русский в монастыре шаолинь
Ши Синсинь (Момотов Ю.В.)
Русский монах из Шаолиня — духовное имя Shi Xingxin.
32-е поколение шаолиньских монахов. Мастер спорта, мастер шаолиньского цигун, мастер шаолиньцюань, официальный носитель традиции Шаолинь Дамо Ицзиньцзин. Родился в городе Москва в 1962 году.
Руководитель центра традиционного ушу (кунгфу) «Пять стихий», тренер ушу, инструктор-методист (пр.№4 от 19.01.1997г).
Боевыми искусствами начал заниматься с 1976 года.
Тренер ушу с 1989 года (пр.ГОСКОМСПОРТА РСФСР № 349 от 14.6.1989г).
С 1989 по 1992 гг. член президиума федерации ушу СССР.
В 1992 году был награждён памятным подарком Польской федерации боевых искусств за вклад в развитие боевых искусств.
Стоял у истоков становления традиционного ушу в России. В 1998 году прошёл посвящение посвящающий учитель преподобный Ши Дэцянь.
В 2002 г. закончил обучение в Международной академии шаолиньского ушу при монастыре Шаолиньсы, г. Дэнфен, КНР. (см. Диплом)
Удостоверение монаха шаолиньского монастыря Шаолиньсы
В 2006 г. стал чемпионом мира по традиционному ушу в дисциплине шаолиньцюань, Кучинг Малайзия.
2007 г. получил титул «Мастер года» по версии Международного исследовательского института боевых искусств, Малайзия.
За выдающиеся заслуги имя Момотова Юрия Владимировича занесено в международный зал славы чёрных поясов.
В 2009 г. за вклад в развитие традиционного ушу в России был награждён орденом «За службу Отечеству» второй степени.
Преподавал в монастыре Шаолинь в 2006 и 2009 годах. Его имя занесено в Большую энциклопедию шаолиньского ушу.
Скан страницы книги: Большая энциклопедия шаолиньского ушу
В настоящее время является членом ряда авторитетных организаций боевых искусств:
Они нас учат: мастер шаолиньского кунг фу о секретах медитации и широкой душе
M24.ru продолжает серию материалов об иностранцах, которые знакомят москвичей со своей культурой. Сегодня рассказываем о воине-монахе Шаолиня, который обучает москвичей тонкостям кунг-фу и цигун.
Мастер Ши Янбин – воин-монах 34-го поколения Шаолиньского монастыря. В Россию он приехал в 2006 году по направлению настоятеля Шаолиня – Ши Юнсина. К тому времени Ши Янбин объездил множество стран, преподавал в США, Австралии, Арабских Эмиратах. Сам мастер отмечает, что не думал оставаться в Москве надолго, но так сложилась судьба. В столице он живет уже почти 10 лет и основал здесь собственную школу, где проводит занятия по кунг-фу, цигун и тайцзи-цюань.
Немного о шаольньском кунг-фу:
Традиция кунг-фу монастыря Шаолинь мало соотносится с понятием боевых искусств в вопросах победы над противниками или в контексте военного дела. Так же мало общего у спортивного ушу и традиционного шаолиньского кунг-фу. Монастырь никогда не был университетом боевых искусств или кузницей профессиональных бойцов.
С древних времен боевые искусства монахи Шаолиня использовали для постижения Чань – внутреннего спокойствия. Поэтому тренировки, медитации и молитвы неразрывно связаны в традиции монастырского кунг-фу.
Краткая информация о цигун и тайцзицюань:
Цигун – комплексы упражнений и дыхательных техник, которые помогают человеку накапливать и перераспределять свою энергию, которую в Китае называют «ци». Фактически ци – это движущая сила, наполняющая все во вселенной. В Древнем Китае считали, что без умения управлять своей энергией нельзя преуспеть в повседневных делах.
Чтобы научиться чувствовать и управлять ци, появились комплексы упражнений под общим названием «цигун».
Тайцзицюань – внутреннее китайское боевое искусство. Последователи таких стилей достигают победы над противником без применения грубой силы. Вместо этого боец полагается на свою внутреннюю силу и умение контролировать и направлять потоки энергии ци.
Вопреки расхожему убеждению, что боевые искусства – это чисто мужское занятие, в школе мастера Ши Янбина обучаются и мужчины и женщины. На занятия приходят люди всех возрастов. Детей принимают в школу с четырех лет.
Ученики зовут Ши Янбина «Шифу». Если дословно переводить иероглифы, из которых состоит это обращение, то получится «учитель-отец». Сам мастер часто говорит, что школа – это тоже семья, и наставник должен быть как отец для своих учеников.
Во время занятий Ши Янбин уделяет внимание не только физическим нагрузкам, но и воспитанию духа, передаче традиций Шаолиньского монастыря.
Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий
В школе мастера отмечают традиционные буддистские праздники. Ученики вместе со своим наставником проводят праздничные службы в дни рождения Будды и Дамо – первого патриарха Чань-буддизма. Не обходится также и без празднования китайского Нового года.
Кроме того, раз в год у всех, кто посещает занятия, появляется возможность поехать на летние сборы в Китай и обучаться у монахов прямо на территории монастыря Шаолинь.
Немного о Шаолине:
Название монастыря переводится как «Молодой лес» или «Растущий лес».
Монастырь был основан в Суншаньских горах в 495 году н.э., во времена правления династии Северная Вэй.
Согласно легенде, комплексам цигун и кунг-фу монахов обучил первый патриарх чань-буддизма Бодхидхарма (в Китае его называют Путидамо или Дамо), который останавливался в монастыре 530-х годах. Он же передал монахам свои познания о Чань – внутреннем спокойствии и ясности ума.
В 1928 году военачальник Ши Юсань поджег монастырь Шаолинь. Были уничтожены уникальные письменные источники, а сам монастырь почти полвека после этого провел в руинах. После Второй мировой войны на развалинах Шаолиня жило всего семь монахов.
С большим трудом властям Китая удалось возродить монастырь. Немало помог в этом и кинематограф: после выхода в 1982 году на экраны художественного фильма «Храм Шаолиня» по Китаю прокатилась волна популярности монастыря и туда пришло много новых молодых послушников.
В 1986 году настоятелем монастыря стал монах Синчжэн, который с 1951 года на общественных началах исполнял должность хранителя монастыря, однако в 1987 году он скончался.
После его смерти на всеобщем голосовании чань-буддистского сообщества был выбран новый глава монастыря – Ши Юнсин.
Сейчас Шаолинь без преувеличения считается одним из главных центров изучения ушу и цигун в Китае и сокровищницей национальной культуры.
Фото: M24.ru/Владимир Яроцкий
Мастер Ши Янбин: В первую очередь люди приходят в школу ради традиций боевых искусств Шаолиня и древней культуры Китая. Многие традиции сохранились до наших дней, потому что действительно способны помочь на жизненном пути.
Самое главное в шаолиньских практиках – любовь. Нужно любить людей, любить жизнь. Сердце должно быть большим, как море.
Еще ученики нашей школы должны помнить, что жизнь меняется каждый день и даже каждую минуту. Не будет всегда хорошо, и не будет всегда плохо. Я хочу, чтобы прежде всего они работали над пониманием этого, а уже на втором месте – комплексы кунг-фу, которые мы изучаем.
Заниматься кунг-фу и цигун можно для укрепления здоровья, для достижения спокойствия и для самообороны.
В самом начале обучения все должно быть легким: движения, дыхание и мысли. Когда человек начинает понемногу усваивать базовые комплексы и упражнения, можно двигаться дальше.
Важное место в наших занятиях занимает медитация. После нее мысли становятся ясными. Человек начинает лучше понимать, кто он такой и что ему следует делать.
Заниматься медитацией можно всем. Не важно, какие у человека проблемы, связаны ли они с духом или со здоровьем. Медитация помогает исправлять и то и другое.
И здесь главное обрести правильный настрой. Подготовить нужно все: уши, рот, глаза. Как готовить к медитации уши? Поменьше слушать, как люди жалуются и ругают что-то. Если человек не может выкинуть такие речи из головы, то жить становится сложно. Появляется много беспокойных мыслей. В результате пытаешься медитировать, а вместо этого думаешь о том, как плохо сложился твой день сегодня. Это мешает.
Один из залов школы. Украшения остались после празднования дня рождения мастера Ши Янбина. Фото: M24.ru/ Владимир Яроцкий
Как готовить к медитации рот? Во-первых, нужно правильно питаться. Еда должна быть легкой, лучше всего есть растительную пищу. Она хорошо усваивается и не вызывает тяжести в желудке. Во-вторых, меньше разговаривать на неинтересные темы. Например, обсуждать внешность других людей. Если человек не уделяет много внимания подобным вещам, он становится спокойнее.
Ну и конечно, нужно уменьшить количество суеты вокруг себя: реже смотреть кино, телевизор, играть, употреблять алкоголь. Есть много всего, чему не стоит уделять свое время.
Выбираю ли я своих учеников? Нет. Нельзя посмотреть на человека и сказать, будет он хорошо заниматься или нет. В Шаолине учат принимать людей такими, какие они есть. Это как дерево – оно растет так, как может.
К тому же каждый китаец верит в судьбу. Поэтому люди, попавшие в школу, сами решают, могут они остаться и продолжать обучение или нет. И даже если у человека нет возможности приходить сюда на занятия, можно отрабатывать дома те движения, которые удалось запомнить. Появится время – можно будет вернуться в школу.
Когда я вел первые занятия в России, мне было легко, потому что был очень хороший переводчик. Все ученики легко меня понимали. А потом я сам начал учить русский.
Сначала цифры: когда я ехал куда-то и у меня было свободное время, я следил за номерами машин. Я смотрел на множество автомобилей и проговаривал их номера. Водитель говорил, правильно я их называю или нет.
Потом понемногу начал учить слова: «рука», «нога», «здравствуйте». Я и сейчас продолжаю изучать язык.
Я считаю, что между российскими и китайскими учениками нет большой разницы. Главное, чтобы мастер обладал спокойствием. Не важно, откуда твой ученик – из России или другой страны. Если тебя не понимают, плохо занимаются – это вопрос к мастеру.
И сам я люблю спокойных и отзывчивых учеников. Мне не нравится, когда люди слишком много думают о себе. Я люблю людей с большим сердцем.
В мире нужно и давать, и брать. Нельзя только брать. Во время занятий цигун я рассказываю ученикам, что на выдохе нужно отдать старую энергию, выкинуть прошлый вдох. И только потом можно начать собирать новую энергию. Мне нравится, когда ученики это понимают.
Во время наших выездных семинаров я часто бывают в Подмосковье. Мне там очень нравится. Особенно красивы широкие поля, где только трава и деревья. Этого в Китае очень мало: если где-то есть чуть-чуть земли, там сразу появляются дома или поля с картошкой и кукурузой. А здесь так не делают.
Настроение человека во многом зависит от того, где он живет. Если место просторное, то и душа широкая. Когда ты живешь в тесноте, то и мысли твои становятся маленькими.
Поэтому я думаю, что у русских людей большое сердце благодаря их земле, природе и простору.
«Нештатный» монах Шаолиня Андрей СТАРОВОЙТ: «Я готов поселиться в монастыре. Но только в женском»
«РАЗБИВАТЬ ГОЛОВОЙ ГРАНИТНЫЕ ПЛИТЫ ПОКА НЕ РЕШАЮСЬ»
Андрей снял с себя футболку и лег спиной на груду битого стекла. На грудь ему опустили толстую, тяжелую, утыканную гвоздями доску. На нее взгромоздился 100-килограммовый атлет. Минута, другая, пятая. На лице Андрея не дрогнул ни один мускул. Когда он поднялся и смахнул полотенцем мелкие блестящие осколки, на спине остались лишь едва заметные вмятины.
Все было, как и в первый раз, но только битое стекло заменили острыми саблями. И снова на его спине я не увидел царапин. Потом Андрей ребром ладони разбивал черепицы и доски, а под занавес опять улегся на битое стекло, на живот ему положили гранитную плиту, и один из ассистентов ударом кувалды расколол ее.
— Феноменально!— невольно вырвалось у меня.
— А разве то, что ты показал, не цирк?
— Я, кстати, окончил Киевское эстрадно-цирковое училище. Но с дипломом артиста циркового акробатического жанра оказался на улице. Цирковые знают, как сложно устроиться.
— Выходит, три года учебы коту под хвост?
— И какая же из Наташ тебе приглянулась?
— И на одной из них ты женился?
— Не угадали. В жены я выбрал землячку из родного поселка Коцюбинского. А был мне всего-то 21 год.
— На цирке, естественно, поставил крест?
Я же создал одну из первых в Украине охранных фирм «Пересвiт». Прослушал несколько специальных семинаров для телохранителей, подобрал надежных и крепких ребят, обучил и в 94-м году получил все лицензии на охрану государственной и частной собственности. Потом открыл промоутерский центр. Мы организуем поединки украинских единоборцев за рубежом, обеспечиваем им рекламу.
— Голова, наверное, кругом идет?
— Каким тебя ветром туда занесло?
— Попутным. Захотелось своими глазами увидеть искусство тамошних мастеров, о котором был наслышан. Словом, покупаю месячный тур по Китаю, в субботу утром сажусь в авиалайнер, спустя полсуток прилетаю в Пекин. и начинаются приключения. Час-другой топчусь на условленном месте, но никто не встречает. Потом уже выяснилось, что рассеянная сотрудница нашего турбюро слишком поздно отправила факс о моем прибытии. А время-то уже около полуночи.
— А почему не позвонил киевским растяпам?
Помните, что кричал Остап Бендер, когда его негостеприимно встретили румынские пограничники? «Ах, такое отношение!». Примерно то же, но с более острой «приправой», вырвалось и у меня. Все, что за два дня накопилось на душе, выплеснул на этих уродов. Запомнят! А таксист так и не появился.
— В Шаолинь как добирался?
— Предложили и мне, я вежливо отказался. А зря. Потом каждый день с удовольствием ел эти особым способом приготовленные окорочка. Необыкновенная вкуснятина! Как и многое другое в китайской кухне.
— Но кто такой этот Бодхидхарма?
«Шаолинь издревле считался местом магическим, где можно встретить духов и даже святых небожителей» |
— Почему он избрал Шаолинь, а не какой-то другой монастырь, которых в Китае множество?
— Шаолинь издревле считался местом магическим, где можно встретить духов и даже святых небожителей. По одной из легенд, Бодхидхарма обладал чудесным искусством «уменьшения веса тела». Позже оно вошло в арсенал подготовки монахов-бойцов. Он якобы переправился через реку Янцзы верхом. на тоненьком тростниковом шесте. По другой версии, он прибыл из Индии в Китай, переплыв море в соломенной сандалии.
— Судя по всему, тебя всерьез интересует эта тема.
— Чем же весь день занимаются монахи?
— В таком суровом режиме жил и ты?
«НАСТОЯТЕЛЯ ШАОЛИНЯ И СЕЙЧАС ПРИГЛАШАЮТ В ГОЛЛИВУД СНИМАТЬСЯ»
— Но как тебе удалось стать его учеником?
— Сколько ты ему платишь?
— Мне тогда посчастливилось достать билет на их шоу. То было феерическое зрелище!
— Залы были полны и в Одессе, и в Днепропетровске, и в Запорожье, и в Донецке. Там, кстати, после одного из выступлений монахов Шаолиня олимпийская чемпионка Лилия Подкопаева воскликнула: «Удивительные люди! С какой легкостью взлетают они на двухметровую высоту и словно зависают в воздухе, а приземляются мягко, как кошки. Не пойму, как они этого добиваются!».
— А чем она там месяц занималась?
— Вы, очевидно, еще не обременены детьми?
— Разве это бремя? Это счастье! У нас уже трое. Даше шесть лет, а двойняшкам Кате и Пете по четыре года.
«МОНАХИ С ТАКОЙ СИЛОЙ МЕТАЮТ ЦЫГАНСКУЮ ИГЛУ, ЧТО ОНА ПРОБИВАЕТ ОКОННОЕ СТЕКЛО»
— Еще не примеряют кимоно?
— С какого возраста принимают в монастырскую школу?
— Его удостаивается тот, кому удается приручить в природных условиях взрослого тигра.
— Неужели такое возможно?
— Это необычная дрессура. Претендент уходит в горы и месяцами живет там, бок о бок со свирепым зверем, постепенно приучая его к своему соседству. Представляете, какой опасности он себя подвергает? На это способен лишь тот, кто в искусстве перевоплощения достиг совершенства. Ведь он и сам должен почувствовать себя зверем, войти в его роль, перенять повадки. Такие эксперименты нередко заканчиваются трагедией.
— Точно. Сейчас к нам каждый день приходят около тысячи мальчишек и девчонок.
— И чему вы их обучаете?
— Ну это, положим, не новшество. В стране появилась уйма клубов и секций, где детей и подростков, попросту говоря, учат драться. Но ведь человек от природы агрессивен, стоит ли искусственно подогревать в нем не лучшие инстинкты?
— Стоп, стоп! Во все времена мужчина, дороживший своей честью и достоинством, должен был уметь постоять за себя. Сколько одаренных людей, подлинных интеллектуалов, прекрасно владели шпагой, пистолетом, умели боксировать, слыли непревзойденными дуэлянтами. Нет, нам и в XXI веке не уйти от естества. Иначе выродимся в беспомощных хлюпиков.
Не верю, что можно оставаться равнодушным, глядя, как у тебя на глазах оскорбляют женщину, старика, избивают безвинного. Но молодые и крепкие с виду мужики трусливо пробегают мимо, потому что не владеют навыками самозащиты. Где уж им заступиться за кого-то!
«МАЛЕНЬКИЙ ЧЕЛОВЕК И СЕБЯ ИЗ ДЕРЬМА ВЫТАЩИТ, И ЛЮДЯМ ПОМОЖЕТ»
— Как же вы добиваетесь столь редкой в наше время дисциплинированности?
Андрей Старовойт (снизу), лежа под гвоздями на саблях, обезболили себя концентрацией энергии |
— И все же не однобоко ли воспитание, замешенное на единоборствах?
— Отношения в человеческом обществе, к сожалению, все больше напоминают то, что происходит в дикой природе. Там ты либо охотник, либо жертва. Я хочу, чтобы мои ученики при встрече со злом не раскисали, а были готовы дать ему отпор.
— Во-первых, никто не принуждает вас выходить на октагон. На это отваживаются лишь настоящие бойцы, лидеры в своих стилях. Между ними давно уже идет спор: кто же сильнее? Прекрасный боксер беспомощен в схватке лежа, а великий борец-«вольник» не обучен ударам. Но любой боец, каким бы видом боевого искусства он ни занимался, убежден: его стиль самый эффективный. А проверить это можно только в реальном бою. Вот и придумали «бои без правил», или, как еще их называют, «исключительные бои». Но я не сторонник столь жестоких зрелищ. Есть же и другие единоборства, где риск получить серьезную травму сведен к минимуму. К примеру, наш фри-файт.
— Это твое изобретение?
— Что, Андрей, побуждает тебя жить в таком напряге?
— Попытаюсь объяснить. Большинство наших людей опустили руки, не сопротивляются обстоятельствам. Их кредо: «От меня ничего не зависит, я маленький человек». Чушь это, жалкое оправдание своей лени, трусости. Я не замахиваюсь на решение каких-то глобальных, в масштабе государства, проблем. Но ведь сумел дать сотням людей работу, детей и подростков увлечь спортом. Фанатично мечтаю о том, чтобы наш «маленький человек» наконец-то перестал ждать милости от сильных мира сего, а, стряхнув с себя лень, нерешительность, сам принялся за какое-то дело и довел бы его до толку. Он и себя из дерьма вытащит, и людям поможет. Эта мысль покоя мне не дает. Я даже художественный фильм решил снять, уже написал сценарий четырехсерийной ленты.
— О чем же твой фильм?
— И в какую копеечку влетит тебе это кино?
— Приличная сумма. Потянешь?
— Говорят, ты ночь можешь провести на дискотеке. С женой туда ходишь?
— Зачем? Она дома, с детьми. Я иду со своими старшими ученицами.
— А если кто-то из них в тебя влюбится?
— Они все меня любят. И я всех.
«ЕСТЬ МНОГО ЖЕНЩИН, КОТОРЫХ Я ЛЮБЛЮ, НО СТРАННОЮ ЛЮБОВЬЮ»
— Непросто, наверное, сочетать любовь к собственной жене с повышенным интересом к другим женщинам?
— Того же требует от тебя и твой Учитель?
— Конечно. Правда, он же показал мне комплекс упражнений для повышения мужской потенции. Они просты, однако требуют усилий, терпения, постоянства.
— Можешь описать хотя бы одно из них?
— Пожалуйста. Ноги шире плеч, согнуть их в коленях и, в полуприседании, вытянув перед собой руки, простоять не менее 10 минут. Повторить несколько раз в день.
Ранним утром на пляжах, в парках, в ближайшем лесу, на любом пустыре вы увидите тысячи людей, они сосредоточенно выполняют несложные, но очень полезные для здоровья позы и движения. Восполняют энергию, заимствуя ее у солнца, ветра, деревьев, травы, цветов, даже у дождя. Словом, у природы. То же самое и вечером, чтобы снять накопившуюся за день усталость, обрести душевное равновесие. Потому-то они так редко дома ссорятся.
Почему бы и нам не воспользоваться их богатейшим опытом? Разве для нас неприемлемы основные, сугубо человеческие постулаты их философии, морально-этических норм? К примеру, благоговейно вспоминай своих предков, поклонись тому месту, где проходят дни и годы твоей жизни, с уважением относись к старшим по возрасту и многое другое.
Как стать монахом Шаолиня
Во второй части выпуска: Александр Блок и музыка (часть вторая) и «Мои любимые пластинки»: радиоспектакли для детей.
Андрей Старовойт – монах третьего посвящения монастыря Шаолинь, причем, как утверждает он сам – единственный в мире православный монах буддийского храма. К своим 47 годам Андрей добился мастерства в карате, джиу-джитсу, тхэквондо, ушу, а также в боксе. В китайском монастыре Шаолинь изучал кунг-фу и тайцзи-цюань.
Елена Холоденко (Киев): Сочетая лучшие приемы и техники боевых искусств мира, Старовойт создал новый украинский вид спорта – фри-файт («free-fight») или – «вольный поединок». Примечательно, что свое детище автор зарегистрировал сначала в Китае, Португалии, Германии, Голландии и лишь потом – в Украине. Мы встретились в поселке Коцюбинское, что под Киевом – именно тут находится Школа боевых искусств «Пересвит», основанная Андреем Старовойтом. Андрей, что для вас означает «создать вид спорта?
Андрей Старовойт: Для меня это прежде всего означает, что я ничего не создаю. Фри-файт – продукт своего времени. Фри-файт родился на переломе столетий, тысячелетий, даже эпох. И если когда-то у людей были, даже на улице, помню в 70-80-х были какие-то договоренности между ребятами на улице: деремся до первой крови или лежачего не бьют, то сейчас наступили времена, когда бьют даже мертвых. И фри-файт стал продуктом своего времени, потому что спортсмен, занимающийся фри-файтом, хорошо себя чувствует как в стойке, так и в партере – лежа на земле. Он адекватно чувствует ситуацию, и может продолжать бой, поединок.
Главное – чем фри-файт отличается от других единоборств – это не просто вольный поединок с соперником. Это вольный и бескомпромиссный поединок с рабством собственного я. Фри-файт – это вид спорта, искусство боя, которое делает человека чести. Человек чести в нашем понимании – это тот, кто не идет на сделку с собственной совестью.
Оксана Старовойт –– 4-кратная чемпионка мира по кунг фу, преподает тайдзи-цюань в Школе боевых искусств «Пересвит». С Андреем они познакомились школьниками. Сегодня он для нее не только муж, но и учитель.
– Сама наша идеология-философия – это три ценности: родители, школа, родина – каждый ученик знает у нас об этом.
– Как от этого тянется ниточка к Родине?
– Это место, где он может самореализоваться. Есть место, где он родился, где его корни, родители. У меня тоже Родина – не Коцюбинское, но для меня это то место, где я сейчас самореализуюсь, где есть Школа, куда я прихожу утром, в обед, вечером. Где бы я ни была, возвращаюсь с удовольствием, бегу на все тренировки. И, наверное, это как второй дом для меня.
В середине 80-х Андрея Старовойта увлек кинофильм «Боевые искусства Шаолиня» с легендарным Джетом Ли. С ним и Джеки Чаном Андрей сегодня знаком лично. А тогда Храм Шаолинь стал мечтой юноши.
– Я не был босяком. Для меня всегда был чужд темный мир. Я селюк, в Коцюбинском ничего не существовало, кроме водки, селедки и тому подобного. Поэтому дух, который жил во мне – протестантства, бунтарства и обостренного чувства справедливости – его никуда не спрячешь. Даже старшие ребята, сильные, они понимали, что они сильней меня, но духовно… я мог схватить камень, как неандерталец, схватить палку, клюшку и пустить ее в ход для отстаивания своего мнения, своего права. Хотя первым я никогда никуда не лез и не пытался кого-то обидеть.
В семье Старовойтов трое детей. Дочери Даша и Катя учатся в университетах Пекина. Сын Петр – ему 20 лет – чемпион Украины по фри-файту, чемпион мира по кунг фу и тоже – наставник Школы «Пересвит». Он – третий мой собеседник.
– Я очень люблю наблюдать за людьми, смотреть на их поведение. А это очень конкретно проявляется в спорте. Неважно, это ринг, татами, даже футбол – поле. Как он показывает себя в том или ином пространстве, таким он есть человеком. В фри-файте заложены все виды спорта – это и джиу-джитсу, и карате, и бокс. Я за свою жизнь спаринговал, проводил схватки с очень многими представителями тех или иных видов спорта. Если вы занимаетесь боксом, вы никогда не сможете победить человека, который занимается джиу-джитсу. Если вы занимаетесь джиу-джитсу, боксер может уступить. А если вы занимаетесь фри-файтом, вы всегда готовы к любому виду борьбы – это может быть партер, стойка, клинч – вы просто готовы ко всему.
– Андрей, еще один важный этап становления в вашей жизни, когда вы говорили: «Мне всегда хотелось славы и яркости, хотелось стать звездой». С чего начался ваш поход за славой?
– Наверное, с циркового училища. Я поступал туда первый раз после восьмого класса – на иллюзиониста. Ясно, что у меня ничего не получилось, потому что я занимался единоборствами, боями без правил, драками, и у меня руки были все разбиты, и весь я был такой красивый. На меня посмотрели и говорят: «Молодой человек, руки для иллюзиониста – это его хлеб, его искусство, это мягкость, плавность. Вы посмотрите на свои руки…».
И я не поступил. После 10 класса пошел работать в театр-студию эстрадных миниатюр под руководством Ильи Лернера. Мы объездили с гастролями весь Дальний восток, переезжали с места на место практически каждые 2-3 дня. И вот в мои обязанности входило: помочь смонтировать сцену, репетировать, выступать, после – собрать сцену, костюмы, все упаковать. Поэтому я понял, что такое вешалка в театре – действительно нужно вешаться, если ты хочешь чего-то достичь.
Проработав год в театре, я пришел снова поступать в цирковое училище. Конкурс был немного меньше: 38 человек на место, вместо 72-х, когда я поступал в первый раз. И я пришел поступать уже не как иллюзионист, а как жонглер.
– А стал акробатом. Вместе с тем карьера артиста цирка была недолгой. Андрей получал очередную травму и, случалось, даже гастроли группы летели в тартарары. Что это была за сила, которая не пускала вас в цирк?
– Вот это и есть Путь, Бог, дух «Пересвита». Даже в цирковое училище мне было все равно на кого поступать – на иллюзиониста, жонглера, акробата, эквилибриста, клоуна, потому что мне интересен был путь и эти умения.
Сейчас просто: приехал, купил билет, зашел в Шаолинь. И очень многие приезжают и получают как бы разрушение надежд, стереотипов, мечты. А я говорю: «А что вы там хотели увидеть?» – «Ну как – там монахи-бойцы» – «Какие монахи-бойцы? Монаха-бойца ты в жизни там никогда не увидел бы. Те, кто видел их умения, оставались без рук, без ног и с головой повернутой назад».
Это были мастера именно боевого искусства. Потому что искусство боя дает человеку возможность выйти с достоинством из любой ситуации, а боевое искусство не дает возможности туда попасть. И если тогда это были такие испытания, то сейчас эти испытания еще сложнее. Меня когда-то спросил один из корреспондентов на пресс-конференции: «А сколько сейчас стоит стать монахом Шаолиня?» Я ему ответил: «Пятнадцать лет жизни: готов заплатить?». Я с удовольствием отдал бы деньги. Но… то, что прожил, это в деньгах никак невозможно выразить. И люди, которые приезжают туда, я говорю им: ты приехал в Шаолинь. Зачем ты там нужен? Там таких, как ты, было, есть и будет миллионы. Шаолиню – полторы тысячи лет. Сменялись страны, сменялись эпохи, правители, Шаолинь стоит.
– Андрей, есть такая фраза: «Готов ученик – готов ему и Учитель». Тот момент, когда ваш учитель понял, что вы как ученик готовы, что это было? Может, он рассказывал вам потом?
– Он не рассказывал. Он просто увидел мое внутреннее состояние. Если до этого я приезжал такой себе начальник, то после этих практически пяти лет, после бесконечных тренировок, он увидел внутри пустоту, которую можно наполнять. И поэтому он сказал: «Я готов туда налить пару ведер чего-то, потому что уже выплеснулось оттуда все, что там было». А второе и может даже более важное – это то, что я перестал противиться судьбе. Он это увидел и сказал: «Да, хорошо».
После этого меня погрузили под землю. Закрыли, закопали в пещере. После этого откопали. Меня на сутки закрыли, хотя я думал, что меня забыли, и я там просидел месяц. Мне казалось, что я уже умираю. На самом деле очень интересные ощущения… Многие говорят: «Дайте мне тишины. Мне нужна тишина», там я понял, что тишины не существует.
– Андрей, сколько у вас учеников?
– Ученик пока один. Студентов – очень много. Вообще за это время через «Пересвит» прошло десятки тысяч людей. В 1998 году официально зарегистрирован спортклуб. Дети тренируются с 1996-го. Больше 20 лет. Уже некоторые, кто у нас тренировался, своих внуков приводят. Говорят: «Сенсей, так приятно! Мы когда приходим, как будто в детство возвращаемся. Это как машина времени: так есть, так было…», я говорю: «И так будет».
– Почему только один ученик у вас?
– Пока я готов только к этому. Дальше посмотрим. Ученик – это тот, кто учится. Кто смотрит на меня и следует этому. Либо как надо делать, либо – как не надо. Но он воспринимает мир через призму меня.
– Ученик тот, кому вы как учитель…
–…просто открою дверь. Потому что дверь тоже не каждому открывают.
– Пётр, что для вас самое страшное в жизни?
– Наверное, для меня самое страшное – это сдаться. Если человек сдается, у него нет желания продолжать, на этом все заканчивается. Для меня самое важное в этой жизни – идти. Ты просто идешь к своей цели, даже если ты не понимаешь, куда ты идешь, просто не сдаваться.
— Когда-то я стоял перед трюком. И нога трясется так. Еще в цирковом училище. Мне преподаватель говорит: «Чего трусишься, придурок?» – «Так страшно» – «Хе, страшно. Ты думаешь, мне не страшно? Сынок, не боится только дурак. Но только тот Человек с большой буквы, кто способен преодолеть в себе это чувство. Так что давай – прыгай». Для меня всегда самое страшное в жизни было струсить… потерять Бога в себе. Идти на сделку с собственной совестью… Мне отец всегда говорил: «Краще вмерти стоя, ніж жити на колінах».
Далее в программе:
Александр Блок: голос из хора. (Часть вторая). Передача из цикла «Писатели и музыка». Автор цикла – Владимир Абаринов.
«Мои любимые пластинки». Музыкальные пластинки для детей в СССР.