самостоятельная деятельность учащихся возможна при использовании методов обучения

Организация самостоятельной деятельности учащихся

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Организация самостоятельной деятельности учащихся

Духновская О.А. учитель начальных классов

Формирование самостоятельной деятельности учащихся – одна из актуальных задач современного, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.

Самостоятельная деятельность учащихся является необходимым условием развития их познавательных способностей. Развитие самостоятельности необходимо начинать уже с первых дней обучения в школе, именно в младшем школьном возрасте происходит становление таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность и способность к самоконтролю.

Самостоятельная деятельность – это такая деятельность учащихся, при которой они по заданию учителя самостоятельно решают учебную задачу, проявляя усилия и активность. Итак, можно выделить следующие признаки самостоятельной деятельности учащихся: самостоятельность учащихся; выполнение задания без непосредственного участия педагога; активность, умственное напряжение учащихся.

Известно, что основная цель самостоятельной деятельности на уроках – научить школьников мыслить, анализировать, обобщать и усваивать учебный материал.

Эффективность выполнения учащимися самостоятельной работы в процессе обучения прямо зависит от условий, обеспечивающих ее организацию, планирование, управление и контроль. Под организацией самостоятельной работы подразумеваются действия педагога и учащихся, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения задания. Создание таких условий требует от учителя знаний психолого – педагогической специфики методов управления познавательной деятельностью учащихся, умения своевременно и правильно формулировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры и ценностные установки на учебную деятельность.

Иначе говоря, организуя самостоятельную деятельность учащихся, учитель должен уметь обоснованно ответить на следующие вопросы:

— когда целесообразно вводить самостоятельную работу при изучении любого учебного материала;

— какой конкретный тип самостоятельной работы из всех возможных следует выбрать и использовать на каждом этапе усвоения знаний?

Организация и проведение самостоятельной деятельности на уроках математики требует особого подхода. Поэтому необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место самостоятельной работы, формы и методы ее организации. Только в этом случае самостоятельная деятельность учащихся будет осознанной. При этом учитель должен предусмотреть уровень сложности и объем работы, трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у учащихся в ходе ее выполнения. При организации самостоятельной работы необходимо продумать проведение к4онтроля и оказание помощи учащимся.

Как правило, учителя начальных классов используют самостоятельные работы в процессе закрепления и контроля учебного материала, причем они формулируют задания на репродуктивном уровне. Е.А. Тупичкина и И.В. Крючкова в своих исследованиях утверждают, что иногда учителя забывают о возможности организации самостоятельной деятельности учащихся с различными дидактическими целями. Они попытались выделить следующие цели проведения самостоятельных работ:

Актуализация знаний учащихся;

Изучение новых знаний;

Закрепление и повторение знаний и умений учащихся;

Проверка знаний и умений учащихся.

Говоря об уровне сложности самостоятельной работы, нужно, чтобы учитель обратил внимание на то, что она не должна быть слишком простой, ниже уровня развития умственных способностей учащихся. Постепенное нарастание трудности самостоятельной работы совершается в основном по трём направлениям:

Путем увеличения объема заданий и длительности самостоятельной работы учащихся;

Путем усложнения содержания задания;

Путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны учителя.

Как уже было сказано, при организации самостоятельной работы на уроках математики необходимо учитывать ее объем. Несоответствие объема работы выделяемому времени – один из недостатков ее организация. Завышение объема работы вызывает у учащихся состояние тревожности, поспешность в действиях, неудовлетворенность качеством выполнения заданий. При планировании объема самостоятельной работы необходимо учитывать темп работы учащихся. Поэтому, чтобы сэкономить время на уроке и лучше организовать работу, нужно учителю предварительно самому выполнить задание для самостоятельной работы учащихся. Тогда время затраченное учителем на выполнение одного задания, необходимо умножить на 3 – именно столько минут потребуется учащимся для выполнения задания. В ходе выполнения задания учитель сможет понять, какие элементы могут затормозить или ускорить работу учащихся.

С целью осуществления контроля и оказания помощи учащимся нужно заготовить карточки с образцами выполнения заданий, предлагаемых ученику, или записать образец решения на доске. После выполнения задания ученик сможет проверить его самостоятельно по образцу.

Источник

Методы и приемы организации самостоятельной деятельности учащихся на уроках, как один из факторов развития познавательной активности школьника

Разделы: Биология

Настоящий учитель никогда не сетовал на удушливые стандарты биологического образования, а сейчас тем более, когда каждый учитель получил право на творчество, на свою интерпретацию, свою, проверенную годами методику, а если объединить все это, получиться – право на индивидуальность. Самостоятельность. А как научить самостоятельности учащихся? Путей в педагогическом арсенале много. Рождены и проверены они опытом, учительским чутьем, творчеством. При всем их многообразии путь усвоения содержания учебного материала, изложенного в учебнике, основополагающий.

Можно говорить об удачности и неудачности учебников по биологии, упрощенность одних или, напротив, усложненность других. Главное умение и желание работать. Согласитесь, если умение работать с учебной литературой учащиеся перенесут и на чтение научно-популярных книг, это вызовет у них заинтересованность в учебе, интерес к предмету, желание овладеть значительно большим объемом знаний.

Время само предоставило нам больше самостоятельности. Наша задача научить этой же самостоятельности и наших учеников, тогда им будет легче вступать в жизнь.

Взаимодействия на уроке.

Иногда материал учебников перегружен второстепенной информацией. Надо выделить главное, надо выстроить материал так, чтобы каждое понятие было связано с предыдущим и последующим; если материал громоздкий, имеет смысл построить структурно-логическую схему.

Учебный материал осваивается в процессе решения разных дидактических задач. При этом используется множество приёмов обучения.

Если принятые меры не помогли, тогда в дело включается учитель. Он воздействует на психику ученика, избирательно активизируя те или иные стороны. Так при изучении сложного материала надо активизировать мышление; если материал громоздкий, надо активизировать память; если класс не настроен на работу, надо создать определенный эмоциональный настрой; наконец, если ученики отличаются безволием, то надо повысить частоту опроса и стимулировать волевые действия.

Если учитель исчерпал свой арсенал приёмов и не добился желаемого результата, то надо усилить свои обучающие возможности, овладеть новыми приёмами работы, позаимствовав их у других учителей. Иногда мешает дефицит времени, тогда надо упорядочить бюджет времени.

Новые приёмы работы (или перенос старых приемов работы в новые условия) зачастую требует изменения формы подачи учебного материала, разработки средств обучения (например, использование информационно-коммуникативных технологий).

Формы обучения.

Форма обучения – это способ его, организации, учитывающий количество обучаемых в классе. Различные формы подразделяются на три группы: индивидуальные, фронтальные и коллективные.

Обучение ведется в индивидуальной форме, если осуществляется не прекращающее взаимодействие учителя с учеником. Например, во время дополнительных занятий или опросе ученика у доски. При этом удается наиболее полно реализовать индивидуальные особенности учащегося, учесть его личностные качества. Но есть и недостатки данной формы обучения: при ней каждый ученик сам по себе, вне контактов с другими учащимися. Это значит, что не происходит воспитания навыков коллективного (часто более продуктивного) труда. Ученик не оказывает помощи другим ученикам и не получает её от других учеников. Индивидуальное обучение десоциализировано.

При фронтальном обучении осуществляются связи учителя со всей группой учащихся. Учитель постоянно и одинаково воздействует на всех учеников. Ответную реакцию (хотя бы исходящую от одного ученика) учитель воспринимает как реакцию всей группы. Лекция – наиболее распространенный пример фронтального обучения, требует полного прекращения контакта между учащимися, подчинения требованиям дисциплины. Так что и фронтальные работы влекут за собой десоциализацию обучения. Конечно, без фронтальной работы в школе не обойтись – учитель должен объяснить материал всему классу, но это не должно занимать много времени (10-15 минут для изложения основного материала).

Коллективное обучение происходит при наличии связей не только между учителем и обучаемыми, но и между самими учащимися. Учитель устанавливает, организует и поддерживает эти связи (например, интегральная технология В.В. Гузеева). Простейший вид коллективной работы – работа в парах, эта форма коллективной работы может занять достойное место на уроках по любому предмету.

Организация образовательного процесса.

Работая в малокомплектной школе поневоле сталкиваешься с организацией индивидуального обучения при классно-урочной системе, которая приспособлена «к средним способностям, чтобы сдерживать наиболее даровитых и погонять вялых». (Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология. Красноярск, 1998)

Приёмы и способы формирования логического мышления.

Систематическая работа в этом направлении позволит сформировать умения сравнивать, обобщать, рассуждать, выделять главные мысли в материале каждого урока, в параграфе учебника, в прочитанной книге; освободит детей от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузке памяти, потере интереса к обучению. Начинать формирование логического мышления нужно в младших классах, постепенно усложняя задачи. С этой целью необходимо, прежде всего, научить школьников работать с текстом, рисунками, вопросами, оглавлением учебной и научно-популярной литературы. Это позволит им самостоятельно и осмысленно усваивать учебный материал.

Опыт использования развития самостоятельной деятельности учащихся на уроке биологии.

Работа со школьным учебником:

1. Составление плана параграфа.

На начальных этапах обучения эта работа проводится под руководством учителя, затем самостоятельно каждым учеником.

2. Работа с понятиями.

Язык биологии основан на общепринятых биологических понятиях. Знания биологических терминов определяет возможность излагать материал научным языком, поэтому в работе с учащимися всех классов я уделяю большое внимание их формированию. Для этого я использую следующие приёмы:

— вместе с учащимися перевожу термины, ищу общие корни в словах, это помогает сделать запоминание осмысленным; например, homos – равный, одинаковый, общий, обозначает равенство, единство, например: гомогаметный, гомология; при каждой новой встрече со знакомыми корнями вспоминаются ранее изученные термины, проводятся анологии;

— закрытые задания, из предложенного перечня выбери правильные ответы; например:

Выберите признаки, обеспечившие распространение членистоногих на суше.

а) хитиновые покровы;

в) высокая плодовитость;

г) многофункциональные конечности;

д) незамкнутая кровеносная система;

е) развитые органы чувств;

ж) жаберное дыхание.

Работая с тестами можно превратить их из инструментов контроля, в инструмент обучения. Поэтому по словам Г.И. Лернера тесты становятся и средством организации усвоения материала и индикатором реальных знаний и умений учащихся, и методическим инструментарием, обеспечивающим их развитие «воспроизводимого цикла обучения с заранее программируемым результатом». При изучении нового материала учащимся предлагается выбрать правильное утверждение и доказать правоту своего выбора. При закреплении материала учащиеся предварительно работают с текстом учебника, затем предлагается тестовое задание с последующей дискуссией пор теме. При обсуждении вопросов учитель просит от ученика построить изложение материала в необходимой логике и с употреблением всех терминов и понятий, вошедшие в тестовые задания.

— задания на соответствия, суть этих заданий заключается в необходимости установить соответствие между понятием и его содержанием; например:

1. Соотнесите компоненты внутренней среды организма с их функциями:

Компоненты внутренней средыФункции компонентов внутренней среды
Эритроциты

Тканевая жидкостьа) свертывание крови

б) образование антител

г) транспорт кислорода

д) поддерживание постоянства состава

е) транспорт углекислого газа

ж) образование лимфоцитов, защитная

з) связь между клетками, транспорт растворенных веществ

Ответ: 1 – г,д,е; 2 – б,в; 3 – а; 4 – д; 5 – б, ж; 6 – з.

2. Соотнесите описание ткани с её названием.

Название тканиОписание ткани
Гладкая мышечная ____

Хрящевая соединительная ___

Железистый эпителий ____

Многослойный эпителий ____

Мерцательный эпителий ____

Рыхлая соединительная ____

Жидкая соединительная ____а) Несколько слоев часто сменяющихся клеток. Межклеточное вещество не развито.

б) Клетки с отростками, межклеточное вещество состоит из минеральных солей и белка.

в) Образована клетками с ресничками.

г) Клетки секретируют жидкости разного состава.

д) Межклеточное вещество развито, клетки содержат запасы жира.

е) Содержит клетки крови.

ж) Хорошо проводит электрические сигналы.

з) Одноядерные удлиненные клетки.

и) Развито межклеточное, упругое вещество с эластичными волокнами.

к) Многоядерные длинные клетки.

Ответ: 1 – з, 2 – к, 3 – ж, 4 – и, 5 – г, 6 – а, 7 – в, 8 – б, 9 – д, 10 – е.

— задание на установление правильной последовательности, целесообразно использовать для выявления знаний учащихся о последовательности тех или иных процессов, стадий развития и т.п., например: В каком случае правильно названы звенья рефлекторной дуги дыхательного рефлекса?

а) рецепторы легочных пузырьков – средний мозг – дыхательные мышцы;

б) рецепторы аорты – продолговатый мозг – межрёберные мышцы;

— задания в котором ответ конструирует сам ученик, ответы в таких заданиях должны содержать 1–2 слова, числа, формулы и т.п.; например: Закончите следующие фразы:

а) Наука, изучающая строение и функции клеток называется _________________.

б) Мельчайшая структура клетки, выполняющая определенную функцию называется _______________.

г) Органоиды, отвечающие за синтез белка и состоящие из ___________и РНК, называется _____________.

д) Наибольшее количество энергии выделяется при расщеплении 1 г. _________.

е) Функцию хранения и передачи наследственной информации выполняют ____________ и _____________.

ж) Процессы биосинтеза идут с ______________ энергии.

з) Процессы расщепления идут с ______________ энергии.

и) У мышечной и нервной ткани есть общее свойство _______________________.

к) Содержание в крови солей, температура тела – являются показателем __________________ химического ____________ ________________.

Ответ: а) цитологией, б) органоидом, в) группа, строением, функциями и происхождением, г) белка, рибосомами, д) жира, е) ДНК, РНК, ж) поглощением, з) выделением, и) возбудимость, к) постоянство, состава организма.

— задания с исключением лишнего понятия, учащимся предлагается из 4–5 понятий исключить лишнее, не относящееся к данному перечню:

Веретеница, уж, варан, кобра.

Глотание, кашель, дыхание, пение.

— задания на выявление общих закономерностей, учащимся предлагаются 2–3 понятия, для которых необходимо найти общие закономерности.

1. Аксон – дендрит. (Отростки нейрона).

2. Митохондрии – рибосомы. (Органоиды клетки).

3. Кровь – кость. (Кровяные клетки формируются в костном мозге).

— терминологический диктант, учащимся предлагается несколько понятий, объединенных одной темой, к каждому понятию необходимо сформулировать определение и записать его; например:

— с целью запоминания определений понятий и правильность их написания использую кроссворды и чайнворды.

— творческие задания, например составление сказок:

Поспорили как-то части корня кто главнее.

— А мы, клетки зоны роста, вытягиваемся, помогая корню продвигаться вглубь, к воде.

3. Составление логических схем.

Слово «логические» использую, подчеркивая стремление отразить в схемах взаимосвязь, взаимоподчиненность, внутреннюю закономерность изучаемого объекта. Ученикам дается задание, пользуясь текстом и рисунком учебника закончить схему, подписав под каждым столбцом примеры растений с данными типами плодов.

самостоятельная деятельность учащихся возможна при использовании методов обучения. Смотреть фото самостоятельная деятельность учащихся возможна при использовании методов обучения. Смотреть картинку самостоятельная деятельность учащихся возможна при использовании методов обучения. Картинка про самостоятельная деятельность учащихся возможна при использовании методов обучения. Фото самостоятельная деятельность учащихся возможна при использовании методов обучения

В начале обучения эта работа проводится под руководством учителя, затем самостоятельно в группах или каждым в отдельности. Что позволяет осмысленно усваивать учебный материал

4. Работа по составлению и заполнению таблиц.

Тема: «Ткани растений».

Названия тканейСтроение тканейФункция тканейГде находится
Покровная
Образовательная
Фотосинтезирующая
Механическая
Проводящая
Запасающая

Эта работа позволяет систематизировать, обобщить и углубить знания учеников, т.е. её можно использовать на любом этапе урока, в том числе для получения обратной связи при объяснении материала (учащиеся заполняют таблицу по ходу рассказа учителя).

5. Составление графических конспектов.

Наряду с зарисовкой опытов проводимых на уроке и во внеурочной деятельности, используются опорно-схематические конспекты. Это не ново, но я пытаюсь организовать работу так, что выделение опорных сигналов и связей между ними осуществили учащиеся самостоятельно. Дети в ходе составления опорно-схематических конспектов могут выделять термины, устанавливать смысловые связи между ними, выделять биологические закономерности, сравнивать объекты.

Например: по теме: «Семейство бобовые».

самостоятельная деятельность учащихся возможна при использовании методов обучения. Смотреть фото самостоятельная деятельность учащихся возможна при использовании методов обучения. Смотреть картинку самостоятельная деятельность учащихся возможна при использовании методов обучения. Картинка про самостоятельная деятельность учащихся возможна при использовании методов обучения. Фото самостоятельная деятельность учащихся возможна при использовании методов обучения

Слабые учащиеся могут использовать план характеристики семейства:

б) жизненные формы, продолжительность жизни;

г) плод, его строение, название;

Обязательно учитывается полнота использования материала, логика изложения, грамотность и самостоятельность.

6. Работа с дополнительной литературой.

Используется при подготовке учащимися докладов, рефератов. Например: Доклад по теме ученые биологи.

Примерное содержание памятки для учащихся:

«Как подготовить самостоятельно ответы на вопросы семинара»:

— внимательно прочитайте вопрос или задание;

— попытаться ответить на него, не заглядывая в учебник, используя имеющие знания;

— прочитать страницы учебника, указанные в рекомендациях к семинару, найти в них ответ на поставленный вопрос, осмыслить прочитанное и, если не все понятно, обратиться за консультацией к учителю;

— прочитать соответствующий материал в рекомендованной литературе;

— продумать устно полное содержание ответа на вопрос;

— зафиксируйте письменно результат самостоятельной подготовки, записав план выступления или его тезисы, конспект ответа;

— продумать содержание выступления; оно должно быть кратким, логичным, доказательным, если возможно, связанным с личным опытом; желательно, чтобы оно сопровождалось иллюстрациями.

7. Проблемное изложение знаний по методике мозгового штурма.

В таких играх основной упор делается на решение творческих заданий. Перед учащимися ставится проблема, далее распределяются по группам, при этом каждый участник сначала самостоятельно продумывает решение проблемы, затем обсуждается в паре и выносится на общее обсуждение. Что позволяет развивать индивидуальные возможности и творческие способности учащихся.

Тема: «Пищеварение». «Затяжной обед»

1. Длина кишечника человека в 4 раза превышает длину туловища, кишечника собаки – в 4,5 раза, овцы – 24 раза. Объясните эти факты.

Подсказка 1 (более подробный вопрос). Предположите, за счет какого отдела и почему общая длина желудочно-кишечного тракта у овцы больше по сравнению с человеком?

Подсказка 2. Определите функцию кишечника, вспомните, за счет чего она осуществляется.

Ответ. Длина кишечника зависит от характера пищи. Полуобработанная пища переваривается быстрее, к тому же человек и собака потребляют мало клетчатки. У овец же практически все меню состоит из грубой растительной пищи – т.е. клетчатки. Для её переваривания необходимы бактерии, они находятся в толстом кишечнике. Чем более приспособлен организм к потреблению клетчатки, тем длиннее толстый кишечник.

2. Известно, что длина толстого кишечника коров по сравнению с таковой у овец меньше. Рацион тех и других при этом практически одинаков. Как же быть с предыдущим выводом? Объясните эти факты.

Ответ. Переваривание клетчатки в любом случае ведут симбиотические бактерии. Просто у коровы они находятся не только в толстом кишечнике, но и в желудке (желудок коровы имеет сложное строение). Поэтому избыточной длины толстого кишечника в случае коровы не наблюдается.

Применение инструктивных карточек.

На уроках использую инструктивные карточки, что позволяет учащимся самостоятельно изучить материал, а это значит, что ученик из пассивного объекта обучения переходит к деятельно творческой личности. При работе с инструктивной карточкой важно предусмотреть взаимодействие школьника не только с литературой, но и с натуральным объектом.

Инструктивная карточка.

Цель работы: выяснить особенности строения скелета птицы, связанные с полетом.

Использую элементы модульной технологии, что позволяет учащимся самостоятельно достигать цели учебно-познавательной деятельности. Для этого я подбираю фактический материал, формы и способы учебной деятельности, разбиваю учебный материал на отдельные логически завершенные учебные элементы и определяю цели каждого из них.

Модульные технологии реализуют принцип дифференциации, что дает возможность усваивать не только обязательный минимум, но и более высокий уровень обучения. Например:

Тема: «Приспособленность рыб к жизни в воде».

ВремяУчебный материал с указанием заданийРекомендации по выполнению заданийАктуализация знаний

7–10 минутЦель: подготовка к восприятию основного материала.

Обсудите в группе и подготовьте устные ответы на следующие вопросы. Что изучает биология? Как называется биологическая дисциплина, изучающая рыб? Где ещё, кроме школьного курса биологии, упоминаются (встречаются) рыбы? Назовите литературные произведения и их авторов, персонажи которых – рыбы. Приведите примеры пословиц, поговорок в которых упоминаются рыбы. В чем смысл этих пословиц? Какую из них можно предложить эпиграфом к нашему уроку? Почему?

Обсудите эти вопросы в классе.

В старших классах использую такие формы работы как лекции, семинарские занятия, зачеты. Изучение каждой темы начинаю с лекции, в которой излагаю школьникам основное программное содержание, затем провожу несколько уроков семинаров и завершаю тему зачетными уроками в устной или письменной форме. Учащиеся достаточно хорошо усваивают основные вопросы программы и могут самостоятельно приобретать новые знания.

Список литературы:

Акимов С.С., Ахмалишева А.Х., Хренов А.В., Биология в таблицах и схемах, М., 1996.

Анисимова В.С., Бруновт Е.П., Реброва Л.В., Самостоятельные работы учащихся по анатомии, физиологии и гигиене человека, М., 1987.

Баранников А.В. Организация самообразования школьников: новый этап осмысления, Стандарты и мониторинг, 1999, №4.

Бурцева О.Ю. Модульная технология обучения, Биология в школе, 2001, №7

Васильева Е.В. Ещё один раз об опорных конспектах, Биология в школе, 1989, №3

Дьяченко В.К. Развивающее обучение и новейшая педагогическая технология, Красноярск, 1998.

Зайцев В.Н., Кольцо ускорения. Йошкар-Ола, ИУУ, 1992.

Короткова Л.С., Красновидова С.С., Дидактический материал по общей биологии, М., 1990.

Кучменко В.С. и др. Оценка качества подготовки выпускников основной и средней школы по биологии, М., 2001.

Лернер Г.И.,Тесты, задания, контрольные работы по биологии для средней школы.,М.,1998.

Лернер Г.И. Работа с тестами не только контроль, но и обучение, Биология в школе, 2002, №4 Розенштейн А.М., Самостоятельные работы учащихся по биологии, М, 1998.

Луцкая Л.А., Никишов А.И., Самостоятельная работа учащихся по зоологии, М., 1987.

Салахова Ф.Н., Курамшин И.Я., Регионализация курса биологии в школах РТ, Казань, 1999.

Соколова В.В. Блочно – модульная технология обучения, Биология в школе, 2001, №7

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *