самый древний монастырь абхазии
Старинные монастыри и храмы Абхазии
С каждым годом на отдых в Абхазию прибывает все больше и больше туристов, прокладывается все больше туристических маршрутов: спокойные послевоенные годы возвращают республике имидж колоритного кавказского государства. И все же, при упоминании Абхазии, у большинства людей среднего возраста встают перед глазами события двадцатилетней давности – грузино-абхазская война. Черным щитом эта война закрыла от нас другую, более древнюю историю Абхазии, летопись которой также красна от войн и сражений, гордости и свободолюбия. В эту летопись крепко вплетена нить истории зарождения христианства. Начинается она в библейские времена, с имени Симона Кананита, и заканчивается… Да разве может она закончиться?
Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь
Верхнюю строчку рейтинга туристической популярности абхазских святынь уверенно занимает Новоафонский Симоно-Кананитский монастырь, расположенный на склоне Афонской горы в Новом Афоне. Он был основан в 1875 году русскими монахами, приехавшими из находившегося на грани расформирования Свято-Пантелеймоновского монастыря в Греции. Иноками был проделан колоссальный объем работ: срезана часть горы, вырублен лес, разбиты огромные валуны, засыпаны пропасти, проложены дороги, осушены болота, построен монастырский комплекс. Строительству мешала разгоревшаяся русско-турецкая война. Торжественное открытие обители собрало больше двадцати тысяч паломников и состоялось в сентябре 1900 года. Монастырский комплекс стал оплотом православия на Кавказе. Кроме религиозной деятельности, монахи занимались просветительной работой, развитием инфраструктуры Нового Афона, сельским хозяйством.
С 1994 года в монастыре возобновились службы. Во время экскурсии в Новоафонский монастырь сегодня можно увидеть древние иконы, красивейшую архитектуру, парк с прудами, водопад и фрески, пережившие все невзгоды.
Команский монастырь и грот Симона Кананита
Грот Симона Кананита находится в Новом Афоне, на склоне горы в окрестностях реки Псырцхи. В этой тесной пещере, с узким входом под сводом, прожил свои последние дни один из двенадцати апостолов Христа – Симон Кананит (это на его свадьбе Иисус превратил воду в вино). Прибыв на Кавказ после долгих странствий, Симон начал проповедовать христианскую веру и крестил местных жителей. Когда об этом узнали римляне, они казнили проповедника. Грот, в котором он жил, и построенный на месте могилы проповедника храм, – одни из самых почитаемых религиозных мест Абхазии.
Анакопийский храм
Отхарский монастырь и Мюссерский храм
Если в Крыму известно большое количество пещерных монастырей и городов, то в Абхазии их совсем немного. Самый известный находится в Гудаутском районе, недалеко от поселка Отхара. Громадный, поросший зеленью, скальный замок отвесной стеной вырастает из самшитового леса на берегу реки Черной. Примерно на пятидесятиметровой высоте чернеют ряды отверстий разных диаметров. Это окна множества келий, добраться до которых можно только с опытными проводниками-скалолазами.
Вход в Отхарский монастырь находится высоко над землей: отшельники попадали в него с помощью приставной лестницы. Построенный предположительно в XII веке как укрытие от врагов, позже скальный замок был облюбован монахами-аскетами и превратился в монастырь. Спустя столетия монахи покинули пещеры, и они стали надежным пристанищем местных разбойников-пиратов.
Мюссерский храм, построенный в X-XII веках, находится на одноименном мысе в устье реки Амбара. Знатоки считают его жемчужиной церковной архитектуры Абхазии. Огромный, напоминающий базилику, храм был сложен из крупных каменных блоков и украшен снаружи тесаным камнем. Его стены смотрели в мир двенадцатью арочными окнами. В Мюссерском храме был большой главный зал и несколько служебных помещений. Храм окружала каменная ограда, часть которой можно увидеть и сегодня во время экскурсии в Мюссерский храм.
Бедийский собор и Бзыбский храм
В селе Агубедиа (Ткурчалский район) расположен один из ярких примеров средневековой грузинской архитектуры – православный Бедийский собор. Его построил в Х веке абхазский царь Баграт II (его усыпальница находится в храме). С начала прошлого века к храму начинают массово стекаться паломники. В настоящее время в Бедийском соборе проводятся реставрационные работы.
Другие монастыри, соборы и храмы Абхазии
Рассмотренные выше монастыри и храмы – самые посещаемые туристами в Абхазии, но далеко не все… Если вы захотите посетить как можно больше «святых» мест этой кавказской страны, кроме перечисленных монастырей и храмов обязательно включите в свой маршрут:
Абхазия (храмы)
Содержание
Благовещенский кафедральный собор (Сухум) [ править ]
В 1909 году на средства греческой православной общины города Сухума в центре города начал возводиться крестово-купольный, трёхнефный храм в неовизантийском стиле, строительство которого было завершено в 1915 году. Первоначально храм был освящён в честь святителя Николая Чудотворца и до 1940-х годов именовался как «греческий Никольский храм».
После Второй мировой войны храм стал кафедральным собором Сухумо-Абхазской епархии Грузинской православной церкви. В 1980-х годах при митрополите Давиде (Чкадуа) в соборе прошли значительные работы по реконструкции в связи с чем появился придел в честь святителя Николая и ряд боковых пристроек.
В марте 2010 года в соборе прошли восстановительные работы и установлен позолоченный купол, изготовленный челябинской фирмой ООО «Марион» — «Златосфера».
До 1990 года в соборе хранилась гробница Иоанна Златоуста (позднее была перенесена на место его кончины — в село Коман, в храм Команского монастыря). В соборе также находится икона великомученика Пантелеимона с частицей его мощей.
10 февраля 2011 года Правительство Абхазии передало Благовещенский собор Абхазской православной церкви в безвозмездное и бессрочное пользование.
Адрес: Абхазия, г. Сухум, ул. Абазинская, д. 75
Гагрский Ипатьевский храм (крепость Абаата) [ править ]
Гагрский храм святого Ипатия (Покровский храм) расположен в крепости Абаата.
Он был построен в VI-VIII веках и относится к числу древнейших культовых сооружений на территории Абхазии.
Фактически находится в ведении неканонической Абхазской православной церкви, принадлежность оспаривается Грузинской православной церковью.
Один из древнейших образцов трехцерковных базилик на территории Абхазии. Пережив период генуэзских факторий и турецкого господства, храм почти полностью сохранил свои древние формы и неповторимый облик.
Адрес: Абхазия, г. Гагра, пр-т Нартаа, д. 17.
Илорская церковь святого Георгия Победоносца [ править ]
Илорская церковь святого Георгия (груз. ილორის წმინდა გიორგის ეკლესია) — христианский храм в селе Илор в Абхазии, образец грузинской архитектуры XI века. Комплекс Илорской церкви составляют само здание церкви и подсобные строения. Территория обнесена булыжной оградой, над воротами имеется колокольня.
Адрес: Республика Абхазия, Очамчырский район, поселок Илор.
1) На личном автотранспорте из Сухума в сторону Грузии до правого поворота на Очамчиру. Далее проезжаем по набережной (в Очамчире набережная является центральной улицей) через весь город и никуда не сворачивая едем по главной дороге около 3 километров, пока справа не покажется Илорский храм (указателей нет).
2) Рейсовым автобусом от ж/д вокзала города Сухум до Очамчыры, далее около 5 километров пешком или на попутке (не рекомендую 2 вариант).
3) С экскурсией, на которую можно записаться в любом курортном населенном пунтке Абхазии.
Лыхненский храм Успения Пресвятой Богородицы [ править ]
Лыхненский храм на окраине поляны Лыхнашты в селе Лыхны был построен в X–XI веках. Здание храма, каменная ограда и внутренняя отделка хорошо сохранились до наших дней.
В середине XIX века император Николай I распорядился обратить эту церковь в монастырь и место пребывания священников. В начале XX века епископ Уфимский Андрей подарил храму икону Знамения Божьей Матери с надписью на абхазском языке.
Лыхненский храм является усыпальницей владетельного князя Абхазии Сафарбея Чачба (Георгия Шервашидзе), умершего в 1821 году. Его останки были перенесены сюда из Сухумской крепости.
Лыхненский храм относится к тем немногим культовым сооружениям, которые фактически не прекращали свою деятельность не только в период насаждения ислама в Абхазии, но и в советское время.
Адрес: Абхазия, с. Лыхны
Патриарший собор апостола Андрея Первозванного (Пицундский храм) [ править ]
Пицундский храм, он же – Патриарший собор Андрея Первозванного, возвышается в пределах государственного заповедника «Великий Питиунт», основанного в 1991 году для сохранения культурного наследия Абхазии.
История храма уходит корнями в IV столетие, когда на месте римского поселения Питиунт была построена первая древнехристианская базилика.
Собор расположился на пересечении двух улиц, ведущих к морю — Кипарисовой аллеи и ул. им. Т.И. Гицба. Вообще, трудно не заметить массивный забор, окружающий музейный комплекс.
Адрес: ул. Гицба 8, Пицунда, Гагрский район, Абхазия.
Свято-Успенский собор (Дранда) [ править ]
Драндский собор был построен предположительно в VI—VII веках. В Средние века он служил резиденцией епископов. Во время турецкого ига храму был нанесён большой урон, однако он был восстановлен.
Российский и грузинский историк, археолог и этнограф Дмитрий Бакрадзе, посетив Драндский собор в 1860 году, сообщал, что храм был расписан фресками. Однако со временем они полностью разрушились, и во время реставраций храма восстановлены не были.
В 1880 году при соборе был учрежден мужской монастырь, закрытый в 1928 году.
Адрес: Республика Абхазия, Гульрипшский район, село Дранда.
Собор Влахернской иконы Божией Матери (Бедийский собор) [ править ]
Собор был построен в 999 году абхазским царём Багратом III в честь Влахернской иконы Божьей Матери. В храме находится его усыпальница. В XIII веке Бедийский собор реставрировался, заново были сооружены фасад и купол. В плане собор по своей форме приближается к купольным. Стены сложены из тёсаного камня. В XVII веке церковные службы в храме прекратились, возобновлены в XIX веке.
Вопрос о возрождении Бедийского собора ставился в 1912 году епископом Сухумским Андреем (князем А. А. Ухтомским), организовавшим к нему массовое паломничество.
В 100 метрах к западу от Бедийского собора находятся развалины большого каменного дворца с остатками сводов и колонн нижнего этажа, где располагалась трапезная и зал для собраний. На недостроенном втором этаже находились жилые помещения бедийских епископов. С севера к дворцу примыкала колокольня, через первый этаж которой имелся проход на территорию собора.
Адрес: Абхазия, Ткварчельский район, с. Агубедиа
Храм апостола Симона Кананита (Новый Афон) [ править ]
Храм апостола Симона Кананита (абх. Ацқьа Симон Кнтәи ихьыӡ зху абааш; груз. წმინდა სვიმონ კანანელის სახელობის ტაძარი) считается неповторимым образцом древнего церковного зодчества Абхазии, на формирование которого существенное влияние оказал византийский стиль. Датирован IX—X веками. В 2007 году церковь была включена в список недвижимых культурных памятников национального значения Грузии. Храм расположен в долине реки Псырцхи недалеко от города Новый Афон в Абхазии, в Гудаутском районе частично признанной Республики Абхазии, согласно административному делению Грузии — в Гудаутском муниципалитете Абхазской Автономной Республики.
Адрес: Республика Абхазия, Гудаутский район, город Новый Афон.
Проезд: В 26 километрах от Сухума, добираться от российско-абхазской границы на маршрутке, автобусе, электричке)
Храм Василиска Команского (Команы) [ править ]
Ныне имеющийся небольшой деревянный храм (часовня) христианского мученика святого Василиска возведен на средства от частных пожертвований на месте более древнего храма, построенного на месте захоронения святого мученика.
Близ места, где по преданию был убит Василиск, по сей день бьет святой источник.
Адрес: Абхазия, Сухумский район, гора Гумбиху недалеко от селения Команы (Каманы)
Проезд: Часовня и источник святого Василиска находится недалеко от небольшого села Гума, в Абхазии. Если спуститься к реке Гумиста, вы увидите развилку – справа дорога в село Каманы, а слева крутая, горная тропа приведет вас в маленькую часовню, построенную в честь великомученика святого Василиска. Дальше, справа от проселочной дороги, находится источник Святого Василиска.
Скальный монастырь в селе Отхара: пещерный приют древности
4 минуты для чтения
Адрес: Абхазия, с. Отхара.
Стоимость посещения: бесплатно.
Сезонность: круглый год.
Давным-давно появился у древнего села Отхара монастырь в скале. Это необычный скит, коих множество разбросано на землях Абхазии, а скальный и неприступный, немного напоминающий птичьи гнёзда, вырубленные в толще горы. Чаще всего в Отхару туристы едут из-за двух достопримечательностей – это скальный монастырь в Абхазии и форелевое хозяйство. Ну, и, конечно, ради восхитительной природы, чистого воздуха и умопомрачительного аромата густых самшитовых лесов.
СКАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ НА РЕКЕ МЧИШТА: СЕДАЯ ИСТОРИЯ
Многочисленные комнаты-углубления в карстовой скале появились в этих местах очень давно – несколько веков тому назад (предположительно – 11-е столетие, но это очень приблизительная дата). Если верить гипотезам, то до прихода сюда монахов, в пещерах Отхары местные правители пытались отыскать укрытие от частых пиратских набегов. Судя по всему, это им удавалось, ведь каменные мешки, составляющие пещерный комплекс в Абхазии, находятся на высоте 50 м от поверхности земли.
Отхарский скальный монастырь как таковой появился здесь много позже указанных событий. Но, когда именно монахи заселились в эти пещеры, превратив их в аскетичные кельи, точно не знает никто. Из-под огромной горы, в которую вписан монастырь, вытекает пронзительно-голубая река Мчишта. Многие считают воды этого горного потока исцеляющими ото всех болезней. Неизвестно, насколько это утверждение соответствует истине, но то, что они кристально чисты – абсолютный факт.
АРХЕОЛОГИ КОПНУЛИ ВГЛУБЬ ВЕКОВ
Ходят споры также о происхождении объекта: пещерный монастырь в селе Отхара – произведение вдохновлённой природы или рукотворное строение? Неоднократно приводились аргументы в пользу первой теории, но позже, в 1958 году, когда археологи проводили масштабные исследования, обнаружилась правда. Специалисты заметили бойницы, которые были явно искусственного происхождения. Отхарский монастырь и то, что было в этой скале до него, относится к рукотворным произведениям. В пользу этой версии также говорит мягкость и податливость материала карстовых отложений, в которых относительно легко выдалбливать пещеры. Кстати, о назначении бойниц Отхарского монастыря догадаться несложно – скорее всего, они служили для обороны пещер от набегов жестоких флибустьеров.
Но скальный монастырь возле Гудауты исследовали и ранее: в XIX веке с трудом удалось попасть на территорию нижнего яруса пещер. Для этой цели был построен специальный мост по приказу одного из абхазских князей. В кельях археологи нашли старинную кухонную утварь, различные и черепки орудия труда. Также в здешних пещерах исследователи отыскивали множество предметов культа, которыми, вероятно, пользовались монахи- аскеты.
Скальный монастырь на Чёрной речке – один из наиболее древних и ценных архитектурных артефактов, сохранившихся с прошлых веков на территории Абхазии. Бытует мнение, что комплекс выполнял две основных функции – религиозную и оборонительную.
СКАЛЬНЫЙ МОНАСТЫРЬ И САМШИТОВЫЙ ЛЕС: ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ ДЕРЕВНИ ОТХАРА
В скальный монастырь возле Гудауты можно попасть туристам, но следует учитывать, что подъем довольно сложен, поэтому нужна хотя бы минимальная подготовка и специальное снаряжение. Отхарский скит расположен на высоте более полукилометра над уровнем моря, но вход в него размещен на приемлемом и вполне достижимом рубеже.
Скальный монастырь Отхара великолепно вписывается в окружающий пейзаж, поэтому фотографии здесь получаются отменные. Густой самшитовый лес так и манит на прогулку. Находясь среди вековых стволов деревьев, видевших мир таким, каким он был много столетий назад, кажется, что вы попали в сказку.
Путь к Отхарскому скальному монастырю начинается от кишащих рыбой прудов форелевого хозяйства. Далее, тропка ведёт сквозь лес и выводит к истокам бурливой, льдистой Мчишты, вытекающей из глубокого грота. Именно там, стоя у подножья обрывистой скалы и глядя ввысь, туристы могут увидеть небольшие отверстия-кельи, в которых когда-то жили трудолюбивые и мудрые монахи. Бытует легенда, что после иноков- отшельников в здешних пещерах поселились кровожадные разбойники, поэтому люди долгое время опасались взбираться на крутые стены скального монастыря.
Видео Абхазия. Скальный монастырь в селе Отхара
© Andrey Amokk. Видео из открытого источника https://youtu.be/aMLTFcx6304. Не для коммерческого использования.
РЕЧКА С ЗОЛОТЫМИ РЫБКАМИ
Но в этих местах интересен не только монастырь: Мчишта – река, о которой только что упоминалось, на одном из своих участков приютила редкий вид золотистых рыб – королевских форелей, обожающих нереститься в ее холодных водах. Их здесь разводят издавна, и даже монахи Отхарского скального монастыря занимались этим промыслом. И сейчас в деревне есть возможность полюбоваться на разведение этих рыб, покормить их, а также поймать пару-тройку на ужин. Для этого необходимо отправиться на территорию форелевого хозяйства, находящегося неподалеку от Отхарского скального монастыря. Кроме прочего, на территории села Отхара можно увидеть древние дольмены, возраст которых восходит к третьему тысячелетию до нашей эры.
Скальный монастырь в Абхазии великолепен в любое время года: укутанный в снежную шубу, овеянный изумрудным, благоухающим ореолом лета, сопровождаемый весенним звоном капели или украшенный осенним золотом.
Добраться до Отхарского скального монастыря можно из Гудауты. От районного центра до села всего 15 км. Поворот на Отхару не обозначен, но ориентиром выступают два продуктовых ларька, установленные вдоль дороги. Удивительный монастырь, вырубленный в скале и овеянный тайнами, давно скрытыми за пеленой древности, однозначно стоит того, чтобы приехать и полюбоваться этой необычной достопримечательностью.
Абхазия. Отхарский скальный монастырь на карте.
Координаты: 43.241007, 40.499034
Самый древний монастырь абхазии
Абхазия православная
Абхазия… Что можно сказать об этой стране?
Лазурное море и стремительные горные реки, высокие горы и зеленые субтропические леса, ласковое солнце и сладкие оранжевые мандарины. Все это так, но мало кто знает, что Абхазия — это древние православные монастыри и храмы, приветливые и гостеприимные люди. Необычна судьба Абхазии, необычна история Православия в этом удивительном краю.
Абхазия — древнее христианское государство, его история восходит к апостольским временам. Научными данными подтверждается, что здесь проповедовали святые апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Последний был обезглавлен римлянами, его останки и ныне покоятся под спудом храма в Новоафонском монастыре.
В начале IV века в Абхазии образовалась Пицундская епископия, глава которой (епископ Стратофил), участвовал на I Вселенском Соборе в 325 году. Его подпись есть в числе пятнадцати сохранившихся на рукописях Собора.
В VI веке происходит окончательная христианизация абхазов. Византийский император Юстиниан устраивает для детей из абхазских племен специальную школу в Константинополе и проводит церковную реформу в Абхазии. Появляется автокефальная Абхазская епархия с кафедрой в городе Себастополисе (современный Сухум).
В середине VIII века эта епархия становится самостоятельной Абхазской Церковью. Главой ее стал католикос — в древности так назывались главы Восточных Церквей, находившихся за пределами Византийской империи.
VIII-X века в Абхазии считаются периодом расцвета храмового строительства и церковного искусства.
Независимой Абхазская Церковь просуществовала до 1795 года, когда на пути в Палестину, будучи в изгнании из-за политических разногласий с имеретинским царем, умер последний католикос, патриарх Максим II (Абашидзе).
Началась Кавказская война, турецкое нашествие после падения Константинополя. Ислам стал проникать на территорию Абхазии, православные храмы разрушались, разорялись турками. Многие святыни исчезли с лица земли.
В начале XIX века, в 1810 году, Абхазия вошла в состав Российской Империи и начались безуспешные (из-за войны на Кавказе), попытки возрождения церковной жизни. И только в 1851 году в составе Русской Православной Церкви образуется Абхазская епархия, которая затем была переименована в Сухумскую. Под таким названием епархия просуществовала до 1917 года.
В начале XX века Сухумскую епархию два года возглавлял прославленный в лике святых митрополит Серафим (Чичагов). В Абхазии его тоже чтят как святого. Прославился на Кавказе и митрополит Агафадор (Преображенский), который обратил в христианство много людей, пользовался у абхазов большим уважением.
После революции образовалась Грузинская Демократическая Республика, которая завоевала Абхазию. И одновременно появляется непризнанная тогда Грузинская
Церковь, которая Абхазскую епархию считала своей. Получилось, что на одной территории было две епархии — Русской Церкви и Грузинской Церкви. Абхазская епархия Русской Православной Церкви существовала тайно.
В 1943 году Русская Церковь признала Грузинскую, и все приходы — и русские, и абхазские — были переданы ей без их ведома. В советское время Абхазия стала своеобразной монашеской республикой. Многие монахи и священники укрывались здесь от гонений советских властей. В горах образовывались целые монашеские общины. Например, когда закрыли Глинскую пустынь, значительная часть братии переселилась в Абхазию.
В 1992 году началась война с Грузией, и грузинская часть духовенства покинула территорию Абхазии. С того времени началось возрождение Православной Церкви.
Сейчас уже снова появились абхазские священники. Первый из них был отец Виссарион Аплиаа. Абхазская епархия юридически относится к Грузинской Православной Церкви, но фактически церковное возрождение идет с помощью Русской Церкви. Духовенству Абхазии предоставляют возможность учиться в русских семинариях – например, в Московской Духовной академии.
В Абхазии расположено около 140 храмов, большая часть из которых построена в первом тысячелетии.
В Абхазии очень почитаем святой Евстафий Апсилский. Он был правителем одной из частей Абхазии, принял мученическую кончину в 740 году в городе Харане, будучи в арабском плену. Только недавно удалось воссоздать его образ и написать житие.
В Абхазии была почитаема Анакопийская икона Божией Матери. Благодаря Ее заступничеству был побежден арабский полководец Мурван, осадивший в VIII веке тогдашнюю столицу Абхазии — Анакопию. В ночь перед сражением Богородица явила Свой образ. В стане арабов началась холера, от которой погибло 35 000 врагов. Не будет преувеличением сказать, что Анакопийское «сражение» сравнимо со сражением Карла Мартелла с арабами при Пуатье. Как при Пуатье в 732 году была предотвращена опасность продвижения мусульман на север Европы, так и под Анакопией они были остановлены при продвижении на Кавказ. К сожалению, Анакопийская икона Божией Матери утеряна.
Абхазия уникальна по числу сохранившихся древнейших памятников храмового зодчества. Сложно представить, что у нас в России, совсем незаметно для людских глаз, в каком-нибудь городском дворике можно будет увидеть храм VI века. Такое редко встретить даже в Турции, на географической территории Византийской империи. В Абхазии такое возможно.
В южной части Абхазии сохранился другой уникальный древний храм уже не базиликального, но крестово-купольного типа. Строительство его можно со всей уверенностью приписать императору Юстиниану Великому, заботившемуся о распространении христианства у абазгов. Прокопий Кесарийский пишет, что император послал в Абазгию своего доверенного евнуха Евфрата, происходившего из абазгов, для дальнейшей христианизации Абхазии.
Упоминает Прокопий и о возведении храма: «Тогда же император Юстиниан воздвиг у абазгов храм Богородицы и, назначив к ним священников, добился того, чтобы они приняли весь христианский образ жизни».
Патриарший собор в Пицунде
Подлинной жемчужиной и архитектурным шедевром является Патриарший собор в честь Апостола Андрея Первозванного, построенный в Пицунде (Питиунт) в начале Х века, во времена правления грузинского царя Баграта III из династии Багратионов, являвшегося племянником последнего абхазского царя Феодосия III. Построенный в лучших традициях кавказской архитектуры X века, он поражает своей красотой и гармонией. В середине Х века Пицундский собор был кафедрой Абхазских Католикосов. Здесь происходили выборы Католикосов-Патриархов Абхазии, рукоположение епископов. В Х I— XV веках собор неоднократно обновлялся. В XVII веке, под угрозой нападения со стороны турок, кафедра католикосов Абхазии переносится в Гелати (Грузия), собор был заброшен.
Во второй половине XIX века собор был вновь отстроен и освящён в честь Успения Богородицы. Храм прекрасно сохранился (за исключением росписей, из которых уцелели только фрески XVI века в «приделе мучеников»), недавно проведена реставрация храма. Однако, выполнять свое предназначение храм не может, поскольку еще в советское время он был превращен в органный зал.
Новоафонский монастырь
Если более точно, то Ново-Афонский во имя святого апостола Симона Кананита монастырь. Это одно из главных святых мест Абхазии. Расположен он у подножия Афонской горы. Место для строительства монастыря было выбрано в 1875 году по поручению афонских старцев. Вскоре монахами монастыря святого Пантелеимона со Старого Афона было начато строительство монастырского комплекса. Объём работ был колоссальным — для расчистки площадки необходимо было срезать часть горы и вывезти десятки тысяч тонн земли и горной породы. Задача усложнялась тем, что место будущего монастыря находилось на значительном возвышении и не имело удобных подъездных путей. Во время Русско-турецкой войны (1877-1878) монастырь подвергся разорению и разграблению. В 1880 году было начато восстановление обители, продолжавшееся 20 лет.
В восстановлении монастыря принимал участие император Александр III. В частности, его подарком являются музыкальные куранты самой высокой башни (колокольня в центре западного корпуса) монастыря. Пожертвования на строительство собирались на подворье Ново-Афонского монастыря, строительство которого было полностью профинансировано Пантелеимоновой Афонской обителью. Строительство было завершено к 1900 году. 28 сентября 1900 года состоялось освящение обители.
Грот Симона Кананита
Недалеко от храма находится одна из святынь православного мира – келья-грот святого апостола Симона Кананита. Историческая тропа, вымощенная диким камнем, идет вдоль берега реки мимо наскального следа святого, лобного места, где по преданию, он был умерщвлен, далее ручейком убегает под гору. В конце XIX века к пещере Симона Кананита монахи Новоафонского монастыря прорубили удобный для посещения вход, пристроили каменную лестницу. По словам паломника Муравьева А.Н (изд. 1848) «Невдалеке от храма св. Симона Кананита открыта «богоданная» (самородная) пещера, которая, по древнему преданию абхазцев, именуется пещерою Симона Кананита. Пещера эта находится в отвесной каменной скале и имеет форму подобную церкви; она внутри гладкая, будто бы вся выкладена из больших каменных раковин. На стене высечен четырехконечный крест, что свидетельствует о глубокой ее древности.
Пещера эта в октябре месяце 1884 года освящена водосвятием и в ней поставлена икона св. Апостолов Андрея и Симона Кананита, именем которого она называется с незапамятных времен». В конце XIX века к пещере Симона Кананита монахи Новоафонского монастыря прорубили удобный для посещения вход, пристроили каменную лестницу. По словам паломника Муравьева А.Н (изд. 1848) «Невдалеке от храма св. Симона Кананита открыта «богоданная» (самородная) пещера, которая, по древнему преданию абхазцев, именуется пещерою Симона Кананита. Пещера эта находится в отвесной каменной скале и имеет форму подобную церкви; она внутри гладкая, будто бы вся выложена из больших каменных раковин. На стене высечен четырехконечный крест, что свидетельствует о глубокой ее древности.
Пещера эта в октябре месяце 1884 года освящена водосвятием и в ней поставлена икона св. Апостолов Андрея и Симона Кананита, именем которого она называется с незапамятных времен».
Часовня на Анакопийской горе
Часовня Иверской Богоматери построена в 1913 году новоафонскими монахами на вершине Анакопийской горы. В этой часовне хранилась икона, переданная из Свято-Пантелеимоновского монастыря в Старом Афоне. По преданию, в IX веке эта икона Божией Матери находилась в доме одной благочестивой вдовы, жившей около города Никеи.
Сохранилось предание, будто царь и Никон хотели получить настоящую икону и просили прислать им подлинный Иверский Образ Божией Матери из надвратной церкви. Но иноки не осмелились нарушить волю Пресвятой Богородицы и отдать чудотворную святыню из обители, куда она сама явилась и где пожелала остаться.
Тогда иконописец Иверского монастыря Ямвлих Романов выполнил список с Иверской иконы, который ни одной деталью не отличался от подлинника. Краски для нее были замешаны на святой воде, которой прежде облили доску из кипарисового дерева, предназначенную для написания иконы.
Стена за часовней исписана различными христианскими символами: крестами, рыбами, трилистниками. Ее построили в XIX веке из найденных при раскопках барельефов. Ниже храма, в скале, находится древний источник, из которого до сих пор можно набрать воду. В 2008 году источник облагородили резной решеткой.
Каманы
Каманы – одно из глубоко почитаемых мест не только для абхазского населения, но и для всех православных христиан, независимо от места их проживания. Каманы тесно. связаны с именами трех святых – Святого мученика Василиска, Святителя Иоанна Златоуста и Святого Иоанна Крестителя (Предтечи).
Паломники со всего мира ежегодно приезжают сюда, чтобы поклониться мощам Василиска, искупаться в целительном роднике и попросить святых заступников о здоровье для себя и близких, посетить храм Иоанна Златоуста и подняться в гору, к месту третьего обретения главы Иоанна Предтечи.
Здесь, на сравнительно небольшом по площади участке земли, сосредоточились сразу столько святых реликвий, что село Каманы обрело какое-то необычайно чудодейственное влияние на людей. Здесь больные вновь обретают здоровье, заблудшие души «выходят из темноты на свет Божий» и обретают смысл жизни. Здесь уходят на задний план тревоги и волнения. Здесь на людей снисходит такая благодать, что многие верующие не только решают остаться на какое-то время возле святынь (для чего, собственно, и ставят палатки), но и стремятся вновь вернуться сюда. Молодой римский воин Василиск был родным племянником мученика Феодора Тирона/ Вместе со своими братьями Клеоником и Евтропием он проповедовал христианскую веру среди язычников Рима. Когда известный своим жестоким гонением на христиан император Максимиан Галерий (305-311) узнал об этом, он приказал бросить молодых людей в темницу. После продолжительных мучений и издевательств со стороны солдат охраны, братья Василиска Клеоник и Евтропий были распяты на кресте, так и не отказавшись от своей веры. Та же участь ждала и Василиска. Но ему удалось уговорить стражников отпустить его ненадолго, чтобы позволить попрощаться с родными. Чистота души и искренность веры мученика настолько тронули его мучителей, что они позволили святому покинуть свою темницу, а некоторые из его сокамерников и даже стражей обратились в христианскую веру. Василиск же, прощаясь с семьей, призывал их не грустить и не терять надежды на Господа и его милость.
В это время в город Амасию, где происходили вышеописанные события, приехал правитель Агриппа, жестокий и безжалостный язычник. Узнав о том, что узник был отпущен стражниками домой, он пришел в неописуемую ярость и, жестоко расправившись с солдатами стражи, стал поджидать Василиска на его пути обратно в тюрьму. Встретив мученика, он насильно привел его в капище и потребовал от него принести жертву языческим богам. Правителю Агриппе было неважно, обратится ли святой в язычество или нет. Он хотел лишь, чтобы все те, кто последовал за Василиском, увидели, как их учитель отказывается от своей веры. Но на требования Агриппы мученик ответил лишь: «Я всякий час приношу Богу жертву, хвалы и благодарения». В ту же минуту с Неба сошел огонь, превративший капище и всех его идолов в груду пепла.
Такой ответ и последовавшее за ним разрушение языческого капища еще больше разозлили Агриппу. Он приказал отправить Василиска на пожизненную ссылку в окрести далекого Питиунта, в горное село Каманы. Одним из конвоиров же назначен был помощник Агриппы (Магистриан), жестокий и безжалостный убийца. В надежде на то, что узник умрет от мучений еще до прибытия к месту ссылки, правитель приказал заковать ноги мученика в медные сапоги, с торчащими изнутри гвоздями.
Конвоиры во главе с бессердечным Магистрианом добросовестно выполнили поручение Агриппы, всячески издеваясь и придумывая все новые и новые мучения для Василиска. Но он не отчаивался и смиренно принимал все выпавшие на его долю испытания, ибо, согласно легенде, в ночь перед отправкой в далекий путь, явился святому образ Господа, который поведал, что в далеких Каманах обретет Василиск, наконец, вечный покой и соединится с ним.
В окрестностях Каман остановились стражи в доме местной жительницы Трояны. Пока они отдыхали и подкрепляли силы свои богатым угощением, Василиска оставили под палящим солнцем, привязанным к старому засохшему дубу. На просьбы узника дать ему хотя бы воды напиться, римские солдаты лишь смеялись в ответ: «Пусть твой Бог напоит тебя!»
И стал молиться Василиск, прося Господа о милости, коей от людей так и не дождался. В ответ на молитву Василиска произошло вдруг сильное землетрясение, задрожал дуб, ожило высохшее дерево и покрылось прекрасными зелеными листьями, и прямо из скалы забил живой источник, напоивший истощенного пленника и ожививший все вокруг.
Выбежавшие из дома стражники, завидев произошедшее, пришли в такую ярость, что отрубили голову Василиску. Тело же мученика хотели они бросить в протекавшую поблизости речку, но местные крестьяне выкупили мощи святого и тайно захоронили их во вспаханном поле. Вскоре после его смерти (308г.) здесь был воздвигнут храм, освященный в его честь. Храм, к сожалению, до наших дней не сохранился. Сотни людей ежегодно приезжают сюда поклониться каменному надгробию, под которым покоятся святые мощи. Со времени смерти св. мученика Василиска неоднократно предпринимались попытки перенести реликвии в другое место. Но всякий раз что-то мешало этому свершиться. Неподалеку от часовни и по сей день прямо из скалы бьет ключ с чистейшей родниковой водой. Местные жители и многочисленные паломники верят, что вода в источнике святая, и утверждают, что она обладает исцеляющей силой.
Архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст получил такое прозвище за необыкновенное красноречие, коим обращал в веру язычников и утешал страждущих. В христианстве имя Иоанна Златоустатесно связано с именами двух других святителей-учителей — Василия Великого и Григория Богослова. Но более всего Иоанн запомнился, как непримиримый борец за нравственную чистоту и соблюдение моральных и духовных ценностей. В условиях царившего в то время в Константинополе разврата и бесстыдства (особенно при императорском дворе) осуждающие проповеди Златоуста не могли остаться незамеченными и сильно волновали умы народа. Когда императрица Евдоксия, известная своей алчностью и аморальным поведением, приказала конфисковать имущество вдовы и детей одного опального вельможи, Златоуст не мог не встать на их защиту. И без того разозленная донесениями о всяческих осуждениях в свой адрес, императрица созвала суд над архиепископом. Суд, надо заметить, состоял из осужденных ранее Златоустом священнослужителей. Своим решением они приговорили Иоанна к смертной казни за оскорбление императрицы. Но супруг Евдоксии, император Аркадий, побоявшись праведного гнева прихожан, заменил казнь на ссылку.
Вскоре после того, как Златоуст покинул город, сильное землетрясение чуть не смело его с лица земли. Евдоксия же так испугалась последовавшей кары Всевышнего, что немедленно послала гонца с письмом, в котором умоляла архиепископа вернуться.
Но спустя всего два месяца новая вспышка гнева, вызванная очередным донесением на Иоанна, зародила в душе ее непримиримую ярость и жажду расправы над святым учителем. В марте 404 г. состоялся неправедный собор. По наущению Евдоксии, он постановил разжаловать Златоуста и изгнать его подальше от императорского двора, в Армению. И вновь на город обрушилось несчастье – сильный пожар обратил здание Сената в груду пепла. Затем последовали опустошительные набеги варваров. А всего через пару месяцев умерла и сама императрица. Тогда даже язычники поверили в то, что так Всевышний наказывает двор за неправедный суд над Златоустом.
Обессиленный и больной, находясь в сотнях километров от дома, Златоуст не прекращал наставлять людей на путь веры и вселять в сердца надежду на милосердие Божие и спасение. Враги же его, видя такую преданность христианству и благочестию, никак не унимались, снова и снова придумывая все новые испытания для мученика. Стражникам был дал приказ доставить Иоанна Златоуста в далекий Питиунт, в Абхазию. Город был выбран не случайно – император надеялся, что измученный и больной опальный архиепископ умрет, так и не достигнув места ссылки. Конвоирам же объяснили, что в этом случае они получат существенную награду. Далее история Иоанна Златоуста во многом напоминает историю, произошедшую за сто лет до описываемых событий, со св. мучеником Василиском. Три месяца длилось путешествие в далекий Питиунт. В окрестностях города Каманы силы покинули Златоуста. Как ни хотели жестокие мучители продолжить путь, пришлось им остаться вблизи храма св. Василиска, чтобы отдохнуть и набраться сил.
Ночью изнуренному болезнью и долгой дорогой Златоусту пришел образ святого Василиска: «Надейся, Иоанн, брат мой, завтра мы будем вместе с тобой». Наутро стал опальный архиепископ уговаривать стражей своих остаться в храме еще на один день. Но они оказались глухи к его мольбам. Не разжалобили сердца воинов и уговоры священнослужителей. Но не успели они пройти и пары километров, как Златоусту вдруг стало плохо. Пришлось возвратиться в храм. Там, причастившись Святых Тайн, Иоанн Златоуст покинул этот мир. Перед смертью он простил своих врагов и мучителей и со словами «Слава Богу за все!» отошел ко Господу
Так оборвалась жизнь одного из наиболее любимых и почитаемых христианских святых-учителей Иоанна Златоуста. Всю свою жизнь он старался сделать этот мир хоть чуточку светлее и счастливее. Перенеся столько жестоких и несправедливых мучений, находясь в чужой земле вдали от дома и близких, Златоуст не перестал верить в хорошее и доброе в людях. Он смиренно принимал все испытания, посланные ему Господом, и за все смиренно говорил спасибо. После смерти Иоанна Златоуста верующие Константинополя все никак не могли забыть любимого архипастыря. В 438 г. во время очередного богослужения в храме святой Софии они попросили Прокла, патриарха Константинопольского, обратиться к императору Феодосию II с просьбой вернуть мощи святого. Император, сын покойной Евдоксии, согласился и отправил посольство в Абхазию с целью обрести мощи Иоанна. Но подошедшие к саркофагу люди императора не смогли коснуться мощей. Весьма озадаченные, они отправили письмо Феодосию. Тогда сын императрицы-мучительницы раскаялся и написал покаянное письмо к святому Иоанну Златоусту с просьбой простить его мать. После прочтения письма над мощами Иоанна, был совершен молебен, после чего люди императора смогли беспрепятственно забрать мощи и перевезти их с небывалыми почестями в Константинополь. Таким образом, святой Иоанн Златоуст вернулся, наконец, на родину. Во славу святого в Каманах воздвигнут был храм. А во время строительства часовни был найден каменный саркофаг весом около 1 тонны. Именно в нем покоились мощи святого. Саркофаг, этот и по сей день находится в Каманах. Лишь раз за все это время, во время реставрации храма, тяжелый каменный гроб ненадолго покинул Каманы. До Грузино-Абхазской войны 1992—1993 гг. здесь также находилась плащаница Иоанна Златоуста. Но во время войны она была похищена.
Иоанн Предтеча
Еще один святой-покровитель каманской земли — Иоанн Предтеча. Иоанн Предтеча получил такое прозвание из-за того, что его рождение предшествовало и предвещало приход на землю Спасителя. Иоанн Предтеча также крестил Спасителя в водах Иордана, за что его называют Крестителем.
Как пишет евангелист Лука, в пустыне случился «глагол Божий к Иоанну, сыну Захарии», после чего он отправился проповедовать. Иоанн вёл аскетичный образ жизни, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти и подпоясывался кожаным ремнём, питался диким мёдом и акридами. Свою проповедь Иоанн начал в 28 или в 29 году н. э. («в пятнадцатый год правления Тиберия кесаря»). Он ходил по всей окрестной стране Иорданской, проповедуя крещение покаяния для прощения грехов. Проповедь Иоанна выражала гнев Божий на грешников и призывы к раскаянию. Он укорял народ за самовольную гордость своим
избранничеством. Основной темой проповедей Иоанна был призыв к покаянию. Приходившим к нему фарисеям Иоанн говорил: «…порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния и не думайте говорить в себе: отец у нас Авраам, ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь.»
На вопрос иерусалимских фарисеев Иоанн ответил: «я крещу в воде; но стоит среди вас [Некто], Которого вы не знаете. Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его». На следующий день Иоанн увидел подходящего к нему Иисуса и сказал: «вот Агнец Божий, Который берёт [на Себя] грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идёт Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришёл крестить в воде, чтобы Он явлен был Израилю». Затем последовало крещение.
Иоанн, много проповедовавший о скором пришествии Мессии, увидев Иисуса, был удивлён и сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду» и принял крещение от Иоанна. Во время крещения «отверзлось небо, и Дух Святый нисшёл на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Моё благоволение!». В числе прочих преступлений против праведности Иоанн обличал тетрарха Галилеи Ирода Антипу, который отнял у своего брата Ирода Филиппа жену (и одновременно племянницу обоих) Иродиаду и женился на ней, грубо нарушив еврейский обычай. За это Иоанн был заключён тетрархом в тюрьму, но Ирод Антипа не решался казнить его по причине популярности проповедника. Иоанн был арестован во время пребывания Иисуса в пустыне. Дочь Иродиады Саломея (не названная в Евангелиях по имени) в день рождения Ирода Антипы «плясала и угодила Ироду и возлежавшим с ним». В награду за танец Ирод пообещал Саломее выполнить любую её просьбу. Она по наущению своей матери, которая ненавидела Иоанна за обличение её брака, попросила голову Иоанна Крестителя и «Царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей». В темницу к Иоанну был отправлен оруженосец, который отсёк ему голову и, принеся её на блюде, отдал
Саломее, а та «отдала её матери своей». Праведная служанка темной ночью выкрала голову и, спрятав ее в кувшин, тайно похоронила святую реликвию на Елеонской горе. Там и произошло первое обретение главы. Вельможа Иннокентий решил построить храм на Елеонской горе и случайно нашел реликвию. Второе обретение главы произошло в пещерном монастыре близ города Емессы. Глава святого была перенесена в Константинополь.
Во времена иконоборчества реликвию решено было тайно перевезти обратно в Емессу, а оттуда в Каманы Абхазские (начало IX века). Здесь она оставалась на протяжении всего периода гонений на православных.
По преданию, третье обретение главы Иоанна Предтече произошло после вещего сна, приснившегося священнослужителю Иннокентию. Во сне он ясно видел, что глава святого спрятана у подножия живописной горы, в Каманах. Император Михаил III распорядился отправить посольство в Абхазскую землю. В 850 г. здесь произошло третье и последнее обретение главы св. Иоанна Крестителя. В пещере же, хранившей реликвию, осталось нерукотворное изображение главы Иоанна. Сама же глава была с великими почестями перенесена в Константинополь. А грот, где монахи ее прятали, отныне почитался, как святое место для христиан всего мира.
Здесь, на территории Каманов Абхазских, расположены церковь Святого Василиска, где паломники со всего мира имеют возможность поклониться мощам мученика; храм Святого Иоанна Златоуста, где и по сей день хранится каменная гробница, в которой некогда похоронены были мощи святого. Здесь же бьет чудодейственный родник, к которому приезжают со всех концов земли верующие и даже атеисты, чтобы попросить здоровья и исцеления у Господа. Продолжительная пешая прогулка приведет Вас к месту Третьего Обретения Главы Святого Иоанна Крестителя, где до наших дней сохранилось нерукотворное изображение главы мученика.
Бедийский собор
Бедийский храм является древнейшей и наиболее яркой частью архитектурногокомплекса, расположенного на небольшом удлиненном плато в районе села Бедиа.
Строительство храма завершилось в 999 году. Он был построен в честь иконы Влахернской Богоматери царем Багратом III (978-1014гг.), который унаследовал Абхазское и Картлийское царства, став, таким образом, первымправителем объединенного государства. Помогала при строительстве храма и мать Баграта — царица Гурандухт (сестра последнего абхазского царя Феодосия Слепого).
Сосуд круглой формы высотой 12,5 см и диаметром 14 см изготовлен из червонного золота, поверхность чаши разделена на 12 частей в виде арок, под каждой из которых изображены рельефные фигуры Спасителя, Богоматери, апостолов – Петра и Павла, а также других апостолов и евангелистов. Потир не сохранился полностью, осталось только его верхняя часть, которая, как и многие уникальные культурные ценности Абхазии, в настоящее время хранится в Музее искусств Грузии, в г. Тбилиси. Ножка чаши была украшена драгоценными камнями позднее, в XVII веке, по заказу Бедийского митрополита. По-видимому, ножка Бедийской чаши была похищена дважды: в первый раз в XVII, а во второй – в XIX веке, и считается утерянной. Первоначальный вид чаши совсем недавно удалось воссоздать по фотографиям первой женщины путешественницы в Европе XIX века Карлы Серены. Смелая итальянка одна путешествовала по Абхазии, а потом публиковала свои труды во французском журнале «Вокруг света», в том числе и свои фотографии с изображением Бедийской чаши. Помимо высоких художественных качеств, бедийская чаша позволяет точно датировать год окончания строительства Бедийского собора. Согласно вычеканенной по краю чаши надписи, она принесена в дар Багратом III и его матерью Гурандухт построенному ими же Бедийскому храму в 999 году. В ктиторской надписи на потире Баграт III именуется царем Абхазским. Бедийский храм, согласно преданию, по завещанию Баграта III стал его усыпальницей. Стены храма богато расписаны фресками, выполненными в разное время. Наиболее древние росписи сохранились на южной стене. Это изображения Баграта III и нескольких знатных лиц. В алтаре на северной стене можно увидеть росписи по евангельским сюжетам («Исцеление слепого», «Христос и самаритянка»). На западной стене изображен византийский император Константин Великий. Храм славился также своей богатой утварью. Паломникам с гордостью показывали святительский посох с набалдашником, покрытым черным бархатом, внутри него хранились частицы тернового венца и гвоздя из креста Спасителя. В храме в X-XIV вв. находилась епископская кафедра. Власть Бедийских епископов распространялась на территории между реками Ингур и Аалдзга. А в списке из 40 епископов Абхазо-Картлийского царства (X-XIIIвв.) бедийский епископ занимал 26-е место. Бедийский собор был заброшен во второй половине XVIIв., после установления в Абхазии османского владычества. Но с приходом в край России в XIX веке здесь был основан монастырь, и богослужение в храме возобновились. Монастырь был закрыт в 1924году, а храм получил статус объекта историко-культурного наследия, охраняемого государством. В настоящее время в Бедийском храме ведутся реставрационные работы.
Моквский храм
В селе Моква Очамчирского района располагается знаменитый Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в третьей четверти Х века Абхазским царем Леоном III (955-957 гг). Моквский собор является единственным пятинефным крестово-купольным храмом, завершающим развитие церковного зодчества раннесредневековой Абхазии, начало которому было положено еще в VII — X веках в Пицунде. По сохранившимся отрывочным сведениям, собор изнутри был богато украшен.
Стены его покрывала редкая по искусству фресковая живопись. Посетивший Мокву в 1659 году Патриарх Досифей обнаружил здесь надпись, согласно которой храм был «расписан при Императоре Алексее Комнине при великом Абхазском царе Давиде» то есть в конце XI — начале XII века.
Моквский собор пользовался широкой известностью. В 1640 году здесь побывали русские послы и священник Павел Захариев, направлявшиеся к менгрельскому владетелю Левану II Дадиани. В своем отчете они записали: «. февраля на девятый день были мы в монастыре Моквском с Епископами Андреем и Максимом; показывали нам, Федоту да попу Павлу мученика Стефана Архидиакона: руки обе целые и ножные кости и крест того дерева, на котором Христос был распят». В конце XVII столетия Моквский собор был покинут.
Известный кавказовед академик М. Броссе, посетивший Моквский собор в 1848г, писал: «Обширные размеры корпуса церкви, опутанного сетью ползучих растений, его кровля, превращенная в воздушный сад, его прекрасный купол, удлиняемый высокими стволами деревьев – все это приводит зрителя в удивление. Однако, к сожалению, осколки цветного стекла, остатки карнизов с замечательной резьбой, обрушившиеся паперти приводят посетителя в уныние». В 50 годах XIX столетия храм был отремонтирован, пол вымощен заново известняковыми плитами, с запада возведен придел, а на куполе сооружена маленькая ротонда. В этот же период собор был превращен в усыпальницу. Здесь похоронены последний владетельный князь Абхазии Михаил Шервашидзе, его сын Георгий, поэт и общественный деятель, абхазские военачальники и д.р.
В 1920 году из Моквского собора было похищено и вывезено за границу ценное Евангелие, принадлежавшее Моквской архиепископской кафедре. Оно было написано на 328 листах и украшено миниатюрами и орнаментом, выполненными Моквским иноком Ефремом при Моквском Архиепископе Данииле в 1300 году. В 80-х годах XX века Моквское Евангелие было возвращено в СССР и в настоящее время хранится в рукописном отделе музея Искусств Грузии в г. Тбилиси.
В 2002 году Моквский собор Успения Пресвятой Богородицы открылся вновь. Шестого и седьмого октября, при официальном открытии, было отслужено Всенощное бдение и Божественная литургия.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в селе Лыхны.