самый древний христианский храм в дагестане
Христианство в Дагестане
Кавказ в глазах многих россиян до сих пор остается чем-то неведомым, а иногда и чуждым, порой пугающим. Из позитивного обычно вспоминаются лишь Олимпиада в Сочи и курорты Краснодарского края.
А если речь заходит о Дагестане? Так называемый, регион «05». Здесь тем более у большинства совсем смутные представления.
Совсем недавно я специально побывала в Дагестане: мне хотелось вновь увидеть Кавказ и составить собственное впечатление об этой республике. Поводом послужили два важнейших исторических юбилея — 2000-летие города Дербента и 280 лет Кизляру.
Дербент
Дербент — это потрясающий по красоте старинный город-музей с лабиринтом кривых тихих улочек. Захватывающий вид: с одной стороны — подножие гор, с другой — Каспийское море. В древности Дербент занимал важнейшее геополитическое положение.
Я оказалась участником незабываемых по колориту торжеств! Этого юбилея в Дагестане ждали с нетерпением, к нему долго и напряженно готовились.
Накануне кто-то даже стал говорить: «вряд ли успеют». И, правда, было видно, что многое доделывалось даже ночью. Но они успели! В итоге город сверкал, был хорошо оформлен и готов к своему главному торжеству.
Даже присутствовавший на праздновании зампред Правительства России Александр Хлопонин признался: «То, что мы видим сегодня, открыло город по-новому и, действительно, соответствует самым современным мировым стандартам. Город Дербент — это фактически начало истории государства Российского на Кавказе, очень важный знаковый исторический, культурный центр нашей России».
В Дербенте мы стали зрителями хроники тысячелетий, отраженной в музыкально-театрализованной постановке «Гончарный круг Дагестана: от Дербентской крепости до ворот Кремля». Представление разворачивалось в стенах старинной крепости Нарын-Кала, и ощущение было таким, что ты оказался в какой-то восточной сказке. Во всем чувствовались многоликость и многогранность древнего города. Это было высококлассное шоу невероятной красоты, пронизанное идей единства народов и мирного сосуществования религий.
Древнее водохранилище или храм?
В Нарын-Кала есть один загадочный памятник, дошедший до нас из глубокой древности. Крестообразное водохранилище. До недавнего времени считалось, что его предназначением было хранение воды.
Однако известный археолог и историк Кавказа Александр Кудрявцев (сам уроженец Дагестана), проводивший раскопки в Дербенте, смог научно доказать, что в водохранилище этот памятник перестроили гораздо позже, в XVII веке. Но изначально это был христианский храм.
Его стены ориентированы по сторонам света, что немного странно для водохранилища. Он имеет крестообразную форму, которая абсолютно схожа с христианскими храмами. Но что самое удивительное и сенсационное — его датировка. Этот христианский храм в сердце Дербента мог быть построен еще в V веке…
Дагестан и христианство
Мы привыкли считать, что Кавказ — это преимущественно регион ислама, испокон веков мусульманский. Но это все же заблуждение, которое исторически опровергается и археологическими раскопками, и древнейшими письменными свидетельствами.
Если сегодня кому-то сказать, что наш Кавказ (не только Грузия, Абхазия, Осетия) — это древнейшая колыбель христианства, многие не поверят. Тем не менее, это так. История, в отличие от, скажем, политики, оперирует не изменчивыми пропагандистскими шаблонами, а опирается на факты, основанные на документированных свидетельствах и дошедших до нас памятниках.
Обратимся к Дагестану. Казалось бы, это исконный мусульманский регион. Однако тот же археолог Кудрявцев приводит сообщение албанского историка VII века Моисея Каганкатвадзе, из которого следует, что христианство на Восточном Кавказе распространялось еще в апостольские времена, то есть еще в I веке. В древности на этих территориях существовала Кавказская Албанская церковь, основанная непосредственно учениками Христа. Там, где сегодня современный Азербайджан, христианство распространял сам апостол Варфоломей, один из двенадцати учеников Иисуса Христа.
В свою очередь ученик Варфоломея по имени Елисей, испросив в Иерусалиме у Иакова разрешение, направился в Южный Дагестан и прибыл в город Дербент. И проповедь его в Дербенте проходила в 60—62 годы по Рождестве Христовом — это еще I век нашей эры!
Согласно письменным источникам, к V—VI векам Дербент был одним из крупнейших христианских центров. То есть еще до появления на свете ислама на территории Кавказа уже в числе других религий было широко распространено христианство. Позднее христиан стали теснить последователи зороастризма. В VII веке пришли арабы… Христианство на многие столетия было вычеркнуто из истории большинства народов Кавказа, сохранившись лишь в отдельных, и то по большей части перестроенных в мечети и иные сооружения, памятниках.
Но как не выкинешь слова из песни, так и следы христианства из великой и удивительной истории Кавказа зачеркивать и забывать не следует. Пожалуй, наоборот, нужно изучать свои истоки и корни — этим можно только гордиться.
Крестный ход в Кизляре
2 октября 2015 года мне посчастливилось принять участие в небывалом для Дагестана и всего Кавказа крестном ходе. Он был приурочен к 280-летию города Кизляра и 1000-летию со дня преставления (кончины) равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси.
Маршрут составил порядка трех километров и пролегал от Никольского храма до Свято-Георгиевского монастыря. Крестный ход возглавлял епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам. На месте первого в городе храма в честь Казанской иконы Божией Матери, который располагался на территории Кизлярской крепости, архиерей отслужил молебен Богородице. Следующая остановка была на месте теракта 2010 года. В память о безвинно погибших была совершена заупокойная лития.
«Сегодня это торжественное шествие свидетельствует о том, что в Дагестане и на всем Кавказе спокойно, — отметил, обращаясь к собравшимся, епископ Варлаам. — Мы можем совершать богослужения, крестные ходы и рядом с нами наши братья мусульмане, которые обеспечивают охрану».
За свою жизнь я участвовала во многих крестных ходах, но одно дело идти по Владимирской земле, Тверской, Ярославской (то есть в центральной России), совсем иное чувство — когда ты шествуешь крестным ходом по земле Кавказа. Здесь все происходило с каким-то особым трепетом. В эти мгновения казалось, что сейчас мы все участвуем в истории!
Очень трудно передать словами впечатления от этого грандиозного события. Несколько тысяч человек идут по Кавказу — с молитвой, со слезами умиления, с невероятным душевным подъемом и гордостью — что мы православные.
Крестный ход совершался с тремя главными иконами — равноапостольного князя Владимира Крестителя, Божией Матери «Неупиваемая Чаша» и святого Георгия Победоносца с подлинной частицей его мощей.
Этот образ великомученика Георгия был написан на Святой Горе Афон специально для Северного Кавказа.
Не стану скрывать: конечно, мне очень приятно, что к созданию этой иконы причастна мои близкие и моя семья! Мы знаем, как широко почитается святой Георгий на Кавказе! Его считают покровителем всего региона, традиционно к нему возносят молитвы не только в печали, беде, но и в радости. Наверное, и сами кавказские менталитет и темперамент располагают к такому пламенному почитанию святого воина-Победоносца…
Во избежание террористических актов для крестного хода были предприняты повышенные меры безопасности. Сами мусульмане помогали осуществлять достойную охрану.
Мы шли по улицам, и удивительно и умилительно было наблюдать за реакцией прохожих и местных жителей. Мы чувствовали с их стороны любопытство и поддержку. Кто крестился, кто снимал на телефон, детки махали руками.
Священнослужители шли в красных облачениях, что уже само по себе вызывало в сердцах идущих и зрителей настоящую пасхальную радость.
Этот крестный ход стал для Дагестана настолько торжественным и значимым событием, что казалось, весь Кавказ в этот момент испытывал некое духовное преображение.
И еще, действительно, была гордость.
С одной стороны, гордость сама по себе бывает и греховной, граничащей с гордыней. Но здесь, в Дагестане это была гордость не за себя — а за нашу веру, за то, что и на Кавказе наш народ хранит Православие.
И еще – гордость за нашу Родину, Россию, которая в течение столетий смогла под своим покровом собрать и объединить множество народов, национальностей, вероисповеданий. И каждый из этих народов смог сберечь свою историю, культуру и веру.
«Без Церкви, без веры Российское государство существовать не может. Господь даровал России мудрых церковных и государственных руководителей, тем самым сохранив наше великое государство с его духовными и нравственными ценностями, обычаями и традициями. Мы должны ценить, любить и понимать друг друга, ведь каждый человек — это храм Божий. Мы сильны, когда мы едины, ведь у нас общие ценности», — эти слова произнес перед нами епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам.
Мой Кавказ
Однажды, впервые когда-то побывав в Дагестане, я влюбилась в этот край, я влюбилась в Кавказ! В эту природу, в горы… и в людей!
Мой муж — он русский, сам родом из Дагестана, родился в Махачкале. Поэтому Дагестан и Кавказ для меня тоже родные.
Здесь я увидела удивительных и мужественных людей. Нам, «северянам», они могут казаться слишком эмоциональными — но они настоящие!
Они передают традиции своего народа из поколения в поколение. И одна из главных особенностей Дагестана и Кавказа – крепкая многодетная семья. Несмотря на бытовые и материальные трудности, в каждой семье много детей — и в этом залог выживания, залог будущего.
Здесь, на Кавказе, на древней земле многонационального Дагестана — особенно осознаешь, что мы все — дети одной страны, одной семьи — России, Союза.
Хотя, если смотреть только репортажи новостей, может сложиться впечатление, что история человечества — это сплошь история войн, ненависти и жестокости. Но ведь так и жизнь семьи можно представить как одни скандалы и ссоры. Но это неправда!
Сегодня, в эпоху глобализации, смешения народов и культур и нивелирования традиционных ценностей, опыт России особенно важен и ценен.
И подтверждение этому — наш крестный ход по Кавказу.
Датунский храм — древняя христианская святыня в горах Дагестана
Фото: Марина Львова
Из Махачкалы до райцентра Шамильского района Дагестана — села Хебда — около трех часов пути на автомобиле. Именно здесь, высоко в горах, находится одно из самых удивительных культовых сооружений в республике — средневековый христианский Датунский храм.
Фото: Марина Львова
Несколько километров по дороге в сторону села Голотль, вдоль заметно обмелевшего после малоснежной зимы русла реки Аварское Койсу, — и за железными воротами с каменным забором начинается тропинка. Она ведет вдоль небольшой речки с заброшенными садами по берегам, мимо древнего, полуразвалившегося моста в «ущелье, где находится храм», — по-аварски Хатан-Бугеб-Ккал. Русское название — Воскресное ущелье. Тут стоит окруженный скалами древний христианский храм.
Фото: Марина Львова
Считается, что его возвели грузинские миссионеры в конце X — начале ХI века, когда в горном Дагестане распространялось христианство. Здесь существовали десятки церквей. Храм в Датуне — памятник средневекового христианского зодчества, дошедший до нас в наиболее сохранном виде.
Фото: Марина Львова
Храм функционировал несколько столетий, а с утверждением ислама на этой территории был заброшен. Но в период Кавказской войны на время заработал вновь: имам Шамиль предоставил его перешедшим на его сторону казакам-старообрядцам для исполнения их обрядов.
Фото: Марина Львова
Небольшая — ее длинная сторона не превышает десяти метров — церковь стоит на высокой скале, с трех сторон омываемой маленькой речкой. Построен храм из песчаника, чьи блоки соединены известковым раствором. Высокие узкие арочные дверные проемы и щелевидные окна скудно пропускают свет под свод, поддерживаемый двумя крестообразными арками. Уцелели и следы монашеской жизни: в двойных стенах по обе стороны от алтаря на некоторой высоте от пола расположены две кельи.
Фото: Марина Львова
А вот деревянные двери не сохранились, как и фрески. Пастухи и путники разжигали внутри церкви костры, и копоть от них уничтожила средневековую живопись на штукатурке.
Когда-то церковь имела купол, увенчанный крестом и покрытый глазурованной черепицей — ее фрагменты находили вокруг. Нынешняя крыша появилась у Датунского храма одиннадцать лет назад в ходе реставрации.
Самый древний христианский храм в дагестане
Краткая историческая справка, или причем тут христиане
Хунзах:
Хунзахское плато.
Хатан-Бугеб-Ккал и его церковь
. От Хебда, бывшего аула Советское, до Датунского храма всего несколько километров по дороге вдоль бурой и полноводной Аварской Койсу в сторону аула Голотль и Хунзаха.
Далеко не все местные знают о христианском прошлом этой постройки, называя его «старой крепостью». Не имея координат или возможности спросить дорогу найти его не слишком просто. Важно не пропустить уходящее в сторону от дороги ущелье небольшой речки с полудикими садами и старинным полуразвалившимся мостом. Любопытно, кстати, его название: «Хатан-Бугеб-Ккал», Воскресное ущелье.
От шоссе до храма буквально несколько сотен метров, но дороги к нему нет вовсе, а тропа настолько неочевидна, что можно ее и не найти вовсе. Мы вот не нашли. Хорошо, хоть дождь быстро кончился.
Лет восемьсот назад все было по-другому: здесь проходила одна из веток большой дороги из Восточной Грузии в Дагестан и далее к вайнахам. Да и мог ли храм появиться в непроезжем месте?
Хатан-бугеб-ккал. Вид сверху на дорогу и ущелье Аварского Койсу.
. Мы же сперва вдоволь успеваем напродираться по мокрым кустам, а затем и поломаться на крутому скользкому склону, решив, что там будет удобнее.
Шамиль и старообрядцы: недолгое возрождение церкви
А мы пройдем внутрь. Еще в XIX веке на ее стенах храма можно было видеть остатки росписей, но сейчас внутри только пустота, осыпающаяся побелка, мусор и бутылки.
Датунский храм. Крест, выложенный на своде наоса:
. Чтобы осмотреть храм и ущелье, много времени не нужно. Решаю немного прибраться в храме и вынести из него крупный мусор. На самом деле, просто очень не хочется уходить из Воскресного ущелья: в нем удивительно уютно.Одно смущало: рюкзаки мы бросили в саду у самой дороги, чтобы не лезть с ними по кустам. Поэтому через час все же двигаемся вниз, к трассе.
Не оставляйте рюкзаки в лесу!
В следующей серии расскажу о башнях и петроглифах Вольной Аварии.
Самый древний христианский храм в дагестане
Краткая историческая справка, или причем тут христиане
Хунзах:
Хунзахское плато.
Хатан-Бугеб-Ккал и его церковь
. От Хебда, бывшего аула Советское, до Датунского храма всего несколько километров по дороге вдоль бурой и полноводной Аварской Койсу в сторону аула Голотль и Хунзаха.
Далеко не все местные знают о христианском прошлом этой постройки, называя его «старой крепостью». Не имея координат или возможности спросить дорогу найти его не слишком просто. Важно не пропустить уходящее в сторону от дороги ущелье небольшой речки с полудикими садами и старинным полуразвалившимся мостом. Любопытно, кстати, его название: «Хатан-Бугеб-Ккал», Воскресное ущелье.
От шоссе до храма буквально несколько сотен метров, но дороги к нему нет вовсе, а тропа настолько неочевидна, что можно ее и не найти вовсе. Мы вот не нашли. Хорошо, хоть дождь быстро кончился.
Лет восемьсот назад все было по-другому: здесь проходила одна из веток большой дороги из Восточной Грузии в Дагестан и далее к вайнахам. Да и мог ли храм появиться в непроезжем месте?
Хатан-бугеб-ккал. Вид сверху на дорогу и ущелье Аварского Койсу.
. Мы же сперва вдоволь успеваем напродираться по мокрым кустам, а затем и поломаться на крутому скользкому склону, решив, что там будет удобнее.
Шамиль и старообрядцы: недолгое возрождение церкви
А мы пройдем внутрь. Еще в XIX веке на ее стенах храма можно было видеть остатки росписей, но сейчас внутри только пустота, осыпающаяся побелка, мусор и бутылки.
Датунский храм. Крест, выложенный на своде наоса:
. Чтобы осмотреть храм и ущелье, много времени не нужно. Решаю немного прибраться в храме и вынести из него крупный мусор. На самом деле, просто очень не хочется уходить из Воскресного ущелья: в нем удивительно уютно.Одно смущало: рюкзаки мы бросили в саду у самой дороги, чтобы не лезть с ними по кустам. Поэтому через час все же двигаемся вниз, к трассе.
Не оставляйте рюкзаки в лесу!
В следующей серии расскажу о башнях и петроглифах Вольной Аварии.
conlaich
Истории из перемётной сумы
Я снова тут, и снова о Кавказе: этим летом довелось провести без малого месяц в Дагестане в начале большой поездки от Астрахани до Персидского залива.
В первой серии (они пойдут не в хронологическом порядке) расскажу о последнем древнем христианском храме Дагестана близ аварского райцентра Хебда (Шамильский район) и его двух жизнях, а также о том, почему в горах стоит не стоит разбрасываться рюкзаками на видном месте.
Краткая историческая справка, или причем тут христиане
Хунзах:
Хунзахское плато.
Хатан-Бугеб-Ккал и его церковь
. От Хебда, бывшего аула Советское, до Датунского храма всего несколько километров по дороге вдоль бурой и полноводной Аварской Койсу в сторону аула Голотль и Хунзаха.
Далеко не все местные знают о христианском прошлом этой постройки, называя его «старой крепостью». Не имея координат или возможности спросить дорогу найти его не слишком просто. Важно не пропустить уходящее в сторону от дороги ущелье небольшой речки с полудикими садами и старинным полуразвалившимся мостом. Любопытно, кстати, его название: «Хатан-Бугеб-Ккал», Воскресное ущелье.
От шоссе до храма буквально несколько сотен метров, но дороги к нему нет вовсе, а тропа настолько неочевидна, что можно ее и не найти вовсе. Мы вот не нашли. Хорошо, хоть дождь быстро кончился.
Лет восемьсот назад все было по-другому: здесь проходила одна из веток большой дороги из Восточной Грузии в Дагестан и далее к вайнахам. Да и мог ли храм появиться в непроезжем месте?
Хатан-бугеб-ккал. Вид сверху на дорогу и ущелье Аварского Койсу.
. Мы же сперва вдоволь успеваем напродираться по мокрым кустам, а затем и поломаться на крутому скользкому склону, решив, что там будет удобнее.
Шамиль и старообрядцы: недолгое возрождение церкви
А мы пройдем внутрь. Еще в XIX веке на ее стенах храма можно было видеть остатки росписей, но сейчас внутри только пустота, осыпающаяся побелка, мусор и бутылки.
Датунский храм. Крест, выложенный на своде наоса:
. Чтобы осмотреть храм и ущелье, много времени не нужно. Решаю немного прибраться в храме и вынести из него крупный мусор. На самом деле, просто очень не хочется уходить из Воскресного ущелья: в нем удивительно уютно.Одно смущало: рюкзаки мы бросили в саду у самой дороги, чтобы не лезть с ними по кустам. Поэтому через час все же двигаемся вниз, к трассе.
Не оставляйте рюкзаки в лесу!
В следующей серии расскажу о башнях и петроглифах Вольной Аварии.
О других поездках последней пары лет проще почитать у меня вконтакте.