самый большой храм в турции
Большая мечеть Святой Софии. Изменения с 2020 года
Бывший собор, а ныне мечеть Святой Софии ( по-турецки Аясофья ) можно считать самой известной и посещаемой достопримечательностью Стамбула вместе с соседним дворцом Топкапы. Собор Святой Софии — это бывшая церковь и бывший музей, объявленный одним из величайших архитектурных произведений в мире и признанный восьмым чудом света.
Построенный как церковь в 325 году, собор Святой Софии был перестроен в 537 году и преобразован в мечеть султаном Фатихом Мехметом после завоевания Стамбула в 1453 году.
Был музеем с 1935 года, но постановлением административного суда Турции от 10 июля 2020 года снова официально объявлен мечетью Святой Софии. Эрдоган отменил решение от 1934 года использовать Собор Святой Софии в качестве музея.
Теперь официальное название Большая мечеть Айя София или Ayasofya-i Kebir Camii. Хотя по размерам самая большая мечеть в Стамбуле — это мечеть Чамлыджа (мечеть Эрдогана).
С 24 августа вход в здание свободный (ранее стоил 100 лир или по museum pass). Туристы могут посещать Айю Софию бесплатно, как и Голубую мечеть, соблюдая все правила для посещения мусульманских храмов. Вход запрещен только во время молитв. Время намазов лучше уточнить на официальном сайте или на сайте намазов.
Факты о соборе Святой Софии
История Святой Софии
Нынешнее здание Святой Софии является третьим сооружением и имеет своеобразный архитектурный стиль.
Римско-византийский период
Собор Святой Софии был построен в 325 году по великому желанию и воле императора Константина перенести столицу Римской империи в Константинополь.
После сильного землетрясения 360 года постройку восстановил император Константин и назвал «Большой церковью (Megale Ekklesia)».
До периода византийского императора Юстиниана (527-565) здание много раз пострадало из-за восстаний и больших пожаров, и поэтому восстанавливалось снова и снова.
И, наконец, собор был реконструирован за 5 лет по приказу императора Юстиниана под руководством известных архитекторов Антемия (Тралл) и Исидора (Милет).
Собор Святой Софии был самой большой церковью в мире в период Восточной Римской империи и использовался как церковь в течение 916 летдо завоевания Стамбула Османской империей в 1453 году Фатихом султаном Мехмедом. Также Собор был местом, где короновались императоры,
Османский период
После завоевания Константинополя Султан Мехмед Фатих превратил церковь в мечеть. Собор Святой Софии использовался как мечеть 482 года.
Во времена Османской империи султаны придавали собору Святой Софии особое значение. Были приложены все усилия, чтобы защитить и поддержать собор Святой Софии как символ завоевания.
Период Турецкой Республики
После образования Турецкой Республики Собор Святой Софии был закрыт на реставрационные работы в 1930-1935 годах.
В 1935 году по приказу Ататюрка, основателя Турецкой республики, и решением Совета министров собор Святой Софии был преобразован в музей.
Собор Святой Софии объявлен объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 1985 году.
Часть Собора Святой Софии (названная павильоном Хункар) была впервые открыта для молитв в октябре 2016 года Управлением по делам религий.
Указом от 10 июле 2020 года, официально объявлено о преобразовании Святой Софии в мечеть, после того, как административный суд Турции аннулировал решение 1934 года, которое утверждало использование Святой Софии в качестве музея.
Первая молитва состоялась в пятницу 24 июля 2020 года.
Что посмотреть в соборе Святой Софии
В экстерьере
В интерьере
Это все равно что войти в священный мир христианства и ислама, слитый на апсиде, напоминающей раковину, и под впечатляющим куполом, в таинственной и мистической атмосфере с широким спектром архитектурных и художественных произведений тысячелетней давности.
Например, золотая христианская мозаика и красочные фрески византийской эпохи. Мозаики Святой Софии изображают христианские сцены.
Не факт, что теперь их не закроют навсегда. Сегодня их закрывают только на время намазов.
Золотые христианские мозаики, о которых мы упоминали выше, вероятно, относятся к 10 веку, а другая известная мозаика изображает Иисуса и Деву Марию.
Вы увидите и полюбуетесь;
Собор Святой Софии — внутренний вид
Нынешний вид как мечеть
Когда он был музеем
Фрески и мозаики с изображениями христианских святых закрыли занавесками, щитами или навесным потолком, орнамент на полу застелили коврами. Некоторые покрытия снимаются на момент, когда в здании нет богослужений, но часть изображений стали полностью недоступны для посетителей.
Видео
Когда собор был музеем:
Часы работы и цена
Часы работы
Открыт каждый день
Стоимость билета
Бесплатно! Входной плата в собор Святой Софии не взимается.
Рекомендации
* Вы должны снять обувь перед тем, как войти на ковры мечети.
* Убедительно просим проявлять уважение к ежедневным пяти молитвам в мечети, не создавать так много шума, не бегать и не стоять перед молящимися.
* Некоторые части мечети, используемые для молитв, временно закрыты для посетителей во время пятничного богослужения в полдень.
* Женщинам следует носить головной убор при входе в собор Святой Софии. На входе вы можете получить платки на голову бесплатно.
* Фотографировать разрешено, однако не следует фотографировать молящихся.
* Экскурсии с гидом проводятся и настоятельно рекомендуются, поскольку история Святой Софии насчитывает тысячи лет. Теперь, когда входной платы нет, цены на экскурсии упали. Лучше узнать каждую деталь и историю и подробно изучить архитектуру, мозаику, парящий купол, верхние галереи и украшения из прошлого и сегодняшнего дня с гидом. Ссылки на экскурсии вы можете найти ниже.
* Запланируйте посещение не менее 60 минут.
* Планируйте свой день вместе с дворцом Топкапы и Цистерной Базилика, так как они находятся в нескольких минутах ходьбы от собора Святой Софии.
* По возможности избегайте посещения Айя-Софии по время молитв в полдень по выходным и пятницам, так как там будет больше людей.
* Попробуйте на обед Tarihi Sultanahmet Koftecisi (примерно в 150 метрах от Собора Святой Софии), популярный исторический ресторан, известный своими традиционными фрикадельками и десертами из манки.
* Проверьте прогноз погоды и, если возможно, запланируйте посещение на самый солнечный день.
Голубая мечеть в Стамбуле
Голубая мечеть в Стамбуле (Мечеть Султанахмет)
Голубая мечеть в Стамбуле, или мечеть султана Ахмета, – самое значительное религиозное сооружение города. Свое название массивный храм с 5 главными и 8 вспомогательными круглыми куполами и с 6 острыми иглами минаретов получил из-за внутренней облицовки керамической плиткой с насыщенно-голубыми узорами. Построенная в начале XVII века Голубая мечеть до сих пор действует. Серебристо-серый комплекс на берегу Босфора, окруженный садами, одновременно вмещает до 10000 верующих. Туристов, при соблюдении определенных правил, в строго отведенное время туда тоже допускают.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Голубая мечеть в Стамбуле
История Голубой мечети в Стамбуле
В начале XVII века турки вступили в пятнадцатилетнюю войну с Персией, в которой Османская империя потерпела сокрушительное поражение, потеряв к 1618 году недавно захваченные закавказские земли. На западных территориях дела обстояли не лучше: в 1606 году власти заключили Житваторокский мир с австрийцами – знак явного падения авторитета султана.
Чтобы отвлечь народ от пересудов по поводу внешнеполитических провалов и восстановить величие монарха, в 1609 году было решено построить гигантскую мечеть, которая посрамила бы творения предшественников султана Ахмета. Эффект был прямо противоположный: мусульманское духовенство возмутилось, поскольку все расходы по строительству оплачивал бюджет, в то время как все предыдущие мечети возводились за счет военных трофеев. Султана ропот подданных не остановил, и заложенная напротив базилики Святой Софии, в то время главной мечети города, Голубая мечеть была закончена к 1616 году. Через год после завершения главного дела своей жизни Ахмет умер, почти одновременно с архитектором. Похоронили незадачливого султана прямо в храме.
В дальнейшем Голубая мечеть не только служила главным мусульманским храмом Стамбула, но и становилась ареной для внутренних и внешних политических событий. Так, в 1826 году из юго-восточных покоев здания, предназначенных для царских особ, Великий визирь командовал подавлением восстания янычар. В 2006 году сюда приезжал папа римский Бенедикт XVI. Второй раз за всю историю католицизма понтифик посетил мечеть, чтобы помолиться. Как полагается по обычаю, он снял обувь и две минуты медитировал рядом с муфтием Стамбула и имамом Голубой мечети.
Особенности архитектуры
Голубая мечеть считается последним шедевром классической османской архитектуры. Автором проекта стал Седефкар Мехмед Ага, албанец по происхождению, ученик Мимара Синана, крупнейшего турецкого архитектора, создателя бань Роксоланы, ее мавзолея и мечети Сулеймание. Голубая мечеть в Стамбуле стала достойным завершением карьеры уже немолодого зодчего. Главная задача, поставленная перед ним султаном, требовала создать гармоничное культовое здание, превосходящее при этом существующие по размерам и богатству.
Своей цели архитектор добился: массивность наступающих друг на друга приземистых куполов смягчают острия минаретов, устремленных ввысь. Голубая мечеть достигает 73 м в длину и 65 м в высоту, высота купола снаружи – 43 м, изнутри – 23,5 м. Проект испытал явное влияние Айя-Софии и исламской архитектуры, в частности мечети Сулеймание, сооруженной на полвека раньше во времена Сулеймана Великолепного. Камень для строительства храма: мрамор, порфир и гранит – везли со всей Турции.
Структура Голубой мечети
Южная часть здания опирается на фундамент Большого, или Святого дворца, в течение 8 веков бывшего резиденцией императоров Византии. Ансамбль был разрушен после взятия Константинополя, но значимость места сохранилась. Мусульманский комплекс включает большой молитвенный зал в виде простого прямоугольника под куполом и открытый на северо-запад двор. Каменная стена с окнами окружает двор и здание со всех сторон, кроме киблы, указывающей направление на Мекку. На площадь Султанахмет, бывший византийский ипподром, ведет 3 выхода. Еще 3 выхода расположено у северо-восточной стены. Самый северный из них приводит в медресе и мавзолей, остальные – в общественный парк на месте сгоревшего оттоманского университета. Из террасы киблы есть проход на рыночную площадь, ее внешняя часть используется для парковки. Во двор выходят два ряда окон – прямоугольных снизу и изогнутых сверху. Главный вход подсвечивает портиковый купол.
Минареты Голубой мечети
Архитектор дерзновенно повторил число минаретов в Мекке, главной святыне мусульманского мира. По этому поводу разгорелся нешуточный скандал, и для разрешения конфликта в Мекке быстро соорудили седьмой минарет, а Голубая мечеть в Стамбуле так и осталась с шестью. Четыре из них стоят по углам основного здания, еще два – в начале двора. Пять раз в день муэдзин поднимается на балкон минарета для объявления времени начала молитвы. Помимо мечети, вечером верующие располагаются в ближайшем парке, откуда прекрасно видна подсвеченная прожекторами мечеть.
Интерьер Голубой мечети в Стамбуле
Молитвенный зал освещается через верхние окна, а их в куполе 28 и по 14 в полукуполах, и с помощью мощных люстр. На лампах были обнаружены необычные свидетельства борьбы с паутиной – страусиные яйца. Дело в том, что, по преданию, паук спас Мухаммеда, закрыв вход в пещеру паутиной, когда пророк в начале карьеры вынужден был бежать из Мекки и прятаться от преследователей. Следовательно, убивать пауков – грех, в то же время паутина мечеть тоже не украшает. Разрешить это противоречие помогли страусиные яйца, которые пахнут неприятно для пауков, но человек этого запаха не ощущает. Запаса «аромата» от одного яйца хватает на сотню лет.
Стены и купол Голубой мечети расписаны надписями из Корана, изначально сделанными каллиграфом Сеидом Касымом Губари и его учениками. Впоследствии буквы выцвели, и их неоднократно восстанавливали. Ковры на полах современные, старинные давно истоптали тысячи верующих. Мраморный михраб, ниша в стене, ориентированная на Мекку, окружен множеством окон, стены, смежные с ним, облицованы изразцами. Справа от михраба во время пятничной или праздничной проповеди за кафедрой стоит имам. Акустика в зале такая, что, даже если на молитву придут запланированные 10000 человек, они без труда расслышат каждое слово.
Облицовочная керамика
Для облицовки стен использовалась плитка из турецкого Изника. Ее производили с конца XV до начала XVII века. Первоначальные образцы создавались под китайским влиянием с преобладанием кобальтово-синего цвета, позднее его разбавили изумрудно-зеленый и красный. Всего в Стамбуле около 40 мечетей с такой облицовкой, но проект Голубой мечети – самый масштабный. Строителям понадобилось более 20000 светло-синих изразцов только для нижнего яруса. На уровне галереи главным мотивом ручной росписи стали цветы, фрукты и кипарисы, ниже использовались более традиционные растительные орнаменты. В королевском домике клали дорогую нефритовую и позолоченную плитку.
Скаредность султана Ахмета стала косвенной причиной упадка производства изникской керамики. В начале строительства он объявил фиксированную цену на плитку, но за десятилетие себестоимость производства выросла, поэтому мастера были вынуждены экономить на качестве, чтобы не работать себе в убыток.
Информация для туристов
Со стороны бывшей базилики Святой Софии на территории мусульманской школы открыт информационный пункт, где рассказывают об истории ислама и о Голубой мечети.
Время работы
Время посещения мечети зависит от расписания молитв – туристам нужно успеть проскочить в промежутках с 8:30 до 11:30, с 13:00 до 14:30, с 15:30 до 16:45. В пятницу, священный для мусульман день, Голубая мечеть в Стамбуле закрывается в 13:30. Для молитвы можно приходить в храм с 5:30, но в это время нельзя фотографировать. Кроме того, женщины в молитвенное время могут находиться только в специально отведенном месте вне большого зала.
Правила поведения в мечети
На входе туристам выдают подобающую случаю одежду. У женщин должны быть закрыты плечи и локти, колени и волосы. Мужчинам нельзя появляться внутри в шортах. В Голубой мечети нельзя громко разговаривать, заходить за ограждения и целоваться. Ходить в бахилах внутри запрещено, нужно обязательно разуваться и оставлять обувь в пакетах на полочках или носить пакет с собой. В центре мечети могут находиться только молящиеся мужчины, остальные ходят по краям главного зала.
Как добраться
Голубая мечеть в Стамбуле расположена недалеко от Айя-Софии – еще одного обязательного для посещения туристического объекта. Удобнее всего добираться сюда на скоростном трамвае до остановки «Султанахмет», затем двигаться на восток вместе с потоком туристов.
Мечеть Хюррем Султан — один из интереснейших туристических объектов Турции
Мечеть Хюррем Султан — одно из красивейших и наиболее интересных для туристов достопримечательностей столицы Турции Стамбула.
Грандиозная задумка наложницы
Датой возведения двухкупольной мечети принято считать 1548 год. Здание было построено для Хюррем, которая европейцам известна как Роксолана.
Женщина является матерью султана Селима II, верной спутницей, а затем и женой османского султана Сулеймана Великолепного. Хюррем впервые в истории Турции стала наложницей гарема, которая сумела стать законной супругой знаменитого правителя, а также обрести свой собственный авторитет, влияние и власть.
Автором исторического объекта стал знаменитый турецкий архитектор того времени — Синан, который спроектировал не только здание фасада самой мечети, но и целого религиозного комплекса.
Супруга Сулеймана самостоятельно создала благотворительный фонд, поэтому после окончания строительства храма от собственного имени начала возводить и другие объекты: общеобразовательную школу, больницу, бесплатные столовые, бани хаммам и фонтаны.
Ранее на месте мечети находился женский невольничий рынок, в который раннее и саму Хюррем привезли крымские татары. Девушке хотелось напрочь избавиться от всех неприятных воспоминаний о собственном унижении и сделать благое дело.
Легенда
Вокруг происхождения красавицы Хюррем ходит множество слухов и легенд. Согласно одному из преданий, истоки которого зародились в польской литературной традиции Роксолана — дочь рогатинского священника местной церкви Святого Духа Гаврилы Лисовского. К сожалению, в результате одного из своих набегов крымские татары взяли в плен юную Александру, а по версии советских историков Анастасию Лисовскую. Её привезли в Турцию и выставили на продажу на женском невольничьем рынке.
Девушка приглянулась молодому двадцатишестилетнему султану Сулейману и была выкуплена для его гарема. Харизма и обаяние юной красавицы затмили сердце правителя. Он дал девушке имя Хюррем, что имеет значение «веселая». Дипломаты из Европы рассказывали о наложнице как о Роксолане, чтобы отметить и подчеркнуть славянско-европейское происхождение спутницы великого султана Сулеймана.
На месте рыночной площади, где была куплена девушка, в дальнейшем выросла мечеть, которая увековечила имя возлюбленной султана.
Архитектурные особенности
Двухкупольная мечеть — массивное, красивое на вид архитектурное сооружение, в котором наиболее ярко отражён почерк уже позднего стиля великого турецкого архитектора Синана.
Мечеть Хюррем Султан отличается своим изяществом и изысканностью: здание имеет геометрическую форму восьмиугольника, также у храма довольно высокое сводчатое основание, 136 арочных окон, а главный купол храма окружён полукуполами и широким двухъярусным портиком. Сверху красуются четыре минарета.
Некоторые современники даже ассоциируют форму мечети с женщиной в широких, стелющихся по земле юбках.
Напротив располагается знаменитый благотворительный комплекс (кюллие), который очень похож на большой отдельный жилой квартал. Центральный объект комплекса — школа-медресе. За медресе находится больница — 35 метровая постройка из резного камня с внутренним восьмиугольным двориком. Сейчас в здание также располагается диспансер.Под купольной галереей можно заметить прямоугольный двор кухни, сауну и фонтан. Слева от храма есть даже небольшой мавзолей, в котором похоронены Хюррем со своим супругом Сулейманом.
Внутри сохранилась великолепная резьба по дереву, украшающая кафедру минбара. Эффектно выглядит михраб, декорированный в духе барокко и украшенный «сталактитами».
Рекомендуем почитать
Где найти
Мечеть располагается по адресу Cerrahpaşa, Haseki Cd. No:65, 34098 Fatih/İstanbul,Турция.
На карте
Видео
Как добраться
Посетить мечеть Хюррем Султан можно из любой части столицы Турции. В сторону мечети ходят скоростные трамваи и автобусы (№73F, № 76Т, №8Т, №92Т). О
ни останавливаются на станции «Юсуф Паша». После туристам следует пройти от остановки до улицы Millet Cd по специальному надземному пешеходному переходу-мостику и вернуться назад до улицы Хасеки. Далее нужно идти вдоль улицы, придерживаясь левой стороны, до тех пор, пока не попадётся на глаза сама достопримечательность — мечеть Хюррем.
Чтобы не заблудиться туристу при поездке на автомобильном транспорте, лучше всего придерживаться специальных указателей на улицу с одноименным названием Süleymaniye Cd, или же воспользоваться навигатором и картами для точного проложения маршрута. Также есть возможность записаться на организованные экскурсии у туристической фирмы.
Часы посещений
Для туристов храм открывает свои двери каждый день с понедельника по воскресенье с 6:00 утра до 17:00 вечера. Вход в мечеть полностью бесплатный. Также следует учесть, что во время намаза в мечеть не попасть.
Значение мечети Хюррем Султан для туристов и местных жителей Стамбула
Мечеть Хюррем Султан, к счастью, сохранилась и до наших дней, хотя множество раз подвергалась разного рода опасностям: страшным пожарам, разрушениям и катастрофам. Также после смерти Роксоланы в 1612 году часть стены храма была полностью разрушена. Тем не менее, несмотря на многочисленные неприятности, архитектурное произведение всеми силами тщательно реставрировалось, чтобы и последующие поколения имели возможность наблюдать за этой интересной достопримечательностью.
Помещение мечети было намного расширено, а также дополнительно накрыто вторым куполом. Большинство из построек знаменитого благотворительного комплекса также функционируют и по сей день. Например, в здании больницы располагается медицинский диспансер, а в других помещениях — столовые, кафе и рестораны. Также на территории мечети имеется один из самых больших в городе действующих хаммамов.
Важно: В храме есть и закрытые места для обычных туристов, о чём предупреждают специальные таблички, вывески и обозначительные знаки.
Мечеть Хюррем Султан имеет огромное значение для местных жителей. Сама Хюррем является олицетворением стойкости, верности и истинной женской красоты.
Супруге султана Сулеймана посвящалось множество литературных произведений: немалоизвестные поэмы «Преславное посольство светлейшего князя Кшиштофа Збаражского от Сигизмунда III к могущественному султану Мустафе» (1633 год), «Роксолана, драма в пяти актах в стихах» (1835 год), повесть «Роксолана или Анастасия Лисовская» (1880 год), историческая драма в пяти действиях «Роксоляна» (1864—1869 годы) и многие другие творения культуры.
Также образ Хюррем Султан нашёл своё отражение в известном по всему миру турецком телесериале «Великолепный век». Храм Роксоланы пользуется немалой популярностью у туристов.
Многие путешественники специально мечтают посетить именно этот храм. Их привлекает как уникальность, красота, архитектурная точность и изящество самого здания, так и тайны и легенды вокруг него. В 1985 году мечеть была включена в список культурного наследия Юнеско.
Айя-София – главная достопримечательность Стамбула
Обновлено: с 10 июля 2020 — это Большая мечеть Айя София. Подробности здесь>>
Собор Святой Софии являлся самой большой церковью в Константинополе, здесь короновали всех правителей Восточной Римской империи. Её строили три раза в одном и том же месте. Впервые построенная церковь имела название Мегале Экклесия (Великая Церковь), а с 5-го века она была определена как Святая София (Святая Мудрость).
Фото Айя-София в вечерней подсветке
В основании собор представляет собой прямоугольник 76х68 метров. Высота купола достигает 56 метров, а его диаметр – 30 метров. Толщина стен местами достигает 5 метров. Это великое строение за свою историю поменяло несколько ролей — это и патриарший православный собор, и оттоманская мечеть, затем в светском периоде — музей, всемирно известный памятник византийского зодчества. В современности — историческая мечеть. Официальное название на сегодняшний день Большая мечеть Айя Софья.
История
Невиданное великолепие храма поражало народную фантазию, так что сложились легенды, будто в сооружении собора участвовали небесные силы. Войдя в построенный храм, Юстиниан, восхищенный великолепием, упав на колени, воскликнул: «Соломон! Я превзошел тебя!»
Первые постройки
Первая церковь на этом месте была построена императором Константином I в 324 году, к 360 году император Констанций дополнил строение. Церковь имела деревянную крышу и по форме была классической базиликой.
Базилика — прямоугольное строение, состоящее из нечетного количества нефов.
Неф — вытянутое помещение, ограниченное с одной или двух сторон рядом колон или столбов, которые отделяют его от других нефов.
Церковь дважды была уничтожена пожаром: в 404 году во время народного восстания и в 414 году.
В том же 414 году император Феодосий II отдал приказ на строительство новой базилики. Она состояла из 5 нефов и также имела деревянную крышу. В ходе восстания 532 года во время правления Юстиниана здание вновь было сожжено.
Период Юстиниана
По прошествии 40 дней после пожара, Юстиниан I велел на том же месте возвести новую церковь. Он задумывал строительство грандиозного здания, которое служило бы украшением столицы и демонстрировало величие всей империи.
Для строительства были приглашены лучшие архитекторы того времени, под их руководством трудилось более 10 000 рабочих, стройка заняла пять лет и церковь была открыта для богослужения 27 декабря 537 года. Император приказал собрать самый лучший строительный материал. Мрамор везли из Нумидии, Иераполя и Проконниса. Со всего света свозились архитектурные элементы древних построек (например, порфировые колонны привезли из храма Солнца в Рим, а мраморные колоны — из Эфеса). В украшении использовалось золото, серебро и слоновая кость.
Османский период
В ночь на 29 мая 1453 года в соборе последний раз провели христианское богослужение. Константинополь пал и собор был захвачен турками. Прихожане были убиты, а богатое убранство разграблено. На следующий день султан Мехмед II обратил собор Святой Софии в мечеть. По его приказу возвели 4 минарета, а в юго-восточный угол поместили михраб.
Михраб — ниша в стене мечети, указывающая направление на Мекку.
Большинство фресок было замазано штукатуркой, что позволило им сохранится до наших времен. Во второй половине XVI века к зданию были пристроены контрфорсы (опора для усиления). Это повлияло на внешний вид собора, добавив в его облик грубые черты.
Фотография 1880 года тогда действующей мечети
Превращение в музей
В 1935 году правитель Турции Мустафа Кемаль Ататюрк подписал декрет о присвоении собору статуса музея. Во время реставрационных работ фрески и мозаики были очищены и предстали перед народом во всей красе. На этом религиозная деятельность собора закончилась и лишь в 2006 году было выделено небольшое помещение для проведения мусульманских религиозных обрядов, но только для служащих музея.
Внутреннее убранство в период музея
Современный период
В 2018 году было отклонено прошение о возвращении собору статуса мечети, суд Турции счел это требование недопустимым. В 2020 году президент Эрдоган всё-таки инициировал превращение здания в еще одну мечеть.
Архитектурные особенности
Собор стал шедевром своего времени не только благодаря роскоши, но и из-за огромной купольной системы. Во время землетрясения 558 года восточная половина купала раскололась и во время его реставрации архитектор Исидорос добавил нижний обруч, тем самым увеличив высоту купола на 7 метров. В этом обруче находилось 40 поддерживающих ребер и 40 окон. Благодаря этому, создается ощущение сплошного светового пояса и,как следствие, эффект парящего купала.
Современник строительства Прокопий Кесарийский восторженно описывал собор: «Кто исчислил бы великолепие колонн и мраморов, которыми украшен храм? Можно подумать, что находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. Как не удивляться то пурпурному их цвету, то изумрудному, будто природа была их художником.
Этот храм представлял чудесное зрелище. В высоту он поднимается, будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений. Храм украшает город, сам украшается им».
Световой эффект храма
Важное выразительное средство в архитектуре Святой Софии – свет. Здесь нет контрастных по свету зон. Храм полностью залит светом, проникающим внутрь сквозь многочисленные окна. Залитый светом огромный зал вызывал ощущение грандиозности. Русские послы, посетив Святую Софию, в восторге писали князю Владимиру: «Мы не знаем, находимся ли на небе или на земле. Знаем только, что здесь пребывает Бог с любовью».
Князь Владимир выбрал для Руси путь, предложенный Константинопольской церковью. Собор Святой Софии – блистательное воплощение идеи храма как образа Божественного мироздания. Ночью храм освещался светильниками в форме кораблей и деревьев.
«Этот блеск изгоняет всякий мрак из души», – писал византийский историк.
Переплетение культур
В следствии того, что в разное время здание являлось и православным собором и главной придворной мечетью, в нем одновременно уживается несколько культур. Христианские фрески освящаются витражными окнами с арабской вязью, из императорской ложи открывается вид на мусульманский михраб.
Сегодня все немусульманские элементы закрывают во время молитв и увидеть лики православных святых проблематично
Минареты Айя — Софии
Минареты представляют собой высокотехнологичные сооружения, построенные в мечети для объявления призыва к молитве и чтения сала (объявление). Сразу после того, как собор Святой Софии был превращен в мечеть, Фатих Султан Мехмед построил деревянный минарет. Этот минарет не сохранился. Кирпичные минареты, найденные на юго-востоке, датированы периодом Баязида. На юго-западе и северо-западе расположены минареты султана Мурада III, их высота 60 м. Минареты дополняют основную структуру собора Святой Софии своими, устремленными в небо, линиями. Различные украшения османского периода были добавлены к минаретам во время ремонта 15, 16 и 19 веков.
Даже на любительских фотографиях видно, что минареты – разные!
Знаковые места
К сожалению, после превращения музея в мечеть, некоторые места стали труднодоступны для обозрения. Например, пуп земли прикрыт ковром.
Пуп земли
В соборе проходила коронация императоров Восточно-римской эпохи. Перед алтарем находится мраморная площадка, с круглыми вставками из цветного камня, это место именуется «Омфалион» или «Пуп Земли». Трон императора находился в центральном большом круге, а приближенные стояли в малых.
Пуп земли
Место крещения княгини Ольги
Именно здесь происходило крещение княгини Ольги. Она первая приняла крещение, хотя и её дружина и её народ оставались язычниками, так же как и сын, князь киевский Святослав Игоревич. Согласно повести временных лет, крестил Ольгу лично император Константин VII в 955 году. При крещение княгиня получила имя Елена.
Сегодня туристы могут увидеть двор и купель, где крестили русскую княгиню Ольгу
Как княгиня перехитрила царя. Согласно писанию, византийский царь, восхищаясь умом и красотой княгини, хотел взять Ольгу замуж, на что она ответила что «Не пристало христианам за язычников свататься». Тогда-то он и крестил её. После этого, царь вновь стал звать Ольгу замуж, на что она ответила, что приходится ему теперь крестной дочерью. Царь одарил княгиню богатствами и отпустил.
Врата из ковчега
Айя-София впитала в себя не только материальные, но и духовные блага со всего света в виде строительных материалов, использованных ранее в других храмах. Считается, что императорские врата собора сделаны из дерева от Ноева Ковчега.
Ворота датируются VI веком и являются самыми большими в соборе-7 метров в высоту. Этими воротами пользовался только сам император, его сановники и свита пользовались дверями по соседству.
Императорские врата выделяются посередине
Мозаики
На втором этаже собора множество образов выложено в виде мозаики. Большая часть из них датируется IX — X веком, более поздние — XV. Они были обнаружены под слоем штукатурки лишь в XX веке во время реконструкции и до сих пор ведутся работы по очистки стен от извести. Сравнительно недавно в северо-западном крыле были обнаружены мозаики средневизантийского периода.
Легенды
Сны Юстиниана
Согласно легенде, императору во сне явился ангел, в руках он держал план строительства великого и роскошного храма. Строительство заняло пять лет и обошлось императору в огромную сумму. По задумке Юстиниана, собор должен был быть еще богаче украшен и многие его части должны были быть из золота, но архитектор отговорил его, сославшись на возможную жадность последующих правителей. Император побоялся, что храм может быть разграблен и согласился на более «скромное» его убранство.
Надвратная мозаика
Плачущая колона
С этой колонной связано несколько легенд. Одна из них гласит, что император Юстиниан бродил по собору с сильной головной болью, в бессилии он прислонил голову к колоне и вскоре боль ушла. Общественность прослышала об этом случае и наделила колону целительными способностями.
По другому сказанию, во время перестройки собора в мечеть, купол наклонился и святой Илья (Хызыр) выровнял дефект, держась за колону. На столбе осталось отверстие от его пальца.
Ещё одна легенда повествует о том, что во время главной перестройки Айя-Софии в раствор вокруг колоны добавили слюну пророка Мухаммеда, воду из священного источника Замзам и землю из Мекки. После этого столб начал «плакать».
Плачущая колона
Посетители со всего мира уверенны, что если положить большой палец в отверстие, загадать желание и сделать три оборота по часовой стрелке, то желаемое обязательно сбудется.
Двери
В храме насчитывается 361 дверь, 101 из них имеет внушительные размеры и покрыта символами. Поговаривают, что сколько бы раз их не пересчитывали, количество каждый раз изменяется. Подземные помещения храма затоплены, но двери можно обнаружить даже там.
«Холодное» окно
Есть в храме загадочное окно, оно располагается на втором этаже в южной части собора и выходит на Голубую мечеть. Загадка заключается в том, что при любой погоде из него дует прохладный ветерок.
Фото из холодного окна
Молитвы в стенах
В правой части собора находится ниша, если приложить ухо к стене, можно услышать легкий шум, похожий на бормотание. Существует легенда, что когда турецкое войско ворвалось в Константинополь, более 1000 верующих укрылось в храме. Когда захватчики ворвались в собор, священник не прервал своей молитвы. Стена за ним раскололась и спрятала священника. Легенда гласит, что он и по сей день читает там свою молитву и в день, когда храм снова станет христианским, он выйдет из стены и закончит её.
Старый рисунок внутреннего убранства мечети Айя-София
Недожаренная рыба
Существует ещё одна легенда, что в день падения Константинопаля один монах жарил рыбу и когда ему сказали, что город пал, он ответил «Скорее эта рыба оживет и спрыгнет, чем падет Константинополь». И рыба действительно ожила и уплыла в море. С тех пор в море плавают три рыбы, поджаренные с одной стороны. В день, когда греки вновь завладеют Константинополем, рыба прыгнет на сковороду, её дожарят и всё вернется на свои места.
Постройки на территории
Фонтан
Построен в 1740 году султаном Махмудом I (1730-1754) и является шедевром османской архитектуры и одним из самых больших и красивых фонтанов в Стамбуле. Восемь мраморных колонн Мукарны с арками держат купол. Фонтан состоит из 16 секций, у каждой имеется бронзовый кран для ритуальных омовений. В его внутренней части выгравированы слова Аллаха «Мы всё сделали из воды».
Ажурный фонтан Махмуда 1
Мавзолеи
На территории собора располагается 5 склепов, в них хранится 145 саркофагов. Одна из самых красивых гробниц Стамбула склеп Султана Селима II находится здесь, её архитектор Синан. Этот склеп закончили лишь спустя три года после смерти султана, по обе стороны висят керамические панели с цветочным рисунком, они являются одними из самых красивых экземпляров керамики XVI века. Оригиналы табличек хранятся в Лувре, на гробнице же висят имитации. В склепе находится 41 саркафаг, в них покоятся члены султанской семьи.
Ещё 54 саркофага находятся в склепе Мурада III, 26 в склепе Султана Мехмеда III, 19 в склепе Мустафы I и Султана Ибрахима, а остальные 5 покоятся в склепе принца.
Школа
Она была построена в 1740 году султаном Махмудом I в юго-западном дворе собора Святой Софии. До провозглашения собора музеем, здание использовалось по назначению — являлось начальной школой. Сейчас строение преобразовано в Отдел исследований и выставочный зал. Здесь проводятся конференции и встречи.
На территории есть еще и Музей часов. Перед ним находятся солнечные часы, которые показывают правильное время! А внутри — просто уникальные часы!
Солнечные часы
Библиотека
Одна из самых важных османских пристроек в здании, она построена султаном Махмудом I в 1739 году в южной части здания между двумя выносными опорами. Библиотека состоит из читального зала и хранилища и отделена от основного храма сетью из позолоченной бронзы, которую несут 6 колонн. Бронзовая сеть украшена цветами и изогнутыми ветвями. На двухстворчатых воротах библиотеки есть две ручки с надписью «Я Феттах» — это одно из 99 имен Аллаха.
Коридор, который сочетает в себе читальный зал и казначейство Кютюб украшены изразцами. Книжные полки изготовлены из розового дерева. Библиотека насчитывала около 5000 книг, их пожертвовали или передали ведущие деятели того времени и сам Султан Махмуд. В настоящее время в самом храме этих книг нет, они были переданы в Сулейманскую библиотеку в 1968 году.
Музей камней (колонн и капителей)
Айя-София возведена на древнейшем историческом месте — античном Акрополе. Вокруг собора проводились многочисленные раскопки, в ходе которых были найдены руины христианских храмов, украшенные резьбой по камню.
Было найдено большое количество колон и капителей. Музей находится на территории собора с западной стороны, под открытым небом.
Меры безопасности при входе
К безопасности здесь относятся не менее строго, чем в аэропорту: металлоискатель, полиция и аппарат по рентгеновскому просвечиванию вещей.
Время работы
С 10 июля 2020 Айя-София работает как мечеть. Посещение закрыто в период намазов.
Месторасположение (сайт, адрес, как добраться)
До Айя-Софии в Стамбуле удобнее всего ехать на скоростном трамвае Т1 до остановки Султанахмет. Далее следуйте через парк Султанхмет.
Актуальная стоимость билетов
Входной билет стоил 100 турецких лир, принимали как наличные, так и карты. Детям до семи лет вход свободный (правда, бесплатный билет тоже нужно получить в кассе).
Теперь, после превращения в мечеть — вход свободный для всех.
С террасы ресторана Four Seasons открывается великолепный вид на Святую Софию
Экскурсии с посещением Айя-Софии
Интересные факты
Полезное видео
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.