самостоятельная учебная деятельность в обучении иностранному языку
Обучение самостоятельности на уроках иностранных языков
Ключевые слова: самостоятельная учебная деятельность
В последнее время уделяется всё больше внимания именно самостоятельной работе учащихся в процессе обучения, в частности в обучении иностранным языкам. Это связано со многими факторами, в том числе с теми, что в современном динамичном, постоянно изменяющемся мире недостаточно просто обладать каким-то определённым объёмом знаний. Человек должен уметь самостоятельно пополнять свои знания, заниматься самообразованием. Самостоятельность не является врожденным качеством человека. Чтобы учащийся умел работать самостоятельно, его нужно этому научить. Поэтому особенно актуальными являются проблемы организации самостоятельной работы на уроке. Хотелось бы остановиться на использовании на уроках английского языка современных педагогических технологий, которые способствуют формированию навыков самостоятельной работы.
Согласно В.Б.Бондаревскому [1, с. 85], учебная самостоятельность как качество ученика как субъекта учебного процесса предполагает умение выполнить какую-либо задачу (практическую или учебную) без непосредственного участия учителя. Учебная самостоятельность школьников может успешно развиваться на уроках английского языка.
2. Центральная часть урока. Данный этап включает в себя объяснение нового материала, его закрепление в ходе выполнения тренировочных упражнений, речевую практику, самостоятельную работу учащихся и др.
3. Завершающая часть. Включает в себя подведение итогов урока, оценку проделанной работы, самоанализ, задание на дом.
Таким образом, можно выделить следующие признаки самостоятельной деятельности учащихся:
— наличие задания, данного учителем;
— самостоятельность учащихся в выполнении задания;
— отсутствие непосредственного участия учителя в ходе выполнения учениками работы;
— активность, умственное напряжение учащихся.
Выделяют множество видов самостоятельной деятельности, из которых наиболее распространенным и часто используемым является самостоятельная работа. Эффективность выполнения учащимися самостоятельной работы в процессе обучения английскому языку напрямую зависит от условий, обеспечивающих ее планирование, организацию, проведение и контроль. Под организацией самостоятельной работы подразумеваются действия как педагога, так и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. При организации самостоятельной работы со стороны учителя очень важно своевременно и правильно сформулировать цели и задачи, а также ожидаемые на выходе результаты.
Классификация самостоятельных работ производится с разных точек зрения: рассматривается степень самостоятельности учащихся при выполнении работы, проявление творческой активности, место работы в процессе обучения (на каком этапе она проводится), также учитывается форма проведения и оформление ответов (устно или письменно).
Из психологии известно, что знания, полученные самостоятельно, путём преодоления посильных трудностей, усваиваются прочнее, чем полученные в готовом виде от учителя. Ведь в ходе самостоятельной работы каждый ученик непосредственно соприкасается с усваиваемым материалом, концентрирует на нём своё внимание, мобилизуя все резервы интеллектуального, эмоционального и волевого характера. Оставаться пассивным он не может. Можно сделать такой вывод, что развитие привычки самостоятельной работы учеников на уроках иностранного языка – важный компонент учебно-воспитательного процесса. Научить ученика учиться, самостоятельно приобретать знания и совершенствовать умения и навыки – такая задача стоит перед каждым учителем. Для этого необходимо вооружить ученика приёмами выполнения задач, выработать определённые алгоритмы обработки и усвоения того или иного материала, подготовить соответствующие наглядные пособия в виде схем, таблиц и дидактический материал в виде карточек, системы упражнений, вопросов-гидов, которые были бы всегда в распоряжении учеников. Планируя урок, учителю обязательно необходимо определить задачи для самостоятельной обработки материала учениками, а также выбрать соответствующую форму контроля. Систематическая работа, направленная на организацию самостоятельной работы ученика, будет формировать не только его познавательную деятельность, а и самостоятельность как черту характера.
Такой подход выгодно отличается от традиционного обучения тем, что он позволяет каждому ученику самоопределиться на уроке, а также обеспечивает эмоциональный комфорт. На уроке реализуется поэтапное формирование умственных действий (в соответствии с теорией П.Я.Гальперина). Спокойная и непринуждённая обстановка на уроке позволяет учащимся снять комплекс страха перед учителем, боязнь самого предмета. У учащихся появляется привычка сосредоточиваться, мыслить самостоятельно; развивать внимание, стремление к знаниям.
Овладение языком в искусственных условиях, то есть вне среды, где на нем говорят, требует создания воображаемых ситуаций, способных стимулировать общение на изучаемом языке, и связано с развитием воображения. В учебной деятельности проявляется широкий диапазон индивидуальных особенностей. Существуют разные классификации, определяемые тем, какие показатели берутся за основу для распределения школьников в группы. Активность учащихся, которая заключается в усиленной деятельности в том, что надо не просто смотреть, а видеть, не слушать, а слышать, понимать, осмысленно пользоваться мыслительными операциями, приемами умственной работы, также зависит от развития мышления. Подводя итог проведенной работы, стоит отметить, что невозможно сделать процесс передачи и получения знаний идеальным немедленно. Но необходимо над этим работать, разрабатывать новые и усовершенствованные методики.
Литература
1. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. М.: Просвещение, 2005.
2. Васильева Р.А., Суворова Г.Ф. Самостоятельная работа учащихся на уроке. М.: Педагогика, 2007.
3. Черникова О.М. Современный урок английского языка в рамках реализации ФГОС нового поколения. // Интерактивное обозрение. Электронная газета. Выпуск № 59. Июнь, 2015.
Самостоятельная работа при обучении иностранному языку
Дата публикации: 21.03.2016 2016-03-21
Статья просмотрена: 3616 раз
Библиографическое описание:
Самсонова, Н. И. Самостоятельная работа при обучении иностранному языку / Н. И. Самсонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 706-708. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27018/ (дата обращения: 04.11.2021).
Самостоятельная работа представляется как целенаправленная, внутренне мотивированная структурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий и корригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности.
Самостоятельная работа — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия преподавателя, но по его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом обучаемый, сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех и других вместе) действий. Стоит отметить, что самостоятельная работа не должна являться самоцелью, она может выступать эффективным средством обучения, средством формирования активности обучаемых.
В методике преподавания иностранного языка применяются различные виды самостоятельной работы, с помощью которых обучаемые самостоятельно приобретают знания, умения и навыки.
Основные виды самостоятельной работы можно разделить на несколько основных групп:
Каждая из перечисленных групп может включать в себя несколько видов самостоятельной работы, поскольку решение одной и той же дидактической задачи может осуществляться различными способами. Указанные группы тесно связаны между собой. Эта связь обусловлена тем, что одни и те же виды работ могут быть использованы для решения различных дидактических задач.
Г. В. Рогова считает, что развитие самостоятельной деятельности учащихся при изучении иностранного языка невозможно без соблюдения определенных условий:
В методике существуют различные организационные формы самостоятельной работы: индивидуально, в парах, в небольших группах и т. д.
Эти формы призваны создавать и развивать организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения обучаемых.
Индивидуальная форма самостоятельной работы может проявляться в двух вариантах:
все обучаемые выполняют одно общее задание индивидуально, что эффективно при закреплении нового материала. Преподаватель, контролируя задание, может получить объективную картину усвоения нового материала и скорректировать дальнейшие этапы;
обучаемые выполняют разные задания, в зависимости от уровня овладения.
При возникающих трудностях преподаватель оказывает помощь, сообразно принципу индивидуализации процесса обучения.
Работа в парах и малых группах эффективна при формировании навыков говорения, она имеет как ярко выраженные положительные стороны, так и недостатки:
при работе в парах и малых группах задействованы все обучаемые, у них есть возможность высказываться, слушать других. Малые группы снижает так называемый «комплекс говорения», который часто возникает в группах с разным уровнем овладения языком;
ярко проявляется взаимопомощь обучаемых.
Одним из недостатков такого вида работы является отсутствие контроля в ходе выполнения заданий преподавателем, особенно, если речь идет о такой форме речевой деятельности, как говорение.
Для того чтобы эти формы были эффективны и приносили свои плоды, обучаемые должны иметь определенные навыки самостоятельной работы. Например, при работе с текстом студент должен иметь определенные умения: видеть опоры в тексте, игнорировать незнакомые слова, если они не влияют на общее понимание, умение выделять главную идею, делать выводы из прочитанного и т. д. Немаловажную роль играет умение пользоваться справочной литературой, в частности словарями. Зачастую обучаемые не могут быстро найти необходимое слово в тексте, так как не умеют выделять словарную форму слова, не умеют выбирать подходящее значение из нескольких данных. Научить работать со словарем и другой справочной литературой — задача педагога.
Для успешной самостоятельной работы важную роль играет также формирование навыков словообразования. Нужно учесть, что немецкий язык изобилует сложными словами, в отличие от русского и казахского языков. Часто у студентов возникают проблемы с переводом сложных существительных, особенно при переводе специальных текстов. Вот один из примеров, который встречался в моей практике. Сложное существительное die Getreidevollerntemaschine имеет значение многофункциональная зерноуборочная машина, создает трудности при переводе, так как данное существительное состоит из 4 отдельных слов и для правильного перевода необходимы навыки. Нужно учесть, что не все сложные слова имеют эквиваленты в русском или казахском языках и могут переводиться словосочетаниями, а иногда даже предложениями.
Важную роль в развитии навыков самостоятельной работы играет самоконтроль, так как эта работа предполагает минимальное участие педагога в учебном процессе.
При изучении иностранного языка — ошибки неизбежны. Есть много способов исправления ошибок: педагог сам указывает на ошибку, дает возможность исправить ошибку другим студентам, предлагает правильный вариант для самостоятельного контроля и т. д. Но если речь идет о самостоятельной работе, то нужно предоставлять обучаемым самим исправлять свои ошибки, тогда ошибка станет развивающим фактором в процессе обучения, а не будет его тормозить. Если обучаемый распознает ошибки других, то он лучше сможет контролировать свою речевую деятельность. Особенно это важно, если используется работа в парах или малых группах.
Самостоятельная работа эффективна, если она является одним их составных, элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом занятии. Поэтому важную роль играет выбор видов, объема и содержания самостоятельной работы.
Необходимо указать, что большое значение в этом деле имеют принцип доступности и систематичности, связь теории с практикой, принцип постепенности в нарастании трудностей. Учебные задания, предлагаемые для самостоятельной работы не должны быть новыми по способу выполнения. Формулировки в заданиях должны быть четкими, студенты должны иметь ясную картину, в чем заключается задача, и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе осмысленный характер и способствует более успешному ее выполнению.
Формы работы должны быть знакомыми, так как новые или мало знакомые формы создадут трудности в процессе работы. Очень легкие и наоборот трудные задания не рекомендуются давать для такой формы работы. По моему мнению, трудные задания должны выполняться под контролем педагога, что бы обучающий эффект был максимальный. К тому же при выполнении более трудных заданий, если возникают сложности, обучаемый может потерять интерес к процессу обучения.
На первом этапе формирования навыков самостоятельной работы педагог должен предлагать более простые задания по форме и содержанию, что бы сформировать простейшие навыки работы. Аналогичное выполнение заданий должно предшествовать под руководством педагога с четкими пояснениями, что имеет основополагающее значение для формирования более сложных навыков и умений, необходимых для самостоятельной работы на дальнейшем этапе. Нужно заметить, что задания подбираются в зависимости от цели, которую ставит перед собой педагог при самостоятельной работе и от уровня овладения языком в той или иной группе. Если цель работы повторение пройденного в группе со слабыми студентами, то целесообразно предлагать задания, выполнение которых допускает действия по готовым рецептам и шаблону.
В группах с высоким уровнем овладения языка нужно предлагать такие задания, где требуется применение знаний в новой ситуации. Стоит также вспомнить о таком важном факторе, как время, которое педагог выделяет на выполнение заданий при самостоятельной работе. В группах с разным уровнем овладения языка этот фактор надо учитывать постоянно. Здесь необходим индивидуальный подход к каждому студенту или группе. Например, при работе с текстом и заданиями к нему педагог должен иметь несколько видов заданий (по объему, сложности), что бы вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных.
Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что улучшение качества обучения иностранному языку в первую связано с совершенствованием методики преподавания, выбором форм работы и мотивацией обучаемых.
Самостоятельная работа, как одна из продуктивных форм приобретает огромное значение в процессе обучения иностранному языку, поэтому для эффективной организации самостоятельной работы студентов педагог должен органично спланировать учебный процесс, поставить перед собой четкие задачи и правильно выбрать способ решения этих задач, имея для этого необходимую учебно-методическую базу.
Организация самостоятельной учебной деятельности при обучении второму иностранному языку
Дата публикации: 24.03.2020 2020-03-24
Статья просмотрена: 72 раза
Библиографическое описание:
Коротаева, П. В. Организация самостоятельной учебной деятельности при обучении второму иностранному языку / П. В. Коротаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 13 (303). — С. 219-221. — URL: https://moluch.ru/archive/303/68348/ (дата обращения: 04.11.2021).
В данной статье рассмотрено понятие самостоятельной учебной деятельности, организация самостоятельной учебной деятельности на уроках второго иностранного языка в основной школе.
Ключевые слова: учебная деятельность, самостоятельная учебная деятельность, коммуникативная иноязычная компетенция, второй иностранный язык, самостоятельная работа
Для современной образовательной ситуация в Российской Федерации характерен переход от традиционного обучения к инновационному. Особую роль в образовательной системе играет самостоятельная учебная деятельность обучающихся. Современные тенденции в образовании ведут к повышению роли самостоятельной учебной деятельности и повышению ответственности педагога за развитие умений самостоятельной работы обучающихся, за стимулирование личностного развития обучающихся, воспитание их творческой активности.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» предъявляет следующие требования к результатам обучения второму иностранному языку: ознакомление с культурой и традициями изучаемого языка, воспитание уважения к иностранному языку, который выступает в качестве достижения понимания между людьми разных национальностей, понимание взаимосвязи между изучением иностранного языка и личностным, а также профессиональным ростом, а самое главное — формирование коммуникативной компетенции, которая необходима для социализации и реализации себя в иноязычном обществе и т. д. [1]
Несоответствие между целями обучения иностранного языка и предоставленного для этого временем, а также отсутствие иноязычной коммуникативной среды, наличие разницы во владения иноязычной компетенцией, заставляет педагогов искать эффективные методы организации самостоятельной учебной деятельности школьников для овладения базовыми компетенциями. Чтобы решить эту проблему необходимо изменить подход к организации самостоятельной учебной деятельности учеников при изучении иностранного языка и разработать такую педагогическую систему, которая бы соответствовала требованиям времени и способствовала воспитанию современного выпускника.
В процессе изучения иностранного языка учащийся должен повысить уровень своей самостоятельности и активности, чтобы суметь преодолеть различные ситуации и обретать новые знания. Под учебной деятельностью ученые обычно подразумевают работу учащегося в классе. Впрочем, организация учебной деятельности школьника включает не только классную работу, но и домашнюю, внеклассную и самостоятельную работу ученика по изучаемому предмету. В меньшей мере изученной и наиболее востребованной в психологическом плане является самостоятельная работа школьника. Как раз в ней больше всего проявляется его мотивация, самоорганизованность, самостоятельность, самоконтроль, целеустремленность и иные качества личности.
В современной педагогике многие ученые отмечают важность и необходимость самостоятельной учебной деятельности на уроках второго иностранного языка общеобразовательных школ. Принято рассматривать следующие подходы к определению понятия «самостоятельной учебной деятельности».
Так, например, в «Педагогике и психологии высшей школы» самостоятельная учебная деятельность понимается как спланированная деятельность учащихся, осуществляемая без учителя, но под его управлением [6].
Г. М. Коджиспарова и А. Ю. Коджиспарова трактуют самостоятельную учебную деятельность как «деятельность, предполагающую некоторую степень самостоятельности учащегося на всех этапах ее осуществления — начиная с постановки проблемы и заканчивая выполнением контроля, самоконтроля и, при необходимости, коррекции, постепенно переходя от выполнения элементарных видов работ к более сложным, которые могут носить поисковый характер, а также как средство формирования познавательных способностей обучающихся иностранному языку, их направленности на непрерывное самообразование» [4].
И. А. Зимняя выделяет, что организация и управление самостоятельной учебной деятельностью являются достаточно ответственной и трудной задачей для педагога.
Под самостоятельной учебной деятельностью И. А. Зимняя понимает всевозможные виды деятельности школьников, которую они выполняют индивидуально или коллективно на внеклассных и классных мероприятиях или же дома без контроля учителя, но выполняя его задания. Она выделяет некоторые положения, которые необходимы для изучения этой проблемы.
Во-первых, самостоятельная работа школьника — это корректно организованная учебная деятельность на уроке, что мотивирует самостоятельное ее углубление, продолжение и расширение в свободное время. В соответствии с этим организованная и управляемая учителем деятельность должна выступать как определенная программа самостоятельной деятельность, присвоенная учителем, необходимая для качественного овладения школьником учебного предмета. Это требует от учителя четкого понимания плана своих дальнейших учебных действий, и осмысленное формирование этого плана у учащихся как определенной схемы, которая формирует через решение все более обновляемых учебных задач.
Во-вторых, самостоятельная деятельность — более обширное определение, нежели домашняя работа, которая подразумевает под собой выполнение данных учителем в течение урока заданий для выполнения их самостоятельно дома к следующему занятию.
Самостоятельная работа включает в себя внеурочную работу, которую в любой форме задает учитель. Но на самом деле это существующая параллельно деятельность ученика по избранной из готовых либо придуманной им самостоятельно программе усвоения нового материала.
В-третьих, самостоятельная деятельность должна рассматриваться как особая форма учебной деятельности школьника, определяемая всеми ее перечисленными особенностями. Самостоятельная деятельность является наивысшей формой учебной деятельности, способ самообразования и самосовершенствования школьника, связанная с его классной работой [3].
Е. К. Осильянц характеризует самостоятельную работу как выполнение учащимися заданий без помощи педагога, но под его присмотром, как способ, успех которого вероятен и без руководства школьника, а также как форма без помощи организованной познавательной деятельности. В теории самостоятельной работы принято выделять две стороны самостоятельной работы — это внешняя или логико-содержательная сторона и внутренняя или процессуальная.
При изучении самостоятельной работы Е. К. Осильянц выделяет следующие признаки: выполнение заданий без чьей-либо помощи; в роли опоры выступают личный опыт, убеждения, мировоззрение, а также знания, умения и навыки; выражение собственного мнения, отношения, аргументации; проявление творчества и инициативы [5].
М. Г. Гарпунов и П. И. Пидкасистый попытались объединить внутреннюю и внешнюю стороны самостоятельной деятельности, а также отобразить единство воспроизводящей и творческой деятельности. Творчество вытекает из воспроизводящей деятельности, способствует ее развитию и параллельно имеет в себе воспроизводящие процессы как одно из следствий.
Структура познавательной деятельности и её внутренние процессы определяют систему связанных между собой типов учебных заданий. Познавательная задача выступает в роли фактора, стимулирующего определенный вид деятельности в этих заданиях, который определяет сущность самостоятельных работ, с одной стороны деятельность обучающегося, с другой стороны деятельность учебного заведения.
При этом, М. Г. Гарунов и П. И. Пидкасистый отмечают, что самостоятельная работа выступает как «средство организации и управления самостоятельной деятельностью в процессе обучения» [2, С. 18].
П. И. Пидкасистый, рассматривая самостоятельную познавательную деятельность как систему, выделил следующие компоненты самостоятельной деятельности: содержательный (знания, выраженные в понятиях и образах); оперативный (различные действия, использование умений как во внешнем, так и во внутреннем плане действий); результативный (новые задания, способы решений, новый социальный опыт, идеи, способности, качества личности) [7].
Таким образом, под самостоятельной деятельностью принято понимать всевозможные виды деятельности школьников, которую они выполняют индивидуально или коллективно на внеклассных и классных мероприятиях или находясь дома без контроля учителя, но по его заданиям.
В понятии самостоятельная учебная деятельность выделяются такие признаки как выполнение работы без посторонней помощи; опора на собственные знания, умения, убеждения, опыт, мировоззрение; выражение личного отношения, собственной аргументации; проявление инициативы, творческого начала.
В качестве стимулирующего фактора самостоятельной деятельности учащихся принято считать потребность в новых знаниях, появляющейся во время реализации поставленной учебной и познавательной задачи. В этом случае учащийся активизирует уже имеющиеся знания и свой собственный опыт, определяет новые задачи и пути их решения.
Самостоятельная учебная деятельность при обучении иностранному языку
Дата публикации: 15.04.2020 2020-04-15
Статья просмотрена: 89 раз
Библиографическое описание:
Коротаева, П. В. Самостоятельная учебная деятельность при обучении иностранному языку / П. В. Коротаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 16 (306). — С. 305-306. — URL: https://moluch.ru/archive/306/68885/ (дата обращения: 04.11.2021).
В данной статье рассматриваются понятия «самостоятельная учебная деятельность» и «самостоятельная работа», разница этих понятий, понятие «иноязычной коммуникативной компетенции» и ее важность при обучении иностранному языку.
Ключевые слова: учебная деятельность, самостоятельная учебная деятельность, коммуникативная иноязычная компетенция, второй иностранный язык, самостоятельная работа
Следует учитывать, что при обучении иностранному языку самостоятельная учебная деятельность имеет определенную особенность, которая состоит в том, что предметом изучения иностранного языка является коммуникативная компетентность, которая представляет собой цель и средство реализации самостоятельной учебной деятельности.
Иноязычная коммуникативная компетентность на сегодняшний день предполагает собой определенную степень владения иноязычной коммуникацией, благодаря которой учащиеся могут построить свое высказывание исходя из условий коммуникации и коммуникативной ситуации.
В современной педагогике часто используются понятия «самостоятельная работа» и «самостоятельная деятельность», которые зачастую выступают как синонимы. Однако, в процессе рассмотрения зарубежных и отечественных трактовок этих были выявлены их различия. Таким образом, самостоятельная работа определяется как форму учебной деятельности, осуществляемой учащимися без чьей-либо помощи, но под руководством педагога; как способ обучения, успешность которого возможна и без помощи педагога; как форма организации познавательной деятельности [1, 2].
Таким образом, самостоятельная работа отличается от самостоятельной деятельности тем, что самостоятельная работа направлена больше на тренировку и закрепление материала, а самостоятельная деятельность носит непременно творческий характер.
О. А. Бадалова определяет самостоятельную деятельность как «сложную динамическую систему, а учащегося — как субъекта этой системы требует от преподавателя как другого субъекта этой системы создания такой педагогической среды, которая бы развивала приемы познавательной деятельности учащихся, способствовала эффективной реализации целей и задач обучения иностранному языку по развитию базовых компетенций в современных условиях» [3].
