русский язык как учебный предмет цели содержание и средства обучения
Русский язык как учебный предмет, его значение, задачи
1) Специфика изучения русского языка как учебного предмета заключается в том, что он одновременно является и предметом изучения и средством обучения. Основная задача обучения – свободное владение русским литературным языком, то есть подчиняющимся нормам не только в устной, но и в письменной форме.
Главная функция русского языка в школе – обучающая. Процесс обучения складывается из:
1) изучения основ науки о языке и речи (теории);
2) обучение умениям и навыкам владеть языком в устной и письменной формах во всех его функциональных разновидностях (практические умения и навыки).
Основу изучения русского языка в школе составляет фундаментальная лингвистика (языкознание), включающая все ярусы современного русского языка, его историю, диалектологию, а также смежные науки: графику, орфографию, пунктуацию, функциональную стилистику.
Однако школьный курс представляет адаптированную учебную дисциплину, то есть приспособлен к уровню интеллектуального развития школьников. Основное её содержание – общепризнанные в лингвистике понятия, поэтому только в 70-е годы ХХ века в школьный курс были включены такие разделы, как лексика, словообразование, учение о словосочетании.
· Не менее важной функцией русского языка является развивающая, так как его изучение тесно связано с развитием логического, абстрактного, творческого мышления, а также с развитием речи.
От свободного владения языком зависит весь процесс обучения в целом.
· Большое место уделяется воспитывающей функции языка, так как благодаря познанию языка и литературы развивается эмоциональная и духовная сферы личности, расширяется кругозор, формируется мировоззрение, что повышает культурный уровень школьника в целом.
· Русский язык также является средством приобщения к сокровищам национальной и мировой культуры (культурологическая функция).
Задачи преподавания русского языка определяются социальным заказом общества, уровнем развития базовых наук (языкознания, литературоведения, философии, педагогики, психологии и частных методик) и предназначены:
1) дать глубокие и прочные теоретические знания по основам науки о языке;
2) развивать и совершенствовать речь учащихся, пополняя словарный запас и грамматический строй речи;
3) последовательно и планомерно вырабатывать и закреплять умения и навыки (языковые, речевые, правописные);
4) обеспечить развитие логического и речевого мышления школьников;
5) воспитывать целеустремлённость, самостоятельность в пополнении знаний, в решении поставленных задач;
6) сформировать эстетический взгляд на роль языка и речи в жизни общества.
Решение всех этих задач всецело зависит от учителя, его профессиональных качеств, которые вырабатывает методика преподавания русского языка.
Русский язык как учебный предмет в средней школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Лекция №2
Русский язык как учебный предмет в средней школе
Описание слайда:
План
Специфика предмета «Русский язык» и его состав.
Специальные цели работы по русскому языку в школе.
Общепредметные цели обучения русскому языку в школе.
Описание слайда:
Специфика:
выполняет 2 функции
является предметом изучения и обучения
является средством изучения всех остальных предметов
Описание слайда:
Состав предмета
1. Современный русский язык во всех аспектах (фонетика, лексикология, морфемика, грамматика).
2. История, диалектология.
3. Смежные науки: графика, орфография, пунктуация.
Описание слайда:
Специальные цели
Познавательные
Практические
Описание слайда:
Познавательные цели
Формирование у школьников лингвистического мировоззрения.
Вооружение учащихся основами знаний о языке и речи.
Эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.
Описание слайда:
Практические цели
А. Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Б. Вооружение учащихся нормами литературного языка.
В. Развитие умения связно излагать свои мысли.
Описание слайда:
Общепредметные (общедидактические) цели обучения русскому языку:
— воспитание учащихся;
развитие логического мышления;
обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке.
Описание слайда:
Главный характер нашего языка состоит в чрезвычайной лёгкости, с которой всё выражается на нём – отвлечённые мысли, внутренние лирические чувствования, «жизни мышья беготня», крик негодования, искрящаяся шалость и потрясающая страсть.
Герцен А.И. Былое и думы (1860 г.)
Описание слайда:
Здесь могла бы быть ваша реклама
Описание слайда:
Лекция №3
Реализация общедидактических принципов в дидактике русского языка
Описание слайда:
Принципы обучения русскому языку
общедидактические
специфические
Описание слайда:
Общедидактические
-принцип научности
-принцип систематичности и последовательности
-принцип наглядности
-принцип прочности и доступности
-принцип сознательности и активности
принцип индивидуализации обучения
принцип связи теории с практикой
принцип воспитывающего обучения
-принцип взаимосвязи разделов курса
Описание слайда:
Специфические
-принцип внимания к материи языка
-п. понимания лексических и грамматических языковых значений
-п.оценки выразительности речи
-п.развития чувства языка
-п.опережающего усвоения устной речи перед письменной
-п.зависимости темпа обогащения речи от степени совершенства речетворческой системы обучаемого (см. Федоренко Л.П. Принципы обучения русскому языку. – М., 1973)
Описание слайда:
Спасибо за внимание!
Продолжение следует…
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Презентация на тему «Темперамент и его типы»
Технологическая карта по МДК
Дневник-отчет по учебной практике УП 05 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям, должностям служащих. Выполнение работ по профессии 18545 Слесарь по ремонту сельскохозяйственных машин и оборудования.
Рабочая тетрадь для МДК 05.01
Инновационные технологии в деятельности педагога опыты и перспективы
Тарификация почтовых отправлений и денежных переводов, дополнительные услуги
Творческая работа «О вреде алкоголя»
Методические указания по выполнению заданий учебной практики и оформлению отчета по ПМ.03 Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохраняемости товаров (УП.03
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5257675 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме
Время чтения: 1 минута
Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей
Время чтения: 1 минута
Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень вступительных экзаменов в вузы
Время чтения: 1 минута
Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида
Время чтения: 1 минута
В Минобрнауки разрешили вузам продолжить удаленную работу после 7 ноября
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Русский язык как учебный предмет. Цели и задачи его преподавания в школе.
Методика преподавания русского языка как наука, предмет, цели, задачи, связь с другими науками.
Методика определяет принципы, методы и приемы обучения русскому языку, закономерности его усвоения учащимися.
Предмет методики – процесс обучения русскому языку, который включает изучаемый языковой материал, деятельность учителя, который его преподносит, деятельность учащихся, которые этот материал познают, результат обучения.
a) Зачем изучать? Определение целей и задач обучения русскому языку как родному.
b) Чему учить? Определение содержания обучения, составление программ, учебников, пособий. Методика определяет минимум необходимых знаний.
c) Как учить? Методы и приемы обучения, конструирование уроков.
d) Как контролировать усвоенное? Определение критериев оценки и методов контроля.
Методика связана с другими науками:
a) философия, которая обеспечивает понимание целей и задач обучения языку. Установлена связь языка и сознания, языка и мышления.
b) психология. Методика опирается на нее в изучении процессов восприятия учебного материала, его запоминания, воспроизведения. Понятия знания, умения и навыки взяты из психологии.
c) языкознание. Язык – система, и все его уровни и разделы должны изучаться во взаимосвязи и взаимодействии.
2. Принципы(формы работы) преподавания русского языка.
Русский язык как учебный предмет. Цели и задачи его преподавания в школе.
Учебный предмет в школе – это приспособленная к изучению научная дисциплина или область деятельности. Основу русского языка как учебного предмета составляет наука о русском языке. В нее входит современный русский язык, его история и диалектология, смежные науки – графика, орфография и пунктуация. В разные периоды развития школы состав учебного предмета менялся. На каждом этапе либо уточнялись цели обучения русскому языку, либо совершенствовались его состав и структура и т.д. Например, русский язык то изучался с I по XI класс, то только с I по VIII класс.
Учебный предмет “русский язык” в современной школе имеет познавательно-практическую направленность. Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.
Языковая компетенция. Ознакомление с устройством и функционированием родного языка.
Коммуникативная компетенция. Формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков; овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса; обучение школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Лингвистическая компетенция. Это знания о самой науке “русский язык”, о ее разделах, этапах развития, о выдающихся ученых, сделавших открытия в изучении языка.
Вместе с тем “русский язык” выполняет и общепредметные задачи и цели: развитие логического мышления, обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по языку, работать с литературой.
4. Состав и структура учебного предмета «Русский язык».
Программу школьного курса составляют основные сведения о современном русском литературном языке, элементы сведений о истории языка, его современных разновидностях (территориальные и профессиональные диалекты).
a) система понятий из области фонетики, лексики, фразеологии, морфемики и словообразования, морфологии, синтаксиса, стилистики русского литературного языка, некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке, как развивающемся явлении, речеведческие понятия, сведения об основных нормах русского литературного языка.
b) сведения о графике, орфографии и пунктуации, перечень видов орфограмм и названий пунктуационных правил.
Материал по классам распределяется следующим образом:
a) в 5-7 классах изучается фонетика, графика, лексика и фразеология, морфемика и словообразование, морфология, орфография;
b) в 8-9 классах – синтаксис. Первоначальные сведения о синтаксисе и пунктуации вводятся уже в 5 классе.
Работа по культуре речи предусматривается всегда. Предусматриваются вводные уроки о языке, раскрывающие роль и значение русского языка в стране и за ее пределами. Большое место отводится повторению (специальные часы в начале и конце года). На развитие связной речи выделяется 1/5 учебного времени. В конце программы каждого класса в специальном разделе перечисляются основные умения и навыки, которые формируются в процессе изучения языка и речи. В программе указан годовой объем учебного времени по каждому классу, плюс распределение количества часов по темам программы.
Дата добавления: 2015-04-21 ; просмотров: 62 ; Нарушение авторских прав
Статья: «РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»
Просмотр содержимого документа
«Статья: «РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ»»
РУССКИЙ ЯЗЫК КАК УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ. ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ
Почетный работник общего образования РФ,
преподаватель русского языка и литературы
ГБПОУ «Армавирский медицинский колледж»
Русский язык как родной относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими учебными дисциплинами основу общего образования выпускников. В отличие от остальных учебных предметов русский язык как родной выполняет две функции: он является, во-первых, предметом изучения и обучения ему и, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов. От уровня его преподавания, следовательно, во многом зависят успехи обучающихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.
Лингвистическая наука достаточно полно описала все уровни русского языка и все функционально-стилистические разновидности русской речи. Это позволило поставить задачу изучения языка во всех его основных проявлениях. Методика преподавания русского языка, опираясь на достижения педагогики и детской психологии, разработала систему изучения новых разделов науки о языке, включенных в программу, и развития связной речи, создав тем самым возможность реализации поставленных целей. Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми учебными дисциплинами).
Лекция 1. Русский язык как предмет обучения
Лекция 1. Русский язык как предмет обучения
1. Образовательно-познавательное, воспитательное и практическое значение русского языка как учебного предмета в системе общего образования.
Цели и задачи обучения русскому языку.
Русский язык как учебный предмет решает две группы задач: специальные (они вытекают из его особенностей) и общепредметные (они реализуются всеми школьными дисциплинами).
— формирование у школьников лингвистического мировоззрения на язык (лингвистическая компетенция);
— вооружение учащихся основами знаний о языке и речи (языковая компетенция);
— эстетическое воспитание детей средствами русского языка как учебного предмета.
— формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
— вооружение учащихся нормами литературного языка;
— развитие умения связно излагать свои мысли.
Общедидактические (или общепредметные) цели:
— развитие логического мышления;
— обучение школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке.
2. Место русского языка в ряду других учебных дисциплин. Его связь с другими предметами (особенно с литературой и иностранными языками).
Связь с литературой заключается в развитии способности у учащихся формулировать свои мысли литературным языком. Для этого в учебниках русского языка традиционноиспользуются примеры из русской классической литературы XIX в.
3. Содержание школьного курса русского языка и его научные основы.
При определении того, чему необходимо учить детей, следует знать состав школьного курса русского языка, принципы отбора учебного материала, а также особенности отобранных понятий и умений, включенных в программу по русскому языку для средней школы.
Из четырех типов учебного материала в школьный курс русского языка входят три: знания о языке, языковые умения и способы деятельности с языковыми явлениями.
В школе изучается только часть научного курса русского языка. Объясняется это и возрастом учащихся, и потребностями их обучения в 11-15 лет. Научный курс с этой целью минимизируется, из него выбирается минимум необходимых знаний.
При формировании понятийной основы современного школьного курса русского языка (т. е. знаний о языке) составители программ руководствуются как общедидактическими принципами, так и специальными. Понятия, отбираемые для изучения в школе, рассматриваются с точки зрения их научности, общепринятости, доступности.
Основой минимизации научного курса русского языка для школы явились специальные критерии, т. е. принципы, вытекающие из задач школьного курса русского языка: мировоззренческий, системный, функциональный, эстетический, коммуникативный, практический, исторический и межпредметный.