русский футуризм теория практика критика воспоминания м 1999
#5276 Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания 1999
—>
Доставка: | |
по городу: | Самовывоз. |
по стране и миру: | Стоимость доставки по стране узнавайте у продавца. |
Самовывоз в Санкт-Петербурге, Большая Морская 17, «Книга Плюс». Доставка почтой России, международной почтой или СДЭК по 100% предоплате. | |
Оплата: Наличные, Банковская карта. | |
Состояние товара: | Б/у. |
№234714469 |
Подробное описание
Описание: Код в каталоге: 5276 Русский футуризм. Теория. Практика. Критика. Воспоминания Год издания: 1999 Место издания: Москва Количество страниц: 480 Переплет: Твердый Формат: Увеличенный Состояние: Очень хорошее. Сост. В.Н.Терехина, А.П.Зименков. Содержание: Кубофутуризм. Эгофутуризм. Мезонин поэзии. Центрифуга. Живопись.Театр. Музыка. Филологи-футуристы. Русский футуризм в критике. Воспоминания. Комментарии. Краткая летопись футуристического движения. Тираж 2000 экз. Небольшие подчеркивания карандашом. Наш каталог на торговой площадке Мешок обновляется один раз в сутки. Уважаемы покупатели, просим Вас ответственно подходить к покупке интересующей Вас книги. По Вашему запросу мы готовы предоставить перед оплатой выбранного лота столько детальных фото или видео, сколько Вам потребуется для личной оценки состояния книги и принятия взвешенного решения о покупке. Русский футуризм теория практика критика воспоминания м 1999Art Traffic. Культура. Искусство запись закрепленаКниги о русском футуризме «Внимание русских футуристов было сконцентрировано не на волевом, насильственном преображении мира и человека, символами которого выступали война и машина, а на «психической эволюции», на открытии новых возможностей в сознании человека. Созидание им было ближе, чем разрушение. С «природной», «органической» ориентацией русского футуристического мифа связаны и архаизирующие тенденции в творчестве, охватывающие и фольклор, и городской примитив, и древние архаические культуры. В русском футуризме этот архаический слой определял не столько ритм и стиль действий, сколько конкретную содержательную, тематическую и формальную сторону художественного произведения». Будущее против прошлого Авангардистские художественные поиски начала XX в. в Италии, Германии, Франции, Англии, Австрии, Польше, Чехии, России, несмотря на различия в идейной ориентации, очень близки по адекватности восприятия событий, происходящих в мире. Центром художественных авангардистских движений 1910-1920-х гг. XX в. стали прежде всего Италия и Россия. Одним из главных направлений в искусстве этого времени, раскрывающим идейно-содержательную сущность эпохи, стал футуризм (лат. «будущее»). Футуризм оказался творчески продуктивным, заставив переживать искусство как проблему, изменив отношение к вопросу понятности и непонятности в творчестве. Н. А. Бердяев понимал это направление в искусстве как знак времени. Важным следствием футуристических экспериментов стало осознание того, что непонимание или неполное понимание художественного произведения не всегда недостаток, а порой необходимое условие полноценного восприятия. Само приобщение к искусству в этой связи понимается как труд и сотворчество, поднимается от уровня пассивного потребления до уровня бытийно-мировоз-зренческого. Первоначально футуристическое движение возникло только в литературе, но вскоре распространилось на все сферы художественного творчества: музыку, живопись, театр, скульптуру, архитектуру, кино. Рефлексия искусства по поводу собственного назначения и инструментария у футуристов вылилась в манифесты. 20 февраля 1909 г. выходит «Первый манифест футуризма» известного итальянского литератора Филиппо Томазо Маринетти в парижской газете «Фигаро», затем в этом же году в итальянском журнале «Поэзия». Манифест провозглашал «антикультурную», «антиэстетическую», «антифилософскую» направленность движения, основанную на оппозиционности, присущей всем модернистам в целом, по отношению к предшествующему искусству. Цель искусства та же, что и у других авангардистов, – создание новой реальности. Но историческая задача футуризма другая: «ежедневно плевать на алтарь искусства». Карнавализация действительности стала важной чертой нового направления, заостряющей внимание на «великом футуристическом смехе», который должен «омолодить лицо мира» (Ф. Т. Маринетти). В России первый манифест футуристов появился в 1910 г. в журнале «Садок судей I», напечатанном на обоях, затем в 1912 г. в Москве был издан наиболее скандальный документ «Пощечина общественному вкусу», в котором предлагалось скинуть с «парохода современности» признанных русских классиков. 1914 г. был ознаменован важным событием в истории футуристического движения: в Россию приехал Ф. Т. Маринетти. Русских футуристов неприятно удивило спокойное поведение и более чем приличный внешний вид итальянца. Но Маринетти не ожидал, что столкнется в России не с провинциальным отражением своих идей, а с чем-то вполне самостоятельным, более того, во многом враждебным его собственным взглядам. Непонимание дошло до того, что русские представители движения разослали в газеты декларации протеста. Как итальянские, так и русские футуристы одним из первоочередных положений в своих манифестах провозглашали отказ от всего опыта, всех культурных устоев и достижений предыдущих поколений во имя нового искусства, которое бы в более полной мере соответствовало духу современности. Русские футуристы сумели существовать в нескольких группах, не ограничивавших друг друга жесткими рамками правил, не мешавших друг другу на творческом пути. В результате общие идеи, лежавшие в основе течения, для каждого из них оборачивались своей стороной, воспринимались каждым по-своему, так, например, творчество уважающих друг друга В. В. Маяковского и В. В. Хлебникова представляло собой полную противоположность. Словотворчество стало крупнейшим завоеванием русского футуризма, его центральным моментом, потому что русский синтаксис, сам почти футуристически-свободный, предоставляет личности безграничный простор для экспериментов. Многие футуристы были одновременно поэтами и художниками (В. В. Хлебников, В. В. Маяковский, Д. Д. Бурлюк, А. Е. Крученых, Е. Г. Гуро), художниками и музыкантами (Н. И. Кульбин, В. Д. Баранов-Россинэ, М. В. Матюшин). Почти все они были склонны к теоретизированию, к рекламным и театрально-пропагандистским жестам, что никак не противоречило их пониманию футуризма как искусства, формирующего будущего человека, независимо от того, в каких стилях, жанрах и видах работает его создатель. Русский футуризм не вылился в целостную художественную систему, как это случилось в Европе, этим термином обозначались самые разные тенденции русского авангарда. После Октябрьского переворота большинство футуристов, вслед за В. В. Маяковским, приняли активное участие в политико-агитационной пропаганде. Художественные тенденции этого движения были осуждены в письме «О пролеткультах» (1920) и запрещены. Результатом взаимовлияния поэтов-футуристов и живописцев-кубистов стал русский кубо-футуризм. Активное взаимодействие поэзии и живописи, безусловно, явилось одним из важнейших стимулов формирования кубофутуристической эстетики. К началу 1910 г. вокруг В. В. Хлебникова (группа «Гилея») сложился круг единомышленников, которые назвали себя «будетлянами», то есть «будущими людьми», и разработали оригинальную философско-эстетическую программу. В. В. Хлебников исходил из первобытного синкретизма творческого духа и возвращал словесность к ее истокам. Словотворчество – «враг книжного окаменения языка». Особую популярность у кубофутуристов имели «синтезы», короткие пьесы, в которых слово переставало быть доминантой и подчинялось физическому действию. Таковой, например, была опера «Победа над Солнцем» (1913), поставленная поэтом А. Е. Крученых, художником К. С. Малевичем, создавшим костюмы и декорации, художником и музыкантом М. В. Матюшиным, который выступил в роли композитора, с поэтическим прологом, написанным В. В. Хлебниковым. Авторы доказывали, что они являются разрушителями литературного языка, отжившего мышления, элегантности, легкомысленности и дешевой красоты. Герои оперы сражались против мира живой природы и в конце концов спрятали Солнце в бетонный дом, откуда оно не могло уйти, и никто его больше не видел. Эта опера интересна еще и тем, что декорации навели К. С. Малевича на мысль, воплощенную впоследствии в его загадочном полотне «Черный квадрат». Литературные произведения кубофутуристов основывались на полном отрицании всех законов и правил грамматики и поэтики. Основные принципы определялись главным понятием «против»: слово против содержания, слово против языка (литературного, академического), слово против ритма (музыкального, условного), слово против размера, слово против синтаксиса, слово против этимологии. Так, в поэзии В. В. Маяковского звуки и буквы становятся целостными образами, а полные рифмы заменяются составными и ассонансными. А. Е. Крученых создал свой искусственный поэтический язык, состоящий из обрывков слов, лишенных смысла звуковых сочетаний. Утверждение права поэта на расширение поэтического лексикона, оригинальности авторского письма, отрицание правописания, знаков препинания позволило выйти из рамок привычного мировосприятия во имя свободы личностного выражения. Новые эстетические возможности были развиты футуристами в связи с переориентацией многих из них с читаемого на произносимый текст. Поэзия, согласно их представлениям, должна была вырваться из темницы книги и зазвучать на площади. История литературы XX в. показала, что все эти радикальные находки кубофутуристов были востребованы и развиты в самых разных направлениях модернизма, постмодернизма. Юрий Манн. «Мировая художественная культура. XX век. Литература» «Русские футуристы всячески открещивались от футуризма итальянского. В.Хлебников предложил даже отказаться от термина «футуризм», заменив его на «будетлянство», подчеркивая тем самым самобытный характер движения. Безусловно, «будетляне» многим обязаны русскому символизму (что, впрочем, они также отказывались признать). Они подхватили лозунг младших символистов о том, что поэзия должна стать объединяющим всех людей новым учением. (В отличие от символистов, «люди будущего» хотели приблизить это будущее как можно скорее и любыми средствами). Однако между русским футуризмом и его итальянским собратом, несомненно, было много общего: пренебрежение к культуре прошлого, желание создать не только новое искусство, но и новое общество (нового человека), урбанистические мотивы, лозунг итальянцев «слова на свободе» и «самовитое слово» в манифестах кубофутуристов. Русские футуристы, как и итальянцы, эпатировали публику не только своими произведениями, но и внешним видом, манерой держаться. Газета того времени описывала одно из выступлений футуристов: «Занавес раскрывается. На сцене сидят три «пророка» в шутовских нарядах. В середине Маяковский в желтой кофте, черном галстуке, с цветком в петлице. По одну сторону – Бурлюк – в грязно-сером сюртуке, щеки и лоб его расписаны синей и красной краской. По другую – Каменский, в черном плаще с блестящими звездами и аэропланом на лбу. Сим странным способом этот господин, очевидно, желает сообщить публике, что он не только сочиняет стихи, но и водит самолеты». (Виктор Березкин) 1. Алексей Крученых. «К истории русского футуризма. Воспоминания и документы». 2006 1. Алексей Крученых. «К истории русского футуризма. Воспоминания и документы» Впервые в России публикуется расширенная версия воспоминаний поэта Алексея Крученых. Основой издания является подготовленный в 1932 году к печати полный вариант книги «Наш выход», включающий, в частности, подробнейшую библиографию футуристов, заумников и лефовцев (более 550 наименований). В книгу вошли и другие историко-мемуарные записи Крученых. Издание содержит обстоятельный научный комментарий. В приложениях дается подборка деклараций и статей Крученых, а также две наиболее значительные статьи о нем, написанные его соратниками по «заумной школе» И.Терентьевым и С.Третьяковым. Иллюстрации знакомят с рядом малоизвестных документов и изобразительных материалов. 2. К. Малевич. «От кубизма и футуризма к супрематизму». 1916 Книжка «От кубизма и футуризма к супрематизму», обозначенная автором как третье издание, не может считаться таковым — намного увеличенный текст был заново написан художником, равно как было изменено заглавие книги. В новый текст брошюры частично вошли положения, развитые Малевичем во время публичного доклада «Кубизм — футуризм — супрематизм», прочитанного им совместно с И. Пуни 12 февраля 1916 года в Тенишевском училище в Петрограде на «Публичной научно-популярной лекции супрематистов». В качестве иллюстраций в книге Малевича были помещены воспроизведения его супрематических композиций, выставленных в декабре 1915 года. Вступительный раздел брошюры — до заголовка «Искусство дикаря и его принципы» — повторял текст манифеста-воззвания Малевича, распространяемого на «Последней футуристической выставке картин «0,10» (ноль-десять)» в виде листовки (в той же листовке были помещены декларации И.В. Юнона и М.И. Менькова; на выставке имели хождение листовки с художественным кредо И.А. Пуни и К.Л. Богуславской; В.Е. Татлин во время работы выставки также выпустил специальный иллюстрированный буклет с изложением своих взглядов). 3. В. Н. Терехина, А. П. Зименков. «Русский футуризм: Стихи. Статьи. Воспоминания». 2009 В настоящем издании представлены теория и практика основных футуристических групп в России, воспоминания самих футуристов и их со временников, критические отклики. 4. Е.П. Радин. «Футуризм и безумие». Параллели творчества и аналогии нового языка кубо-футуристов Третий выпуск «Библиотеки авангарда» знакомит читателя с «Футуризмом и безумием» психиатра Е. П. Радина (1872-1939), одной из немногих «прижизненных» монографий, посвященных русскому футуризму. В предисловии к факсимильному переизданию этой редкой книги, вышедшей в свет в конце 1913-начале 1914 г., монография Е. П. Радина рассматривается на фоне дебатов о футуристическом безумии и дискурса «вырождения» и «дегенерации» конца XIX-начала ХХ вв. Пощечина общественному вкусу (1912) Печатаются по кн.: Русский футуризм: Теория. Практика. Критика. Воспоминания / Сост. В. Н. Терехина, А. П. Зименков. Футуризм + книга Е. Бобринская. «Русский авангард: границы искусства» Русский футуризм теория практика критика воспоминания м 1999История русской поэзии XX века запись закрепленаИстория русской поэзии XX века запись закрепленаИстория русской поэзии XX века запись закрепленаНапоминаем, что 21 апреля, в 19.00, в Я ЗНАЮ (ул. Ильинская, 13/2) продолжится открытый образовательный проект «История русской поэзии ХХ века». Александр Аркадьевич Кобринский (Санкт-Петербург) прочтет лекцию на тему «ОБЭРИУ: История и творчество». Лекция посвящена одной из самых легендарных и загадочных групп в истории русской литературы – ОБЭРИУ («Объединение реального искусства»). В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Игорь Бахтерев, Константин Вагинов и др. Официально не был членом группы Николай Олейников, но его творчество фактически развивалось в теснейшем контакте с обэриутами. Александр Аркадьевич Кобринский Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Российского государственного педагогического университета (РГПУ). Специалист главным образом по русской литературе рубежа XIX—XX веков и 1920-30-х годах, особенно по творчеству Даниила Хармса и других обэриутов. Его работы посвящены также русским символистам, имажинистам, футуристам, прозе и поэзии 1920—1930-х годов. История русской поэзии XX века запись закреплена21 апреля, в 19.00, в Я ЗНАЮ (ул. Ильинская, 13/2) продолжится открытый образовательный проект «История русской поэзии ХХ века». Александр Аркадьевич Кобринский (Санкт-Петербург) прочтет лекцию на тему «ОБЭРИУ: История и творчество». Лекция посвящена одной из самых легендарных и загадочных групп в истории русской литературы – ОБЭРИУ («Объединение реального искусства»). В группу входили Даниил Хармс, Александр Введенский, Николай Заболоцкий, Игорь Бахтерев, Константин Вагинов и др. Официально не был членом группы Николай Олейников, но его творчество фактически развивалось в теснейшем контакте с обэриутами. Александр Аркадьевич Кобринский Доктор филологических наук, профессор кафедры русской литературы Российского государственного педагогического университета (РГПУ). Специалист главным образом по русской литературе рубежа XIX—XX веков и 1920-30-х годах, особенно по творчеству Даниила Хармса и других обэриутов. Его работы посвящены также русским символистам, имажинистам, футуристам, прозе и поэзии 1920—1930-х годов. История русской поэзии XX века запись закрепленаЕвгений Прощин запись закреплена18 марта продолжится образовательный проект «История русской литературы». В 16.00 состоится лекция ДАНИЛЫ МИХАЙЛОВИЧА ДАВЫДОВА (Москва) «Поэтические объединения 1920-х годов» в рамках образовательного цикла «История русской поэзии ХХ века». ДАНИЛА МИХАЙЛОВИЧ ДАВЫДОВ Окончил Литературный институт, кандидат филологических наук, специалист по наивной и примитивной поэзии. Дипломант Фестиваля малой прозы имени Тургенева (ноябрь 1998 г.); первый лауреат национальной молодежной литературной премии «Дебют» (2000, за книгу прозы «Опыты бессердечия»). История русской поэзии XX века запись закреплена1 марта, в 19.00, в Я ЗНАЮ (ул. ильинская, 13/2) лекция ВЕРЫ НИКОЛАЕВНЫ ТЕРЕХИНОЙ (Москва) «РУССКИЙ ФУТУРИЗМ 1910-Х ГОДОВ». Эгофутуризм И.Северянина и Академия эгопоэзии И.Игнатьева. «Мезонин поэзии» В.Шершеневича, «Центрифуга» (С.Бобров, Н.Асеев, Б.Пастернак). Русский футуризм в споре с итальянским и почему Маринетти не признал «будетлян». Наследники русского футуризма. 2 марта, в 13.00, в Институте филологии и журналистики ННГУ лекция «ВОЗВРАЩЕНИЕ ИГОРЯ СЕВЕРЯНИНА В КАНОНИЧЕСКИЙ РЯД РУССКИХ ПОЭТОВ». Презентация книг В.Н.Терёхиной и Н.И.Шубниковой-Гусевой «За струнной изгородью лиры»: научная биография Игоря Северянина (М.:ИМЛИ РАН, 2015) и «Игорь Северянин»: серия «Жизнь замечательных людей» (М.:Молодая гвардия, 2017). С именем Игоря Северянина связана целая эпоха – Серебряный век русской поэзии, ее эмигрантское двадцатилетие. В последние годы идет интенсивный процесс освоения архивных материалов, по-новому освещающих биографию поэта, полную легенд и авторских мистификаций. В лекции будут рассмотрены четыре творческих этапа. 1895-1912. От Игоря Лотарева к Игорю Северянину: «литературный выдвиг». Эгофутуризм – «Я в будущем». 35 поэтических брошюр и 3000 «новотворок». 1913-1918. «Громокипящий кубок» и проблема творческой эволюции поэта. Король поэтов или Царственный паяц? 1918-1930. «Ты потерял свою Россию». Эстонский период. «Дорожные импровизации». 1931-1941. «Классические розы». «Я поднимаю сигнал бедствия!» Кандидатская диссертация «Творчество Маяковского в критике русского зарубежья» (1993); докторская диссертация ««Экспрессионизм в русской литературе первой трети ХХ века: Генезис. Историко-культурный контекст. Поэтика» (2006). Автор около 150 печатных работ, в том числе монографии «Экспрессионизм в русской литературе первой трети ХХ века: Генезис. Историко-культурный контекст. Поэтика»; составитель и комментатор книг: «Русский футуризм:Теория. Практика. Критика. Воспоминания» (М., 1999, 2000, СПб., 2009 в соавт.С А.П.Зименковым); «Серебряный век русской поэзии в стихах, документах, воспоминаниях»(М., 2000, 2002, 2007);Русский экспрессионизм: Теория.Практика.Критика /Сост., вступ.статья, примеч. В соавт. с А.Т.Никитаевым). М., 2005; Игорь Северянин. Громокипящий кубок. Ананасы в шампанском. Соловей. Классические розы/Сост., вступ.ст., примеч. в соавт. с Н.И.Гусевой.-М.:Наука, серия «Лит.памятники», 2004; Игорь Северянин. Царственный паяц: Автобиографические материалы. Письма. Критика (СПб., 2005, в соавт. с Н.И.Гусевой); Игорь Северянин глазами современников (в соавт.С Н.И.Гусевой). СПб., 2009; Ольга Розанова «Лефантачиол». М.,2003; Борис Григорьев. Линия: Из литературно-художественного наследия. М., 2009 и др.
|