2-3-4), а во втором случае один такт считается два раза по два (1-2, 1-2), что в сумме также составляет четыре. Не забываем, что в музыкальном счете может присутствовать связка «и», которая часто употребляется, когда в музыке присутствуют восьмые длительности.
Посмотрим на примеры 4/4 и музыкального размера 2/2:
Музыкальный размер танго «Кумпарсита» Х. Родригеса — самого известного и страстного танца в мире – 4/4. Здесь отчетливо слышен четырехдольный метроритм: 1-2-3-4:
Проанализируем мелодию и ритм этого произведение (верхнюю строку). В первом такте мы видим наполнение в виде четырех четвертных. Здесь всё предельно ясно – каждая четвертная будет соответствовать своему счету. В данном случае этот счет будет порядковым: раз (первая нота) — два (вторая нота) — три (третья нота) — четыре (четвертая нота). Во втором такте на первую долю стоит пауза. Паузы, как и ноты, имеют такие же длительности. Итак, во втором такте на первую долю стоит восьмая пауза. Ее мы считаем – раз. Далее идет группа из трех восьмых. На каждую из них попадает счет: и-2-и (помним о том, что восьмые «любят» связку «и»). Затем следует четвертная и четвертная. Им достается то, что осталось: 3-и; 4-и. С нового такта счет начинается заново.
Важное примечание: счет должен быть всегда равномерным и четким. А попадание каждой ноты в отведенный для нее счет является обязательным условием правильного исполнения произведения! Начинающим музыкантам рекомендуется считать вслух, чтобы добиться соответствия счета и ноты. Торопиться в этом деле не стоит. Выучив произведение в медленном темпе, вы очень скоро достигнете хорошей технической формы, и необходимый темп со временем придет естественным образом.
Все про музыкальные размеры
Приветствую, читатель! Сегодня поговорим о таких важных музыкальных понятиях как метр, размер, такт и прочих сопутствующих. Я постараюсь изложить материал в максимально доступной форме, понятной для музыкантов без начального образования (всеми нами любимые музыкальные школы) и объяснить взаимосвязь всех важных для понимания терминов. Приступим!
Что такое музыкальный размер?
Самое примитивное объяснение — это цифровое обозначение в виде дроби, которое помещается после ключа и ключевых знаков на нотном стане. Вы все встречали эти цифры не один десяток раз, если имели дело с печатными нотами. Но что эта дробь обозначает, спростите вы? Сейчас объясню.
В музыке, как и, например, в поэзии, есть последовательное чередование ударных и безударных слогов. Сравните эти два стихотворения и попытайтесь расставить ударения над слогами:
Обратите внимание на количество слогов между ударениями.
Последовательность периодически повторяющихся акцентируемых и неакцентируемых равнодлительных отрезков времени в музыке называется метром. Тут важно понять, что акценты не появляются хаотично, наоборот, они строго организованы и чередуются в определенном порядке с неакцентируемыми отрезками. Эти акценты называются метрическими акцентами.
В свою очередь, равнодлительные отрезки называются в музыке метрическими долями (или просто долями). Акцентируемая доля называется сильной, а неакцентируемая слабой.
Какие бывают музыкальные размеры?
Все размеры в музыке можно поделить на простые и сложные.
Простыми называются метры и размеры, имеющие две или три доли при одном акценте. Примеры двудольных размеров: 2/4, 2/8, 2/2.
Размер 2/2 также называется alla breve (аля брэвэ), и часто обозначается следующим образом:
Трехдольный метр применяется в виде следующих размеров: 3/4, 3/8, 3/2 и (возможно) другие.
Обратите внимание, что в этих размерах в знаменателе всегда либо цифра 2 либо цифра 3. Это важно! Только такие размеры могут называться простыми, поскольку делить их на более мелкие невозможно. Размер 4/4 например, уже является сложным т.к. может быть представлен как 2/4 + 2/4.
Следовательно, сложными размерами называются размеры, которые можно получить «складывая» вместе простые размеры. Вот несколько примеров сложных размеров. В скобках указаны простые размеры из которых они составлены: 4/4 (2/4 + 2/4), 6/8 (3/8 + 3/8), 7/4 (2/4 + 2/4 + 3/4), 5/4 (2/4 + 3/4) и другие.
Первая доля в таких размерах всегда сильная, а те доли, которые были в простом размере сильными, становятся теперь относительно сильными. Например, первая доля в 4/4 сильная, а третья уже станет относительно сильной.
Что означает знаменатель в музыкальном размере?
С числителем мы немного разобрались и теперь знаем, что он обозначает количество долей в музыкальном метре. Теперь про знаменатель.
В знаменателе музыкального размера указывается длительность, которой равняется каждая доля числителя. Например размер 2/4 — это двудольных простой размер у которого каждая доля равняется одной четвертной ноте. Размер 6/8 — сложный трехдольный размер у которого каждая доля равняется одной восьмой ноте.
Для новичков здесь важно понять, что размер не обозначает количество нот в такте. Музыкальный размер — это мера объема самого такта в музыкальных длительностях. Проведем аналогию с трехлитровой банкой. Вы не можете налить в нее более трех литров за один раз. Но, можете три раза налить в нее по одному литру или шесть раз по пол-литра. Можете не долить один литр, но налить более 3 литров никогда не получится.
Такой же принцип и здесь. Вы не можете записать в один такт длительность (или несколько длительностей) превосходящие в сумме размер самого такта.
Например, в двухчетвертной такт нельзя записать три четвертные ноты (или половинную с точкой), но можно записать четыре восьмушки или восемь шестнадцатых. Если вы записываете в такой такт только одну четверть, то его оставшийся объем нужно дополнить четвертной паузой. Думаю вы поняли принцип…
Тактовая черта
Да, небольшое уточнение. Поскольку мы говорим про равнодлительные отрезки времени, а именно метрические доли, и про то, что они чередуются в определенной последовательности (ударные и безударные), то неплохо было бы это обозначать в нотах. Для этого есть тактовая черта — вертикальная линия, пересекающая нотный стан (цифра 2 на рисунке). Тактовая черта всегда ставится перед первой (сильной) долей.
Как размер связан с темпом и временем?
Важно понять, что музыкальный размер обозначает только «объем» такта, если можно так выразиться. Часто новички думают, что размер каким-то образом влияет на скорость воспроизведения музыки. Что, скажем, 2/4 играются медленнее чем 4/4 или 6/8 или что-то вроде этого.
Нет, скорость воспроизведения в музыке обозначается темпом. Темп может быть обозначен как словами, например allegro, largo, andante (традиционно для классической музыки), fast, medium, slow (более характерно для джаза и другой современной музыки), так и цифрами, обозначающими количество ударов метронома в минуту. Рассмотрим следующий нотный пример:
Я думаю вы уловили связь.
Поскольку в этой песне использован размер 12/8, то в такте будет 4 удара метронома (3/8 + 3/8 + 3/8 + 3/8 = 12/8).
Как считать музыкальные размеры?
Это зависит от нескольких факторов. Во-первых, это темп произведения. Чем он медленнее, тем больше времени у вас на счет, значит можно поделить крупные длительности на более мелкие, если это целесообразно. Во-вторых это зависит от того, простой или сложный размер.
В очень быстрых темпах музыканты редко считают каждую долю, скорее они ориентируются только на сильную долю в такте, либо отстукивают ногой каждую долю. Все зависит от музыки и опыта музыканта.
Размер 5/4 можно посчитать как: раз-два-три-раз-два | раз-два-три-раз-два
Ну а на сегодня пока что все. Если у вас есть вопросы, задавайте их в комментариях ниже, я постараюсь на них ответить.
Музыкальный размер
Разме́р — число, обозначающая ёмкость такта, то есть максимальное количество долей между сильными долями, которое он способен содержать. Тактовый размер часто принимается за дробь. Такое расхожее заблуждение связано с тем, что в нотном письме он указывается одним числом, записанным над другим. При этом верхняя цифра (числитель этой «дроби») указывает на количество долей, составляющих такт для данного музыкального размера, а нижняя (знаменатель) — на длительности нот, на которых базируется разметка этого такта.
Музыкальный (тактовый) размер определяется чередованием сильных, слабых и относительно сильных долей (так называемой «пульсацией») музыки, которые, как правило, легко услышать.
Простых размеров всего два — двухдольный и трехдольный; из них образуются сложные (в том числе размер 4/4) и смешанные (5/4, 7/4 и пр.) размеры. Смешаный размер образуется сочетанием 2х и 3х дольных размеров. Например 5/8 = 3/8+2/8 = 2/8+3/8 (зависит от расстановки акцентов исполнителем). Или 13/4 = 2/4+2/4+2/4+2/4+2/4+3/4 = 2/4+2/4+3/4+2/4+2/4+2/4.
Размер такта выставляется в начале произведения, на каждом нотоносце отдельно, после ключевых знаков, и сохраняет значение до конца произведения или до установления нового размера.
Источник
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Музыкальный размер» в других словарях:
Музыкальный диктант — практикуется при изучении музыкальной дисциплины сольфеджио. Музыкальный диктант представляет собой запись нот на слух: преподаватель проигрывает несколько раз музыкальный фрагмент (одноголосный, двухголосный или многоголосный), после чего… … Википедия
РАЗМЕР — РАЗМЕР, размера, муж. 1. Величина чего нибудь в одном измерении. Линия размером в пять сантиметров. Размер палки полметра. || величина какого нибудь предмета во всех измерениях. Дом огромных размеров. Размер участка. Размеры тела. 2. Количество,… … Толковый словарь Ушакова
РАЗМЕР — (музыкальный), количественная характеристика тактового метра. В нотном письме обозначается дробью без черты, где числитель выражает число ритмических единиц (долей) в такте, а знаменатель их длительность (например, 24, 38 и т.п.); иногда размер… … Современная энциклопедия
Размер — музыкальный, метрический размер, тактовый размер, выражение музыкального Метра в определённых ритмических единицах … Большая советская энциклопедия
Размер (музык.) — РАЗМЕР (музыкальный), количественная характеристика тактового метра. В нотном письме обозначается дробью без черты, где числитель выражает число ритмических единиц (долей) в такте, а знаменатель их длительность (например, 24, 38 и т.п.); иногда… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Размер такта — Эту страницу предлагается объединить с Акколада (музыка), Ключевые знаки … Википедия
размер — а; м. 1. Величина чего л. в каком л. измерении. Садовый участок размером в шесть соток. Яйцо размером с кулак. Отстроить дом громадных размеров. Вошёл мужчина внушительных размеров. Деревья поражали своими размерами. Небольшой, средний,… … Энциклопедический словарь
размер — а, м. 1) Величина чего л. в одном или нескольких измерениях. Размеры шкафа. Площадка размером восемь на двенадцать метров. Некоторые деревья поражали своими размерами. Это были настоящие лесные великаны, от 20 до 30 м высоты и от 2 до 3 м в… … Популярный словарь русского языка
Музыкальный ключ — У этого термина существуют и другие значения, см. Ключ. Музыкальный ключ (итал. chiave, от лат. clavis ключ) знак в музыкальной нотации, указывающий местоположение ноты (то есть высотной позиции) F, или G, или С на нотном стане.… … Википедия
размер — а; м. см. тж. размерный 1) Величина чего л. в каком л. измерении. Садовый участок размером в шесть соток. Яйцо размером с кулак. Отстроить дом громадных размеров. Вошёл мужчина внушительных размеров. Деревья поражали своими размер … Словарь многих выражений
3 вида музыкальных размеров — просто о сложном
Музыкальный размер очень важная составляющая нотной грамоты. Его базовая функция — организовать музыку во времени. Также он существенно влияет на характер, образ и даже жанр музыкального произведения.
Размеры бывают всего трех видов – простыми, сложными и смешанными.
Чтобы разобраться, что же такое музыкальный размер и каким образом он организовывает музыкальную ткань, нам попутно потребуется ввести несколько новых понятий. Но, обо всем по порядку.
Пульсация
Первое понятие, которое необходимо ввести — пульс музыкального произведения.
Вы, наверное, замечали, что музыку часто описывают как нечто живое: весёлая, легкомысленная, задумчивая, решительная. И действительно, музыка имеет ряд качеств, характерных для живого организма, например такие как характер и настроение. Но главное, что в музыке, как и в живом организме бьется пульс. Вам наверняка доводилось бывать на концертах и хлопать в такт одновременно со всем залом. Это происходит именно потому, что люди чувствуют пульс музыки.
Как и человеческое сердце пульс может замедляться или ускоряться, но он бьётся равномерно и непрерывно на протяжении всего произведения.
Запомним: пульсация — это равномерность, которая обеспечивает музыкальное движение.
Доля
Доля – единица измерения пульсации.
Отрезок музыкальной ткани, заключённый между двумя сильными долями, называется тактом. К этому понятию мы еще вернемся.
Сейчас все понятно 329
Размер, метр, такт
Музыкальный размер показывает, сколько и каких долей включает в себя один такт. Выглядит размер как математическая дробь, где числитель — количество долей в такте, а знаменатель — длительность доли.
Число, расположенное сверху, говорит нам сколько долей содержит один такт; указывает до скольких нужно считать в каждом такте (до двух, до четырех, трех, шести и т.д.). при чтении это число принято называть в женском роде: две, четыре, три, шесть.
Число из нижней части дроби, обозначает длительность каждой доли; помогает понять, какими нотами следует считать удары пульса – четвертями, восьмыми и так далее. Это число произносят как соответствующее название длительности в родительном падеже: четверти, восьмых, шестнадцатых. Исключением будет размер, где счет осуществляется половинными нотами. Так размер 3/2 читается как «три вторых». А мы рассмотрим размер 2/4 «две четверти»:
Первая доля всегда сильная, она выделена красным цветом. Синим изображены слабые.
Метр
Очередность сильных и слабых долей называется метром.
Сильные и слабые доли чередуются в определённой последовательности, которую задаёт размер. Эта очередность долей создает метр произведения.
Такт
Отрезок музыки между двумя сильными долями называется тактом. На письме такты разделены вертикальными линиями — тактовыми чёрточками. Последний такт закрывается двумя тактовыми черточками.
Теперь, когда все элементы на месте, вы видите, что каждый такт соответствует размеру 2/4 и содержит по 2 четвертные доли.
Рассмотрим пример трехдольного размера – 3/4:
Первая доля — сильная. Размер указывает, что в одном такте должно быть 3 четвертные доли – значит вторая и третья будут слабыми.
Ритм
Как вы помните пульсация равномерна, а вот музыкальное полотно может быть представлено нотами и паузами различными по долготе звучания. И здесь пора ввести новое понятие – ритм.
Ритм – это последовательность звуков и пауз разной продолжительности. Так в одном такте могут сочетаться четверти, восьмые, шестнадцатые и другие длительности, образуя ритмический рисунок. Давайте рассмотрим пример в размере 4/4. Нижняя строка отображает шаги пульса – четвертные доли, они прозвучат щелчками. На верхней строке изображены варианты ритмического рисунка:
Вариантов ритмического рисунка может быть очень много, и я представил далеко не все. Длительности можно комбинировать между собой, главное хорошо считать – сумма длительностей нот в каждом такте должна быть равна сумме длительностей долей, указанных в размере.
Виды размеров
Музыкальные размеры бывают простыми, сложными и смешанными.
Простыми называют двухдольные и трехдольные размеры.
Двухдольные читаются так: две вторых, две четверти, две восьмых, две шестнадцатых.
Трехдольные так: три вторых, три четверти, три восьмых, три шестнадцатых.
Рассмотрим размер 2/4 «две четверти». Он состоит из двух доле́й, каждая из которых равна четвертной ноте. Считать доли в такте следует так: «раз-и, два-и». Каждый такт должен быть наполнен нотами, которые могут быть разной длительности, главное, чтобы в сумме длительности этих нот давали две четверти. Взгляните на пример:
Размер 3/4 имеет три доли, каждая из которых равняется четвертной ноте. Их так же можно разбить на более мелкие длительности или объединить в более крупную. Считаем этот размер до трех «раз-и, два-и, три-и». Вот некоторые варианты ритмического рисунка в размере три четверти:
Также вместо нот могут быть использованы паузы необходимой длительности:
Сложные размеры
Сложные размеры образуются за счет сложения двух или более простых одинаковых размеров. Например, размер 4/4 это сумма простых размеров 2/4 + 2/4. Размер 6/8 является суммой размеров 3/8 + 3/8.
Наиболее ходовыми сложными размерами являются:
Сильная и относительно сильная доля
В сложном размере будет столько сильных долей, сколько простых размеров он включает в свой состав. Например, размер 4/4 состоит из двух простых размеров 2/4 + 2/4. Значит сильных долей в каждом такте будет две. На изображении я поделил пунктирной линией такт на две части, каждая из которых соответствует размеру 2/4. Красным цветом отмечены ноты, которые приходятся на сильную долю.
На следующем изображении цифрами обозначены номера долей. Вы видите, что сильными долями в размере 4/4 являются первая и третья. Однако первую долю принято называть сильной, а третью – относительно сильной. Сильная доля более акцентирована и на изображении выделена знаком акцента красного цвета (>). Относительно сильная доля менее акцентирована и обозначена акцентом синего цвета.
Рассмотрим еще один пример – 6/8. Это шестидольный размер, где пульс шагает восьмыми нотами. Он сложен из двух простых размеров – 3/8 + 3/8. Как и всегда первая доля будет сильной, а относительно сильной будет четвертая, потому что она является начальной во втором простом размере 3/8. Взгляните:
Смешанные размеры
Смешанным называют сложный размер, который состоит из двух простых не одинаковых размеров – двухдольного и трехдольного. Чаще всего можно встретить размеры 5/4; 7/4 и 5/8; 7/8.
