самозанятый и закон о защите прав потребителей судебная практика

Самозанятых впишут в закон о защите прав потребителей как продавцов и как покупателей

самозанятый и закон о защите прав потребителей судебная практика. Смотреть фото самозанятый и закон о защите прав потребителей судебная практика. Смотреть картинку самозанятый и закон о защите прав потребителей судебная практика. Картинка про самозанятый и закон о защите прав потребителей судебная практика. Фото самозанятый и закон о защите прав потребителей судебная практика

Режим самозанятости ввели в 2019 году, однако до сих пор еще в законах есть некоторые пробелы и эта новая категория бизнесменов не вписывается в старые нормы.

Одно из таких белых пятен — защита прав потребителей.

На данный момент права потребителей, приобретающих товары/услуги у самозанятых физлиц, защищены постольку-поскольку. Дело в том, что в Законе РФ № от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (ЗоЗПП) в качестве продавцов/исполнителей, на которых распространяется действие закона, значатся только организации и ИП.

То есть формально самозанятые под действие этого закона не подпадают. Безусловно, если спор о некачественной услуге дойдет до суда, то наверняка суд встанет на сторону потребителя.

Кстати, вопрос относительно применения норм вышеназванного закона к самозанятым, ранее был рассмотрен на сайте ФНС в разделе «Часто задаваемые вопросы».

Отмечу, что давая разъяснения по этому вопросу, ФНС вторглась в чужую епархию. У этого ведомства нет полномочий давать разъяснения по данному вопросу. Такое право есть только у Роспотребнадзора.

Тем не менее, ФНС высказала свою точку зрения, и судя по ней, ЗоЗПП в полной мере распространяется и на самозанятых, потому что они являются продавцами и исполнителями услуг. В вопросе речь шла об уголке потребителя — нужен ли он самозанятым?

Вот что ответила тогда ФНС:

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», в котором сказано, что «Уголок потребителя» может быть оформлен в виде информационного стенда либо содержаться в папке в виде правовой информации в доступном для покупателя месте и обязателен для изготовителей, продавцов товаров, исполнителей услуг, то есть «самозанятых».

Покупатель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме Вашей работы и реализуемых Вами товарах (работах, услугах).

Между тем напомню, что в ЗоЗПП есть определение продавцов и исполнителей и самозанятые там не указаны, а значит требования этого закона, в том числе о вывеске и так называемом уголке потребителя, на них формально не распространяются.

Однако скоро ситуация изменится. Накануне на портале проектов нормативных актов был размещен проект закона с поправками в ЗоЗПП.

Поправок много, и некоторые из них касаются самозанятых.

Будет прописано, что лица, осуществляющие отдельные виды деятельности без государственной регистрации в качестве ИП являются субъектами, при сделках с которыми применяются положения законодательства о защите прав потребителей.

Для этого в преамбуле закона изменят расшифровку понятий «исполнитель» и «продавец». В обновленном законе это будут не только организации и ИП, но и «иное лицо, осуществляющее в соответствии с законом отдельные виды деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя».

Это касается самозанятых в качестве продавцов и исполнителей.

Другая поправка касается самозанятых в качестве покупателей.

В пояснительной записке к проекту отмечается, что сейчас покупки самозанятых подпадают под действие ЗоЗПП, даже если это покупки отнюдь не в личных целях.

Дело в том, что сейчас потребитель — это человек, покупки которого не связаны с осуществлением предпринимательской деятельности.

Однако деятельность самозанятых не предпринимательская, а профессиональная. То есть формально они со всеми своими бизнес-покупками подпадают под определение «потребитель» и могут рассчитывать на защиту потребительских прав по этому закону.

Роспотребнадзор решил отделить мух от котлет и в новой версии закона будет сказано, что потребитель — это гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или иной приносящей профессиональный доход деятельностью.

При этом отдельно пропишут, что личные покупки самозанятых под действие ЗоЗПП подпадают, чтобы их статус плательщика НПД не препятствовал защите их потребительских прав.

Преамбула закона пополнится таким абзацем:

Гражданин, зарегистрированный в качестве ИП, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с законом отдельные виды деятельности без госрегистрации в качестве ИП, по сделкам, заключенным им с продавцом (исполнителем) при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных c предпринимательской деятельностью, или иной приносящей профессиональный доход деятельностью, вправе пользоваться гарантиями, установленными настоящим Законом.

Источник

6 правил работы с самозанятыми

самозанятый и закон о защите прав потребителей судебная практика. Смотреть фото самозанятый и закон о защите прав потребителей судебная практика. Смотреть картинку самозанятый и закон о защите прав потребителей судебная практика. Картинка про самозанятый и закон о защите прав потребителей судебная практика. Фото самозанятый и закон о защите прав потребителей судебная практика

Управляющий партнер компании TAXBURO, налоговый консультант

специально для ГАРАНТ.РУ

Самозанятость – один из новых для России режимов ведения коммерческой деятельности, который, с одной стороны, имеет определенные преимущества для самого самозанятого и заказчика его услуг, с другой – характеризуется рядом существенных недостатков. При этом нарушение норм законодательства, регулирующих применение этого режима, может привести к тому, что заказчик услуг самозанятого гражданина будет привлечен к ответственности. А это значит – штрафы, проверки и судебные иски. Избежать этого помогут шесть главных правил, которым необходимо следовать при работе с самозанятыми.

Правило № 1 – не нанимайте ваших бывших работников

Основное ограничение деятельности, связанной с самозанятыми гражданами, – это запрет на подмену трудовых отношений гражданско-правовыми. Опыт других государств и некоторых российских хозяйствующих субъектов показывает, что иногда работодатели используют упрощенные режимы налогообложения для того, чтобы оптимизировать налоговую нагрузку. А именно – требуют от своих сотрудников увольнения с последующим заключением гражданско-правовых договоров с ними как с субъектами предпринимательской деятельности.

Это незаконно: нормы Федерального закон от 27 ноября 2018 г. № 422 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – Закон № 422-ФЗ) как основного нормативно-правового акта, регулирующего данный режим налогообложения, подразумевают запрет на заказ услуг у лиц, которые в течение двух последних лет являлись сотрудниками вашего предприятия (п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ). Что это значит для бизнеса? Вы не можете заключать договоры гражданско-правового характера с лицами, которые на протяжении двух последних лет были вашими штатными работниками, то есть работали у вас по трудовому договору. При этом не имеет значения, был ли данный трудовой договор срочным или бессрочным.

Правило № 2 – никаких работников у самозанятых

Работая с самозанятыми лицами в качестве исполнителей, следует понимать, что они, хотя и являются субъектами предпринимательской деятельности, все же в первую очередь – физические лица, самостоятельно исполняющие работы по договорам. У них не может быть наемных сотрудников, поэтому следует тщательно оценивать объем предстоящих работ и учитывать данный фактор.

В то же время законодательство не содержит прямых ограничений на использование подряда и субподряда самими самозанятыми. Однако это порождает дополнительные сложности и может стать предметом пристального внимания контролирующих органов как к самозанятому лицу, так и к другим сторонам договоров, заключенных данным лицом.

Нормы, которые регулируют этот вопрос, содержатся непосредственно в ч. 7 ст. 2 и п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ.

Правило № 3 – никаких других режимов налогообложения

Следует помнить, что законодательство жестко ограничивает права самозанятых лиц. Так, они не могут одновременно с налогом на профессиональный доход применять какие-либо другие налоговые режимы. Поэтому прежде чем начинать сотрудничать с самозанятым лицом, необходимо как можно более тщательно проверить его историю и наличие сведений о нем в открытых реестрах субъектов предпринимательской деятельности, чтобы избежать излишних рисков.

Отдельно стоит отметить, что п. 7 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ предполагает возможность применения этого способа налогообложения в течение последнего месяца ведения деятельности на УСН или сельхозналоге. Однако для большей безопасности взаимодействия с самозанятыми лучше не рисковать и избегать работы с лицами, все еще числящимися плательщиками данных налогов.

Правило № 4 – арбитражный суд не поможет

Несмотря на то что самозанятые граждане являются полноценными субъектами предпринимательской деятельности, значительная часть их прав и обязанностей не регламентируется действующим законодательством, применимым к полноценному бизнесу. Так, АПК РФ, определяющий порядок деятельности арбитражных судов в России, не содержит упоминания о том, что в юрисдикцию данных судов входят вопросы деятельности самозанятых граждан как плательщиков налога на профессиональный доход.

Из-за этого возникающие в рамках договорных отношений с самозанятыми гражданами спорные ситуации не могут быть решены в порядке арбитражного судопроизводства в отличие от споров с другими контрагентами-предпринимателями.

Для заказчика услуг самозанятого гражданина это может стать значительной неприятностью – в случае конфликта с самозанятым лицом нужно обращаться в суды общей юрисдикции, что предполагает в том числе иные сроки рассмотрения споров.

Правило № 5 – ограничение дохода

Если вы рассчитываете на длительное сотрудничество с самозанятым, следует помнить о том, что данная категория налогоплательщиков имеет жесткие ограничения на объем получаемого в течение года дохода. Он не может превышать 2,4 млн руб. (п. 8 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ). Поэтому в ряде случаев, когда самозанятое лицо является высококвалифицированным и дорогостоящим специалистом, данный режим налогообложения может не подходить для взаимодействия. Как только доходы самозанятого превышают данный показатель, он утрачивает право осуществлять свою деятельность в данном формате.

Правило № 6 – ограничение видов деятельности

Есть сферы деятельности, в которых вы в принципе не сможете воспользоваться услугами самозанятых граждан. Так, запрещается использование данного режима налогообложения в целях:

Стоит ли нанимать самозанятого?

В целом привлечение самозанятых граждан является достаточно удобным способом сотрудничества заказчика и исполнителя. Заказчик фактически получает эффективного специалиста, способного оказать необходимые услуги, но не несет при этом стандартных обязательств работодателя. И сам документооборот с самозанятым будет значительно меньше: нет необходимости заключать трудовой, коллективный договоры, подписывать должностные инструкции и прочую документацию, присущую трудовым отношениям.

Однако необходимо помнить о запрете на подмену трудовых отношений иными способами сотрудничества и избегать при заключении договора на оказание услуг с самозанятым повторяющихся единообразных платежей за одни и те же услуги. Следует менять спектр услуг по договорам, количество договоров, а также даты и объемы выплат, чтобы у контролирующих органов точно не возникло претензий к такого рода отношениям.

И последний аргумент в пользу самозанятого – наниматель не платит за него НДФЛ и страховые взносы. Самозанятый обязан самостоятельно уплачивать налоги за свою деятельность, но, чтобы у налоговой и других контролирующих органов не возникло вопросов к нанимателю, за любую финансовую операцию с самозанятого необходимо требовать чек.

Источник

Должны ли самозанятые оформлять «Уголок потребителя»

самозанятый и закон о защите прав потребителей судебная практика. Смотреть фото самозанятый и закон о защите прав потребителей судебная практика. Смотреть картинку самозанятый и закон о защите прав потребителей судебная практика. Картинка про самозанятый и закон о защите прав потребителей судебная практика. Фото самозанятый и закон о защите прав потребителей судебная практика

Эксперты ФНС разъяснили, должны ли плательщики налога на профессиональный доход, которые оказывают услуги или продают товары, оформлять «Уголок потребителя».

Ведомство отмечает, что в законе о специальном налоговом режиме для самозанятых (от 27.11.2018 № 422-ФЗ) отсутствуют требования о наличии или оформлении «Уголка потребителя».

Вместе с тем на территории России также действует Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей». Он гласит, что «Уголок потребителя» обязателен для изготовителей, продавцов товаров и исполнителей услуг. Соответственно, это требование распространяется, в том числе, на самозанятых.

«Уголок потребителя» может быть оформлен в виде информационного стенда либо папки с правовой информацией, которые находятся в доступном для покупателя месте. Покупатель вправе потребовать от самозанятого предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме работы и реализуемых товарах (работах, услугах).

Налог уплачивается либо самим самозанятым, либо уполномоченным им банком. О сумме налога к уплате ИФНС уведомляет налогоплательщика через мобильное приложение «Мой налог» не позднее 12-го числа очередного месяца. Если самозанятый уполномочит на уплату налога банк, уведомление направляется в банк.

Также при проведении расчетов самозанятые обязаны формировать и передавать покупателям/заказчикам чеки. Чеки должны формироваться при помощи мобильного приложения «Мой налог» (ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).

Самозанятые передают чеки путем направления на абонентский номер/адрес электронной почты или путем обеспечения покупателю возможности считывания QR-кода.

Чек нужно передать покупателю в момент расчета наличными деньгами или с использованием электронных средств платежа. При иных формах расчетов в безналичном порядке чек можно передать покупателю не позднее 9 числа месяца, следующего за месяцем расчета.

Источник

Исполнение самозанятым закона «О защите прав потребителей»

самозанятый и закон о защите прав потребителей судебная практика. Смотреть фото самозанятый и закон о защите прав потребителей судебная практика. Смотреть картинку самозанятый и закон о защите прав потребителей судебная практика. Картинка про самозанятый и закон о защите прав потребителей судебная практика. Фото самозанятый и закон о защите прав потребителей судебная практика

Обязан ли самозанятый иметь уголок потребителя?

На этот вопрос есть разъяснения налоговиков. Правда, это не письмо, а ответы на вопросы на сайте ФНС. По мнению ФНС, если самозанятый оказывает услуги или что-то реализует, ему нужно создать уголок потребителя.

Эксперты ФНС согласны, что в законе о самозанятых (от 27.11.2018 № 422-ФЗ) про уголок потребителя нет ни слова. При этом они отмечают, что закон «О защите прав потребителей» (от 07.02.1992 № 2300-1) действует по всей России, для всех, кто производит и продает товары и оказывает услуги. Следовательно, действие закона о правах потребителей распространяется и на самозанятых.

Напомним, что согласно закону покупатель вправе требовать от продавца достоверную информацию о том, что он приобретает. Включая сведения о самом продавце, например, о режиме его работы или о возможности оказывать услуги, которые он предлагает. Данная информация всегда должна быть доступна покупателям.

Как самозанятому оформить уголок потребителя?

В стационарных торговых точках для таких целей обычно оформляется стенд, который принято называть уголком потребителя. На стенде размещается информация о продавце, предлагаемых товарах (услугах); разрешения, сертификаты и т. п., связанные с деятельностью; книга для жалоб и предложений покупателя и прочая документация и информация, которая может понадобиться потребителю.

При мобильной продаже товаров (услуг) представитель продавца может иметь с собой папку с подборкой необходимых документов. Это тоже считается уголком потребителя.

Таким образом, самозанятые, не привязанные в большинстве случаев к одному месту, могут сделать подборку копий документов, которые могут заинтересовать покупателей, и, например, брать ее с собой, когда отправляются куда-то выполнять заказ. Или завести свою страничку в интернете и разместить сканы документов на ней.

При этом действовать нужно все-таки в пределах разумного. Если самозанятый сдал в аренду одну квартиру, непонятно, что должно быть в его уголке потребителя. Всё, что нужно, и так будет в договоре аренды.

Кстати, уголок потребителя нужен самозанятому только при отношениях с гражданами. Если договор заключен с юрлицом или ИП, вся нужная информация будет предъявлена при заключении договора и в нем же зафиксирована.

Нужно ли самозанятому принимать претензии покупателей?

В законе о самозанятых про это не сказано. Однако если следовать логике ФНС в отношении закона о защите прав потребителей, самозанятый должен принимать возвращаемые товары и переделывать ненадлежащим образом оказанные услуги, если это возможно.

Значит, у покупателя должна быть возможность предъявить претензию самозанятому не только в момент реализации услуг или товаров, но и позже. Это вытекает из закона о правах потребителей. Как это организовать? Зависит от того, чем именно занимается самозанятый.

Например, если он помогает по хозяйству небольшому числу постоянных заказчиков, то заказчики могут связаться с ним вовремя и урегулировать вопросы по его работе. А вот если самозанятый видится с покупателем один раз или не видится вообще, например, продает в интернете изделия собственного производства и посылает их покупателям по почте, то способ связи покупателя с самозанятым нужно предусмотреть. Как минимум у покупателя должна быть возможность вернуть товар с описанием претензий и получить взамен новый нужного качества или возврат денег.

Что с налогом у самозанятого, если пришлось вернуть деньги или переделывать работу бесплатно?

Вопрос с возвратом денег покупателю от самозанятого отдельно рассматривала ФНС. В письме от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@ налоговики разъясняют, что самозанятый может скорректировать ранее переданные в ФНС сведения о сумме расчетов в случае возврата денежных средств покупателю.

Самозанятый в «Моем налоге» может аннулировать пробитый ранее чек и вернуть полученные по нему деньги. В ФНС при аннулировании чека надо представить пояснения с указанием причин корректировки. Сделать это можно через мобильное приложение «Мой налог», уполномоченных операторов электронных площадок или банки.

В отношении услуг или работ, которые выполнены некачественно, возможны два варианта. Самозанятый может просто переделать их бесплатно и не пробивать чек. В пользу этого подхода тот факт, что услуга, по сути, уже оказана и оплачена: чек выдан покупателю, информация ушла в ФНС и меняться не будет.

Самозанятый также может аннулировать чек, выданный при первоначальном выполнении услуги, вернуть деньги заказчику и сделать всё необходимое заново. Заказчик вновь оплатит оказанную услугу (работу) и самозанятый пробьет новый чек.

Таким образом, у самозанятого есть возможность скорректировать налоговую базу при урегулировании претензий покупателей и заказчиков (возвратах, переделках и т. п.).

Проверяют ли самозанятых на предмет соблюдения закона о правах потребителей?

Пока самозанятость — это эксперимент. И в тестовом режиме самозанятых по общему правилу еще не проверяют. Правда, касается это в первую очередь налогов. Действие прочих законов распространяется на самозанятого так же, как и на других продавцов.

Логично предположить, что если услуга или товар, которые реализует самозанятый, будут вызывать неоднократные нарекания у покупателей или вдруг окажутся опасными для здоровья, проверка самозанятого надзорными органами неизбежна.

Также нетрудно догадаться, что если самозанятый не будет предоставлять покупателям интересующую их информацию, не будет реагировать на претензии, в качестве контролера сработают законы рынка. Покупатели просто перестанут приобретать то, что предлагает этот самозанятый.

Источник

Верховный суд дал важные разъяснения относительно потребительских споров

14 октября 2020 года Президиум Верховного cуда Российской Федерации утвердил Обзор по отдельным вопросам судебной практики по спорам о защите прав потребителей.

В Обзоре даны важные разъяснения по ряду актуальных вопросов, возникающих в потребительских спорах.

Позиция Верховного cуда позволит участникам потребительского рынка ограничить число претензий о возврате товара и взыскании его покупной цены.

Согласно общему правилу, которое действует в отношении всех типов товаров, требование о возврате товара и взыскании его покупной цены может быть подано потребителем только после того, как было предъявлено требование об устранении недостатка этого товара.

Кроме того, Верховный cуд усложнил деятельность «профессиональных скупщиков» потребительских штрафов, что также снимает ряд рисков с участников потребительского рынка.

Также Верховный cуд указал, что договор с потребителем не может содержать условия об обязательном досудебном урегулировании претензий. Это разъяснение даст возможность облегчить потребителям обращение в суд.

В Обзоре также разъясняются правила, применимые к порядку возврата технически сложного товара. При этом в отношении данных правил cуд определил, что именно представляет из себя существенный недостаток в указанном случае. В Обзоре представлены разъяснения по поводу того, как должна проходить экспертиза в целях установления наличия существенного недостатка в товаре.

Рассмотрим наиболее важные комментарии подробнее.

Правила, которые применяются в отношении всех типов товаров

Обязанность потребителя потребовать устранения существенного недостатка товара

Если в товаре за пределами гарантийного срока, но в течение срока службы обнаружен существенный недостаток, потребитель обязан сначала потребовать его устранения. Если это условие не выполнено, потребитель не может требовать возврата товара и взыскания его стоимости.

Верховный cуд указал, что за пределами срока гарантии покупатель вправе вернуть товар и получить обратно уплаченные за него деньги только в следующих ситуациях:

Однако в обоих случаях недостаток должен носить характер существенного.

Уступка права требования потребительского штрафа ограничена

Верховный cуд указал, что право на взыскание потребительского штрафа до его присуждения судом может быть уступлено только другому потребителю. Если же штраф уже был присужден по судебному решению, то он может быть уступлен любому лицу. Подобные разъяснения лишают работу «скупщиков» практического смысла.

Ничтожность условия договора о соблюдении претензионного порядка

Договор с потребителем не может содержать условие об обязательном претензионном порядке.

Верховный cуд рассмотрел довольно распространенную ситуацию, когда договор потребителя с банком предусматривал претензионный порядок урегулирования споров.

Верховный cуд указал, что законодательство не предусматривает подобного ограничения прав потребителей. Следовательно, такое условие договора должно считаться ничтожным.

Технически сложные товары

Возврат технически сложных товаров

Товар считается технически сложным, если он включен в соответствующий перечень, утвержденный Правительством РФ.

Технически сложный товар подлежит возврату только при наличии существенного недостатка.

В Обзоре рассмотрена ситуация, когда потребитель спустя 15 дней с момента получения технически сложного товара обнаружил в нем производственный недостаток и на этом основании потребовал его возврата и выплаты покупной цены.

Верховный cуд отметил, что подобное требование может быть удовлетворено только при условии, если будет доказан существенный характер производственного недостатка.

При этом существенным недостатком технически сложного товара является:

Проведение судебной экспертизы

Для решения вопроса о характере недостатка в технически сложном товаре суд может назначить экспертизу. Соответствующее ходатайство должно быть направлено в суд. При несоблюдении данного правила требуется проведение повторной экспертизы.

При этом участники спора вправе присутствовать при ее проведении, если это не помешает процессу исследования.

Также Верховный cуд указал, что эксперт не имеет права самостоятельно собирать материалы для проведения экспертизы.

Несмотря на то что в Обзоре рассмотрен пример, когда спор возник в связи с недостатком в автомобиле, мы полагаем, что данные разъяснения подлежат применению в отношении всех технически сложных товаров, указанных в соответствующем перечне.

Для получения дополнительной информации свяжитесь, пожалуйста, с экспертами CMS Russia Сергеем Юрьевым, Игорем Соколовым или вашим постоянным контактом в CMS Russia.

В подготовке статьи также принимали участие Дарья Джафарова и Сесиль Гавриков.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *