самообразование по теме дидактическая игра как форма обучения детей младшего возраста
«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста». Самообразование
Яна Литунова
«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста». Самообразование
Свою тему для самообразования выбрала не случайно. Новый набор детей в 1 младшую группу заставил меня задуматься, какую форму обучения подобрать для малышей. На начало учебного года возраст деток составлял от 1 года 9 месяцев до 2 лет.
В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению.
Цель: совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.
-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;
-составить картотеку дидактических игр для детей раннего возраста;
-развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
Работа с детьми.
Каждая дидактическая игравключает в себя несколько элементов: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия.
Большая роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать каждый ребенок. Правила помогают развивать у детей способности торможения, т. е. подчиняться правилам игры. Игровое действие – это проявление активности детей в игровых целях.
С детьми младшего возраста воспитателю целесообразно самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть с дидактическим материалом, разбирать и собирать их вместе с детьми, вызывать интерес, учить играть с ним.
Работа с семьёй:
-Родительское собрание по теме: «Роль дидактических игр в обучении детей в детском саду» с целью выявления знаний родителей о дидактических играх, их значении в развитии ребёнка.
-Консультация «Дидактические игры – что это такое?»
-Подготовка информации, сбор фотоматериалов по теме «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет»
-Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками.
Вывод:
Развитие ребенка происходит быстро и динамично. Воспитателю необходимо гибко применять методы и приемы воздействия на игру ребенка, заботиться о своевременном введении тех или иных форм, игровых средств.
План самообразования педагога «Дидактическая игра как форма развития детей младшего дошкольного возраста»
Оксана Климова
План самообразования педагога «Дидактическая игра как форма развития детей младшего дошкольного возраста»
Тема: Дидактическая игра как форма интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста
Начало работы: 01.09.2018г
Окончание работы : 25.05.2019г.
Цель: повысить профессиональную компетентность в вопросах
внедрения дидактических игр в современные технологии.
Задачи:
При взаимодействии с детьми:
• преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
• снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;
• развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;
• развитие внимания, восприятия, речи, воображения;
• развитие чувства ритма, общей мелкой моторики, координации движений;
• развитие игровых навыков, произвольного поведения.
При взаимодействии с родителями:
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста, а также в период адаптации.
— Формирование и развитие знаний у детей цвета, порядкового счета от 1 до 5 в прямом и обратном порядке, названия геометрических фигур, временных представлений, классификации объектов живой и неживой природы;
— Развитие мелкой моторики, внимания, концентрации внимания (в т. ч. усидчивости);
— положительная динамика в математическом развитии детей;
— дополнение и совершенствование предметно-развивающей среды.
Актуализация выбранной темы:
Раннее детство – особый период становления органов и систем и, прежде всего, функции мозга. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка. Этот период важен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, распознавания творческих способностей.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Знакомится он и с произведениями искусства – музыкой, живописью, скульптурой. И конечно, каждый ребенок, даже без целенаправленного воспитания, так или иначе, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного педагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, неполноценным.
Данные педагогических исследований подчёркивают необходимость специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и своевременного развития игры. При этом выбор методов педагогического влияния на формирование игровой деятельности должен учитывать возрастные особенности детей, их физическое, психическое развитие, способности, умения, индивидуальные качества.
План работы (Содержание, сроки реализации, практический выход)
— пополнение картотеки дидактических игр соответственно возрастным особенностям детей младшего дошкольного возраста;
4. Планирование индивидуальной работы с детьми в форме игровой деятельности;
5. Введение игровых приемов в комплексных мероприятиях по речевому, сенсорному разивтию, ФЭМП, режимных моментах;
-Консультация для родителей о значимости дидактических игр в развитии детей младшего дошкольного возраста,
— Родительское собрание на тему «Дидактические игры в жизни дошкольников»,
— совместное изготовление дидактических игр и пополнение предметно-развивающей среды дидактическими играми;
— выступление с докладом о проделанной работе по данной теме на итоговом пед. совете (май 2019г,
— публикация мастер-классов по изготовлению дидактических игр,
— Презентация дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста для воспитателей (май 2019г,
— Публикации собственного педагогического опыта в сети Интернет,
— участие в конкурсах пед. мастерства с публикацией дидактического материала (игр)
Технологии, используемые в ходе реализации проектного метода.
-динамические паузы, пальчиковая гимнастика,
2. Технологии развивающего обучения – ориентация познавательной деятельности на потенциальные возможности ребенка.
3. Технология проблемного обучения – последовательное, целенаправленное выдвижение перед ребенком познавательных задач.
4. Технология игрового обучения.
5. Технология концентрированного обучения – тематическое планирование.
6. Технология интегрированного обучения.
7. Теория Решения Изобретательных Задач (ТРИЗ).
Формы работы
Игры: подвижные, пальчиковые, сюжетно-ролевые игры, подвижные (физ. минутки,
Чтение и обсуждение;
Самостоятельно художественно-речевая деятельность;
Методическое сопровождение
Консультативный материал для родителей,
подборка детской, научной и художественно-познавательной литературы,
картотека дидактических игр,
Использование ИКТ:
Музыкальный центр (магнитола, аудио-записи, компьютер, мультимедийный проектор, фотоаппарат, Интернет.
Презентация «Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста» Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются.
Дидактическая игра как эффективное средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Сенсорное развитие ребёнка-это получение ребёнком знаний о свойствах предметов: форме, величине, размере, запахе, вкусе и т. д. Виды сенсорных.
Дидактическая игра для развития сенсорных качеств детей дошкольного возраста «Подбери по признаку. Цвет. Форма» Дидактическая игра 4+ «Подбери по признаку» (цвет,форма) Цель: Развитие сенсорных качеств детей дошкольного возраста. Задачи: Формировать.
Дидактическая игра для сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста Дидактическая игра на сенсорное развитие у детей младшего дошкольного возраста. Автор: Кувшинова Ольга Сергеевна, педагог-психолог МАОУ.
Консультация «Дидактическая игра как форма позновательного развития детей раннего возраста» «Дидактическая игра как форма позновательного развития детей раннего возраста» Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются.
План самообразования воспитателя группы раннего возраста «Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей». Цель: развитие сенсорных способностей детей в группе раннего возраста. Задачи: • Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. • Развивать.
План самообразования «Дидактическая игра как средство сенсорного развития» (подготовительная группа) самообразования «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста» • Срок реализации темы: XI.2016 – V.2017.
Выступление на педсовете «Дидактическая игра как средство развития детей младшего возраста» «Игра для дошкольников – способ познания окружающего, игры имеют большую педагогическую ценность – они развивают у детей смекалку, выдержку,.
План самообразования воспитателя ДОУ «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
Рада Букина
План самообразования воспитателя ДОУ «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста»
План самообразования воспитателя ДОУ по теме: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возра ста»
Актуальность выбранной темы:
Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в развивающих целях. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир через наблюдение и воспроизведение определённых действий с реальными предметами. Ребёнку хочется всё потрогать руками, узнать назначение того или иного предмета. Таким образом, дидактические игры становятся важным средством сенсорного обучения, способствуют развитию интеллектуально-эмоциональной сферы, пробуждают интерес к обучению. Также в процессе действий с предметом важно возникающее в ходе игры общение ребёнка со взрослым, в результате чего развиваются мышление, эмоции, речь.
Исследования свидетельствуют о том, что дидактическая игра способствует развитию познавательной активности, у детей в ходе игр появляются первые навыки сравнения, обобщения. Познакомившись с новыми понятиями, ребёнок может совершенствовать в дидактической игре свои представления о них. Активизируя воображение малыша, воспитатель способен придать игровой деятельности творческий характер.
Основной формой организации обучения детей в детском саду являются занятия. Дидактическая игра, используемая на занятии, делает процесс усвоения учебного материала увлекательным и интересным.
совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности по данной теме.
-изучить и систематизировать теоретический и практический материал по теме;
-составить картотеку дидактических игр для детей раннего возраста;
-повысить компетентность родителей в вопросах обучения детей через дидактическую игру.
-развивать интерес родителей к совместной работе в данном направлении.
— научить детей различать основные цвета;
— познакомить детей с величиной и формой предметов;
— сформировать навыки самостоятельной деятельности;
— повысить самооценку детей, их уверенность в себе;
— развить творческие способности, любознательность, наблюдательность детей.
План работы на 2018 – 2019 учебный год.
Раздел Сроки Содержание работы Практические выходы
2. Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. Мозаика-Синтез, Москва, 2008.
3. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателей детских садов. Под ред. С. Л. Новосёловой. Москва «Просвещение», 1977.
4. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений. Вторая группа раннего возраста. Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию).
Ноябрь
Знакомство с дидактическими играми на развитие речи.
Совместная игровая деятельность.
Январь Знакомство с дидактическими играми и упражнениями на формирование математических представлений. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Март Знакомство с дидактическими играми по нравственному и трудовому воспитанию. Совместная игровая деятельность.
Апрель Дидактические игры на закрепление изученного материала (повторить ранее изученные игры) Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Май Дидактические игры на закрепление изучен. матер. (повтор игр). Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
Работа с семьёй Сентябрь Анкетирование родителей «Что вы знаете о дидактических играх?» с целью выявления знаний родителей о дидактических играх, их значении в развитии ребёнка. Составление плана работы с родителями с целью повышения педагогической грамотности в вопросах развития и обучения своих детей.
Октябрь Консультация «Дидактические игры – что это такое?» Информация в уголке для любознательных родителей.
Ноябрь Подготовка к проведению мастер-класса (сбор информации, составление конспекта, подготовка материала и оборудования, подготовка перечня литературы и интернет-ресурсов для самостоятельного получения родителями дополнительной информации). Мастер-класс «Дидактические игры и упражнения для развития цветовосприятия и цветоразличения»
Январь Подготовка информации, сбор фотоматериалов по теме «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет» Презентация «Дидактические игры с предметами для детей 2-3 лет»
Март Привлечение родителей к созданию дидактических игр своими руками. Конкурс «Лучшая дидактическая игра своими руками».
Май Подготовка информации к отчёту (сбор информации, фотографий). Анкетирование на конец года по заданной теме. Отчёт «Как мы играли и чему научились в детском саду»
Самореализация Сентябрь-май Сбор информации для составления картотеки дидактических игр. Составление картотеки дидактических игр.
Ноябрь Консультация для педагогов «Дидактическая игра в жизни ребёнка». Выступление на педсовете.
Май Отчёт о результатах работы по теме самообразования. Выступление на итоговом педсовете.
Консультация для педагогов
«Дидактические игры в жизни детей дошкольного возраста»
Игра пронизывает всю жизнь ребенка, она способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания ребят. С ее помощь создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.
Существует прямая связь между эмоциональным состоянием малыша и интенсивностью протекания его психических процессов: мышления, речи, внимания, памяти. Если в игре ребенок, действуя предметами, активно манипулирует пальцами, то мыслительные процессы активизируются, и наоборот, их интенсивность ослабевает, если рука ребенка бездействует. Поэтому особенно полезны игры, в которых дети действуют: разбирают, собирают, сортируют, соединяют, разъединяют детали и т. п. С помощью таких игрушек и игр воспитанники учатся родному языку, знакомятся со свойствами предметов, при этом у них развиваются наблюдательность, сообразительность, ловкость, смекалка, выдержка, организованность.
Советский педагог В. А. Сухомлинский подчеркивал, что «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей. Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает, открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия, правила.
Дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры: обучающая (дидактическая) задача; игровые действия; правила игры; результат.
В зависимости от возраста и уровня развития детей меняются и игровые действия в дидактической игре. Но есть одно педагогическое правило, которому педагог должен всегда следовать при организации дидактической игры: ее развивающий эффект прямым образом зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребенком. Если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают, ее воспитательно-образовательная ценность пропадает.
Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Если участник игры не обладает знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Например, в дидактической игре «Цветные фоны» каждый играющий должен поместить на коврик определенного цвета игрушки и предметы того же цвета. Успешное выполнение игровых действий связано с тем, научился ли ребенок различать цвета, находить по этому признаку предметы в окружающей обстановке.
Таким образом, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребенок овладел знаниями и умениями, которые диктуются ее обучающей задачей. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название авто дидактизма.
Все дидактические игры делят на три компонента:
Таким образом, игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир; возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр; играх закрепляются знания об окружающей природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация).
Консультация для родителей на тему:
«Дидактическая игра – что это тако
«Дидактическая игра – что это такое?»
Цель дидактических игр, игровых приемов обучения – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Прежде всего, в дидактических играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, мелкой моторики рук, наблюдательности, мышления и речи.
Главная роль в дидактической игре принадлежит правилам. Они определяют, что и как должен делать в игре каждый ребенок, указывают путь к достижению цели. Правила помогают развивать у детей способности торможения (особенно в младшем дошкольном возрасте). Они воспитывают у детей умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Не секрет, что родители, чтобы не огорчить ребёнка, иногда стараются не заметить допущенной им ошибки, «подыгрывая» ему. В такой игре пропадает её главная ценность: воспитание воли, умения преодолевать горечь поражения, желание играть до победы. Если правилам не придаётся должного значения и в центре внимания детей оказывается выигрыш, они будут добиваться его любой ценой, а правила покажутся им чем-то ненужным, а то и помехой в достижении успеха. Изменить такое отношение детей к правилам игры, помогут ваша настойчивость и мотив – нарушим правило, выигрыш не засчитывается.
Родители должны помнить, что дидактические игры реализуют поставленную цель, если: o их содержание отвечает обучающей цели, o они подобраны в соответствии с возрастом ребенка.
В играх с малышами важно решать задачи воспитания сенсорной культуры. Для этого использовать в играх овощи, фрукты, ягоды («Узнай на вкус»): семена и листья кустарников, деревьев («Чьи это детки?», «Чей листочек?»): предметы обихода: («Покажи, о чем я скажу»): игрушки («Кто скорее соберет пирамидку) и т. д.
Для поддержания у ребенка положительного эмоционального настроя необходимо пребывание его среди детей. И здесь важно, чтобы родители помогли своему ребенку иметь друзей. В этом большую помощь окажут дидактические игры, организуемые для совместного проведения с другими детьми. Продуманное содержание их, целенаправленное определение дидактической задачи, игровых правил и действий будут способствовать воспитанию детей дошкольного возраста.
Предлагаю поиграть с ребёнком дома
(дидактические игры по развитию речи)
«Закончи предложение» (употребление сложноподчинённых предложений)
8-10 сюжетных или схематических картинок о режиме дня. Предложить рассмотреть, а затем расположить в определённой последовательности и объяснить.
«Назови три слова» (активизация словаря)
«Зоопарк» (развитие связной речи).
«Подбери рифму» (развивает фонематический слух).
Взрослый объясняет, что все слова звучат по-разному, но есть среди них и такие, которые звучат немножко похоже. Предлагает помочь подобрать слово. По дороге шёл жучок, Песню пел в траве. (сверчок). Можно использовать любые стихи или отдельные рифмы. «Назови части предметов» (активизация словаря, развитие внимания). Взрослый показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т. д.
I вариант: ребенок по очереди со взрослым называет части предметов.
II вариант: ребёнок получает рисунок называет все части.
Анкета для родителей.
Уважаемые родители! Просим вас ответить на вопросы анкеты. Пожалуйста, старайтесь отвечать как можно точнее и конкрет нее.
1. Любит ли ваш ребёнок играть в дидактические игры?
— не знаю, дома не играем;
— свой вариант ответа.
2. Любимая дидактическая игра вашего ребёнка?
3. Как часто вы играете с детьми в дидактические игры дома?
— не играем из-за отсутствия свободного времени;
— играем, когда приобретаем новую игру;
— по желанию ребёнка;
— свой вариант ответа.
4. Соблюдаете ли вы правила дидактических игр?
— свой вариант ответа.
5. Играете ли вы всей семьёй в дидактические игры?
— свой вариант ответа.
6. Какие дидактические игры вы предпочитаете?
— свой вариант ответа.
Благодарим за сотрудничество!
Презентация «Отчет по самообразованию «Дидактическая игра как форма обучения детей младшего дошкольного возраста» Дидактические игры широко распространены в системе дошкольного образования. Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются.
Консультация «Дидактическая игра как форма позновательного развития детей раннего возраста» «Дидактическая игра как форма позновательного развития детей раннего возраста» Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются.
План работы по самообразованию «Дидактическая игра как форма обучения детей дошкольного возраста» 2018–2019 уч. г План работы по самообразованию Тема: «Дидактическая игра, как форма обучения детей дошкольного возраста». На 2018-2019 учебный год..
План самообразования педагога «Дидактическая игра как форма развития детей младшего дошкольного возраста» Тема: Дидактическая игра как форма интеллектуального развития детей младшего дошкольного возраста Начало работы: 01.09.2018г Окончание.
План самообразования воспитателя первой группы на тему «Роль мелкой моторики в развитии речи детей раннего возраста» Цель: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности. Задачи: 1. Улучшить координацию и точность.
План самообразования воспитателя группы раннего возраста «Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей». Цель: развитие сенсорных способностей детей в группе раннего возраста. Задачи: • Продолжать обогащать сенсорный опыт детей. • Развивать.
План самообразования воспитателя «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста» Тема: «Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста». Цель: развитие предпосылок связной речи. Задачи. 1 Учить детей понимать содержание.
План самообразования «Дидактическая игра как средство сенсорного развития» (подготовительная группа) самообразования «Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей раннего возраста» • Срок реализации темы: XI.2016 – V.2017.