рвение не по разуму святые отцы
РЕВНОСТЬ НЕ ПО РАЗУМУ
Есть и духовная ревность не по разуму (см. Рим. 10, 2 ), такой ревности всячески следует избегать, потому что такую ревность святой Исаак Сирин относит к великому недугу душевному (прп. Амвросий, 1).
Мудрости свойственно иметь не только остромыслие, но и дальновидность, и предусмотрительность, и вместе искусство, как поступить. Двое из замечательных покойных оптинских старцев часто говорили, один:
«Искусство – половина святости», а другой при чьих-либо ошибках от неуместной ревности всегда произносил: «Свят, да не искусен»; потому что неискусство при неуместной ревности часто может производить бестолковой путаницы не менее самого греха (прп. Амвросий, 1).
Ты борим часто бываешь ревностью не по разуму. Сам ты сознаешь вред этой ревности, но с тем вместе представляешь и изветы, что ты не можешь не ревновать и не вразумлять бесчинствующих. В первые дни твоего поселения на этом месте я писал и доказывал тебе, что избрал ты место жительства неудобное и с настроением твоего духа несообразное. Ты засел в многолюдном городе безмолвствовать, забыв слова святого Ефрема Сирина, который говорит: если орел совьет гнездо на жилом доме, то не только не получит успокоения, но и лишится зоркого зрения от дыма. Что тебя понуждает идти к бесчинствующим и, стоя на коленях, упрашивать их и увещевать к благочинию, как не дым, разъедающий и раздражающий твои душевные очи (прп. Амвросий, 3, ч. 2)?
Источник: Симфония по творениям преподобных оптинских старцев : в 2 т. / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. Москва : ДАРЪ, 2009. / Т. 2. П-Я. 608 с. ISBN 978-5-485-00260-2
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Протоиерей Георгий Бреев: «Наша ревность должна быть растворена во Христе»
О царском пути христианина рассказывает настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском, митрофорный протоиерей Георгий Бреев.
Протоиерей Георгий Бреев. Фото: Владимир Ходаков / patriarchia.ru
– Отец Георгий, я слышала такое наставление: вы должны возненавидеть сам факт того, что еще живы, – значит, душа ваша пока не пришла в то наилучшее для нее устроение, которое и стяжается христианским подвигом, чтобы Господь ее взял к Себе.
Если тело – дом Духа Святаго, то и относиться мы к нему должны соответственно
– Возьми эту установку на вооружение – и впадешь в прелесть! Жизнь – это дар Божий. Читайте послания апостола Павла: «Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас» (Фил. 1, 23). Чувствуете: дух-то здоровый. А не так, что я сейчас сам себя заистязую.
Если тело – дом Духа Святаго, то и относиться мы к нему должны соответственно. Мы живем в теле, оно часть нашей природы. Мы не должны бороться с ним. «Наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной» (Еф. 6, 12), – пишет апостол Павел.
Пост нам дан для того, чтобы приводить тело в соответствие с богоустановленными правилами жизни, изложенными в Законе Божием. Великим постом мы призваны прежде всего подчинить тело стремлениям духа. Любая чрезмерность всегда плохо заканчивается.
– А как же святые «умерщвляли плоть»? Да и современные подвижники придерживаются правила: «плоть жалеть нельзя».
– Превозмогание природы возможно только для людей уже очень высокой духовной жизни: пустынников, затворников, столпников. При том, что на каждый из этих видов подвига благословляли уже самых преуспевших подвижников. То есть они долгие годы готовились к этому поприщу и только потом уже его проходили. Возьмите, например, преподобного Паисия Святогорца – вот аскет наших дней, но насколько же трезво он ко всему относился.
Будем следовать тем правилам, которые установила Церковь. Когда я еще учился в семинарии, то много читал святых отцов: преподобных Ефрема и Исаака Сирина, Макария Великого и других. Я старался усвоить, прежде всего, их дух. А у них очень здравый внутренний базис правильного отношения к самому себе. Это им и позволило безупречно пройти по предначертанному в Евангелии узкому пути (ср. Мф. 7, 13) и оставить после себя большое наследие: духовную семью учеников, наставления им.
Однако важно учитывать, что мы сейчас говорили о монахах, а мирянам духовную жизнь надо строить так, чтобы не пренебрегать нуждами своей семьи.
– Как избежать ревности не по разуму?
– Антония Великого спросили: «Какая самая высокая добродетельность?» Он сказал: «Рассудительность». Вот я болен диабетом, мне дважды делали операции на сердце. Я попробовал строго поститься, у меня начались сильные головные боли, домой бреду после службы так, что еле ноги передвигаю. Да съешь ты кусочек рыбы! – и все эти приступы тут же оставляют тебя. Апостол Павел писал: «Ядущий да не осуждает не ядущего, а не ядущий не осуждает ядущего» (Рим. 14, 1).
Вкушение или невкушение пищи не удаляет от Бога и не приближает к Нему, – таков принцип Церкви. Пост – это общая норма, которая обращена ко всем, но каждый человек должен найти свою меру воздержания, – так говорили святые отцы. Это мне по силам, а вот это – просто буйство моей ревности; это мне на пользу, меня укрепляет, и я провожу пост, приобретая духовную силу, а здесь я, напротив, саморастрачиваюсь так, что ни на молитву, ни на богослужение уже не способен. Кому нужен такой пост? Кто тебя осудит? Ешь в меру, а не так, чтобы стоять в церкви и только и думать о том, как бы побыстрее прибежать домой и что-нибудь перекусить. Свою норму должен определить себе, посоветовавшись с духовником, каждый христианин.
Ешь в меру, а не так, чтобы стоять в церкви и только и думать о том, как бы побыстрее прибежать домой и перекусить
Преподобный Серафим Саровский, памятуя свое купеческое происхождение, наставлял торговать тем, что тебе больше барыша дает: чувствуешь от поста несомненную пользу – постись, а если нет у тебя здоровья, то и не надо придерживаться «монастырского Устава», добавляй в пищу то, что тебя поддерживает, дает силу нести свое послушание.
Наша ревность должна быть растворена во Христе. Давайте спокойно и разумно стремиться к тому, чтобы навыкнуть за дни поста воздержанию во всем. Отказался от скоромной еды – отсеки и склонность к развлечению: не включай телевизор, не празднословь. «Постимся, братие, телесно, постимся и духовно!» Тогда мы и после празднования Пасхи не растеряем этого настроя.
– Что для современных христиан главное?
– Почему для современных? Для всех и на все времена, до скончания века – одно Евангелие дано. «Иисус Христос вчера и днесь [сегодня], Той же и во веки» (Евр. 13, 8). Самое главное – исполнить заповеди Господни, потому что в них заключена воля Божия. Бывает, приходят и говорят: «Хочу выполнять волю Божию». «А где ты волю Божию найдешь?» – спрашиваю. Молчат. Она выражена в Законе Божием!
– Чаще людям на ум приходят прежде всего ветхозаветные заповеди: не убий, не прелюбодействуй. (ср. Исх. 20, 2–17) А евангельские как исполнять?
– Все Священное Писание – цельное, нельзя разделять Ветхий и Новый Завет. Я сейчас толкую Книгу Псалмов и удивляюсь каждой строчке. Здесь такая заложена мудрость! Все зерна, которые потом проросли в Новом Завете, – они все уже в Псалтири есть! Читайте Псалтирь! Христос говорит: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин. 5, 39).
А вникните в слова пророка Исайи: за 700 лет до Боговоплощения и грядущей Голгофы он уже описывает Его Крестные страдания так, точно все это свершалось перед его глазами. Дух один и тот же! Нельзя разделять, противопоставлять Ветхий и Новый Заветы. Недопустимо читать Ветхий Завет с пренебрежением, словно это что-то отсталое, ненужное, отжившее. Нет, он и для нас столь же жив и назидателен, как для тех, кто только еще ждал пришествия в мир Спасителя!
– Раньше была такая благочестивая традиция: старались за Великий пост прочитать всю Библию от Бытия до Апокалипсиса. Почему сейчас из ветхозаветных текстов дома в лучшем случае читается Псалтирь?
– Не знаю, сам я очень люблю читать Ветхий Завет, не только Псалтирь, но и пророков, и историю израильского народа. Один Дух, один Бог, един Промысл Господень о спасении рода человеческого. Господь нас обогатил Священным Писанием. Почему мы пренебрегаем этим даром?
Господь нас обогатил Священным Писанием. Почему мы пренебрегаем этим даром?
Христос говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф. 5, 17). Он не отверг Ветхий Завет, Он его исполнил! Господь просто учил правильно понимать то, что открывал ранее человечеству через пророков. «Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет» (Лк. 16, 17), – так говорит Господь. Вся живая библейская традиция совокупна, ее нельзя разделять.
Сейчас бытует такое утверждение, что без прошлого мы бы не понимали настоящее. Это правда. Если не взять на вооружение, мысленно не освоить всего, что преподает Ветхий Завет, то мы будем плохие последователи и Нового Завета. В Ветхом Завете даются очень яркие примеры. Некоторые, читая Библию, спотыкаются и недоумевают: «Там же войны, убийства. » Это все нам живописуется для того, чтобы мы поняли: в нашей жизни происходит все то же самое. Если мы сейчас посчитаем, сколько в мире – хотя бы в одной нашей стране! – делается абортов, то мы ужаснемся: это же страшнее атомной войны! Придут, сделают укольчик: «Мне не нужен ребенок. ». Священное Писание нам открывает глаза: как жизнь человека чревата неправдами!
Священное Писание нам открывает глаза: как жизнь человека чревата неправдами
И Новый, и Ветхий Завет исполнены веянием Духа Святаго. Только надо правильно понимать и усваивать Священное Писание.
– В чем отличие именно евангельских заповедей?
– Евангелие открывает нам новый дух, новое отношение к жизни, саму жизнь новую, которую явил нам Господь наш Иисус Христос. Не пророк, не ангел – а Богочеловек. Потому-то и появляются заповеди: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5, 44).
Сказано: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим. [и] ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 37–40).
– В прощальной беседе с учениками Господь говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13, 34). То есть Крестной любовью? Известно же, что тот же преподобный Паисий Святогорец, который молился за больных раком: «Пусть их болезнь перейдет ко мне», – когда узнал о своем раковом диагнозе, возрадовался.
– Есть люди, которые вышли уже из состояния боязни смерти. Преподобный Паисий Святогорец чувствовал, что Бог его ведет. Когда еще до прославления я читал его жизнеописание, то удивился, что он сменил несколько монастырей. Но, значит, на это ему было указание Божие. Он не самовольничал, а действительно чувствовал путеводительство. Точно так же в свое время и святитель Игнатий (Брянчанинов) оставлял одну за другой обители: просто ощущал, что это не его место, надо идти дальше.
«Утешайте, утешайте народ мой» (Ис. 40, 1), – вот чего хочет от пастырей Господь
Я всегда старался ревность молодых пастырей, приходивших ко мне за советом или окормлявшихся у меня, поверять своим духовным опытом. Помню, когда я еще служил в храме иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно, пришел один молодой священник и стал говорить проповеди о том, что мы все должны умереть за Христа, а потому давайте не поленимся поститься со всей возможной строгостью и т. д. «Боже мой! – останавливаю его. – Что ты такое говоришь? Ты хоть посмотри на людей, кому ты это вещаешь. Пожалей их лучше». «Утешайте, утешайте народ мой» (Ис. 40, 1), – вот чего хочет от пастырей Господь. «Зачем, – пытаюсь убедить этого ревностного батюшку, – такие слова этим бедным людям говорить? За нас умер Христос. А ты что же, людей призываешь: идите и умрите за Христа? Ты что, хочешь себя, человека, вместо Христа поставить?» Принцип незаметно подменяется. Божественная Жертва замещается личной ревностью. Нас же слушают прихожане, дома у которых дети маленькие, семьи, родители-старики. И что? Им все бросить и искать своей личной голгофы?
О ревности не по разуму
Характерным признаком ревности не по разуму является лицемерие, ввиду отсутствия мира ума, а значит и совершенного здравия, без которого человек не в состоянии духовно рассуждать и видеть суть вещей такими, какими они есть на самом деле, когда своя праведность ставится выше праведности ближнего.
Это то самое лицемерие, о котором писал Игнатий Брянчанинов и которое, как в нас самих, так и в высших пастырях Церкви, имевших «неправильное понимание по букве, убило и продолжает убивать всю духовную жизнь в христианском обществе, уничтожая его, которое есть дело, а не буква», и лицемерие это заразило многих, допустивших легкомысленное поведение в стоянии за веру.
Человек часто пребывает в ревности не по разуму, но не всегда способен осознавать вред от неё, так как не может не ревновать и не вразумлять безчинствующих.
Ревность не по разуму или не по рассуждению имеет место тогда, когда человек понуждает себя идти к безчинствующим, и увещевать их к благочинию, не совлекшись Ветхого человека в себе, либо имея ограниченность мышления, заменяет правду Божью собственной правдой.
Как первые, так и вторые считают при этом, что не могут не ревновать, поскольку имеют благую цель увещевания безчинствующих, а на самом деле занимаются самообманом или уже страдают душевным недугом.
Имея же духовное суждение несложно понять, что вследствие духовно-нравственного оскудения современного общества произошла подмена Невесты Христовой блудницею Вавилонской и изгнание Её в пустыню, когда истинная Церковь заменена псевдоцерковью, а служение Господу в Духе и истине, служением в душе и по разуму падшего естества.
Вспомнить слова Ефрема Сирина об орле, свившем гнездо на жилом доме и не только не получившего успокоения, а и лишившегося зоркого зрения от дыма, а также понять, что понуждает идти к безчинствующим и увещевать их, как не дым, разъедающий и раздражающий духовные очи.
А также постараться понять духовный смысл такого древнего изречения, как «Знаки и символы правят миром, а не слово и закон», согласно которому, любой символ, который принимает человек, на духовном уровне соединяет его с тем порядком вещей, который представляет указанный символ.
К примеру, афонский старец Пасисий Святогорец не благословлял греков принимать новые удостоверения личности (тафтотита, поскольку в них содержались символы, явно сатанинского содержания, как и в паспортах РФ, и это новое удостоверение личности имело непосредственное отношение к личности человека. Принятие такого документа, в соответствии с суждениями отца Паисия, основанными на Евангелиях, является актом волеизъявления на принятие порядка вещей, отличного от порядка устроенного Богом, с вытекающими отсюда последствиями для души и тела.
Человек, прнимающий указанный порядок, приобретает совершенно иной дух, подвластный «духу времени», который есть «дух антихриста», и его духовные очи начинают слепнуть, он более не замечает, что их так разъедает, не видит опасности в этом разъедающем дыме и всецело пропитывается им.
Точкой невозрата или «бифуркации» старец Паисий называл принятие «биометрии», под которой понимается отказ от свободы, данной человеку для общения с Богом и его замена на общение с «искусственным интеллектом» или «интеллектом зверя».
Рвение не по разуму святые отцы
Ответ отца Олега Моленко:
Для начала приведу евангельскую заповедь Господа, направленную против ревности не по разуму (в скобках мои примечания):
Итак, ревнующий не по разуму есть лицемер.
Апостол Павел был первым, кто ввел в христианский оборот выражение «ревность не по разуму (рассуждению)»:
Рим.10
2 Ибо свидетельствую им, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению.
3 Ибо, не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность, они не покорились праведности Божией,
Он же и объясняет причину этой ревности: ГОРДОСТЬ с ее ПЛОТСКИМ МУДРОВАНИЕМ, от неведения и неразумия (т.е. отсутствие духовного рассуждения), что приводит к замене правды Божией СВОЕЙ правдой (т.е. душевной, бесовской или правдой падшего естества).
К истиной ревности можно отнести его заповедь: «Духа не угашайте!», т.е. поддерживайте богоугодную ревность ко славе Божией и к своему спасению и преуспеянию.
Подобно рассуждают об этом предмете и святые отцы.
Из святых отцов приведу изречения преп.Исаака Сирина о лукавой ревности (так он именует ревность не по разуму) из слова 89, стр.418:
«Человек ревнивый никогда не достигает мира ума, а чуждый мира – чужд и радости. Ибо если мир ума называется совершенным здравием, а ревность противна миру, то следовательно, тяжкою болезнию страждет тот, в ком есть лукавая ревность. По-видимому ты, человек, обнаруживаешь ревность свою против чужих недугов (то, что Господь назвал «сучками в глазах братьев», прим. о.Олега), а в действительности свою душу лишил здравия. Поэтому потрудись лучше над оздоровлением своей души (то, о чем Господь сказал: «вынь прежде бревно из глаза своего», прим. о.Олега). Если же желаешь врачевать немощных, то знай, что больные более нужды имеют в попечении о них, нежели в порицании. А ты и другим не помогаешь, и самого себя ввергаешь в тяжкую, мучительную болезнь. Ревность в людях (речь о лукавой ревности или ревности не по разуму, прим. о.Олега) признается не одним из видов мудрости, но одним из душевных недугов, и именно – она есть ограниченность в образе мыслей и великое неведение».
Мы видим, что преподобный отец определяет ревность не по разуму (или лукавую ревность, ревность от лукавого) как великий душевный недуг по причине великого неведения (из которого выходят только непрестанной памятью Божией, т.е. покаянной Иисусовой молитвой) и ограниченности в образе мыслей (так отец называет плотское мудрование или дмение плоти).
Выходит, что ревность не по разуму есть неизбежный плод плотского ветхого человека, тлеющего в похотях своих, когда он пытается угождать Богу прямо из этого своего ветхого человека с его плотским мудрованием. По отношению к другим людям это проявляется в действии из осуждения, прикрытого мнимой правотой или мнимой праведностью, которая лукаво говорит: «ты без греха, брось в другого камень осуждения».
Тот же святой Исаак Сирин в слове 32-м, стр.143-146, определяет истинную ревность как основной двигатель добродетели:
Ибо некто, облеченный во Христа, ревность сию в словах своих назвал псом и хранителем закона Божия, то есть, добродетели, потому что законом Божиим называется добродетель. Эта сила ревности двумя способами укрепляется, пробуждается и воспламеняется на хранение дома, а также двумя способами приводится в изнеможение, дремоту и леность. А именно: пробуждение и воспламенение бывает, когда человеку приходит на мысль некоторый страх, заставляющий его бояться за то благо, которое он приобрел или имеет в виду приобрести, чтобы оно не было украдено, т.е. уничтожено каким-либо случаем или последствием оного. И сие возбуждается в человеке по Божественному промышлению; разумею же страх во всех достойных делателях добродетели, пребывающий в душе для ее пробуждения и ревнования, чтобы не предалась она дремоте.
Когда же возбужден в естестве этот страх, тогда ревность, названная у нас псом, день и ночь разгорается, как пылающая печь, и пробуждает естество.
И когда этот страх бывает о теле, тогда делается сатанинским, потому что человек поколебался в вере своей в Промысл Божий и позабыл, как печется и промышляет Бог о подвизающихся ради добродетели, ежечасно надзирая над ними, о чем и Дух Святый говорит устами Пророка: «очи Господни на праведныя» и пр. (Пс.33,16); и еще: «держава Господь боящихся Его» (Пс.24,14). И Сам Господь как бы от Своего лица сказал боящимся Его: «не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему» (Пс.90,10).
Но когда страх бывает о душе по причине того, что приключается добродетели и что следует за нею, и именно страх, чтобы она не была окрадена и по каким-нибудь причинам не потерпела ущерба, тогда помысел сей божествен, попечение благо, скорбь и томление бывают по Божию промышлению. И еще другой есть способ, т.е. крепость и воспламенение пса обнаруживаются, когда наиболее возрастает в душе вожделение добродетели. Ибо в какой мере возрастает в душе вожделение, в такой же воспламеняется и этот пес, т.е. естественная ревность к добродетели.
Весьма многие мысленные домы бывают окрадены сим помыслом. И это бывает, когда померкнет в душе чистота оного осияния святым ведением. Отчего же она омрачается? Конечно, оттого, что тайно вошел в душу какой-либо самый тонкий помысел гордыни и возгнездился там; или человек стал более предаваться попечению о преходящем или частому обольстительному для него сообщению с миром. Или бывает сие от чрева – этого господина для всего худого. Всякий же раз, когда подвижник вступает в общение с миром, душа его изнемогает. То же бывает, когда сходится он со многими, которые невольно сокрушают душу его тщеславием. Короче сказать, ум предающегося бегству подвижника, когда входит он в общение с миром, уподобляется кормчему, который спокойно плывет по морю и внезапно падает в средину подводных камней и терпит крушение».
Преподобный Варсонофий Великий пишет о ревности в отношении конкретной добродетели:
«Несовершенный плач то отходит, то приходит, сообразно с тем, как помысл (ревность) о спасении попеременно то разгорячается, то расслабляется. Когда же теплота соделается постоянною, тогда бывает умиление великое и постоянное, а ему последует и истинный плач, о коем должно заботиться, понуждая себя, дабы получить его».
Согласно этому знанию и должно избавляться от ложной ревности, т.е. смиряться, не осуждать, познавать и зреть свои грехи, удаляться от увлечения миром сим и т.д., и просить Бога о даровании и сохранении истинной ревности о спасении своем.
Иногда бывает, что лукавые люди желают избавиться от справедливого их обличения (иногда лишь от находящегося рядом благочестивого человека, который молча – своим примером – обличает нечестивцев) тем, что лукаво приписывают такому человеку «ревность не по разуму». Они это делают именно по ревности не по разуму и по желанию оправдаться. Для этого им надо погасить неким благовидным очернительством своего обличителя. Наиболее удобен и надежен в их целях путь ложной ревности о правде, с перекладыванием своей болезни (т.е. ревности не по разуму) с больной головы на здоровую. Этим они как бы говорят, что, мол, не обращайте внимание на добродетели этого человека, ибо они мнимые, так как делаются из ревности не по разуму. Так они пытаются лишить значение обличения богочтеца и оправдать обличаемое в них нечестие. Никаких оснований у них нет и они лгут на истину.
Истинные же обличители порока, как, например, Божии пророки, всегда ревнуют о славе Бога и о доме Божьем – Церкви, по внушению Духа Святого, получая от Бога силу и слово для этого обличения. Их ревность в этом – святая и богоугодная. Точнее сказать, Сам Бог ревнует в них и через них о славе Своей и о спасении людей.
Рвение не по разуму святые отцы
Ревность не по разуму — явление гораздо более древнее, чем события недавнего времени. Недаром Спаситель предупреждал о том, что «если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там,— не верьте. и бо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» (Мф. 24, 23–27).
Даже святые отцы порой ошибались, когда говорили о наступлении последних времен. Хотя в Священном Писании сказано, что никому не дано эти сроки знать, и потому нет смысла пытаться их «вычислить», тем не менее, этим занимались всегда. Классический пример — «Слово на пришествие Господне, на скончание мира и пришествие антихристово» преподобного Ефрема Сирина, в котором он говорит, что антихрист придет «еще при нынешнем царствовании».
Всем известно, как много раз адвентисты назначали конец света. Это стало притчей во языцех — последователи этой секты не раз продавали свое имущество, надевали белые рубахи, собирались где-то на возвышенном месте и ждали назначенного дня и часа. И когда «конец света» не наступал, очередной пророк делал озабоченный вид и говорил: «Ах, да, вот мы чего забыли! Мы немного ошиблись, конец света наступит не сегодня, а через десять (двадцать, тридцать) лет!». Но проходило и десять, и двадцать, и тридцать лет, а эти сроки всё переносились. И будут переноситься, поскольку подспудное, народное, в значительной степени мифологизированное ожидание конца света вообще свойственно человечеству. Отсюда и неразумная ревность, которая встречается всюду, а не только в России. Просто у нас она имеет свои особенности. Самый печальный урок — история русского раскола, начавшаяся даже несколько ранее «книжной справы», затеянной Патриархом Никоном (к сожалению, пока еще мало известна роль, которую сыграли в расколе так называемые «лесные старцы», или «Капитоны», эсхатологические ожидания которых ведут свое начало от богомилов и альбигойцев, живших в Европе и на Балканах).
В России тоже были секты апокалиптического характера. Чудовищный, но абсолютно логически последовательный эсхатологический вывод одного из самых многочисленных старообрядческих согласий, так называемых «беспоповцев», гласил: «Благодать на Небо улетела». Нет священства, нет Таинств, нет — и все. Только представьте себе: Господь создал Церковь, дал обетование, что врата ада не одолеют ее, а Церкви нет. Мир стоит, а Церковь кончилась. В этом заключается главный итог старообрядческой «догматики». Это тоже эсхатология. Правда, больная.
Действительно, история человечества однажды закончится, и произойдет это так, как сказано в Священном Писании. Для этого нам и дана Библия — как предостережение. Мы часто сверяем нашу жизнь со Священным Писанием и находим там указание на то, что кончина мира близка. Мы видим и войны на местах, и голод, и оскудение любви, и разного рода катастрофы. Но мы забываем историю Авраама, историю пророка Ионы.
Господь сказал, что Содом будет уничтожен. Грехи людей, их беззакония превзошли меру долготерпения Божьего. Но вспомним диалог между Богом и пророком: когда Авраам спросил Бога, решившего уничтожить Содом: «Может быть, есть в этом городе пятьдесят праведников? Неужели Ты погубишь, и не пощадишь места сего ради пятидесяти праведников, в нем?» (Быт. 18, 24), Господь ответил: «Если Я найду в городе Содоме пятьдесят праведников, то Я ради них пощажу все место сие» (Быт. 18, 26), а затем обещал помиловать жителей Содома даже ради десяти праведников.
