самостоятельная учебная деятельность дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения это
Тест для аттестации «Психолого-педагогический блок»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ БЛОК. Психология
1. Личностно-ориентированный педагог убежден, что хороший ученик:
дисциплинированный, опрятный и успевающий в учебе;
2. Взаимодействие предполагает:
3. Каковы факторы развития личности:
биологические и социальные;
факторы развития личности отсутствуют (т.е. развитие происходит стихийно).
4. Основным психологическим феноменом, характеризующим подростковый возраст является:
открытие подростком своего внутреннего мира;
образ собственных психологических качеств, способностей, внешности, социальной значимости, индивидуальности, степени заинтересованности другими людьми и т.д.;
то, каким меня видят другие;
то, каким я себя представляю;
то, каким я являюсь в действительности;
то, каким я хочу быть.
6. Личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и учащихся характеризуется:
приоритетом учителя над учеником;
сотрудничеством педагога и детей, основанном на взаимном уважении и стремлении к совершенствованию;
приоритетом ребенка, определяющим содержание и темп образования, «ребенок ведет за собой педагога».
7. Профессионально-педагогическая компетентность – это …
общая успешность педагога в профессиональной деятельности;
теоретическая и практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности;
уверенность в собственных силах;
практическая готовность к осуществлению педагогической деятельности.
8. Ведущей деятельностью подросткового возраста является…
непосредственно эмоциональное общение;
9. Укажите сущностные характеристики личности (выберите из предложенных те, которые отражают суть личности):
человек как социальное существо;
человек как представитель вида Homo sapiens;
субъект деятельности и общения.
то, каким меня видят другие;
то, каким я себя представляю;
то, каким я являюсь в действительности;
11. Реально имеющиеся у ребенка возможности, которые могут быть раскрыты и использованы для его развития при минимальной помощи или подсказке со стороны окружающих людей, называются:
зоной актуального развития;
зоной перспективного развития.
12. Ведущая деятельность дошкольника, имеющая моделирующий характер, в которой дети берут на себя роли взрослых людей и в обобщенной форме воспроизводят их – это …
13. Мышление ребенка, которое осуществляется в процессе непосредственных действий с предметами, называется:
14. Готовность к обучению в школе определяется
уровнем интеллектуального развития ребенка;
степенью сформированности мотивации к общению со сверстниками;
уровнем личностного, эмоционально-волевого и интеллектуального развития ребенка.
15. Произвольность психических процессов – это новообразование
младшего школьного возраста;
врожденная потребность организма;
психофизическая характеристика человека;
процесс самопознания человеком своих внутренних психических состояний и переживаний ;
эмпатия, готовность понять другого человека.
17. Что значит «индивид»? Это …
представитель вида Homo sapiens;
человек – представитель социума.
18. Мышление, характеризующееся тем, что при решении задач ребенок оперирует образами предметов и явлений, называется
19. Кризис 7 лет – это:
период рождения социального «Я», переоценка ценностей, возникновение внутренней жизни ребенка, утрачивание детской непосредственности;
легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх;
правильного ответа нет.
20. Что значит «индивидуальность»? Это …
набор черт характера;
своеобразие психики и личности индивида;
типичные черты представителя определенной культуры.
21. Личностно-ориентированное образование призвано учесть субъективный опыт ребенка, т.е.:
знания, накопленные ребенком ранее и умения, сформированные в предшествующий период;
опыт взаимодействия с родителями в период раннего развития;
накопленный опыт взаимодействия со сверстниками;
все определения верны и дополняют друг друга.
22. Как называется одна из основных подструктур личности, определяющая весь психологический склад личности, ориентирующая жизнь и деятельность человека?
23. Каковы факторы развития личности:
биологические и социальные;
факторы развития личности отсутствуют (т.е. развитие происходит стихийно).
24. Взаимодействие предполагает
25. Выберите наиболее точное определение: личностно-ориентированное образование – это …
образование, нацеленное на воспитание личности;
образование, нацеленное на формирование общественно-значимых качеств личности в соответствии с заданным образцом;
образование, основанное на воспроизведении прошлого опыта в подрастающем поколении;
образование, нацеленное на воспитание личности с учетом опыта предшествующих поколений и субъективного опыта детей.
26. Учебно-дисциплинарная модель взаимодействия педагога и учащихся характеризуется:
приоритетом учителя над учеником;
сотрудничеством педагога и детей, основанном на взаимном уважении и стремлении к совершенствованию;
приоритетом ребенка, определяющим содержание и темп образования, «ребенок ведет за собой педагога».
27. В результате педагогического взаимодействия изменяется…
поведение, деятельность, отношения, установки ребенка;
поведение, деятельность, отношения, установки взрослого;
поведение, деятельность, отношения, установки ребенка и взрослого.
28. Какие отношения в структуре направленности личности педагога, являются ведущими, определяющими общий характер направленности:
29. В основе педагогической направленности учителя, ориентированного на личностную модель взаимодействия, прежде всего:
прагматические взгляды на жизнь, понимание значимости достижения успеха;
опыт сотрудничества и достижения высот в различных областях знания;
гуманистические ценности, приоритет духовных ценностей над материальными.
30. Отметьте синоним к понятию «первый тип ответственности личности»
31. Педагогическая теория обучения, дающая научное обоснование его содержания, методов и организационных форм это:
32 Традиционное обучение (предметно ориентированное) предполагает:
поддержку инициативы учащихся;
творческую самореализацию учащихся;
решение учебных задач преимущественно по образцу.
33. Модель обучения, при которой учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения:
34. Повторное (многократное) выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества:
35 Форма организации обучения с группой учащихся одного возраста, постоянного состава, занятие по твердому расписанию и с единой для всех программой обучения :
36. К методам контроля и самоконтроля в обучении относятся:
словесные, наглядные и практические;
индуктивные и дедуктивные;
устный, письменный, лабораторно-практический.
37. Обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения и контроля
38. Целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека:
39. Материальные и материализованные предметы, которые учитель при изложении учебного материала помещает между собой и учеником:
40. Форма обучения, при которой ученики получают знания при непосредственном наблюдении объекта, знакомстве с реальной действительностью :
41. Целостный учебно-воспитательный процесс единства и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности:
42. Процесс установления истинности научных утверждений путем их эмпирической проверки:
43. Обсуждение проблемы в виде высказываний учащихся, руководимое учителем:
44. Описывать и объяснять процесс обучения и условия его реализации; разрабатывать более совершенную организацию процесса обучения, новые обучающие системы, новые технологии обучения это:
45. Упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения (образовательных задач):
46. Проведение учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений:
47. Явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества:
48. Целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний:
49. Умения, доведенные до автоматизма, высокой степени совершенства:
50. Истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого объекта, отдельных понятий, явлений:
51. Соблюдение логических связей в процессе обучения, что обеспечивает усвоение учебного материала в большем объеме и более прочно:
систематичность и последовательность;
формирование мировоззрения школьников;
52. К методам организации и осуществления учебно-познавательной деятельности относятся:
словесные, наглядные и практические;
стимулирования и мотивации;
устный, письменный, лабораторно-практический.
53. Коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи:
54. Применяется для контроля небольшого по объему материала, подлежащего обязательному усвоению:
55. Форма существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека (информация, включенная в структуру личности):
56. Самостоятельная учебная деятельность, дополняющая урок и являющаяся частью цикла обучения:
57. Показ динамических моделей, приборов, позволяющих наблюдать процессы, измерять их, обнаруживать их существенные свойства:
58. Основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования:
базисный учебный план;
59. Принцип, согласно которому обучение строится на конкретных образцах, непосредственно воспринятых учащимися не только через зрительные, но и моторные, а также тактильные ощущения:
60. Ученик объясняет связи между явлениями, преобразует материал, описывает следствия, вытекающие из данных:
61. Вид педагогической деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью школьников – это:
62. При каком стиле педагогического руководства учитывается индивидуальность личности учащегося, совместная деятельность мотивируется педагогом, поощряется активность и инициатива?
63. Компонент педагогической деятельности, направленный на проникновение во внутренний мир человека:
64. Государственный образовательный стандарт – это:
национальный стандарт на выпуск образовательной продукции;
стандарт, регламентирующий взаимоотношения между учителем и учеником;
основной нормативный документ, определяющий образовательный уровень, который должен быть достигнут выпускниками независимо от формы получения образования.
65. Основные функции общения:
коммуникативная, перцептивная, интерактивная;
перцептивная, информативная, интерактивная;
информативная, коммуникативная, перцептивная.
66. Стиль руководства, при котором педагог берёт управление на себя, проявляет чрезмерную требовательность, категоричен в суждениях, не принимает возражений, называется:
67. Педагогический такт– это:
способность педагога установить контакт с учеником с целью обеспечения образовательного процесса;
умение педагога оценить существующую ситуацию в общении с учеником;
соблюдение педагогом принципа меры в общении с детьми в самых разнообразных сферах деятельности, умение выбрать правильный подход к ученику.
68. Наличие совокупности аналитических, прогностических, проективных и рефлексивных умений педагога составляет содержание:
теоретической готовности учителя;
практической готовности учителя;
готовности учителя к инновациям.
69. Система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности формирует:
социальный статус педагога.
70. В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к личности учителя, педагог должен:
изучать иностранные языки;
осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся;
систематически повышать профессиональную квалификацию.
71. К профессионально-значимым качествам личности учителя относится:
72. Процесс получения человеком знаний посредством собственных устремлений и самостоятельно выбранных средств называется:
73. К постоянным задачам педагогической науки относятся:
обобщение практического опыта;
выявление межличностных отношений в коллективе;
вскрытие закономерностей обучения и воспитания.
74. Наука, занимающаяся изучением воспитания и образования взрослых:
75. Процесс адаптации индивида к жизни в обществе, процесс усвоения и воспроизводства личностью социального опыта, норм, ценностей:
76. Приобретение определенной суммы знаний, навыков и умений, развитие духовных, физических и трудовых способностей, приобретение зачатков трудовых и профессиональных навыков это:
77. Модель обучения, при которой учителем организуется относительно самостоятельная поисковая деятельность, в ходе которой ученики усваивают новые знания, умения и развивают общие способности, а также исследовательскую активность, формируют творческие умения:
78. Модель организации деятельности педагога и ребенка, конструируемой с целью формирования у него ценностного отношения к миру и самому себе:
79. Педагог высокого профессионального уровня, способный предвидеть последствия воспитательной системы, сопрягать педагогические воздействия со стихийными социальными влияниями, учитывать индивидуальные особенности и особые обстоятельства формирования личности и находить конкретные педагогические решения в изменяющейся действительности:
80. Организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия:
81. Общие требования, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы:
82. Педагогическая деятельность, направленная на развитие интеллектуальной культуры личности, познавательных мотивов, умственных сил, мышления:
формирование мировоззрения школьников;
83. Форма общественного сознания есть сумма правил, требований, норм, регулирующих отношения и взаимодействие людей, их поведение:
84. Обучение, при котором на первый план выдвигаются творческие и продуктивные задания, определяющие смысл и мотивы деятельности выбора обучаемыми репродуктивных задач:
85. Организацию поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем обеспечивает:
86. Высокоразвитая группа с такими характеристиками, как сплоченность, целеустремленность, ценностно-ориентационное единство:
87. Процесс организации оздоровительной и познавательной деятельности, направленной на развитие физических сил и здоровья, выработку гигиенических навыков и здорового образа жизни:
формирование мировоззрения школьников;
88. Педагогическое изучение учащихся класса, получение данных об условиях их жизни, особенностях развития, обучения и воспитания:
89. Система поступков человека, противоречащих официально установленным или фактически сложившимся культурным, нравственным, правовым и психологическим нормам:
90. Системы философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании общую картину мира и определяют направленность деятельности:
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Номер материала: ДВ-179975
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
В Туве предложили ввести антиковидные паспорта для школьников
Время чтения: 2 минуты
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Цель учения сегодня – развитие личности ребёнка, расширение его способностей к самостоятельному приобретению новых знаний.
Правильно организованная учебная деятельность помогает ученику овладеть знаниями, умениями и навыками на необходимом уровне, наиболее полно раскрыть способности и двигаться в развитии дальше.
Бүгінгі кездегі оқытудың мақсаты – бала тұлғасын дамыту, оның жаңа білімді өздігінен іздеп, табу қабілеттерін кеңейту болып табылады.
Өздігінен алынған білім – оқушының жүйелі ойлауын, оның ойлау және іс жүзіндегі амалдары мен іс-әрекеттерін оқушының өзіне байланысты етіп, оның өзімен белгіленетін білім.
Дұрыс ұйымдастырылған білім алу әрекеттері оқушыға білім, білік, дағдыларды қажетті деңгейде меңгеруге, өздерінің қабілеттерін толық ашуға және де өз дамуында алға басуға көмектеседі.
Ключевые слова : педагогические подходы, самостоятельная учебная деятельность, активность, успешность обучения, тематическая карта, диагностика, критериальное оценивание, потенциал.
Афанасьева Елена Игоревна
учитель начальных классов
общеобразовательной средней школы №30
имени Ораза Жандосова
Мы живем в такое время, когда высокие требования к жизни, к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения и воспитания в соответствии с требованиями. В этом смысле особое значение приобретает проблема внедрения эффективных приемов самостоятельной работы в учебно-воспитательный процесс. Именно умение самостоятельно работать вырабатывают у ребят желание быть уверенными в себе, самостоятельными, эрудированными, неординарно-мыслящими. В настоящее время необходимы именно такие люди.
Самостоятельная учебная деятельность ( СУД) – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Ее правомерно рассматривать скорее как средство вовлечения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность. Учащимся важно дать метод, путеводную нить для организации, приобретения знаний, а это значит – вооружить их умениями и навыками научной организации умственного труда, т.е. умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу во времени. СУД – это высшая работа учебной деятельности школьника и является компонентом целостного педагогического процесса, поэтому ей присущи такие функции, как воспитательная, образовательная, развивающая.
Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности, как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступивший порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения на уроке он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добыть знания в процессе решения учебных задач.
Ребенок, в первый раз переступивший порог школы, не может еще самостоятельно ставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью. В процессе обучения на уроке он должен достичь определенного достаточно высокого уровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добыть знания в процессе решения учебных задач.
Усвоение информации учащимся:
10% того, что слышит
90% того, что делает сам
Наиболее полное определение самостоятельной работы учащихся, хотя и не лишенное некоторой односторонности, по мнению Пидкасистого П. И. [4], даётся в работе Б. П. Есипова [2] “ Самостоятельная работа учащихся, включаемая в процессе обучения, — это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических действий ”. Пидкасистый П. И. [4] подчёркивает, что при правильной постановке процесса обучения во всех его звеньях требуется активность учащихся. Высокая степень активности достигается в самостоятельной работе, организуемой с учебно-воспитательными целями.
Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, – важная предпосылка успешности обучения. Важно показать учащимся, почему им дается то или иное задание, какова цель его, какие задачи нужно решить для получения искомого результата.
В организации СУД необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода. Наблюдая за ходом работы класса в целом и отдельных учащихся, учитель должен вовремя переключать успешно справившихся с заданиями на выполнение более сложных. Некоторым учащимся количество тренировочных упражнений можно свести до минимума, а другим дать значительно больше таких упражнений в различных вариациях, чтобы они усвоили новое правило и научились самостоятельно его применять.
Правильно организованная учебная деятельность помогает ученику овладеть знаниями, умениями и навыками на необходимом уровне, наиболее полно раскрыть способности и двигаться в развитии дальше.
И помогает в этом продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя, при этом обязательно задаются технологические нормы допустимых отклонений от проектируемого учебного процесса, в границах которых достижение планируемых результатов гарантировано.
Информационная модель учебного процесса выстраивается параметрически. Выбрано пять параметров, наиболее целостно и адекватно отражающих и представляющих закономерности учебного процесса как на стадии проекта, так и на стадии его реализации:
— целеполагание (система микроцелей);
— дозирование самостоятельной деятельности учащихся;
— логическая структура проекта;
В качестве основного объекта технологизации учебного процесса выбрана учебная ТЕМА. Это система уроков, в границах которой учитель может проектировать свою оценку по целому ряду результатов, в том числе по скорости усвоения учащимися дидактического материала. Другими словами, перейти к технологическим материалам оценки эффективности того или иного проекта.
Учебная тема позволяет провести многоаспектное и многовариантное структурирование учебного процесса и представить результаты этого структурирования в виде тематической карты.
— содержание микроцели определяет содержание диагностики;
— содержание диагностики задает содержание, объем, сложность и трудность компонента дозирования самостоятельной деятельности учащихся;
— содержание дозирования проверяется как достаточное или недостаточное при проведении диагностики;
Тематическая карта – это мощный современный инструментарий учителя по совершенствованию и оптимизации учебного процесса.
Учитель отходит от тематического планирования и «видит» проект будущего учебного процесса в виде системы микроцелей (начало нового методического мышления);
Для ученика выстраивается четкая и рациональная система требований (дескрипторов) к его знаниям и умениям.
Микроцели определяют содержание компонента диагностики, компонента дозирования самостоятельной деятельности учащихся, коррекции и логической структуры. Более того, при проектировании учебного процесса микроцели выполняют функции управления профессиональной деятельностью учителя по конструированию вышеуказанных блоков.
Конечный результат обучения задается диагностично в виде специально разработанной самостоятельной проверочной работы.
Для каждой микроцели составляется свой образец самостоятельной работы (Д).
Д состоит из двух типов заданий: задания на уровне образовательного стандарта (программы), задания на повышенном уровне.
задание на уровне требований образовательного стандарта;
задание на уровне требований образовательного стандарта;
задание на уровне требований на «средний уровень»;
задание на уровне требований на «высокий уровень».
Два первых задания должны быть одинаковы по трудности, просты и абсолютно понятны учащимся.
В соответствии с Законом «Об образовании» (каждый ученик обязан достигнуть уровня стандарта, а далее он имеет право или остановиться на этом уровне, или двигаться выше) в условиях действия образовательного стандарта любой ученик независимо от своих предыдущих успехов выполняет задания в указанной последовательности.
Задание №3 на » средний уровень » должно быть более трудным, чем задание №1, №2. Повышение его трудности должно быть связано с содержанием диагностируемой микроцели.
Задание №4 на » высокий уровень » должно быть труднее, чем задание №3.
Система оценок успехов учащихся:
Основные преимущества системы контроля и оценок успехов учащихся следующие:
Реально выполняется принцип гарантированности образовательной подготовки учащихся.
Равноправное положение учителя и ученика (заранее объявлены образцы Д).
Учащиеся конкретно знают требования к их знаниям и умениям: гласно, демократично, открыто (учитель не изменит в последний момент трудность заданий).
4. Начинают действовать «нормы» (они пока носят эмпирический характер): нормы нагрузки, нормы требований, нормы критериального оценивания. Оно позволяет учащимся понимать, насколько правильно они выполняют задания в период изучения нового материала и достигают целей и задач обучения;
5. Ученику предоставляется право выбора того целевого ориентира «оценки»,
который в данный момент соответствует ценностным установкам. Именно отсюда начинается развитие учащегося, т.к. у ученика появляется желание «развивать себя».
Учитель определяет содержание СУД, необходимой для достижения микроцели, опираясь на свой методический опыт.
У учителя есть, конечно, право на ошибку. Главное вовремя внести изменения в блок «Диагностика».
Важным моментом в конструировании ТК является то, что любой из трех этапов: целеполагание, диагностика, дозирование самостоятельной деятельности учащихся, вносит определенные уточнения в содержание предыдущих.
через систему уроков панорамы учебного процесса.
Логическая структура проекта представляется цепочкой уроков, которые разбиваются на группы по числу микроцелей. Микроцели, т.е. главные вопросы темы, определяют зоны ближайшего развития учащихся и временную продолжительность каждой зоны. Заканчивается каждый отрезок выполнением самостоятельной работы.
Коррекция рассчитана на учащихся, которые не получили «зачет» на диагностике, т.е. не достигли уровня стандарта. Это своего рода программа вывода таких учащихся на уровень стандарта.
Педагогическая ценность тематической карты заключается в том, что она представляет собой четкую инструкцию для самостоятельной работы учащихся. Если учащийся пропустил какую-то тему или урок, он может выполнить его индивидуально во внеурочное время.
Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, в решении поставленных задач, но он организует деятельность. Наблюдения за работой позволяют направлять в нужное русло ход мыслей учащегося, развивать его познавательную самостоятельность, творческую активность, регулировать темп работы. Последовательно от урока к уроку наращиваются требования к самостоятельности учащихся при выполнении работ.
Данный материал может использоваться при любой форме организации обучения.
К.Д.Ушинский писал: «Нет сомнения, что дети более всего учатся, подражая; но ошибочно было бы думать, что из подражания сама собой вырастет самостоятельная деятельность. Подражание дает много материала для самостоятельной деятельности, независимой от подражания, то нечему было бы и подражать». Л.Н.Толстой считал, что цель учения – самостоятельное применение знаний в жизни. Он писал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений».
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что правильно организованная самостоятельная учебная деятельность дает большой потенциал для развития школьников.
Веткин Л. Г. Самостоятельная работа учащихся на уроке (лекция по педагогике для студентов университета). Издательство Саратовского университета, 1978.
Есипов Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Государственная учебно-педагогическое издание министерства просвещения РСФСР. Москва, 1961
Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. – СПб., 2002.
Пидкасистый П. И. Самостоятельная деятельность учащихся (Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества). М.: «Педагогика», 1972
Имя существительное Тематическая карта. Русский язык 3 класс
В предложении существительное бывает подлежащим, дополнением и обстоятельством.
Но! Есть имена существительные общего рода (жадина, запевала, сирота, неженка)
Есть существительные, которые употребляются только во множественном числе (санки, брюки, очки), и существительные, которые употребляются только в единственном числе (сахар, молоко, масло)
Есть существительные, которые не изменяются по падежам, но имеют род. Они называются несклоняемыми или неизменяемыми существительными (пальто, метро, кофе, тюль)
Ц 1 . Уметь выделять существительные среди других частей речи, определять число имен существительных
Ц 3 . Знать названия падежей и вопросы к ним, уметь склонять имена существительные.
Д 1 №1. Подчеркни имена существительные, укажи их число
№ 2. Запиши данные слова в два столбика (собственные и нарицательные)
№ 3. Из неодушевлённые имён существительных образуй одушевлённые имена существительные, используя суффиксы.
№ 4. Дай полные ответы на вопросы, используя имена собственные.
Д 2 №1. Запиши данные слова в три столбика.
№ 2. Определи число и род имён существительных
№ 3. Вставь подходящие по смыслу имена существительные с шипящими на конце, определи род существительных.
№ 4. Составь предложения, используя существительные, имеющие форму только единственного числа, укажи род существительных
Д 3. №1. Напиши названия падежей и вопросы к ним.
№ 2. Просклоняй данное существительное.
№ 3. Расположи данные существительные в порядке следования падежей.
№ 4. Прочитай. Исправь окончания существительных.
Д 4. №1. Поставь к данным существительным вопросы.
№ 2. Определи падеж выделенных существительных.
№ 3. Поставь данные существительные в указанном падеже.
№ 4. Составь предложение, в котором данное существительное должно стоять в указанном падеже.
Самостоятельная учебная деятельность