рв ум техническое описание
Радиовысотомер малых высот РВ-УМ
Радиовысотомер предназначен для определения истинной высоты полета в пределах (М-600 м и обеспечения звуковой и световой сигнализации заданных высот полета.
Состав оборудования и назначение основных блоков.
Приемопередатчик ГІГІ-УМ служит для генерации колебаний СВЧ, усиления отраженных сигналов и преобразования их, выдачи сигнала истинной высоты на индикатор, сигнализации заданной высоты полета, блокировки индикатора при достижении высоты 600 м.
Указатель высоты УВ-57 осуществляет индикацию истинной высоты полета. Переключатель сигнализируемой высоты ПСВ-УМ предназначен для установки заданной высоты. Приставка раздельной сигнализации ПРС-УМ производит подачу звукового сигнала в телефоны левого и правого пилотов. Передающая антенна излучает колебания СВЧ. Приемная антенна осуществляет прием отраженных колебаний СВЧ.
Принцип действия. Излучаемые передающей антенной частот — но-модулированные колебания СВЧ отражаются от земной поверхности, принимаются приемной антенной и поступают на балансный детектор приемника. Одновременно на детектор подаются колебания от генератора (прямой сигнал). Путь отраженного сигнала зависит от высоты полета и значительно превышает путь прямого сигнала. За время, прошедшее с момента излучения до момента приема отраженного сигнала, частота генератора изменится, поэтому на балансном детекторе будут два сигнала различной частоты. В результате сложения этих сигналов получается напряжение с частотой биении, пропорциональной высоте полета. Напряжение усиливается, преобразуется в постоянный ток и поступает на индикатор, шкала которого отградуирована в метрах. Стрелка индикатора указывает истинную высоту полета.
Генератор СВЧ (рис. 283) через передающую антенну излучает электромагнитные колебания. Одновременно эти колебания через виток связи по внутреннему фидеру попадают на балансный детектор. Звуковой генератор вырабатывает переменное синусоидальное напряжение частотой 105 гц, приводящее во вращение синхронный гистерезисный двигатель, на оси которого укреплен ротор переменного конденсатора, входящего в колебательный контур генератора СВЧ. Емкость конденсатора изменяется с частотой 70 гц.
Следовательно, частота колебаний генератора СВЧ будет изменяться с частотой 70 гц, причем пределы измерения емкости конденсатора таковы, что ширина полосы модуляции равна 17 Мгц. Через приемную антенну сигнал, отраженный от земли, попадает на балансный детектор с запаздыванием, зависящим от высоты полета самолета.
Так как частота генератора СВЧ непрерывно меняется, на балансный детектор поступают два сигнала различной частоты. Образующееся напряжение частоты биений прямого и отраженного сигналов поступает на усилитель низкой частоты Усиленное напряжение сигнала после ограничения в амплитудном ограничителе поступает на счетчик радиовысотомера, где прямоугольные импульсы частоты биений преобразуются в постоянное напряжение, величина которого пропорциональна частоте биений.
Напряжение поступает на сетк^ усилителя постоянного тока, в катод которого включен указатель высоты. Так как частота биений прямо пропорциональна высоте полета самолета, указатель высоты, отградуированный в метрах, отмечает истинную высоту полета. Схема блокировки указателя высоты предназначена для ликвидации ложных показаний указателя высоты при слабом отраженном сигнале, т. е. когда высота полета самолета превышает 600 м. На вход схемы блокировки поступает напряжение с выхода УНЧ. Когда это напряжение достаточно велико, что соответствует высоте полета самолета менее 600 м, схема блокировки не влияет на показания указателя высоты. Если же напряжение с выхода УНЧ мало, что соответствует высоте полета более 600 м, схема блокировки переводит стрелку указателя высоты на правый упор.
Схема блокировки работает в том случае, если, переключатель сигнализируемой высоты находится в одном из следующих положений: «К», «50м», «100м», «150м», «200м», «250м». «300м»,
«400м». Если переключатель сигнализируемой высоты находится в положении «Выкл.», работа схемы блокировки и схемы сигнализации заданной высоты прекращается, что позволяет определить запас чувствительности радиовысотомера РВ-УМ по высоте, т. е. такую минимальную высоту (превышающую 600 м), при которой стрелка указателя высоты будет отходить от правого упора за счет уменьшения. напряжений на выходе УНЧ.
Схема сигнализации заданной высоты предназначена для обеспечения световой и звуковой сигнализации в момент, когда высоты полета самолета при его снижении достигают следующих значений: «400м», «300м», «250м», «150м», «100м» и «500м» (в зависимости от положения переключателя сигнализируемой высоты). Схема управляется двумя напряжениями: с переключателя сигнализируемой высоты и усилителя постоянного тока. Когда эти напряжения сравняются по величине, сработает релейная часть схемы сигнализации заданной высоты; в шлемофоны пилота в течение 3—7 сек поступает прерывистый сигнал тона 400 гц и загорается сигнальная лампочка, продолжающая гореть, пока самолет будет находиться в зоне заданной высоты (т. е. при снижении самолета до самой земли).
Положение «К» переключателя сигнализируемой высоты ПСВ-УМ предназначено для наземной проверки работоспособности сигнализации заданной высоты.
Питание осуществляется от бортовой сети переменного тока напряжением 115 в и частотой 400 гц. Потребляемая мощность (вместе с МРП) не более 125 ва. АЗФ включения радиовысотомера «РВ-УМ» находится на РУ переменного тока штурмана в группе «Навигация».
Основные технические данные
Диапазон измеряемых высот, м………………………………………………….. • … 0—600
Излучаемая мощность, вт………………………………. ………………………. не менее 0,2
Общая чувствительность, дб……………………………………………………… не менее 75
Особенности эксплуатации радиовысотомера РВ-УМ. В процессе эксплуатации радиовысотомера необходимо особое внимание обратить на приемную и передающую антенны; механические повреждения антенн недопустимы.
Необходимо следить за чистотой и целостностью изолирующих колец антенн. Не следует закрашивать кольца при восстановлении покрытия диполей.
При эксплуатации радиовысотомера РВ-УМ. для периодической проверки работы радиовысотомера, проверки общей чувствительности его калибровки и ремонта используются два тестера Т-1. Тестер Т-1 является переносной установкой, предназначенной для калибровки и определения общей чувствительности радиовысотомера.
При помощи тестера можно произвести контроль работы генератора СВЧ, проверить исправность высокочастотных фидеров и антенн непосредственно на самолете.
Тестер создает искусственную задержку сигнала по времени с помощью двух катушек высокочастотного фидера, смонтированного в ящике тестера. Каждая катушка обеспечивает задержку, эквивалентную некоторой высоте полета.
Тестер позволяет проверить правильность показаний радиовысотомера в трех точках диапазона высот. Сигнал с выхода передатчика поступает на задерживающую линию тестера. Время, необходимое для прохождения сигнала через задерживающую линию, пропорционально некоторой высоте полета и зависит от скорости распространения радиоволн в фидере и от линии фидера. Второй конец задерживающей линии присоединяется к приемнику канала радиовысотомера. На вход балансного детектора подается, таким образом, задержанный по времени сигнал от передатчика, аналогичный сигналу, отраженному от земли.
Одна линия задержки тестера эквивалентна высоте полета 20 м, вторая — 83,6 м. Последовательным соединением обеих линии может быть получена эквивалентная высота, равная сумме (20+ — t-83,6) м.
Коаксиальный фидер РК-1. из которого намотаны катушки, представляет собой одножильный экранированный кабель со специальным наполнителем, имеющим малые потери на ультракоротких волнах. К концам катушек припаяны штепсельные разъемы ВР-18.
Разъемы выведены на внутреннюю панель тестера: разъемы «Н-1» и
«Н-2» для короткой задерживающей линии, «В-1» и «В-2» для длинной.
Последовательное соединение линий производится с помощью короткого фидера (рис. 284).
Для проверки исправности антенной системы в комплекте тестера имеются два одинаковых индикатора мощности И-1. Индикатор мощности представляет собой полуволновой вибратор, нагруженный лампой (1 в; 0,068 а). Исправность антенных каналов определяется свечением лампы.
Нормальное свечение ламп свидетельствует о исправной работе генератора СВЧ. Кроме того, в эксплуатации осуществляется проверка работоспособности, калибровка и проверка чувствительности.
Радиовысотомер
Радиовысотоме́р (радиоальтиметр — устаревшее, производное из иных европейских языков) — бортовое или наземное устройство для определения истинной высоты полёта летательного аппарата (самолёта, вертолёта, спутника и т. д.) над поверхностью Земли радиотехническими методами. Является дополнением и альтернативой барометрическому высотомеру, предназначенному для измерения относительной или абсолютной высоты полёта. Фактически, радиовысотомер является частным случаем радиодальномера или специализированной РЛС, однако, в связи с удобством классификации по назначению, его выделяют в отдельный класс устройств.
Содержание
Классификация
Радиовысотомеры бывают разными по исполнению:
По типу используемого радиоизлучения и методу его обработки бортовые радиовысотомеры делятся на две группы:
Принцип действия
Бортовой
Принцип действия радиовысотомера основан на определении времени прохождения радиосигнала от передающей антенны до отражающей поверхности и обратно, к приемной антенне (основной принцип радиолокации). Высота и время задержки сигнала связаны формулой:
,
где h — высота; t — время задержки; c — скорость распространения радиоволн (равна скорости света).
Метод определения задержки сигнала зависит от его типа:
Наземный
РЛС определяет расстояние до самолёта, скорость и направление его движения. Устройство управления высотомером вычисляет угловую скорость самолёта относительно станции и начинает вращать антенну высотомера с соответствующей скоростью. Одновременно антенна ходит вверх-вниз, сканируя пространство узконаправленным лучом. Таким образом вычисляется угол места самолёта. Простейшими преобразованиями можно определить высоту над землёй.
Трёхкоординатные РЛС с той же целью используют большое количество лучей, излучаемых несколькими передающими антеннами. Такой метод нахождения высоты менее точный, но после первичной обработки вместе с координатами самолёта выдаётся и его высота.
История
Первый в мире радиовысотомер был разработан фирмой Bell Laboratories (США) и продемонстрирован в Нью-Йорке 9 октября 1938 года.
В СССР первые серийно выпускаемые радиовысотомеры (РВ-2, РВ-10 и РВ-17) были разработаны в 1947—1954 годах. С 1962 по 1965 годы в ЦКБ-17 Министерства авиационной промышленности разрабатывается радиовысотомер больших высот, который 3 февраля 1966 года впервые в истории космонавтики обеспечил мягкую посадку на поверхность Луны космического аппарата «Луна-9».
Некоторые типы отечественных радиовысотомеров
Бортовые радиовысотомеры
Модель радиовысотомера | Тип модуляции | Рабочая частота, МГц | Максимальная высота измерения, м |
---|---|---|---|
РВ-2 | ЧМ | 444 | 1200 |
РВ-У | ЧМ | 444 | н/д |
РВ-УМ | ЧМ | 444 | 600 |
РВ-3 | ЧМ | 2000 | 300 |
РВ-3М | ЧМ | 2000 | 600 |
РВ-4 | ЧМ | 4300 | 1500 |
РВ-5 | ЧМ | 4300 | 750 |
РВ-10 | ИМ | н/д | 12000 |
РВ-15 | ИМ | н/д | н/д |
РВ-17 | ИМ | 440 | 17000 |
РВ-18 (А-031) | ИМ | н/д | н/д |
РВ-21 (А-035) | ИМ | н/д | н/д |
РВ-25 | ИМ | н/д | н/д |
А-034 | ЧМ | 4300 | н/д |
А-035 | н/д | н/д | н/д |
А-036 | н/д | н/д | н/д |
А-037 | ЧМ | 4200…4400 | 750 |
А-040 | ЧМ | 4300 | 1000 |
А-041 (РВ-85) | н/д | н/д | н/д |
А-052 | ЧМ | 4300 | 1500 |
А-053 | ЧМ | 4300 | 1500 |
А-063 | ИМ | н/д | н/д |
А-069А (для противокорабельных ракет) | н/д | н/д | н/д |
А-075 | ИМ | 4300 | 25000 |
А-076 | ИМ | 4300 | 20000 |
А-077 | ИМ | н/д | н/д |
А-078 | ИМ | 4300 | 10000 |
Подвижные радиовысотомеры
Литература
Книги
Нормативно-техническая документация
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Радиовысотомер» в других словарях:
радиовысотомер — радиовысотомер … Орфографический словарь-справочник
Радиовысотомер — бортовой высотомер, определяющий высоту полета летательного аппарата. Действие радиовысотомера больших высот обычно основано на измерении времени между посылкой прямого и приемом отраженного импульсов электромагнитной энергии. Радиовысотомер… … Морской словарь
РАДИОВЫСОТОМЕР — прибор для определения высоты летательного аппарата (самолета, космического аппарата) относительно поверхности Земли или др. планеты на основе измерения времени распространения радиоволн от аппарата до поверхности планеты. Применяется в… … Большой Энциклопедический словарь
радиовысотомер — сущ., кол во синонимов: 2 • высотомер (5) • радиоальтиметр (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
радиовысотомер — Измеряет высоту полёта самолёта по времени прохождения радиоволн до Земли и обратно [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность EN radio altimeter … Справочник технического переводчика
РАДИОВЫСОТОМЕР — (радиоальтиметр) пилотажно навигационный прибор для определения истинной высоты полёта летательного аппарата относительно поверхности Земли или др. планеты посредством (см.) … Большая политехническая энциклопедия
радиовысотомер — см. в ст. Высотомер. Энциклопедия «Техника». М.: Росмэн. 2006. Радиовысотомер прибор на борту летательного аппарата для определения геометрической высоты полёта … Энциклопедия техники
радиовысотомер — а; м. Навигационный прибор для определения высоты летательного аппарата, основанный на принципе радиолокации. * * * радиовысотомер прибор для определения высоты полёта летательного аппарата (самолёта, космического аппарата) относительно… … Энциклопедический словарь
радиовысотомер — radijo aukščiamatis statusas T sritis Standartizacija ir metrologija apibrėžtis Skrendančiame objekte (orlaivyje, raketoje, dirbtiniame palydove) įrengtas radionavigacinis įrenginys skridimo aukščiui matuoti. atitikmenys: angl. radio altimeter… … Penkiakalbis aiškinamasis metrologijos terminų žodynas
радиовысотомер — radijo aukščiamatis statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. radio altimeter vok. radioelektrischer Höhenmesser, m; Radiohöhenmesser, m rus. радиоальтиметр, m; радиовысотомер, m pranc. altimètre radio électronique, m; radioaltimètre, m … Fizikos terminų žodynas
ГЛАВА 8. РАДИОНАВИГАЦИОННОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Радиовысотомер РВ-УМ
Назначение, состав и основные характеристики.Радиовысотомер РВ-УМ предназначен для определения истинной высоты полета, а также получения световой и звуковой сигнализации о снижении самолета до заданной высоты.
Показания радиовысотомера практически не зависят от метеорологических условий, покрова земной поверхности, скорости и изменения высоты полета. Но при полете над горами с резко изменяющимся рельефом пользоваться высотомером нельзя, так как его показания в этом случае ошибочны.
В состав радиовысотомера РВ-УМ входят: приемо-передатчик ПП-УМ; указатель высоты УВ-57 (рис. 34); переключатель сигнализируемой высоты ПСВ-УМ (рис. 35); приставка раздельной сигнализации ПРС-УМ; передающая и приемная, антенны; высокочастотный фильтр ВЧФ-3; две сигнальные лампочки «Высота» скрасными светофильтрами.
Приемо-передатчик ПП-УМ включает в себя передатчик, приемник и основную часть системы сигнализации заданной высоты, а также трансформатор с выпрямителем, преобразующие напряжение бортовой сети 115 В, частотой 400 Гц в постоянные и переменные напряжения, необходимые для питания радиовысотомера. Приемо-передатчик установлен в хвостовом негерметичном отсеке на этажерке радиооборудования справа;
Указатель высоты УВ-57 по устройству и принципу работы представляет собой измеритель постоянного тока. Он установлен на левой панели приборной доски.
Переключатель сигнализируемой высоты ПСВ-УМ предназначен для установки высоты, о снижении до которой требуется получить сигнализацию, а также обеспечивает в случае необходимости ручное выключение звуковой сигнализации высоты. Для установки сигнализируемой высоты переключатель имеет семь положений, помеченных числами, обозначающими высоту в метрах. Положение «Выкл.» служит для выключения звуковой сигнализации высоты, а положение «К»
(«Контроль») используется при проверке работоспособности системы сигнализации заданной высоты. Переключатель сигнализируемой высоты установлен на левой панели приборной доски.
Приставка раздельной сигнализации ПРС-УМ служит для подключения телефонов летчиков к радиовысотомеру только на время подачи сигналов заданной высоты. Она расположена на полу кабины экипажа слева у шпангоута № 6.
Передающая и приемная антенны по конструкции однотипны и установлены на нижней обшивке стабилизатора.
Высокочастотный фильтр служит для исключения попадания помех на вход приемника и расположен возле приемо-передатчика.
Сигнальные лампочки «Высота» обеспечивают световую сигнализацию заданной высоты и установлены по одной на левой и правой панелях приборной доски.
Радиовысотомер питается переменным однофазным током от бортовой сети. Цепи его питания защищены предохранителем СП-2, расположенным на панели переменного тока, а также двумя предохранителями СП-2 и
Рис. 36. Структурная схема радиовысотомера РВ-УМ
СП-0,15, установленными на передней панели приемопередатчика ПП-УМ. Радиовысотомер включается при помощи выключателя, который установлен на левой панели приборной доски.
Диапазон измеряемых высот. 0—600 м
Точность измерения высоты. ±5 м +8% от измеряемой высоты
Сигнализируемые высоты. 50, 100, 150, 200, 250, 300, 400 м
Точность сигнализации по отношению
к показаниям указателя высоты:
на высотах 100, 150, 200, 250, 300 и 400 м…. от +10 до —5%
» высоте 50 м. от +10 до —5 м
Мощность передатчика в антенне………………………………………….6,2 Вт
Принцип работырадиовысотомера основан на свойствах радиоволн распространяться с постоянной скоростью и отражаться от земной поверхности. Высота полета определяется путем измерения времени, за которое радиоволны проходят расстояние от самолета до земли и после отражения — обратно. Для определения высоты использован метод частотной модуляции. Схема принципа работы радиовысотомера показана на рис. 36.
Генератор СВЧ передатчика непрерывно создает колебания, частота которых под воздействием генератора низкой частоты плавно изменяется: увеличивается, затем уменьшается, опять увеличивается и т. д. (рис. 37). Энергия этих колебаний излучается передающей антенной в направлении к земле и одновременно подается на амплитудный детектор приемника (прямой сигнал). Излученные радиоволны проходят до земли, отражаются от нее, возвращаются к самолету и принимаются приемной антенной, от которой поступают тоже на вход амплитудного детектора (отраженный сигнал). Время tH (см. рис. 37) прохождения радиоволн до земли и обратно прямо пропорционально высоте полета. За время tH частота генератора СВЧ (прямого сигнала) изменится на величину FБ, прямо пропорциональную этому времени, и, следовательно, высоте полета.
Таким образом, на амплитудный детектор поступают два колебания, разность частот которых прямо пропорциональна высоте полета.
На входе детектора прямой и отраженный сигналы складываются, в результате чего получаются высокочастотные колебания, амплитуда которых изменяется с разностной частотой FБ сложенных сигналов. Амплитудный детектор выделяет напряжение разностной частоты, которое затем усиливается УНЧ иподается на счетные цепи.
Счетные цепи по существу «считают» количество периодов поступающего на них напряжения. Они таким образом преобразуют переменное напряжение в постоянный ток, величина которого прямо пропорциональна частоте переменного напряжения, а следовательно — и высоте полета.
После его усиления усилителем постоянного тока (УПТ) постоянный ток подводится к указателю высоты. Так как протекающий через него ток прямо пропорционален высоте полета, то указатель имеет шкалу с градуировкой непосредственно в метрах высоты.
Принцип действия системы сигнализации заданной высоты основан на сравнении величин двух напряжений, одно из которых поступает на систему от УПТ и зависит от высоты, а другое подается от переключателя ПСВ-УМ.
После установки высоты на ПСВ-УМ от него на систему сигнализации подается постоянное напряжение, по величине равное напряжению на выходе УПТ в случае, когда самолет находится на заданной высоте. На эту же систему поступает от УПТ постоянное напряжение, прямо пропорциональное измеряемой высоте. Когда высота больше заданной, напряжение на выходе УПТ больше поступающего от ПСВ-УМ и система сигнализации не срабатывает. При достижении самолетом заданной высоты снижения напряжение на выходе УПТ становится равным напряжению, поступающему на систему от ПСВ-УМ. Вследствие этого включается сигнализация: на телефоны летчиков в течение 3—7 с короткими посылками подается напряжение частотой 400 Гц и включаются лампочки «Высота», которые затем горят все время, пока самолет находится на высоте, меньше заданной. Прерывистость и ограничение времени звуковой сигнализации обеспечиваются реле времени.
Для предотвращения ложных показаний указателя при высотах полета более 600 м в высотомере имеется система блокировки указателя высоты. Она обеспечивает отклонение стрелки указателя до правого упора на высотах полета более 600 м. Система блокировки выключается при установке переключателя сигнализируемой высоты ПСВ-УМ в положение «Выкл.».
Включение, предполетная проверка, управление.Перед полетом при выключенном высотомере стрелка указателя высоты должна занимать крайнее левое положение (ниже нуля).
Для проверки работоспособности высотомера установить переключателем ПСВ-УМ любую высоту и включить электропитание высотомера при помощи выключателя на левой панели приборной доски. Через 3—4 мин после включения стрелка указателя высоты должна установиться на нулевой риске шкалы с точностью ±5 м, должны загореться лампочки «Высота» и в течение 3—7 с отработать звуковая сигнализация. После этого установить переключатель ПСВ-УМ в положение «К», лампочки «Высота» должны погаснуть, а затем перевести переключатель на любую высоту, вследствие чего должны загореться лампочки «Высота» и повторно в течение 3—7 с отработать звуковая сигнализация.
При проверке высотомера на земле иметь в виду, что его завышенные показания могут быть вызваны предметами, находящимися вблизи самолета, особенно около антенн.
Во время руления самолета допускаются отклонения стрелки указателя до 30 м. Электропитание высотомера необходимо включать не позже чем за 5 мин, а при температуре наружного воздуха ниже —30° — за 10 мин до взлета.
После взлета и набора высоты круга радиовысотомер нужно выключить, а затем включить при подходе к аэродрому посадки.
В полете при включенном высотомере лампочки «Высота» горят, когда самолет находится на высотах, менее установленной переключателем ПСВ-УМ, и гаснут в наборе высоты на заданной с помощью этого переключателя высоте.
Если переключатель ПСВ-УМ. установлен на какую-либо высоту, то на высотах более 600 м стрелка указателя находится на правом упоре шкалы. При снижении и достижении высоты, установленной переключателем ПСВ-УМ, на заданной высоте загораются лампочки «Высота» и в телефонах летчиков в течение 3—7 с прослушиваются короткие звуковые сигналы.
Если по неисправности самопроизвольно включится или не выключится после отработки заданной высоты снижения звуковая сигнализация, то для ее выключения нужно переключатель ПСВ-УМ установить в положение «Выкл.». После этого лампочки «Высота» горят при любой высоте полета, а стрелка указателя на высотах более 900 м может отойти от правого упора (показания указателя будут ложными).
Над густым лесом радиовысотомер показывает высоту от верхушек деревьев. Он реагирует на отдельные большие строения, овраги и т. п.
В случае отказа радиовысотомера нужно заменить предохранитель СП-2 «РВ-УМ» на панели переменного тока. Если работу высотомера не удалось восстановить, следует после посадки заменить два предохранителя на передней панели приемо-передатчика ПП-УМ.