Милосердие Господа проявляется и в истории пророка Ионы — Ниневия, подлежавшая уничтожению, была сохранена, потому что ниневитяне покаялись. Самого же пророка Господь вразумил растением, которое выросло, а потом засохло. Когда Ионе стало жаль растения, Господь сказал: «Ты сожалеешь о растении, над которым ты не трудился и которого не растил, которое в одну ночь выросло и в одну же ночь и пропало: Мне ли не пожалеть Ниневии, города великого, в котором более ста двадцати тысяч человек, не умеющих отличить правой руки от левой, и множество скота?» (Иона 4, 10-11).
Видимым образом, люди сегодня не каются так, как во времена пророка Ионы. Население целых городов не сидит в прахе и не посыпает себе голову пеплом. Но это только на первый взгляд. Люди приходят к Богу, идут в Церковь, обращаются к Спасителю. Поэтому тем, кто решил, что он открыл времена и сроки, предсказанные в Священном Писании, прежде чем торопиться объявлять о своем открытии «городу и миру», нужно посмотреть, а идут ли люди в храмы? Есть ли кающиеся, есть ли спасающиеся? Если такие люди есть, то надо понимать, что Господь милует нас. И тем, кто уже пришел в Церковь, и тем, кто еще стоит за ее порогом, Он дает возможность покаяться. Когда кающихся людей не останется, кончина мира не замедлит. Она наступит сразу же.
В поисках спасения
В истории нашей страны было немало примеров вмешательства государства в духовную жизнь народа, в жизнь Церкви. Было много потрясений, испытаний, трагедий. Сегодня мы прославляем новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в ХХ веке. Их тысячи, десятки, сотни тысяч. Но были и сотни тысяч предавших, испугавшихся, постаравшихся исчезнуть, вжавшись в землю, только бы выжить, только бы их оставили в покое.
Можно вспомнить перепись населения, «лампочку Ильича», колхозы, появление тракторов, советские паспорта — тогда тоже в народе возникали эсхатологические движения. Но надо понимать вот что: как бы ни был богословски невежественным подобный испуг, в его основе порой лежали верные интуиции. То, что большевики творили с Россией, с русским народом, имело религиозный смысл. Давно и точно сказано, что большевизм был квазирелигией, а партия — квазицерковью. И большевики ожесточенно боролись с Русской Православной Церковью именно потому, что видели в ней своего соперника. Народ интуитивно чувствовал это и выражал свой протест.
Что же касается наших дней, то вся эта шумиха вокруг ИНН, борьба с паспортами, мобильными телефонами, генно-модифицированными продуктами и прививками — это огромная «куча мала», в которую свалено множество различных вопросов, каждый из которых может быть предметом для отдельного обсуждения. Более того, в нормально развитом обществе они и обсуждаются, но никому не приходит в голову по этому поводу раскалывать Церковь. Ни католики, ни протестанты не устраивают бунты в собственных религиозных общинах потому, что некоторые прививки могут быть вредными для здоровья. Люди понимают, что это совершенно разные вещи.
К примеру, вполне можно быть антиглобалистом. Церковь тоже выступает против глобализации в той форме, в которой она сегодня совершается. Христос пришел в мир, когда глобализация древнего мира достигла своего апогея — сейчас бы сказали, что Римская империя была весьма успешным глобализационным проектом. И в этот момент в безбожный мир пришел Христос Спаситель.
Сегодняшняя глобализация — принципиально антихристианская. Ее пафос заключается в изгнании христианства из истории, из жизни государств, общества, из жизни народов. Мы протестуем против этого, но нельзя же по этому поводу устраивать смуты и расколы внутри Церкви. Борьба вовсе не означает того, что мы все должны выйти из городов и уйти в пустыню или скрыться в лесу, залечь в землянку и там отсиживаться. Этому будут очень рады те, кто хочет избавиться от Церкви и стремится к тому, чтобы Церковь ушла из мира. Да, ей трудно в миру, мир влияет на нее, и влияет отрицательно. Но жизнь вообще трудна. Она не дает легких решений. И присутствие Церкви в мире необходимо. Это одна из целей, которые Господь поставил перед ней.
Люди боятся погибнуть и ищут спасения. Но понимают само спасение по-своему. При этом главенствует материалистическое понимание духовных реальностей. Когда мы слышим о том, что в каком-то монастыре какая-то матушка сказала, что «вот антихрист придет, а нас только крылышком заденет» — можно твердо сказать: это не Православие. Или когда начинают спасаться от антихриста, принимая за образец то, как «спасаются» от него в голливудских фильмах — стреляя в него, пытаясь убежать, сделать так, чтобы он не родился и т. п. — надо знать, что ничего общего с христианством это не имеет
Спасение от антихриста не в том, чтобы спрятаться от него — в подвал, в погреб, в лес, в землянку или куда-то еще: запастись продуктами на 3,5 года и там отсидеться. И если находятся последователи такой «теории спасения», то это свидетельствует либо о глубокой психической поврежденности человека, либо о том, что он, прочитав какие-то книги, ровным счетом ничего не понял в христианстве и не имеет к нему никакого отношения. Он может считать себя самым истинным православным, но он не христианин.
В стремлении к подвигу
Сегодняшние «борцы за чистоту веры» жаждут подвига, считая, что в современной жизни для него нет места, не то, что в первые века христианства. Считаете, что в вашей жизни нет места подвигу? Возьмите ребенка из детского дома. Воспитайте его христианином. Сделайте что-нибудь для своих ближних, для своей страны, в которой мы живем. Вот это и будет настоящим подвигом.
Подвиг — это и послушание Церкви. Когда на Поместном Соборе 1918 года вместе с восстановлением Патриаршества был восстановлен и древний титул Предстоятеля Русской Православной Церкви как «Великого Господина и Отца», то имелось в виду, что с падением царской власти Патриарх занял место Императора. Не в табели о рангах, разумеется, а в духовном измерении. И когда в последнее время мы слышим нелепые обвинения в адрес Святейшего Патриарха, возникает вопрос: что же мы себе позволяем? Какие же мы после этого патриоты России? Какие же мы борцы за наше русское будущее? У нас есть сегодня Отец и Господин. А мы вместо того, чтобы слушаться, готовы не доверять ему и выдвигать какие-то совершенно чудовищные обвинения.
Сегодня, когда разделена большая Россия, Церковь остается главным связующим звеном между близкими нам народами православной цивилизации. Конечно, с ней «методически работают», делают все, чтобы ее ослабить, чтобы разделить, ограничить ее влияние на народ. Проплачивается работа в Интернете, печатание тех или иных газет, книг, статей, которые выходят за одними и теми же подписями в определенных периодических изданиях. Именно они и подталкивают борцов «за чистоту веры» строить баррикады внутри Церкви. В чем причина распространения подобных заблуждений? К сожалению, общий душевный и образовательный уровень нашего народа не очень поднялся за последние годы. Многие люди «сломались», не сумев сохранить душевное равновесие. И сегодня некоторые из них тоже в Церкви. Просто потому, что больше они нигде и никому не нужны.
Возможно, здесь они не находят ответы на некоторые свои вопросы. У Церкви есть недостатки. У Церкви есть проблемы. Порой бывает так, что от человека, у которого есть какая-то глубокая внутренняя обеспокоенность, в Церкви могут отмахнуться. Это плохо, но, наверное, в какой-то степени объяснимо — слишком много всего сегодня обрушивается на тех, кто в Церкви служит.
Проблема в том, что чаще всего эти люди сами создают свои убеждения. Придя в Церковь, они начинают исповедовать собственное «православие» — такое, каким они хотят его видеть. Убеждай их — не убеждай, отвечай им — не отвечай, они просто тебя не слышат. Ответ для них возможен только в форме согласия с их мнением. Поэтому если ты противоречишь их мнению, пытаешься его оспорить, переубедить, человек уходит и говорит: «Мне не ответили». Это, кстати, может подтвердить каждый священник: такие люди ходят на исповедь от одного батюшки к другому только с одной целью — чтобы услышать, что они во всем правы. Причем это касается не только житейских проблем, но и вероучительных вопросов.
Сегодня перед Русской Православной Церковью стоит огромная задача — это просвещение нашего народа. Нельзя сказать, что она не выполняла эту задачу раньше, просто ей никогда не удавалось довести дело до конца — наша история, тяжелая и во многом трагичная, вынуждала в решающие моменты не заниматься просвещением, а бороться за выживание — выживание народа, государства, Церкви. Мы не знаем, что будет завтра. Но сегодня мы должны изо всех сил использовать отпущенное нам Богом время для того, чтобы просвещать наш народ. По крайней мере, ту его часть, которая готова к этому.
Журнал «Православие и современность» № 8 (24), 2008 г.