Размеры 5/4 и 5/8 – пятидольные. По своей сути они одинаковы, но в первом случае пульс шагает четвертями, во втором – восьмыми. Так как это сложный размер, он состоит из нескольких простых:
Если произведение написано в смешанном размере, то в скобках, как правило, указывают из каких простых размеров оно состоит. На изображении ниже, первый такт является суммой 2/4 + 3/4; второй – 3/4 + 2/4.
От того, как меняется последовательность простых размеров внутри сложного, зависит местоположение относительно сильной доли. В первом такте относительно сильной долей будет третья, во втором — четвертая. От расположения относительно сильной доли зависит акцент внутри такта, а значит и его ритмическая организация.
Размеры 7/4 и 7/8 – семидольные. Состоят из трех простых размеров, два из которых двухдольные и один трехдольный.
Совсем тяжко идет 166
Группировка нот
Группировкой называется объединение нот в группы. Это делается с одной простой целью – облегчить визуальное восприятие нот и ускорить разбор ритмического рисунка. Для сравнения приведу пример в виде номера телефона. Какой вариант легче воспринимать? Думаю, вы согласитесь, что второй:
Объединяться в группы могут только длительности с флажками, то есть длительности меньше четверти – восьмые, шестнадцатые и так далее. Когда они соединяются в группу, то флажки нот превращаются в горизонтальные линии — ребра. Сколько было флажков, столько будет и ребер у группы:
В группы могут объединяться ноты разной продолжительности, главное, чтобы все они были меньше четверти. Пусть вас не смущает разное количество флажков, это вовсе не мешает объединять ноты в группы:
Также паузы могут встраиваться в группу:
Группировка длительностей в такте
Рассмотрим пример группировки нот в самых популярных размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.
В размерах 2/4, 3/4, 4/4 ноты объединяются в группы по счетным долям (они указаны в знаменателе размера) – в нашем случае это четверти. Группировать следует так, чтобы границы долей было отчетливо видно. Например, в размере 4/4 шестнадцатые ноты нужно группировать по четыре:
Не трудно посчитать, что каждая группа равна четвертной доле. В одном такте будет 4 таких группы.
А вот пример того, как группировать не следует:
Визуально воспринимать такую группировку нот чрезвычайно трудно, а читать с листа – невозможно.
Размер 4/4 — сложный и состоит из двух простых – 2/4 + 2/4. Поэтому иногда ноты в этом размере группируются не по долям, а в соответствии с составным простым размером. Получится две группы по две четверти. Как лучше сгруппировать ноты выбирает сам композитор, главное, чтобы это легко воспринималось глазами.
В размере 2/4 ноты объединяют в две группы, каждая из которых равна четверти:
Ниже приведен пример группировки в размере 3/4:
Ритмический рисунок не самый простой, но ноты сгруппированы таким образом, что сразу видно каждую долю и посчитать размер такта не составит труда.
В размерах 6/8, 9/8, 12/8 счёт осуществляется восьмыми нотами. Принцип группировки в таких размерах будет несколько другим. Эти размеры сложные трехдольные и, как вы уже знаете, состоят они из нескольких простых:
Группировать ноты в подобных случаях, следует опираясь на простой размер, из которого состоит сложный — в нашем случае это размер 3/8. Эти цифры служат нам подсказкой, говоря, что ноты нужно собирать в такие группы, где сумма длительностей будет равна трем восьмым. Например, в размере 6/8 (3/8+3/8) ноты нужно объединять в две группы по три восьмые в каждой.
Ритм может быть самым разнообразным, но каждая группа нот, все равно должна быть равны трем восьмым:
Группировка нот напрямую зависит от музыкального размера. Мы рассмотрели не все варианты группировки, но главное усвоить принцип и запомнить, что группировать нужно так, чтобы это было удобно читать.
Статья понравилась 329
Статья не понравилась 166
Заключение
Мы познакомились с тремя видами размеров — простыми, сложными и смешанными. Надеюсь, теперь вам понятно что такое музыкальные размеры и на что они влияют. Если статья была интересна и понятна будем рады отзывам. Если возникли вопросы – тем более пишите их в комментариях, будем вместе разбираться. Также вступайте в группу вконтакте и подписывайтесь на Youtube канал.
А сейчас посмотрите джазовую пьесу «Take Five«, записанную квартетом «The Dave Brubeck Quartet» в 1959 году. это был первый джазовый сингл, разошедшийся в более чем миллионе экземпляров. Автор пьесы — Paul Desmond, саксофонист квартета. Написана эта музыка в достаточно необычном ритме 5/4. Именно отсюда и идет ее название.