руководство по основам обучения хаббард pdf
by_lightlove
В миру но не от мира сего
РУКОВОДСТВО ПО ОСНОВАМ ОБУЧЕНИЯ (Часть 1)
BASIC STUDY MANUAL from the works of L. RON HUBBARD
При чтении этой книги будьте очень внимательны в том,
чтобы не пропускать слов, которых вы не понимаете полностью.
ЕДИНСТВЕННАЯ ПРИЧИНА, ПО КОТОРОЙ ЧЕЛОВЕК БРОСАЕТ УЧЕБУ,
ЗАПУТЫВАЕТСЯ ИЛИ НЕ МОЖЕТ БОЛЬШЕ УЧИТЬСЯ, СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО
ОН ПРОПУСТИЛ СЛОВО, КОТОРОЕ НЕ БЫЛО ПОНЯТО.
Замешательство, неспособность понимать и учить
наступают ПОСЛЕ слова, значения которого человек не
установил и не понял.
Случалось ли с Вами, что, дойдя до конца страницы, Вы осознавали, что не помните ничего из прочитанного? Значит, где-то раньше на этой странице, Вы пропустили слово значение, которого Вы не знали или понимали неправильно.
Возможно, вам придется уточнять значения не только
новых и необычных слов. Некоторые широко используемые слова
могут часто вызывать замешательство при неправильном
понимании.
Простая истина о том,что не следует пропускать
непонятых слов, является наиболее важной во всем обучении.
Каждый предмет, который вы начали изучать и бросили,
содержал в себе слова, значений которых вы не поняли.
Поэтому при чтении этой книги будьте очень и очень
внимательны в том, чтобы не пропускать слов, значений
которых вы не понимаете полностью. Ес..ли материал становится
запутанным или вы, кажется, не можете его понять, значит как
раз перед этим в нем было слово, значения которого вы не
поняли. Не продолжайте дальше, а вернитесь к моменту ПЕРЕД
тем, как вы попали в затруднение, найдите непонятое слово и
определите его значение.
Чтобы помочь читателю, словам, которые вероятнее всего
могут быть поняты неправильно, были даны определения в
постраничных сносках каждый раз, когда они впервые появились
в тексте. Иногда слова имеют несколько значений.
Постраничные сноски в этой книге дают слову определение
только того значения, в котором оно употреблено именно в
этом тексте. Другие определения этого слова можно найти в
словаре.
Словарь, включающий определения всех слов, вынесенных в
сноски, находится в конце этой книги. Но этот глоссарий не
предназначен для того, чтобы заменить обычный словарь.
Вы найдете ответ в этом практическом руководстве по
усовершенствованию навыков в учении. В этой книге содержатся
основы первой действительной технологии обучения,
разработанной американским писателем и ученым Л. Роном
Хаббардом.
Технология обучения Л. Рона Хаббарда с большим
энтузиазмом и успехом педагогами и студентами во всем мире,
потому что она действенна. Вы можете сами понять это,
последовательно прочитывая главы этой книги и выполняя
тренировочные упражнения, данные в ней. «Руководство по
основам обучения» можно изучать дома, записывая на листе
бумаги или в тетради все тренировочные предписания или
пройти тренировочный курс в классе при организации Applied
Scholastics International.
—————————
Эпплайд Сколастикс Интернэйшнл: организация, которая
распространяет и применяет технологию обучения Л. Рона
Хаббарда с целью восстановления качества и эффективности
образования во всем мире. Она и координирует и выдает
лицензии свыше 150 образовательным центрам и школам на пяти
континентах. Для получения более подробной информации
обращайтесь в Applied Scholastics International, 7060
Hollywood Boulevard, Suite 200, Hollywoood, CA 90028.
—————————
Эта книга и тренировочные упражнения в ней составлены
таким образом, что если вы прилежно проходите каждую
ступень, вы не только усвоите определенную информацию,
которая может вам помочь, но и получите навык практического
применения изученной информации для получения конкретных
результатов.
Качество вашей жизни зависит от вашего умения учиться.
А настоящее изучение любого предмета возможно при помощи
этой жизненно важной новой технологии.
В своем словаре 1828 года Нойа Вебстер2 говорил, что
«учиться» означает «прикладывать разум к; читать и проверять
с целью усвоения и понимания».
———————————-
2. Нойа Вебстер: (1758-1843) Американский педагог и
писатель, наиболее всего известный своим «Американским
словарем английского языка» (1828) и книгой по правописанию
под названием «Блю-бект спеллер». Большое количество широко
применяемых словарей различного объема и качества все еще
носит имя Вебстера.
———————————-
Пока вы не уясните себе этого, вы не сможете сделать
учебу разумной деятельностью.
Вот почему такие люди терпят неудачу в практическом
плане после того, как они закончили курс обучения.
Вместо того, чтобы думать: «Попадется ли мне это на
экзамене?», человек гораздо лучше преуспел бы, если бы
спросил себя: «Как я могу применить этот материал?» или:
«Как я могу применить это на практике?».
Помня об этом, человек может извлечь гораздо больше
пользы из того, что он изучает, и сможет применять свои
знания на практике.
*Как я могу применить это на практике?
* французский для начинающих
* Вы хорошо говорите по-французски.
* Где вы изучали его?
ПЕРВОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ В УЧЕБЕ
Ученик, который думает, что он знает все об этом
предмете, ничего не сможет о нем выучить.
Такой ученик не знает даже, чего именно он не знает.
Если спросить его, хочет ли он узнать об этом,он
попытается обойти ваш вопрос. Он не хочет узнать об этом,
потому что он имеет ошибочное представление, что он все об
этом уже знает.
Вот пример: однажды я брал курс заочного обучения
фотографированию, считая, что может быть узнаю еще
какие-нибудь тонкости этого дела. Я был довольно
преуспевающим фотографом и уже продал много своих фото-работ
в журналы, некоторые из них даже были опубликованы в
географических книгах. Однако, начав этот курс, я добрался
всего лишь до третьего урока, где и застрял, и отложил книгу
в сторону.
Меня осенило,что я был слишком высокомерен, а на самом
деле даже не знал всего,что следовало знать о предмете
фотографии, и что там есть что изучать.
Поняв это, я старательно принялся за дело и начал
серьезно изучать этот курс. Я прошел следующие восемь уроков
за две недели, занимаясь не полный учебный день, и впервые
получил практическое понимание предмета. Я был бы лишен всех
знаний и понимания этого предмета, которые я почерпнул из
этого курса, если бы не преодолел первое препятствие в
учебе.
Что касается самой учебы, то первый факт, который
следует усвоить и первое препятствие, которое нужно
преодолеть, это: «Для чего вы изучаете предмет, если вы все
о нем уже знаете?».
Это чрезвычайно важный факт, который следует усвоить
каждому студенту. Если он это знает и применяет, путь к
знаниям широко открыт для него.
*Я очень надеюсь, что научусь быстро печатать в этом классе.
*Я уже умею печатать довольно прилично. Я иду в этот класс
только потому, что от меня это требуют.
*Замечательно! Я уже печатаю быстрее.
Я всегда смогу заплатить кому-нибудь, чтобы напечатали мои
семестровые работы.
ПРЕПЯТСТВИЯ В УЧЕБЕ
Было обнаружено, что существуют три конкретные
препятствия, которые могут заблокировать способности
человека к учению, а, значит, и его способность получить
образование. Эти препятствия, действительно, дают физические
и умственные реакции.
Если вы знаете и понимаете, что это за препятствия и
как их преодолевать, то ваша способность к учению сильно
возрастет.
Первое препятствие: отсутствие массы
Пытаясь научить кого-либо без массы, с которой ему
потом придется иметь дело, вы создаете ему невероятные
трудности. Представьте себе, что вы пытаетесь научиться
управлять трактором, но без трактора, на который можно было
бы посмотреть!
*Сегодня мы будем изучать трактор.
В самом деле, такое отсутствие массы может заставить
студента чувствовать себя придавленным.
