рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца

В Рыльске замироточил крест на могиле старца Ипполита

Это случилось 17 декабря, когда в Рыльском Свято-Николаевском мужском монастыре отмечали день упокоения и памяти знаменитого старца Ипполита. Сотни верующих, приехавших в монастырь, увидели, как на кресте, установленном на могиле батюшки, появились капли маслянистой жидкости.

рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Смотреть фото рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Смотреть картинку рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Картинка про рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Фото рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца
17 декабря в Рыльском Свято-Николаевском мужском монастыре отмечали день упокоения и памяти старца Ипполита

«Была свидетелем сего чуда. Миро капало с креста!»

17 декабря – особая дата для верующих. В этот день поминают отца Ипполита, которого не стало 17 лет назад. Ежегодно в Рыльский монастырь приезжают паломники из разных регионов страны и из-за границы. В этот раз они стали свидетелями чуда. Как говорят в монастыре, крест на могиле начал мироточить около трех часов ночи. На прозрачные капли обратили внимание женщины, пришедшие сюда, чтобы помолиться. Днем, во время панихиды, капли маслянистой жидкости появились снова. Их было так много, что они стекали на фотографию старца Ипполита, установленную на надгробии. Верующие стали собирать миро, наносить его на лицо, иконки. «Была свидетелем сего чуда, – делится впечатлениями курянка. – Миро капало с креста!»

Крест на могиле старца мироточил не впервые. Отец Ипполит умер 17 декабря 2002 года. «Когда настоятеля хоронили, появилась радуга, – говорят в монастыре. – А на 9-й день после его смерти замироточил деревянный крест на могиле. Мира было так много, что оно стекало на землю, прокладывая дорожки в сугробах. Свидетели вспоминали: «Миро обильно стекало с креста на землю, образовывая лужицы. Миро выступало зримо у нас перед глазами. Ты его смахиваешь ладошкой в стакан, а оно снова выступает. И размером было с маковые зернышки». Позднее крест заменили на бронзовый. Все годы с ним ничего не происходило, а в этом случилось чудо.

Самый добрый батюшка на земле

Отец Ипполит родился 18 апреля 1928 года в Солнцевском районе в многодетной крестьянской семье. В 1957 году поступил послушником в Глинскую пустынь, потом переехал в Псково-Печерскую обитель. В 1959 году был благословлен на постриг с именем Ипполит. Спустя семь лет по благословению патриарха Алексия I направлен для несения послушания на Святую гору Афон в Греции в русский Свято-Пантелеймонов монастырь. Там прожил 18 лет и вернулся в Россию старцем, то есть человеком, стяжавшем бесстрастие, чистоту сердца. Священники говорили: «Если бы в России было сто таких монахов, как отец Ипполит, Россия с корнями давно бы поднялась в небо».

Курская область. В рыльском монастыре на могиле старца Ипполита замироточил крест

О жизни отца Ипполита на Афоне практически не сохранилось сведений. Говорят, уехать пришлось из-за проблем со здоровьем. А еще старец тосковал по Родине. «Дорожите тем, что живете в России. Целуйте родную землю», – писал он в письмах. Когда у Ипполита напрямую спросили: почему уехал с Афона, отшутился: «Устал от афонских апельсинов, хоть и сладкие они – хочется поближе к родной картошке. Уж больно она у нас на Курщине вкусная!» В августе 1983-го старец вновь оказался в России. В 1991 году был назначен настоятелем только что возвращенного церкви Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря, который лежал в руинах. За 11 лет под руководством отца Ипполита обитель превратилась в центр духовной жизни российского масштаба. В монастырь стали приезжать не только жители ближайших городов, но и Украины, Беларуси, стран Европы. Ипполит никому не отказывал во встрече. Неслучайно его называли самым добрым батюшкой на земле. По словам местных жителей, к нему выстраивались огромные очереди. Говорят, он обладал даром ясновидения, предсказывал людям будущее. «Помню, незадолго до своей смерти раздавал иконки, – вспоминала жительница Рыльска. – Моя подруга пошла к Ипполиту, он посмотрел на нее внимательно и протянул икону «Неупиваемая чаша». Та рассмеялась – зачем она мне? Мой муж вообще не пьет! Батюшка посмотрел на нее внимательно и изрек: «Пригодится». Через три года ее супруг ни с того ни с сего ушел в запой. Тут-то подруга вспомнила про слова Ипполита и подаренную им иконку».

рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Смотреть фото рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Смотреть картинку рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Картинка про рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Фото рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца
Верующие собирали миро, наносили его на лицо, иконки.

– Он и больных лечил, – рассказывали в монастыре. – Бывало, подойдет к человеку и, не спрашивая, что привело его сюда, пальцем крест очертит и скажет: «Живот у тебя болит». И больному легче становилось, боли проходили. Многие от тяжелых недугов излечились. Скромным отец Ипполит был. Никогда не носил креста с украшениями. Многие, видя его впервые, принимали за простого послушника. Незадолго до смерти отец Ипполит о себе сказал насельнику монастыря: «40 лет я низко кланялся каждому человеку». Он ставил себя ниже всех. Отец Ипполит не проповедовал, не было у него дара красноречия. «Я вообще ничего не могу сказать, – говорил он. – Не умею». Обычно произносил несколько слов, вроде «Терпи», «Помоги тебе Господи» или «Здоровья тебе». Обращаясь к паломникам, замечал: «Не говорите языком, его черви съедят, говорите сердцем». При этом Ипполит любил пошутить, вопрошавшим мог ответить сказкой, стихом, даже песней. «Подходит, например, к нему инок покаяться в страстных помыслах, а батюшка вдруг начинает рассказывать ему красивое философское и вместе с этим назидательное стихотворение о любви, – напишет в своей книге «Самый добрый батюшка на земле. » Владимир Савочкин. – Когда он намекал какой-нибудь матушке, что надо каяться, а у нее нет покаяния, пел: «Виновата ли я », а иной раз – «Виновата не я!». Цитировал Пушкина, Лермонтова, Омара Хайяма. И именно такой стих, который или раскрывал суть проблемы данного человека, или намекал на будущие искушения».

Имя отца Ипполита связано с укреплением православия на Кавказе. По его благословению в Северной Осетии были основаны православные монастыри, один из которых находится в Беслане, недалеко от школы, в 2004 году захваченной террористами. «Только монастырями спасется Кавказ», – не раз говорил Ипполит.

Источник

«Самый добрый старец»

Об архимандрите Ипполите (Халине)

В 1990-е годы в Рыльский Свято-Николаевский монастырь в Курской области нескончаемым потоком потянулись люди со всех уголков России – ехали за разрешением самых важных вопросов, за помощью и утешением. Настоятелем обители был тогда архимандрит Ипполит (Халин; † 2002) – необычайно добрый русский старец, прошедший духовную школу Афона. Как-то схиархимандрит Макарий (Болотов) сказал о нем: «Если бы в России было сто таких монахов, Россия с корнями поднялась бы на Небо».

17 декабря – 15 лет со дня кончины старца Ипполита.

Русский афонский старец

Сергей Халин, как звали будущего архимандрита Ипполита в миру, был восьмым ребенком в крестьянской семье Ивана и Евдокии Халиных. Он родился в Курской области в селе Субботино. День его рождения – 18 апреля 1928 года – пришелся на среду Светлой седмицы. Мальчик был самым младшим ребенком в семье. Все три его родные брата погибли на фронте, поэтому Сергею еще в детстве пришлось тяжело трудиться, помогая родителям. Однако это не помешало ему закончить среднюю школу, затем выучиться на литейщика, а спустя некоторое время получить образование еще и в педучилище.

После недолгой работы ремонтником шоссейных дорог Сергей в 1948 году был призван на военную службу. Как он сам вспоминал, в армии он часто читал по ночам под одеялом «Отче наш». Известно, что еще с детства Сергей имел глубокую веру в Бога. Этому он во многом был обязан своему дяде Михаилу, служившему священником. Кроме него в роду Халиных до этого уже были не только священники, но и монахи. Сохранились воспоминания, что у Сергея в юности под кроватью стоял чемодан с духовной литературой, которую он часто читал. Еще он очень любил петь и знал наизусть много стихотворений русских поэтов, которые помнил даже до старости.

Когда в 29 лет Сергей оказался у ворот Глинской пустыни, а затем решил принять монашество, родители против этого не стали возражать. Сам же он уже спустя много лет шутил про себя: «Никто не захотел за меня замуж, пришлось идти в монастырь».

Послушник спросил своего наставника, кто станет старцем после него, и услышал: «Да ты им и будешь»

В пустынь Сергей пришел, желая получить благословение на дальнейшее обучение в семинарии, однако остался здесь послушником. Отцы сказали, что в монастыре ему будет и семинария, и академия. Духовным отцом молодого послушника стал известный старец схиархимандрит Андроник (Лукаш). Многие отмечали, что они были удивительно похожи даже нравом, манерой поведения. Известно, что в это время старец исцелил послушника Сергея Халина от сильного воспаления легких, которое могло привести и к смертельному исходу. Это еще больше их сблизило. Как-то в своей простоте Сергей спросил духовного отца, кто станет старцем после него. «Да ты им и будешь», – ответил прозорливый наставник.

О жизни отца Ипполита на Святой Горе сохранилось мало сведений. Известно, что здесь он пел на клиросе, много трудился на земле, и сегодня на Афоне растут посаженные старцем ливанские кедры. Еще батюшка пытался разводить здесь кур, которые очень его любили и ходили за ним следом. Некоторые греки в шутку называли отца Ипполита «босоногим» («ксиполитос») по созвучию этого греческого слова с его именем.

Жил отец Ипполит в той же келье, где ранее подвизался и молился старец Силуан Афонский

Мы знаем, что еще до канонизации Силуана Афонского батюшке удалось сохранить мощи подвижника, которые монахи, сомневаясь в святости преподобного, хотели спрятать в недоступном месте. Примечательно, что жил отец Ипполит в той же келье, где ранее жил и молился святой. Еще, как и Силуан Афонский, он долгое время нес послушание эконома.

В течение четырех лет отец Ипполит представлял свой монастырь в Священном Киноте, что свидетельствует о его высоком авторитете среди братии. Следует отметить, что батюшка прекрасно знал греческий язык, свободно на нем общался.

Отец Ипполит сильно тосковал по Родине. Часто в письмах он писал знакомым: «Дорожи тем, что ты живешь в России. Целуй свою землю». На Святой Горе он провел 18 лет.

В 1984 году старец тяжело заболел и не мог больше оставаться на Афоне, так как здешний климат не благоприятствовал его выздоровлению. Так иеромонах Ипполит вновь оказался дома, в России.

«Сорок лет я низко кланялся каждому человеку»

рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Смотреть фото рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Смотреть картинку рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Картинка про рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Фото рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца

С Афона батюшка вернулся сначала в Печоры. Он был возведен в сан архимандрита, а немного позже и игумена. В 1986 году он получил направление в родную Курскую епархию, где в должности настоятеля ему пришлось восстанавливать из руин несколько сельских храмов. В Николаевский Рыльский монастырь отец Ипполит был направлен в 1991 году – настоятелем. В этой обители он провел последние годы – 11 лет. Восстанавливать монастырь и возрождать в нем монашескую жизнь батюшке пришлось практически с нуля. Один из самых старинных храмов в России находился тогда в полуразрушенном состоянии.

Не сразу отцу настоятелю удалось привести монастырь в порядок. Поначалу, особенно в первый год настоятельства, архимандриту Ипполиту приходилось даже слышать слова недовольства от священноначалия за то, что восстановительные работы продвигаются очень медленно. Однако вскоре к старцу начали съезжаться в огромном количестве люди. Обитель удалось привести в ухоженный вид, хозяйство значительно увеличить. Интересно, что при этом батюшка сам никогда не участвовал ни в каких строительных вопросах. Единственным его деланием была молитва. Каждый день отец Ипполит в одиночку совершал крестный ход вокруг храма. И находились люди, средства, материалы, необходимые для строительства.

Каждый день отец Ипполит в одиночку совершал крестный ход вокруг храма. И находились люди, средства, материалы

Впрочем, старец не стремился к слишком дорогому наружному украшению, его больше интересовало то, что внутри. Он принадлежал к числу тех священников, которые не столько заботятся о благоустройстве храмов, сколько о благоустроении человеческих душ. Возможно, именно поэтому так много людей стремилось попасть к старцу. А он имел такую любовь и сострадание, что мог вместить в свое сердце каждого – от бизнесмена до бомжа-алкоголика. Монастырь при отце Ипполите был открыт днем и ночью для всех нуждающихся. Иногда настоятелю даже приходилось слышать упреки, что из святого места он якобы сделал «притон». Были здесь и ранее судимые, и наркоманы, все отверженные обществом люди. И многие из них оставляли прежнюю жизнь, исцелялись, получали огромную духовную помощь.

Старец обладал удивительным даром любви и утешения. Еще его отличала необычайная кротость и простота. Православный бард Евгений Фокин вспоминал о батюшке: «Его простота была такая, что другим он быть и не мог». Но все свои духовные дарования старец усердно скрывал. Многие даже недоумевали, почему к отцу Ипполиту едут нескончаемым потоком люди. Внешне он не производил какого-то особо яркого впечатления, распознать духоносного старца в нем было практически невозможно. Поэтому те, кто ехал в монастырь в ожидании каких-то чудес или пророчеств, были разочарованы.

рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Смотреть фото рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Смотреть картинку рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Картинка про рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Фото рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца

Проповеди батюшка никогда не произносил, красноречием не отличался. Вообще он говорил очень мало и тихо, часто неразборчиво, так что не всегда можно было сразу расслышать, что он говорит, – приходилось переспрашивать. Ко всем мужчинам он обращался «отец». «Ну как, спасаешься, отец?» – обычно спрашивал в начале разговора старец. В конце говорил: «Помолимся» – или советовал читать акафист Николаю Чудотворцу, которого особенно чтил.

Как-то женщина, у сына которой был СПИД, по совету знакомых, хватаясь за последнюю соломинку, решила обратиться за помощью к отцу Ипполиту. Ехали они издалека. Старец перекрестил сына этой женщины и сказал: «СПИДа у тебя нет». Всю дорогу назад женщина причитала и возмущалась: тоже, мол, святого нашли, а он ничего даже не знает, только зря так далеко ехали. Вернувшись домой, сын вновь прошел обследование, и… никакой болезни у него не нашли.

Но обычно архимандрит Ипполит помогал иначе. Он благословлял приехавших за помощью людей пожить немного в обители, потрудиться на послушании, помолиться. И люди оставались: кто на неделю, кто на несколько месяцев, кто на всю жизнь. Они спасались через молитву и послушание. Практически каждый день в обители совершались молебны о недужных («вычиты», как их называл батюшка), на которых исцелялись даже бесноватые, а также алкоголики, наркоманы и другие. Однако присутствовать на них старец благословлял всех, так как считал, что «сегодня все духовно больны». За эти «вычиты» враг рода человеческого сильно мстил старцу: его лицо покрывалось огромными волдырями, избавиться от которых помогала только продолжительная ночная молитва.

На вопрос, как нужно молиться, старец отвечал: «С нежностью»

Внутренний подвиг отца Ипполита от нас скрыт, но плоды его были очевидны всем. Батюшка часто любил повторять евангельские слова: «Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е» (Мф. 11: 12). Точно так, говорил он, нужно себя вначале понуждать и на молитву, а потом человек уже сам не сможет без нее жить, будет спешить на правило, «как на свидание». На вопрос, как нужно молиться, старец отвечал: «С нежностью».

Самым главным качеством батюшки было глубокое, неподдельное смирение. Как-то незадолго до смерти он обмолвился одному из паломников: «Сорок лет я низко кланялся каждому человеку». Он никогда строго не обличал никого из приходящих, мог это сделать только мягко, иносказательно, например через какую-нибудь песню или стих. Батюшке несвойственно было заставлять кого-либо или настаивать; наоборот, он всегда как будто уговаривал человека, даже если точно знал, как тому лучше будет поступить. Возможно, поэтому архимандрит Кирилл (Павлов) однажды заочно назвал отца Ипполита «самым добрым батюшкой на земле».

Случалось, что приезжали к старцу даже люди неверующие – просто из любопытства. Иеродиакон Свято-Успенского монастыря в Алании Сергий (Чехов) рассказывал, что впервые он посетил Рыльский монастырь, будучи атеистом, отца Ипполита считал каким-нибудь экстрасенсом. Батюшка обратил на него внимание и спросил, хочет ли тот стать монахом. В планы молодого человека это, конечно же, не входило – в будущем он собирался жениться. Батюшка не настаивал. Но спустя два года молодой человек вновь оказался в монастыре и остался здесь послушником. Сам он был поражен прозорливостью и другими духовными дарами отца Ипполита. «Я приехал туда атеистом, но старец взял меня за руку – и мир перевернулся!» – говорит он.

За довольно короткий срок настоятелю удалось не только восстановить из руин Николаевский храм, но и значительно расширить хозяйство монастыря. Работы хватало всем: было здесь много земли, которую требовалось возделывать, были и животные. Особенно батюшка почему-то любил коров, сам их доил. Они его тоже очень любили и слушались. К кончине отца Ипполита в монастырском стаде было около 150 буренок.

Помимо возрождения духовной и хозяйственной жизни в Рыльском монастыре старец основал еще пять скитов в ближайших селениях. Особенно ему полюбился Казанский скит в Большегнеушево, который сегодня уже является женским монастырем. В нем батюшка проводил много времени в последние месяцы своей жизни. Но и этим духовническая деятельность архимандрита Ипполита не ограничилась: им были основаны два монастыря в Осетии – мужской в Беслане и женский в Алагире.

«Апостол Алании и Северного Кавказа»

«Кавказ спасется монастырями», – говорил отец Ипполит

Интересна история знакомства будущей игумении монастыря в Алагире матушки Нонны (Багаевой) с отцом Ипполитом. Наташа (так ее звали в миру) приехала к старцу по работе. Тогда она еще была режиссером на телевидении Осетии, ей нужно было снять передачу о какой-нибудь интересной и известной личности. Поскольку к старцу приезжало много осетин, Наташа решила взять у него интервью, но интервью настоятель Рыльской обители давать, конечно же, не умел. Зато в разговоре он спросил молодую девушку: «А вы знаете, что вы монахиня?» Наталью это тогда сильно рассердило, и она поинтересовалась, откуда это вообще может быть известно. «У монахов крестик светится на лбу», – ответил батюшка. Такого «откровения» о себе девушка совершенно не ожидала услышать. Но потом она была удивлена еще больше. В ее келью прибежала женщина, разыскивая «Наташу-режиссера». И старец сказал ей, что к ним в обитель пожаловала сама Аланская игумения, и указал на «Наташу-режиссера». А сама девушка тогда даже и не знала, кто такая «игумения». Но уже спустя год она приняла постриг в Свято-Николаевском монастыре и сегодня возглавляет Богоявленскую обитель в Алании.

Блаженная кончина

Когда в конце 2002 года у батюшки случился инсульт, для всех это было неожиданностью, но никто не думал, что он умрет. Несколько недель отец Ипполит находился в бессознательном состоянии. Причем удивительно, что в момент его причащения на какое-то время у батюшки появлялся глотательный рефлекс, а потом вновь исчезал. Ко Господу старец отошел 17 декабря, а отпевали его 19-го – в день памяти столь любимого им святого Николая Чудотворца. Похоронили духовника обители у алтаря отстроенного им Николаевского храма. После кончины батюшки было зафиксировано чудо: крест на его могиле стал мироточить. Это случилось на девятый день. Многие утверждали, что накануне и в сам день смерти они видели необычные природные явления. Однако и без этого для всех было очевидно, что Русская земля обрела в лице архимандрита Ипполита (Халина) еще одного своего молитвенника на Небе.

Источник

Губкинские паломники побывали в знаменитом Рыльском монастыре

рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Смотреть фото рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Смотреть картинку рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Картинка про рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Фото рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца

— Слушай, а ты не хочешь поехать с нами в Рыльск? – позвала сестра из Никаноровки. Батюшка Ипполит – очень сильный, он мою дочку буквально поставил на ноги. Он и при жизни помогал людям, и после смерти исцеляет. У него просят об избавлении от онкологии, алкоголизма, наркомании, молят разрешить житейские проблемы.

Поскольку на врачей надежды не осталось (о том, как, чем лечат и как выписывают в губкинском, и не только губкинском, стационаре – отдельная история), о здоровье близких оставалось просить только Небеса. И я поехала.

Паломников набралось под сто человек – на два полных туристических автобуса. В основном, конечно, из Губкина и окрестных сёл, но были и старооскольчане. Подавляющее большинство – верующие пенсионерки, для которых, судя по услышанным обрывкам разговоров, такие поездки стали если не смыслом жизни, то очень и очень важными событиями.

В это раз люди ехали «на могилку» известного «афонского старца» – так ещё при жизни называли настоятеля Рыльского Свято-Николаевского мужского монастыря. Слава о нём распространилась далеко за пределы Курской области. Об отце Ипполите писали федеральные издания, снимали передачи федеральные каналы.

Свидетельств чудесных исцелений немало. Кто-то избавлялся от запоев после одной отчитки, а кто-то вставал на ноги, будучи практически при смерти, пожив при монастыре месяц-другой.

рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Смотреть фото рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Смотреть картинку рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Картинка про рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Фото рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца

В надежде на чудо ехали и мы. Рыльск – один из старейших городов русских. От Курска до него – 125 километров. Сам монастырь не в самом городке, а чуть поодаль, на высоком холме в поймах рек Рыло и Волынки. Точная дата основания неизвестна. Его возраст отсчитывают от первого упоминания в летописях в 1505 году. Но монастырю явно больше лет. Однако старинные монастырские документы не сохранились. По преданию. в 1614 году настоятель Рыльского монастыря игумен Феодосий, взяв с собой «прежних государей и великих князей жалованные грамоты» для переписи по причине их ветхости, поехал в Москву. Но по дороге был ограблен и убит разбойниками. Сами же грамоты бесследно исчезли.

К монашеской обители подъехали затемно, часа в три ночи. «Служба начнётся рано. Ох, и наработаемся мы сегодня, с поклонами будем молиться, как всё время делают монахи», – предупредил настоятель никаноровской церкви о. Николай. Примерно в полшестого утра открылись тяжёлые ворота Свято-Николаевской церкви. Из страждущих купить свечи и подать «записочки» за упокой и здравие тут же выстроилась большущая очередь. «Ты не стой, – подсказала набожная сестрёнка. – Это – не главное. На молитву монахов иди».

Служба оказалась почти четырёхчасовой и выстоять её неподготовленному (такому как я захожанину) было очень тяжело. Ты стоишь на одном месте и при этом ещё опускаешься на колени, поднимаешься, снова падаешь ниц. «Грешить-то гораздо легче, чем каяться», – прошептал стоящий рядом парень.

В голову лезли мысли, что мы-то, вот, раз приехали, а монахи и священники – они каждый день в таких молитвах проводят. И не только утром, но и вечером. Как же их спины выдерживают такие нагрузки. И как же тяжело их душам. Ведь всё время, пока шла служба, люди шли на исповедь. И мы каялись, признаваясь в абортах, избиениях близких, пьянстве, несоблюдении заповедей Божьих, унынии, сквернословии, зависти, злобе, в том, что забываем позвонить родителям, срываемся на детях, изменяем супругам, лжём, «подсиживаем» коллег, что очерствели душой и не подаём милостыню старушкам… И всё это монахи выслушивают, наверное, ужасаясь тем вещам, которые мы творим.

Но вот исповедь и служба закончились, позади причащение. Мы разбредаемся по территории обители. Монастырь обнесён толстенными стенами.

рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Смотреть фото рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Смотреть картинку рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Картинка про рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Фото рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца

Позади трёх церквей – могилы здешних настоятелей. Особняком – прямо под храмом – главное захоронение, куда, собственно, и едут паломники: могила старца Ипполита. Ни минуты она не пустовала. На ней всегда кто-то молился. Иногда, человек по 10 сразу. Весь холм завален цветами и мимозами (мы приехали 9 марта). Люди надолго припадали к земле, к плите с ликом старца. И каждый просил о чём-то своём. Страждующих очень много. Говорят, в день, подъезжает по несколько автобусов. Мы же, помимо наших двух, увидели приличное число машин не только с курскими, воронежским и белгородскими – соседними – номерами, но и с московскими. То есть слова о том, что едут к старцу со всей страны – правда.

После постной трапезы – мужчины за одним столом, женщины – за другими – поднимаемся в верхний храм, где хранятся ковчежцы с мощами святых земли русской.

– Красиво здесь! – заметил кто-то. – От церквей веет намоленностью и стариной.

– Вообще-то здешние храмы все восстановленные, – говорит священник. – от них остались лишь фундаменты. Только стараниями отца Ипполита и началось в 90-е годы восстановление.

Он поднял из руин Рыльскую обитель. Архимандрит принимал всех: преступников, наркоманов, пьяниц, бомжей. И помогал всем.

Говорят, эта помощь и днём, и ночью, подорвала и без того, пошатнувшееся здоровье о. Ипполита. Умер он от обширного инсульта. Особенно тяжелыми, в том числе физически, для батюшки были отчитки (особые молитвы о недужных)*.

— Сотни страждущих устраивали в церкви жуткую давку. Отец Ипполит читал над ними молитвы. И в этот момент, как рассказывают, начинало твориться что-то невообразимое. Женщины кричали мужскими голосами и наоборот, у кого-то начинал ходить ходуном живот, кто-то надрывался по-поросячьи. После таких субботних молебнов батюшка не поднимался несколько дней, на теле у него появлялись язвы, которые, правда, быстро заживали, – писала «КП».

О. Ипполит обладал удивительным даром любви и утешения. И это утешение он несёт нам и сейчас, через 15 лет после своей земной кончины.

рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Смотреть фото рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Смотреть картинку рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Картинка про рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Фото рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца

Жизнь старца Ипполита

Архимандрит Ипполит (Халин) был наместником Рыльского Свято-Николаевского монастыря с октября 1991 до 17 декабря 2002 года. Афонский старец был утешителем и помощником всем, кто испытывал скорби и страдал от тяжелых физических и душевных недугов. Он привел к вере множество людей.

Будущий настоятель, в миру Сергей Халин, родился 18 апреля 1928 года в Курской области в крестьянской семье. У Ивана Константиновича и Евдокии Николаевны было 8 детей: 4 мальчика и 4 девочки. Сергей – самый младший. Все его братья погибли на фронте, и на него легла нелегкая ноша тяжелой деревенской работы.

С детства Сергей был верующим (в роду Халиных были и священники, и монахи). В юности у него под кроватью лежал чемодан с книгами духовного содержания, и он постоянно их перечитывал, особенно Библию. Отец Ипполит позже вспоминал: «Бывало, еще в армии, когда все лягут спать, укроешься одеялом и читаешь «Отче наш»… А вообще я любил наблюдать за священниками несмотря на то, что все вокруг подсмеивались над ними, а молодые ребята пели частушки про попов. Я же внутренне хотел стать священником». Отслужив три года, он еще какое-то время работал в миру, а в 1957 году в 29 лет ушел послушником в Глинскую пустынь. Отец Ипполит потом шутил: «Никто замуж за меня не пошел, и пришлось идти в монастырь». В 1966 году уже иеромонаха Ипполита посылают на Афон, в Русский Свято-Пантелеимонов монастырь. Он попал в число первых пяти монахов, которых отправили туда после того, как в СССР разрешили РПЦ посылать на Афон монахов. Они, эти пять монахов, просто спасли положение, потому что русских насельников там оставалось мало (около 10 человек), и монастырь уже мог перейти к грекам. Отец Ипполит подвизался на легендарном Афоне 18 лет, неся послушание казначея и эконома. Говорят, на монахов, которые многие годы проводят там, снисходит дар Божий –- исцелять людей.

В 1984 году батюшка сильно заболел и поехал лечиться в Россию. Там и остался. Сначала служил в сельских храмах Курской епархии, затем возглавил братию возрождающегося рыльского монастыря. На плечи уже немолодого и больного монаха легла тяжелая ноша – восстановление и обустройство старинной обители, сплочение и воспитание братии, организация хозяйства, окормление множества паломников.

За его служение Богу и людям в Марьино старцу Ипполиту поставили памятник.

рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Смотреть фото рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Смотреть картинку рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Картинка про рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Фото рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца

рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Смотреть фото рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Смотреть картинку рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Картинка про рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца. Фото рыльск мужской монастырь исцеляющая могила отца

В Смутное время обитель была разорена польско-литовским войском, затем началось его первое восстановление. Здания в в то время были деревянными, покрыты тесом и огорожены частоколом. К началу XYIII века деревянные постройки пришли в негодность, и рыльский купец решил построить на месте старого храма – каменный во имя святителя Николая. Но успел только заключить договоры на поставку стройматериалов, его дело продолжил сын, заложив в 1733 году и выстроив первую каменную церковь. Вторая – во имя Живоначальной Троицы появилась в 1747 году. А третий храм – в честь святителя Николая воздвигнут в 1753 году. И завершала ансамбль монастырских храмов пятиярусная колокольня со Святыми вратами. Мощный бас колокола весом 2,5 тонны разносился окрест на многие версты.

Но «безбожный» XX век стал одной из самых тяжелых страниц в истории монастыря. В 1925 году власти закрыли древний духовный центр курского края. Его помещения заняли красноармейцы. С 1941 года долгих 692 дня в Рыльске господствовал немецкий «новый порядок». Обитель стала укрепленным рубежом вплоть до 30 августа 1943 года, когда Рыльск освободили.

В 1978 году комиссия, обследовавшая памятник культуры и архитектуры, отметила, что во всех строениях полностью отсутствовали полы, дверные и оконные блоки. Кровля прохудилась, кирпичная кладка разрушена. Крестовоздвиженский храм, переоборудованный в камнедробильный цех, стоял с выбитой стеной. Невозможно было обнаружить ограду внутреннего двора и ворота, многие постройки полностью уничтожены. Некогда величественная колокольня, стояла с разбитым фасадом и без креста, Святые врата заложены кирпичом, примыкающие к ним здания без крыш и полуразрушены.

Монастырь еще более 20 лет ждал, когда в нем снова затеплятся лампады и будет возноситься молитва за «всех и за вся».

Лишь 17 июня 1991 года монастырь вновь передали РПЦ, и в разрушенную обитель приехали первые насельники. А в октябре наместником назначили архимандрита Ипполита. Так началось восстановление монастыря.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *