самые необычные иконы православия
20 самых странных икон мира. Такие могут навсегда сломать хрупкую психику!
В иконописи существует множество канонов, из-за чего богомазы дать волю фантазии и рисуют то, что им хочется. Икона должна соответствовать определенным иконописным традициям! Впрочем, из каждого правила есть исключение. Глядя на некоторые старинные иконы, диву даешься: неужели раньше люди и правда молились на эти странные изображения?
Мы предлагаем тебе познакомиться с двадцатью самыми необычными иконами мира. У современных верующих они могут вызвать неловкие чувства!
Смесоипостасная Троица
Пожалуй, самым необычными иконами являются смесоипостасные изображения Святой Троицы. В таком изображении лики Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа мало того, что ничем не отличаются друг от друга, так еще и сведены в один образ с тремя лицами и четырьмя глазами!
Такое изображение символизировало единство и неразделимость Святой Троицы. Сейчас подобные иконы — большая редкость, хотя еще лет 300 назад они были довольно распространены. В XVIII веке был издан специальный указ Священного Синода, запрещавший подобные рисунки.
Тобольская икона «Троица». Неизвестный автор. 1729 год
Директор музея религии Сергей Кузьмин с редкой иконой. Август 1941-го
Икона «Святая Троица» колумбийского художника Грегорио Васкеса де Арсе-и-Себальоса. 1697 год
Христофор Песьеглавец
Еще один незабываемый образ — это изображение святого мученика Христофора Песьеглавца. Наиболее распространенная версия гласит, что собачья голова символизирует его свирепость в борьбе с язычниками, однако существуют легенды, что он принадлежал к таинственной расе песьеголовцев.
На территории России иконы Христофора с собачьей головой были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 21 мая (1 июня) 1722 года. После этого большинство таких изображений были уничтожены или перерисованы. И лишь старообрядцы не покорились господствующей церкви и продолжали чтить Песьеглавца.
Кстати, в свияжской иконописной традиции Христофор изображался не с собачьей, а с лошадиной головой.
Икона мученика Христофора XVII века из художественного музея Череповца
20 самых странных икон мира. Такие могут навсегда сломать хрупкую психику!
В иконописи существует множество канонов, из-за чего богомазы дать волю фантазии и рисуют то, что им хочется. Икона должна соответствовать определенным иконописным традициям! Впрочем, из каждого правила есть исключение. Глядя на некоторые старинные иконы, диву даешься: неужели раньше люди и правда молились на эти странные изображения?
Смесоипостасная ТроицаПожалуй, самым необычными иконами являются смесоипостасные изображения Святой Троицы. В таком изображении лики Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа мало того, что ничем не отличаются друг от друга, так еще и сведены в один образ с тремя лицами и четырьмя глазами!
Такое изображение символизировало единство и неразделимость Святой Троицы. Сейчас подобные иконы — большая редкость, хотя еще лет 300 назад они были довольно распространены. В XVIII веке был издан специальный указ Священного Синода, запрещавший подобные рисунки.
Тобольская икона «Троица». Неизвестный автор. 1729 год
Директор музея религии Сергей Кузьмин с редкой русской иконой. Август 1941-го
Икона «Святая Троица» колумбийского художника Грегорио Васкеса де Арсе-и-Себальоса. 1697 год
Христофор ПесьеглавецЕще один незабываемый образ — это изображение святого мученика Христофора Песьеглавца. Наиболее распространенная версия гласит, что собачья голова символизирует его свирепость в борьбе с язычниками, однако существуют легенды, что он принадлежал к таинственной расе песьеголовцев.
В России иконы Христофора с собачьей головой были официально запрещены распоряжением Святейшего Синода от 21 мая (1 июня) 1722 года. После этого большинство таких изображений были уничтожены или перерисованы. И лишь старообрядцы не покорились господствующей церкви и продолжали чтить Песьеглавца.
Кстати, в свияжской иконописной традиции Христофор изображался не с собачьей, а с лошадиной головой.
Икона мученика Христофора XVII века из художественного музея Череповца
Иисус Христос в разных странах мираОтдельно нужно отметить образы Иисуса Христа у разных народов. Иконописцы рисуют Спасителя по образу самих себя, поэтому в африканских странах он изображается негром, а в азиатских имеет узкий разрез глаз.
Икона «Я есть Путь» из Уганды
Иисус Христос. Автор Чарльз Ндеге, Танзания
Мадонна с младенцем
Рождество Христово. Китай
Мадонна с Иисусом на руках. Ииндейское племя Навахо, США, Нью-Мексико
Святая Троица коренного населения Америки
Икона аборигенов Австралии. Христос укрывает коренных австралийцев от белых варваров
Языческие символы на иконахНи для кого не секрет, что практически все религии мира тесно переплетены между собой, а больше всего симбиоз наблюдается там, где одна вера сменяла другую. Так, в православии сохранилось множество языческих обрядов, а в иконописи можно встретить поганские символы.
Православная икона «Символ веры» начала XVIII века
Икона «Провидение Божие» со всевидящим оком сейчас находится в одной из частных коллекций в Польше
Как видишь, все мы пребываем во власти стереотипов, поэтому приведенные выше лики святых приводят нас в замешательство. Покажи эти удивительные иконы своим друзьям. Уверен, они немало удивятся!
Древнерусская тоска: девять самых странных сюжетов православных икон
Бесконечно далек средний читатель «Ножа» от своего православного «я»: исповедоваться не ходит, литургии не помнит и образ Богоматери Оранты от Одигитрии, а Христоса Пантократора от Спаса Нерукотворного отличить не может. Но, не желая ценить икону за дух святости, мы можем хотя бы оценить ее сюжет — диковинных героев, странные истории и говорящие детали.
Святой с собачьей головой
Святой Христофор существует и в православии, и в католичестве, причем в нескольких ипостасях, но нас интересует только святой с собачьей головой. По одному из преданий, Христофор был родом из страны кинокефалов; их упоминает еще древнегреческий историк Геродот, рассказывая о Карфагене: «…рогатые ослы, собакоголовые люди». По другой версии, симпатичного богобоязненного юношу так донимали женщины, что он выпросил у Господа голову пса, чтобы те отстали — «Красавицу и чудовище» тогда еще не создали, и девочки собакоголовых не любили. Есть и версия, по которой голова собаки символизирует мерзкий характер Христофора до крещения: мол, язычником он был груб и свиреп. В любом случае в формате иконы святой с собачьей головой выглядит сногсшибательно.
В русской традиции он формально не запрещался, но ощущался каким-то… сомнительным, даже иногда подвергался редактуре: на части икон и фресок у Христофора обычная человеческая голова, написанная поверх собачьей. Чтобы прочувствовать мощь святого Христофора, можно упороться романом Алексея Иванова «Псоглавцы».
Богоматерь с тремя руками
Тип образа Богоматери — Одигитрия, «Путеводительница». Правая рука младенца Иисуса благословляет, левая — держит свиток. У Богоматери на одной руке сын, вторая указывает на него, а третья — просто лежит. Технически говоря, это рука не Марии, а преподобного Иоанна Дамаскина. После долгой молитвы Богоматерь вернула Иоанну отсеченную несправедливо (но это длинная история) кисть руки, а в благодарность тот прикрепил к иконе Богоматери в районе живота изваяние руки из серебра. Кстати, традиция эта вполне себе античная: больные несли в асклепионы — храмы бога Асклепия — мраморные ноги, золотые уши и вотивы.
Позже икона, прозванная «Троеручицей», оказалась в Хилендарском монастыре на Афоне и даже одно время работала там игуменом. Копии с нее — списки — стали распространяться по православному миру, но в традиции постепенно третья рука от элемента оклада мигрировала в рисунок и стала частью самой Богоматери, укрытой тем же мафорием.
Расчленение младенца
Младенец Иисус, лежащий на блюде или в чаше, — это Агнец, готовый к закланию, или буквальная иллюстрация к Литургии, во время которой совершается причастие: хлеб с вином освящен и употреблен, потому как «сие есть тело Мое… сие есть кровь Моя». На иконах Мелисмос тело Младенца иногда изображено не просто на блюде, но расчлененным — символизм настолько прямолинейный, что глазки вываливаются: это ровно тот момент, когда перед разделением просфор произносят «Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и никогдаже иждиваемый, но причащающыяся освящаяй». А в самом хардкорном варианте это взрослый карлик, которому отрезали руки и ноги. Такая история.
Иоанн Креститель подглядывает за родителями
Икона «Зачатие Иоанна Крестителя» опирается на текст Евангелия от Луки (Лк.1:5 — 25, 57, 65). Слева изображена первая встреча святого Захарии и Елизаветы, будущих родителей Иоанна Предтечи, а справа стоит… взрослый Иоанн Предтеча. Вроде как «Назад в будущее», но с верой и благодатью. Впрочем, для иконографии это норма: она закономерно предпочитает символизм. Например, там, где смысл композиции — образ церкви, Иоанн Богослов отображается старцем даже среди апостолов, хотя все они были плюс-минус ровесниками — Иоанн просто прожил дольше всех.
Иоанн Креститель выгуливает в пустыне свою голову
Еще один Иоанн Креститель, только теперь он — Ангел пустыни. Сформировался иконографический тип в конце XIII века, а распространился шире всего в древнерусском искусстве XVI–XVII веков.
Елизавета Шошина, художник-реставратор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: «Это эзотерическая составляющая образа Иоанна Крестителя. Святой имеет широкие ангельские крылья — символ чистоты его бытия. Сформирована иконография на основе отрывка из Евангелия от Луки, где Христос говорит: „Сей есть, о Котором написано: Вот Я посылаю Ангела Моего пред лицеем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою“».
В руках у «Иоанна Предтечи — Ангела пустыни» может быть блюдо или с Младенцем Иисусом, или с собственной Иоанновой отрубленной головой — как мы помним, Саломея владела искусством особо убедительного танца. По-прежнему причинно-следственные связи — ничто, символизм — все. К тому же голова святого в его руках — наглядное напоминание о мученичестве. Похожие «напоминалки» можно встретить на иконах других святых, а клейма-комиксы на некоторых житийных иконах состоят из сцен жестоких мучений чуть более чем полностью (смотри «великомученик Георгий» и его пытки).
Иисус качает на руках свою мать
Сюжет «Успение Пресвятой Богородицы» основан не на Евангелиях, а на апокрифах и посвящен смерти Богоматери.
Елизавета Шошина: «Внизу на ложе лежит тело умершей Богоматери, вокруг нее скорбящие апостолы — это земной мир. В верхней части за одром стоит Спаситель. Он окружен мандорлой — огромным нимбом, символизирующим собою божественную славу; эта часть изображения есть божественный, небесный мир. В руках он держит душу своей матери, которая изображена в виде спеленутого младенца. Ее душа отделилась от тела и была принята на руки Спасителя. Очень трогательный момент: Христос прижимает к груди пречистую душу Богоматери, своего прародителя, и сейчас забирает ее к себе в небесные чертоги».
Прекраснее, чем сами иконы, могут быть только мелкие детали, которые нужно еще увидеть и понять. Например, на некоторых вариантах «Успения» на краю смертного одра Богоматери висят кисти рук, под ними стоит грустный человек, поднимая культи в обрубленных рукавах.
Это иудейский священник Афония, пытавшийся опрокинуть смертное ложе Марии — за это ангел отрубил ему руки, отчего священник раскаялся и стал христианином. А на иконе «Суд Пилата» в Музее имени Андрея Рублева ножка трона Пилата соскальзывает со ступеньки; так автор дает понять, что суд этот — неправедный.
Иисус в аду
В священных текстах сюжет «Сошествие Иисуса Христа в ад» упоминается вскользь, зато в апокрифах тема раскрыта как следует — например, в «Евангелии от Никодима». Считается, что после распятия Иисус спустился в ад, разнес его ворота и освободил оттуда Адама, Еву, праведников. Иногда на иконе этого сюжета можно насладиться полным собранием хороших людей из обоих Заветов: прародители Христа, царь Давид и царь Соломон, а также Иоанн Предтеча, Авель, все в разных интересных шапочках… Часто Иисус стоит на кресте, но это не тот самый — его личный крест, а обломки адских ворот. Изображены, разумеется, на иконе и бездны ада, черные, как душа Ирода.
Иисус — хмурый тинейджер
Запрещенный Синодом мутант
Эту икону запретил Синод! Такого вы еще не видели!
Смесоипостасная «Святая Троица» — еще одна икона странная и прекрасная. Это Троица в буквальном смысле: трехликая, на одной не слишком худой шее и в одном облачении. По существу этот образ оказался еретическим: Отец, Сын и Святой Дух — то есть три ипостаси — смешаны, отсюда и «смесоипостасная». Поэтому в XVIII веке был запрещен Синодом к божьей матери. «Смесоипостасная Троица» довольно редко встречается (и слава богу). Ненамного лучше разрешенная «Троица Новозаветная Отечество»: на коленях у Бога-Отца сидит Спас Эммануил, у него на коленях — сфера с голубем – Святым Духом, смахивающая на ведро, — а всё вместе это выглядит как «Сходили на Птичий рынок».
По бокам — святые столпники Даниил и Симеон — наполовину люди, наполовину столбы; под ногами — «престолы», ангельские чины, поддерживающие трон, — изображаются они как красные глазастые и крылатые колеса. А над троном болтаются неприветливые шестикрылые серафимы. Словом, икона со своей атмосферой. Что за пластиковый стаканчик в руке у Отца и что в подобной таре дают на вынос, выяснить не удалось.
Странные и необычные христианские иконы
Православные в России почитали и продолжают почитать немало причудливых икон. Часть из них даже были запрещены Церковью — за пугающий вид.
Богоматерь с тремя руками
Название говорит само за себя: Богоматерь изображена с тремя руками. По преданию, история, стоящая за этим образом, произошла в 8 веке в Византии и связана с эпизодом из жизни святого Иоанна Дамаскина.
Он жил в Сирии, происходил из знатного христианского рода и был видным чиновником в халифате. В те времена как раз набирало обороты иконоборчество — санкционированное властями движение против почитания икон и уничтожение всех прочих объектов поклонения.
Как ревностный христианин, Дамаскин не остался в стороне и направил византийскому императору Льву III протестное послание. Оно быстро разошлось по империи, привело императора в ярость, но сделать с подданным Сирии тот ничего не мог. Так родился план подставить Дамаскина. От его лица было написано письмо, в котором Дамаскин якобы призывает византийского правителя напасть на Сирию и избавить ее от халифата.
Фальшивка была передана халифу, и тот повелел отрубить Дамаскину руку. В назидание руку выставили на главной площади города. Всю ночь оклеветанный молился перед образом Богоматери — и отрубленная рука чудесным образом приросла обратно. Вскоре, как считают верующие, появилась и первая икона Богородицы с приложенной к ней серебряной третьей рукой. Но со временем возникла традиция просто пририсовывать ее краской.
Святой с песьей головой
Эту икону с изображением святого Христофора в 18 веке официально запретили распоряжением Святейшего Синода как «противную естеству». Иными словами, святой с собачьей головой выглядел слишком уродливо. Иконы с ним, как правило, уничтожались, но до наших дней дошло несколько экземпляров. Старообрядцы, к примеру, все еще продолжают почитать изображенного Христофора-кинокефала.
Есть несколько версий, почему мученика Христофора, жившего в 3 веке, начали изображать с головой пса. От теории, что он страдал редким видом генетической мутации, гипертрихозом, от которой тело человека почти полностью покрывается густыми волосами, до версии, что так было истолковано его прозвище и свирепый, звериный характер.
Есть даже представление что Христофор был из племени «псоглавцев» — собакоголовых людей, описание которых часто встречается еще с античных времен.
Так или иначе, после запрета Синода Христофора начали изображать как всех нормальных людей.
Многоликая икона
Еще хуже пришлось иконам с образом трехликого Христа. Римско-католическая церковь осудила такие образы на век раньше, чем это сделала православная церковь. «Неканоническая и уродливая» — объявил Синод в 1764-м, и запретил образ. Однако до отдаленных уголков страны новости шли не быстро, и многоликие иконы продолжали появляться в приходах.
Одна голова, три лица, четыре глаза — этот пугающий образ был всего лишь одним из наглядных представлений догмата о Троице (отец, сын и святой дух). Традиционно их изображали в виде трех идентичных фигур с ликом Христа, но идея получила развитие и в таком ключе. На некоторых иконах Троица вообще имела одно туловище, но три головы с одинаковыми лицами.
Спящий с открытыми глазами
Иконописная мастерская в селе Палех/Лопатин Лев
Для незнакомых с канонами иконописи «Спас Недреманное Око» — очень необычный экземпляр. На нем Христос изображен юношей, который то ли подпирает свое лицо от скуки, то ли собирается вздремнуть.
На самом деле, Иисус на этом образе уже спящий, но спит он с открытыми глазами, что является аллюзией на льва. В средневековье считалось, что лев спит именно так. Истоки образа — всего из нескольких строк в Библии, где Иисус назван «львом из колена Иудина» (то есть храбрым человеком). В иконографии этот образ появился в Византии, а потом распространился на Руси.
В чреве кита
Это очень редкая икона, изображающая один из ветхозаветных сюжетов. Господь призвал пророка Иону и наказал ему отправиться в грешный город Ниневию и проповедовать там истинную веру. Однако Иона не захотел исполнять волю бога и решил просто… отправиться в долгое путешествие.
Кара божья пришла к Ионе в виде кита, который во время шторма проглотил пророка, и тот три дня и три ночи молил Бога о прощении. Находясь в чреве кита. В результате, Бог простил Иону и тот потом много язычников обратил в веру. А на иконе изображен момент высвобождения пророка.
Материалы по теме
А вот ещё:
Уникальные древние тексты буддийских монахов
Эта реликвия прошлого особенно ценна тем, что является оригиналом, а не копией, а история её создания не менее увлекательна.
Уникальные древние тексты
«Корё Тэджангён» («Goryeo Daejanggyeong») – корейская Трипитака эпохи династии Корё, известная в современном научном мире как «Трипитака Кореана», является сводом буддийских канонов. Эта коллекция священных текстов, нанесённых в XIII веке на 81 258 деревянных табличек по заказу правителей Корё (918-1392 гг. н.э.).
В настоящее время она хранится в монастыре Хэинса на юго-западе Корейского полуострова. Коллекцию нередко называют также «Пхальман Тэджангён» («Восьмидесятитысячная Трипитака») по числу входящих в неё печатных форм. Трипитака Кореана выгравирована шрифтом ханджа и содержит более 52 миллионов знаков, 1496 наименований и 6568 томов. Это настоящий кладезь мировой мудрости древних.
Каждая деревянная табличка имеет высоту 24 сантиметра и длину 70 сантиметров. Если все их поставить друг на друга, они будут равны по высоте пяти нью-йоркским башням-близнецам, поставленным друг на друга. В длину это составило бы 60 километров, а вес конструкции составил бы почти три сотни тонн!
Это самое полное собрание буддийских текстов
Мир однажды потерял уже этот кладезь мудрости
На создание оригинальной Трипитаки потребовалось более семи десятков лет. Полностью её написание было завершено к 1087 году. Всего полтора столетия спустя она была полностью разрушена во время монгольского нашествия. В надежде, что Будда вмешается и защитит народ, изгонит монголов, правитель Годжонг приказал написать всё заново.
Оригинальная Трипитака Кореана создавалась больше 70 лет
Начинали создание этой масштабной библиотеки в 1237 году. На этот раз на её написание было потрачено чуть больше десяти лет. На изготовление табличек и резьбу были пущены все ресурсы, над этим работали тысячи учёных и мастеров. Народ в едином порыве отдавал всё, что у кого было для того, чтобы Трипитака была восстановлена.
Для табличек монахи традиционно использовали деревья серебряных магнолий, белых берёз и вишнёвых деревьев с южного побережья полуострова. Древесину тщательно вымачивали в морской воде в течение трёх лет. После этого лишь её разрезали на отдельные блоки. Блоки ставили на специальных подставках в тени, под воздействие потоков воздуха ещё на целых три года. Потом каждую дощечку покрывали ядовитым лаком, чтобы отпугнуть вредоносных насекомых.
Таблички для текстов изготавливались весьма сложным и долгим способом
После таблички вставляли в металлические рамки, чтобы предотвратить деформацию. Как все могут видеть сегодня — этот метод прошёл проверку веками. Прошло почти 800 лет, а таблички выглядят так, как будто написаны только вчера.
Дом Трипитака Кореана
Сначала Трипитака хранилась в храме Хэинса, в четырёх его зданиях. Потом, два века спустя, для бесценных буддийских текстов построили специальное здание, Чангён Панджон (Janggyeong Panjeon). Это строение стало своего рода архитектурным чудом своего времени Оно задумано как эффективно консервирующее, как дом-термос. Конструкция его направлена на то, чтобы как можно лучше защитить блоки от разрушения, но при этом обеспечить к текстам беспрепятственный доступ.
Сначала Трипитака Кореана хранилась в храме Хэинса
Чангён Панджон состоит из четырёх просторных залов. Они, в свою очередь разделены на несколько комнат. Все помещения расположены в форме прямоугольника вокруг внутреннего двора. Хранилище было возведено на самой высокой точке храма. Это высота около семи сотен метров. Для того чтобы избежать сырости от воздействия юго-восточного ветра, Чангён Панджон обращён на юго-запад. Горы перекрывают потоки холодных северных ветров.
Потом для хранения Трипитака Кореана было построено специальное здание
Окна здания строго определённого на каждой из сторон здания. Всё устроено так, чтобы обеспечить доступ вентиляции и регулировании температуры внутри. Глину для полов специально смешали с древесным углём, оксидом кальция, солью, известью и песком. Всё это снижает влажность. Во время дождей эти вещества поглощают лишнюю влагу. Потом это помогает сохранять нужную атмосферу в течение долгих сухих зимних месяцев.
Крыша также сделана из глины. Балки и деревянные стропила призваны предотвращать резкие перепады температур. Кроме всего прочего, всё устроено таким образом, чтобы ни одна часть строения не подвергалась воздействию прямых солнечных лучей. Все эти строгие меры помогли сохранить наследие мировой культуры и основы религии дзен-буддизма в таком просто фантастически прекрасном состоянии до сего дня.
Все тексты прекрасно сохранились вплоть до сего дня