Это может заставить его чувствовать себя согнутым,
вызвать головокружение,
как бы омертвение,
скуку,
раздражительность.
Если он изучает процесс практического действия
какого-то механизма, а масса его отсутствует, таков будет
результат.
Если изучаешь трактора, печатная страница или устное
объяснение не могут заменить присутствие настоящего
трактора.
Фотографии или фильмы помогут, потому что они
представляют собой хотя бы обещание или надежду на встречу с
массой трактора.
Важно понимать, что обучение человека в отсутствии
массы может вызвать неоптимальные3 физические реакции.
—————————
3. неоптимальный: не самый благоприятный или желательный; не
самый лучший.—————————
Если бы вы попробовали учить человека всему, что
касается тракторов, но не показали бы ему ни одного трактора
и не дали возможности испытать, что такое масса трактора, он
почувствовал бы давление на лице, получил бы головную боль и
испытал бы странное ощущение у себя в желудке. Время от
времени он испытывал бы головокружение и у него болели бы
глаза.
Второе препятствие: нарушение принципа постепенности
Когда слишком быстро проходят эти ступеньки при
изучении предмета, нарушая принцип постепенности,
результатом будет ощущение, что вы сбиты с толку, и голова у
вас идет кругом. Это второе препятствие в учебе.
Скажем, вам пришлось встретиться с человеком, который
изучает моторы, и он сбит с толку, и голова у него идет
кругом.
Вы бы сразу поняли, что он слишком резко перепрыгнул от
изучения какого-то типа моторов к изучению более сложного.
Он еще не совсем разобрался в первом типе моторов, но уже
перескочил к следующему, а это было нарушением принципа
постепенности.
И вот человек приписывает все свои трудности этому
более сложному типу моторов.
*Что ты понимал хорошо как раз перед тем, как ты запутался?
Когда это прояснится, студент сможет успешно продолжать
свою учебу
Когда вы видите человека, сбитого с толку на втором
действии, которое он должен был выполнить, можно без
сомнения заключить, что он на самом деле не понял первого.
Третье и самое главное препятствие: непонятое слово.
Совсем иной набор физических реакций может проявиться,
когда при чтении пропускаешь слова, значение которых не
понимаешь. Продолжая читать после того, как встретилось
непонятое слово, человек ощущает какую-то пустоту или
изнеможение.
и своего рода нервная истерия может последовать за
этим.
Эта обескураженность и неспособность понять и усвоить
изучаемый материал наступает ПОСЛЕ того, как встретилось
слово, которое он не определил и не понял.
ЖИВОПИСЬ?
*Нет, вы все делаете неверно.
*Что он об этом знает? Это смешно. Да и вообще, живопись не
имеет значения?
Непонятое или неусвоенное определение или не
определенное слово может даже оказаться причиной, по которой
человек отказывается от изучения предмета и оставляет курс
или класс. Так уйти называется «бросить».
*Как твой курс живописи?
*Я бросил его. Преподаватель сам ничего не знает. Да и
вообще, живопись не имеет никакого значения.
*Какое слово ты не понял?
*Не стоит говорить об этом. Возможно, я не создан для того,
чтобы быть художником. Может быть, мне лучше изучать
что-нибудь другое.
*Что значит слово живопись?
*Словарь
*ЖИВОПИСЬ!
*Ух ты! Я возвращаюсь в класс живописи!
Непонятое слово гораздо важнее двух других препятствий
в учебе. Непонятое слово определяет способности или их
недостаток. Именно это психологи пытались тестировать
годами, так и не узнав, что это такое.
Это все, к чему сводятся многие трудности в учебе, и
это создает такую широкую панораму проявления умственной
деятельности, что само по себе является первейшим фактором,
связанным с тупостью и многими другими нежелательными
явлениями.
В сфере искусства есть какое-то слово, которое человек,
не имеющий способностей к искусству, не определил или не
понял. И это лишает его способности действовать в этой
области.
Если у человека не было непонятых слов, его талант,
возможно, проявится, а возможно, и нет, но его практическая
деятельность будет присутствовать.
Это очень важно, поскольку это говорит нам о том, что
происходит с практической деятельностью человека, а так же о
том, что восстановление деятельности зависит только от
восстановления понимания им непонятого слова.
Это очень простая технология. Это всеобъемлющее,
фантастическое открытие в области образования, и оно имеет
широкое применение.
Руководство по основам обучения
РУКОВОДСТВО ПО ОСНОВАМ ОБУЧЕНИЯ
ВАЖНОЕ ЗАМЕЧАНИЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Чтобы помочь читателю, словам, которые вероятнее всего могут быть поняты неправильно, были даны определения в постраничных сносках каждый раз, когда они впервые появились в тексте. Иногда слова имеют несколько значений.
Постраничные сноски в этой книге дают слову определение только того значения, в котором оно употреблено именно в этом тексте. Другие определения этого слова можно найти в словаре.
Словарь, включающий определения всех слов, вынесенных в сноски, находится в конце этой книги. Но этот глоссарий не предназначен для того, чтобы заменить обычный словарь.
ПРЕДИСЛОВИЕ ИЗДАТЕЛЕЙ
Вы найдете ответ в этом практическом руководстве по усовершенствованию навыков в учении. В этой книге содержатся основы первой действительной технологии обучения, разработанной американским писателем и ученым Л. Роном Хаббардом.
Технология обучения Л. Рона Хаббарда с большим энтузиазмом и успехом педагогами и студентами во всем мире, потому что она действенна. Вы можете сами понять это, последовательно прочитывая главы этой книги и выполняя тренировочные упражнения, данные в ней. «Руководство по основам обучения» можно изучать дома, записывая на листе бумаги или в тетради все тренировочные предписания или пройти тренировочный курс в классе при организации Applied Scholastics International. * Эпплайд Сколастикс Интернэйшнл: организация, которая распространяет и применяет технологию обучения Л. Рона Хаббарда с целью восстановления качества и эффективности образования во всем мире. Она и координирует и выдает лицензии свыше 150 образовательным центрам и школам на пяти континентах. Для получения более подробной информации обращайтесь в Applied Scholastics International, 7060, Hollywood Boulevard, Suite 200, Hollywoood, CA 90028.
Эта книга и тренировочные упражнения в ней составлены таким образом, что если вы прилежно проходите каждую ступень, вы не только усвоите определенную информацию, которая может вам помочь, но и получите навык практического применения изученной информации для получения конкретных результатов.
Качество вашей жизни зависит от вашего умения учиться.
А настоящее изучение любого предмета возможно при помощи этой жизненно важной новой технологии.
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА ПЕРВАЯ. ДЛЯ ЧЕГО УЧИТЬСЯ?
ДЛЯ ЧЕГО УЧИТЬСЯ?
В своем словаре 1828 года Нойа Вебстер * Нойа Вебстер: (1758-1843) Американский педагог и писатель, наиболее всего известный своим «Американским словарем английского языка» (1828) и книгой по правописанию под названием «Блю-бект спеллер». Большое количество широко применяемых словарей различного объема и качества все еще носит имя Вебстера. говорил, что «учиться» означает «прикладывать разум к; читать и проверять с целью усвоения и понимания».
Пока вы не уясните себе этого, вы не сможете сделать учебу разумной деятельностью.
Вот почему такие люди терпят неудачу в практическом плане после того, как они закончили курс обучения.
Вместо того, чтобы думать: «Попадется ли мне это на экзамене?», человек гораздо лучше преуспел бы, если бы спросил себя:
Помня об этом, человек может извлечь гораздо больше пользы из того, что он изучает, и сможет применять свои знания на практике.
ПЕРВОЕ ПРЕПЯТСТВИЕ В УЧЕБЕ
Ученик, который думает, что он знает все об этом предмете, ничего не сможет о нем выучить.
Такой ученик не знает даже, чего именно он не знает.
Если спросить его, хочет ли он узнать об этом,он попытается обойти ваш вопрос. Он не хочет узнать об этом, потому что он имеет ошибочное представление, что он все об этом уже знает.
