с днем владимирской иконы божией матери 6 июля
День Владимирской иконы Божией Матери православные чтят 6 июля
Согласно преданиям, икона Богоматери была создана рукой евангелиста Луки. Апостол для написания лика воспользовался доской стола, за которым восседало все Святое Семейство, к какому относят Спасителя, Богородицу и праведного Иосифа Обручника. По многочисленным просьбам первых христиан апостол кистью написал на доске изображение Богоматери, на руках которой был Предвечный Младенец. Богомудрый иконописец написал сразу три иконы, после чего принес их к Пресвятой Богородице. Мария сказала, что отныне все рода будут любить Господа, а Ее благодать передастся человечеству через святые иконы. Считается, что одна из этих икон получила название Владимирской.
День Владимирской иконы Божией Матери 6 июля
В половине V столетия икона была перенесена в Константинополь из Иерусалима, тогда как в XII веке патриарх Константинополя отправил ее в Киев в качестве подарка своему другу, великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому. Затем ее установили в девичьей обители города Вышгород. В 1155 году вышгородский князь Андрей Юрьевич отправился с дружиной на север, чтобы образовать там собственное владение. С собой на помощь он взял чудотворную икону Богоматери.
В пути неоднократно служились молебны, зафиксировано множество чудес от иконы. Когда процессия приблизилась к берегам Клязьмы, перевозившие икону кони остановились и не желали идти ни шагу вперед. Затем все начали молиться перед иконой, тогда как князю во сне явилась Богоматерь, которая попросила поставить Ее икону в городе Владимир. Данное место было названо «Боголюбивым», так как его возлюбил Господь. Князь Андрей на данном месте возвел две каменные церкви, и в одной из них была поставлена святая икона. Спустя какое-то время, на этом месте появилась и женская обитель, а также город Боголюбов.
В 1160 году святую икону перевезли во Владимир, где специально был восстановлен красивый Владимирский храм, после чего к названию иконы добавили «Владимирская». С каждым годом ее слава расходилась по всей стране, так как икона творила большие чудеса. Спустя какое-то время, благодаря молитве перед святой иконой, князю Андрею Боголюбскому удалось одолеть поволжских болгар. В 1173 году, когда убили князя Андрея, его народ был обманут убийцами и предателями. Славяне вышли грабить собственные города Владимир и Боголюбов. Тогда им навстречу вышел священник Николай, который шел рядом с Вышгородским князем. И удалось успокоить мятеж. 13 апреля 1185 года во время пожара, погубившего Владимирский собор вместе со всем содержимым, Владимирская икона не пострадала. Затем, уже в 1395 году Владимирская чудотворная икона была перенесена в Москву, и здесь она пребывает по наши дни.
В честь Владимирской иконы праздник отмечают 23 июня, когда принято благодарить святой лик за спасение Москвы от нашествия хана Ахмата. В 1480 году, когда правил великий князь Иоанн III Васильевич, живший с 1462 по 1505 годы, к столице подошел хан Золотой Орды Ахмат, вместе с огромной армией. Он оказался у реки Угра, которую также именуют «поясом Богоматери». Считается, что это место охраняет все Московские владения.
В течение суток войска князя и хана стояли друг напротив друга, не решаясь первыми дать бой. Этот период сейчас известен, как «стояние на Угре». Жители Москвы молились Заступнице Пресвятой Богородице, чтобы та спасла столицу. Вместе с верующими стоял митрополит Геронтий, живший с 1473 по 1489 год, а также духовный наставник князя, архиепископ Ростова Вассиан. Все вместе они молитвами подкрепляли войска Руси. Митрополит со всем Собором написал послание, где поддержал мужество воинов, которые стояли, надеясь на помощь Матери Божьей.
Пресвятая Богородица услышала молитвы людей русских. Князь дал приказ своим войскам отступать от Угры, чтобы дождаться прихода татар. Враги следили за их передвижениями и посчитали, что русские хотят устроить им засаду. По этой причине они также немного отступили, а ночью на них нашел страх, поэтому войска хана бежали в Золотую Орду. Народ отблагодарил Божью Матерь, установив праздник за освобождение России от татар.
Святая Владимирская икона Богоматери известна в народе своими многочисленными чудотворениями. Таким образом, она прославилась на всю Россию. По этой причине сохранилось много исторических сведений, связанных со святым ликом. Ее переносили из города в город, поэтому можно выделить три периода в ее истории — киевский, владимирский и московский. В течение многих веков православные обращались с молитвами к Заступнице христианства. Неоднократно Богородица защищала наш народ, посылая Свою благодатную силу. Перед этой иконой регистрировались многочисленные государственные акты. Избирались русские митрополиты, ведь Богоматерь помогала определить наиболее достойного человека.
О чем просят перед иконой
Молитвы иконе Божией Матери
Владимирскую икону принято считать чудотворной. По этой причине можно часто встретить ее изображение у многих православных дома. Также можно обратиться к Богородице в храме с молитвой. Наиболее известная молитва Богородице «Богородице Дево радуйся» звучит следующим образом:
Богородице Дево радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.
Дева Мария услышит и человека, который обратится к ней собственными словами. Но тексты молитвы следует читать не в качестве заклинания или текста, выученного наизусть. Важно, чтобы молитвы читались с верой в сердце и пониманием всех слов. Существовала и такая молитва, которая читалась по любому случаю:
Заступница усердная, Мати Богородица, помоги и дай спасение (мне или тому, за кого молящийся просит; необходимо также указать, о чем моление и поблагодарить за помощь в своем обращении).
Существует простая, но сильная молитва, которую возносят Божьей Матери: «Пресвятая Богородица, спаси нас».
«Хранительница Святой Руси». Владимирская икона Божией Матери. Церковный календарь на 6 июля
Главные церковные праздники, дни памяти святых и православные святыни сегодняшнего дня.
6 июля (23 июня по «старому стилю» – церковному юлианскому календарю). Вторник 3-й седмицы по Пятидесятнице (то есть третьей недели после великого двунадесятого праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Петров пост. Сегодня на трапезе благословляется рыба. В Русской Церкви совершается празднование в честь одной из величайших святынь – Владимирской иконы Пресвятой Богородицы, связанному с ней Собору Владимирских святых, а также память ещё 12 известных по именам угодников Божиих. Далее коротко расскажем о них.
Владимирская икона Божией Матери. Этот чудотворный образ, по преданию написанный самим апостолом-евангелистом Лукой, стал одним из символов Русской Церкви и Русского Православия. Сотнями, тысячами списков разошлась эта икона. Один из которых несколько лет назад был освящён Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и отправлен на многострадальную Украину в храм святых благоверных князей Бориса и Глеба в Вышгороде, где до XII века находилась эта чудотворная икона Божией Матери.
Столетиями Владимирская икона Пресвятой Богородицы символизирует потаенную, сокровенную Русь, ушедшую в воды озера Светлояр вместе с градом Китежем. Так, именно в её день на его берегах веками собираются богомольцы, вспоминая сказание об этом невидимом граде. Временами невидимый Китеж являет себя и современной России. Так, в XIX столетии именно древнерусская культура стала основой для творчества ведущих отечественных иконописцев и архитекторов, живописцев и композиторов.
Владимирская икона и сейчас является одним из главных символов нашей духовной культуры. И, находясь в храме-музее Святителя Николы в Толмачах при Третьяковской галерее, она не просто хранится в идеальных для столь древнего образа условиях, но и позволяет тысячам верующих обращаться к этой дивной иконе со своими молитвами. Подробнее об этой величайшей святыне, не раз защищавшей Землю Русскую, можно узнать в нашем материале, опубликованном на страницах Царьграда.
Также сегодня празднуется день ещё трёх известных образов Пресвятой Богородицы:
Псково-Печерская икона Божией Матери «Умиление». Этот дивный образ написан псковскими купцами Василием и Феодором и принесён в знаменитый Псково-Печерский монастырь около 1521 года. Прославился многими чудесами, в том числе спасением Псковской земли от польских захватчиков, а также наполеоновских войск.
Заоникиевская икона Божией Матери. Этот чудотворный образ был обретён в Вологодских землях в 1588 году от Рождества Христова. На месте её обретения преподобный Иосиф Заоникиевский, получивший по молитвам перед этой иконой исцеление, основал Заоникиевскую обитель.
Икона Божией Матери, именуемая «Вратарница» или «Неугасимая Свеча». Ещё в XVII веке Пресвятая Богородица явилась настоятелю Алексеевского мужского монастыря города Углича Ярославской губернии отцу Евангелу в виде Её образа с посохом и свечой. Этот чудотворный образ долгие годы хранился в запасниках монастырского храма и был вновь обретён в 1894 году. С тех пор эта икона прославилась множеством исцелений.
Собор Владимирских святых. Фото: pravoslavie.ru
Собор Владимирских святых. Этот праздник непосредственно связан с Владимирской иконой Божией Матери, в день которой в 1982 году, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена, было установлено празднование всех святых, просиявших во Владимирской земле.
Мученица Агриппина. Знатная римлянка по происхождению, эта святая отказалась от семейной жизни и посвятила себя служению Христу и Его Церкви. В годы правления императора-язычника Валериана (253-259 годы от Рождества Христова) святая Агриппина была схвачена, предстала перед судом, после чего святую деву подвергли страшным мучениям: её били палками так, что кости мученицы ломались. После мученической кончины святой страдалицы от её мощей начали происходить многочисленные чудеса и исцеления.
Мученики Евстохий, Гаий, Провий, Лоллий и Урван. Эти святые пострадали в годы антицерковных гонений императора-язычника Максимиана (царствовал с 286-го по 310 год от Рождества Христова). Что особенно интересно, святой Евстохий сам долгие годы был языческим жрецом, но убедился в истинности христианства, был рукоположен в священнический сан и начал активно проповедовать Слово Божие. Среди обращённых святым Евстохием ко Христу были и его родственники – племянник Гаий и отроки Провий, Лоллий и Урван. Язычники схватили отца Евстохия и многих его родственников (имена большинства из святых страдальцев неизвестны), судили их, подвергли страшным истязаниям, но, не добившись отречения от веры, казнили каждого.
Перенесение мощей святителя Германа, архиепископа Казанского. Этот великий святитель XVI века, христианский просветитель Казанского ханства (после его присоединения к Русскому государству) отошёл ко Господу в Москве в 1567 году от Рождества Христова. В 1592 году его святые мощи были обретены и перенесены в Свияжский Успенский монастырь, являющийся колыбелью Православия в Казанском крае и всём Среднем Поволжье.
Святитель Герман, архиепископ Казанский. Фото: pravoslavie.ru
Святой праведный Артемий Веркольский. Русский святой XVI века, набожный и благочестивый отрок, погибший в 13-летнем возрасте от удара молнией в 1545 году. Сначала суеверные люди думали, что это знак проклятья, а потому не погребли по-христиански юного Артемия. Только 28 лет спустя местный священник увидел благодатный свет над местом гибели отрока. Его святые мощи перенесли в храм, после чего от них стали совершаться чудеса и исцеления.
Святой праведный Артемий Веркольский. Фото: pravoslavie.ru
Священномученики Александр Миропольский, Алексий Введенский и Пётр Смородинцев, пресвитеры. Служители Русской Церкви в священническом сане, погибшие в один день в самом начале большевистских богоборческих гонений – 6 июля 1918 года по новому революционному стилю.
Священномученик Митрофан (Краснопольский), архиепископ Астраханский. Этот святой, погибший в 1919 году, также стал одним из первых (только уже не десятков, а сотен) в многотысячном сонме новомучеников и исповедников Церкви Русской.
Выходец из бедной семьи простого деревенского каменщика, будущий святитель личным усердием и стремлением к образованию и церковному служению смог выбиться в духовное сословие. Уже в 33-летнем возрасте, в 1902 году, отец Митрофан стал ректором Могилёвской духовной семинарии, а пятью годами позднее был рукоположен в архиерейский сан.
С 1907-го по 1916 год священномученик Митрофан служил епископом сначала на Гомельской, а затем – Минской и Туровской кафедрах. Также в 1907-1912 годах владыка был членом III Государственной думы от Могилёвской губернии. В годы служения в землях Белой Руси святитель был жёстким сторонником русского единства, противодействовал любым проявлениям окраинного сепаратизма.
С 11 июля 1916 года стал епископом Астраханским и Царёвским (с 1918 года – архиепископом), активно противостоял либералам, которые пытались сделать всё, чтобы владыку Митрофана уволили с кафедры. В начале Поместного собора 1917-1918 годов сделал обстоятельный доклад о необходимости восстановления Патриаршества.
После революции выступал против сотрудничества с советской властью. Был арестован по приказу Сергея Кирова в ночь на 8 июня 1919 года. Владыка Митрофан благословил красноармейцев, которым было приказано его расстрелять, после чего простые солдаты отказались убивать святителя. В итоге владыку расстреляли чекисты. Это произошло 6 июля 1919 года.
Поздравляем православных христиан с днём Владимирской иконы Пресвятой Богородицы и памятью всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям – злат венец, а вам – доброго здоровья!»
Нашим же усопшим родным и близким – вечная память!
Владимирская икона Божией Матери: за что ее почитают 6 июля
Редакция, Общество, 6:41, 06.07.2021
Владимирская икона Божией Матери чествуется православными христианами несколько раз в году. Среди памятных дат, связанных с ней, есть и 6 июля
Тайна Владимирской иконы: за что ее особенно почитают и о чем ей молятся
Владимирская икона очень древняя, ей много веков. По преданию, ее написал еще апостол и евангелист Лука, живший в первом веке нашей эры и видевший Иисуса Христа
6 июля – один из дней почитания Владимирской иконы Божией Матери, его связывают со спасением Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году.
Как пишет РИА «Новости», эта икона всегда была особенно почитаемой на Руси. По некоторым данным, ее написал в I веке апостол и евангелист Лука на доске от стола, за которым трапезничали Иисус Христос и Богородица. По другим – авторство святого евангелиста нужно понимать в том смысле, что эта икона является списанной с его иконы.
По сути, это самая ранняя в России икона, дошедшая до наших дней в первозданности. До V века икона находилась в Иерусалиме. После ее перенесли в Константинополь, откуда в 1131 году направили в качестве подарка Юрию Долгорукому. По прибытии лик поместили в девичьем монастыре Вышгорода. А после сын Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, в 1155 году увез икону с собой во Владимир и поместил в воздвигнутом им Успенском соборе, так она стала именоваться Владимирской.
Владимирская икона Божией Матери прославилась многими чудесами: она сходила со своего места и пребывала в воздухе, сохранялась невредимою во время пожаров, защищала города и войска. Считается, что она помогла князю Андрею Боголюбскому одержать победу над волжскими болгарами. В 1380 году образ «способствовал победе» Димитрия Донского над Мамаем. А в 1480 году «спасла Москву», чудом обратив в бегство войско хана Золотой Орды Ахмата.
Напомним, что также православные почитают эту икону 3 июня и 8 сентября.
Почему православные почитают Владимирскую икону Божией Матери
Когда в 2021 году православные почитают Владимирскую икону Божией Матери и с каким важным историческим событием это связано
День Владимирской иконы Божьей Матери 6 июля: о чем просят образ и что нельзя делать
Икона Владимирской Божьей Матери православными христианами чествуется 6 июля. Это самая ранняя из сохранившихся чудотворных икон Древней Руси. Празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году.
В 1480 году при Великом князе Иоанне III Васильевиче хан Золотой Орды Ахмат с многочисленными полчищами подошел к реке Угре, которую называют «поясом Богоматери», охраняющим Московские владения.
Вся Москва молилась своей Заступнице Пресвятой Богородице о спасении православной столицы. Митрополит Геронтий (1473-1489) и духовник князя, архиепископ Ростовский Вассиан, молитвой, благословением и советом подкрепляли русские войска.
Пресвятая Богородица заступилась за Землю русскую. Князь приказал своим войскам отступать от Угры, желая дождаться перехода татар, враги же решили, что русские заманивают их в засаду, и тоже стали отступать, сначала медленно, а ночью побежали, гонимые страхом. В благодарность за освобождение России от татар и был установлен праздник в честь Божией Матери, сообщает Calend.ru.
Чудеса, связанные с иконой
Еще два чудесных избавления от захватчиков, которые связывают с заступничеством Богородицы, изображенной на Владимирской иконе, произошли в 1451 году (нашествие ногайского царевича Мазовши) и в 1480 году (стояние на реке Угре).
В чем помогает образ?
На самом деле, мы мало чем отличаемся от наших предков. Во всяком случае, то, о чем человек просит Богородицу, мало чем отличается от тех слов, что возносились в небеса века назад… И как и давным-давно, сегодня у Владимирской иконы просят мира и сохранения страны.
Кроме того, к ней обращаются:
с просьбой о примирении с кем бы то ни было;
с молитвой о том, чтобы Богородица помогла принять верное решение, дала наставление, помогла разобраться в трудной жизненной ситуации;
ее просят о заступничестве от врагов, молят о помощи во время бедствий, просят об исцелении от болезней.
Молитва перед этим образом помогает роженицам вовремя и легко разрешиться от бремени, а также дает здоровье малышам.
Но самое главное, конечно, это искренность, с которой вы обращаетесь к святому образу. И можно не конкретизировать просьбу, а просто молиться заступнице, веря, что она не оставит в беде в трудный час, отмечает sputnik-ossetia.ru.
Что нельзя делать 6 июля в день иконы Владимирской Божьей Матери
В праздник иконы Владимирской Божьей Матери молятся, ставят в храмах свечи за здравие и упокой, благодарят Богоматерь и всех святых за жизнь, просят прощения. В праздничный день 6 июля:
Икона Божией Матери Владимирская
Празднование 21 мая/3 июня, 23 июня/6 июля, 26 августа/8 сентября
Радуйся, Русь православную возлюбившая; радуйся, веру истинную в ней утвердившая… Радуйся, Молитвеннице наша теплая; радуйся, Заступнице усердная! Радуйся, Пречистая, от иконы Твоея милости нам источающая.
Из акафиста Пресвятой Богородице
в честь иконы Ее Владимирской
По древнейшему преданию, святой евангелист, врач и художник Лука написал три иконы Богородицы. Посмотрев на них, Пречистая сказала: «Благодать Родившегося от Меня и Моя да будет со святыми иконами». Одна из этих икон известна нам под именем Владимирская.
До 450 года этот образ Владычицы пребывал в Иерусалиме, а затем был перенесен в Константинополь. В первой половине XII столетия патриарх Царьграда Лука Хризоверх послал икону (вместе с другим образом Богородицы, известным как «Пирогощая») в дар великому князю Юрию Владимировичу Долгорукому, который поставил образ в Вышгородском девичьем монастыре под Киевом, в местности, некогда принадлежавшей святой равноапостольной великой княгине Ольге. В 1155 году Вышгород стал уделом князя Андрея, сына Юрия Долгорукого.
Решив переселиться на родную для него Суздальскую землю, князь Андрей без ведома отца взял с собой икону. В пути непрестанно служил перед нею молебны. Жители Владимира-на-Клязьме встретили своего князя с усердием и радостью; оттуда князь направился было далее, в град Ростов. Однако, отъехав от Владимира не более десяти верст, кони встали на берегу Клязьмы и, несмотря на понукания, не пожелали идти дальше. Запрягли свежих, но не пошли и те. Пораженный, пал князь Андрей пред иконою и слезно стал молиться. И тогда явилась ему Богородица со свитком в руке и повелела оставить образ Свой в граде Владимире, а на месте же этого Своего явления выстроить обитель в честь Рождества Ее.
Князь поставил икону во Владимире, и с этого времени — с 1160 года — она получила наименование Владимирская.
В 1164 икона сия сопровождала князя Андрея Боголюбского в поход на волжских булгар. Перед битвой князь исповедался и причастился; пав же пред образом Богородицы, он воскликнул: «Всяк уповай на Тя, Владычице, не погибнет!» Все воинство вслед за своим князем со слезами приложилось к чудотворной и, взывая о заступничестве к Пречистой, двинулось в бой. Нечестивые были разбиты.
После победы на поле брани было совершено молебствие перед святой иконой. Во время него на виду у всего русского войска явлено было чудо: от образа и от Животворящего Креста забрезжил дивный свет, озаривший всю местность.
А на другом конце христианского мира, но точно в тот же день и час византийский император Мануил узрел свет от Креста Господня и, подкрепленный сим знамением, одолел своих недругов-сарацин. По сношении князя Андрея с императором Второго Рима 1 августа был установлен праздник Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, известный в народе как Первый Спас.
Много иных чудес было явлено от чудотворного образа.
В 1395 году Тамерлан с полчищами татар приблизился к Москве. У народа христианского оставалась надежда лишь на помощь Божию. И тогда великий князь Московский Василий Дмитриевич повелел принести икону из Владимира в Москву. Десять дней длился путь Владычицы с берегов Клязьмы. По обеим сторонам дороги стоял коленопреклоненный народ и, протягивая руки к иконе, взывал: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» В белокаменной Владимирскую икону ждала торжественная встреча: крестный ход со всем городским духовенством, семья великого князя, бояре и простые москвичи вышли на городские стены на Кучково поле, встретили и проводили чудотворную до Успенского собора Кремля.
Было это 26 августа. «Весь град изыде противу иконы на сретение ею», — свидетельствует летописец. Митрополит, великий князь, «мужи и жены, юноши и девы, дети и младенцы, сироты и вдовицы, от мала до велика, со кресты и иконы, со псалмы и с песньми духовными, паче рещи все со слезами, иже не обрести человека, не плачущася с воздыхании немолчными и рыданием».
И Богородица вняла молению уповавших на Нее. В самый час сретения чудотворной на берегу Москвы-реки Тамерлану в его шатре явлено было сонное видение: с высокой горы спускались святители со златыми посохами, а над ними в несказанном величии, в сиянии ярких лучей парила Лучезарная Жена; бесчисленные сонмы Ангелов с огненными мечами окружали Ее… Тамерлан очнулся, трепеща от ужаса. Созванные им мудрецы, старейшины и гадальщики татарские, разъяснили, что виденная им во сне Жена есть Заступница православных, Матерь Бога, и что сила Ее неодолима. И тогда Железный Хромец велел своим полчищам повернуть вспять.
И татары, и русские поражены были этим событием. Летописец заключил: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы!»
Благодарные москвичи выстроили на месте встречи чудотворной 26 августа 1395 года Сретенский монастырь: «да не забудут людие дел Божиих». Так после 242-летнего пребывания на берегах Клязьмы икона Богородицы Владимирская перешла в Москву и поставлена была в кремлевском соборе в честь Успения Пречистой. Ее благодатной силе Москва обязана избавлениями от набегов хана Едигея в 1408 году, ногайского царевича Мазовши в 1451 году, отца его, хана Седи-Ахмета в 1459 году.
В 1480 году ордынский хан Ахмат двинулся на Москву и дошел уже до реки Угры в калужских пределах. Великий князь Московский Иоанн III поджидал на другом берегу реки. Внезапно на татар напал такой сильный и беспричинный страх, что Ахмат не решился пойти на русскую рать и поворотил назад, в степь. В память этого события в Москве стал ежегодно совершаться крестный ход из Успенского собора в Сретенский монастырь. А река Угра с тех пор слывет Поясом Богородицы.
В 1521 году казанский хан Махмет-Гирей повел на Москву татар казанских и ногайских. Митрополит Варлаам и весь народ усердно молились пред ликом Владимирской. Великий князь Василий Иванович едва успел собрать войско, чтобы встретить татар на дальнем рубеже, на реке Оке. Сдерживая их натиск, он медленно отходил к Москве.
В самую ночь осады инокиня кремлевского Вознесенского монастыря увидела, как сквозь запертые двери Успенского собора выходят святители, неся в руках чудотворную Владимирскую. Это были жившие двумя веками ранее святые митрополиты Московские Петр и Алексий. И еще видела инокиня, как у Спасской башни встретили шествие святителей преподобные Варлаам Хутынский и Сергий Радонежский — и пали ниц пред образом, моля Пречистую не покидать собора Успенского и народа московского. И возвратилась тогда Заступница сквозь двери запертые.
Инокиня поспешила рассказать о видении горожанам. Москвичи собрались в храм и стали горячо молиться. А татарам снова привиделось «воинство великое, доспехами сияющее», и бежали они от стен города.
Так не единожды Отечество наше было спасаемо молитвой народной пред чудотворным образом Владимирской. В память этих избавлений и установлено празднование Владимирской иконе: 21 мая — в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея в 1521 году; 23 июня — в память спасения Москвы от нашествия хана Ахмата в 1480 году; 26 августа — в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 году.
Особый извод Владимирской иконы именуется «Древом государства Московского». Первая такая икона написана была на исходе Древней Руси, в 1668 году, царским иконописцем Симоном (Пименом) Ушаковым для церкви Троицы в Никитниках в Китай-городе. На ней изображены святители Петр и Алексий, поливающие произрастающее из-за кремлевской стены пышное древо; на ветвях — медальоны с сонмом русских святых, а в центре — овальный образ Владимирской. Как в иконе «Похвала Богоматери» библейские пророки пишутся с развернутыми свитками, на коих начертаны слова акафиста, так и на этом образе небесные покровители Руси славят и восхваляют Пречистую, моля Ее о заступничестве за государство Российское.
Днесь светло красуется славнейший град Москва, яко зарю солнечную восприимши, Владычице, чудотворную Твою икону, к нейже ныне мы притекающе и молящеся Тебе, взываем сице: о Пречудная Владычице, Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу Богу нашему, да избавит град сей и вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет души наша, яко Милосерд.
О Всемилостивая Госпоже Богородице, Небесная Царице, Всемощная Заступнице, непостыдное наше Упование! Благодаряще Тя о всех великих благодеяниих, в роды родов людем российским от Тебе бывших, пред пречистым образом Твоим молим Тя: сохрани град сей (или: весь сию; или: святую обитель сию) и предстоящия рабы Твоя и всю землю Русскую от глада, губительства, земли трясения, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобныя брани. Сохрани и спаси, Госпоже, Великаго Господина и отца нашего (имя рек), Святейшаго Патриарха Московскаго и всея Руси, и Господина нашего (имя рек), Преосвященнейшаго епископа (или: архиепископа; или: митрополита) (титул), и вся Преосвященныя митрополиты, архиепископы и епископы православныя. Даждь им Церковь Российскую добре управити, верныя овцы Христовы негиблемы соблюсти. Помяни, Владычице, и весь священнический и монашеский чин, согрей сердца их ревностию о Бозе и достойно звания своего ходити коегождо укрепи. Спаси, Госпоже, и помилуй и вся рабы Твоя и даруй нам путь земнаго поприща без порока прейти. Утверди нас в вере Христовой и во усердии ко Православней Церкви, вложи в сердца наша дух страха Божия, дух благочестия, дух смирения, в напастех терпение нам подаждь, во благоденствии — воздержание, к ближним любовь, ко врагом всепрощение, в добрых делех преуспеяние. Избави нас от всякаго искушения и от окамененнаго нечувствия, в страшный же день суда сподоби нас ходатайством Твоим стати одесную Сына Твоего, Христа Бога нашего, Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.