с каким методом обучения перекликается исследовательский метод обучения

Статья «Исследовательский метод обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Исследовательский метод обучения

Теперь нам предстоит остановиться на часто повторяющемся вопросе о том, какой смысл придается термину «исследование»? Интересными представляются размышления по этому поводу М.М. Рубинштейна. Он считал, что со строго формальной стороны во всем том, к чему можно приложить термин «исследование», должны быть даны следующие элементы: проблема, метод и система в разрешении ее и стремление к объективному итогу». Исследование не должно быть обязательно теоретическим, как неправильно утверждать и то, что оно должно давать непременно нечто новое. Оно может быть проверочным (общей сводкой): оно остается исследованием только для того, кто его провел, но лишено смысла для всех остальных. Можно говорить о том, пишет М.М. Рубинштейн, что учащиеся субъективно переживают нечто похожее на работу исследователя, «научаются вопрошать окружающую жизнь и наблюдать ее»

Мысль о том, что исследование, проводимое школьником, и исследование, проводимое ученым, имеют много общего, оказалась весьма плодотворной. В чем именно эти два вида исследования (научное и учебное) сходны, а в чем различны?

С.Т. Шацкий описал различные типы школьного исследования.

Опыт применения исследовательского метода в обучении, как он был описан С.Т. Шацким, созвучен современным идеям проблемного обучения.

При самостоятельном изучении какого-нибудь литературного произведения школьник должен выдвинуть предположение, при помощи которого представить мысленно действующих лиц, их характерные черты, фигуры, лица, представить голос, быт и.т.д. При этом необходимо заметить, что школьник реально их не видит, поэтому так важно развивать у детей воображение, без которого не может быть исследования.

Наконец, важна еще одна сторона исследовательского метода в обучении: доступен ли этот метод в обучении младших школьников? Все исследователи единодушны в том, что метод не только доступен, но и обязателен именно в начальной школе, так как по своей природе младший школьник активен, пытлив, он «набрасывается» на все новое, он стремится все исследовать и понять. Исследовательский метод не только не заглушает его внутренней пытливости и вопросов, но идет им навстречу.

Таким образом, исследовательский метод обучения отнюдь не «выдуман», он постепенно развивался в процессе роста педагогической мысли и действительно имеет корни в прошлом.

Дальнейшее развитие представлений о сущности, функциях, месте, методике исследовательского метода в обучении и, в частности, в обучении младших школьников связано с возникновением концепции проблемного обучения. Подобно тому, как это случилось с эвристической беседой (одним из старейших методов обучения), исследовательский метод, уже достаточно широко известный и используемый школой, органично «вписался» в систему методов проблемного обучения.

Исследовательский метод обучения с середины 50-х годов изучали М.Н. Скаткин, М.И. Махмутов, И.В. Дорно, Ю.В. Сенько, В.В. Успенский, Н.М. Мочалова, Т. А. Камышникова и др. Наиболее последовательно описал его И.Я. Лернер. Что же нового знаем мы об исследовательском методе сегодня? Ученые и практики прошлого в результате длительного педагогического наблюдения и опыта выяснили, что задания исследовательского характера пробуждают в учащихся активность, самостоятельность, познавательный интерес. Разработаны сотни примеров исследовательских заданий, описана методика их выполнения на уроках и вне уроков. Но в чем источник активности, самостоятельности и познавательного интереса учащихся? Ответ на этот вопрос связан с исследованиями психологии мышления, проведенными в 40-60-х годах, и, в частности, с открытием феномена проблемной ситуации как особого психического состояния, вызывающего начало мыслительной деятельности. Выполнение исследовательских заданий базируется на этом особом состоянии, с неизбежностью побуждающем школьников к выходу из него.

Итак, «сущность исследовательского метода состоит в том, что обучающий ставит в форме исследовательских заданий проблемы и проблемные задачи в определенной системе, а учащиеся их выполняют совершенно самостоятельно, осуществляя тем самым творческий поиск». Данное определение содержит основные сущностные признаки исследовательского метода, однако, разумеется, не исчерпывает всех его признаков.

Основными функциями исследовательского метода являются воспитание познавательного интереса; создание положительной мотивации учения и образования; формирование глубоких, прочных и действенных знаний; развитие интеллектуальной сферы личности; овладение (на элементарном уровне) методами научного познания; развитие познавательной активности и самостоятельности.

Итак, при исследовательском методе учащиеся решают задачу самостоятельно. Исключает ли это управляющую деятельность учителя? Нет, не исключает. В чем же она состоит?

Приобщение учащихся к постановке цели наблюдения или эксперимента включает: выдвижение цели учителем и последующее соотнесение с ней хода и результатов наблюдения или эксперимента; показ необходимости или значения постановки цели; побуждение учеников к анализу житейской практики для выделения процедуры целеполагания; сопоставление данных учебного и житейского опыта школьников.

Ознакомление учащихся с выдвижением гипотез включает: побуждение их к высказыванию предположений о результатах предстоящего наблюдения или эксперимента и обязательное акцентирование их внимания на факте такого высказывания; обращение к истории науки; использование аналогии; анализ известного им из житейской практики эмпирического материала с целью выявления в нем общего; предваряющее изучение нового материала; домашние задания на подбор группы фактов, известных из повседневного опыта, и объяснение общего в них; получение таких результатов наблюдения или опыта, которые не согласуются с выдвинутыми на основании житейских наблюдений предположениями.

Ознакомление с выбором оборудования для проведения наблюдения или эксперимента включает: соотнесение оборудования с целью или гипо- тезой предстоящего наблюдения или опыта; косвенные указания, побуждающие учащихся к осмыслению процедуры выбора оборудования; постановку вопросов, направленных на определение степени точности измерений, получаемых при их использовании.

Ознакомление с планированием предстоящих в процессе наблюдения или эксперимента действий осуществляется последовательно. Сначала показывается целесообразность и необходимость планирования, раскрывается логика составления плана предстоящего наблюдения или эксперимента, лабораторного наблюдения или опыта: школьники самостоятельно планируют и проводят несложные домашние эксперименты, лабораторные наблюдения и опыты. В организации домашних заданий ученики нацеливаются на составление плана проведения лабораторных работ, который затем обсуждается и реализуется в классе, и использование житейских наблюдений при составлении в домашних условиях плана предстоящего эксперимента.

Стадия исполнения учебного наблюдения или эксперимента внешне регламентируется учителем и включает работу с оборудованием, выполнение записей, фиксацию показаний приборов, изготовление схем, таблиц.

В заключительной стадии эксперимента или наблюдения можно выделить следующие компоненты: интерпретация результатов; анализ условий, в которых протекало исследуемое явление; практическое использование изучаемого явления.

Какими могут быть формы применения исследовательского метода?

Для предметов естественного цикла выделяют три таких формы: 1) учитель сам проводит опыт на уроке, раскрывая его логику так, чтобы ученикам были видны поиски путей решения данной задачи; 2) ученики сами проводят опыт с целью получения ответа на вопрос, к которому подвел их учитель; 3) сообщая о том или ином открытии или знаменитом опыте в области науки, учитель показывает на конкретном материале их логику и весь процесс поисков.

В общем виде все эти три формы сводятся к тому, что либо учитель показывает, либо сами ученики проходят путь исследования на доступном им материале и доступными средствами.

Каково место исследовательского метода в обучении?

В зависимости от дидактических целей метод может использоваться не только на этапе усвоения новых знаний, но и на этапе их закрепления и применения, в том числе и при выполнении домашних заданий. В зависимости от содержания учебного материала, исследовательский метод можно применять там, где известные понятия рассматриваются в новых связях; при изучении узловых вопросов программы, которые заключают в себе общие основы предмета. Исследовательские задания (классные и внеклассные) могут даваться по всем предметам учебного плана. Возрастные возможности учащихся позволяют применять исследовательский метод не только в старших или средних классах, но прежде всего в начальной школе.

Виды заданий (задач, упражнений, вопросов) и, соответственно, виды деятельности младших школьников при исследовательском методе обучения могут быть чрезвычайно разнообразными. Назовем некоторые из них, описанные в литературе: выполнить лабораторную (опытную, практическую, экспериментальную) работу по определенной теме; расспросить и рассказать историю своей семьи (дома, улицы); подготовить самостоятельное сообщение по заданной теме и выступить с ним; провести наблюдения за погодой и оформить их в специальном дневнике; собрать модель какой- нибудь машины; сконструировать прибор для опыта; изготовить заданный предмет в мастерской; самостоятельно найти доказательства какой-то мысли (правила); придумать и рассказать собственную сказку или интересный случай; нарисовать картинки к рассказу и сделать из них мультфильм; подготовить вопросы к автору произведения (изобретения); подготовиться дома к самостоятельному объяснению нового материала с помощью собственных рисунка, таблицы или опыта; создать карту с географическими названиями по какой-то теме (например, карту страны «Грамматика»); составить собственный кроссворд; придумать новые интересные названия для глав учебника (можно в виде «мозгового штурма» или конкурса на лучшее название) и т. д.

Особое место при использовании исследовательского метода занимают исследовательские умения младших школьников в области наблюдения.

Исследование начинается с выбора темы: ребенок выбирает для исследования либо тему урока, либо любую другую интересующую его тему. Учитель стремится сузить тему до подтемы (например, не «Животные», а «Собаки»). Затем тема (проблема) уточняется: учитель или дети задают ребенку несколько вопросов по теме исследования.

Проведение исследования. Детям нужно объяснить, что всю информацию, которую они соберут, нужно записывать на отдельные карточки, а затем классифицировать их, разложив так, чтобы они соответствовали тому вопросу, на который отвечают. Информация может также быть оформлена в виде рисунков, картинок, даже конкретных предметов.

Подведение итогов. Факты и информация, подобранные к каждому вопросу, анализируются путем сравнения, выделения наиболее важной информации и подведения итога. Нужно побуждать детей к тому, чтобы они проанализировали всю собранную ими информацию. Заключение о проделанной работе можно сделать в виде устного сообщения, доклада, рисунка. Подведение итогов дает ребенку возможность осмыслить информацию, обеспечивает более глубокое понимание темы (проблемы).

Последовательное выполнение всех этапов исследования обеспечивает формирование исследовательских умений в области такого способа деятельности, как наблюдение.

Возникает следующая логика.

Такой способ и представляет собой проблемная (познавательная, поисковая, исследовательская) задача, проблемный вопрос. В них объективные противоречия учебной проблемы представлены таким образом, чтобы обнажить эти противоречия «для субъекта». В момент предъявления задачи и происходит сопряжение объективных противоречий изучаемого материала с субъективными познавательными противоречиями, переживаемыми личностью. Личность оказывается в состоянии проблемной ситуации.

Чтобы выйти из этого состояния, необходимо решить проблемную задачу. Методы проблемного обучения и выступают как способы организации решения проблемных задач и вопросов.

Эти методы суть проблемное изложение, эвристическая беседа, исследовательский. Выполняя общие образовательные, развивающие и воспитательные цели обучения, эти методы различаются степенью творческой активности и познавательной самостоятельности, проявляемых школьниками в ходе решения проблемных задач и вопросов: при проблемном изложении учащиеся усваивают образцы логики решения задач; в ходе эвристической беседы решают задачу частично самостоятельно, ведомые логической цепочкой проблемно ориентированных вопросов учителя; при использовании исследовательского метода учащиеся (в том числе и младшие школьники) максимально самостоятельны. Высшая степень познавательной самостоятельности фиксируется тогда, когда школьники научаются самостоятельно увидеть проблему, наметить пути ее решения и решить ее.

Доказано, что проблемное обучение возможно не только в средних и старших, но и в младших классах школы.

Источник

Доклад «Исследовательский метод обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

МКОУ «КАЗУЛИНСКАЯ СОШ»

Исследовательский метод обучения

учитель ИЗО Елпакова Л.В.

Технология исследовательского метода————-с. 6-9

Результаты исследовательской деятельности——с. 9-10

Плюсы и минусы исследовательского метода——с. 11

Современная педагогика стремительно развивается и предлагает множество методов обучения детей, чтобы сделать преподавание более интересным, насыщенным, доступным, не сложным для запоминания. Учитель экспериментирует в работе с различными методами и подбирает наиболее успешные, понравившиеся не только ему, но и обучающимся. С помощью различных методов и приёмов обучения можно обнаружить скрытые таланты учеников, а так же развить творческую активность ребёнка. Рассмотрим более подробно исследовательский метод обучения.

В 19 в. биолог А. Я. Герд, историк M. M. Стасюлевич в России, химик Р.Э. Армстронг, естествоиспытатель Т. Гексли в Великобритании сформулировали общую идею метода, называвшегося у разных педагогов эвристическим, лабораторно-эвристическим, опытно-испытательным, методом лабораторных уроков, естественно-научным, исследовательским принципом, подходом и т. д. Проникая в практику обучения, исследовательский метод способствовал ликвидации системы заучивания учебного материала, формированию готовности к самостоятельной, умственной деятельности школьников, создавал в школе атмосферу увлечённости учением, доставлял учащимся радость самостоятельного поиска и открытия. Большую роль в пропаганде и внедрении рассматриваемого метода в отечественной педагогической практике сыграли Б. В. Всесвятский, Б. Е. Райков, К. П. Ягодовский, филологи Н. Кульман, И. И. Срезневский и др. Исследовательский метод был признан единственным универсальным методом обучения в 20-х гг. Но было сделано много ошибок. Увлекаясь внешней активностью учащихся, педагоги упускали из виду активность их мысли, преувеличивалось значение индукции в усвоении знаний, не уделялось внимания усвоению теории, формированию системы обобщённых понятий. В связи с этим в 1931—32, исследовательский метод был устранён и заменили его в практике школы методами информационного изложения материала учителем и репродуктивной деятельности учащихся.

В 50-х гг. усилилось внимание исследователей к активизации познавательной деятельности учащихся (Б. П. Есипов, М. А. Данилов, M. H. Скаткин). Таким образом, в начале 60-х гг. идея исследовательского метода была восстановлена и получила дальнейшее развитие.

Источник

Педагогический опыт на тему: «Проектные и исследовательские методы обучения»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

собственного инновационного педагогического опыта

учителя начальных классов МОУ «Лямбирская СОШ №1»

Лямбирского муниципального района

Современная школа нацелена на формирование у учеников широкого научного кругозора, культурных интересов, утверждение в создании приоритетов общечеловеческих ценностей. Одна из главных задач современной начальной школы – создание благоприятных условий для личностного развития каждого ребенка и воспитание его активной позиции. Поэтому необходимо подготовить учеников начальной школы к такой деятельности, которая учит рассуждать, делать прогнозы и продумывать свои действия, улучшает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной действенности и сотрудничества и позволяет правильно оценивать свою работу.
Поэтому я работаю над проблемой « Проектные и исследовательские методы обучения.»
Проектная деятельность хорошо гармонирует с исследовательской деятельностью. Исследовательский метод обучения помогает осуществлять процесс выработки новых знаний. Форма исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах.


1. Актуальность темы:

Я, Абдюшева Гализя Кяримовна, учитель начальных классов.
Преподаю 37 лет в начальной школе. Смысл моей жизни – учить и воспитывать маленькие дарования. Именно это определяет мою точку зрения и мои убеждения как учителя. Во главе моей работы стоит воспитание личности ребенка.

Осуществление этих принципов соотносятся с моим методическим стилем. Для того чтобы у учеников были положительные результаты нужна на уроке благоприятная атмосфера сотворчества, доброжелательности. Я стремлюсь, чтобы отношения между мной и учениками строились на взаимопонимании и взаимоуважении, чтобы ученик не боялся высказывать свою точку зрения.

Передо мной, ежедневно, каждый урок, стоят вопросы:
-Как заинтересовать ребенка учебным материалом?
-Как интересно и доступно донести до учащихся новый материал?
-Как создать для учеников ситуацию успеха и веру в их силы?
Я решаю их путем включения учащихся в ситуацию творческой, поисковой и исследовательской деятельности. Стремлюсь строить обучение так, чтобы каждый добился успеха. Поддерживаю самого неуверенного ученика.

2. Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как условие развития творческой личности.
Ученик современной школы должен обладать полезными знаниями, которые нужны для адаптации в социуме.
В наше время особое внимание уделяется воспитанию подлинно свободной личности, вырабатывание у детей способности самостоятельно мыслить, находить и применять знания.

Важную роль играют творческие методы обучения. Решив изучить эту проблему, я определила цели и задачи.
Цель работы : стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей.

Задачи работы : обучение проведению учебных исследований младших школьников; развитие творческой активности детей; стимулирование интереса к наукам; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Исследовательская работа для ученика – средство реализации своих способностей.

Проектно-исследовательская работа помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач. В педагогике и психологии «исследовательским обучением» именуется подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего мира. Открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем.
В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие обще-урочные, познавательные умения и навыки.
Проектная деятельность это:

Поисковые (исследовательские) умения

Умения и навыки работы в сотрудничестве

Менеджерские умения и навыки

Презентационные умения и навыки

Умение видеть проблемы

Давать определение понятиям.

Проводить наблюдения и эксперименты.

Делать выводы и умозаключения.

Доказывать и защищать свои идеи.

3. Направления исследовательской деятельности:
Первое направление – индивидуальная работа это

– индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений, в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы и др.;
– работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок.
Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей.
Третье направление – массовая работа с детьми. В рамках этого направления назначаются встречи с интересными людьми, школьные олимпиады.
Индивидуальную и групповую работу с детьми по формированию у них исследовательских умений и навыков, по развитию их творческих способностей, выработке самостоятельности выстраиваю в виде следующей цепочки, состоящей из нескольких этапов.

4. Этапы индивидуальной и групповой работы:
1.На первом этапе выявляется группа детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью.

На первом этапе оказывается помощь в выборе темы исследования. Она может быть близка и интересна ребенку в силу его увлечений.

2.На втором этапе формулируем проблемы, которые надо решить в рамках исследования, и которые являются движущей силой процесса дальнейшего исследования.
На данном этапе большая роль отводится учителю, помощнику, наставнику ребенка. Важно, чтобы ребенок с помощью взрослого понял, осознал проблему, но не обязательно требовать ясного словесного оформления этой проблемы.

3.Третий этап работы – постановка целей и задач, определение объекта и предмета исследования.

4.Четвертый этап работы – организация работы ребенка над выбранной темой.

5.Пятый этап – формирование исследовательских умений и навыков учащихся –структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации. На этом этапе я работаю с ребенком в тесном сотрудничестве.

6.На шестом этапе учащиеся выступают со своими сообщениями в классе.

6. Результативность использования проектно – исследовательской деятельности в учебном процессе.
В результате мои ученики раскрепощены, верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Я отношусь к ним с уважением – на занятиях царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок.
Необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

7. Заключение.
Я познакомила вас с проектно – исследовательской деятельностью учащихся и надеюсь, что мой опыт хотя бы немного поможет вам вырастить настоящих творцов, а не простых исполнителей. Ведь главный результат этой работы –подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация или даже склеенный из бумаги робот. Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новообразований.

Проектно-исследовательская деятельность — один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, и самостоятельной работы учащихся. Практический опыт убеждает, что использование информационных технологий позволяет достичь хороших результатов: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует учебно-воспитательному процессу, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету.

Анализируя свою работу, убедилась, что в процессе проектно-исследовательской деятельности у детей развиваются творческие способности; они учатся мыслить самостоятельно, проявлять инициативу, у них развивается творческое воображение; возникает потребность в самореализации, самовыражении; формируются первичные навыки самостоятельной ориентации в справочной, научно-популярной литературе.

Исследовательская деятельность ребёнка – это возможность организовать самообучение, самовоспитание детей, что является самым важным процессом в современной школе и жизни.

8. Список литературы.

1.В.И. Загвазянский. Как учителю провести эксперимент. –Методическое пособие. – Изд. Московское Общество России, 2008
2. А.И.Савенков. Исследования на дому. Методические рекомендации//исследовательская работа школьников//, 2002
3. Е.И. Белова. Одарённость малыша: раскрыть, понять, поддержать. Флинт, 2008
4. И.Д. Чечель. Исследовательские проекты в обучении. Москва, 2009
5. В.Ф.Феактистов. Исследовательская деятельность младших школьников. Рекомендации и проекты, 2010.
6.Ступницкая М.А. Организация и содержание проектной деятельности учащихся основного и старшего звеньев школы «Премьер». Проектно-исследовательская деятельность: организация, сопровождения, опыт. Сборник статей/ Под общ. ред. Н.К. Минько – М.: Учебно-методический центр ЮАУО, 2005.

7.Савенков А.И.Маленький исследователь: коллективное творчество младших школьников/-Ярославль:Академия развития, 2004.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *