рынок тренажеров для мозга
Тренажеры для ума. Как бывший работник банка построил многомиллионный бизнес на прокачке мозгов
С чего начался проект
Сколько себя помню, всегда хотел стать предпринимателем. В 2012 году, работая руководителем в GE Money Bank, стал двигаться к своей мечте. На одной из встреч с хорошим знакомым в кафе родилась мысль создать сайт с когнитивными тренажёрами на внимание, память, мышление.
Она меня сразу же вдохновила, так как закрывала основные мои триггеры: создать полезный для общества продукт, вернуть Вселенной долг за сохранённую после несчастного случая жизнь и реализовать свои предпринимательские способности.
Переход от идеи к действию произошёл стремительно. Спустя три часа после того, как появилась идея, мы стали готовить презентацию по проекту. Опыта в запуске IT-проектов не было, поэтому пошли в инкубатор Op:IT в «Сколкове».
В начальную стадию разработки я вложил 5 млн рублей личных средств, и в начале 2014 года мы запустили «Викиум». В этом же году я ушёл из GE Money Bank и полностью посвятил свои силы новому проекту.
С какими сложностями столкнулись и как их преодолели
Путь был тернист. Мы выступали первопроходцами на рынке. Нам предстояло сформировать его, донести до людей важность и значимость продукта. Объяснить, что это за тренажёры и зачем вообще нужно тренировать мозг.
Первые три-четыре месяца у нас практически не было продаж. Когда проект стал генерировать небольшой доход, произошли расхождения в целях и взглядах на бизнес с партнёрами. Они хотели заработанные средства сразу делить между сотрудниками, я же хотел сделать из «Викиума» большую историю. В итоге я выкупил долю партнёра и стал единственным собственником.
Пришлось начинать сначала. С третьей попытки пробился в акселератор ФРИИ, сформировал команду, нашёл бизнес-партнёра Артёма Овечкина. Он вложил в проект 10 млн рублей.
Стали развивать продукт, погружаться в маркетинг — так общими усилиями пришли к росту в 2015 году. Стали масштабироваться, запустили новые направления, расширили продуктовую линейку.
Сложный этап пришёлся на 2016 год. Наступил сезонный спад продаж, о котором не знали раньше, и пришлось срочно оптимизировать расходы: расформировать направления, перевести сотрудников на удалённую работу.
Сервис Викиум позволяет улучшать внимание, память, мышление в контексте ежедневных 15-минутных тренировок на тренажерах. Система выстраивает индивидуальную программу развития из семи игр-тренажеров на основе результатов входного тестирования, определяющего текущий уровень развития функций мозга. Работает сервис по Freemium модели: часть функционала предоставляется бесплатно. Пользователи, которые хотят иметь доступ ко всем 40 тренажерам, специализированным курсам и возможность наблюдать за личным прогрессом, сравнивать себя и соревноваться с другими участниками в режиме реального времени, могут приобрести «премиум аккаунт».
Тренажеры базируются на игровых механиках, повышающих вовлеченность в процесс, и принципе постепенного усложнения для усиления развивающего эффекта. Применяемая методология доказала свою эффективность за 3 года наблюдений и верификации данных завершенных тренировок по результатам выборки более чем 640 000 пользователей. При разработке тренажеров проект привлек научных экспертов Центра тестирования «Гуманитарные технологии», созданного доктором психологических наук, профессором МГУ Александром Шмелевым.
Основная аудитория сервиса — люди от 25 до 67 лет, нацеленные на личностное и профессиональное развитие, поддержание мозга в тонусе и сохранение ясности ума. На сегодняшний день количество зарегистрированных пользователей уже превысило отметку в 812 000 человек с ежедневным ростом аудитории на более чем 1 500 человек, что вывело Викиум в абсолютные лидеры на локальном рынке России и стран СНГ.
«Нас как инвесторов заинтересовали и сами когнитивные онлайн-тренажеры, и разработки софта для нейрошлемов – но не только они. Возможная востребованность проекта на целом ряде региональных рынков, нацеленность на глобальную экспансию стали хорошим аргументом в пользу того, чтобы мы приняли для себя решение войти в проект стратегическим инвестором» — заявил директор по развитию «РУКАРД» Денис Левошко.
«Для нас эта сделка стала первым опытом взаимодействия в рамках одного инвестпроекта с Фондом развития интернет-инициатив. В итоге удалось найти те решения, которые, на наш взгляд, оптимально соответствовали интересам всех стейкхолдеров и при этом стимулировали ускоренное развитие самого проекта, который мы считаем весьма амбициозным и перспективным» — отмечает д.э.н., профессор Артем Генкин, директор АНО «Центр инновационного развития», управляющего IP Fund.
Также в планах проведение исследований в области нейропсихологической производительности у людей от занятий на когнитивных тренажерах и дальнейшее развитие нейронаправления. Разработка нейротренажеров на основе БОС (биологически обратной связи) с применением нейроинтерфейсов, VR, айтрекеров с более проработанным гейм-дизайном уровней и механикой управления. Сейчас команда проекта проверяет модель монетизации на B2C сегмент, доступно 8 нейротренажеров для тренировки концентрации внимания и управления спокойствием.
«Команда Викиум показала хорошие результаты в акселераторе, они быстро тестировали продуктовые гипотезы, и это помогло добиться высоких показателей возвращаемости пользователей, что сложно для образовательных продуктов. Если команда сохранит такие же темпы обучения, то сможет кратно вырасти на международном рынке и проверить масштабирование в Испании, Португалии и Латинской Америке» — сообщает Никита Юрьев, инвестиционный менеджер ФРИИ.
«Для меня лично Викиум не столько бизнес, сколько социальный проект. Заработать можно и на другом, а вот создать ресурс, который работает на интеллектуальный потенциал страны – вот это по-настоящему круто. Мы все слышим про инновационную экономику, а Викиум создает ее в режиме реального времени. Начните инновационность со своей головы, а страна подтянется» — добавляет Артём Овечкин.
Для справки
«РУКАРД» — специализируется на предоставлении широкого спектра услуг в сфере автоматизации безналичных финансовых операций (банковские карты, карты лояльности, моментальные платежи, переводы и проч.) и обслуживает обширную сеть банков, торгово-сервисных предприятий, поставщиков услуг и других организаций на территории РФ и стран СНГ. Одним из основных направлений деятельности является предоставление процессинговых услуг по картам международных платежных систем (МПС) VISA, MasterCard, American Express, Diners Club, JCB, Union Pay (CUP), а также услуг процессинга локальных и региональных банковских карт.
IP Fund — инвестиционный фонд, образованный в 2016 году с участием ГК РУКАРД. Область инвестирования: технологические решения для финансового и рекламного рынков, а также образовательных услуг (FinTech, AdTech, EdTech). Основной интерес – транзакционная бизнес-модель, b2b и b2b2c решениям в этих областях. Особенность политики фонда – стратегический интерес к инвестируемым проектам, полная юридическая защита бизнеса во всех регионах присутствия, гарантия оформления и защиты нематериальных активов и интеллектуальной собственности.
Источник: Пресс-служба ООО «Викиум»
На желании россиян стать умнее можно неплохо заработать
Социальные предприниматели изобретают новые бизнес-модели
Весной 2016 г. гендиректору компании «Универсаль» Алексею Коншину позвонил незнакомец и предложил купить «тренажеры для мозга» для его 60 сотрудников. Речь шла об онлайн-курсах для тренировки памяти и внимания. Поначалу Коншин отнесся к ним скептически, признается он. Но продавец курсов разрешил две недели пользоваться уроками бесплатно. Сам Коншин решил потренировать внимательность. В игровой форме за 15 минут надо было запоминать последовательность вспыхивающих лампочек, затем сортировать предметы. Такая тренировка подходит для перерывов в работе и пусть лучше сотрудники занимаются брейн-фитнесом, чем сидят в соцсетях, решил Коншин. И приобрел доступ на год. Ему помогла не сама игра в лампочки, а систематические тренировки. Сервис выявляет то, что надо «накачать», например краткосрочную память, и помогает сосредоточиться на этом, объясняет он.
В последние 3–4 года в России появилось несколько проектов, которые предлагают онлайн-упражнения, обещающие укрепить память, внимание, научить ставить цели, вести споры и даже верить в себя. Только через акселератор ФРИИ прошли три таких проекта: «Викиум», Brainify, 4brain, рассказывает Артем Азевич, руководитель трекинга стартапов фонда. Они работают по модели freemium: базовые курсы бесплатны, а расширенный доступ – по платной подписке.
Эксперты, которых опросили «Ведомости», рассказали, что такие проекты могут быть весьма прибыльными, если их создатели выполнят три условия: заручатся поддержкой психологов и пройдут обучение бизнесу; наладят живое общение с пользователями; обзаведутся постоянными клиентами, которые занимаются регулярно.
Рыбки вместо птичек
На что способны тренажеры для мозга: правда и мифы
Развивать мозг и интеллектуальные способности с помощью специальных тренажеров в игровом формате – это удобно, полезно и непременно эффективно. Так говорят все производители этих тренажеров. Но так ли это на самом деле? Может, это только реклама? В попытках раскрыть правду о тренажерах для мозга ученые проводили серьезные исследования. Хотите узнать, что они показали? Читайте далее!
Исследование повышения интеллектуальных способностей с помощью интеллектуальных тренажеров
Для тренировки памяти разработаны специальные игры. Они обещают улучшение не только способности запоминания, но и внимания, концентрации и скорости реакции. Раньше исследователи твердили, что развитие одной когнитивной функции не влияет на другие, но у шведского ученого Торкеля Клингберга был на это другой ответ. В 2003 году им был проведен эксперимент, где группа детей играла в игры на компьютере, которые обещали развить память. Он выяснил, что игры помогли не только запоминать информацию лучше, но и развили общие интеллектуальные способности исследуемой группы. В итоге он создал компанию Cogmed, которая разрабатывает тренажеры для улучшения навыков мозга и стала лидером этого рынка.
На основании эксперимента шведского ученого в 2008 году доктор психологии Сюзанна Джегги решила самостоятельно провести исследование. Она выяснила, что благодаря тренировке памяти улучшается интеллект. Но результаты ее работы оспорили ученые, которые утверждали, что тренировка памяти никак не влияет на улучшение интеллекта, и что это всего лишь миф о тренажерах для мозга.
Ответ производителей тренажеров для мозга
Несмотря на споры ученых, производители стоят на своем и утверждают, что их продукты способны развивать более глубокие навыки, которые меняют жизнь. В своих ответах они ссылаются на большое количество научных исследований в этой области.
Компания Posit Science утверждает, что их тренажер BrainHQ:
Cogmed утверждает, что эффективность тренажеров клинически доказана при наличии СДВГ у детей. Специалисты и эксперты Викиум уверены в пользе тренажеров для профилактики возрастных заболеваний.
Верить или нет?
Тренажеры для мозга не дают покоя научному сообществу, и в 2014 году 69 ученых Стэнфордского университета опубликовали заявление. Они выступили против утверждения об эффективности интеллектуальных игр. По их версии тренажеры работают с отдельными когнитивными функциями и не влияют на решение сложных задач. Они считали, что тренажеры бесполезны в предотвращении Альцгеймера. Но спустя некоторое время, другая группа, состоящая из 133 ученых, выступила против их слов.
Чтобы выяснить, кто прав, профессор психологии Университета Иллинойса Дэниел Саймонс собрал группу психологов и провел исследования за два года. Он провел аналитику 374 научных исследований, которые приводили в пример производители тренажеров, и выявил, что полученные данные не содержали доказательств эффективности тренажеров. Также он выявил недостатки в этих научных работах. Ученые не привлекали контрольную группу, с которой можно было бы провести сравнение, и не учитывали эффект плацебо. Но некоторые производители обвинили психолога в предвзятости.
Несмотря на споры ученых и производителей, люди желают улучшить когнитивные способности. На платформе Викиум, например, тренируются более 5 миллионов человек. Безусловно, это прибыльный бизнес, который успешно развивается. Но нельзя утверждать о бесполезности интеллектуальных тренажеров. И их использование не является тщетной тратой времени. В любом случае это эффективнее просмотра видео на YouTube, «зависания» в социальных сетях и подобных занятий.
Конечно, не стоит надеяться на то, что тренажеры позволят стать гением. Однако если постоянно тренироваться, то на улучшение памяти, внимания, концентрации и скорости реакции рассчитывать можно. Проверьте сами! Начните использовать тренажеры для мозга Викиум прямо сейчас!
Как натренировать мозги и сделать на этом бизнес
«Российские предприниматели делают выбор скорее в пользу привычного бизнеса, нежели IT-стартапа», — говорит основатель и генеральный директор компании «Викиум» Сергей Белан. И это хорошо, потому что для тех, кто стремится создавать новое, свободный российский рынок открывает широкие возможности и становится трамплином для покорения мира.
На сегодняшний день аудитория сервиса — более 795 тысяч человек, ежедневный трафик — около 40 тысяч. Монетизация осуществляется по Freemium-модели: часть тренажеров доступна бесплатно, остальной функционал сервиса платный, стоимость подписки — 790 рублей в месяц или 2 тысячи в год; недавно стартовали пакетные предложения: тренажеры плюс спецкурсы на развитие мышления, внимания, памяти, курс «Детоксикация мозга».
«На локальном рынке «Викиум» — самый крупный игрок, ближайшие конкуренты отстают от нас в десятки раз. Я бы даже сказал, что в России мы монополисты, — рассуждает Сергей Белан. — Да, есть западный игрок Lumosity — у него больше 40 млн пользователей по всему миру, и кто-то в России занимается с помощью их платформы. Есть еще Brain HQ — с 5 млн пользователей, NeuroNation — с 2 млн человек. По месячной аудитории мы уже входим в топ-3 по всему миру с 1,5 млн посещений в месяц. У нас большая возвращаемость, клиентам нравится наш продукт».
На пользовательскую активность во многом влияет геймификация, однако Сергей Белан считает, что его клиенты просто привыкают заботиться о своём мозге.
Услугами сервиса пользуется активное население преимущественно двух возрастных пиков — от 25 до 40 лет и от 47 до 54 лет. Занимаются по двум причинам: через пользу (хотят быть продуктивнее на работе и в жизни) и через боль (я допускаю ошибки и боюсь, что меня уволят или сделают замечание). Многие пользователи занимаются утром, чтобы привести мозг в тонус перед началом рабочего дня. Есть клиенты пожилого возраста, которые занимаются с целью сохранить ясность ума, не утратить гибкость и скорость мышления.
Поиграть мозгами
Основатель стартапа уверен, что мозг так же, как мышцы, можно и нужно тренировать: регулярные занятия повышают способности к быстрому запоминанию, концентрации и удержанию внимания, логическому и креативному мышлению. Пользователи «Викиума», прошедшие входное тестирование для определения возможностей своих функций и персональной настройки системы, получают возможность заниматься по индивидуальной программе развития. Научная методология тренажеров разработана при участии специалистов когнитивной и общей психологии Центра тестирования «Гуманитарные технологии» при МГУ с опорой на научные знания о структуре восприятия, внимания, памяти, мышления. Сервис использует общепризнанные методики тренировки познавательных процессов. Предлагается, например, модификация зрительно-пространственного теста Корси (восстановить по памяти очередность загорания лампочек) или тренировка на основе экспериментов Джона Струпа (задержка реакции на слово «красный», написанное синими чернилами).
Продукт получился интересным и успешным: номинант двух «Премий Рунета» в 2015 и 2016 году, обладатель премии «Стартап года-2014», финалист конкурса ВТБ24 и ИД «Коммерсантъ» «Ниша на миллиард-2016». «Викиум» — участник национальной технологической инициативы отраслевого союза НейроНет. Также у столичного стартапа есть отдельное направление, где для тренировки мозга уже применяют нейроинтерфейсы. Со своими нейроразработками «Викиум» превзошел по посещаемости всех участников международной выставки новых технологий «Открытые инновации-2016».
Дело в шлеме
«Викиум» смотрит в сторону продуктов, которые повышают эффективность переключения функциональных состояний мозга и тем самым развивают навыки саморегуляции. Но для того чтобы эффективно управлять этими процессами, состояния мозга надо измерить. Многоканальный шлем или аккуратная нейрогарнитура, более удобная для использования дома, фиксируют электрический сигнал головного мозга и замеряют частоту в различных состояниях. В состоянии концентрации это около 30 Герц, в состоянии «спокойствия», например, перед сном — 9 Герц. Запомнив эти состояния, человек может искусственно концентрироваться или расслабляться.
«Это очень перспективное и финансово ёмкое направление: мы его уже тестировали — спрос есть, — говорит Сергей Белан. — Однако в России рынок будет небольшим: нейрогаджеты стоимостью от 15 тысяч рублей для кошелька среднего россиянина слишком дороги. Если проводить аналогию с мобильными телефонами, которые сначала очень дорого стоили и были у единиц, а сегодня доступны каждому, то и нейрогаджеты со снижением их стоимости имеют все шансы стать массовыми».
«Тренд очевиден: Илон Маск инвестирует в разработки нейроинтерфейса. Neurosky продают миллионы нейрогарнитур. А для любой гарнитуры нужен софт. Мы умеем делать софт. У людей будет гаджет, а мы дадим им программу для достижения конкурентных мозговых состояний».
Монетизация технологии возможна не только в b2c-сегменте, но и в b2b. Желающие «прокачивать» своих сотрудников уже есть.
В команде «Викиума» сейчас 19 человек. Оптимальный состав команды, по словам Сергея Белана, — 35, их будут искать в ближайшее время. Работы предстоит много: сервис готовится к запуску в Европе и Америке. Интересно, что для выхода на иностранные рынки используют только внутренние силы.
Успех стартапа почти на 100 процентов зависит от упорства фаундера.
«Викиум» родился в палате института Склифосовского, куда привезли получившего ожоги 45 процентов поверхности тела Сергея Белана: у молодого человека во время отдыха на природе взорвалась в руках бутылка с жидкостью для розжига.
«Элементарная невнимательность чуть не стоила мне жизни. А можно ли действовать более осознанно, не отвлекаться?», — рассуждал тогда будущий стартапер.
И появилась идея тренажеров для прокачки мозговых способностей: тренировок памяти, внимания, мышления. IT-составляющая позволила сделать так, что одновременно смогли индивидуально заниматься на тренажерах тысячи людей.
На тот момент Сергей Белан ещё работал на топ-менеджерской позиции в GE Money Bank Russia, но хотел начать свое дело, тем более что предпринимательская жилка давала о себе знать еще в детстве.
«Я предприниматель по натуре, люблю что-то создавать, строить, сплачивать команду, вести переговоры…», — говорит Сергей Белан.
К разработке «Викиума» Сергей Белан привлек еще двух компаньонов, и в январе 2014 года проект стартовал. Почти сразу же внутри команды пошли ссоры по поводу стратегии. Партнеры хотели пусть небольшой, но стабильной прибыли, Сергей же настаивал на дальнейших инвестициях в масштабирование. В феврале он ушел из банка (это совпало с уходом GE Money Bank с российского рынка и покупкой его активов «Совкомбанком») и сосредоточил все усилия на стартапе. «Золотой парашют» при увольнении позволил выкупить доли партнеров, интерес к проекту проявил и один из бывших банковских коллег. Правда сотрудничество с ним тоже было недолгим. Предприниматель Артем Овечкин выкупил его долю и вложил более 10 млн рублей в развитие проекта. Сам Белан на старте инвестировал в проект 5 млн рублей.
«Благодаря участию ФРИИ с января 2015 года у «Викиума» пошел кратный рост выручки, и в сентябре 2015 года мы стали масштабироваться, показывая 30%-процентный рост выручки ежемесячно, и дошли до 2 млн 400 тысяч, — вспоминает Сергей Белан. — Я понял механизмы этого бизнеса, понял, как надо развиваться на глобальном рынке, и летом 2016 года стал искать стратегические инвестиции на это».
Летом 2016 года проект привлёк внимание инвестиционного фонда IP Fund.
Директор управляющего фондом АНО «Центр инновационного развития», профессор Артем Генкин вспоминает:
«Нас очень привлекла, в хорошем смысле, одержимость Сергея идеей «мирового господства» его проекта. Есть «идеальный враг» — Lumosity с многомиллионными оборотами, тотальным господством в США и проигранной судебной тяжбой, по итогам которой этому проекту пришлось за недостоверную рекламу выплатить американским потребителям свыше 5 млн долларов. И я помню, что Сергей, рассказывая об этом, заявил сразу: «Мы пойдем другим путем. Никаких несбыточных обещаний. Только то, что мы сможем подтвердить и реализовать»».
Инвесторов интересовали и сами когнитивные онлайн-тренажеры, и разработки софта для нейрошлемов. Стратегическим инвестором стала группа компаний «РУКАРД». Структурированная IP Fund сделка оказалась многоэтапной, последние корпоративные процедуры завершились только в мае 2017 года, но всё это время «Викиум» уже получал поддержку от фонда и инвесторов, как моральную (в построении и апробации финансовых моделей, постановке правовой базы и корпоративного управления и т.д. ), так и материальную (через выделение бридж-кредитов).
«Мы пошли на такой шаг потому, что видим в нейропродуктах стратегически важное и весьма прибыльное будущее. Нейроинтерфейсы — это просто часть реальности, причем уже не какого-то послезавтрашнего, а сегодняшнего дня. Завтра и послезавтра сделают это будущее массовым, но принципиально человечество уже не захочет отказываться от возможности и способности «прокачать мозги». А мы не хотели отказываться от такой целеустремленной команды, как Сергей Белан с его ведущими сотрудниками», — говорит заместитель директора АНО «Центр инновационного развития» Наталия Мушкарёва.
«»Викиум» уже несколько месяцев находится в точке безубыточности, в рамках двух-трех лет мы уже окупимся и вернём все инвестиции», — заявляет Белан.
Автор: Анна Орешкина
Подписывайтесь на канал «Инвест-Форсайта» в «Яндекс.Дзене»