Говорова Н.И. отмечает, что данной системе необходимо использовать адекватную именно для данной деятельности информационно-методическую базу. Адекватность достигается с помощью использования различных средств реальной и виртуальной образовательной среды а также согласно с определенными целями и задачами обучения, уровнем готовности обучающихся и их увлечениями. Все это делает возможным создание таких внешних условий и факторов воздействия, развивающих необходимый вид деятельности, а также состояние школьника, которое нужно для этой деятельности, его эмоциональную интеллектуальную, и психическую готовность [4].
Ф. П. Хакунова обращает внимание на то, что на сегодняшний день не существует более острой проблемы, чем организация самостоятельной работы учащихся. Важность этой работы зависит от роли самостоятельной работы, которую она получает, переходя на непосредственно деятельностную образовательную парадигму. Как следствие подобного перехода самостоятельная работа предстает в качестве ведущей формы для организации и активизации учебного процесса, с этим собственно и возникают проблемы. Под активизацией самостоятельной деятельности Ф. П. Хакунова понимает не только повышение количества времени, так, например, в современных российских учебных планах соотношение между лекционной формой урока и самостоятельной деятельностью на уроке редко превышает 1:1.
В европейских государствах и Соединенных Штатов Америки отмечается стабильная направленность на уменьшение общего времени прочтения лекций и увеличение семинарских занятий в примерном соотношении 1:3. Подобное трехкратное преобладание часов самостоятельной работы в сравнении с лекционной формой являются более результативными для повышения качества образования и подготовки будущих выпускников. Цель заключается в том, чтобы увеличить результативность самостоятельной учебной деятельности в реализации качественно новых целей школьного образования [5].
Е. Н. Соловова отмечает важность способности самостоятельно обозначать для себя цели, которые необходимы для процесса обучения в целом или же определенного этапа, а также необходимо выявлять задачи обучения и уделять им особое внимание, главным качеством является самостоятельное управление процессом своего образования, а также контроль и степень собственного развития, соблюдение конкретных сроков контроля и необходимость партнерских отношений между педагогом и учеником [6, С. 129]. Таким образом, при обучении иностранному языку следует организовать самостоятельную учебную деятельность каждого учащегося. Основываясь на теории деятельности, к более эффективным методам развития нужного уровня иноязычной коммуникативной компетентности принято относить организацию самостоятельной учебной деятельности используя разработанную методистами образовательную среду информационной направленности.
Талызина Н.Ф. отмечает, что организации эффективной самостоятельной учебной деятельности может поспособствовать грамотно организованная и управляемая педагогом информационно-обучающая виртуальная среда. Включение виртуальной среды в деятельность школьника, которую он осуществляет самостоятельно, может поспособствовать повышению мотивации и эффективности изучения иностранного языка. Эффективность учения обусловливается рядом объективных преимуществ, которые имеет информационное виртуальное пространство. Необходимо помнить, что современное поколение является, прежде всего, поколением людей информационного общества. Они воспитались преимущественно не на текстовой, а на визуально представленной информации. Множество современных исследований показывает, что более 80 % процентов информации мы получаем через наше зрительное восприятие [7, С. 15].
Современные мультимедийные технологии совмещают звук, видеоизображение и тексты, которые делают возможным эффективное использование всех способов подачи знаний. Благодаря их использованию можно повысить информативность учебных материалов и акцентировать необходимые аспекты. Образовательный процесс, в котором активно используются современные информационные технологии являются непосредственно «когнитивным инструментом», которые, как отмечают ученые, усиливает умственные способности школьников на всех этапах его деятельности, а это обдумывание деятельности, далее решение задач и в итоге анализ результативности этой деятельности. Сегодняшняя «информационно-инструментальная среда» обеспечивает самостоятельность школьника и контроль протекания его работы с материалами.
Таким образом, самостоятельная учебная деятельность обладает определенной направленностью: ее предметом является коммуникация. Самостоятельная же работа на уроках иностранного языка является активатором овладения лексикой, помогает осуществлять коммуникацию.