русский язык 3 класс вариант 2 надомное обучение
РП надомное обучение 3 класс русский язык
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам курса и рекомендует последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей учащегося, межпредметных и внутрипредметных связей.
Данная рабочая программа ориентирована на индивидуальное обучение на дому обучающегося 3 класса Маслова Максима с учётом его психологических и психофизических особенностей.
По отношению к ученику важно решение задач, связанных с развитием качеств: самостоятельность, инициативность, самооценка, развитие общеучебных умений в процессе обучения русскому языку, развития у ученика умения выражать личностное отношение к воспринимаемой информации.
На индивидуальное обучение русскому языку на дому в 3 классе выделено 2 часа в неделю (68 часов в год). В связи с этим, сокращены часы по разделам: «Предложение» на 15 часов, «Слово и его лексическое значение» на 23 часа, «Части речи» на 24 часа, «Состав слова» на 30 часов, «Части речи» на 44 часа.
Таким образом, на изучение основных разделов с учетом повторения изученного выделено:
«Наша речь и наш язык»- 1 час
«Слово и его лексическое значение»- 2 часа
«Общее понятие о значимых частях слова»-10 часов
«Части речи»- 28часов, из них:
Русский язык: авторская программа для 3 класса Ч.1
В.П.Канакина, В.Г. Горецкий
– М. Просвещение, 2012
Русский язык: учебник для 3 класса: в 2 частях Ч.1, Ч 2.
В.П.Канакина, В.Г. Горецкий
– М.; Просвещение, 2014 год.
Русский язык: методическое пособие для учителей 3 класса
В.П.Канакина, В.Г. Горецкий
– М.; Просвещение, 2013 год.
Тетрадь с печатной основой для 3 класса: в 2 частях
В.П.Канакина, В.Г. Горецкий
– М.; Просвещение, 2016 год.
Русский язык 3 класс, электронное приложение
В.П.Канакина, В.Г. Горецкий
– М.; Просвещение, 2014 год.
Ознакомление учащегося с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащегося.
Формирование коммуникативной концепции учащегося: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (чтение, говорение, слушание, письмо, внутренняя речь).
Формирование научных, доступных представлений о языковых понятиях и явлениях, а также умений и навыков их использования в практической деятельности.
Активизация мыслительной, познавательно-языковой и коммуникативно-речевой деятельности учащихся.
Создание мотивации к изучению языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом.
Курс русского языка в 3 классе концентрируется вокруг основных разделов
Данная программа реализуется в 3 основных этапа: «Вспоминаем, повторяем, изучаем» (14 часов), «Состав слова» (26 часов), «Части речи» (28 часов).
Так раздел «Вспоминаем, повторяем, изучаем»(14) включает языковой материал не только для закрепления, повторения, систематизации изученного во втором классе, но и для приобретения новых знаний, умений и навыков по изученным темам этого раздела русского языка.
«Наша речь и наш язык» основная задача этого этапа – знакомство с учебником, уточнение представлений о речи и ее значении в жизни человека.
Обобщаются знания о тексте как связном высказывании, закрепляются умения определять тему и главную мысль, выделять части теста, распознавать виды текста: повествование, описание, рассуждение.
В процессе изучения темы «Предложение» закрепляются теоретические знания о признаках предложения: законченность мысли, выраженной в предложении, наличие в предложении главных членов, связь слов в предложении. Совершенствуются умения выделять предложения из деформированного текста, строить предложение таким образом, чтобы оно выражало законченную мысль, передавать в устной речи интонацию конца предложения, в письменной речи правильно оформлять различные по интонации предложения, находить в них главные и второстепенные члены, устанавливать связь слов в предложении по вопросам.
Учащиеся знакомятся с видами предложений по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные), по интонации (восклицательные, невосклицательные), формируются умения интонационного произношения этих предложений и правильного оформления на письме, совершенствуется умение распознавать предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенные и нераспространенные предложения).
Уточняется понятие о главных и второстепенных членах предложения. С нахождения этой основы начинается анализ предложения. Кроме того, учащиеся учатся находить второстепенные члены предложения, которые уточняют, конкретизируют главные члены предложения, связаны с главными членами по смыслу и по вопросам, образуют с ними словосочетания.
Учащиеся узнают, что в словосочетании есть главное слово, от которого ставится вопрос, и зависимое слово, которое отвечает на этот вопрос. Подлежащее и сказуемое не составляют словосочетания.
Формируется умение разбирать предложение по членам предложения. Учащиеся знакомятся со сложными предложениями, состоящими из двух простых, знаками препинания между частями сложного предложения, предложения с обращением и знаками препинания в них.
На данном этапе воспроизводятся полученные учащимся в 1-2 классах знания о слове и его лексическом значении, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, о синонимах и антонимах. Дается первое представление об омонимах. Впервые получают представление о фразеологизмах как устойчивых сочетаниях слов, которые по семантике приравниваются к отдельному слову. Разграничиваются понятия «слово» и «словосочетание». Словосочетание представляется как сложное название, которое более точно, чем слово, называет предмет. Формируется умение пользоваться лексическими группами слов в речи.
Тема «Части речи» дает возможность уточнить и систематизировать знания учащегося о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных частях речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений), формах изменения имен существительных (по числам, падежам), имен прилагательных (по числам, падежам, родам в единственном числе), глаголов ( по временам, по числам). Глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.
В ознакомительном плане дается первичное представление об имени числительном как о части речи.
В процессе изучения частей речи формируются орфографические навыки правописания существительных женского и мужского рода с шипящим звуком на конце.(ночь-врач).
Тема «Состав слова» (26) предполагает обобщение и систематизацию знаний об однокоренных словах и корне слов, формирование представлений об основе и окончании, суффиксе и приставке, их существенных признаках. –знакомство с некоторыми способами образования слов, чередованием гласных и согласных звуков в корне слова, правилам правописания безударных гласных (проверяемых и непроверяемых), парных по звонкости-глухости согласных в корне (на конце слова и пред другими согласными), непроизносимых согласных, правописанием наиболее употребляемых приставок и суффиксов, написанием разделительного твердого знака.
«Правописание частей слова» включает в себя закрепление и систематизацию изученных правил орфографии и ознакомление с новыми орфограммами, правилами письма.
Дается общее представление о том, что орфограммы могут быть во всех значимых частях слова., а значит, и проверка написания слов с орфограммами в корне и с орфограммами в других значимых частях слова будет неодинакова. Дается представление о способах проверки написания корня слова и написания приставок и суффиксов.
На изучение темы «Правописание частей слова» отводится 18 часов. На данном этапе закрепляются, систематизируется, совершенствуются знания, умения и навыки, приобретенные учащимися в 1-2 классах. Основное правило правописания безударных гласных: в безударных слогах, пишутся те же гласные, что и под ударением в той же морфеме.
Особенно выделяется работа с такими словами:
— слова с буквой е в корне, которая проверяется буквой е.(йо)
— слова с двумя безударными гласными в корне, где нужно подбирать два проверочных слова или даже две группы проверочных слов;
— слова с приставками в корне слов. В этих словах пишутся те же гласные, что и в однокоренных словах без приставок;
-написание слов с непроверяемой ударением и безударной гласной запоминается;
Совершенствуется навык правописания слов с парными по звонкости-глухоти согласными звуками. Формирование и совершенствование этого навыка опирается на:
1) умение распознавать на слух и по произношению парные по глухости-звонкости согласные звуки в конце слов и в середине слов перед шумными согласными;
2) осознание необходимости проверки написания слов с парными по звонкости-глухости согласными в конце слова и перед согласными в корне;
3) умение находить такие слова и подбирать к ним проверочные;
4) знание способов подбора проверочного слова путем изменения формы слова или путем подбора однокоренных слов таким образом, чтобы после проверяемого звука стоял гласный или согласный сонорный согласный;
5) знание того, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково;
6) умение сравнивать одинаковые согласные в корне однокоренных слов и форм одного и тог же слова в проверяемом и проверочном словах;
7) умение правильно записывать слова.
При формировании навыка написания слов с непроизносимыми согласными в корне слов учащиеся получают знания о том, что:
1) непроизносимый согласный звук чаще всего встречается в сочетаниях согласных стн, здн, стл, рдц, вств, лнц.;
2) для проверки правильности написания нужно изменить слово или подобрать однокоренное слов, в котором согласный звук произносится отчетливо. Формируется умение подбирать проверочное слово.
Обращается внимание учащегося на двойные согласные, которые бывают в корне слов. Написание таких слов чаще всего запоминается или проверяется по орфографическому словарю.
Учащиеся знакомятся с приставками, которые пишутся всегда одинаково, независимо от произношения.
Производится ознакомление с написанием приставок с гласной а, согласной о, одновременно закрепляются навыки правописания корня в словах с приставками.
При изучении приставок и предлогов развивается умение распознавать приставки и предлоги, правильно их писать, правильно употреблять в речи.
Тема «Части речи» дает возможность уточнить и систематизировать знания учащихся о некоторых изученных существенных признаках частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог) и дать представление о других существенных частях речи (категории рода, падежа, времени, лица (у местоимений), формах изменения имен существительных (по числам, падежам), имен прилагательных (по числам, падежам, родам в единственном числе), глаголов ( по временам, по числам). Глаголов в прошедшем времени в единственном числе по родам.
В ознакомительном плане дается первичное представление об имени числительном как о части речи.
Разделительный твердый знак (ъ)) изучается только в функции разделительного знак.. Учащийся знакомятся с правило: разделительный твердый знак пишется в словах после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед гласными е, е, ю,я. Наблюдая за произношением слов с разделительным твердым знаком, дети учатся слышать раздельное звучание конечного согласного в приставке с гласным корня.
В ознакомительном плане ученик наблюдает над именами существительными общего рода (умница, сластена, капризуля).
Учащийся учится различать имена существительные в единственном и во множественном числе, образовывать формы единственного и множественного числа.
Наблюдают над изменением окончаний имен существительных в зависимости от других слов в предложении. Падежные формы своим значением и формальными показателями: вопросами, предлогами, синтаксической ролью в предложении, окончаниями.
Местоимение. Формируется общее представление о местоимении как части речи, ознакомление с некоторыми морфологическими признаками личных местоимений, развитие умений правильно пользоваться местоимениями в речи. Расширяются знания о морфологических признаках личных местоимений.
Глагол. Основная задача при изучении этой темы – углубление и расширение знаний о глаголе как части речи: формирование понятий о глаголе как части речи, ознакомление с изменяемостью глагола по временам и числам, по родам в единственном числе в прошедшем времени, овладение навыком правописания глаголов, развитие умений точно и правильно употреблять глаголы в речи.
Ученику дается первое представление о неопределенной форме глагола как начальной форме. Проводится знакомство с изменением глаголов по временам. Учащийся получает представление об изменении глаголов по числам, изменении глаголов в прошедшем времени и в единственном числе по родам, практически знакомятся с родовыми окончаниями глаголов. В процессе изучения данной темы школьники приобретают умение выбирать глаголы для речевого высказывания, правильно употреблять их в устной речи, совершенствуются навыки устной речи.
К концу 3 класса учащийся будет знать:
1.Названия и определения частей слова (корень, окончания, приставка, суффикс); частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, числительное, предлог); членов предложения: главных, подлежащее и сказуемое, и второстепенных, без деления на виды.
Учащийся будет уметь:
Орфографически грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать текст под диктовку (55-65 слов), включающие изученные орфограммы по программе 1-3 классов;
Проверять написанное, находить в словах изученные орфограммы;
Проводить звуковой и звукобуквенный разбор слова: уметь делить слова на слоги, определять ударный слог, определять последовательность звуков и букв слове, характеризовать звуки (гласные: ударные, безударные, согласные: твердые, мягкие, глухие, звонкие, парные, непарные), определять и соотносить количество звуков и букв в словах типа моряк, стриж, сказка, коньки, маяк, жить;
Производить морфемный разбор ясных по составу слов типа морковка, березонька, пришкольный (выделять окончание, корень, приставку, основу, суффикс). Подбирать однокоренные слова разных частей речи.
Распознавать части речи и их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных; род и число имен прилагательных, время и число глаголов, лицо и число местоимений);
Изменять имена существительные, имена прилагательные, глаголы по числам,; склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями по падежам; изменять имена прилагательные по падежам в единственном числе в соответствии с родом имени существительного; изменять глаголы по временам и в прошедшем времени по родам;
Интонационно правильно произносить предложения; Определять вид предложения по цели высказывания и интонации;
Вычленять в предложении основу и в словосочетании;
Производить элементарный синтаксический разбор предложений (выделять главные и второстепенные члены предложения устанавливать связь между ними по вопросам);
Определять тему текста, его основную мысль, подбирать заголовок к тексту, делить текст на части (при письме соблюдать красную строку) под руководством учителя и самостоятельно составлять план, устанавливать связь предложений в тексте, связь частей текста;
Определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
Писать изложения и сочинения (60-75) слов по коллективно или самостоятельно составленному плану под руководством учителя;
Программа надомного обучения по русскому языку 3 класс ПНШ
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Планируемые результаты обучения учащихся…………….…………………….
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы……………………………………………………….………………….
Лист корректировки рабочей программы.
Приложение 1. Контрольно-измерительные материалы ………………..………
Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
Санитарные правила и нормы. (СанПиН 2.42. – 2821 10).
Учебного плана МБОУ «СОШ № 15» на 2014-2015 учебный год.
Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2011 г.) и авторской программы начального общего образования по русскому языку Чураковой Н.А. (Академкнига / Учебник, 2012г).
Приказа «О надомном обучении учащихся школы» МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» №48/3 от 01.09.2014г.
Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы:
для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;
для педагогических работников МБОУ «СОШ № 15» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;
для администрации МБОУ «СОШ № 15» программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.
Тип программы: программа начального общего образования.
Объем учебного времени: 85 час ов.
Режим занятий: 2 час ов в неделю
Цели и задачи курса
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учащихся; формирование языковой эрудиции школьника, его интереса к языку и речевому творчеству;
формирование научного представления о системе и структуре родного языка, развитие логического и абстрактного мышления, представление родного (русского) языка как части окружающего мира;
социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
обеспечение условий для становления ребёнка как субъекта учебной деятельности.
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и повествования небольшого объема;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;
овладение способами орфографического действия;
развитие умений вычленять и характеризовать языковую единицу изучаемого уровня (звук, часть слова (морфема), слово, предложение), а также их классифицировать и сравнивать;
формирование учебной деятельности учащихся;
формирование умений работать сразу с несколькими источниками информации, включая словари разного типа ( орфоэпического, обратного ( он включен в корпус УМК)).
усиленное формирование фонематического слуха на протяжении первых двух лет обучения,
Фонетика и орфография
Морфемика и словообразование
Морфология и лексика
Синтаксис и пунктуация
Развитие речи с элементами культуры речи
Фонетика и орфография (20 час)
Закрепление общего правила обозначения фонетических чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.
Понятие об орфограмме. Виды изученных орфограмм.
Написание двойных согласных в корне слова и на стыках морфем.
Разграничение на письме приставок и предлогов.
Звукобуквенный разбор слова.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Выполнение звукобуквенного анализа слова (определение количество слогов, выполнение элементарной транскрипции, нахождение ударных и безударных слогов, соотношение количества и порядка расположения букв и звуков, характеристика согласных и гласных звуков).
Происхождение слов. Использование сведений о происхождении слов при решении орфографических задач.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Различение прямого и переносного значения слова; нахождение в тексте синонимов и антонимов; различение однокоренных слов от омонимов и синонимов.
Морфемика и словообразование
Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок. Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.
Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.
Разбор слова по составу.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Сравнение слов, связанных отношениями производности: объяснение, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).
Выполнение разбора слова по составу на основе словообразовательного анализа (вычленение окончания и основы, в составе основы находить корень, приставку, суффикс).
Обнаружение регулярных исторических чередований (чередований, видимых на письме).
Морфология и лексика
Понятие о частях речи
Имя существительное как часть речи. Категориальное значение (значение предметности). Разряды по значению (на уровне наблюдения). Одушевленность. Значение числа. Изменение по числам. Значение рода. Синтаксическое значение падежа (изменение слова для связи с другими словами в предложении). Склонение как изменение по числам и падежам.
Синтаксическая функция имен существительных в предложении.
Имя прилагательное как часть речи. Категориальное значение (значение признака). Начальная форма. Зависимость от имени существительного в значениях числа, рода и падежа. Значение числа. Склонение (твердый и мягкий варианты).
Синтаксическая функция имен прилагательных в предложении.
Синтаксическая функция глаголов в предложении.
Различение частей речи: существительного, прилагательного, глагола, местоимения, предлога.
Упражнения в различении на письме приставки и предлоги.
Изменение существительного по числам и падежам; определение их рода.
Различение названия падежей.
Изменение прилагательного по числам, падежам и родам.
Изменение глаголов по временам и числам; в прошедшем времени — по родам; в настоящем и будущем времени — по лицам.
Формирование умения составлять схему предложения.
Разбор простого предложения по членам предложения.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Упражнения в нахождении в составе предложения всех словосочетаний; умение в словосочетании находить главное слово и зависимое, ставить от первого ко второму вопрос.
Нахождение в предложении основы (подлежащего и сказуемого) и второстепенных членов предложения (дополнения, обстоятельства, определения) .
Постановка смысловых и падежных вопросов к разным членам предложения.
Использование учебных словарей: толкового, словаря устойчивых выражений, орфографического (словарь «Пиши правильно»), обратного, орфоэпического (словарь «Произноси правильно»), этимологического (Словарь происхождения слов) для решения орфографических и орфоэпических задач, а также задач развития речи.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Работа со словарями (орфографическим, обратным, произношения, толковым, этимологическим, устойчивых выражений).
Развитие речи с элементами культуры речи
Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.
Подбор заголовков к каждой части текста и к тексту в целом. Составление плана текста. Использование плана для пересказа текста, устного рассказа по картине, написания изложения и сочинения. Освоение изложения как жанра письменной речи.
Различение текста-описания и текста-повествования. Обнаружение в художественном тексте разных частей: описания и повествования. Сочинение по наблюдениям с использованием описания и повествования.
Сравнение научно-популярных и художественных текстов (интегрированная работа с авторами комплекта по окружающему миру).
Различение развернутого научного сообщения на заданную тему и словарной статьи на эту же тему.
Определение темы и основной мысли живописного произведения.
Сочинение по картине с использованием описания и повествования. Сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных одной теме (сравнение основной мысли или переживания); сравнительный анализ разных текстов и живописных произведений, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания).
«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми). Дальнейшее освоение жанра письма с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
Определение темы и основной мысли (основное переживание) текста, составление план текста и использование его при устном и письменном изложении, при устном и письменном сочинении.
Членение текста на абзацы, оформляя это членение на письме.
Оформление писем элементарного содержания.
В течение учебного года проводятся:
— контрольные работы – 10;
— контрольное списывание – 2;
— контрольный срез знаний по теме: «Виды грамматических разборов» – 1;
— контрольный срез знаний по теме: «Словарные слова» – 1;
— контрольное изложение – 1.
Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-5 орфографических ошибок. Работа написана небрежно.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.
Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.
Характеристика цифровой отметки (оценки):
Текущий контроль (устный опрос, проверочные работы, выполнение творческих заданий словарных диктантов (1 раз в 7-8 уроков объёмом 10 слов), уроков развития речи).