самостоятельная деятельность ученика в процессе обучения

Организация самостоятельной деятельности учащихся

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Организация самостоятельной деятельности учащихся

Духновская О.А. учитель начальных классов

Формирование самостоятельной деятельности учащихся – одна из актуальных задач современного, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.

Самостоятельная деятельность учащихся является необходимым условием развития их познавательных способностей. Развитие самостоятельности необходимо начинать уже с первых дней обучения в школе, именно в младшем школьном возрасте происходит становление таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность и способность к самоконтролю.

Самостоятельная деятельность – это такая деятельность учащихся, при которой они по заданию учителя самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Итак, можно выделить следующие признаки самостоятельной деятельности учащихся: самостоятельность учащихся; выполнение задания без непосредственного участия педагога; активность, умственное напряжение учащихся.

Известно, что основная цель самостоятельной деятельности на уроках – научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал.

Эффективность выполнения учащимися самостоятельной работы в процессе обучения прямо зависит от условий, обеспечивающих ее организацию, планирование, управление и контроль. Под организацией самостоятельной работы подразумеваются действия педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. Создание таких условий требует от учителя знаний психолого – педагогической специфики методов управления познавательной деятельностью учащихся, умения своевременно и правильно формулировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры и ценностные установки на учебную деятельность.

Иначе говоря, организуя самостоятельную деятельность учащихся, учитель должен уметь обоснованно ответить на следующие вопросы:

— когда целесообразно вводить самостоятельную работу при изучении любого учебного материала;

— какой конкретный тип самостоятельной работы из всех возможных следует выбрать и использовать на каждом этапе усвоения знаний?

Организация и проведение самостоятельной деятельности на уроках математики требует особого подхода. Поэтому необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место самостоятельной работы, формы и методы ее организации. Только в этом случае самостоятельная деятельность учащихся будет осознанной. При этом учитель должен предусмотреть уровень сложности и объем работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у учащихся в ходе ее выполнения. При организации самостоятельной работы необходимо продумать проведение к4онтроля и оказание помощи учащимся.

Как правило, учителя начальных классов используют самостоятельные работы в процессе закрепления и контроля учебного материала, причем они формулируют задания на репродуктивном уровне. Е.А. Тупичкина и И.В. Крючкова в своих исследованиях утверждают, что иногда учителя забывают о возможности организации самостоятельной деятельности учащихся с различными дидактическими целями. Они попытались выделить следующие цели проведения самостоятельных работ:

Актуализация знаний учащихся;

Изучение новых знаний;

Закрепление и повторение знаний и умений учащихся;

Проверка знаний и умений учащихся.

Говоря об уровне сложности самостоятельной работы, нужно, чтобы учитель обратил внимание на то, что она не должна быть слишком простой, ниже уровня развития умственных способностей учащихся. Постепенное нарастание трудности самостоятельной работы совершается в основном по трём направлениям:

Путем увеличения объема заданий и длительности самостоятельной работы учащихся;

Путем усложнения содержания задания;

Путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны учителя.

Как уже было сказано, при организации самостоятельной работы на уроках математики необходимо учитывать ее объем. Несоответствие объема работы выделяемому времени – один из недостатков ее организация. Завышение объема работы вызывает у учащихся состояние тревожности, поспешность в действиях, неудовлетворенность качеством выполнения заданий. При планировании объема самостоятельной работы необходимо учитывать темп работы учащихся. Поэтому, чтобы сэкономить время на уроке и лучше организовать работу, нужно учителю предварительно самому выполнить задание для самостоятельной работы учащихся. Тогда время затраченное учителем на выполнение одного задания, необходимо умножить на 3 – именно столько минут потребуется учащимся для выполнения задания. В ходе выполнения задания учитель сможет понять, какие элементы могут затормозить или ускорить работу учащихся.

С целью осуществления контроля и оказания помощи учащимся нужно заготовить карточки с образцами выполнения заданий, предлагаемых ученику, или записать образец решения на доске. После выполнения задания ученик сможет проверить его самостоятельно по образцу.

Источник

Самостоятельная познавательная деятельность школьников – залог успешной учёбы и высокого качества обучения.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Самостоятельная познавательная деятельность школьников –

залог успешной учёбы и высокого качества обучения.

«Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду,

а если хотите научиться задачи, то решайте их»

Еще Л.Н.Толстой писал: «Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только отражать и копировать».

Самостоятельная работа — это такой способ учебной работы, при котором:

работа проводится без непосредственного участия учителя, но под его руководством;

учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения;

выполнение работы требует от учащихся умственного напряжения;

выполняются письменные работы, практические задания;

изучаются учебный материал по учебнику, хрестоматийные источники и производится их конспектирование.

Самостоятельная работа учащихся выполняется с целью:

систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и практических навыков;

углубления и расширения теоретических знаний;

развития познавательных способностей и активности учащихся, творческой инициативы, самостоятельности и самоорганизации;

формирования самостоятельности мышления, способностей к самосовершенствованию, саморазвитию;

формирования умений использовать дополнительную и справочную литературу.

Итак, основная цель обучения– научить каждого ученика самостоятельно добывать знания и формировать навыки.

Задача учителей –подготовить учащихся к испытаниям в мире, полном открытий научно-технического прогресса, таким образом, чтобы они не испытывали страха перед взрослой жизнью.

А для этого- на уроках, а также на внеклассных мероприятиях необходимо предлагать ученикам различные виды самостоятельной деятельности, требующие мобилизации знаний, умений, концентрации внимания и способности принимать решения, брать на себя ответственность, воспитывающие волю к победе и преодолению трудностей.

Самостоятельные работы классифицируют следующим образом : по по дидактическим целям – обучающие, контролирующие, развивающие; по степени индивидуализации – общеклассные, групповые, индивидуальные; по форме выполнения – письменные и устные самостоятельные работы; уровню самостоятельности учащихся – по образцу, реконструктивно-вариативные, частично-поисковые (эвристические), исследовательские (творческие); по источнику и методу приобретения знаний – лабораторные и практические работы, работа с книгой, решение и составление задач, подготовка докладов, рефератов и т.д.; по месту выполнения – домашние и классные работы.

Обучающие работы ориентированы на усвоение знаний и выработку умений применять их. Такие работы носят индивидуальный характер и предназначены для ребят, по тем или иным причинам, не усвоивших материал вместе с остальной частью класса. Обучающие самостоятельные работы подразделяются на работы по формированию знаний и работы по формированию умений. Можно использовать карточки-памятки, задания по образцу. Обучающие работы необходимо проводить в доверительной обстановке, чтобы ребята не боялись задавать вопросы, были бы уверены, что их не накажут за ошибочные ответы, а помогут, покажут, повторно разъяснят непонятое.

Развивающие самостоятельные работы предлагаются индивидуально каждому ученику или всему классу с целью привлечения внимания к нестандартным заданиям, которые способствуют развитию логического мышления. Такие задания можно давать ученикам и в качестве домашней работы.

Проведение самостоятельных работ при проверке домашней работы в классе позволяет: закрепить знания и способы действий; выявить пробелы в знаниях и провести их коррекцию; обеспечить контроль и самопроверку знаний; формировать целостную систему знаний. Такую работу можно проводить по индивидуальным карточкам или дидактическим материалам.

Разноуровневые проверочные и домашние задания создают условия для развития индивидуальных способностей каждого ученика, помогают формировать адекватную самооценку.

Когда учащиеся приходят на урок с некоторым запасом знаний, полученным при чтении дополнительной литературы, они испытывают положительные эмоции. Дети с удовольствием сочиняют стихи, сказки и рассказы о математике, ребусы, чайнворды и кроссворды на математическую тему!

Домашняя самостоятельная учебная работа должна быть средством сближения обучения и самообразования.

Контролирующие самостоятельные работы применяются для проверки степени усвоения материала учениками, они необходимы для своевременной коррекции знаний, а также накопления оценок. Со всеми учащимися класса необходимо проводить самостоятельные работы в два и более варианта и использовать дифференцированные самостоятельные работы, соответствующие разному уровню подготовленности учащихся одного и того же класса.

Такая форма с амостоятельной работы, как диктант, используется при проверке усвоения изученного материала. Диктанты организовываются для того, чтобы ребята могли сразу увидеть свои ошибки, следом проводится корректировка знаний и умений. При проведении диктантов вырабатываются у них умение слушать, слышать, умение быстро реагировать и бегло решать. Сначала диктанты проверяет учитель, со временем вводится самопроверка и взаимопроверка; удобно использовать копирку- тогда один экземпляр останется в тетради и учитель может более тщательно проверить работу ученика..

При подготовке учащихся к итоговой аттестации (экзаменам) необходимо предлагать им тематические контрольные работы в форме тестов.

Проверяя контрольные работы, можно фиксировать, какие задачи решил каждый ученик, в каких допущены ошибки, то есть провести анализ ошибок. Из этой таблицы будет видно, что надо будет выполнить в классе заново, а что только проанализировать, какие упражнения решить в классе, а какие дать на дом, чтобы ликвидировать пробелы в знаниях учащихся.

Для того чтобы ускорить процесс проверки работ на уроке, нужно привлечь к этому самих учащихся, если они обучены всем видам самоконтроля. Самоконтроль предполагает не только своевременное предотвращение или обнаружение ошибок, но и выбор более рационального решения задачи, умение определять, какие знания получены и над чем следует поработать.

Эффективность учебной работы, качество знаний учащихся зависят от организации контроля знаний и умений. Поэтому уделяется серьезное внимание его методам, приемам, формам и видам.

Виды контроля, которые следует применять на уроках: предварительный; текущий; периодический; итоговый.

Необходимы следующие формы контроля: по способу предъявления– письменный и устный; по числу проверяемых– индивидуальный, групповой, фронтальный; по степени дифференцируемости– дифференцируемый или нет; по месту проведения– в классе или дома; по объему контролируемого материала– итоговый или экзамен, промежуточный – зачет или контрольная работа; по характеру предъявляемых знаний– работа с печатными средствами: карточки, рабочие тетради, тесты; работа над ошибками; схемы, графики, таблицы, диаграммы.

Самостоятельная работа на уроке, рекомендации:

Разбить задания на части.

Напомнить о правилах и свойствах необходимых при выполнении задания.

Напоминать об аналогичных заданиях выполненных ранее учащимися.

Ссылаться на приемы и способы выполнения задач и примеров.

Помочь в нахождении рациональных путей выполнения заданий и упражнений.

Стимулировать самостоятельность в выполнении заданий слабоуспевающими учениками.

Задавать вспомогательные вопросы при выполнений упражнений: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, создайте схему, продолжите, сделайте вывод, выберите способ решения, оцените, измените, придумайте.

Организация самостоятельной работы:

Выбрать для учащихся наиболее подходящую и рациональную систему заданий и упражнений, не стремиться механически, увеличить число учебного материала.

Объяснить в подробностях последовательность выполнения задач, упражнений, опытов.

Использовать наглядные пособия в виде карточек с направляющим планом действий. Предупредить о возможных затруднениях в выполнении заданий.

Регулярное использование различных видов и форм самостоятельных работ, методов и приемов контроля и самоконтроля усиливает все познавательные процессы школьников – восприятие, мышление, внимание, память, воображение, речь. Что позволяет добиться высокой успеваемости по математике и роста качества знаний учащихся.

Данная методика обучения математике эффективна и создает потребности дальнейшего совершенствования, как учителя, так и ученика, а также позволяет решить главную проблему учителя – охватить на уроке работой всех учащихся класса в соответствии с их способностями и развитием. Эта методика позволяет научить учащихся учиться, привить им умение самостоятельно получать и применять знания, самостоятельно трудиться, то есть развивать активную личность.

Бабанский Ю.К.. Выбор методов обучения в средней школе. М.,1981 г.

Гин А. Приёмы педагогической техники. М., 1999 г.

Айзенберг М.И. Обучение учащихся методам самостоятельной работы. Математика в школе №6. 1982 г.

Демидова С.И. Самостоятельная деятельность учащихся при обучении математике.– М.: Просв., 1990 г.

Источник

Статья «Самостоятельная деятельность учащихся в обучении»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема «Самостоятельная деятельность учащихся в обучении»

Самостоятельная работа как высшая форма учебной деятельности

Самостоятельная работа как развитие и самоорганизация личности обучаемых

Приёмы учебной работы

Программа обучения самостоятельной работе

1. Введение

Реформы российского общества требуют подготовки людей, способных обеспечить его развитие и процветание в XXI веке. Подготовка таких людей – профессионалов своего дела возложена на систему образования. На сегодняшний день нет необходимости убеждать преподавателей в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности учащихся, развитию их умственных способностей. В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию у них умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Немаловажным является и формирование навыков самостоятельного умственного труда.

Задача школы – научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы и самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Понятие “самостоятельная работа” используется различными авторами в разном значении. В трудах, посвященных обучению самостоятельной работе, это понятие рассматривается и как форма организации деятельности (Б.П.Есипов и др.); и как метод обучения (Ю.К.Бабанский, М.Т.Баранов и др.); и как средство вовлечения учащихся в познавательную деятельность (П.И.Пидкасистый, И.Э.Унт и др.), и как вид учебной деятельности (М.Р.Львов, Л.Г.Вяткин и др.) Наиболее удачным, всесторонне освещающим разные аспекты самостоятельной работы, представляется определение, данное Л.Г.Вяткиным, который под самостоятельной работой понимает “такой вид деятельности школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности ученика”.

Как и всякая форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций: образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся), развивающую (развитие познавательных сил учащихся – их внимания, памяти, мышления, речи), воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.)

Вообще под “самостоятельностью” в психологии понимают способность человека произвольно управлять своей деятельностью, планировать ее, ставить перед собой цели и выбирать адекватные методы их достижения, осуществлять выбор решения, контроль и оценку результатов своих действий. Так Я.А.Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились. В результате воспитания человек должен стать способным управлять собой и делать всякое дело сам.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности, развития их умственных способностей.

2. Самостоятельная работа как

высшая форма учебной деятельности

Понятие самостоятельной работы ученика в современной дидактике обязательно соотносится с организующей ролью учителя. Под самостоятельной работой понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, осуществляемой ими на классных и внеклассных занятиях или дома по заданиям без непосредственного участия учителя. Самостоятельная работа представляет собой различные виды деятельности учащихся воспитательного и образовательного характера, организуемые и проводимые школой во внеурочное время. Внеурочная работа подразумевает добровольность участия школьников в ней.

Первое требование к организации внеклассной работы сводится к тому, что внеклассная работа может только углублять, расширять и совершенствовать знания, умения и навыки учащихся, полученные ими на уроке, но не имеет основной целью сообщение новых знаний, умений и навыков владения языком. Вторым требованием является увлекательность самих форм, процесса и материала работы. Третье требование фиксирует необходимость межпредметных, междисциплинарных связей. Важным требованием является добровольность и активность школьников в этой работе.

Представляя собой особую, высшую форму учебной деятельности, самостоятельная работа обусловливается индивидуально-психологическими и личностными особенностями обучающегося как ее субъекта. К таким психологическим детерминантам прежде всего относится саморегуляция. Понятие саморегуляции было психологически обосновано И.П. Павловым,

Н.А. Бернштейном, П.К. Анохиным в их представлении о человеке как о самой совершенной, самообучающейся, самосовершенствующейся, саморегулирующейся системе. В общем контексте собственно психологической теории саморегуляции (О.А. Конопкин, А.К. Осницкий) были определены моменты предметной саморегуляции, соотносимые с организацией самостоятельной работы.

В целях развития саморегуляции у учащихся должна быть прежде всего сформирована целостная система представлений о своих возможностях и умениях их реализовать, в том числе о возможностях целеобразования и целеудержания. Учащемуся нужно не только уметь понимать предложенные учителем цели, но и формировать их самому, удерживать до реализации, не позволяя вытеснить их другими, также представляющими интерес. Учащийся должен уметь моделировать собственную деятельность, т.е. выделять условия, важные для реализации цели, отыскивая в своем опыте представление о предмете потребности, а в окружающей ситуации — объект, соответствующий этому предмету. Саморегуляция обучающегося предполагает умение программировать самостоятельную деятельность, т.е. применительно к условиям соответствующей цели деятельности осуществлять выбор способа преобразования заданных условий, отбор средств для этого преобразования, определение последовательности отдельных действий. Важным проявлением предметной саморегуляции служит умение оценивать конечные и промежуточные результаты своих действий. При этом важно, чтобы субъективные критерии оценки собственных результатов не очень отличались от принятых, объективных. Существенным для саморегуляции является умение корректировать свои действия, т.е. представлять, как можно изменить эти действия, чтобы результат соответствовал предъявленным требованиям.

Саморегуляция включает также представление человека о нормах взаимоотношений с другими людьми, правилах обращения с предметами труда. При этом подчеркивается важная для организации самостоятельной работы мысль о том, что всем названным представлениям обучающегося должны соответствовать уже сформированные у него в учебной классной работе навыки и умения. Как подчеркивает А.К. Осницкий, умения саморегуляции могут быть сформированы достаточно быстро, если они выступают предметом целенаправленных действий педагога и самого обучающегося. При этом развитие саморегуляции человека способствует становлению его самостоятельности.

3. Самостоятельная работа как развитие и

самоорганизация личности обучаемых

Все сказанное подчеркивает необходимость специальной, учитывающей психологическую природу этого явления организации самостоятельной работы не только и не столько учителем, сколько самим учеником. В процессе такой организации должна быть принята во внимание специфика учебного предмета: математики, истории, иностранного языка и т.д. В то же время организация самостоятельной работы поднимает целый ряд вопросов, свидетельствующих о готовности к ней самого школьника как субъекта этой формы деятельности.

Первый вопрос — умеют ли школьники в своем большинстве самостоятельно работать? Как показывают материалы многих исследований, ответ на этот вопрос в целом отрицательный, даже применительно к студентам, не говоря уже о школьниках. Так, по обобщенным данным М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбовича, 45,5% студентов признают, что не умеют правильно организовать самостоятельную работу; 65,8% опрошенных вообще не умеют распределять свое время; 85% не думают, что его можно распределять. Даже при некотором умении самостоятельно работать студенты отмечают, что медленно воспринимают учебный материал на слух, а также при чтении и конспектировании учебных текстов. Прием, осмысление, переработка, интерпретация и фиксирование необходимой учебной информации вызывают у них существенные затруднения. Следовательно, можно констатировать несформированность у учащихся психологической готовности к самостоятельной работе, незнание общих правил ее самоорганизации, неумение реализовать предполагаемые ею действия. Если к этому добавить недостаточно высокий уровень познавательного интереса к целому ряду учебных дисциплин, то становится ясно, что ответ на первый вопрос отрицателен. Здесь возникает второй вопрос: может ли готовность, затем способность к эффективной самостоятельной работе определить новую форму деятельности, а не просто способ выполнения домашних заданий? Ответ утвердителен, но неоднозначен. Он определяется тем, что, во-первых, формирование такой способности предполагает общеличностное развитие в плане совершенствования целеполагания, самосознания, рефлексивности мышления, самодисциплины, развития себя в целом как субъекта деятельности (например, формирования умения вычленять, ставить и реализовывать цель, вырабатывать обобщенные приемы действий, адекватно оценивать результаты). Во-вторых, неоднозначность определяется тем, что эта способность эффективно и как бы самопроизвольно формируется только у учащихся, обладающих положительной учебной мотивацией и положительным (заинтересованным) отношением к учебе. Результаты исследований показывают, что даже у студентов (у 77% первокурсников и 12,8% второкурсников) отношение к учебе отрицательное.

Естественно, что проблема формирования у учащихся способности к самостоятельной работе перерастает в проблему предварительного повышения учебной мотивации (особенно внутренней мотивации на процесс и на результат деятельности), воспитания интереса к учению.

4. Приёмы учебной работы

При решении задач формирования способности учащихся к самостоятельной работе возникает проблема для всего педагогического коллектива. Она заключается в целенаправленном обучении учеников, особенно средних и старших классов и студентов, содержанию этой работы. Такое обучение включает формирование приемов моделирования самой учебной деятельности, определение учащимися оптимального распорядка дня, осознание и последовательную отработку ими рациональных приемов работы с учебным материалом, овладение приемами углубленного и в то же время динамичного (скоростного) чтения, составления планов разнообразных действий, конспектирования, постановки и решения учебно-практических задач. Большой интерес в этом плане могут представить предложенные А. К. Марковой приемы учебной работы:

— «приемы смысловой переработки текста, укрупнение учебного материала, выделение в нем исходных идей, принципов, законов, осознание обобщенных способов решения задач, самостоятельное построение школьниками системы задач определенного типа;

— приемы культуры чтения (например, так называемого «динамического чтения» крупными синтагмами) и культуры слушания,

— приемы краткой и наиболее рациональной записи (выписки, планы, тезис, конспект, аннотация, реферат, рецензия, общие приемы работы с книгой);

— общие приемы запоминания (структурирование учебного материала, использование особых приемов мнемотехники с опорой на образную и слуховую память);

— приемы сосредоточения внимания, опирающиеся на использование школьниками разных видов самоконтроля, поэтапную проверку своей работы, выделение «единиц» проверки, порядка проверки и т.д.;

— общие приемы поиска дополнительной информации (работа с библиографическими материалами, справочниками, каталогами, словарями, энциклопедиями) и ее хранения в домашней библиотеке;

— приемы подготовки к экзаменам, зачетам, семинарам, лабораторным работам;

— приемы рациональной организации времени, учета и затрат времени, разумного чередования труда и отдыха, трудных устных и письменных заданий, общие правила гигиены труда (режим, прогулки, порядок на рабочем месте, его освещение и др.)»

Отметим еще раз, что в целом самостоятельная работа учащихся основывается на правильной с точки зрения учебной деятельности организации его классной учебной деятельности. В частности, это относится к связи и переходу от внешнего контроля учителя к самоконтролю школьника и от внешней оценки к формированию его самооценки, что в свою очередь предполагает совершенствование контроля и оценивания самим учителем. Соответственно положительный ответ на вопрос о том, может ли у школьника формироваться способность подлинной самостоятельности работы, зависит от совместных действий педагогов и обучающихся, осознания ими особенностей этой работы как специфической формы деятельности, предъявляющей к ее субъекту особые требования и доставляющей ему интеллектуальное удовлетворение.

5. Программа обучения самостоятельной работе

Специальная программа обучения самостоятельной работе должна включать:

— диагностирование обучающимся собственной познавательной потребности в расширении, углублении, совокупности знаний, получаемых в школе, вузе;

— определение собственных интеллектуальных, личностных и физических возможностей, в частности объективная оценка свободного от посещения учебного заведения времени;

— определение цели самостоятельной работы — ближайшей и отдаленной, т.е. ответ на вопрос, нужна ли она для удовлетворения познавательной потребности или, например, для продолжения обучения;

— самостоятельный выбор обучающимся объекта изучения и обоснование этого выбора для себя (в качестве такого объекта, например при изучении иностранного языка, может выступить история Англии, поэзия, музыка Германии, искусство Франции и т.д.);

— разработка конкретного плана, долгосрочной и ближайшей программы самостоятельной работы. Хорошо, если работа с педагогом в учебное время может служить образцом составления такой программы;

— определение формы и времени самоконтроля. Целесообразно, чтобы формой контроля ученик выбрал выполнение конкретного вида работы (чертеж, проект, перевод, реферат и др.), которая кому-то нужна, необходима, т.е. чтобы результаты работы были личностно значимы и для него, и для других.

Конечно, учащихся, занятых такой самостоятельной работой, может быть мало, но условия ее организации должны позволить включиться в нее каждому.

В заключение еще раз отметим, что самостоятельная работа обучающегося как специфическая форма его учебной деятельности требует предварительного обучения учителем приемам, формам и содержанию этой работы. Это подчеркивает важность организующей и управляющей (разной степенью гибкости) функций учителя и в то же время необходимость осознания обучающимся себя в качестве подлинного субъекта учебной деятельности.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М.1997.

Осницкий А.К. Психология самостоятельности. М.; Нальчик, 1996.

Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *