с кузьминское знаменский храм
С кузьминское знаменский храм
Православные ресурсы
Иконы Архангела Михаила
Домодедовское благочиние
О благочинии
Мужской хор
Классическая гимназия
Монастыри и подворья
Приходы и храмы
Действующие храмы
Утраченные
Строящиеся
Святые домодедовские
Домодедовская земля
История
Туризм и отдых
Карта г.Домодедово
Карта района
Мы и пресса
Фотоальбом благочиния
Главная страница > Действующие храмы > Страничка храма
Дата постройки: 1678 год
Престольный праздник: иконы Божией Матери «Знамение» (10 декабря)
Приделы:
мчч. и бесср. Космы и Дамиана
Приписные храмы:
часовня Рождества Христова
огласно данным за 1577–78 г. сельцо Кузьминское на суходоле находилось в вотчине князя Федора Ивановича Пожарского, деда будущего освободителя земли русской от самозванцев и интервентов, князя Димитрия Михайловича.
Дальнейшая история селения связана с представителями одной из ветвей древнего и многочисленного дворянского рода Наумовых. К 1678 году в Кузьминском существовала уже помещичья усадьба и церковь во имя иконы Божией Матери «Знамение», однако, достоверно известно, что в ранние века здесь существовала Космодамианская церковь — потому и сельцо называлось Кузьминское. Оно исчезло, по-видимому, во времена татарских нашествий.
Из сопоставления различных исторических свидетельств, становится очевидным, что существующая в настоящее время каменная церковь в селе Кузьминское сооружена между 1669 и 1678 годами. Строитель Знаменской церкви и владелец села Кузьминское Степан Петрович Наумов скончался в 1700 году, вместе с супругой он похоронен в церкви.
В основе композиции здания лежит двухсветный четверик бесстолпного храма во имя Знамения Пресвятой Богородицы, увенчанный ярусами кокошников и стройным глухим пятиглавием с кирпичными луковицами. С севера к нему примыкает одноглавый придел во имя Космы и Дамиана, объединенный с храмом папертью. Своды и стены храма были расписаны орнаментальной живописью. Отдельно от церкви поставлена массивная шатровая колокольня в два яруса.
Построенные в XIX веке трапезная придела, западная паперть и двухъярусная шатровая колокольня, имитирующая формы XVII века, уравновесили композицию здания. В результате реконструкции храм получил композицию типа «корабль». В законченном виде здание храма состоит из расположенных на одной оси колокольни, притвора, трапезной, двухсветного четверика и трехалтарной апсиды.
Характерную архитектурную особенность имеет двухъярусная колокольня: она не выделена в отдельно стоящий объем, завершение колокольни — шатровое, с глухими декоративными слухами, крытыми жестью.
Фасады церкви наполнены резным, тесаным кирпичным декором, богатство которых дополняет пояс муравленых поливных изразцов.
Со второй половины девятнадцатого века в селе Кузьминское существовала земская больница, которая обслуживала крестьян окрестных сел и деревень. Известно, что 1-го августа 1898 года в село Кузьминское на юбилей врача Невского приезжал Антон Павлович Чехов.
Длительное время в церкви служил псаломщик Семен Иванович Флоренцев, награжденный в 1902 г. за 50-летнюю службу золотой медалью на Аннинской ленте, и священник Константин Матвеевич Воскресенский, скончавшийся в 1910 г. Его сменил Сергей Никанорович Покровский, ранее бывший священником Спасской церкви с. Вертково. В 1884–88 гг. он преподавал Закон Божий в церковно-приходской школе с. Верткова, а с 1911 г. в Кузьминской земской. Псаломщиком в 1907 г. определен Александр Васильевич Протопопов. Церковным старостой в 1911 г. избран крестьянин Иван Васильевич Гусев, награжденный серебряной медалью на Аннинской ленте за усердие.
Настоятелем Знаменского храма села Кузьминское с 1924 года по 1937 год являлся протоиерей Александр Парусников — новомученик, причисленный Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года к лику святых.
Гонения безбожной власти не обошли церковь стороной: в 1935-1936 годах с колокольни сбросили колокола, а в 1937 году церковь закрыли. 30 октября 1937 года протоиерей Александр Парусников был арестован, а 16 ноября 1937 года принял мученическую кончину, расстрелянный на Бутовском полигоне.
В новое время Знаменский храм в селе Кузьминское был открыт первым на Домодедовской земле.
Первое Богослужение в Знаменском храме состоялось в 7 января 1989 г. в праздник Рождества Христова после более чем пятидесятилетнего молчания. Настоятелем Знаменского храма был назначен протоиерей Александр Васильев.
По воспоминаниям о. Александра, «храм представлял собой ужасное зрелище: почти полностью вывороченный пол, кострище на месте алтаря, кругом пробки от бутылок, окурки, нечистоты, сбитая штукатурка, лишь только в одном месте размером 1х1 м намеки, что здесь была роспись, ни окон, ни дверей, несколько проломов в сводах, всюду в храме остатки химических удобрений… Вместе с членами двадцатки пришлось все приводить в порядок, расчистить мусор, соорудить временный иконостас из ДСП, оборудовать алтарь, собрать средства и начинать приобретать стройматериалы. Первое время отопление было печное, затем электричеством, в 1990 г., благодаря помощи Михаила Петровича Барсукова, удалось провести газ и сделать отопление в храме. Первой старостой была Антонина Петровна, затем ее сменил Евгений Павлович Борисов, каждый из них для храма много сделал.
В 1990 г. покрыли медью купола и, освятив, водрузили металлические кресты, перекрыли медью колокольню. В этом же году на престольный праздник, 10 декабря, приехал Его Высокопреосвященство Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Первым регентом храма была Галина Иванова, певчие приезжали из Москвы. Особенно мне памятна была одна супружеская пара — Александр и Наталия: он — алтарник, она — регент. В дальнейшем оба ушли в монастыри. Александр стал благочинным Оптиной пустыни, игуменом Пафнутием, а Наталия — настоятельницей монастыря в Тобольске. В память от Наталии в храме осталась искусно вышитая плащаница Успения Божией Матери. Храм дважды подвергался ограблению. Технически поставить его на охрану в милиции не было возможности. Пропало более 50 икон, в разное время пожертвованных разными людьми в храм. После второго ограбления, когда вынесли даже почти все новописанные иконы, одна из них — Казанская Божия Матерь, написанная матушкой диакона Павла, клирика храма Всех святых, что в Красном селе, почему-то была оставлена, а на следующий день от нее стало истекать миро, которое по временам благоухало. Теперь эта икона является в нашем храме чтимой. Об этом событии рапортом было доложено Владыке Ювеналию».
Из святынь храма необходимо упомянуть о иконе новомученика Александра Парусникова, в которой находится его крест.
В 1999 г. был сооружен резной иконостас и написаны иконы для него в главном алтаре бригадой иконописцев под руководством А. Мельникова, годом раньше матушка Татьяна написала иконостас в придел свв. бесср. Космы и Дамиана. В 1998 г. вокруг храмовой территории была сооружена кирпичная изгородь с коваными решетками.
6 мая 1991 года было создано Домодедовское благочиние. С этого времени, назначенный по указу Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, протоиерей Александр Васильев — благочинный Домодедовского округа.
В 1999 г. община храма начала строительство храма-часовни в пос. Барыбино. По благословению Владыки он именуется в честь Рождества Христова. В настоящее время храм построен вчерне, а служба совершается в здании бывшего магазина, которое передал Церкви вместе с землей председатель райпотребсоюза Федор Николаевич Пимениди. В Знаменском храме начинали служить, проходили богослужебную практику многие священнослужители, которые ныне несут послушание в приходах Домодедовского церковного округа. На престольные праздники 14 июля и 10 декабря, как правило, съезжается большое число клириков, с теплотой и любовью относящихся к храму, который помог им сделать первые шаги на духовном поприще.
из Москвы на электропоезде с Павелецкого вокзала до ст. Барыбино, далее авт.40, 52 или 46 до с. Кузьминское.
142064, Московская область, Домодедовский район, с. Кузьминское
Кузьминское. Церковь иконы Божией Матери «Знамение».
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Кирпичный и оштукатуренный храм Знамения Пресвятой Богородицы с приделом Косьмы и Дамиана сооружён в вотчине ктитора С.П. Наумова в 1671 г. и освящён в 1678 г. Несомненно, что основной объём храма, состоящий из двусветного четверика, наделён чертами московской школы, выраженных прежде всего в убывающих ярусах кокошников и рисунке оконных очелий. Храм завершён поверх двух рядов кокошников пятиглавием изысканного силуэта на глухих и вытянутых барабанах. В декоративном убранстве заметную роль играют вкрапления керамических изразцов. К сожалению, древнее сооружение было частично перестроено в XIX в., после реставрации 1968-71 гг. ему был возвращён облик, близкий первоначальному. Храм содержится в образцовом порядке и действует.
Первое упоминание о «сельце Кузьминское на суходоле» встречается в переписных книгах за 1577-78 гг. Оно находилось в вотчине князя Фёдора Ивановича Пожарского, деда князя Дмитрия Михаиловича Пожарского. Дальнейшая история селения связана с представителями одной из ветвей старинного рода Наумовых. К 1678 году в Кузьминском уже существовала усадьба и церковь во имя иконы Божией Матери «Знамение», однако достоверно известно, что в ранние века здесь уже существовала Космодамианская церковь, сгоревшая, по-видимому, во времена татарских нашествий.
Знаменский храм в селе Кузьминское был первым открыт на Домодедовской земле. По воспоминаниям протоирея Александра Васильева, назначенного в этот храм настоятелем: «храм представлял ужасное зрелище: почти полностью вывороченный пол, кострище на месте алтаря, кругом пробки от бутылок, окурки, всевозможный мусор, сбитая со стен штукатурка, ни окон, ни дверей, всюду в храме остатки химических удобрений. Постепенно храм стал преображаться: был расчищен мусор, сооружён временный иконостас из ДСП, был оборудован алтарь, удалось провести газ и сделать отопление в храме». 7 января 1989 года в праздник Рождества Христова в Знаменском храме состоялось первое Богослужение. В 1990 году покрыли медью купола и водрузили металлические кресты, перекрыли медью и колокольню. В этом же году на престольный праздник, 10 декабря, храм был полностью освящён Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. В 1998 году вокруг храмовой территории была сооружена кирпичная изгородь с коваными решётками. В 1999 году был сооружён резной иконостас и написаны для него иконы бригадой иконописцев под руководством А. Мельникова.
Развитая асимметричная композиция здания очень живописна. Лежащий в ее основе двусветный четверик бесстолпного храма с трехчастной апсидой и трапезной увенчан ярусами кокошников и стройным глухим пятиглавием с кирпичными луковицами. С севера к нему примыкает одноглавый пониженный придел, объединенный с храмом западной папертью. В общей композиции доминирует массивная шатровая колокольня в два яруса, имитирующая формы XVII в. Лестница к колоколам помещена в западной стене трапезной. Перекрытия в здании сводчатые. Нарядное внешнее убранство из профильного и фигурного кирпича в виде разнообразных наличников, ширинок, пучков угловых полуколонн на храме дополнено поясом муравленых поливных изразцов в основании венчающего карниза. В систему декора включены и кокошники завершения, поставленные вразбежку и повторенные в основании барабанов.
Внутри здание отчетливо делится на две смежные, почти изолированные церкви, в одной из которых погребены ктитор С.П. Наумов с супругой. Тесные камерные интерьеры образованы замкнутыми, преимущественно низкими помещениями со статичным пространством.
В боковых стенах храма имеются штрабы для иконостаса, который поднимался до пяты свода. От тяблового иконостаса в приделе сохранились гнезда в трех уровнях. На стенах и своде основного четверика до недавнего времени находились остатки орнаментальных росписей XVII в., исполненных суриком и сажей. При последнем ремонте помещения церкви оштукатурены и побелены, поставлены два новых иконостаса.
От небольшой усадьбы Наумовых, отделенной от церкви прудом, сохранилась ограниченная валом и древесной обсадкой центральная территория с обращенным к пруду партером.
По материалам книги «Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог». Выпуск 1. Часть 2.; ПАМО, 1, с. 114.; ЦП AM, ф. 204, on. 1, д. 1577. 1794 г.
С кузьминское знаменский храм
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Знаменская церковь в Кузьминке * Шедевр в несуществующем селе
Как странно выходит. Села давно уже нет, а церковь живёт. Безжалостные люди и природные стихии её неумолимо разрушают, а красота живёт! Живёт почти уже 200 лет
Ещё в 2012 году, сплавляясь летом по Красивой Мече, я видел эту церковь издалека на высоком холме, с другого берега. Почему-то тогда не решился подняться к ней (то ли лодку боялся оставить, то ли народ шарился вокруг), но решил непременно когда-нибудь вернуться. И вот в эту пору золотой осени, когда давно уже пожухли травы, и с деревьев стали облетать листья, я дошёл-таки сюда, теперь уже пешком. Пришёл вечером, когда уже стемнело, и увидел её сначала при таинственном лунном свете, а затем, поднявшись на рассвете рано утром, осмотрел более подробно и обстоятельно
7:25 Стелется небольшой туманчик. Солнце встало, только-только выглянуло из-за Медведевского леска и озарило церковь первыми лучами. Краски стали густыми, плотными, насыщенными
В книге А.Е. Андриевского «Историко-статистическое описание Тамбовской епархии» за 1911 год читаем:
Кузьминка. Церковь каменная, холодная, построена въ 1822 году на средства г-жи Кошелевой. Престоловъ три: главный — Знаменiя Пресвятой Богородицы (27 ноября) и придѣльные: свят. Иліи пророка (20 iюля) и свят. Николая чудотворца (6 декабря и 9 мая).
Дворовъ 222, д. м. п. 687, ж. п. 687, великороссы, земледѣльцы, имѣютъ по 1/2 дес. земли на душу. В приходѣ двѣ деревни: Медвѣдева, 135 дв., д. м. п. 365, ж. п. 370, въ двухъ верстахъ, и 2) Петровская 30 дв., д. муж. п. 112, ж. п. 107, въ трехъ верстахъ. Экономiя Кошелева, винокуренный заводъ. Рѣка Мечъ.
Школы: двѣ земскихъ, одна въ селѣ, а другая в дер. Медвѣдевой, законоучителю въ каждой земской школѣ по 60 рублей в годъ. Имѣются опись церковнаго имущества и метрическiя книги съ 1822 года.
Штатъ: священникъ и псаломщикъ. У причта земли 33 дес. полевой и 1295 саж. усадебной; полевая земля близъ церкви въ одномъ мѣстѣ. Общая доходность причтовой земли 500 руб. въ годъ. Братскiй годовой доходъ 500 руб. Дома у причта собственные.
Приходъ отъ ст. «Красное» въ 30 вер., почтоваго отдѣленiя и больницы въ 15 вер., фельдшерскаго пункта въ 8 вер., волости Слободской въ 7 вер., гор. Лебедяни въ 25 вер. Адресъ для корреспонденцiи: гор. Лебедянь, экономiя Кошелева. Земскiй начальникъ 1 уч., приставъ 1 стана Лебедянскаго уѣзда.
Сухие статистические строки, вроде бы, а сколько в них информации! И в связи с этим возникают вопросы:
Как же так вышло? Куда делись 222 двора с 1374 душами мужского и женского пола? И почему главное село с храмом в красивейшем месте с богатыми плодородными землями обезлюдело, а соседние небольшие приходские деревни Медведево и Петровское (ныне Петровские Выселки) ещё как-то существуют.
Вопросов больше чем ответов
Это не туман, это объектив фотокармеры запотел
Солнце поднимается выше, краски становятся ярче
Известно, что в 1803 году Кузьминка переходит в собственность бывшего Тамбовского гражданского губернатора, камергера Дмитрия Ирадионовича Кошелева. Поселившись здесь со своей женой Прасковьей Петровной, он стал основателем лебедянской ветви Кошелевых.
Каменная, холодная церковь в Кузьминке появилась в 1822 году. Она была построена на средства г-жи П.П. Кошелевой и имела три престола: главный — Знамения Пресвятой Богородицы и придельные — св. Илии пророка и св. Николая чудотворца. На изящную колокольню подвесили пять колоколов, купола осенили золочёные кресты. Для саманной деревни, коей была Кузьминка того времени, появление такого сооружения было поистине большим событием и праздником. Освящение храма, на которое приезжал сам архиерей, состоялось 22 мая, на день св. Николая. Для сельчан был устроен бесплатный обед, им подарили платки и полотенца. Праздничное гулянье продолжалось до утра. Одновременно со строительством церкви построили дом для священника. Церковь обнесли кирпичной оградой (разобранной в 1940 году для строительства колхозной конюшни) с коваными воротами и калитками.
Прошли годы, хозяином имения стал сын Дмитрия Ирадионовича — гвардии штабс-капитан Александр Дмитриевич. Занимая пост Лебедянского предводителя дворянства в 1840-1846 годах и являясь членом Лебедянского сельскохозяйственного общества, он принимал деятельное участие в жизни уезда.
Согласно Спискам населенных мест 1862 года, Кузьминка (Знаменское) Лебедянского уезда была казённым и владельческим селом и располагалось по правую сторону торгового тракта из Данкова на Елец. В то время в нём имелось 32 двора с проживавшими в них 221 мужчиной и 217 женщинами. На правом берегу реки действовала водяная мельница. После отмены крепостного права крестьяне получили наделы, стали изготавливать кирпич и перестраивать свои саманные жилища. По праздникам в районе церкви устраивались базары. Несмотря на тяжёлые времена, жизнь в селе стала меняться к лучшему.
Как прежде, село разделялось на Однодворскую и Барскую Кузьминки. Помещик Александр Радионович Кошелев, правнук первого кузьминского Кошелева, к тому времени, по рассказам старожилов, был уже пожилым слепым барином, узнававшим мужиков лишь по голосам. Особого расположения к крестьянам он не питал, однако, запомнился тем, что никогда не отказывал им в нуждах и давал взаймы зерно и муку до нового урожая. Немалое имение Кошелева находилось под присмотром его жены и управляющего. Во владение входили большие, доходившие до Зверевского поля, наделы плодородной земли, огромный жилой дом, коровник, конюшня (село славилось своими лошадьми), крытый ток с конной молотилкой, амбары, кузня и плотницкая. В овражке на линии плотины располагался спиртзавод, работавший с осени по весну и поставлявший свою продукцию в Лебедянь. Чудесный фруктовый сад с кустами сирени и акации, цветочными клумбами и оранжереей был окружён высокой кирпичной оградой. Здесь, на возвышении в большой застеклённой резной беседке звучал патефон, часто собирались гости, соседи — лебедянские купцы и помещики. По устроенному спуску они сходили к реке, где у воды располагалась специально оборудованная купальня.
С приходом октябрьских событий имение Кошелевых разорили. Старый барин с семьёй, сложив самое необходимое на повозку, поспешно покинул село. Некоторое время Александр Радионович занимал должность председателя Союза Землевладельцев Лебедянского уезда и посылал в столицу телеграммы, пытаясь защитить оставшиеся имения уезда от взбунтовавшихся крестьян. Но к бывшим помещикам, в то время, уже не пытались прислушиваться. В Кузьминке же местные «активисты» во главе с братьями Коновыми разрушили помещичий дом, растащили имущество, вырубили роскошный сад. Не уцелел и известный в округе Кошелевский винокуренный завод: постройки сломали, а две большие спиртовые ёмкости прострелили, и спирт из них долго стекал на землю, пропитав гору на несколько метров. Рассказывают, что после этого ушлые кузьминские мужики ни один месяц копали в этом месте глину, отвозили домой и умудрялись получать из сырья первосортный самогон.
Когда грабить было уже некого и нечего, и страсти мародёров поутихли, наступило время строительства новой жизни. Во время коллективизации, сгоняя скот и сваливая в одну кучу с/х инвентарь, руша старые порядки и ломая людские судьбы, в селе стали создавать колхоз «Волна революции». В 1930-х годах закрыли и разграбили церковь. Раскулачили сельского священника отца Василия, разрушили его дом, а вскоре взялись и за середняков. Многие стали уезжать, и село начало пустеть. И хотя даже после войны значительно сократившееся население продолжало здесь обитать, волна перемен всё же «смыла» Кузьминку с крутого берега Красивой Мечи. Жестокие и нерадивые председатели колхоза, неразумная политика страны по отношению к сельскому хозяйству заставляли жителей покидать насиженные родные места. К 1975 году Кузьминка почти полностью опустела, а в 1982 году с ней попрощались последние её жители. Кузьминка прекратила свое существование.
Из статьи Валерия Акимова и Кирилла Надова (газета «Лебедянские вести», 2002 год)
Архитектура храма замечательна! Выстроен он в стиле высокого классицизма. Очевидно, что автором проекта был незаурядный архитектор (авторство неизвестно)
Храм сооружён из красного кирпича с использованием белого камня для отдельных архитектурных деталей. Северный и южный фасады церкви фланкированы четырёхколонными портиками ионического ордера с треугольными фронтонами, обработанными дентикулами. Оконные проёмы алтарной апсиды, первого светового яруса северного и южного фасадов церкви и трапезной — прямоугольные, второго светового яруса северного и южного фасадов — круглые. Оконные проёмы оформлены профилированными наличниками, над окнами алтарной апсиды и трапезной расположены ниши ромбовидного рисунка. Световой барабан, обработанный пилястрами ионического ордера, прорезан по сторонам света полуциркульными оконными проёмами, между которыми расположены полуциркульные ниши аналогичного формата
Особое изящество силуэту храма придаёт венчающий полусферический купольный свод, малый глухой барабан с главкой с вогнутыми стенами, декорированный ложными люкарнами
Высокие колонны из закруглённого белого камня с капителями, поддерживающие треугольные фронтоны, круглые световые окна — люкарны, обработанные белым камнем. Все эти архитектурные детали придают изящество и стройность облику храма! К сожалению, одна из колонн не выстояла, повалилась
Первый и второй ярусы колокольни — квадратные в плане, третий и четвёртый — круглые. Первый ярус фланкирован по сторонам света двухколонными портиками ионического ордера с треугольными фронтонами, обработанными дентикулами. Оконные проёмы в интерколумниях в два света (прямоугольный — внизу, круглый — вверху) прорезаны по аналогии с северным и южным фасадами церкви. Второй ярус прорезан по сторонам света полуциркульными оконными проёмами, прямоугольные проёмы звона третьего яруса декорированы колонами ионического ордера. Объём четвёртого яруса прорезан по сторонам света люкарнами, стены вогнуты по аналогии с малым барабаном церкви. Завершение колокольни утрачено
Солнце поднимается выше, краски становятся ярче
Даже стоя у порога церкви, слышишь шум переката
После завтрака снова сходил к церкви, теперь уже зашёл с другой стороны: пройдя низом вдоль реки, поднялся снова наверх
От села ничего не уцелело, кроме развалин коровника, выстроенного, вероятно, в советские годы. Низ его выложен из природного камня, верх — силикатным белым кирпичом. Волна перемен смыла не только Кузьминку (как написано в приведённой выше статье), но и саму «Волну революции» (так назывался колхоз). Такое вот грустное созвучие волн.
На месте села густые заросли деревьев и кустов. Теперь и не угадаешь, что тут и где было. Много кустов сирени. Вероятно, очень красиво тут в мае, когда сирень цветёт!
Главный, западный, вход под колокольней
Сохранились старинные металлические ворота с коваными деталями. Над входом икона «Знамение». Справа — вход на узкую винтовую лестницу внутри стены, ведущую на верх на колокольню (я туда не полез). Обратим внимание на тщательность и добротность кирпичной кладки (нынче так не строят)
Заглянул я и внутрь храма
Под главным куполом
Внутри, как водится, царит разор. Немало тут варваров побывало. От росписи ничего не осталось, кроме двух фресок в трапезной, до половины стёртых
Вид с кустом барбариса (весь куст в маленьких плодиках, с барбарисом хорошо, кстати, пить чай)
Пытаюсь представить себе, какая красота была тут лет сто и более назад, когда село было живо и процветало. Земли вокруг хлебные, богатые, плодородные, народу в деревнях проживало много, оттого и строились такие большие храмы!
В 2009 году предпринимались попытки возродить храм: покрыт главный купол, малая главка, установлен золочёный крест. Но, к сожалению, дальше дело не пошло. Видимо, на реставрацию нужны большие средства. Хоть храм и «состоит на охране государства как памятник архитектуры регионального значения», но государство ничего для его охраны не делает
Последний взгляд на храм
Уходить совершенно не хотелось, но надеюсь сюда ещё вернуться
Церковь Знамения Пресвятой Богородицы в несуществующей теперь Кузьминке является, на мой взгляд, одним из самых красивых храмов на территории нынешней Липецкой области (есть такое странное административное образование 1954 года), наряду с такими храмами как:
Знаменская церковь в Вешаловке
Владимирская церковь в Баловнево
Церковь Димитрия Солунского в Коробовке
Церковь Космы и Дамиана в селе Крутое
Церковь Николая Чудотворца в селе Грязи