русский язык 4 класс примеры для тренировки

Задания по русскому языку, 4 класс: для самостоятельной работы

русский язык 4 класс примеры для тренировки. Смотреть фото русский язык 4 класс примеры для тренировки. Смотреть картинку русский язык 4 класс примеры для тренировки. Картинка про русский язык 4 класс примеры для тренировки. Фото русский язык 4 класс примеры для тренировки

Если ваш ребёнок учится в 4 классе – значит скоро ему предстоит переход в старшую школу. Новые преподаватели, новые требования, усложнившиеся задания и куда более глубокие знания. Чтобы этот переход прошёл плавно, ребёнку стоит заниматься не только в школе, но и дома. Это поможет закрепить знания, и позволит вам отслеживать успеваемость. Можно сесть с ребёнком, а можно просто дать ему задания для самостоятельного выполнения. Главное, конечно, не просто определить уровень знаний, а найти и разобрать ошибки. Результат улучшится, если вы будете решать задания вместе с ребёнком, это не только поможет сразу находить ошибки, но и способствует развитию речи.

Эти задания вы можете распечатать на принтере.

Задание 1

Прочитайте текст, придумайте ему заглавие. Выделите главную тему и основную мысль. К какому стилю относится данный текст? Составьте план текста:

Оля и Катя дружат уже восемь лет. Сначала они ходили в один садик, теперь ходят в одну школу, даже в один класс и сидят за одной партой! Оля очень любит рисовать, учительница знала об этом увлечении девочки и уговорила её отправить свою работу на конкурс. Как же та была рада, когда узнала, что победила, а когда ей сказали, что победа означает не только красивый диплом, но и поездку на месяц в лагерь, Оля почти прыгала от счастья. Первая мысль: «Нужно срочно позвонить Кате!». Но её подруга восторг не разделила, она поздравила Олю, однако голос у неё был очень грустный, правда в эйфории юная победительница грусти подруги не заметила.

Через три дня Оля была уже в лагере. Весь следующий месяц Катя ходила расстроенной, её мама сразу поняла, что связано это с отъездом Оли. Она хотела поговорить с дочкой, но та на беседу явно настроена не была. И вот спустя месяц возвращается Оля, счастливая, она сразу бросается к телефону, звонит Кате и говорит, что им нужно встретиться, ей столько всего надо рассказать. Тишина. Тишина длилась секунд пять, но всё-таки Катя согласилась.

На прогулке Оля почти не замолкала, у неё было очень много впечатлений, пару раз Катя даже улыбнулась, но Оля не вытерпела: «Да что произошло?! На тебе лица нет, и ты меня почти не слушаешь, у тебя всё в порядке?». Катя, почти плача, рассказала Оле всё, что творилось у неё на душе этот месяц с небольшим. Выяснилось, что девочка очень завидовала своей подруге и корила себя за то, что не может порадоваться её успехам. Оказалось, она тоже хочет рисовать как Оля, но у неё совсем не получалось, Катя думала, что после этого их дружбе придёт конец, но Оля ни капли не рассердилась и даже предложила поучить Катю рисовать. В следующий раз в лагерь они поехали уже вдвоём.

Задание 2

Каждому предложению дайте характеристику (восклицательное/не восклицательное, вопросительное/не вопросительное/побудительное/повествовательное):

Задание 3

Расставьте недостающие знаки препинания, где это нужно:

Задание 4

Подчеркните все члены предложения (одной чертой подлежащее, двойной – сказуемое, волнистой – определение, пунктиром – дополнение, чередуя точку и тире – обстоятельство, союзы обводите в кружок, предлоги в треугольник):

Задание 5

Определите, какое слово является главным (над ним поставьте крестик), а какое зависимым. Напишите вопрос, который вы задаёте от главного слово к зависимому:

Задание 6

Расставьте недостающие знаки препинания, где это нужно:

Задание 7

Определите лексическое значение повторяющегося слова в каждом примере:

Задание 8

Выполните морфемный разбор слов:

Подойти, кружка, скучный, прошлый, говорила, клочок, снизу, подъезд, предпраздничный, безызвестный, грустный, самолёт, пол, ведёрко, дверь, инспектор, сверхинтересный, рассказ.

Задание 9

Вставьте пропущенные буквы:

Дли…а, параш…т, а…уратный, ко…ектив, две…адцать, извес…ный, оди…адцать, лес…ница, иску…ный, со…нце, ба…ейн, лё…ий, те…ариум, ли…ейный, гря…ка, мо…евельник, гра…атика, к…тёнок, чу…ства, а…ея, те…аса, подб…рёзовик, дли…ый, ч…м…дан, а…омпанемент, ра…каз, зага…ка, орфогра…а, ра…каяться, мес…ность, га…ерея, иску…тво, ко…ея, осе…ие, грус…ный.

Задание 10

Вставьте пропущенные буквы:

Старич…к, слон…нок, мыш…нок, жереб…нок, человеч…к, волч…нок, ключ…к, кот…к, козл…нок, девч…нок, затылоч…к, замоч…к, лис…нок, гвозд…к, порос…нок, бельч…нок.

Задание 11

Вставьте пропущенные буквы:

Друз…я, д…явол, с…экономить, пис…менный, туч…нее, батал…он, четырёх…этажный, с…ёжиться под…езд, бул…он, зон…тик, медвеж…и, под…одеяльник, умен…шить, раз…ехаться, под…ём, в…юга, ин…екция, ад…ютант.

Задание 12

Поставьте числительное в нужную форму:

Задание 13

Определите падеж и склонение имени существительного (рядом напишите вопрос, который вы задали):

Дочерью, окно, тёте, стекла, мужчину, степи, гармошки, солнце, дому, кофе, ночи, поле, тетива, жизни, дядей, юноше, волка, станция.

Задание 14

Определите падеж имени прилагательного (рядом напишите вопрос, который вы задали):

Синий, красный, перегретого, весеннего, смелому, лисьему, новый, ласковым, зимним, красивая, осенняя, приятной, зимней, плешивую, переднюю, кружевное, весеннее, солнечным, морским, зернового, полевым, облачном.

Задание 15

Вставьте пропущенные буквы:

Экскурсия будет проходить на завод…, восхищён пейзаж…м, быть в больниц…, у красивой площад…, открыть ключ…м, взять у подруг…, жить в деревн…, доволен пляж…м, ослепнуть от вспышк…, думать о модел…, подобрать к куртк…, рассказать о радост…, напуган нож…м, в дом… у бабушк…, удовлетворён чертеж…м, находиться в здани…, лекция в планетари…, мечтать об отдых…, сломлен неудач…й, отойти от сирен…, накормлен каш…й, трава в ине…, картина в галере…, идти по лестниц…, залит свинц…м, сверкает глянц…м, сыт лапш…й.

Задание 16

Вставьте пропущенные буквы:

После вчерашн… дождя, о малейш… несчасть…, запахло утренн… коф…, идти дремуч… лесом, с сыпуч… песком, могуч… тучей, угощать горяч… пирожками, о пшеничн… поле, ранн… весна, могуч… дуб, о хорош… человек…, рад больш… подарку, рыж… котом, глубок… лужа, поздн… приём, в соседн… доме, чёрн… кофе, по зимн… лесу, син… небо, иногородн… посетитель, охотнич… колбаска.

Задание 17

Вставьте пропущенные буквы:

Задание 18

Расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы там, где это нужно:

Бельч…нок в лесу часто сталкивает…ся с т…жёлыми испытаниями: то ветки подн…мать то шишки передв…гать то от хищников убегать. Много от чего жизнь бельч…нка завис…ть может: от погоды от настроения других жителей леса от каждой веточки и от каждого камня. И вот однажды судьба ему подкинула очередное испытание. Подбегает бельч…нок к своему дом…ку к дуплу своему а вход туда преграждает камень. Пытат…ся сдвинуть в одного не стал даже явно такому малышу это не по силам. Стал думать как же ему в дом…к попасть. Понял, что нужно звать на подмогу. Но крики бельч…нка не слыш…л ни один лесной житель. Вспомнил тогда он что (не)далеко медвеж…нок живёт, бывает, убега…шь от волка а за тебя медвеж…нок и заступит…ся может и сейчас поможет? Пошёл бельч…нок к медвеж…нку. Повезло пушистому, друг его дома оказался. Выслушал медвеж…нок бельч…нка и конечно согласился помочь. Дошли до дом…ка, долго высматр…вать медвеж…нку не пришлось, сразу увид…л, подобрал камень, да выкинул. Бельч…нок обрадовался, забежал в дом…к и выбега…т с грибочком, да таким грибочком, что бельч…нку даже удерж…вать его тяжело было. В качестве благодарности пытался всучить его медвеж…нку, а тот всё отказывался, тогда бельч…нок сказал, что и обид…т…ся может, что медвеж…нок от такого пустяка отказывается. Взял тогда медвеж…нок гриб, повертел-повертел, разделил на две половинки и одну бельч…нку дал. Хорошо, когда есть друзья.

Источник

Карточки и тренировочные упражнения по русскому языку для 4 класса

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Карточки и тренировочные упражнения по русскому языку для 4 класса

Непроизносимая согласная в корне слова. Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, нужно подобрать проверочное слово, в котором проверяемый звук четко слышится: окрес т ность – окрес т; но: чуде сн ый – чудеса. (Вставь, где нужно пропущенные буквы)

Безударную гласную в корне слова можно проверить, если подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы проверяемая гласная стояла под ударением: к о л о сок – к о лос, кол о сья

Чтобы проверить парную согласную в корне слова, нужно подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы проверяемая согласная стала хорошо слышна : доро ж ка – доро же нька ; зу б – зу бн ой .

Вставь, где нужно, двойные согласные .

Разделительный твердый или мягкий знаки?

Тренировочные упражнения на повторение материала.

Вставь пропущенные буквы, запиши слова в три столбика. Подчеркни орфограммы. Впиши в каждый столбик по одному слову.

М..ровой, наре…ка, ре. кий, чут…ё, жнив…ё, подн…маться, л…вить, кру…ка, Вороб…ёв, под…ехал, в…юга, пры…ки, про…ки, тру…ка, кры…ка, на ст…не, г..л..дать, под…езд, выл…ют, с…лонка, в…ренье.

Исправь в тексте ошибки.

Диревня сасновка стоит нахалме. Под горой тичёт река вязьма. Правый берек Вязьмя крутой. По трапинке ребята спустилесь на пляш. У берига плавают кувшынки надлинных стеблях. Окола старай берёзы бёт из-под зимли радник. девочки пют прохладную вадичьку из ключя. Мальчики ныряют в воду.

3*. Придумайте не менее 5 слов, существительных, заканчивающихся на –ло (дуп ло ) с разным лексическим значением.

Тренировочные упражнения на повторение материала.

Вставь, где нужно, непроизносимую согласную

2. Разделительный твердый или мягкий знаки?

3. Подбери проверочное слово, вставь пропущенную букву.

4. Подбери и запиши однокоренные слова:

Вставь пропущенные буквы.

Тренировочные упражнения: окончания прилагательных, род имён существительных.

Найди в предложениях прилагательные, подчеркни их. Выдели в них окончания.

Миндальные орехи имеют горьковатый привкус. В хлебнице лежали вафли и конфеты. На деревьях распустились молодые зелёные листочки. Ксюша надела красное платьице и беленькие туфельки. Котёнок Пушок был с зелёными глазками, розовым носиком и рыжими усиками. У медведя огромные мохнатые лапища.

Измени прилагательные по вопросам.

Свежий, чистый, синий.

Выпиши существительные в три столбика.

Гора, капель, облако, волчонок, грязь, цветок, озеро, дерево, запеканка, запах, автобус, дно, кольцо, обруч, карусель.

Тренировочные упражнения 3-я четверть.

Задание 1. Вставь, где нужно, букву непроизносимого согласного.

Опас..ный, доблес..ный, трос..ник, яс..ность, прелес..ный, тягос…ный, чудес..ный, хрус..нуть, ужас..ный, вкус..ный, наез..ник, запас..ной, прес..ный, повес..ка.

Задание 2. Исправь ошибки.

Шъёт платье, журчяние ручя, съедают лисьтья, сьёмка обезъяны, въётся въюн, обедаться воренъем.

Задание 3. Подчеркни однокоренные слова.

Побег, бегун, беговая, бегуны, про бегуна, разбег, о бегунах, пробежка, бегунья.

Задание 4. Образуй с помощью приставок новые слова так, чтобы в них были двойные согласные на стыке приставки и корня.

Тащить, считать, держать, смотреть, таять, водить, спорный.

Задание 5. Найди слова с приставками. Выдели приставки.

Вдоль тропинок растёт подорожник. Я написала начало рассказа. Подчеркни орфограммы в словах. В стакан налили воды. Выполни вычисления правильно.

*Задание 6. Образуй слова. Возьми от данных слов указанные части и запиши получившееся слово в последнюю колонку.

Задание 6. К глаголам из текса поставь вопросы, выпиши. Определи время, число глагола и, если можно, род.

Стоит чудесный зимний денёк. Под моё окошко летят прелестные птички. Смотрю на синиц. Вот они сидят на ветвях кудрявой берёзы. На голове чернеет шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. На короткую шейку птичка словно галстучек повязала. Грудка яркая, жёлтая. Будто жилет синица надела. Хороша птица!

Клювик у птицы тоненький. Едят синички вкусное сало. Радостно им.

(Не)жный, (не)поднимешь, (не)путёвый, (не)льзя, (не)дотянулся, (не)бо, (не)погода, (не)далеко, (не)мыл, (не)выучил, (не)мой. (не)рвный, (не)лепый, (не)рыть, (не)кричал.

Задание 8. Разбей слова на три группы. Запиши их в три столбика. Вставляй пропущенные буквы.

Б…льница, в..левой, об…днеть, нал…вает, б..глец, гр..зовая, г…ристый, выг..н, зал…гают, б..ловатый, гр…мыхать, гр…знуля.

Задание 9. Прочитай текст. Определи тему текста и его главную мысль.

Ель – очень ценное дерево. Из древесины ели делают бумагу. Ель поет в скрипке, в рояли. Много различной мебели делают из ели. Ель кормит лесных жителей. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели.

Тема текста : _____________________________________________________________________

Главная мысль: __________________________________________________________________

Тренировочные упражнения 3-я четверть.

Вставь безударные окончания имён прилагательных.

К бережлив…. хозяину, об абрикосов…. повидле, с велик…. поэтом, без сладк…. какао, в последн…. ответе, на дальн….. берегу, за ближн…. домом, свеж…. молока, давн…. встреча, соседн….. подъезды, жгуч….. солнце, на постороннн….. поддержку, давн…. событие, палящ….. жара, сегодняшн….. настроение, осеннн…. лужи, у пахуч ….. растения, зимн…. пора.

1. Вставь пропущенные окончания, спиши в тетрадь. См. образец.

От свеж…. сильн… ветра, к огромн… син… облаку, для пахуч… сирени, о близк… хорош… друге, за стар… дальн… деревом, дождлив… осенн погоду, перед зимн… трескуч… морозами.

Образец: перед морозами (какими?) зимними, трескучими.

Вставь безударные окончания имён прилагательных.

На мёрзл…. землю легла зима. Гибк….. стволы над лесными дорогами согнулись кружевными арками. В зимн…. лесу много звериных и птичьих следов. По краю глубок….. оврага стоят огромные осины.

В мягк…. осиновых стволах устраивают свои дупла дятлы. Над речкой склонилась ива с тонк…. длин….. ветвями. На снегу видны следы бобров. Ива и осина служат им главн…. зимн….. кормом.

Измени местоимение, записанное в начальной форме. Спиши текст.

Недалеко от (я) покачивалась ветка сосны – на (она) сидели дятлы. Вдруг дятлы стали летать надо (я) с резким криком.

Из рощицы вышла птица. Пёрышки (она) были окрашены в светлый цвет, а на (они) тёмные пятна и чёрточки. Это была глухарка. Вслед за (она) выскочили глухарята.

Над местоимениями укажи лицо и число.

Вставь пропущенные буквы. __________________________________

Лесную полянку укрыл пушыстый снежок. Но полянка живет. Вот старый пинек. Вуютнай квортири под карой спрятолись от стужи букашки. В норке между карнями лижит ящерица. Жук улекся в крохотной спаленки. В конафке на крою полянке под снегом спят лигушки. Рядом в кучи хвороста зоснул их враг – ежик.

Тиха и пустыно на полянке. Толька дятел сидит на сосенке и тоскает из шишки вкусныи симена. Иной раз про бежит по полянке лесица или биляк.

Вставь, где нужно, мягкий знак: (1в)

Ковш. пустош. упряж. калач. картеч. без плеч. напеч. прижеч. подстрич..ся, бич. улеч..ся, у дач. туш. завуч. выжеч. глуш. усач. без передач. расчесываеш..ся, ткач…

Вставь, где нужно, мягкий знак: (2в)

Трубач. выигрыш. бреш. блаж. без луж. обознач. увлеч..ся, тиш. брош. перепряч. камыш. из-за туч. богач. ветош. улыбаеш..ся, без задач. пугач.

Подчеркни грамматическую основу. Найди предложения с однородными членами, покажи графически их наличие.

Правила дорожного движения помогают поддерживать порядок на дорогах. Стрижи и ласточки на лету ловят насекомых. Страшно зашумел, загудел лес. Пришла грустная пора прощания. Изредка свежий ветерок шумел листьями. Затрещали лютые морозы и реки покрылись льдом. Скоро стих ветер, перестал стучать в окна. У белки цепкие коготки, зоркие глазки, острые зубки.

О. В. Узорова, Е. А. Нефёдова. Справочное пособие по русскому языку.

В. П. Канакина, Г. А. Фомичёва. Русский язык. Методическое пособие.

А. А. Бондаренко, И. В. Гуркова. Правила русского языка для начальной школы.

Дидактический и раздаточный материал. Начальная школа. Русский язык. 3-4 классы.

Л. И. Тикунова, М. Н. Корепанова. Школа грамотеев. Русский язык. Задания и упражнения.

Источник

Тренировочные упражнения по русскому языку. 4 класс. 3 четверть

Подборка упражнений разнообразной тематики для проведения орфографических минуток на уроке или дома.

Просмотр содержимого документа
«Тренировочные упражнения по русскому языку. 4 класс. 3 четверть»

Русский язык. 4 класс. Упражнения на повторение. Ф. ___________________

Спиши только однокоренные слова, разбери их по составу.

Вода, водить, провод, водянистый.

Снег, снежный, на снегу, снега.

Гора, горелка, загорелый.

Вставь пропущенные буквы.

А) Прим…рение, ро…кий, нак…тался, см…нился, гла…кий, в…днелись, чес…ный, б…лет, ре…кий, выд…ржит, прекрас…ный, отв…чает, к…пус…ный, адр…с, б…рё…ка, у…кий, зам…чает, б…жать, перел…вался, боров…чки, кре…кие, разд…вались, пробр…лась, сп…сительный.

Б) Подн…лась, в…лялись, сер…це, перет…щил, выб…лся, гры…ть, сп…шит, р…внина, д…лёкий, опас…ность, в…черняя, р…сли, р…дами, поз…но, осв…тила, к…залось, стру…ки, уд…вительный, подобр…лась, сколь…кий, зап…хнулся, гл…дел, пок…зались, напр…влялись, исче…, скр…пят.

В) Добр…лись, окрес…ность, разд…ются, оп…дут, лё…кий, ужас…ный, заб…леют, выгл…нут, прин…сёт, г…лу..ка, хрус…нул, вя…кое, ож…вает, пр…мой, а….етит, наскво…ь, сп…шит, поли…ка, жалос…ливый, блюю…це, …довитый, гр…ч…та, завя…ь, п…щать, п…чен…е, об…ятия.

Г) Ж…лище …жихи, об…щ…ние внуч…т, оруж…е Миш…, пуш…стый Рыж…к, уч…ял добыч…, ш…рокая ш…на, ч…сто кр…ч…ть, уч…ял щ…ку, г…рящ…я св…ч…, п…щ…т зайч…та, прит…щ… к…льч…гу.

Спиши слова в 4 столбика: Ъ, м-ь, р-ь, ь-показатель рода.

В…юга, Ол…га, об…едки, ноч…ю, пер…я, рож…, раз…ехались, об…езд, васил…ки, доч…, нел…зя, камыш…, с…ёжились, лист…я, бол…ной, вещ…, в…ётся, пред…явил, полноч…, скатерт…, помощ…

— Какое слово не вошло ни в один столбик? Почему?

Спиши стихотворение Льюиса Кэрролла. Над каждым, словом определи часть речи.

Бармаглот. Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве,

И хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове.

Спиши текст. Определи части речи (сущ., прил., мест., глаг., нар., пр., союз).

«Преврати » глаголы в имена сущ., имена сущ. – в имена прил., а имена прил.- в глаголы.

Бежать, зелень, красный, книга, взглянул, берёза, смешной.

Вставь, где нужно, ь.

Вставь пропущенные окончания.

Подбери к прилагательным сначала синонимы, а потом антонимы.

Напиши текст под диктовку.

Я получил письмо от бабушки. Она живет в деревне Московской области. Бабушка пригласила меня с сестричкой на лето в деревню. Мы с удовольствием поехали. У дома расстилалась лужайка. В зелёной травке прыгали кузнечики.

Определи число, лицо, род и падеж местоимений.

Играю с ним (…), думаю о ней, увижусь с тобой, приходил к нему, узнал о нас, посмотрел на него, рассказал о вас, отошел от меня, направился к вам, находился у них, взял у тебя, гулял со мной.

Синтаксический разбор предложения.

Сегодня я разглядывал на снегу следы зверушек. Теплый ветерок ласкает верхушки деревьев. На лесных полянах появились голубые подснежники. По тропинке в лесу бегут хлопотливые муравьи.

Весенний лес просыпается после зимнего сна. На столе стояла чашка с топлёным молоком.

Вставь пропущенные запятые.

А) Потоки воды размывают вершины оврага роют ямы на его дне образуют новые боковые овражки. Они ползут во все стороны прорезают поля подступают к селениям размывают улицы уничтожают дороги подкапываются под дома. Ветер загудел затрещал сорвал крышу сарая и помчался дальше. Вот он снова несётся ломает сучья крутит пыль на дороге подхватывает солому и бросает её через дорогу.

Б) Повсюду встречаются жаворонки зяблики трясогузки зеленушки. В голубом небе проносятся белые чайки пёстрые чибисы. На реках озёрах показались утки. Всё ожило пробудилось. И вдруг налетела буря. Ручьи озёра затянул лёд. Для птиц это настоящим бедствием. Чибисы и чайки полетели на юго-запад, к берегам больших незамерзающих водоёмов.

В) В нашем лесу растут сосна ель береза осина дуб ольха. В лесу мы собираем землянику и ежевику. В лесу растут волки лисицы зайцы и белки. Летом мы часто видим иволгу щегла синицу дятла кукушку сороку чижа.

Г) У белки мягкая шерсть чуткие уши быстрые глаза цепкие лапы. Она очень быстро скачет с ветки на ветку прыгает с вершины дерева на землю и не разбивается. Белка принадлежит к грызунам и питается древесными почками зёрнами орехами семечками еловых и сосновых шишек. Зубки у белки то стираются, то опять подрастают.

Спиши текст без ошибок.

А) Я шол полестной дорошки в диревню. Месность была мне знакома. В чащи леса слышался голосок малиновке. У опушке милькали голубые колаколчики белаи рамашки на высокай ношки. От апушке к деревни тенулась паляна. Заней сенела речька. Около речке послось стадо. (25 ош.)

Б) Была тихая звёзная ноч. В позний вечер за акном шумела буря. Здраствуй, княсь ты мой прекрастный! Что ты тих, как день ненасный? Дуют ветры яросные, гонят лотки парустные. Гром – первый весник весны.

В) Стаят силные марозы. На диревях лижат сниговые шабки. Дятел на сасне стучит сваим кребким клювом. Марос затенул прут литком. Мяхкий белый кавёр пакрыл халодною землю.

Напиши текст под диктовку.

А) Я получил письмо от бабушки. Она живет в деревне Московской области. Бабушка пригласила меня с сестричкой на лето в деревню Каменка. Мы с удовольствием поехали. Возле дома деревни расстилалась лужайка, около неё мелкая речушка Выпрейка. В зелёной травке прыгали кузнечики. Красота!

Вставь, где нужно, непроизносимые согласные.

А) Мраморная лес…ница, гиган…ское дерево, искус..ная поделка, ужас. ное зрелище, безжалос…ный хищник, влас…ный голос, древес…ный жук, добросовес…ная работа, громко свис…нул.

Б) Доброе сер…це, бессовес…ный обманщик, доблес…ный солдат, небес…ная синь, звёз…ная ночь, поверхнос…ные знания, поз…ний вечер, громоз…кий чемодан, ярос…ный крик.

В) Весёлый праз…ник, радос…ное чу…ство, прелес…ные цветы, извес…ный писатель, вкус…ный обед, сахарный трос…ник, капус…ные листья, опас…ный путь, ус…ный ответ.

Вставь, где нужно, ь.

Знания ценят…ся в голове, а не на словах. Умел ошибит…ся, умей и поправит…ся. Волков боят…ся, в лес не ходить. С умным знат…ся – ума набрат…ся. Счастье не в воздухе вьёт…ся, а руками достаёт…ся.

Источник

Для педагога

Автор: Мальцева Ольга Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 54 имени Ю. А. Гагарина
Населённый пункт: город Севастополь
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сборник упражнений по русскому языку для 4 класса
Раздел: начальное образование

1. Непроизносимые согласные в корнях слов

1. Запиши слова с непроизносимыми согласными и без них в два

столбика.
Небес_ный, трос_ник, ненас_ный, здра_ствуй, желез_ный, влас_ный, ужас_ный, со_нце, парус_ный, напрас_ный.
2. Вставь в пословицы подходящие по смыслу слова с непроизносимыми

3. Запиши, заменяя выделенные слова близкими по значению словами с

4. Образуй и запиши однокоренные слова с непроизносимыми

Ярос_ный, извес_ный, сер_це, любез_ный, тес_ный, прелес_ный, ужас_но, радос_ный, капус_ный, вкус_ный, крепос_ной, ус_ный, лес_ница, завис_ливый, гиган_ский.
2. Правописание приставок

1. Выдели приставки в словах. Как пишутся приставки со словами?
Прилетели к нам метели, Залепили снегом щели. На окне старик мороз Льдинкой росписи нанёс. (Г. Ладонщиков)
2. Напиши слова с ударной гласной в приставке и слова с ударной

гласной в корне в два столбика. Выдели корень и приставку в словах.
Насыпь, вырез, заявка, подбить, запев, выход, полить, запах.
3. Допиши подходящие по смыслу приставки. Выдели корни и

6. Запиши в два столбика слова с приставками и слова с предлогами.
(За)беру, (за)стеной, (на)кинул, (у)бежал, (от)ветра, (до)говор, (о)смотр, (о)книге, (без)воды, (за)мёрзнуть, (от)крыл.
3. Правописание приставок роз- (раз-), рос- (рас-)

1. Напиши слова с ударной гласной в приставке и слова с ударной

гласной в корне в два столбика. Сделай вывод, когда в приставке

пишется буква О, а когда А.
Роспуск, распустить, розыгрыш, розлив, разыграть, разливать.
2. Запиши слова, вставляя пропущенные буквы в приставках. Выдели

приставки.
Р_ссыпь, р_ссчитать, р_здать, р_спись, р_зыск, р_схаживать, р_звальни, р_зжигать, р_зыгрыш, р_ссечь, р_звлечь.
3. Запиши слова в два столбика: с приставкой, заканчивающейся на

букву С и с приставкой, заканчивающейся на букву З. Сделай вывод о

написании этих приставок.
Росписи, рассказ, разбить, разжечь, раздать, раскат, развить, растерять.
4.От данных слов образуй два новых слова: одно с приставкой С-, другое

с приставкой РАЗ- (РАС-). Выдели корень и приставку.
Делать, жечь, купить, шить, жать, крыть.
5. Запиши предложения, вставляя пропущенные буквы. Объясни

орфограммы.
Рысь р_ _бежалась и перепрыгнула овражек. Вдали показались р_ _сыпи. Мороз р_ _рисует узорами окна домов. Р_ _светало, и небо становилось светлее. В долине р_ _ кинулось небольшое село. Р_ _данные
Дедом Морозом подарки очень понравились ребятам. Мы р_ _местились рядом с речкой.
4. Правописание приставок рас-, раз-, пре-, при-

Вставь пропущенную букву. Объясни написание орфограммы.
1. Ра_строить, ра_сердиться, ра_смотреть, ра_стёгивать, ра_парывать, ра_носить, ра_бирать, ра_водить, ра_молоть, ра_деть, ра_сада, ра_тереть, ра_саживать, ра_пробовать, ра_пить, ра_говаривать, ра_нимать, ра_жигать, ра_украшивать, ра_бить, ра_плата, ра_творить, ра_качать, ра_качегарить, ра_пилить, ра_грузить, ра_давить, ра_мыть, ра_дробить, ра_стояние, ра_колоть, ра_весёлый, ра_любезный, ра_несчастный, ра_прекрасный, ра_чудесный, ра_паковать, ра_плести, ро_ыгрыш, ро_сказни, ра_сказ, ра_ыграть, ра_свет, ра_огнаться, ра_топтать, ра_уться, ра_печатать, ра_бежаться, ра_толкать, ра_гневаться, ра_одеться, ра_да́ ть, ра_писа́ ние, ра_пи́ ска, ра_сы́ пать, ра_лива́ ть, ра_ы́ скивать, ра_же́ чь, ра_пусти́ ть. 2. Пр_бить, пр_цепить, пр_интересный, пр_одолеть; пр_рвать, пр_школьный, пр_скучный, пр_увеличить, пр_забавный, пр_нести, пр_близиться, пр_открытый, пр_гореть, пр_коснуться, пр_ехать, пр_красный, пр_вокзальная; пр_открыть, пр_близиться, пр_хорошенький, пр_летит, пр_клеить, пр_храбрый, пр_шил, пр_красный, пр_поднялся, пр_града, пр_строить, пр_рывать, пр_близиться, пр_поднять, пр_гладить, пр_хороший, пр_слоняться, пр_пасть, пр_брежный, пр_бежать, пр_везти, пр_морье, пр_вязать, пр_расти, пр_обрести, пр_встать, пр_сесть, пр_украсить, пр_гнуть, пр_задуматься, пр_крыть, пр_сильный, пр_неприятный, пр_длинный, пр_сытиться, пр_взойти, пр_старелый, пр_интересный, пр_ломить, пр_ступник, пр_градить.
5. Правописание слов с разделительным мягким и твёрдым знаком

1. Вставь Ь или Ъ знак. Разбери слова по составу. Объясни написание

Заш_ётоб_явитьнал_юраз_ярилсястул_яс_езжатьжил_ёвз_ерошенный
2. Вставь, где необходимо, Ъ.
Под_езд, под_резал, под_ехал, раз_яснил, от_резал, об_едки, с_ёмка, над_писал, в_летел, под_ём, над_рез.
Запиши слова в два столбика: с разделительным Ъ и без него.

составу.
Не учи бездел_ю, учи рукодел_ю. Чтобы рыбкус_есть, надо в воду лезть. Весел_е – от всех бед спасен_е. Труд людей об_единяет. Не гони коня плет_ю на под_ёме в гору.

1. Найди «лишнее» слово. Запиши однокоренные слова, выделяя корень.
Желток, жёлтый, жёлтые, железо; борьба, воин, борец, борцы; печурка, печать, печка, печки; час, часы, часовщик, часть; противник, вражда, враг, враги.
2. Выдели в словах окончание, основу, корень. Определи, как

образовались вторые слова каждой пары. Как изменилось значение

слов?
Глаза – глазки; уши – ушки; хвост – хвостище; школа – школьный.
3. Прочитай, определи окончание, основу и корень в словах. Как

образовались слова? Как изменилось их значение?
Писать – написать, подписать, списать, выписать, дописать, переписать, записать, вписать.
4. Спиши, выбирая подходящие по смыслу приставки. Выдели их.
Женщина (по-, пере-, до-)садила зерно в цветочный горшок. Из зерна (про-, вы-, под-)рос цветок. Как он был (пре-, по-, на-)красен! Цветок (рас-, при-, от-)крылся. В самой чашечке сидела маленькая девочка. Её (про-, на-, пере-)звали Дюймовочка.
Корень слова, однокоренные слова

1. Найди однокоренные слова. Запиши ряды однокоренных слов, выдели

Хлеб, дубрава, скрипучий, хлебница, озеро, дубок, хлебный, дуб, озерцо, скрипеть, хлебец, озёрный, дубовый, скрип.
2.Выпиши группы родственных слов. Выдели в них корень.
 Смелый, решительный, отважный, храбрый.  Смелость, смелый, смело, осмелел.  Скорый, быстрый, проворный, стремительный.  Скорый, скорость, поскорее, скоро.
3. Найди «лишнее» слово. Запиши однокоренные слова, выделяя корень.
Желток, жёлтый, жёлтые, железо; борьба, воин, борец, борцы; печурка, печать, печка, печки; час, часы, часовщик, часть; противник, вражда, враг, враги.
4.Спиши. В однокоренных словах выдели корень.
Жарким днём лесной тропой звери шли на водопой. За слонихой топал слонёнок. За лисицей крался лисёнок. За ежихой катился ежонок. За медведицей шёл медвежонок.

1. Имя существительное как часть речи

1. Подбери проверочное слово. Там, где это необходимо, вставь

части речи.
Мы купили два куска душистого мыла. Валя мыла окно в комнате. Вода перестала течь. В лодке открылась течь.
4. Выбери слова и запиши их номера рядом с соответствующим

5. Запиши имена существительные в два столбика: в первый – имена

существительные, обозначающие признак предмета; во второй – имена

существительные, обозначающие действие предмета.
Смелость, поиск, смех, отвага, сев, красота, всесильность, уговор, азартность, краткость, дыхание.
6. Прочитай слова.
Разговор, путь, костёр, беседа, работа, ограда, дорога, пламя, труд, забор, ремешок, горе, ветер, пояс, битва, граница, несчастье, бой, рубеж, ураган.
Выбери из данных слов синонимы и запиши их парами. Подчеркни

имена существительные с абстрактным значением. С любой парой

составь два предложения и запиши их.

2. Изменение имён существительных по числам

1. Подбери проверочное слово. Вставь пропущенную букву, запиши слова

изменить число имён существительных. Сделай вывод.
1) Тетрадь, ягода, огурец, море, сверчок, медведь. 2) Молоко, сметана, золото, сахар, виноград, солома. 3) Ножницы, хлопоты, очки, ворота, каникулы, клещи.
4. Выпиши имена существительные, которые употребляются только во

Палатки, брюки, рубашки, вилы, глаза, дрожжи, бублики, игрушки, волосы, очки, заводы, лыжи, плоскогубцы, ворота, листья, сумерки.
5. Выпиши имена существительные, которые употребляются только в

единственном числе.
Тень, чернило, книга, солнце, вещь, молоко, орех, рожь, вода, метро, нефть, хлопок.
6. Спиши, раскрывая скобки и вставляя имена существительные в

нужном числе. Выдели окончания. Укажи число существительных.
Это была странная комната. В ней ж_лиуд_вительные (вещ_) :с_ломенные (стул) и резиновые (мяч_), плюшевые (тигр) и старые (кукла). В пустых (к_робка) пос_лились (мыш_), а в книжных (полка) ютились (гном).
3. Род имён существительных

1. Подбери проверочное слово. Там, где это необходимо, вставь

существительные мужского рода, во второй – женского, в третий –

среднего.
Сосна, урожай, молоко, молоток, степь, дядя, кольцо, сторож, ворона, тень, море, вьюга, дедушка, занятие.
3. Найди «лишнее» слово в каждом ряду.
Дождь, остров, конь, тень, куст, день. Рожь, печь, морковь, огонь, лень, ночь. Земля, тайга, время, семья, родня, станция. Окно, село, море, поле, полотенце, яблоко, стол.

4. Заполни пропуски подходящими по смыслу именами

1. Подбери проверочное слово. Вставь пропущенную букву, запиши слова

мягкости согласных звуков.
Речь, день, рожь, шерсть, деревья, мышь, портфель, ночь, мощь, дождь.
3. Выпиши в два столбика имена существительные мужского и женского

1. Измени окончания в словах так, чтобы восстановить смысл

Запиши получившиеся предложения, выделяя окончания.
В, берёзовая, грачи, роща, жил. Забрался, однажды, на, крыша, кот. Сирень, кусты, под, окно, зацвели.
3. Измени окончания в словах так, чтобы восстановить смысл

предложения. Запиши исправленный вариант, выделяя окончания.
Я рублю топор дровами. Митю ела каша. На берег реки стояла красивый дому.
4. Вставь пропущенную букву, там где это необходимо. Объясни свой

5. Измени существительные по вопросам. Выдели окончания.

чему?__________________________ кому? _________________________

чем?___________________________ кем? _________________________

о чём?_________________________ о ком? _________________________

6. Спиши текст, вставляя, где нужно, пропущенные буквы. Поставь

вопросы к именам существительным. Определи падеж имён

существительных.
Т_кут (__) руч_и. Л_тят шумные стайки (__) скв_рцов. (__)Гр_чив_ют (__)гнёзда (__) (на) д_рев_ях. Л_тают и п_ют (__) птицы. (По)_вилас_ з_лёная (__) тра_ка. (__) (В) с_ду много (__) р_боты.
7. Запиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы и подходящие

по смыслу предлоги. Определи и укажи падеж, род и число имён

существительных.
С_ёжился __ холода; перешёл __ речку; п_тляет __ дерев_ями; проб_вался __ л_ству; ост_новился __ домом; выгл_нуло __ тучки; грелись __ костра; по_вился __ куста; отдыхал __ полянке.
Слова для справок: от, сквозь, между, из-за, около, из-под, через, на,

8. Из данных слов составь предложения. Озаглавь получившийся текст.
1)В, было, весело, зоопарке, шумно, и. 2) Из, медведь, клетки, еды, выпрашивал, кусочки. 3) Бегемота, загоняла, в, сторожиха, домик, метлой. 4) Топал, слон, ногой. 5) Стоял, на, лось, холме. 6) Распушил, хвост, красивый, павлин, свой.

Спишите текст. Укажите род и число имён существительных.

9. Вставь пропущенную букву. Объясни свой выбор.
Пол_ём, об_ёмный, в_юнки, отоб_ются, от_ела, шалун_я, под_ёмный, раз_яснить, пер_я.
10.Спиши, вставляя пропущенные буквы. Найди имена

существительные, определи их род и число.
Осл_пител_ная молния переч_ркнула небо. Заклубилась пыль на д_ра_ках. Природа наст_рожилась, зат_ила дыхание. Гр_зовые тучи медленно нап_лзали на лес и поле.
11. Запиши вопросы к выделенным словам. Выдели окончания в

слове счастье.
(________)Счастье в воздухе вьётся, а в руки не даётся. Человек создан для (____________) счастья, как птица для полёта. Великая радость – дарить людям (____________)счастье! Герои сказок отправились за (____________) счастьем в трудный путь. Человек живёт с мечтой о (______________) счастье.
12. Составь и запиши словосочетания, употребляя предлоги. Выдели

окончания, определи падеж.
Добрался (до) город; вылетел (из) гнездо; прочитал (в) книга; встретился (с) друг; слетел (с) голова.
6. Окончания 1-го склонения имен существительных

Определи падеж существительного, вставь пропущенную букву, выдели

Образец: по поляне ( Д. п.)
Вырос в долин__ (___), работал на стройк__ (___), думал о встреч__(____), подошёл к машин__(____), по двум сторонам
дорог__(____), повалились от бур__(____), в медвежьей берлог__(___), подъезжаю к теплиц___(____), работник библиотек___(____), жил у бабушк__ (_____).
7. Связь имён прилагательных с именами существительными

1. Подбери проверочное слово. Вставь нужную букву, запиши

Например: слива (какая?) овальная, сладкая, синяя, крупная.
Вишня (________?)________________________________________________. Апельсин (__________?)____________________________________________. Яблоко (____________?)____________________________________________.
3. Впиши подходящие по смыслу имена прилагательные. Выдели их

окончания.
Поле___________________________________________________________. Скатерть_______________________________________________________. Окно___________________________________________________________. Ночи___________________________________________________________. Рассказ ________________________________________________________. Голоса__________________________________________________________.
4. Допиши по два прилагательных к каждому существительному так,

1. Подбери проверочное слово. Запиши слова, вставляя пропущенную

возможно. Выдели окончания прилагательных.
Стройн_ дерево(_), подземн_ дорога(_), зелён_ долина(_), весёл_ рассказ(_), радос_н_ событие(_), ярк_ цвета (_), под_ёмн_ кран(_), весёл_ школьники(_).
3. Измени имена существительные и прилагательные по вопросам,

прилагательные волнистой линией, а существительные, к которым они

1. Спиши, вставляя пропущенные окончания прилагательных.

Определи их род и число.
Перед жгуч… крапивой, в палящ… зной, без горяч… сосиски, о минувш… встрече, в близлежащ… роще, в дремуч… лес, певч… голос, на лучш… рисунок, отталкивающ… поступок, на свеж… зелени, погож… день, кипуч… поток, нищ… старик, в лишн… пачке, за ближн… деревней.
10. Склонение имён прилагательных во множественном числе

2. Измени словосочетания по падежам, выдели окончания
И. п. снежные шапки трескучие морозы Р. п.______________________________________________________________ Д. п.______________________________________________________________ В. п.______________________________________________________________ Т. п.______________________________________________________________ Пр. п._____________________________________________________________
3. Спиши, определи падеж имён прилагательных, выдели окончания.
Разноцветн…. огнями бл..ститоз..ро. Коршуны в..ют гнёзда на высок… д..рев..ях. Из гор..да проложены д..роги к близк… и дальн… д..ревням.
11.Изменение глаголов по временам

1. Образуй глаголы неопределённой формы. Разбери глаголы

неопределённой формы по составу.

Засв_стит, выл_вил, взгрус_нул.
2. Используя слова для справок, запиши ответы на вопросы.

Слова для справок: писать, читать, решать, рисовать.

1.Вставь пропущенную букву. Объясни свой выбор.
Руч_и, п_ют, на дерев_ях, с_ел, лист_я, в_юга, под_ехал, об_единил.
2. Спиши, ставя глаголы в скобках в нужную форму. Укажи время

глаголов.
Соловей (спеть). Зритель (быть) слушать. Соловей (петь). Зрители (слушать). Соловей (спеть), зрители (зааплодировать).
3. Образуй от данных глаголов: 1)прошедшее время, 2)настоящее время,

1.Определи спряжение глаголов. Вставь пропущенные буквы в личные

окончания глаголов. Запишите по образцу.

Образец: дуют (Iспр.) – дует,
Наступа…т, ве…т, исчеза. шь, чувству. м, лета. м, сине…т, та…т, ожива…т, люб. м, пробега. шь, свет. т.
2.Перепиши, ставя глаголы в форму 1-го лица мн. числа настоящего

спряжение глаголов.
Врач … больных. Шофёр … машину. Геолог … в земле полезные ископаемые. Поэт … стихи. Учитель … школьников. Тракторист … землю. Каменщик … дом из камня.
14. Имя числительное как часть речи

1. Запиши слова. Поставь к ним вопросы, определи к какай части речи

относится каждое из слов.
двойка –
двойной – удвоить – двоякий – два – двое –
2. Спиши предложения, найди и укажи имена числительные.
Контрольные работы успешно написали восемь учащихся. Десятого мая состоялось открытие нового киноцентра. Около двенадцати часов дня закончились уроки у первоклассников. С утренней рыбалки мы принесли двадцать карасиков. Книга раскрыта на пятнадцатой странице. После второй четверти начались каникулы.
К каждому имени числительному устно задай вопрос. Запиши эти

числительные по группам.

числительными укажи порядковые они или количественные.
Сколько тебе лет? В каком классе ты учишься? Сколько мальчиков и девочек в твоём классе? Какой по счёту ваш классный кабинет? Сколько учебных предметов ты изучаешь в школе?
15. Образование и строение имён числительных (15 января)

1. Образуй числительные второго десятка. Запиши получившиеся слова.
1 2 3 4 + на + дцать(10) 5 6 7 8 9

2. Распредели числительные по группам:

простые(один корень); сложные(несколько корней); составные

(несколько слов)
Двенадцать, восемь, двести двадцать, сороковой, шестьдесят, пятьдесят третий, восьмой, шестидесятый, сорок шесть.
Правописание

1. Перед –десят и –сот пишется Ь

2. В конце числительных от 5 до 20 и 30 пишется Ь

3. Запиши числа словами.
50, 5, 60, 700, 8, 500, 14, 20, 30, 37, 800, 17.
4. Из данных слов составь и запиши предложения. (Самостоятельно)
Акула, китовая, Земле, на, рыба, крупная, самая. Достигает, длину, в, метров, 18, она, весит, и, 30, тонн.
5. Спиши загадки, записывая имена числительные словами. (Отгадки

записывай в скобках с большой буквы).
2 братца впереди бегут, а 2 догоняют. Танцует крошка, а всего 1 ножка. Кто ест сено без рта 3 зубами. Стоит хлевец – в нём 1000 овец. 700 ворот, а 1 вход. 2 брюшка, 4 ушка.
6. Запиши предложения, раскрывая скобки и записывая имена

числительные прописными буквами.
Высоко в небе летали 2 (ястреб). 3 (день) прошло, а журавли (не)вернулись. Гроза продолжалась около 2 (час). Марина живёт в 5 (квартира). В нашем классе 30 (ученики). В году 12 (месяцы). В магазине мы купили 7 (яблоки) и 1 (груша).
7. Выпиши в первый столбик числительные, которые обозначают

количество предметов, а во второй – обозначающие порядок предметов

при счёте.
Одиннадцать лет, двенадцатый месяц, восемь груш, первый палец, девять тонн, тридцать килограммов, седьмой раз, вторая машина.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *