русские церкви и храмы архитектура
Церковная архитектура и искусство: от Петра I до Николая II
Часть 1. Конец XVII – первая половина XVIII века
Социальные настроения, политические расчеты и личные амбиции ведущих государственных и церковных деятелей так или иначе определяют свое время. При этом необходимо иметь в виду именно причины и характер изменений, особенностей формирования идейно-смысловых доминант в архитектурной политике государства и Церкви в России XVIII века.
Как известно, со времени основания Святейшего Правительствующего Синода 25 января 1721 года начался новый период в истории Русской Церкви, получивший именование Синодальный [1] (но надо отметить, что патриаршая форма управления фактически прекратила свое существование еще в 1700 году со смертью одиннадцатого русского патриарха – Адриана [2] ).
Итак, по нашему мнению, полезным будет проследить менявшееся мировоззрение царя Петра I на разных этапах его правления. Наиболее наглядно и даже в чем-то беспристрастно это можно сделать, обратив внимание на характер именно памятников архитектуры и искусства того времени.
Какими же были первые постройки царя Петра до смерти патриарха Адриана в 1700 году? Все, что создавалось в этот период, вполне соответствовало традициям церковного зодчества, на что указывал и И.Э. Грабарь [12] : все укладывалось в рамки поступательного культурно-исторического процесса.
При этом русской церковной культуре вполне были свойственны заимствования новых образов, идей, инженерно-архитектурных решений и новаций. Русские мастера в своих арсеналах использовали и то, что было наработано в европейской практике, делая это в XVII веке значительно чаще, чем в предшествующие времена. При этом происходило не слепое заимствование, но осознанное, выверенное и переработанное национальными традициями.
Важной с архитектурной точки зрения и даже ключевой в дальнейшем развитии церковной архитектуры Синодальной эпохи является Уточья башня Троице-Сергиева монастыря [17] : она была надстроена еще до «европейского похода» Петра. Эта надстройка носила чисто эстетический характер, став, по сути, первым примером каменной гражданской архитектуры времени Петра I. Она имела все признаки традиций голландской архитектурной школы – исследователи полагают, что за ориентир при ее реконструкции была взята гравюра, изображающая деревянную городскую ратушу в городе Маастрихте. А русские мастера виртуозно воплотили в камне указанный образец и создали уникальное по своему звучанию творение. Эта башня венчается пусть и не очень высоким, но все же имеющим свое символичное значение каменным шпилем. Именно этот элемент впоследствии стал доминирующим во многих русских церковных постройках XVIII века. С уверенностью можно сказать, что Уточья башня фактически открыла новую эпоху в церковном храмостроительстве и положила начало внедрению эстетических и секулярных начал в церковные постройки.
Итак, рассматривая искусство с точки зрения культурологии и социальной философии, надо обратить внимание на такое явление: в те годы речь шла о смещении (путем замены) архитектурно-изобразительных символов, знаков, традиционных отличий к иным смыслам, а затем и о формировании новых культурно-философских систем.
Вместе с тем в годы правления восшедшей после Петра II на престол Анны Иоанновны в храмовом строительстве продолжаются новации петровского времени, но часто не менее убедительно продолжали свое культурно-историческое бытование и московские традиции в архитектуре и изобразительном искусстве.
В утверждение своей монаршей власти императрица Анна Иоанновна повелела начать сооружение грандиозной колокольни в Киево-Печерском монастыре. Постройка столь высокой отдельно стоящей колокольни станет достаточно распространенной практикой в России: описываемая новация будет воплощена еще раз, но уже при императрице Елизавете Петровне.
Сакральное пространство традиционных русских храмов в архитектуре елизаветинского времени получило новое звучание, наполненное светом и блеском обильной позолоты. Приоритетным в постройках стало декоративное начало и имитация. Такой подход, по сути, сплавлял воедино устоявшиеся традиции убранства русских храмов и новации европейского толка.
[1] См.: Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. М., 1999. С. 506; Петров Л. Справочный богословский преимущественно церковно-исторический словарь. СПб., 1889. С. 234; Христианство. Энциклопедический словарь: В 3-х т. Т. 2. М., 1995. С. 573–574.
[2] См: Соловьев С.М. История России с древнейших времен: В 15-и кн. Т. 8. М., 1962. С. 89.
[3] Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917. М., 1996. Ч. 1. С. 61; Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. С. 503; Геллер М. История Российской империи. М., 1997. Т. 2. С. 15.
[4] Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. М., 2010. С. 10; См.: Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1997. Т. 2. С. 237.
[5] Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700-1917. Ч. 1. С. 39; См.: Знаменский П.В. Руководство к изучению русской церковной истории. Минск, 2005. С. 354.
[6] См.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. С. 10.
[7] Бухенау К. Религия и нация в Сербии, Болгарии и Румынии: три православные модели // Государство, религия и Церковь в России и за рубежом. М., 2014. № 4. С. 37–38.
[9] См.: Геллер М. История Российской империи. Т. 2. С. 23; Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России. От Юрия Долгорукого до наших дней. М., 1997. С. 55.
[10] См.: Знаменский П.В. Руководство к изучению русской церковной истории. С. 362.
[12] См.: Грабарь И. История русского искусства. Т. 3. Архитектура. М., б.г. С. 5.
[13] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909. С. 212.
[15] Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. М., 1990. С. 212.
[16] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. М., 1989. С. 277.
[17] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. С. 232.
[18] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. С. 355.
[19] См.: Памятники архитектуры Ленинграда. Л., 1976. С. 28.
[20] Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. С. 51; См.: Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. С. 227.
[21] Грабарь И. История русского искусства. Т. 3. Архитектура. С. 27.
[22] История русского искусства. Т. 5. М., 1960. С. 42.
[23] См.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. С. 51.
[24] Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. С. 226.
[25] См.: Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России. От Юрия Долгорукого до наших дней. С. 58.
[26] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. С. 355.
[27] Скотникова Г.В. Византийская традиция в русском самосознании. Опыт историко-культурологического исследования. СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусства, 2002. С 54.
[28] Успенский Л.А. Богословие иконы Православной Церкви. С. 223–231.
[29] См.: Бусева-Давыдова И.Л. Культура и искусство в эпоху перемен. Россия семнадцатого века. М., 2008. С. 239; см.: Федотов А. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. СПб., 2007. С. 120.
[30] История русского искусства. Т. 5. С. 125.
[31] См.: Памятники архитектуры Ленинграда. С. 294.
[32] Грабарь И. История русского искусства. Т. 3. Архитектура. С. 52.
[33] См.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. С. 51.
[34] См.: Алексеев Ю. (Алюври). Искусство живописи старых мастеров. М., 2008. С. 70.
[35] См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1960. С. 241.
[36] См.: Стародубцев О.В. Церковное искусство. М., 2007. С. 317. Это направление фактически не коснулось традиционной деревянной храмовой архитектуры.
[37] См.: Доброклонский А.П. Руководство по истории Русской Церкви. С. 707.
[38] Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. С. 211; См.: Знаменский П.В. Руководство к изучению русской церковной истории. С. 464.
[39] Храм разрушен в 1930-х годах.
[40] См.: Памятники архитектуры Москвы. Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века. М., 1998. С. 237; см.: Грабарь И. История русского искусства. Т. 4. Архитектура. М., б.г. С. 79–85.
[41] См.: Памятники архитектуры Москвы. Территория между Садовым кольцом и границами города XVIII века. С. 235.
[42] См.: История русского искусства. Т. 5. С. 258–263.
[44] Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. С. 257.
[45] См.: Памятники архитектуры Ленинграда. С. 56.
[46] Грабарь И. История архитектуры. Т. 3. М., б.г. С. 208.
[47] Архитектурная графика России. Первая половина XVIII века. Л., 1981 С. 145; см.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. С. 137; см.: История русского искусства. Т. 5. С. 215.
[48] Вереш С.В. Храм – образ вселенной. М., 2010. С. 140.
[49] Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. С. 249.
Церковная архитектура и искусство: от Петра I до Николая II
Часть 2. Классицизм и русские традиции
Классицизм был новым направлением в искусстве, установленным на государственном уровне. В церковной архитектуре он, с одной стороны, требовал строгого соблюдения языка форм и пространственно-композиционных решений, с другой – не исключал определенной свободы творческих исканий, что и было широко использовано русскими мастерами. Это, в конечном итоге, несмотря на всю противоположность классицизма русским традициям, привело к созданию величественных и неповторимых по красоте памятников, обогативших и русскую, и мировую культуру.
Становление классицизма в России началось при Екатерине II.
Екатерина II стремилась, вслед за Петром I, перекроить русские традиции по европейским лекалам
На архитектуру и искусство этого времени повлияло множество различных факторов, которые лежали по существу за их пределами, но привели к кардинальным изменениям – смене «елизаветинского барокко» классицизмом. В первую очередь необходимо указать на глубокую неприязнь Екатерины к предшественнице на престоле: все, что было мило и дорого одной, другой не воспринималось и порицалось. Решающей причиной, повлиявшей на смену общеимперского стиля барокко классицизмом, стало желание Екатерины II перекроить, следуя по стопам Петра I, русские культурные и общественные традиции по европейским образцам и лекалам.
Говоря о русской архитектуре, не следует забывать вот о чем. Неоднократно исследовавшееся явление – «традиции русского храмостроительства» – имеет, вместе с тем, и такое малоизученное основание: русская архитектура (и церковная – не исключение) не один век после принятия христианства была представлена деревянным зодчеством. Это было естественно в силу природно-географического положения страны. Но дерево не только подвержено гниению, но и неустойчиво перед стихиями, прежде всего пожарами, которые бушевали, сметая буквально все. Поэтому не следует забывать, что деревянное зодчество было развито отнюдь не только на русской периферии. Так, в начале XIV века при Иване Калите деревянным был Московский Кремль. И даже при все более частом переходе (уже начиная с X–XI веков) на камень в храмостроительстве деревянная церковная архитектура продолжала существовать – и не только сохраняла сложившиеся строительно-инженерные традиции, но и создавала новые, в том числе и церковные. Вспомним, что в Кижах находится 22-главая 37-метровая церковь, построенная в 1714 году, то есть в расцвет петровских реформ. А это подлинный шедевр русской национальной храмовой архитектуры.
Для европейского самосознания того времени само понятие «традиция» стало чем-то архаичным
Тем не менее классицизм многое существенным образом изменил – не только в облике церквей, но и во всей архитектурной среде.
Храмовое строительство в Москве в правление Екатерины II было незначительным: в основном проводились ремонтные работы обветшавших построек. В Петербурге строительство все же велось.
Одним из немногих храмов, заложенных при Екатерине II в Петербурге, стал и Исаакиевский собор (третий по счету). Но из элементов нового стиля в этом соборе, пожалуй, было только одно – отделка стен мрамором. Подобные архитектурные задумки не могли в полной мере удовлетворить вкусы Екатерины, потому строительство двигалось крайне медленно: ко времени восшествия на престол Павла I храм был достроен только до сводов.
Искусственные «приживления» идей классицизма затронули так или иначе почти все древние русские памятники. Повальная перестройка храмов стала демонстрацией неразборчивого и нецелесообразного поглощения национальных архитектурных идей и образов европейской традицией: свое чуть ли не растворялось в небытии, однако и новое не выглядело сколько-нибудь органично и даже эстетично на древних постройках.
Интерьеры храмов «исправлялись» под классицизм, и нарушалась взаимосвязь росписей, естественного света и литургического священнодействия
27 августа 1801 года Александр I присутствовал при закладке Казанского собора в Петербурге, а спустя десять лет [38] он уже молился во время освящения этого поистине уникального сооружения, ставшего одним из красивейших зданий не только в России, но и в Европе.
Стасов попытался классицизм соединить с традицией: портики и колонны – с русским пятиглавием
В целом Александровская эпоха в культуре характеризуется серьезными внутренними противоречиями. В этот период произошло своего рода столкновение двух направлений – продолжавшегося классицизма и нарождающегося русского ренессанса. Разнородность идей, стилей, исканий, на наш взгляд, является одной из характерных черт архитектуры и изобразительного искусства России этого времени.
При всех противоречиях процесса адаптации идей классицизма к, так сказать, «русским условиям», здесь были – и это необходимо подчеркнуть – и позитивные моменты. Русские мастера, в кратчайшие сроки освоив идейно-художественные, технические и инженерные основы и приемы классической архитектуры, создали равные своим европейским аналогам образцы, что значительно продвинуло русское искусство, в том числе и церковное, вперед. А такие великолепные храмы, как Казанский и Исаакиевский, стали поистине мировыми шедеврами. И вполне уместно говорить об эпохе классицизма в России как о «русском классицизме» – уникальном и неповторимом явлении мировой культуры в целом.
[1] Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1997. Т. 2. С. 452; см.: Знаменский П.В. Руководство к изучению русской церковной истории. Минск, 2005. С. 478.
[2] Смолич И.К. История Русской Церкви. 1700–1917. М., 1996. Ч. 1. С. 190; См.: Геллер М. История Российской империи. М., 1997. Т. 2. С. 159.
[3] См.: Алитова Р.Ф., Никитина Т.Л. Церковь святых апостолов Петра и Павла в селе Поречье Ярославской области – памятник архитектуры и живописи XVIII в. // Искусство христианского мира. Вып. 9. М., 2005. С. 252.
[4] Скотникова Г.В. Византийская традиция в русском самосознании. Опыт историко-культурологического исследования. СПб., 2002. С. 65–66, 80.
[5] См.: Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. М., 1990. С. 266.
[6] Тут необходимо упомянуть многие архитектурные и инженерные новации, примененные Аристотелем Фиораванти при возведении Успенского собора Московского Кремля, или архитектурно-художественные элементы, примененные Алевизом Фрязиным Новым при строительстве Архангельского собора Московского Кремля.
[7] Грабарь И. История русского искусства. Т. 3. Архитектура. М., б.г. С. 50–51.
[8] Лихачев Д.С. Великая Русь. История и художественная культура. М., 1994. С. 347.
[10] См.: Олейников А. Политическая экономия национального хозяйства. М., 2010. С. 26.
[11] См.: Швидковский Д.О. Культура просвещения и русская архитектура второй половины XVIII века // Архитектура в истории русской культуры. М., 1996. С. 95.
[12] См.: История русского искусства. Т. 5. М., 1960. С. 272–283.
[13] См.: Слюнькова И.Н. Крупнопоместные имения в системе градостроительного переустройства России последней четверти XVIII – начала XIX в. // Архитектура в истории русской культуры. С. 114.
[14] Ярким примером сохранения лесных массивов в черте города могут послужить: несохранившийся древнейший храм в Московском Кремле Спаса «на бору» (1330), храм святителя Николая «в кленниках» (1657) или новгородский храм святителя Николая «на липне» (кон. XIII в.).
[15] Свидетельства о подобной застройке находим в наименовании улиц и переулков в старой части Москвы, не подвергшихся генеральной перестройке после пожара 1812 года.
[16] См.: Слюнькова И.Н. Крупнопоместные имения в системе градостроительного переустройства России последней четверти XVIII – начала XIX в. С. 116.
[17] В 1775 г. Россия была поделена на 50 единообразно устроенных губерний, объединяющих по 8–12 уездов. По новому положению было учреждено: 50 губернских, 493 уездных и 86 заштатных городов. Для решения градостроительных и архитектурных задач в новых условиях еще в 1763 г. была создана «Комиссия о каменном строении», которую возглавил сенатор И.И. Бецкой (1704–1795). К концу XVIII века было разработано в общей сложности 305 генеральных планов переустройства русских городов.
[18] Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. С. 275.
[19] Делокаров К.Х. Синергетика и познание социальных трансформаций // Синергетическая парадигма. М., 2003. С. 20.
[20] См.: Памятники архитектуры Ленинграда. Л., 1976. С. 40.
[21] См.: Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. М., 1909. С. 195–203.
[22] Попова О.С. Пути византийского искусства. М., 2013. С. 13; См.: Древнерусское искусство. М. 2012. С. 17; Тарабукин Н.М. Смысл иконы. М., 2001. С. 120.
[23] Попова О.С. Пути византийского искусства. С. 21.
[24] См.: Алитова Р.Ф., Никитина Т.Л. Церковь святых апостолов Петра и Павла в селе Поречье Ярославской области – памятник архитектуры и живописи XVIII в. С. 250.
[25] Тарабукин Н.М. Смысл иконы. С. 108.
[26] Алитова Р.Ф., Никитина Т.Л. Церковь святых апостолов Петра и Павла в селе Поречье Ярославской области – памятник архитектуры и живописи XVIII в. С. 249; См.: Попов В.Г. Андрей Рублев. Подвиг иконописания. М., 2010. С. 33–36.
[27] Дудина Т.А., Никитина Т.И. Каменное узорочие Москвы. М., 2006. С. 214; См.: Донской ставропигиальный мужской монастырь. М., 2014. С. 14.
[28] Федотов А. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. СПб., 2007. С. 120.
[29] Геллер М. История Российской империи. Т. 2. С. 219; См.: Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России. От Юрия Долгорукого до наших дней. М., 1997. С. 75.
[30] Знаменский П.В. Руководство к изучению русской церковной истории. С. 481; Геллер М. История Российской империи. Т. 2. С. 498.
[31] Грабарь И. История русского искусства. Т. 3. Архитектура. С. 306; См.: Памятники архитектуры Ленинграда. С. 140.
[32] Исаакиевский собор. СПб., 2004. С. 18; См.: Памятники архитектуры Ленинграда. С. 84.
[33] Вереш С.В. Храм – образ вселенной. М., 2010. С. 149; См.: Русское искусство XIX – начала XX века. М., 1972. С. 9.
[34] Памятники архитектуры Ленинграда. С. 304.
[35] Кишкинова Е.М. «Византийское возрождение» в архитектуре России. Середина XIX – начало XX века. СПб., 2007. С. 146; Щенков А.С., Шеко Е.Д., Щенкова О.П. Об идее храма в архитектуре русского классицизма // Искусство христианского мира. Вып. 4. М., 2000. С. 86.
[37] Геллер М. История Российской империи. Т. 2. С. 233; См.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. М., 2010. С. 139; Пчелов Е.В., Чумаков В.Т. Правители России. От Юрия Долгорукого до наших дней. С. 77.
[38] Памятники архитектуры Ленинграда. С. 160.
[39] См.: Тихомиров Н.Я., Иванов В.Н. Московский Кремль. История архитектуры. М., 1966. С. 206; Скорнякова Н. Старая Москва. М., 1996. С. 169.
[40] См.: Тихомиров Н.Я., Иванов В.Н. Московский Кремль. История архитектуры. С. 206; Скорнякова Н. Старая Москва. С. 169.
[41] См.: Грабарь И. История архитектуры. Т. 3. С. 536; Федотов А. Церковное искусство как пространственно-изобразительный комплекс. С. 120; Памятники архитектуры Ленинграда. С. 460.
[42] Исаакиевский собор. СПб., 2004. С. 23; Грабарь И. История архитектуры. Т. 3. С. 574; Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. С. 285.
[43] История русского искусства. Т. XVIII. Кн. 2. М., 1963. С. 177.
[44] См.: Катаев Н. Пожар Москвы // Отечественная война и русское общество. Т. 4. М., 1912. С. 148.
[45] Тихомиров Н.Я., Иванов В.Н. Московский Кремль. История архитектуры. С. 206.
[46] См.: Цыпин В., прот. История Русской Православной Церкви. С. 287; История русского искусства. Т. XVIII. Кн. 2. С. 240; Русское искусство XIX – начала XX века. С. 16.
[47] История русского искусства. Т. XVIII. К. 2. С. 187.
[48] Об архитектуре 20–30-х годов XIX века И.А. Фомин писал: «Все проекты современников Стасова похожи один на другой, словно их сочинило одно лицо».
27 самых красивых православных храмов и монастырей России
В этой подборке самые впечатляющие православные храмы и монастыри России, которые стоит увидеть всем, кому интересна наша история и культура. Я старалась подобрать храмы не по их значимости в православном мире, а по уникальности и широте географии. Именно поэтому в подборку попал бывший католический собор в Калининграде и миниатюрный старообрядческий храм в Коломне. Каждый из них со своей историей и ярким архитектурным обликом.
Сейчас все храмы временно закрыты, но я надеюсь, скоро ситуация улучшится и мы начнем снова путешествовать. А строить планы предстоящих поездок можно уже сегодня.
Храмы на карте
1. Троице-Сергиева лавра — центр русского православия
Троице-Сергиева лавра — энергетически сильное место, тесно связанное с историей нашей страны. Территория лавры большая, часть храмов закрыта для посещения. Чтобы поездка в лавру прошла максимально полезно, советую заказать экскурсионное сопровождение. Это можно сделать в кассе при входе.
Что посмотреть
Как добраться
Московская область, г. Сергиев Посад, 70 км от Москвы по Ярославскому шоссе. Доехать можно на пригородных электричках и скоростных поездах «Экспресс» с Ярославского вокзала (1-1,5 часа), автобусах с автостанции на ВДНХ и от метро ВДНХ и Ботанический сад.
Читайте также наш полный путеводитель по Сергиеву Посаду.
2. Церковь Вознесения в Коломенском — между землей и небом
Устремленный в небесную высь белоснежный храм Вознесения Господня находится в парке Коломенское.
Храм создан в 1528–1532 гг. итальянским архитектором Петро Анибале (в русских летописях его называли Петром Фрязиным). По легенде он построен по указу Василия III в честь рождения первенца, будущего царя Ивана Грозного. Согласно другой легенде, прямо под храмом скрывалась библиотека Ивана Грозного, которую до сих пор никому не удалось обнаружить.
Чем интересен
Это первый шатровый каменный храм в России. Шедевр мировой архитектуры, входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Поднимитесь на обходную галерею с «царским местом» и полюбуйтесь прекрасным видом на Москву-реку и окрестности Коломенского. Летом здесь часто устраивают концерты под открытым небом, фестивали и театральные премьеры. Москвичи приезжают сюда, чтобы послушать колокольные звоны. Они раздаются с соседней Георгиевской колокольни днем каждые 15 минут.
Как добраться
Москва, парк Коломенское. Вход в парк в 5 мин ходьбы от ст. м. Коломенская (зеленая ветка).
3. Храм Св. Григория Неокесарийского — изразцы с «павлиньим оком»
Небольшую церковь в старом Замоскворечье в народе называют «красной», что значит — красивой.
Храм строили в 1668–1679 гг. известные в те времена зодчие Иван Кузнечик и Карп Губа. Ее украшают 9000 изразцов с яркими узорами и орнаментом «павлинье око».
Предположительно в церкви крестили будущего императора Петра I. В ней же венчался царь Алексей Михайлович со своей второй супругой Натальей Нарышкиной (матерью Петра I).
Чем интересен
Один из самых красивых храмов Москвы, который стоит увидеть. Его фасад завершают 3 ряда кокошников с «огненными языками», изразцовый фриз выполнен белорусским мастером Степаном Полубесом, создателем орнамента «павлинье око». Над росписью храма трудился Гурий Никитин, а иконы для иконостаса писали мастера Оружейной палаты во главе с Симоном Ушаковым.
Как добраться
Москва, ул. Большая Полянка, 29а. Ближайшая ст. м. Полянка.
4. Саввино-Сторожевский монастырь — первая лавра на Руси
Основан в 1398 г. учеником Сергия Радонежского — Саввой Сторожевским. Его мощи сейчас пребывают в обители.
С самого основания монастырь опекал сын Дмитрия Донского, князь Юрий Дмитриевич. В XVII веке царь Алексей Михайлович планировал сделать его своей резиденцией. В тот период монастырь сильно расширился, оброс крепостными стенами и башнями.
Первым из русских монастырей получил статус лавры. Киево-Печерская и Троице-Сегиева лавры получили этот статус позже.
Саввино-Сторожевский монастырь занимает 3 место в туристическом рейтинге среди православных святынь России (на первых двух Троице-Сергиева лавра и Дивеево).
Монастырь кинематографичен. Тарковский снимал здесь некоторые эпизоды «Соляриса», также его снимали и другие режиссеры.
Что посмотреть
Еще монастырь славится своим квасом со слегка алкогольным эффектом, который настаивают на изюме, а в Провиантской башне продают вкусную монастырскую выпечку.
Как добраться
Московская область, г. Звенигород. Монастырь находится в 3 км от Звенигорода и в 50 км от Москвы.
5. Новоиерусалимский монастырь — русский храм Гроба Господня
Этот подмосковный монастырь напоминает святыни древнего Иерусалима.
Если очень хочется побывать в храме Гроба Господня в Иерусалиме, но нет возможности съездить туда, то поездка в Новоиерусалимский монастырь станет достойной альтернативой.
Это действующий мужской монастырь с богатой и интересной историей. Он основан патриархом Никоном в 1656 году и входит в Золотой фонд лучших образцов русского зодчества. Монастырь строили на реке Истре, которая играет здесь роль Иордана.
Новоиерусалимский монастырь любили и опекали все русские монархи.
При советской власти в нем разместили художественно-исторический музей. Многие ценные вещи были переданы в Оружейную палату. После революции пропали и до сих пор не найдены мощи основателя монастыря — патриарха Никона. Во время войны монастырь сильно пострадал, немцы взорвали Воскресенский собор и ярусную звонницу XVII века. Позже монастырь был восстановлен и передан РПЦ.
Что посмотреть
Воскресенский собор — «сердце» монастыря. Сооружен по образу храма Гроба Господня. Все святые места здесь в точности повторяют иерусалимские святыни.
Церковь Константина и Елены — подземный храм, точь-в-точь повторяющий иерусалимский на месте обретения Животворящего Креста. По преданию крест нашла царица Елена недалеко от горы Голгофы. Строительство подземного храма началось еще при Никоне в 1658 году.
Крепостные стены и башни — строились в 1690-1694 гг. по проекту Я. Бухвостова. Всего 8 башен, они имеют палестинские имена: Гефсиманская, Давидов дом, Сионская и т.д.
Некрополь. Среди известных захоронений — члены семьи Суворова, Бесстужевы-Рюмины, Сухово-Кобылины.
Особо ценные святыни:
Как добраться
Московская область, г. Истра (около 66 км по трассе). На автомобиле — по Волоколамскому или Новорижскому шоссе. Электричкой: с Рижского вокзала. Автобусы: от м. Тушинская.
6. Знаменская церковь в Дубровицах — роскошь европейского барокко
Необычайно красивая барочная церковь, главное украшение старинной подмосковной усадьбы Дубровицы.
Построена в самом конце XVII в. князем Борисом Голицыным (воспитателем Петра I). Храм выстроен в несвойственной русским церквям западной манере, с большим количеством декоративных элементов — растительных орнаментов, скульптурных композиций, лепнины. Князь старался угодить Петру I, любившему все европейское.
Из-за чересчур европейского стиля и латинских надписей внутри храма его отказался освящать тогдашний патриарх Адриан. Освящен храм был только после его смерти. На освящении присутствовал Петр I.
Чем интересна
Причудливый архитектурный стиль, в котором смешались нарышкинское барокко и западноевропейские традиции, получил название «голицынское барокко». Храм красив и богато декорирован снаружи и внутри.
Обязательно зайдите внутрь. Там сохранился деревянный иконостас и резные золоченые хоры, на которых молился царь Петр с царевичем во время освящения. Сохранились старинные иконы, авторство которых приписывают мастерам Оружейной палаты и прекрасные лепные горельефы на библейские темы.
Как добраться
Церковь расположена в поселке Дубровицы, Подольского района Московской области.
На авто надо ехать по Варшавскому шоссе, через Подольск. На электричке: с Курского вокзала до Подольска, далее на автобусе или маршрутке до поселка. На автобусе: № 417 от ст. м Южная.
7. Храм Николы на Посаде — кокошники и русский стиль
Маленький, почти игрушечный храм с сахарно-белоснежными стенами и черными луковками куполов в центре старой Коломны сразу притягивает к себе взгляд. Хочется положить его на ладонь и забрать с собой.
Это один из старейших храмов Коломны. Построен в начале XVIII века.
Чем интересен
Это старообрядческий храм. Он бывает открыт только во время богослужений. Лучше всего любоваться им снаружи.
Празднично-нарядный архитектурный стиль храма называется «московское узорочье». Это типично купеческий стиль, популярный в XVII веке. Для него характерно обилие декора и разных затейливых элементов. Например, многоярусных кокошников, которых на фасаде этого храма 105 штук.
Как добраться
Московская область, г. Коломна. Храм находится в центре города. Ориентир — Музей пастилы. Он как раз напротив музея. Точный адрес: Посадская ул. 18.
8. Храм Покрова на Нерли — белокаменная Русь
Уникальный храм, жемчужина Владимиро-Суздальского зодчества. Включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Дата постройки — 1165 год. Строил храм князь Андрей Боголюбский в память о погибшем сыне Изяславе.
Чем интересен
Один из лучших сохранившихся образцов белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси. Храм напоминает горящую свечу, пламенем-куполом устремленную в небо. В весеннее половодье он выглядит особенно эффектно.
Интересны резные барельефы на фасаде с изображением царя Давида, библейского льва (лев присутствует и на гербе города Владимир), голубей (символов Святого Духа), загадочных грифонов и женских голов.
Как добраться
Владимирская область, Боголюбово. Храм немного проблематично найти. Он стоит в поле, в 1,5 км от поселка Боголюбово (18 км от Владимира). Подъехать на машине к нему не удастся, придется прогуляться пешком. Попробуйте спросить местных, они подскажут, как пройти к храму.
9. Свято-Успенский собор — фрески Андрея Рублева
Красивый белокаменный собор с золотыми куполами возвышается над рекой Клязьмой.
Во времена Владимиро-Суздальской Руси он был главным духовным центром. Здесь венчались на царство владимирские и московские князья. Собор включен в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Именно владимирский храм послужил прообразом для Успенского собора московского Кремля.
Построен при Андрее Боголюбском в 1160 г. После пожара 1185 г. реконструирован его сыном Всеволодом. В этот период собор расширился и стал пятиглавым. Архитектурный ансамбль в XIX в. дополнили колокольней с высоким золотым шпилем.
В северной части храма покоятся князь Андрей Боголюбский и его сын Всеволод III Большое Гнездо.
Храм действующий. Можно осмотреть его с экскурсией или самостоятельно.
Что посмотреть
Сюда едут, чтобы увидеть фрески Андрея Рублева и Даниила Черного, которые расписывали собор в 1408 г. Сохранились и части более древних росписей неизвестных мастеров середины XII в. Со смотровой площадки у храма можно полюбоваться красивыми видами на реку и город.
Как добраться
Владимир, ул. Большая Московская, 56.
10. Софийский собор — русская Византия
Один из древнейших каменных соборов в России. Построен еще в домонгольский период: 1045-1050 гг.
Строить собор начал сын Ярослава Мудрого, новгородский князь Владимир. Он выполнен по типу крестово-купольных византийских храмов.
После революции в нем открыли антирелигиозный музей. Во время немецкой оккупации собор сильно пострадал, было уничтожено изображение Христа Пантократора в куполе собора. В послевоенные годы был частью Новгородского музея-заповедника.
Что посмотреть
По преданию, пока голубь сидит на кресте, город может спать спокойно.
С этим голубем связано несколько интересных историй.
Согласно легенде, появился он здесь в 1570 г., когда Иван Грозный взял неприступный город и жестоко расправился с новгородцами. Тогда голубь, символ Святого Духа, присел на крест собора и окаменел от ужаса.
Вторая история связана с событиями ВОВ.
В 1942 г. Новгород находился под оккупацией. Многие ценности были разграблены и вывезены из России. Исчез и голубь с креста главного купола собора. Обнаружили его позже в Испании, в одном из мадридских музеев (в годы войны в Новгороде стояла испанская «Голубая дивизия», воевавшая на стороне Вермахта). Крест с голубем испанцы возвратили обратно в 2004 г. Сейчас тот голубь находится внутри собора, а на самом куполе красуется новая птица.
Как добраться
Великий Новгород. Успенский собор находится на территории Новгородского кремля.
11. Нило-Столобенская пустынь — золотые купола на фоне голубых озер
В Ниловой пустыни стоит побывать не столько из-за архитектурных изысков, сколько из-за необыкновенной красоты этих мест. Нилова пустынь расположена на островке Столобном посреди озера Селигер, вдали от крупных населенных пунктов.
При жизни Нила Столобенского на острове не было монастыря. Святой жил уединенно в своей келье в течение 27 лет. Монастырь основали позже, в 1594 году, спустя 40 лет после его смерти.
Что посмотреть
Как добраться
Тверская область, до ближайшего города Осташков 22 км. Из Осташкова ходят автобусы в деревню Светлица. В летнее время можно попасть в Нилову пустынь на прогулочном катере.
12. Царевича Димитрия — храм на крови
Сначала на месте гибели царевича Димитрия стояла деревянная часовня. Каменный храм воздвигли здесь в 1692 году.
Царевич Димитрий — сын Ивана Грозного от его последней жены Марии Нагой. Царевич был найден мертвым 15 мая 1591 г. на месте, где сейчас стоит храм. В его смерти обвиняют Бориса Годунова, стремившегося захватить престол.
Храм, выполненный в нарядном стиле «русского узорочья», по форме напоминает корабль. Цвет стен — красно-бордовый, символизирует безвинно пролитую кровь. Британское издание The Telegraph включила его в список 23 самых красивых церквей мира.
Храм входит в состав Угличского кремля. В нем не проводятся службы. Вход внутрь платный.
Чем интересен
Как добраться
Ярославская область, Углич. Храм входит в комплекс кремля.
13. Храм Спаса на Крови — место смертельного ранения Александра II
Спас на Крови — один из символов Петербурга. Его разноцветные купола и башни напоминают собор Василия Блаженного в Москве.
Храм имеет статус музея. Вход в него платный. Советую идти туда в составе экскурсионной группы. Все гиды там очень хорошие. В храме также проводятся службы.
Что посмотреть
Как добраться
Санкт-Петербург, храм стоит на набережной канала Грибоедова. Ближайшие станции м.: Невский проспект и Гостиный двор.
14. Казанский собор — главная святыня города на Неве
Знаменитый красавец-собор построен в 1811 году архитектором Андреем Воронихиным.
За основу взят собор Св. Петра в Риме. Но это не точная копия римского памятника. Казанский собор имеет свой индивидуальный облик и давно стал символом Петербурга. Поражает мощная колоннада собора, его огромный купол диаметром 17,7 м. В отделке использован пудостский камень из Гатчины, похожий на итальянский травертино, а во внутренней отделке — карельский мрамор, яшму и порфир.
В советское время в соборе находился Музей истории религии и атеизма.
Что посмотреть
Как добраться
Санкт-Петербург, центр Невского проспекта. Адрес: Казанская площадь, 2. Ближайшие станции м.: Невский проспект, Гостиный двор.
15. Смольный собор — самая высокая точка Петербурга
Б. Растрелли, создатель стиля елизаветинского барокко, автор Зимнего дворца, дворцов в Петергофе и Царском селе. Легкий и воздушный Смольный собор — один из самых ярких его шедевров.
Собор стоит на левом берегу Невы и входит в состав Смольного монастыря.
Его начали строить при Елизавете в 1748 году, а достраивали спустя 70 лет уже под руководством архитектора Стасова. Окончательно собор был достроен в 1835 г.
Смольный собор с самого своего основания считается храмом всех учащихся.
Что посмотреть
Собор построен в традициях пышного петербургского барокко, внутри и снаружи богато декорирован. Стоит осмотреть его снаружи, на фасаде множество украшений, лепных элементов и позолоты. А после зайти внутрь. Интерьер отличается богатством отделки и редкими иконами, 5 из которых написаны на Афоне.
Хорошо, если у вас получится посетить собор в выходные дни, когда здесь проводятся обзорные экскурсии. Расписание есть на официальном сайте.
На колоннаде Смольного одна из лучших смотровых площадок Петербурга, с видом на Неву и центр города. Она расположена на высоте 50 м (на 7 м выше, чем площадка на Исакие). Это 278 ступенек, поэтому взвешивайте свои силы.
***Из-за проведения реставрационных работ вход на колоннаду может быть закрыт. Лучше уточнять информацию на сайте.
Как добраться
Санкт-Петербург, площадь Растрелли, д.1. Доехать можно от ст. м. Площадь Восстания (троллейбус № 5, автобус № 22), ст. м. Чернышевская (автобусы № 46, 22, троллейбус № 15) либо пешком.
16. Морской собор — памятник героям русского флота
Последний храм, построенный в Российской империи. Самый крупный из морских соборов России.
Годы строительства: 1903–1913 гг. Крупную сумму пожертвовал Иоанн Кронштадтский, при закладке присутствовал император Николай II с супругой. Собор посвятили всем погибшим морякам и флотоводцам. В нем хранились иконы и штандарты со списанных кораблей русского флота.
После революции судьба собора сложилась трагически. Вначале в нем устроили кинотеатр им. М. Горького. Тогда в народе за ним закрепилось название «Максимка». С золочеными куполами храма, великолепными росписями и мозаиками наши предки обошлись варварски. Все, что могли, разграбили и сняли, остальное замазали. Мемориальные плиты с именами погибших моряков уничтожили. В годы войны в соборе находился наблюдательный пункт береговой артиллерии. После войны был клуб, а позже концертный зал с театральной сценой.
Впервые я оказалась в Кронштадте в 2006 г. и до сих пор помню впечатление от потрясающей разрухи, заброшенности и в то же время мощи Морского собора.
Чем интересен
Как добраться
Кронштадт, Якорная площадь, 1.
17. Успенский собор в Смоленске — жемчужина русского барокко
Успенский собор стоит на Соборной горе. Его небесно-бирюзовые стены сразу притягивают взгляд. Возвышаясь над городом, он как бы охраняет его. Храм возведен в XVII в. в честь героической обороны Смоленска от польско-литовских войск. Ранее на его месте стояла каменная церковь начала XII в., построенная Владимиром Мономахом.
Красота собора восторгала и иноземных завоевателей. Его не посмели тронуть ни войска Наполеона, ни немецкие войска под командованием генерала Гудариана.
Чем интересен
Храм построен в традициях западнорусского барокко. По некоторым данным над ним работал архитектор Иоганн Готфрид Шедель, автор дворца Меньшикова в Санкт-Петербурге, дворца «Фаворит» в Стрельне и ансамбля Киево-Печерской лавры. Внутри сохранились оригинальное убранство и иконостас.
Святыни храма:
Смоленск, Соборный двор, 5.
18. Дивеево — четвертый удел Борогородицы
Одна из главных святынь всего православного мира. В Дивеевский монастырь едут паломники из Греции, Сербии, Грузии, Украины. Здесь находятся мощи великого русского святого Серафима Саровского.
Дивеево называют четвертным уделом Богородицы. Места, которые находятся под особым покровительством Царицы Небесной. Первый — это Афон, второй — Иверия (Грузия), третий — Киево-Печерская лавра.
Дивеево — действующий женский монастырь с большой и красивой территорией. Я советую заказать обзорную экскурсию по монастырю в инфоцентре (ее проводят сами монахини). Так вы лучше узнаете об истории обители, ее святынях, архитектуре и познакомитесь с житием Св. Серафима Саровского.
Что посмотреть
17 необычных музеев Москвы для всей семьи – интересно будет всем
Как добраться
Нижегородская область, Дивеево. Ближайшие города — Нижний Новгород (170 км), Арзамас (60 км), Муром (140 км), Саров (12 км). На авто из Москвы дорога займет 8 часов (около 450 км). Можно добраться на поезде до Нижнего Новгорода и Арзамаса. Из Арзамаса до монастыря ходят автобусы.
19. Кижи — деревянное зодчество
Музей-заповедник с потрясающими образцами русского зодчества. Входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Это не только уникальные храмы XVIII в., известные тем, что построены без единого гвоздя. Но и огромный музей деревянной архитектуры русского Севера под открытым небом с образцами старинных изб, домов зажиточных крестьян, деревянных часовен. В Кижах находится один из самых старых деревянных храмов России — церковь Воскрешения Лазаря (построена до XVI в.).
Площадь заповедника Кижи — более 10 000 га.
Что посмотреть
Как добраться
Карелия, Онежское озеро, остров Кижи. Расстояние от Петрозаводска — 68 км. Летом до острова можно добраться на водном такси из Петрозаводска. Зимой более проблематично. До острова ходят суда небольшой вместимости на воздушных подушках.
20. Соловецкий монастырь — православная святыня и лагерь строгого режима
Соловки — это целая группа островов в Белом море.
От Полярного круга их отделяет 165 км. Монастырь расположен на Большом Соловецком острове. Монастырь основал Савватий Соловецкий в 1420–1430 гг, до этого подвизавшийся в скиту на Валааме. Многое для его становления сделал Святитель Филипп, который отстроил монастырские строения в камне. Общая площадь Соловков — 3,5 га.
Печально известно это место тем, что в советские годы здесь находился Соловецкий лагерь особого назначения (сокращенно — СЛОН) для политических заключенных, позже преобразованный в тюрьму (СТОН).
На Соловки стоит приезжать на несколько дней. Остановиться на острове, чтобы почувствовать совершенно иное течение времени, не второпях увидеть все тайны, которые он скрывает, насладится суровой красотой северной природой.
Включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Что посмотреть
Как добраться
Архангельская область, пос. Соловецкий. До Соловков можно доехать на водном транспорте (катера и теплоходы) от г. Кемь (теплоходы от причала в пос. Рабочеостровск, в пути 2 часа) и Беломорска (на катамаране, причал в пос. Шижня, 4 часа в пути). Из Архангельска до Соловков летают самолеты Нордавиа (50 мин).
21. Валаам — «Русский Афон»
Архипелаг из 50 островов на Ладожском озере.
Монастырь расположен на самом большом из них. В этих северных краях издавна селились христианские подвижники, монахи, стремящиеся удалиться от мирской суеты и посвятить себя служению Богу.
Есть легенда, что на Валааме был Андрей Первозванный. Он благословил остров, установив на нем крест.
Год основания монастыря на Валааме — 1407.
Монастырь воздвигли на мощах преподобных Германа и Сергия — основателей монашеского братства, пришедших в эти края в XII в. из Византии. Активное строительство на Валааме началось при игумене Дамаскине в XIX в.
В XX в. на долю Валаамского монастыря выпало много испытаний. В 1918 по 1940 гг. территория входила в состав Финляндии. Во время советско-финской войны остров бомбили. В послевоенное время здесь находились совхоз, склады, школа юнг, пансионат для инвалидов.
Валаам лучше всего посещать с экскурсией.
Что посмотреть
Как добраться
Остров Валаам расположен в Карелии. Сначала нужно доехать до Приозерска или Сортавалы. От причала в Приозерске до острова летом ходит теплоход «Валаам» и Метеоры. От причала в Сортавале ходят Метеоры (время в пути — 50 мин).
22. Псково-Печерский монастырь — из пещер на Святую гору
Удивительное по энергетике место, расположенное у границы России и Эстонии.
Один из самых крупных мужских монастырей с очень строгим уставом. В этих лесисто-гористых краях монахи-отшельники селились в «Богом зданных пещерах».
Датой основания считается 1473 г. Тогда был освящен первый пещерный храм — Успения Пресвятой Богородицы, давший начало монастырю. Говорят, сюда приходили монахи из Киево-Печерской лавры, спасаясь от набегов татар. Монастырь выдержал много осад, оброс мощными крепостными стенами с башнями, способными отразить любую атаку вражеских войск.
За всю свою многовековую историю Псково-Печорский монастырь ни разу не закрывался.
Что посмотреть
Как добраться
Псковская область, г. Печоры. Из Пскова до Печор можно доехать на автобусе с автовокзала.
23. Кирилло-Белозерский монастырь — великая Государева крепость
Самый крупный монастырь в Европе. Его территория занимает 12 га.
Монастырь на берегу озера Сиверское основан в 1387 г. монахами Кириллом и Ферапонтом Белозерскими (позже основал Ферапонтов монастырь). Он настолько велик, что состоит из нескольких частей:
Что посмотреть
Всего здесь находятся 11 храмов XV-XVII вв.
Как добраться
Вологодская область, г. Кириллов. Добраться до него можно через Вологду (127 км) или Череповец (92 км) с автовокзала.
24. Ферапонтов монастырь — фрески Дионисия
Если вам удалось попасть в Кириллов, то грех не заехать в Ферапонтов монастырь. Как я писала выше, он основан спутником Кирилла Белозерского — монахом Ферапонтом.
Увидеть здесь стоит сохранившиеся фрески Дионисия, продолжателя иконописных традиций Андрея Рублева.
Обитель основана в 1398 г. Прп Ферапонтом на возвышенности над Бородаевским озером. Заметное развитие монастырь получил при Мартиниане, который был настоятелем монастыря после Ферапонта. С 1666 г. по 1676 г. в ссылке здесь находился опальный патриарх Никон (позже был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь).
В 2000 г. монастырь включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Чем интересен
Музей фресок Дионисия. Фрески собора Рождества Богородицы написаны Дионисием с сыновьями в 1502 г. Им расписаны интерьер собора и 2 наружные стены. Древние фрески удивительным образом сохранились до нашего времени без изменений и вмешательства реставраторов. Краски не утратили яркости и поражают изяществом и легкостью рисунка знаменитого иконописца.
Как добраться
Вологодская область, Ферапонтово. На общественном транспорте можно доехать из Вологды, Череповца, Кириллова.
25. Храм-пирамида Св. Николая — памятник защитникам Севастополя
Свято-Никольский храм в Севастополе отличается от других православных церквей оригинальной конструкцией. Он выполнен в виде пирамиды. Автор столь необычного проекта — архитектор А. Авдеев (основатель Московского архитектурного общества). Храм строили в 1857–1870 гг. Решение о постройке было принято Александром II после окончания Крымской войны.
Это действующий храм и одновременно памятник защитникам Севастополя в период Крымской войны 1854-55гг.
Чем интересен
Ну и, конечно, интересна сама архитектура храма. Стоит увидеть его наяву, а не только по фото.
Как добраться
Республика Крым, Севастополь, ул. Богданова, 43. Хоть храм и находится в Севастополе, добраться до него не так просто. На авто проблем не будет, рядом с храмом есть парковка.
Для тех, кто пользуется общественным транспортом, нашла такую схему: на автобусе № 109 нужно доехать до Графской пристани, откуда на катере доплыть до автостанции Северная. Далее пересесть на маршрут № 46, выход на остановке «АЗС».
26. Храм Св. Николая в Малореченском — маяк всем, кто сбился с пути
Еще один морской храм в моей подборке. Он тоже назван в честь Святого Николая Мирликийского — покровителя всех моряков. В отличие от огромного кронштадского собора, храм в Малореченском совсем небольшой. Это храм-маяк, возвышающийся над морем.
Храм построили совсем недавно — в 2007 г., но он уже успел стать одной из ярких достопримечательностей крымского побережья. Высота храма — 65 м. В оформлении присутствуют якоря, кнехты и якорные цепи. Под крестом в шар, символизирующий Землю, вмонтирован маячный фонарь.
Что посмотреть
Как добраться
Республика Крым, село Малореченское, 26 км от Алушты.
27. Кафедральный собор в Калининграде — переживший ужасы войны
Главный архитектурный символ города стоит в историческом центре Калининграда, на острове Кнайпхоф. В конце войны практически все здесь было уничтожено английской авиацией. Но собор уцелел, как и могила Канта (хоть и сильно пострадал внутри).
Собор мощный и величавый. Он построен рыцарями Тевтонского ордена в XIV в. в стиле кирпичной готики, типичной для германской культуры. Сейчас это не действующий храм, а музей и концертный зал. А когда-то был главным духовным центром Восточной Пруссии. На 1 этаже собора открыты 2 небольшие часовни — православная и евангелическая.
В соборе установлен один из лучших органов в Европе. Точнее, это 2 органа — большой и малый. Вход внутрь платный. Советую посетить органный концерт и заодно осмотреть интерьер храма. Есть дневные мини-концерты по 40 мин и вечерние часовые программы.
В калининградском соборе похоронен последний магистр Тевтонского ордена Альбрехт Бранденбургский.
Что посмотреть
Как добраться
Калининград, ул. И. Канта, 1.
Пишите в комментариях, какие еще православные храмы на территории России стоило включить в этот обзор.