Вот пример: однажды я брал курс заочного обучения фотографированию, считая, что может быть узнаю еще какие-нибудь тонкости этого дела. Я был довольно преуспевающим фотографом и уже продал много своих фото-работ в журналы, некоторые из них даже были опубликованы в географических книгах. Однако, начав этот курс, я добрался всего лишь до третьего урока, где и застрял, и отложил книгу в сторону.
Меня осенило,что я был слишком высокомерен, а на самом деле даже не знал всего,что следовало знать о предмете фотографии, и что там есть что изучать.
Поняв это, я старательно принялся за дело и начал серьезно изучать этот курс. Я прошел следующие восемь уроков за две недели, занимаясь не полный учебный день, и впервые получил практическое понимание предмета. Я был бы лишен всех знаний и понимания этого предмета, которые я почерпнул из этого курса, если бы не преодолел первое препятствие в учебе.
Что касается самой учебы, то первый факт, который следует усвоить и первое препятствие, которое нужно преодолеть, это: «Для чего вы изучаете предмет, если вы все о нем уже знаете?».
Я всегда смогу заплатить кому-нибудь, чтобы напечатали мои семестровые работы.
ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРЕПЯТСТВИЯ В УЧЕБЕ
Препятствия в учебе
Было обнаружено, что существуют три конкретные препятствия, которые могут заблокировать способности человека к учению, а, значит, и его способность получить образование. Эти препятствия, действительно, дают физические и умственные реакции.
Если вы знаете и понимаете, что это за препятствия и как их преодолевать, то ваша способность к учению сильно возрастет.
Первое препятствие: отсутствие массы
Пытаясь научить кого-либо без массы, с которой ему потом придется иметь дело, вы создаете ему невероятные трудности. Представьте себе, что вы пытаетесь научиться управлять трактором, но без трактора, на который можно было бы посмотреть!
В самом деле, такое отсутствие массы может заставить студента чувствовать себя придавленным.
Это может заставить его чувствовать себя согнутым, вызвать головокружение, как бы омертвение, скуку, раздражительность.
Если он изучает процесс практического действия какого-то механизма, а масса его отсутствует, таков будет результат.
Если изучаешь трактора, печатная страница или устное объяснение не могут заменить присутствие настоящего трактора.
Фотографии или фильмы помогут, потому что они представляют собой хотя бы обещание или надежду на встречу с массой трактора.
Важно понимать, что обучение человека в отсутствии массы может вызвать неоптимальные * неоптимальный: не самый благоприятный или желательный; не самый лучший. физические реакции.
Если бы вы попробовали учить человека всему, что касается тракторов, но не показали бы ему ни одного трактора и не дали возможности испытать, что такое масса трактора, он почувствовал бы давление на лице, получил бы головную боль и испытал бы странное ощущение у себя в желудке. Время от времени он испытывал бы головокружение и у него болели бы глаза.
Второе препятствие: нарушение принципа постепенности
Когда слишком быстро проходят эти ступеньки при изучении предмета, нарушая принцип постепенности, результатом будет ощущение, что вы сбиты с толку, и голова у вас идет кругом. Это второе препятствие в учебе.
Скажем, вам пришлось встретиться с человеком, который изучает моторы, и он сбит с толку, и голова у него идет кругом.
Вы бы сразу поняли, что он слишком резко перепрыгнул от изучения какого-то типа моторов к изучению более сложного.
Он еще не совсем разобрался в первом типе моторов, но уже перескочил к следующему, а это было нарушением принципа постепенности.
И вот человек приписывает все свои трудности этому более сложному типу моторов.
Выясните, что он, по его представлению, понимал хорошо как раз перед тем, как почувствовал себя сбитым с толку.
Когда это прояснится, студент сможет успешно продолжать свою учебу.
Когда вы видите человека, сбитого с толку на втором действии, которое он должен был выполнить, можно без сомнения заключить, что он на самом деле не понял первого.
Напишите, как бы вы справились с такими ситуациями:
Третье и самое главное препятствие: непонятое слово.
Совсем иной набор физических реакций может проявиться, когда при чтении пропускаешь слова, значение которых не понимаешь. Продолжая читать после того, как встретилось непонятое слово, человек ощущает какую-то пустоту или изнеможение.
Эта обескураженность и неспособность понять и усвоить изучаемый материал наступает ПОСЛЕ того, как встретилось слово, которое он не определил и не понял.
Непонятое или неусвоенное определение или не определенное слово может даже оказаться причиной, по которой человек отказывается от изучения предмета и оставляет курс или класс. Так уйти называется «бросить».
Непонятое слово гораздо важнее двух других препятствий в учебе. Непонятое слово определяет способности или их недостаток. Именно это психологи пытались тестировать годами, так и не узнав, что это такое.
Это все, к чему сводятся многие трудности в учебе, и это создает такую широкую панораму проявления умственной деятельности, что само по себе является первейшим фактором, связанным с тупостью и многими другими нежелательными явлениями.
В сфере искусства есть какое-то слово, которое человек, не имеющий способностей к искусству, не определил или не понял. И это лишает его способности действовать в этой области.
Если у человека не было непонятых слов, его талант, возможно, проявится, а возможно, и нет, но его практическая деятельность будет присутствовать.
Это очень важно, поскольку это говорит нам о том, что происходит с практической деятельностью человека, а так же о том, что восстановление деятельности зависит только от восстановления понимания им непонятого слова.
Это очень простая технология. Это всеобъемлющее, фантастическое открытие в области образования, и оно имеет широкое применение.
Напишите, как бы вы справились с такими ситуациями:
ГЛАВА ТРЕТЬЯ: ПОНИМАНИЕ СЛОВ
Как справляться с непонятыми словами
Непонятое слово останется непонятым пока не «прояснишь» его значения. Как только вы его поняли до конца, оно, как говорится, «прояснено». Процедура нахождения и «прояснения» слов, которые студент не понял во время занятий, называется прояснением слов. Есть несколько различных методов прояснения слов, о которых будет сказано в этой книге.
Как прояснить слово
1. При чтении держите под рукой словарь, чтобы можно было проверить по нему любое непонятое слово или символ, которые вам встретились. Можно найти простой, но хороший словарь, в дефинициях * дефиниция: определение, значение слова. которого нет других трудных слов, значение которых тоже пришлось бы выяснять.
Прочтите эту дефиницию и составляйте предложения с этим словом, пока у вас не сложится четкое представление о его значении. Может потребоваться десять или более предложений.
3. Затем выясните все остальные значения этого слова и с каждым из них составляйте предложения, пока не уясните себе всех его значений.
Когда слово имеет несколько разных значений, нельзя ограничивать своего понимания этого слова лишь одной дефиницией и считать, что вы его «поняли». Вы должны суметь понять это слово, если позже вы встретите его в другом значении.
Однако не выясняйте его технических или специальных (математических, биологических и т.д.) или устаревших значений (широко не употребляемых сейчас), если только это непонятое слово не встретилось вам именно в одном из этих специальных контекстов.
4. Затем следует выяснить этимологию слова, то есть объяснение, откуда оно первоначально пришло. Это поможет вам понять суть этого слова.
Многие слова употребляются в идиоматическом значении, которое обычно объясняется в словаре сразу после дефиниции самого слова. Если на слово, которое вы выясняете, в словаре приводятся идиомы, их тоже надо выяснить.
6. Выясните любую другую информацию об этом слове, такую как его употребление, синонимы и т.д., чтобы до конца понять это слово.
7. Если вам встречается непонятое слово или символ в дефиниции выясняемого слова, вы должны сразу же выяснить и его, пользуясь этим же методом, а затем вернуться к дефиниции, которую вы выясняете. (Символы и аббревиатуры, употребляемые в словаре, обычно даются в начале словаря).
Однако, если вы увидите, что слишком много времени тратите на выяснение значений слов в самих дефинициях, вам следует взять более простой словарь. Хороший словарь поможет вам выяснить значение слова и без того, чтобы вы должны были смотреть еще множество других слов в словаре в процессе прояснения нужного вам слова.
Пример прояснения значения слова
Скажем, вы читаете такое предложение: «Он зарабатывал на жизнь чисткой дымоходов», и вы не уверены, что точно знаете, что такое дымоход.
Вы находите это слово в словаре и просматриваете все дефиниции в поисках той, которая подходит к вашему контексту. Там говорится: «Труба для отвода дыма и газов от огня.»
Вы не уверены, что поняли слово отвод и смотрите его в словаре. Там говорится: «Канал или проход для дыма, воздуха или газов». Это вам подходит, вы поняли. Вы составляете предложения с этим словом, пока у вас не сложится о нем совершенно четкое представление.
Слово отвод в этом словаре имеет и другие дефиниции, каждую из которых вам следует уяснить себе и использовать в предложениях.
Затем прочтите то, что словарь говорит о происхождении слова отвод.
Теперь возвращайтесь обратно к слову дымоход. Теперь вы понимаете определение «Труба для отвода дыма и газов от огня.» Теперь вам ясно, и вы придумываете предложения с этим словом, пока не составите себе о нем четкого представления.
Теперь вы выясняете другие дефиниции. Если в вашем словаре есть специальные или устаревшие, вы их пропускаете, потому что они широко не употребляются.
Теперь проясните происхождение слова.
Если это слово имеет примечание о его использовании, синонимы или идиомы, все их нужно выяснить тоже.
И на этом кончается выяснение слова дымоход.
Вот как следует прояснять значение любого слова.
Когда слова поняты, возникает коммуникация, с помощью которой можно понять любой предмет.
«Кирилл купил новый плектр для своей гитары».
«Юля потеряла плектр и пользовалась деревянной щепочкой вместо него».
«Он предпочитает пластмассовый плектр».
«При игре на гитаре пользуйтесь плектром».
1. Вспомните или найдите слово, которое вы не понимаете или не уверены, что знаете точно, и проясните его значение по словарю.
2. Пройдите снова раздел «Как справляться с непонятыми словами», найдите слова, значение которых вы не совсем поняли, проясните их, при этом заново изучая этот раздел.
Запишите, какие слова вы нашли и прояснили.
ПРОСТЫЕ СЛОВА
Вы можете сразу же предположить, что именно СЛОЖНЫЕ слова или специальные термины чаще всего трудно понять.
Но это НЕ тот случай.
При проверке оказалось, что исключают понимание чаще всего НЕ специальные термины, а простые слова.
Такие слова, как «а», «хотя», «поскольку» и другие слова, которые «все знают», чаще всего и оказываются непонятыми.
Нужен БОЛЬШОЙ словарь, чтобы дать полное определение этим простым словам. Существует другая странность. Маленькие словари тоже считают, что это «все знают».
Это почти невероятно, что выпускник университета, прошедший через годы и годы изучения сложных дисциплин, все же не знает значения многих простых слов. Это надо увидеть, чтобы поверить. Однако, когда их значение выяснено, все его образование превращается из множества вопросительных знаков в четкое и полезное представление.
Тестирование школьников в Иоганнесбурге однажды показало, что их умственные способности ПОНИЖАЮТСЯ с каждым новым учебным годом!
Ответ на эту загадку заключался в том, что с каждым годом они добавляли несколько десятков очень важных непонятых слов в свой и без того уже бестолково-запутанный словарный запас, значение которых никто и никогда не заставил их посмотреть в словаре.
Тупость и есть следствие непонятых слов.
В тех областях, которые доставляют людям наибольшее беспокойство, вы найдете наибольшее искажение фактов, наиболее запутанные и конфликтные идеи и, конечно, огромное количество непонятых слов. Возьмите для примера «экономику».
Учебники по психологии начинаются с заявления о том, что ученые не знают, что означает слово «психология». Так что науки как таковой вовсе не существует. Профессор Вундт из Лейпцигского университета извратил этот термин еще в 1879 году. На самом-то деле, он означает просто изучение (-логия) души (психо-). Но Вундт, работая под присмотром Бисмарка, величайшего из немецких военных фашистов, с высоты немецких милитаристских амбиций должен был отрицать наличие души у человека. Так пропала вся дисциплина! Люди после этого стали считаться животными (животных разрешается убивать), у человека нет души, значит слово психология больше не может иметь дефиниции.
Незнание значений этих простых слов может заблокировать понимание предмета. Их надо посмотреть в словаре, когда они не поняты, сколь бы «простыми» они вам ни казались.
1. Напишите пример из дисциплины, которую вы изучили и которая кажется вам сложной. Что бы вы могли сделать, чтобы она стала вам понятной?
ДВА ПРОЯВЛЕНИЯ НЕПОНЯТЫХ СЛОВ
Первое проявление
Когда студент пропускает непонятое слово, все, что следует за этим словом, остается пустым местом в его памяти.
Второе проявление
Как уже говорилось, когда слово не усвоено, студент ощущает какую-то пустоту и непонимание материала сразу же после этого.
Теперь, когда студент отделил себя от этого рода занятий, он совершает вредные поступки в более широком масштабе.
За этим следует попытка удержать себя от нанесения более серьезного вреда и попытки выискать, где с ним поступили плохо. Затем он проходит через различные душевные и физические состояния, жалобы, придирки, «посмотрите, что вы со мной сделали».
Это оправдание, чтобы бросить школу.
Но большинство систем образования, с неодобрением воспринимая такие «бросания», заставляют студентов еще больше отстраниться от того, что они изучают, и устанавливают мыслительный механизм, который может принимать и выдавать предложения и фразы.
ЭКЗАМЕНЫ
Контрольная работа. Каковы десять правил.
Это особое явление, когда студент может выучить слова и пользоваться ими и все же как бы не участвовать во всем этом. Такой студент получает 5+ на экзаменах, но не может применять полученные знания.
Совершенно тупой студент просто застрял в пустоте непонимания после какого-то непонятого слова.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ: СЛОВАРИ
Как пользоваться словарем
Словарь говорит нам, как произнести слово, что оно значит, как его написать и как им пользоваться. Обычно словари говорят, откуда это слово пришло.
Так что не обращайтесь с ними, как со священными писаниями, которым надо верить. В основном они правильны, но они просто инструменты.
АЛФАВИТ
Чтобы быстро пользоваться словарем, надо уметь быстро читать алфавит по памяти, четко знать последовательность букв и их соотношение друг с другом в алфавите. Иначе можно запутаться и потратить много времени на поиски слов. Нужно буквально знать алфавит и в ту, и в другую сторону.
Во всех словарях слова расположены в алфавитном порядке. Словарь имеет раздел для каждой буквы алфавита.
Первая буква в слове, которое вы ищете, говорит вам, в какой раздел словаря заглянуть. Внутри каждого раздела слова также расположены в алфавитном порядке по второй букве, затем по третьей и т.д. Например, слово кот находится после слова костяк и перед словом котангенс.
Слова-указатели
Сверху на каждой странице словаря стоят слова, напечатанные жирным шрифтом. Они называются слова-указатели и показывают первые и последние слова, напечатанные на этой странице или в этом столбце.
Страницу в словаре, которая вам нужна, можно найти, глядя на эти слова-указатели на каждой странице. Они помогают вам быстрее найти нужное слово.
Запишите, какие слова или слоги находятся наверху страницы, где вы нашли слово быстро.
Произношение
Произношение слова указывается только при расхождении написания слова с его произношением. Но в русских словарях оно обычно дается не для всего слова, а только для той его части, которая нуждается в таком указании.
Части речи
После произношения, если оно дано, некоторые словари дают аббревиатуру, которая обозначает часть речи. Части речи показывают разные функции слов. Например, называют человека, предмет (существительные), показывают действие или состояние (глагол), определяют или описывают другое слово (прилагательное или причастие) и т.д. Это помогает понять, как употреблено слово в речи или на письме.
1. Посмотрите в словаре какое-нибудь существительное и запишите, какого оно рода и какие прилагательные можно от него образовать. Обратите внимание на ударение производных слов.
2. Найдите в словаре три-четыре глагола, посмотрите, как изменяются их формы при спряжении и какие причастия можно от них образовать.
Дефиниции
Затем идет дефиниция слова. Если у слова несколько дефиниций, то в большинстве словарей они бывают пронумерованы.
Кроме того, в словарях даются отдельные дефиниции для слов, имеющих специальное значение в таких областях, как право, спорт, наука, музыка и др. Нередко вы встретите дефиниции разговорных или жаргонных слов (т.е. не входящих в литературную норму языка).
Идиомы
В большинстве словарей после дефиниций слова приводятся идиомы, в которых это слово встречается.
Происхождение
Происхождение слова указывается в скобках.
Происхождение может быть очень важным для вашего полного понимания слова. Слова меняются на протяжении веков. Узнав происхождение слова, можно выяснить его первоначальное значение. Происхождение слова обычно помещается в словаре в начале или в конце дефиниций. Существуют два словаря, в которых указаны происхождения всех слов: Большой энциклопедический словарь (в 2-х томах) и Этимологический словарь русского языка (в 4-х томах).
При обозначении происхождения употребляются особые значки и аббревиатуры.
Студенту предлагается слово или ситуация для демонстрации. Он представляет его или ее в пластилине, прикрепляя ярлычок на каждую часть изображаемого. Пластилин ПОКАЗЫВАЕТ вещь. Это не просто кусок пластилина с ярлычком на нем. Ярлычки делайте из маленьких полосок бумаги. Вся демонстрация также имеет ярлык, где написано, что это такое.
Когда студент выполнит свою пластилиновую демонстрацию, Супервайзер * Супервайзер: человек, ответственный за курс и студентов. Работа Супервайзера заключается в том, чтобы студенты точно понимали и применяли материалы курса, который они изучают. или другой студент проверяет ее. Перед проверкой студент убирает общий ярлык. Студент не должен ничего говорить. Проверяющий не должен задавать никаких вопросов.
Проверяющий просто смотрит и заключает, что это такое.
Затем он высказывает свое мнение студенту, который лишь тогда показывает ему ярлык с названием. Если проверяющий не понял, что было продемонстрировано, то демонстрация считается неудовлетворительной.
Демонстрацию с пластилином нельзя низводить до уровня значимости, когда студент просто дает свои объяснения и отвечает на вопросы. Также нельзя низводить демонстрацию до этого уровня, применяя многословные ярлыки для ее частей.
Показывает все пластилин, а не ярлык.
Именно пластилин демонстрирует. Студент должен усвоить разницу между массой и значимостью.
Например, студенту нужно продемонстрировать карандаш.
При проверке студент убирает ярлык «карандаш» до того, как проверяющий увидит его. Если проверяющий посмотрит и скажет: «Это карандаш», студент выдержал проверку.
Размеры пластилиновых демо
Ярлыки к пластилиновым демо
Каждый вылепленный элемент получает свой ярлык, как бы мало изящен он ни был. Студенты обычно делают ярлыки из полосок бумаги и надписывают их шариковой ручкой. Вырезая ярлык, один угол скашивают, чтобы ярлык было легко воткнуть в пластилин.
Как представлять мысли в пластилине
Любая мысль может быть представлена при помощи пластилина и ярлыка. Детали массы делаются из пластилина, идеи и мысли обозначаются ярлыком.
Чистую идею обычно представляет пластилиновая веревочка с большим кольцом на конце.
Последовательность действий или направление движения предметов обычно показывают маленькими стрелочками, и это может стать важным. Стрелку можно сделать из пластилина или в виде ярлыка. Что может сделать демо нераспознаваемым, это чаще всего недостаток информации о том, что куда движется и какова последовательность действий.
Как лепить предметы из пластилина
В пластилине можно продемонстрировать все, если вы над этим поработаете.
Именно работа над тем, как продемонстрировать это или сделать из пластилина и ярлыков, приносит новое понимание.
В фразе «как мне представить это в пластилине» содержится секрет обучения. Если вы можете представить это в пластилине, вы это поняли. Если не можете, то вы в самом деле не понимаете, что это такое. Итак, пластилин и ярлыки работают только тогда, когда термин или вещь действительно поняты. Проработка идеи в пластилине приносит ее понимание.
Хорошо выполненное пластилиновое демо, которое на самом деле демонстрирует, произведет чудесную перемену в студенте.
И он усвоит информацию.
Как делать зарисовки
Человек, сидящий за столом в своем кабинете и пытающийся что-то себе уяснить, не имеет под рукой никакого пластилина, при помощи которого он мог бы это сделать, но он может воспользоваться небольшим демо-набором или бумагой и карандашом, начертить график и т.д. Это необходимо для постижения сути дела.
Есть правило, которое говорит: ЕСЛИ ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ПРОДЕМОНСТРИРОВАТЬ ЧТО-НИБУДЬ В ДВУХ ИЗМЕРЕНИЯХ, ЗНАЧИТ У ВАС ОБ ЭТОМ НЕВЕРНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Это правило не основано на научных данных, но оно работает.
Этим правилом пользуются в инженерном деле и архитектуре. Если невозможно представить что-то в двух измерениях ясно и точно, значит здесь что-то неверно и построить это нельзя.
Это работает и в других направлениях.
ГЛАВА ШЕСТАЯ: ПРОЯСНЕНИЕ СЛОВ. Методы прояснения слов
Существует несколько методов нахождения и прояснения непонятых слов. Три из наиболее часто применяемых методов подробно описаны в этой главе.
Третий метод прояснения слов
Студент должен знать, как быстро и успешно продвигаться в учебе. Он должен уметь справиться с тем, что замедляет или мешает его прогрессу. Он применяет учебную технологию с тем, чтобы помочь себе.
Студент, который применяет учебную технологию, посмотрит в словаре каждое слово, которое он не понимает. Он никогда не оставит позади ни одного слова, значение которого он не знает.
Если он встречается с трудностями, то Супервайзер, сам студент или его партнер по учебе применяют метод прояснения слов, который называется 3-й метод прояснения слов, чтобы устранить все, что замедляет или мешает его прогрессу.
3-й метод прояснения слов осуществляется так:
1. Студент не идет вперед быстро, уже не такой сообразительный, как прежде, или, возможно, выказывает явное отсутствие интереса, или слишком долго изучает курс, или зевает, или бездумно рисует что-то, или мечтает и прочее.
2. Значит, студент должен поискать непонятое слово где-то выше в тексте. Оно там всегда есть, исключений не бывает. Возможно, это непонятое слово было где-то две (или более) страницы назад, но оно всегда выше того места, где студент читает сейчас.
3. Слово найдено. Студент узнает его, когда ищет. Или, если он не может его найти, можно просто выбрать несколько слов из текста, которые могли бы быть непонятыми, и спросить, что они значат, чтобы посмотреть, даст ли студент им правильное определение.
4. Студент смотрит это слово в словаре и проясняет его значение по всем пунктам прояснения непонятого слова. Он применяет его устно несколько раз в составленных им предложениях до тех пор, пока четко не покажет композицией предложений, что понимает это слово.
5. Теперь студент читает текст, в котором было это непонятое слово. Если теперь он не стал сообразительнее, не рвется продолжать занятия, не чувствует себя счастливее и т.д., значит еще выше в тексте есть другое непонятое им слово. Его находят, повторяя ступени 2-5.
6. Когда студент хорошо понимает, чувствует себя уверенно и т.д., он идет вперед, изучая текст оттуда, где было непонятое слово, до того места, где он перестал понимать предмет (где начало первой ступени).
Нахождение слова
Формула такая: выяснить, где у студента не было трудностей и выяснить, где он сейчас имеет трудности, и непонятое слово будет где-то посредине. Оно будет в конце того периода, где у него не было трудностей.
3-й метод прояснения слов чрезвычайно эффективен, если проделывать его, как это описано здесь. Итак, поймите его как следует и научитесь им пользоваться.
1. Напишите, когда бы вы применили 3-й метод к себе или к кому-то другому.
2. Пользуясь своим демо-набором, покажите, как делать каждую ступень 3-его метода прояснения слов.
9-й метод прояснения слов
Студент и проясняющий сидят за столом друг против друга.
У каждого свой экземпляр текста, слова из которого выясняются. Проясняющий должен быть в состоянии видеть сразу и студента, и страницу перед собой.
Хороший простой словарь русского языка и любые другие словари, которые могут понадобиться студенту, должны быть доступны. Энциклопедии или тексты, которые могут понадобиться, тоже должны быть под рукой.
СТУДЕНТ ПРОЯСНИТЕЛЬ СЛОВ
Проясняющий слов говорит студенту, что если он будет читать что-нибудь, что не совсем понимает, он должен об этом сказать, или если он увидит слово, значение которого не знает, он должен остановиться, посмотреть его в словаре и прояснить, а не проходить мимо.
Студент читает текст вслух проясняющему.
Когда студент читает, проясняющий следит по тексту, наблюдает за студентом и слушает его.
Если студент ошибается или запинается при чтении или делает что-то не так, что-то странное,6 или вообще делает что-нибудь кроме как спокойно сидит и без труда, с пониманием читает текст,8 проясняющий и студент должны точно определить непонятое слово или символ. Оно обычно находится до того места, где произошла эта странная реакция. Иногда слово может быть обнаружено в самый момент такой реакции.
(Студент может и сам сразу же определить, какое именно слово он не понял и сказать его проясняющему).
Как только непонятое слово найдено, его надо полностью прояснить по словарю.
Студент быстро просматривает дефиниции, чтобы найти ту, которая подходит к тексту, где слово было не понято.
Студент читает эту дефиницию вслух проясняющему.
Когда студент поймет это определение, он говорит проясняющему своими словами, что оно значит.
Студент составляет предложения, правильно используя это слово, пока не будет совсем в нем уверен. Предложения должны показывать, что он знает, как применять это слово в том значении, которое он только что выяснил. Возможно, студенту понадобится составить 10 предложений или даже больше, прежде чем он действительно поймет это слово и как его применять.
То же самое он проделывает с каждой дефиницией этого слова.
(Он не выясняет специальные термины, устаревшие или архаичные дефиниции, если это слово не употреблено в одном из этих значений в тексте, где он его не понял)
Студент проясняет происхождение слова. (Студент выясняет все идиомы так же, как он выяснял дефиниции. Затем он проясняет все о синонимах, которые даются там, и убеждается, что понял их.)
Если студент сам не понял, что произошла какая-то странная реакция, и продолжает читать, проясняющий останавливает его и спрашивает, не было ли там какого-нибудь слова или символа, которые он не понял.
Если ему трудно найти непонятое слово или символ, проясняющий помогает ему это сделать.
Проясняющий помогает ему, побуждая его искать это слово в тексте все выше и выше того места, где произошла неоптимальная реакция, пока непонятое слово не найдено.
Выясняющий может также выбрать слова из текста, которые студент уже прочитал и проверить, знает ли он их значение.
Если студент не уверен в каком-то слове или дает неверное определение, тогда это слово проясняют по словарю.
Сначала она выясняет дефиницию, которая здесь подходит.
Но, возможно, она не понимает, какое-то слово в самом определении.
Тогда ученик выясняет и это слово.
Как только непонятое в дефиниции слово выяснено, он возвращается к тому слову, которое выяснял до этого. Он перечитывает его определение и заканчивает прояснение слова.
Затем ученик перечитывает предложение и продолжает читать текст дальше.
Так это и продолжается.
Любой дискомфорт, неоптимальное поведение, ерзанье, запинки, напряженность, автоматизм проверяются проясняющим.
Это слово, которое он только что сказал, или слово или символ, стоявшее раньше?
Когда в отрывке текста таким способом выяснены все слова, и студент понимает его,
. они меняются местами, и студент, который только что закончил прояснение слов, становится проясняющим.
ПРОЯСНЯЮЩИЙ СТУДЕНТ
Студент проходит тот же отрывок текста, а затем переходит к следующему.
Так они проделывают это по очереди, проясняя значения слов в каждом отрывке, пока не закончат вдвоем весь текст.
Собака должна была.
В процессе прояснения слов проясняющий должен вести запись (рабочий лист) слов, значения которых они смотрели в словаре, и любой другой существенной информации, относящейся к прояснению слов.
Метод 9 прояснения слов (название текста или материала, из которого выясняются слова)
ВРЕМЯ НАЧАЛА _____ 13 часов
СЛОВА рыжий оранжевый
ВРЕМЯ ОКОНЧАНИЯ _____
1. Пользуясь своим демо-набором, покажите, как проделывать каждую ступень 9-ого метода прояснения слов.
а) Студент А (проясняющий) по 9-ому методу проясняет со студентом Б следующий параграф. Пользуйтесь простым словарем.
Проворная рыжая лиса перепрыгнула через ленивую собаку. Собака должна была охранять цыплят, но она заснула. Лиса пробралась в курятник, и никто этого не заметил.
б) Студент Б (проясняющий) по 9-ому методу проясняет слова из следующих параграфов со студентом А.
Проворная рыжая лиса перепрыгнула через ленивую собаку. Собака должна была охранять цыплят, но она заснула. Лиса пробралась в курятник, и никто этого не заметил.
Как только цыплята увидели ее, они подняли страшный шум. Лисице пришлось поторапливаться.
Она схватила за горло ближайшего цыпленка и выскочила из курятника.
в) Студент А (проясняющий) 9-ым методом проясняет слова из следующих параграфов со студентом Б. Пользуйтесь простым словарем.
Как только цыплята увидели ее, они подняли страшный шум. Лисице пришлось поторапливаться.
Она схватила за горло ближайшего цыпленка и выскочила из курятника.
Жена фермера выбежала из дома, недоумевая, что могло случиться с ее цыплятами. Она увидела, как лиса с цыпленком исчезла в ближайшем лесочке.
г) Студент Б (проясняющий) 9-ым Методом проясняет слова из следующих параграфов со студентом А.
Жена фермера выбежала из дома, недоумевая, что могло случиться с ее цыплятами. Она увидела, как лиса с цыпленком исчезла в ближайшем лесочке.
Она громко закричала и уставилась на собаку, чей первейший долг заключался в предотвращении подобного рода происшествий. Собака выглядела совершенно обескураженной. Следующие несколько минут жена фермера потратила на то, чтобы задать ей трепку за такое безответственное поведение.
д) Студент А (проясняющий) 9-ым методом проясняет слова из следующего параграфа со студентом Б. Пользуйтесь простым словарем.
Она громко закричала и уставилась на собаку, чей первейший долг заключался в предотвращении подобного рода происшествий. Собака выглядела совершенно обескураженной. Следующие несколько минут жена фермера потратила на то, чтобы задать ей трепку за такое безответственное поведение.
3. Напишите, чему вы научились, выполняя это задание, и как вы сами сможете пользоваться 9-ым методом прояснения слов в жизни.
7-ой метод прояснения слов
Когда вы работаете с детьми или иностранцами, или малограмотными людьми, применяется метод прояснения слов, который называется СЕДЬМЫМ МЕТОДОМ или ЧТЕНИЕМ ВСЛУХ.
Применяя этот метод, человека заставляют читать вслух, чтобы выяснить, как у него идут дела.
Это очень простой метод.
Его применяют к таким людям раньше других методов прояснения слов, чтобы помочь им разобраться.
Если окажется, что человек не продвигается вперед, читая материал про себя, его просят читать вслух.
Когда он читает, проверяющий должен следить по другому экземпляру того же текста.
Будут обнаружены неожиданные вещи.
Человек может каждый раз пропускать слово «из». Он просто его не читает. У него может быть очень странное значение для этого слова, как, например, «Израиль» (действительный пример).
Он может каждый раз пропускать слово «что-то», не зная, что такое «-«.
Он может принимать одно слово за другое, например, «стоп» за «хлоп» или «зеленый» за «каленый».
Он может колебаться, прежде чем произнесет некоторые слова.
1. Пусть он читает вслух.
2. Во время чтения замечайте каждый пропуск или замену слова, или колебания, или нахмуренные брови и сразу же займитесь прояснением нужного слова.
3. Исправьте ошибку, посмотрев для него это слово в словаре или объяснив его.
4. Пусть он продолжает читать, пока вы не заметите следующего упущения, замены слова, колебания или нахмуренных бровей.
5. Повторите ступени со второго по четвертый.
Проделывая это, можно сделать человека грамотным.
Его следующими действиями будут: научиться пользоваться словарем и выяснять слова.
Очень отсталый студент может быть доведен этим методом до грамотности.
1. Пользуясь своим демо-набором, покажите, как проделывать каждую ступень 7-ого метода прояснения слов.
2. Найдите себе партнера для роли человека, для которого проясняют слова, и потренируйтесь выполнять 7-ой метод прояснения слов. Пользуйтесь простой книгой или журналом в качестве текста для прояснения слов. Продолжайте Упражнение, пока не сможете легко проделать все ступени
7-ого метода и не почувствуете уверенности, что сможете применять эту информацию на практике.
ГЛАВА СЕДЬМАЯ. ТРЕНИРОВКА И ПРОВЕРКА
Тренировка
Она часто применяется в упражнениях на определенные действия. Во время тренировки два студента работают вместе, при этом один выступает в качестве тренера, который помогает другому достичь цели этого упражнения. Как только студент в состоянии компетентно выполнять это Упражнение, он становится тренером, чтобы помочь другому добиться того же.
Эта тренировка может также применяться в теории, когда студенту трудно усвоить то, что он изучает. Теоретическая тренировка предполагает, что студент определяет все слова, дает формулирует все правила, демонстрирует аспекты изучаемого материала собственными руками или при помощи мелких предметов, а также она может включать выполнение пластилиновых демо.
Каждый студент, испытывающий любые трудности в учебе, или продвигающийся медленно или «зубрила», должен заниматься в паре с другим студентом, имеющим такие же трудности, с которым он может проделать теоретическую тренировку.
1. Пользуясь своим демо-набором, покажите, как проводить теоретическую тренировку с другим студентом.
2. Найдите другого студента или приятеля для совместной работы и потренируйтесь в проведении теоретической тренировки по какому-нибудь учебнику или дисциплине.
Напишите, что вы делали, и как вы можете применить полученную информацию по теоретической тренировке в своих занятиях.
Проверка
Такая проверка, когда выясняют может ли он цитировать или перефразировать изученное, вовсе ничего не доказывает.
Это не гарантирует, что студент знает информацию или может ею пользоваться и применять ее, это даже не гарантирует, что студент «присутствует». Ни «преуспевающий», ни «тупой» студент (а оба страдают одной болезнью) ничего не получит от такой проверки.
Значит, проверка, когда выясняют, «знает» ли он текст и может ли его цитировать или перефразировать, абсолютно ошибочна и этого никогда не надо делать.
Правильный экзамен проводится исключительно таким способом, когда экзаменуемого заставляют:
а) ответить каковы значения слов (определяя их своими словами и демонстрируя применение этих слов в собственных предложениях) и
б) продемонстрировать, как применяется на практике изученная информация.
Пример проведения проверки
Я бы просмотрел первый абзац любого текста, по которому экзаменую студента и выбрал бы несколько необычных слов. Я попросил бы студента дать каждому определение и продемонстрировать их применение в предложениях и дал бы «фланк» * фланк: провалиться, как на экзамене. при первом же «ну. э. как его. сейчас. «, и на этом был бы конец проверки.
Но прежде всего, я сам должен быть уверен, что знаю значения слов, прежде чем начал экзаменовать.
Когда студент знает слова, я бы потребовал музыку.
Какую мелодию исполняют эти слова?
Я бы сказал: «Прекрасно, а какую пользу этот текст дает вам?» Задавал бы вопросы такого рода: «Вот это правило о том, чтобы люди не ели конфеты, когда они на диете, зачем оно вообще нужно?» Если студент не смог бы себе представить, зачем, я бы отослал его назад к словам, которые стоят как раз перед этим правилом, чтобы он нашел то, значение которого он не понял.
Но если студент еще не дошел до изучения материала, где надо знать, зачем нужно это правило, я не стал бы спрашивать его об этом. Очень важно, чтобы студента не экзаменовали свыше его уровня.
Как проводить теоретическую проверку
Прежде чем проверять кого-то, необходимо самому прочитать или прослушать материал. Это даст возможность убедиться, понимает ли и умеет ли применять материал тот человек, которого вы проверяете.
Важные пункты в тексте следующие:
Дата книги, лекции или справочника сравнительно неважна, и о других подобных данных никогда не следует спрашивать.
Если студент вообще собирается использовать эту информацию, то пункт 1 должен быть четко усвоен, студент должен быть в состоянии превратить пункт 2 в собственный опыт, и пункт 3 должен быть оценен.
Экзаменатор или партнер должен точно экзаменовать студента по пункту 1, очень внимательно по пункту 2 и посмотреть, понимает ли студент пункт 3. Экзаменатор или партнер по учебе не должен идти дальше этих пунктов, спрашивая, какое имя там упоминалось, кто проводил испытания, дату регистрации авторских прав, какие первые слова и так далее.
Не относящиеся к делу экзаменационные вопросы только замедляют прогресс студента.
Следует также отметить, что при проверке усвоения материала курса необходимо попросить студента делать демонстрации. Пользуйтесь скрепками, резинками и т.д.
Экзаменатор или партнер должны задавать вопросы, которые требуют умения применять изученное на практике. Предложите студенту ситуацию, и пусть он расскажет вам, как бы он ее разрешил.
Будьте как угодно строги, но только относительно пунктов 1, 2 и 3, изложенных выше.
Напишите, что вы делами и что из этого вышло.
ГЛАВА ВОСЬМАЯ. КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
Упражнение на усвоение
Как уже говорилось раньше в этой книге, усвоение не всегда то же самое, что ученье. Некоторые люди могут закончить курс, получить хорошие оценки и ничего не усвоить.
Человек может сдать все экзамены, однако не усвоить информацию настолько, чтобы пользоваться ею.
Следующее Упражнение проводится для улучшения способности к ученью и повышения скорости усвоения.
НАЗВАНИЕ: Упражнение на усвоение.
ПОЗИЦИЯ: Студент и тренер сидят за столом лицом друг к другу.
ЦЕЛЬ: Развить способность к суждению посредством понимания и точного воспроизведения.
Тренер берет какое-нибудь предложение или фразу из книги «Алиса в стране чудес». Неважно какое. Тренер читает его студенту. Тренер просто хочет, чтобы студент повторил цепочку звуков. Их не обязательно называть словами. Это не механическая память. Это воспроизведение. Тренер повторяет строчку каждый раз, когда студент ошибается до тех пор, пока студент не воспроизвел ее точно.
После того, как студент правильно воспроизвел то, что читал тренер, тренер спрашивает: «Дай мне пример на это».
Студент дает один или несколько примеров, пока оба не будут довольны.
Затем тренер спрашивает: «Ну как?» Если все хорошо, они переходят к следующей строчке. Если у студента какая-то неуверенность относительно примеров, тренер снова возвращается к 1-ому шагу и начинает тренировку с начала той же самой строчки.
Если у студента все еще будут затруднения с примерами, тренер спросит: «Есть ли в этой строчке какие-нибудь непонятые слова?», и любые найденные слова проясняются.
Следует пользоваться словарем.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Студент должен чувствовать себя уверенно относительно информации после воспроизведения и понимания, и он должен начать осознавать что-то новое для себя по мере продолжения тренировки.
Постепенно, применяя эти два основные шага, студент разовьет в себе способность к суждению.
Эту тренировку следует проводить постепенно.
Она должна завершаться хорошим результатом. Студент должен выглядеть довольным.
1. Найдите другого студента или приятеля, который бы проделал с вами это Упражнение на усвоение. Пусть он прочтет эту главу книги, если не читал ее раньше. Проделайте Упражнение на усвоение, как оно описано в тексте, сначала как тренер, затем как студент. Запишите, что вы делали и каких успехов достигли, проделывая это Упражнение.
Информация и возможность выбора
Существует другой великолепный метод обучения. Он может помочь студенту восстановить способность выбирать информацию.
Часть первая
Прежде, чем продолжать, проверьте, может ли студент вспомнить первый набор цифр, который вы ему называли.
Это следует продолжать до тех пор, пока студент с легкостью сможет вспоминать и повторять какую-нибудь маловажную информацию.
Часть вторая
Этот шаг проделывается с применением примеров малозначительной информации, которые совершенно неверны.
Часть третья
Именно этот метод инструкции берет маловажную информацию и учит человека, что повторение этой информации не создает неразберихи, нисколько не вредит ему, и что он может это делать.
Потом вы учите его, что он может запомнить это.
Вы делаете это при помощи незначительной информации: один, два, три; сто, тридцать два, шестнадцать. Просто цифры. Вы получаете повторение этого, а потом он может это запомнить.
Теперь вы показали ему, что он может запомнить или отвергнуть что-то, а это и есть определение способности выбирать.
Потом вы даете ему информацию, которой вы хотите научить его. И вы даете ему возможность выбора этой информации. Но суть в том, чтобы дать ее в несколько преувеличенной форме «Тренер должен всегда соглашаться со студентом». Это неправда.
Пусть он не соглашается с этим. Позвольте ему как следует обдумать это. Пусть он включит это в свой собственный опыт и покопается в нем.
Вы даете ему какой-нибудь реальный пример. Потом он должен перевести ваше заявление в действие. Он должен делать это и продолжать делать до тех пор, пока не научится, чтобы это уже перестало быть для него набором слов.
1. Найдите другого студента или приятеля, чтобы проделать это Упражнение вместе. Пусть он прочтет этот раздел книги, если не читал ее раньше. Проделайте тренировку
Неправильная информация
Политический деятель, зная, что ему посоветовал это человек с большим авторитетом, не в состоянии распознать в этой информации ложь и продолжает пользоваться ею до самого того момента, когда разъяренная толпа ставит его к стенке. Жаль, что этот политик ни разу не заподозрил, что что-то неладно с информацией, даже несмотря на то, что не мог с ней работать.
Нет ни одной сферы деятельности в обществе, где не процветала бы неверная информация. «Эксперты», «советчики», «друзья», «члены семьи» редко смотрят в изначальные тексты по тому или иному предмету, даже если они знают, что таковые существуют, но неограниченно позволяют себе всевозможнейшие интерпретации и даже идут на откровенное вранье, чтобы казаться мудрецами или экспертами. Ущерб от потери производительности и повреждения оборудования огромен. Вы увидите это во всех сферах общества. Люди не умеют мыслить фундаментальными категориями своих профессий. Они совершают ошибки. Они портят вещи. Им приходится переделывать то, что уже было сделано.
Неправильная информация о предмете может прийти из разных источников. В процессе ежедневного бытия люди встречают и часто принимают на веру без проверки всякого рода идеи, которые, как кажется, имеют смысл, но на самом деле его не имеют. Реклама, газеты, телевидение и другие средства массовой информации полны такого материала. Даже матери приложили к этому руку, утверждая, что «дети должны быть видны, но не слышны».
Супервайзер или преподаватель, стремящийся избавить учеников от ложной информации, пользовался фундаментальными работающими текстами. Чаще всего оказывается, что таковые бывают написаны основателями дисциплины, а если у вас возникают сомнения, избегайте текстов, которые интерпретируют чьи-нибудь труды. Короче, выбирайте лишь тот текстологический материал, который ближе всего к основам дисциплины, и избегайте тех, которые расписывают их на свой манер.
Если человек хоть до какой-то степени собирается эффективно применять то, что изучает, прежде всего надо отобрать истинные факты из противоречивых частиц информации и суждений, которые он получил. Это убирает неверные данные и позволяет ему продолжать учебу и работу.
1. Напишите пример неверной информации о том, как учиться, о котором вы сами слышали или, который испытали на себе. Объясните, как вы определили, что она неверна.
2. Напишите, как вы могли бы помочь кому-то, кто пытается отсортировать правильную информацию о предмете от неверной.
Главная информация
Не все данные одинаково важны. Одни более полезны, чем другие, некоторые вообще бесполезны.
Люди в жизни иногда уже прислушались к такому количеству бесполезных мнений, что никогда не распознают главных данных. Значит, у них нет главной информации, необходимой для решения их проблем.
Жизнь имеет определенные законы, и они-то и являются самыми главными данными из всех. Информация, которую вы получаете из этой книги, является основополагающей информацией, которая обеспечивает вас инструментами для решения жизненных проблем.
Обладание этими инструментами может помочь вам «взять быка за рога» в жизни. Если вы досконально усвоите эти инструменты и научитесь пользоваться ими, вы будете иметь главную информацию, которая может разрешить стоящие перед вами проблемы. Жизнь неожиданно станет легче.
1. Напишите пример о ком-нибудь, кто, по вашим наблюдениям, не имел главной информации в какой-то области своей деятельности. Как этот человек справлялся со своим делом в этой области?
2. Напишите три примера главной информации, которые вы изучили в этом курсе.
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ: ВЫВОДЫ
Осторожный студент применяет учебную технологию. Он учится с намерением что-то выучить. Он справляется с любым препятствиями в учебе, которое появляется у него при работе с материалом. Если он читает абзац и вдруг понимает, что у него нет представления о том, что он читает, он возвращается назад и выясняет, где он запутался и перестал понимать. Как раз перед этим будет слово, которого он не понял. Если он осторожный студент, он не продолжает чтение до тех пор, пока не выяснит, что это за слово и что оно значит.
Это осторожный студент и его способность к предмету зависит от степени применения этой технологии. Она не зависит от какого-то врожденного таланта или еще чего-то.
Разница заключается именно во владении учебной технологией.
ОБ АВТОРЕ
Он родился в Тилдене, Небраска, 13 марта 1911 года и провел свои ранние годы на ранчо деда на просторах Монтаны.
Он был сыном офицера американского флота и уже к восьми годам был опытным путешественником, а к тому времени, когда ему исполнилось 19, он исколесил свыше четверти миллиона миль.
Некоторые из его первых опубликованных работ были небеллитристическими и были основаны на его опыте авиатора.
Однако для того, чтобы учиться, нужно уметь читать и понимать. Поэтому Л. Рон Хаббард занялся проблемой обучения людей умению учиться. Его исследование раскрыло основную причину неспособности студента усвоить предмет. Он обнаружил препятствия к полному пониманию того, что человек изучает, и разработал методы, при помощи которых любой человек может совершенствовать свои способности к учению и практическому применению информации, получаемой в процессе учебы. Он написал довольно много работ на эту тему и назвал это «учебной технологией».
Прогрессивную учебную технологию Л. Рона Хаббарда сейчас применяют два миллиона студентов и тысячи преподавателей в университетах и школах во всем мире. Его учебные материалы переведены на двенадцать языков в связи с широким интересом во всем мире к первой действительно работающей учебной технологии. Организации по распространению учебной технологии Л.Рона Хаббарда были учреждены в Соединенных Штатах, Австралии, Южной Африке, Канаде, Австрии, Великобритании, Пакистане, Мексике, Германии, Дании, Франции, Италии, Венесуэле и Китае.
Л. Рон Хаббард покинул свое тело 24 января 1986 года.
Его вклад в дело образования означает новую надежду, лучшее понимание и возросшие способности миллионов студентов и деятелей образования во всем мире.