с т шацкий проектное обучение
С т шацкий проектное обучение
О ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Американский педагог-демократ Джон Дьюи (1859-1952) приобрел мировую известность как ученый, который сформулировал идеи новой, прогрессивной педагогики. Исходным принципом ее является принцип свободы учения, что означает интеллектуальную свободу детей — способность ставить цели и осуществлять действия, необходимые для их достижения. Это свобода размышления, целенаправленного наблюдения и рассуждения.
Дж. Дьюи противопоставил школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, обучение «путем делания», то есть такое, при котором все знания извлекались из практической самостоятельности и личного опыта ребенка. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, основанную на его личном интересе именно в этом знании. Поэтому очень важно было показать, для чего и когда могут пригодиться эти знания в жизни. Это можно было сделать с помощью проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.
Можно ли научить ребенка, идя навстречу его желаниям?
Как обеспечить свободу обучения, не отдаваясь на волю случая, детского каприза, сиюминутной прихоти?
В чем заключается при этом роль педагога?
Дж. Дьюи разработал метод проектов — новый дидактический метод, который предусматривает определенную последовательность в организации обучения детей, состоящую из 3-х этапов:
1. Педагог изучает возможности, потребности и прошлый опыт воспитанников.
2. Педагог вносит предложение, которое является отправной идеей для совместного обсуждения с детьми. Результат обсуждения — план работы, а затем проект как последовательность действий.
3. Реализация проекта детьми в соответствии с намеченным планом, при необходимой помощи педагога.
Положительные моменты технологии метода проектов:
• увлеченность детей деланием помогает решать вопросы дисциплины;
• организация обучения обеспечивает сочетание интересов детей и педагогов. Дети действуют в соответствии со своими желаниями и потребностью в деятельности. Педагог, сообщая новые сведения, предлагая различные материалы, направляет работу в нужное русло. Совпадение взрослых и детских целей определяет эффективность воспитательно-образовательного процесса.
• максимум действия при отсутствии созерцательности. Знания, приобретаемые в ходе реализаций проекта, становятся достоянием личного детского опыта, как ответы на самостоятельно поставленные вопросы. Знания нужны детям и поэтому интересны;
• развитие научного мышления, способности к дальнейшему образованию — приобретение умения рассуждать: дети осознают свои интересы, учатся ставить цель, подбирать средства для ее достижения, оценивать последствия;
• социальное воспитание детей: умение договариваться, принимать чужую точку зрения, умение откликаться на идеи, выдвигаемые другими, умение сотрудничать, оказывать содействие — иначе цель, к которой дети стремятся, не будет достигнута.
Таким образом, связь социальной жизни в группе с нравственным воспитанием и интеллектуальным развитием обеспечивает целостность развития личности ребенка.
Дж. Дьюи выделяет два важных условия для достижений эффективности метода проектов:
1. Структурированность опыта, т. е. содержание образования дошкольника должно «строиться вокруг человека». Поэтому темы проектов основываются на диапазоне интересов ребенка к домашней жизни — к жизни общества (в зависимости от уровня возрастного развития).
2. Необходимость взаимодействия ребенка и среды, т. к. оно является источником возникновения идеи проектов.
Однако в работах Дж. Дьюи содержится мало сведений о содержании подобных ситуаций взаимодействия, что стало преградой для широкого внедрения метода проектов в практику.
Идеи Дж. Дьюи реализовывались в 1884-1916 гг. его учеником —американским педагогом У.X. Кильпатриком. У.Х. Килпатрик, автор получившей широкую известность работы «Метод проектов», развивал идею обучения через организацию «целевых актов» (проектов) и отстаивал тезис о том, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества, к столкновению с еще неизвестными проблемами будущего.
У.Х. Килпатрик считал, что проектом является любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.
• потребительский (изготовление предметов);
• проблемный (преодолевающий интеллектуальные затруднения);
Использование этих проектов, по мнению американского педагога, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем.
Идеи проектного обучения возникли в России в начале XX века практически параллельно с разработками американских педагогов. Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 20-х гг.: Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, С. Т. Шацкого, Е. Г, Кагарова, М. В. Крупениной.
Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.
Первые попытки внедрения проектного обучения в отечественных школах относятся к 20-м годам XX века; в период становления советской школы они получили политическую окраску. Как правило, учащиеся вместе с педагогами проектировали решение какой-либо практической задачи. Тогда возникали такие проекты: «Поможем подшефному колхозу в борьбе за план!» — и в рамках такого проекта изучались соответствующие разделы биологии, химии, физики; «Уничтожим кулачество как класс!» — и в истории, географии, философии выискивались и находились соответствующие аргументы в пользу «защиты» данного проекта.
Советские педагоги считали, что критически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности в обучении, связь теории с практикой.
Станислав Теофилович Шацкий выделяет «основные компоненты метода проектов:
1) реальный опыт обучаемого, который должен быть выявлен педагогом;
2) организационный опыт (организованные занятия для учащихся на основании того, что знает педагог об опыте ребенка);
3) соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые знания); 4) упражнения, дающие для ребенка навыки».
М. В. Крупенина разделяла проект на следующие этапы:
1. Постановка задачи.
2. Разработка самого проекта принятого задания.
3. Организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии.
4. Непосредственная трудовая деятельность.
5. Учет проделанной работы.
Метод проектов, по мнению М. В. Крупениной, необходимо реализовывать, учитывая следующиепедагогические принципы:
• Взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.
• Сотрудничество детей и взрослых.
• Актуализация субъективной позиции ребенка в пед-процессе.
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Российские ученые классифицировали проекты следующим образом:
• по составу участников — коллективные или индивидуальные;
• по целевой установке — игровые, общественно-полезные и производственные;
• по срокам реализации — большие и малые.
Однако в 30-х гг. данный метод в России был запрещен, т. к. в его использовании были допущены перегибы (проектами полностью подменялась программа обучения). Принято считать, что мотивация учеников при использовании метода проектов была высокой, но группировка материала различных учебных предметов вокруг комплексов-проектов не могла не привести к тому, что школа была не в состоянии обеспечить учащимся необходимого объема систематических знаний. Поэтому в 1931 году в известном постановлении ЦК партии «О начальной и средней школе» этот метод был осужден.
В отечественной дидактике (М.И. Махмутов, И.Я. Лернер) много внимания уделялось проблемному методу, однако он не связывался с методом проектов и не был технологически проработан. В этом не было необходимости, так как образование было ориентировано на такие результаты, как знания, умения и навыки.
Разумеется, со временем реализация метода проектов претерпела некоторую эволюцию, но суть его остается прежней. Он нашел широкое применение во многих странах мира главным образом потому, что позволяет органичноинтегрировать знания учащихся из разных областей при решении проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. Метод проектов активно и успешно развивался в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, где приобрел большую популярность по причине рационального сочетания теоретических знании и их практического применения для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности детей.
Метод проектов, как и любой другой метод, может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные базы данных, виртуальные библиотеки, кафе, музеи, видео, мультимедийные средства, аудио- и видеоконференции, факс, радиосвязь и пр. Поэтому можно сказать, что метод проектов переживает сегодня второе рождение, так как открываются новые возможности для коммуникации.
Проектная деятельность как никакая другая поддерживает детскую познавательную инициативу, помогает получить ребенку ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов, требует поиска нестандартных действий в разнообразных обстоятельствах, помогает замысел оформить в виде культурно-значимого продукта, и конечно же, формирует партнерские взаимоотношения.
Используя в своей работе педагогическое проектирование, мы реализуем личностно-ориентированный, компетентностный и развивающие подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является переход к внедрению новых ФГОС, а сними и новых компетенций, технологий.
Проектная деятельность расширяет образовательное пространство, придает ему новые формы, дает возможность развития творческого, познавательного мышления ребенка, закладывает позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизирует информацию, и позволяет использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности.
Технология проектирования позволяют изменить стиль работы с детьми: повысить детскую самостоятельность, любознательность, развивать у детей творческое мышление, умение находить выход из проблемной ситуации, становится увереннее в своих силах, помочь ребенку успешно адаптироваться к изменяющейся ситуации социального развития, вовлечь родителей и других членов семей в образовательный процесс дошкольного учреждения.
ГБДОУ №355 расположен по адресу: Алтайская улица, дом 2, Литер А, телефон /факс: (812)371-56-21,
Московский пр., дом 195, Литер А, телефон /факс: (812)371-56-78
Реализация идей С.Т. Шацкого во внеурочной деятельности с младшими школьниками
Просмотр содержимого документа
«Реализация идей С.Т. Шацкого во внеурочной деятельности с младшими школьниками»
«РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ С.Т. ШАЦКОГО ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ»
Захарова Юлия, руководитель Е.С. Городцова
ГБПОУ «Челябинский педагогический колледж №1»
В деятельности учителей зачастую появляется потребность творческого переосмысления мыслей и технологий, разработанных в прошлом. В особенности, увеличивается значимость авторских педагогических идей и концепций, которые выдержали проверку временем, социальными, политическими и экономическими обстоятельствами.
Одним из педагогов, оставивших нам в качестве своего педагогического наследства многочисленные идеи по преобразованию и гуманизации образовательного процесса, является Станислав Теофилович Шацкий.
Анализируя опыт своей работы, С. Т. Шацкий делает вывод: «Итак, канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой деловое самоуправление. Украшает жизнь и питает эстетическое чувство – искусство. Повторяет и приспособляет к жизни, повторяет пройденные этапы человечества – игра, дающая такой бодрый тон общей жизни. Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования – работа ума. Соединение всех этих элементов усиливает социальные навыки. И скелетом этого организма служит постоянное упражнение, появляющееся в должное время и не заслоняющее основной цели организации детской жизни» [1,с.33]. То есть для того, чтобы в современном мире ребенок всесторонне развивался, нужно включить его в процесс коллективной творческой деятельности, создающей условия для его умственного, социального, эстетического развития.
Из нормативных документов Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования мы знаем, что «внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся». Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как «деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности в условиях реализации концепции ФГОС».
Модель организации внеурочной деятельности «создает условия для социального, культурного и предпрофессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры». [17]
Реализация направлений внеурочной деятельности способствует:
более разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть и реализовать на уроке;
развитию у детей интереса к различным видам деятельности;
желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время и т.д.;
Очень важна организация коллективного труда, объединяющего интересы школьников, где развиваются нравственные черты: дружба, взаимопомощь, коллективное творчество и согласование действий в труде, создается атмосфера высокой моральной и материальной ответственности.
На основе идей С.Т. Шацкого мы разработали программу внеурочной деятельности «Волшебная шкатулка». Программа реализует общекультурное направление, вид деятельности младших школьников — художественное творчество.
Целью программы является обеспечение художественно-творческого развития учеников, воспитание творческой индивидуальности ребёнка.
Практико-ориентированная направленность содержания программы «Волшебная шкатулка» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении таких учебных предметов как литературное чтение, технология, изобразительное искусство и позволяет реализовать их в творческой деятельности.
Программа состоит из 4 разделов, каждый раздел несет в себе законченный смысл и готовый продукт. Первый раздел – «Кукольный театр из бумаги в технике «Оригами»», второй раздел – «Постановка театра теней», третий раздел – «Кукольный перчаточный театр», четвертый раздел – «Марионеточный кукольный театр».
Программа обеспечивает включение в процесс внеурочной деятельности различных структурных компонентов личности школьника: интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического, что создает условия для гармоничного развития и укрепления здоровья каждого ученика.
Апробация программы «Волшебная шкатулка» проходила в МБОУ СОШ № 58 г. Челябинска, во 2 А классе. Для участия в апробации были отобраны 12 учащихся.
В ходе апробации программы работа с младшими школьниками проводилась в три этапа:
итоговый- репетиции спектакля, отработка выразительной речи, выступление.
Ребята, которые посещали занятия, с нетерпением ждали, когда же начнется следующее, ведь для них это было не просто занятие, а способ самовыражения своего собственного «Я» через актерскую игру. Занятия проходили в доброжелательной и творческой обстановке.
За время работы с детьми был поставлен спектакль «Кто сказал Мяу?» и созданы куклы для показа этого спектакля. Итогом данного проекта стали 2 выступления:
1. Перед приглашёнными зрителями 1 класса.
2. перед посетившей на с приглашению средней и старшей группой детского сада.
Все ребята получили грамоты за проделанную работу и ждут следующей постановки. Всего было проведено 10 занятий по 1 часу. Отчетным продуктом стала съемка спектакля.
На констатирующем и контрольном этапе мы измерили уровень эстетической воспитанности младших школьников, используя диагностическую методику Н.П. Капустиной.
Результаты сравнения констатирующего и контрольного
С.Т. Шацкий и исследовательская деятельность учащихся как составная и неотъемлемая часть образования.
Описание разработки
Oдним из основных результатов деятельности образовательного учреждения должна стать, несомненно, система знаний, умений, навыков выпускника, но еще кроме этого выпускник должен иметь ряд ключевых компетенций, умение творчески использовать их в различных сферах жизни. Человек все чаще оказывается в новых для себя ситуациях, где готовые рецепты не работают. Исследовательский же навык, приобретенный в школе, поможет ее выпускнику быть успешным в любых ситуациях.
До 21 века исследовательская деятельность считалась внеурочной деятельностью, и только сейчас с введением ФГОС стало понятно, что исследовательская деятельность должна быть и на уроках и во внеурочное время.
Внеурочной деятельности всегда уделялось пристальное внимание со стороны многих учителей, методистов и ученых.
Внеурочная работа, внеклассная работа, составная часть учебно – воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся. Внеурочная работа в дореволюционной. России проводил ась учебными заведениями главным образом в виде занятий творчеством, организации тематических вечеров и др. Большое развитие Внеурочной работы получила после О ктябрьской революции, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. Многие педагоги, в том числе и Шацкий, рассматривали внеурочную работу как неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности.
Особая заслуга в развитии внешкольного образования принадлежит выдающемуся педагогу С. Т. Шацкому.
Необычным явлением для педагогической практики того времени была
С. Т. Шацкого легла идея «открытой» школы, центра воспитания детей в социальной среде.
Новаторский опыт С. Т. Шацкого – идеи о том, что главным содержанием детской жизни является учение, физический труд, игры, искусства, умственная и социальная деятельность. Детская жизнь во внешкольных учреждения должна основываться на интересах детей.
Уже в начальной школе учащихся учат планировать свою деятельность, а в основной школе мы стараемся их научить планировать, обсуждать и представлять свой результат.
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Проектные технологии (Дж. Дьюи, У. Кил¬патрик, С.Т. Шацкий)
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Проектирование (англ. projection/planning; нем. Projektierung) – одна из форм опережающего отражения действительности; процесс создания прообраза (прототипа) предполагаемого объекта, явления или процесса посредством специфических методов. (Энциклопедия социологии, 2009)
Метод проектного обучения, или метод проектов, основывается на идеях Дьюи, Девея, Килпатрика и других американских ученых и философов. В ходе выполнения проекта школьник учится: определять замысел деятельности; ставить цели индивидуальной или коллективной деятельности; собирать нужную информацию, систематизировать ее, критически оценивать и использовать; вести деловую дискуссию, для того чтобы уметь высказывать и отстаивать свои требования. В ходе первичного проектирования деятельности школьник учится: моделировать деятельностную перспективу (результат); определять последовательность конкретных действий для достижения результата; выявлять конкретные условия реализации поставленной задачи; искать способы достижения целей, реализовывать их и переносить этот опыт на другие ситуации; развивать и испытывать свои возможности и понимать их пределы; выявлять имеющиеся напряжения и конфликты и искать пути их решения; участвовать в дискуссии; участвовать отдельно и в группе в событиях и решающим образом (целеустремленно) влиять на них.
Исследовательские проекты – проекты, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.
Творческие проекты – проекты предполагающие соответствующее оформление результатов в виде сценария видеофильма, драматизации программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альбома и пр.
Ролевые, игровые проекты – это проекты, в которых структура только намечается и остается открытой до завершения работы, а участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты – проекты, направленные на сбор информации о каком-то объекте, явлении. При этом предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории.
Практико-ориентированные (прикладные) проекты – отличаются четко обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников.
Монопроекты – проекты, как правило, проводящиеся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы (например, в курсе физики, биологии, истории и т.д.) в ходе серии уроков. Среди них выделяются: литературно-творческие проекты, естественнонаучные, экологические, языковые (лингвистические), культуроведческие, спортивные, географические, исторические, музыкальные проекты.
Межпредметные проекты – это небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Они требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
Метод проекто в — один из активных методов обучения, в основе которого лежит развитие познавательных, творческих навыков обучаемых и критического мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. ( Российская энциклопедия по охране труда. — М.: НЦ ЭНАС. Под ред. В. К. Варова, И. А. Воробьева, А. Ф. Зубкова, Н. Ф. Измерова. 2006 ).
Метод проектов — метод обучения, ориентирующий учащихся на создание образовательного продукта: различают созидательный проект, потребительский проект, проект решения проблемы, проект-упражнение (У.Х. Килпатрик). ( Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. — М.: Компания Спутник+. М.Ю. Олешков, В.М. Уваров. 2006 )
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. ( Wikimedia Foundation. 2010 )
Метод проектов — система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий — проектов. ( Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993 )
Метод проектов — организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов. ( Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978 )