самый древний храм коломны
Самый древний храм коломны
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Старейшее здание Подмосковья: храм Зачатия Иоанна Предтечи в Коломне
На выходных совершили познавательно-разведывательную поездку в Коломну. Уже шестой раз бываю в этом городе, и он мне нравится все больше и больше. Есть в нем сила древнего города и определенная гармония разных частей. Коломна и цельна как градостроительное явление и одновременно весьма разнообразна. Кремль, посады, слободы, соцгорода, древние села, монастыри, микрорайоны, промышленные гиганты, две великие реки, сады и парки гармонично сплетаются в настоящий город, который не страдает от давления столичных функций. Коломна ничем не уступает по своему наследию Твери, Туле или Калуге, но при этом намного более уютна.
Новыми открытиями в Коломне на этот раз стали Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах (1308 г.), Старо-Голутвин монастырь и Музей Пастилы.
Коломна. Храм Зачатия Ионнна Предтечи. 03.05.2013 г.
Храм Зачатия Иоанна Предтечи находится в историческом районе Городище, что находится к западу от Кремля по левому берегу реки Коломенки. Район едва ли не старейший в Коломне и, на мой взгляд, место с самым опрятным и просторным частным сектором в городе.
Храм при первом же взгляде притягивает своей аскетичной простотой и архаичностью. Нижняя часть его была построена из грубо обработанного белого камня в начале 14 в., и ныне принята дате его строительства в 1308 г. Его строительство связывают с правлением вл.кн.Юрия Даниловича, при котором Коломна первой из удельных княжеств вошла в состав/была насильно присоединена к Москве, положив тем начало формированию Великого Московского княжества/захватнической экспансии Москвы.
Верхняя часть храма была перестроена в 15 в. и получила достаточно необычное завершение из трех глав и одной звонницы.
Позже в 17 в. к храму были пристроены трапезная часть и шатровая колокольня. Храм изначально и ныне является бесстолпным и выполнен в форме прямоугольного куба.
Храм Зачатия Иоанна Предтечи, фактически единственный памятник на территории Московского княжества первых лет его самостоятельного существования, оставшийся от времен до Дмитрия Донского. Остальные старейшие памятники Москвы (подклеты Благовещенского собора и церкви Рождества Богородицы Кремля и Спасский собор Андроникова монастыря) и Подмосковья (Никольская церковь в с. Каменском Наро-Фоминского района и Успенский собор на Городце в Звенигороде) датируются концом XIV в. – началом XV вв., т.е. временами правления Дмитрия Донского и его сыновей.
У храма три предела – центральный в честь Зачатия Иоанна Предтечи и два боковых в трапезной части храма – в честь святителя Николая Чудотворца и апостола Иакова.
Судя по фотографиями у иконной лавки и материалам сайта церкви у храма активный приход, с воскресной школой и социальными проектами. Восстановление храма в 1990-2000-е гг. было не простым делом, но люди вокруг храма собрались. И приятно, что есть такая община, наполняющая его подлинным смыслом церкви.
И еще несколько фотография храма и его окрестностей.
Иконостас центрального предела.
Купол центрального предела с кованным подсчеником.
Т.н. «Батыева печать». Единственный сохранившийя элемент древней белокаменной резьбы с изображением неизвестного животного. М.б. А.Иванов напишет когда-нибудь книгу об этом знаке.
Массивные апсиды.
Вид с юго-востока. Виден древний южный портал храма.
Купола и звонница.
Ул. Городищенская. Пасторальный пейзаж.
Ул. Городищенская. За домами река Коломенка.
Музей коломенской пастилы – отличный пример грамотного маркетингового проекта, ориентированного на созидание и развитие культуры. Качественно, интересно, вкусно. Интересно было обнаружить развитие музея через создание музейной фабрики пастилы. Обе части музея связала благоустроенная улица и небольшая площадь. Опять же редкий пример серьезного роста качества городской среды и насыщения ее культурными объектами. А пастила? Натуральная пастила – волшебна!
Храмы и монастыри в Коломне — 12 главных святынь.
Древние и чудотворные святыни коломенской земли (описание, фото).
Однажды, я как экскурсовод сопровождал группу из города Малоярославец. После осмотра достопримечательностей в Коломне мы отправились на автобусе в загородные мужские монастыри. В Бобреневе монастыре я подвел группу к чудотворной иконе Феодоровской и рассказал о ее чудесных проявлениях и помощи людям. Затем мы поехали в Старо-Голутвин монастырь.
Каково же было мое удивление, когда одна из женщин этой группы позвонила мне на следующий день и со слезами рассказала, что ее семейная проблема решилась в этот же вечер после приезда из Коломны домой. Теперь эта женщина часто приезжает в Коломну и каждый раз посещает Бобренев монастырь. И это всего лишь одна из многих историй.
Православная вера много веков объединяла русский народ, давала ему силу, веру и надежду. Храмы, а особенно монастыри, были важными центрами, в которых происходило образование и воспитание русского народа, которые давали мощный толчок развитию культуры и искусства.
Итак, сначала о монастырях.
Монастыри в Коломне.
В Коломне четыре действующих монастыря! Два древних мужских монастыря были основаны еще в 14 веке при князе Дмитрии Донском во времена монгольских набегов. Эти монастыри были сторожевыми и охраняли две главные дороги: Рязанскую и Владимирскую. Поэтому они расположены немного за городом.
1) Богородице-Рождественский Бобренев мужской монастырь.
Эта знаменитая битва с монголами совпала с праздником Рождества Богородицы (21 сентября), в честь которого и освятили монастырь. Находится он недалеко от Коломенского Кремля, за рекой Москвой. Многие и пешком туда ходят (минут 15 от Кремля), но удобнее доехать на машине по Новорязанскому шоссе. Если стоять на Соборной площади Коломенского Кремля и смотреть на памятник Кириллу и Мефодию, то вдалеке за рекой хорошо видны купола Бобренева монастыря.
Почему много людей едут в Бобренев.
Феодоровская чудотворная икона в Бобреневе
Башмачок свт. Спиридона
В Бобренев монастырь едут очень много людей, так как там есть чудотворная икона Богородицы Феодоровская, которая помогает рождению детей, решению семейных проблем. Были случаи исцелений от опухолей. Вопрос для многих насущный, а количество чудесных исцелений так велико, что слава об этой иконе давно уже вышла за пределы Московской области. Я лично был свидетелем того, как женщины записывали свои истории в монастырский журнал с чудесами.
Многие семьи по 6 и более лет ждали рождения своих детей, лечились у врачей, но ничего не помогало. И вдруг, после молитвы в Бобреневе монастыре у них в течение года родились долгожданные дети. Таких историй в журнале много, а сколько еще не записанных!
Кроме чудотворной иконы есть еще башмачок свт. Спиридона Тримифунтского, освященный на нетленных мощах святителя в Греции. На острове Корфу в саркофаге на нетленных мощах свт. Спиридона несколько раз в год меняют бархатные облачения. Башмачки с его ног отсылают в храмы или монастыри. Этого святого также очень любят и у нас в России, так как он помогает многим нуждающимся в материальной помощи людям.
Храм поющих ангелов.
Храм во имя Федоровской иконы — прославился как уникальный «храм поющих ангелов». Он также притягивает и завораживает своим особым звучанием многих паломников. Гармония звуков во время песнопения бывает настолько необычна, что оказывает очень сильное воздействие на слушателей. Даже ученые с приборами когда-то приезжали и записывали «пение ангелов». Что является причиной такого звучания в храме? Строение стен? Или действительно это голоса ангелов помогают поющим в храме? Эта тайна до сих пор пока не разгадана.
А также на официальном сайте Бобренева монастыря http://bobrenev.ru/site.htm
2) Старо-Голутвин Богоявленский мужской монастырь.
Этот монастырь в Коломне основан также в конце 14 века, чуть позже Бобренева монастыря самим преподобным Сергием Радонежским. Святой Сергий сам лично назначил первым настоятелем своего ученика Григория, получившего прозвище Голутвинский. В этом древнем монастыре также много святынь. Есть и старинная чудесная икона Николая Чудотворца, которая сама обновляется и дарует исцеления.
Здесь есть удобная и недорогая гостиница для паломников и трапезная.
В этих двух мужских коломенских монастырях живут по 7-10 монахов.
В отличие от мужских древних сторожевых монастырей, два женских монастыря находятся на территории Кремля Коломенского. Они возникли много позже, но были изначально тоже мужскими. Затем их отдали сестрам-монахиням.
3) Успенский Брусенский женский монастырь.
Один из двух монастырей Коломенского Кремля. Основан самим царем Иваном Грозным в честь взятия Казани в 1552 году. Поэтому здесь почитается Казанская икона Божией Матери. Уникальный древнейший в Коломне шатровый храм Успения Пресвятой Богородицы (1552 года) – единственный в своем роде, чудом сохранился до сих пор!
Такие храмы после времени Ивана Грозного совсем перестали строить. Попробуйте-ка вспомнить где еще вы могли бы увидеть храмы такой формы с пирамидальным куполом?
Успенский шатровый храм
Его высокий пирамидальный восьмиугольный купол особенно удивляет, если зайти внутрь храма. Почему такие храмы перестали строить — остается загадкой. И как же хорошо, что в Коломне один такой храм все-таки сохранился до наших дней!
Насельницы Брусенского монастыря в основном престарелые женщины. Монахинь там 7 человек, но атмосфера в монастыре очень простая и добродушная, поэтому прихожан там обычно довольно много.
4) Ново-Голутвин Свято-Троицкий женский монастырь.
Находится в центре Коломенского Кремля на Соборной площади. В древности этот комплекс был резиденцией коломенских епископов, затем в 1799 г. стал мужским монастырем. После советского периода его решили отдать женщинам-монахиням.
Сестер монахинь и послушниц здесь около сотни! Это самый многочисленный монастырь в Коломне. Благодаря игумении Ксении, многие монахини учатся и заканчивают различные мирские учебные заведения (медицинские, художественные, сельскохозяйственные, ветеринарные и др.), а затем служат Богу, монастырю и обществу своими знаниями и умениями. Здесь есть бесплатный медицинский центр, издательский центр, разводят редкие породы собак, замечательный фруктовый сад и много чего еще. Сестры практически все делают сами.
Мощи святых и чудотворные иконы здесь также есть. Кроме того, на территории стоит красивейшая резная часовня, в которой льется святая ключевая вода.
Часовня с источником
Храмы в Коломне, заслуживающие внимания в первую очередь.
Успенский собор.
В центре Кремля на Соборной площади гордо возвышается могучий Успенский кафедральный Собор – главный храм Коломны. Первый Успенский Собор построил сам князь Дмитрий Донской в 1380 году, но затем его перестроили в 1680 г. И теперь он величественно стоит посередине площади. Здесь была написана оригинальная икона Донская Божия Матерь – одна из самых почитаемых на Руси. Сейчас она в Третьяковской галерее. Иван Грозный забрал ее из Коломны, чем сильно опечалил коломенцев. Но с Иваном Грозным спорить было бесполезно.
Храм Воскресения Словущего.
В этом месте, где сейчас стоит храм Воскресения Словущего, стоял дворец великих московских князей. В 14 веке Коломна вошла в состав княжества Московского и стала второй его столицей. Поэтому в Кремле коломенском были построены два дворца: дворец князей великих и дворец епископов Коломенских. Если в Москве вдруг пожар или эпидемия случалась, то весь княжеский двор на время переезжал в Коломну. Поэтому в 1366 году во время большого пожара в Москве князю Дмитрию Донскому пришлось обвенчаться с княжной Евдокией Суздальской в Коломне во дворцовом храме Воскресения Словущего.
Храм Николы Гостиного.
За Успенским Собором стоит еще один интересный храм Николы Гостиного. Исследователи считают, что передняя (алтарная) часть храма была построена в 1501 г! То есть он входит в пятерку древнейших коломенских церквей. Самые богатые купцы коломенские (их называли «гости», отсюда и название храма) построили этот храм для себя. Свт. Николай Мирликийский – всегда считался покровителем путешественников и мореплавателей, поэтому купцы молились ему в первую очередь. Здесь есть старинная икона свт. Николая Чудотворца.
Всего в Коломенском Кремле насчитывается 10 храмов, в том числе монастырских.
За территорией Кремля, на Посаде есть еще 15 храмов. Упомяну лишь о самых интересных их них.
Храм Зачатия Иоанна Предтечи в Городищах.
Это уникальный древнейший храм не только Коломны, но и всего Подмосковья! На него стоит взглянуть! Сохранились белокаменные стены храма 14 века. На северной стене вы сможете увидеть загадочную печать в виде зверя. «Бытыева печать» или «Зверь коломенский — так ее называют. Много версий выдвинуто учеными мужами, что она означает, споры ведутся до сих пор. Легенда гласит, что пока эта печать будет на храме, храм будет стоять!
Храм Иоанна Богослова с колокольней или «церковь на торгу».
Находится рядом со стенами Коломенского Кремля, где испокон веков располагались многочисленные торговые ряды. Его маковка сделана в виде чаши. Полная чаша – символ достатка и благополучия. Колокольня с часами – самая высокая в старом городе — построена для храма после победы над Наполеоном.
Храм Николы-на-Посаде или «коломенская жар-птица».
Так его часто называют за множество огневидных кокошников на его куполе. Бесспорно — это самый нарядный и красивый храм Коломны, который надо обязательно увидеть! Интересно, что церковь принадлежит общине старообрядцев, которые имеют строгие уставы и не очень любят, когда к ним заходят любопытные зеваки. Однако, если вы будете правильно одеты и вести себя благоговейно, то вам позволят туда зайти.
Храм Богоявления-в-Гончарах.
Единственная церковь, которая не закрывалась никогда в Коломне. Только она одна действовала в советское время, поэтому сохранила все свои старинные иконы и росписи. Сюда также свозили все церковные святыни из закрытых храмов Коломны. Здесь действительно ощущается дух подлинной старины. Рядом с алтарем стоит ковчег с многочисленными мощами святых.
храм Богоявления-в-Гончарах внутри
Когда-то рядом с этим храмом жили гончары и делали знаменитые коломенские горшки из белой глины, о которых даже Тургенев в рассказе «Му-му» упоминает и В. Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка». Знаменитый свт. Филарет Московский при рождении в Коломне был крещен в этом храме.
В этом коломенском храме с 1929 по 1932 год служил свщмч. Иаков Бриллиантов, сочинивший акафист знаменитой иконе «Неупиваемая Чаша».
Совсем рядом с храмом Богоявления находится ж/д станция “Коломна”, с которой можно уехать в Москву или Рязань.
Станция Коломна
Вы можете заказать экскурсию по монастырям и храмам Коломны, позвонив мне по телефону: 8 916 784 95 42. В ходе экскурсии, я с радостью более подробно познакомлю вас со святынями Коломны!
Прогулки по Коломенскому. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи. Голосов овраг.
Продолжим нашу прогулку и то лишь потому, что обещала выложить Галине. Даже один человек, получивший удовольствие стоит затраченных трудов!
Восхитительная Предтеченская церковь, относящаяся к XVI веку и почитаемая архитектурной предшественницей храма Покрова на Рву, что на Красной площади, хранит в себе множество загадок. По традиционному мнению, она была основана Василием III в 1529 году как моленный и обетный храм о рождении наследника, которого великий князь ожидал более 20 лет и ради которого решился на беспримерный в то время шаг – официальный развод с первой женой, Соломонией Сабуровой. Ее насильно постригли в московском Рождественском монастыре, и она, по легенде, прокляла за это и бывшего супруга, и его новый брак, и все его потомство. Но и во втором браке Василия III с Еленой Глинской детей не было несколько лет. Зимой 1528/1529 года состоялась поездка великокняжеской четы по монастырям с молением о даровании наследника, но супруги не получали просимого, пока не обратились в молитвах к преподобному Пафнутию Боровскому.
Это картина художника передвижника К. Маковского (1872 г.)
Моленные храмы святому Иоанну Предтече великий князь Василий III стал строить задолго до рождения у него сына.
Вход ворота на территорию церкви.
А так они выглядели в 1930 году.
Традиционно считается, что в 1529 году Василий III в ознаменование молитвы о сыне построил многопрестольный Предтеченский храм в Коломенском. Главный престол посвящен Иоанну Крестителю, что символизировало желание государя иметь наследника, тезоименитого Ивану Калите.
Моление о зачатии выразилось в посвящении одного из приделов праведной Анне – матери Пресвятой Богородицы. Другой придел посвящен апостолу Фоме, сначала не поверившему в Воскресение Христа, что символизировало осознание государем, не имевшего потомства, греховности неверия и сомнений.
Эти три фотграфии с голубым небом сделаны не мной. Однако загадки Предтеченского храма на этом только начинаются. Это несомненно памятная церковь, то есть возведенная в ознаменование какого-то события, но какого – теперь историки сомневаются в однозначном ответе. Современные версии ученых делятся на вышеизложенную раннюю – храм был построен как моление Василия III о рождении наследника, и позднюю – храм был построен самим Иоанном Грозным, возлюбившим Коломенское не менее своего отца, и посвящен его небесному покровителю.
Он мог появиться в память венчания Иоанна Васильевича на престол в 1547 году, хотя в честь этого события в Москве была выстроена Петроверигская церковь на Маросейке, (венчание состоялось в праздник Поклонения веригам апостола Петра), от которой ныне осталось лишь название Петроверигского переулка.
В числе других поводов к возведению Предтеченского храма в Коломенском называют и взятие Казани в 1552 году, и моление о даровании наследника – царевича Иоанна Иоанновича, и благодарение за его рождение, и даже покаяние за его убийство. Еще одно древнее предание гласит, будто Предтеченский храм выстроили те же зодчие Барма и Постник, которые возвели собор Покрова на Рву (или Собора Василия Блаженного), что не только опровергает знаменитую легенду об ослеплении мастеров, но и придает ей иное звучание: на вопрос царя, могут ли они выстроить храм лучше, они ответили, что могут – и выстроили новое чудо в Коломенском. (Если только Предтеченский храм действительно был возведен в 1550-х годах.)
Но все же большинство ученых склоняется к традиционной версии о временном приоритете Предтеченской церкви над Вознесенской и о том, что она стала предшественницей Покровского собора, своего рода архитектурным экспериментом, где впервые вокруг центрального храма были объединены несколько придельных церквей. Если же правы сторонники поздней версии, то Предтеченская церковь была домовым храмом семьи Иоанна Грозного.
Позже Василий Третий, услышав в коломенском тереме о том, что его молодая жена Елена Глинская разрешилась долгожданным наследником, будущим Иваном Грозным, распорядился в честь радостного события возвести здесь дивный белокаменный шатровый храм Вознесения, ставший своеобразной визитной карточкой государева двора. Храм достоин отдельного рассказа.
Северный предел 1930 г.
Южный предел тех же годов.
Это фото 1890 года.
Реставрация. Храм в лесах.
И вот какой красавец стоит сегодня. Рядом с каждой церковью есть кладбище. Тут оно тоже присутствует старинное, но его начали восстанавливать.
Здесь каждый камень дышит историей.
Время стерло даже надписи.
Тут вроде написано 1845 год.
Хромография по рисунку Мартынова. На Дьяковском кладбище.
Ладно. Выходим за ограду храма и почти сразу попадаем на красивейшую лестницу.
Наверное, я не сильно ошибусь, если скажу, что именно на территории нынешнего Коломенского жили самые первые москвичи: на холме над красивой речкой еще 2,5 тыс. лет назад возникло городище Дьяково, давшее имя целой археологической культуре.
Так что коренными жителями будущей столицы был непонятно кто: возможно, балты, современники Рима и Афин, возможно, угры, канувшие в Лету задолго до появления в этих местах славян. В окрестностях Голосова оврага археологи нашли остатки древних поселений датирующихся 1 веком до нашей эры и существовавших еще до прихода славян в эти места. Дьяково городище, находящееся неподалеку – самое древнее поселение на территории Москвы.
Овраги, прорезающие территорию музея-заповедника, также облагорожены: ручьи текут по специально проложенным и облицованным камнем руслам, родники загнаны в подземные трубы и вода теперь набирается из краников, а через овраги перекинуты извилистые красные мостики, поражающие воображение высотой и изощренностью.
Первый овраг называется Дворцовым, Голосовым или Волосовым (Велесовым) и назван так, скорее всего, еще в древние времена племенами, жившими здесь и поклоняющимися древним языческим богам в честь бога Велеса, покровителя животных, владыкой подземного мира. Нынешнее название «Голосов» – производное от Волосов. То есть, названный по имени Волоса (Велеса) – языческого славянского бога подземного царства и потустороннего мира. Камни в Коломенском, лежащие на дне, служили жертвенниками этому божеству. Причем для расположения святилища именно здесь есть все основания – прямо под оврагом расположен очень глубокий подземный разлом, обнаружены следы деятельности древних вулканов.
С крутого берега вниз можно спуститься по деревянным лестницам.
Овраг простирается над крупным геологическим разломом, пересекающим электромагнитное поле земли ровно поперек. На дне оврага лежит множество камней, два из которых, принесенных сюда еще ледником наделяются магическими свойствами.
Основная масса камней (а весят они порядка 4-5 тонн каждый) погружена в землю, а на поверхности только небольшая их часть. Один из камней зовется «Гусем» и считается мужским камнем, второй камень «Девий» якобы помогает бесплодным женщинам обрести ребенка. Насколько помогают камни доподлинно неизвестно, но ученые, проводившие замеры электромагнитных полей в овраге утверждают, что показатели в районе камней превышены в 27 раз.
Валуны эти и делают Коломенское Стоунхенджем – ибо овеяны легендами и преданиями. «Гусь камень» обладает волшебной силой и лечит любые болезни, а Девичий почитается аж с языческих времен, обитатели этих мест почитали его как божество.
Если набрать водицы из местного родничка и в молчании испить ее, сидя на камне, настырно думая о каком-нибудь желании, то оно непременно должно исполниться.
Есть и второй овраг, Дьяковский, с еще более крутыми склонами. Он более «дикий». В нем до сей поры еще растут редкие для московского региона цветы и травы, деревья и кустарники. Так вот эти овраги не совсем обычны. Вокруг них витает множество легенд.
Встретили мы дерево, все сплошь увешанное цветными ленточками из разных подручных материалов – язычество в Коломенском не задушишь, не убьешь.
Около 2007 года в прессе появились сюжеты, связанные с Голосовым оврагом, факты со ссылкой на подтверждающие их архивные документы.
Вот одна запись из летописи. Утверждается появление в начале XVII века отряда татарских всадников во главе с сотником войска Девлет Гирея, который действительно ходил походом на Москву, но… за пятьдесят с лишним лет до появления этих всадников. Они были схвачены царскими стрельцами и татары из отряда были подвергнуты пыткам и показали, что во время сражения, произошедшего за 50 лет до их появления в Коломенском, они пытались скрыться от преследования в Голосовом овраге и встретились в нём со странным зеленоватым туманом.
Ещё одна загадочная история, о которой сообщалось в газете «Московские Ведомости» от 9 июля 1832 года — это исчезновение двух крестьян, которые ещё до войны с Наполеоном ночью отправились из деревни Дьяково в деревню Садовники (обе находились на территории современного Коломенского) через овраг и попали в тот же зеленоватый туман. По пути они присели отдохнуть на Девин камень. Вышли из оврага они через 21 год.
А мы начинаем подниматься из оврага, перейдя его, наверх.
Кстати, следите за мобильниками – они частенько разряжаются в овраге.
Ну и напоследок предлагаю прогуляляться по знаменитым фруктовым садам Коломенского, известным с XVII века, где мелкота и сегодня активно объедает вишню, а осенью жители собирают яблоки и груши.
О том, какими именно были сады в Коломенском и каковы были порядки заведенного в нем садоводства, можно судить и по древним памятникам русской письменности и по народным песням. Коломенские, как и вообще наши старинные, сады были по преимуществу плодовые.
В старину такие сады существовали не только за городом, но и в самой столице, потому что в каждом феодальном хозяйстве сады составляли почти такую же неизбежную принадлежность, как и служебные постройки или колодезь.
Без сада или огорода, и, в конечном счете, и усадебный двор не был двором. И это вполне понятно, потому что в условиях натурального хозяйства важнейшая забота феодала, купца, владельца промышленного предприятия была направлена на то, чтобы все было припасено у себя дома.
Этот хозяйственный взгляд на садоводство очень четко отразился в известном «Домострое», в котором садоводству отведена особая статья под заглавием «Огород и сад как водити».
Это я контрабандой залезла в чужой двор.
Сто лет спустя «Уложение» царя Алексея Михайловича (1649 г.) также касается вопросов садоводства, причем статьи 221 и 222 этого кодекса говорят о высоких штрафах и других взысканиях за кражу плодов или порчу садов и огородов. При таком значении этой хозяйственной отрасли в быту того времени садоводство дворцовых сел, каким было Коломенское, несомненно, имело широкиеразмеры.
То ли жительница, то ли яблок набрала.
Очень тнмно, потому что пасмурно, да еще и сам сад даёт тень.
Это я постаралась найти другую фотографию. Вот такое оно Коломенское. Разное и захватывающее. Но и это еще не конец. Впереди нас ожидает необыкновенная по красоте церковь Вознесения Господня и Государев двор. А может и не ожидает.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов