рудне никитское орехово зуевский район храм

Гуслицкий
Спасо-Преображенский
мужской монастырь

Подворье Гуслицкого монастыря Богородицерождественский и Христорождественский храмы с. Рудне-Никитское

рудне никитское орехово зуевский район храм. Смотреть фото рудне никитское орехово зуевский район храм. Смотреть картинку рудне никитское орехово зуевский район храм. Картинка про рудне никитское орехово зуевский район храм. Фото рудне никитское орехово зуевский район храм

История церкви Рождества Пресвятой Богородицы у речки Рудни (таким было название храма до революции) восходит к началу XV века и связана с историей христианского просвещения всего мещерского края двумя русскими святителями – митрополитами Киевскими и всея Руси Киприаном и. Особенно, Фотием. Митрополит Киприан положил начало этому просвещению тем, что основал в конце XIV или начале XV века в митрополичьей волости Сенег храм Преображения Господня и монастырь при нем на Святом озере (близ нынешнего г. Шатура). Христианство здесь по сути еще не было распространено. Население в этом глухом лесном краю было редкое и мало-численное, причем коренные жители – угро-финских племен меря, мурома и мещера – в массе христианство не принимали, упорно сопротивлялись христианизации, уходили от нее на восток. Славянское население не могло плотно заселять эти земли из-за того, что они сплошь были покрыты лесами и болотами и почвы имели, как и теперь, неплодородные. Просвещение могло начаться здесь только одиночными подвижниками, основателями монастырей – первых очагов христианской веры и культуры. Преемник митрополита Киприана, митрополит Фотий, основал в Сенеге и Гуслице, как можно предполагать, несколько храмов и монастырей ( один из которых Гуслицкий). Именно с именем святителя Фотия историки связывают появление храма Рождества Пресвятой Богородицы у речки Рудни. Эти события вошли в русскую историю – они отражены как в летописях, так и в трудах наших известных историков – «Истории государства Российского» Н. М. Карамзина и «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева.

Об архитектуре рудненских храмов

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Рудне первоначально была построена, как значится в клировых ведомостях, в 1572 году 8 сентября, в день престольного праздника, тщанием прихожан. В 1710 году она была описана так: «рубленая клетцки, об одной главе, а на главе крест железный, позолоченный сусальным золотом. Внутри царские врата, сень и столбцы столярные, золоченые, по правую сторону царских врат образы: Всемилостивого Спаса, венец с сиянием и гривенка серебряные, чеканные, золочены, Рождества Пресвятой Богородицы, венец с короною гладкие и с перьями, в привесе крест серебряный, другой венец с короною и с гривенкою золоченые, Образ Николая Чудотворца в житии, св. вмч. Параскевы Пятницы и св. пророка Илии. По другую сторону царских врат образы: Рождества Пресвятой Богородицы, оклад серебряный, риза литая чеканная, венец серебряный, убрус у ризы низан жемчугом, в привесе шесть крестов, образ Богородицы Казанской, образ св. мчч. Флора и Лавра, писаны красками».

Здание летнего храма постройки 1782 года, стоящее доныне, – «восьмерик на четверике», с небольшой трапезой, граненым алтарным прирубом и боковыми крытыми папертями, поставлено на высокий подклет, стоящий на валунах. Первоначальные объемы сложены из бревен, перевязанных в «обло», на апсиде и восьмерике – «в лапу».

Стены папертей и галерей имеют каркасную конструкцию, основанием для которой служат бревенчатые обвязки высотой в 3-4 венца. Под нижние венцы подложены массивные валуны. Гладкая тесовая обшивка стен укреплена коваными гвоздями. Пятигранная в плане апсида покрыта вальмовой кровлей (сведения 1987 года).

На квадратный сруб основания колокольни поставлен высокий восьмерик, несущий ярус звона, завершенный пологим шатром с ложными «слухами» (сведения 1987 года).

В Х I Х веке при возобновлении храма колокольня была объединена с ним обширной трапезой. При этом разобрали западную паперть здания снаружи и выстроили южное крыльцо. Здание снаружи, а галереи (паперти) и с внутренней стороны были обшиты тесом. В результате этой перестройки архитектура храма, отражающая глубокие традиции русского деревянного зодчества, и его облик существенно изменились, в значительной степени утратив художественную выразительность, однако основные достоинства этого памятника архитектуры – четкость простых геометрических форм, монументальность и отсутствие декорации – сохранились. Особую строгость форм имеет колокольня. Внутри стены храма отесаны, оклеены холстом и окрашены маслом. В куполе храма – роспись 2-й половины XVIII века. Ярусный иконостас с иконами 1806 года выполнен в стиле классицизма.

Здание храма Рождества Христова (17 20 года постройки) – клетского типа стоит на кирпичном цоколе, рублено из бревен, перевязанных в «обло», на апсиде «в лапу». Тесовая обшивка укреплена коваными гвоздями фабричного производства. Двускатная кровля завершена луковичной главой на массивном кубическом трибуне. В конце XIX века здание расширили пристройкой боковых крыльев и западного притвора. Боковые пристройки придали зданию кресчатый характер.

В XIX веке была построена каменная ограда со святыми воротами, калитками и декоративными угловыми башенками.

Вместе летний и зимний храмы, обнесенные оградой с башенками, составляют уникальный для Подмосковья деревянный храмовый комплекс постройки XVIII века, в котором первоначальный летний храм был возведен в 1572 году, для возобновления храма Рождества Пресвятой Богородицы, основанного вблизи в начале XV века.

О священниках и приходе рудненских храмов

В дозорных книгах Патриаршего приказа за 1623–1633 годы записано: церковь Рождества Пресвятой Богородицы, построенная изстари, «на погосте Раменцы у речки Рудни Московского уезда дворцовой Гуслицкой волости, поп Козьма Флоров». По писцовым книгам 1633 года: «церковь Рождества Богородицы деревянная, у церкви дворы: попов, дьячков, просвирнин, в приходе 41 двор»; в 1646 году: «у церкви во дворе поп Митрофан, дьячек Епифанко Родионов, просвирница Огрофеница».

В 1660-е годы, после реформ патриарха Никона жители большинства деревень Гуслицкой и Сенежской волостей, поддавшись пагубному заблуждению, отпали в раскол, ушли из Святой Апостольской Церкви, лишив этим себя и своих потомков церковных Таинств и Причастия Святых Христовых Таин. Православные храмы в Гуслице и Сенеге оказались в окружении деревень раскольников, население которых почти в 10 раз превысило численность не затронутого расколом населения. Однако сельцо Никитское при погосте Рудня, а также значительное число жителей немногих соседних деревень (например, Заполиц и Равенской) остались в православной церкви.

Раскольникам храмы ставить не разрешалось, и они устраивали молельни в домах. Тогда и начала складываться в Гуслице особая, изолированная по духу и по географии местности, вотчина старообрядцев со своими традициями жизненного уклада.

Раскол населения по принадлежности к Православной Церкви в Мещерском крае остался на столетия. Масштабы его показывает ведомость о приходе рудненских храмов за 1916 год: в приходе, который включал деревни Заполицы, Дорхова, Авсюнино, Мальково, Равенская, Мисцево, Петрушино, Понарино и Титово, сельцо Никитское, сельцо Богородское и слободу Степановку, было примерно 250 дворов православных, в них 1700 человек, а дворов раскольников в пределах прихода было более 2000, жителей в них – более 17 000 человек. В самом Рудненском погосте было 5 дворов, в них 30 жителей, а в сельце Никитском (на расстоянии ¼ версты от погоста) – 60 дворов православных, жителей в них примерно 400 человек.

Возвращаясь к концу XVII века, встречаем такие сведения: в книге Патриаршего Приказа в 1680 году записано «в Гуслицкой волости у речки Рудни на погосте Раменце церковь Рождества Богородицы древяная, у церкви во дворе поп Козма Флоров, да дьячек Провка Флоров; церковь построена изстари. а пашни владеет поп к той церкви на 20 чети в поле, сена на 50 копен, лесу пашенного и непашенного в длину на версту, а поперег тож». В 1691 году был дан «антиминс ко освящению церкви Рождества Пресвятой Богородицы великих государей во дворцовую Гуслицкую волость, в Московс-кий уезд, тояж церкви попу Прокопию». По неким обстоятельствам вскоре, в 1713 году в книге Синодального Казенного Приказа вновь значится указ о освящении церкви, по челобитью Московского уезда, Гуслицкой волости, Рожественскаго попа Прокопия Фролова. «Велено в той же волости церковь Рождества Богородицы освятить Большаго Успенскаго собора протопопу с братией и антиминс в тое церковь выдать». Возможно, повторные освящения были связаны с пропажей из храма антиминсов, и не исключено, что их могли похищать лишенные храмов и святых мощей старообрядцы, среди которых в Гуслице были тогда, по преданию, и бежавшие из Москвы опальные стрельцы.

Приведенные выше записи из книг Патриаршего Приказа говорят о том, что в XVII и начале XVIII веках на погосте Рудня служили священники династии Флоровых, получившие эту фамилию по имени первого священника рода (написание фамилии по ошибке когда-то изменилось, и она стала писаться как Фроловы). Иконы св. мчч. Флора и Лавра в иконостасе летнего храма в 1710 году, и сейчас на южной стене в трапезе – это, несомненно, память о служивших в храме священниках Флоровых.

В XVIII веке на погосте у речки Рудни в двух деревянных храмах – в честь Рождества Пресвятой Богородицы и во имя свт. Николая Чудотворца – служили: священники Прокопий Фролов (1691–1715 гг.), Петр Прокопиев (1726 г.) и Василий Петров (1742 г.), дьякон Семен Григорьев (1726–1742 гг.), дьячки Ермил Якимов (1703 г.) и Степан Прокопьев (1710–1742 гг.), пономари Василий Никифоров (1726 г.) и Иван Степанов (1742 г.).

В 1753 году на Рудне служил священник Василий Петров, и прихожане подали прошение о поставлении к храму во иереи также дьяконова сына Алексия Семенова.

С начала XIX века к рудненским храмам по штату было положено два священника, дьякон, два дьячка и два пономаря, т. е. клир был двухштатным. Одни деревни прихода находились в ведении одного священника, другие деревни прихода – в ведении другого священника. В период 1826–1835 гг. на погосте Рудня служили священники Трофим Иосифов и Феодор Андреев, дьякон Иоанн Павлов, дьячки Стефан Иванов и Михаил Иванов, пономари Матфей Иванов и Яков Флоров. С 1841 до 1853 года служил свящ. Николай Иоаннович Коринский, с 1853 до 1855 года – священник Александр Матвеевич Флоринский, с 1854 года – священник Иоаким Илларионович Коржавин, с 1856 года – священник Иоанн Матвеевич Востоков, с 1861 года – священник Иоанн Афанасьевич Покровский.

С 1866 года в храмах на Рудне начал служить священник Матфий Петрович Преображенский, и служил он 44 года, до своей кончины в 1910 году. Сын дьячка, отец Матфий закончил в 1864 году Вифанскую Духовную семинарию. В храмах на Рудне о. Матфий с 1883 года в воскресные и праздничные дни вел между утреней и обедней собеседования с народом, с 1884 года имел собеседования с раскольниками. К 1909 году он состоял духовником Гуслицкого Благочиния. За честное служение в сане священника и усердное преподавание Закона Божия в Рудневском и Титовском земских училищах протоиерей Матфий Преображенский неоднократно был удостоен почетных наград, в том числе за 25 лет усердного исполнения обязанностей по обучению в народных школах в 1906 году был награжден орденом Святой Анны 3-й степени.

рудне никитское орехово зуевский район храм. Смотреть фото рудне никитское орехово зуевский район храм. Смотреть картинку рудне никитское орехово зуевский район храм. Картинка про рудне никитское орехово зуевский район храм. Фото рудне никитское орехово зуевский район храмВторым священником с 1867 года служил о. Александр Стефанович Никольский. Дьякон того времени – о. Василий Лихачев (пять его сыновей стали священниками), дьячки – Иоанн Руднев и Симеон Щеглов, пономари – Ефим Руднев и Алексий Розанов. С 1892 года псаломщиком служил Василий Иванович Лихачев, выпускник Дмитровского Духовного Училища. Он был вольнослушателем Московских епархиальных курсов и миссионерских курсов в Гуслицком Спасо-Преображенском монастыре, с 1914 года состоял законоучителем в Шувойской и Абрамовской земских школах. В 1920 году он продолжал служить, тогда ему было 48 лет.

С 1897 до 1923 года дьяконом служил о. Николай Федорович Смирнов, выпускник Московской Духовной семинарии, женатый на дочери предыдущего дьякона, о. Василия Лихачева. После 1923 года о. Николай сложил с себя священный сан.

С 1903 года в Рудненских храмах начал служить вторым священником о. Николай Ипполитович Глаголевский. Родился о. Николай в 1875 году в подмосковном селе Щитниково в семье священника. Три брата его также были священниками, причем старший брат, протоиерей Александр Глаголевский служил настоятелем Воскресенского храма в селе Ильинский Погост и был благочинным 5-го округа Богородского уезда. В 1918 году во время красного террора он без суда и следствия был расстрелян в г. Богородске за проповедь с амвона, которую сочли опасной.

Николай Глаголевский окончил Московскую Духовную Семинарию и в 1900 году был назначен законоучителем и учителем в Устьянское церковно-приходское училище, где служил 3 года. В 1903 году он женился на дочери дьякона Воскресенской церкви села Ильинский Погост Олимпиаде и в 1904 году был рукоположен во священника к храмам села Рудня. С 1909 года о. Николай – настоятель, протоиерей, с 1911 года – духовник 5-го Благочиннического округа Богородского уезда. Между утреней и обедней в воскресные и праздничные дни о. Николай проводил собеседования с народом, имел также собеседования с раскольниками. Состоял он законоучителем в Рудневской и Титовской земских школах и в Сельско-Богородской церковно-приходской школе, а также заведующим Степановской, Заполицкой и Сельско-Богородской церковно-приходскими школами. С начала 1-й Мировой войны (1914 г.) о. Николай заведовал хозчастью церковно-приходского лазарета, оборудованного его заботами. За честное служение и усердное преподавание в церковно-приходских школах о. Николай неоднократно был удостоен почетных наград.

В 1916 году на место второго священника в Рудненские храмы был определен о. Василий Андреевич Степанов, перешедший из единоверия в православие, сын единоверческого священника храма Рождества Христова в д. Мальково. К церковному служению Василий Степанов готовился в Московском Никольском единоверческом монастыре. В 1898 году он был назначен законоучителем и учителем в Мальковскую церковно-приходскую школу и тогда же стал псаломщиком в Христорождественской церкви д. Мальково. В 1910 году Василий Степанов был рукоположен во священника к той же церкви, а в 1916 году перешел в православие и был перемещен на должность священника в церковь Рождества Пресвятой Богородицы в с. Рудня. Тогда о. Василию было 43 года. С 1916 года о. Василий заведовал церковно-приходскими школами: Равенской, Мальковской, Мисцевской, Понаринской и Губинской. В 1920 году он продолжал служить в храмах на Рудне, а позднее под давлением детей сложил с себя священный сан.

Псаломщиком с 1909 года служил Александр Владимирович Магницкий, сын псаломщика, получивший образование в Звенигородском Духовном Училище. Он был женат на дочери предыдущего псаломщика Алексия Розанова, Евдокии. В 1912 году Александра Магницкого призвали на военную службу, в 1915 году он вернулся инвалидом из германского плена и был восстановлен в своих обязанностях. В 1920 году он продолжал служить. Тогда ему было 30 лет.

Прихожанином храмов на Рудне в 1900-е годы был учитель школы в дер. Понарино, выпускник Духовной семинарии, сын священника Михаил Марков, будущий священномученик, иерей. В 1908 году он женился на дочери о. Матфия Преображенского Елизавете, также сельской учительнице, принял священный сан и стал служить в храме родного села Горетово Можайского уезда Московской губернии, встав на место своего покойного отца. Прихожане любили о. Михаила за его ревностное служение. В годы гонений на Церковь о. Михаил в 1933 году подвергался высылке, в 1937 году был вновь арестован, осужден и отправлен в Мариинские лагеря, где скончался в 1938 году. В 2004 году иерей Михаил Марков прославлен Русской Православной Церковью в лике Новомучеников и Исповедников Российских. Образ сщмч. Михаила Маркова, написанный усердием его потомков и принесенный в дар храмам с. Рудня-Никитское в 2013 году, находится на северной стене в храме Рождества Христова. Усердием потомков сщмч. Михаила восстановлен также крест на могиле о. Матфия Преображенского у храма, спиленный когда-то с его надгробного памятника.

Церковным старостой с 1915 года был крестьянин дер. Заполицы Богородского уезда Иван Васильевич Стеняев, утвержденный в этой должности Указом Московской Духовной Консистории.

В годы гонений на Церковь при советской власти первым, насколько пока известно, пострадал настоятель храмов на Рудне о. Николай Глаголевский. По ложному обвинению в контрреволюционной деятельности он был арестован 30 января 1930 года и выслан на 3 года на север. Имущество его конфисковали, семью также выслали на север. После возвращения из ссылки о. Николай служил в селе Якиманское Константиновского района Московской области, а в октябре 1937 года приехал на Рудню навестить знакомых и сразу же был арестован в доме псаломщика Тимофея Баулина. О. Николаю было предъявлено обвинение в принадлежности к церковной группе, занимавшейся антисоветской агитацией. Виновности своей о. Николай не признал. В ноябре 1937 года протоиерей Николай Глаголевский был приговорен к расстрелу и расстрелян на Бутовском полигоне, где захоронен в безвестной общей могиле. В 1960 году Московский областной суд постановил, что осуждение было необоснованным, отменил постановление тройки при УНКВД СССР о расстреле и реабилитировал о. Николая.

рудне никитское орехово зуевский район храм. Смотреть фото рудне никитское орехово зуевский район храм. Смотреть картинку рудне никитское орехово зуевский район храм. Картинка про рудне никитское орехово зуевский район храм. Фото рудне никитское орехово зуевский район храмС 1935 (или 1936) года священником церкви Рождества Пресвятой Богородицы в селе Рудня-Никитское служил иерей Виктор Филимонович Пылинский (1873–1837). Он родился в д. Малые Слижи (Садки) Могилевской области Белоруссии, в крестьянской семье, закончил три класса сельской школы. До революции о. Виктор служил дьяконом в Пермской губернии, в местечке Янычи. В 1919 году был рукоположен во иерея и с лужил до 1926 года в селе Шляпники Пермской губернии, затем в Московской области в селе Малино. Жил о. Виктор с матушкой Агриппиной на Рудне в церковной сторожке. По словам свидетелей обвинения, о. Виктор говорил: «Без Бога народ жить не может. Время коммунистов пройдет. Настанет время, когда все церкви откроют и народ снова будет ходить молиться в церковь». В мае 1937 года село Рудня опустошил страшный пожар. При этом дома верующих, ходивших в церковь, поразительным образом остались целы, огонь через них перепрыгивал. Это о. Виктор приводил в пример и призывал не оставлять церковь и веру православную. Как и прежние священники, по ложному обвинению в антисоветской агитации о. Виктор был арестован 28 ноября 1937 года, 1 декабря приговорен тройкой при УНКВД СССР по Московской области к расстрелу и 8 декабря расстрелян на Бутовском полигоне (в 1989 году реабилитирован). При аресте о. Виктора присутствовал проживавший у него в то время десятилетний внук Ливерий, впоследствии священник, к концу жизни митрофорный протоиерей Московской епархии Ливерий Пименович Пылинский († 2014).

Старостой церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Рудня-Никитское с 1930 года был Дмитрий Павлович Рогов (1871–1938), уроженец и житель этого села. Дмитрий Рогов имел низшее образование и до революции служил рассыльным при волостном правлении, а после революции имел различные занятия. Женой его была Мария Абрамовна Бубнова. В 1930 году Дмитрий Рогов встал на должность старосты церкви в селе Рудня и стал обеспечивать храмы свечами и просфорами. Вместе с псаломщиком Тимофеем Баулиным Дмитрий Рогов ходил по домам односельчан и приглашал в церковь, так как боялся, что иначе ее закроют.

рудне никитское орехово зуевский район храм. Смотреть фото рудне никитское орехово зуевский район храм. Смотреть картинку рудне никитское орехово зуевский район храм. Картинка про рудне никитское орехово зуевский район храм. Фото рудне никитское орехово зуевский район храмТимофей Никифорович Баулин (1869–1938), в годы гонений псаломщик церкви Рождества Пресвятой Богородицы села Рудня-Никитское, родился в этом селе и проживал в нем с женой Анной Александровной, сыном Николаем и дочерью Анной. До революции Тимофей Баулин, зажиточный крестьянин, десятки лет был сельским старостой. Находящаяся в летнем храме на простенке у южной стены икона св. апостола Тимофея написана и помещена в храме, несомненно, его усердием. После революции Тимофей Баулин стал псаломщиком в храмах села Рудня. Вместе со старостой Дмитрием Роговым он трудился для их сохранения.

По ложному обвинению в антисоветской агитации и террористических высказываниях Тимофей Баулин и Дмитрий Рогов были арестованы 1 марта 1938 года и 14 марта расстреляны на Бутовском полигоне, где и захоронены в безвестной общей могиле. В 1989 году оба они были реабилитированы.

В октябре 1937 года на Рудне арестовали также «активных церковников», жителей этого села и певчего храма Ивана Алексеевича Еремина (как певчего, связанного со священником Виктором Пылинским ) и Егора Васильевича Красоткина (как связанного со старостой церкви Роговым и с Ереминым).

Егор Васильевич Красоткин (1882–1938) до революции два года служил городовым в Москве, после революции был колхозником. Жена его, Мария Фроловна, была племянницей о. Василия Степанова. По ложному обвинению в антисоветской агитации Егор Красоткин был приговорен к 10 годам исправительно-трудового лагеря. Незадолго до ареста Егору повстречалась на дороге из Егорьевска, куда он возил дрова, женщина в черном. Егор посадил ее на телегу, повез и услышал слова: «Тебе недолго осталось. Дом уже построен…» И женщина незаметно исчезла. Через полгода Егор скончался мученической смертью на оз. Байкал. В 1960 году дело пересматривалось по ходатайству жены, и Е. В. Красоткин был реабилитирован. Дочь Егора Красоткина Прасковья Георгиевна, в замужестве Иванова, в 1950-е годы была старостой церкви на Рудне.

Иван Алексеевич Еремин (1888–?) до революции работал на бараночной фабрике, владельцем которой был его отец. В 1916 году он служил городовым в Москве, после революции был колхозником. Пел в церковном хоре села Рудня. Женой его была Анна Тимофеевна (дочь Тимофея Баулина). Как и Е. В. Красоткин, И. А. Еремин был осужден на 10 лет исправительно-трудового лагеря. Судьба его после ареста пока неизвестна. Пересмотр дела состоялся в 1960 году, и Иван Алексеевич был реабилитирован.

Во время Великой Отечественной войны, в 1943 году, когда руководство страны повернулось лицом к Церкви и были открыты многие храмы, на Рудню назначили священника о. Александра (фамилия пока неизвестна), и служба в храмах возобновилась.

Отец Виктор завел при храмах ночное дежурство для защиты от грабителей. Каждую ночь стали дежурить по четыре человека: по очереди двое ходят вокруг храмов и двое спят рядом в сторожке. В дежурство включились люди не только из близкой, но и из далекой окрестности, даже из Москвы, и по сей день оно неукоснительно продолжается. Протоиерей Виктор скончался в 1980 году.

Старостой с 1959 по 2000 год была Наталья Даниловна Баулина (1904 – 2001), уроженка и жительница села Рудня, до этого работавшая завхозом в местной больнице. Умный и ответственный человек, она много потрудилась для обновления, ремонта и восстановления благолепия храмов. После Натальи Даниловны, в начале 2000-х годов старостой несколько лет была Вера Михайловна, также много трудов приложившая для ремонта храмовых зданий.

С 2014 по 2015 г г. настоятелем храмов на Рудне был иерей Димитрий Смирнов. С августа 2015 по март 2016 года настоятелем храма являлся благочинный Ликино-Дулевского округа иерей Антоний Рыжаков. По благословению о. Антония на Рудне служили поочередно священники храмов благочиния.

В марте 2016 года храмы села Рудня с принадлежащими им строениями указом Высокопреосвященнейшего Ювеналия, митрополита Крутицкого и Коломенского, были переданы как подворье Гуслицкому Спасо-Преображенскому монастырю. Настоятелем Подворья был назначен игумен Серафим (Голованов). Гуслицкий монастырь был устроен, как описано выше, непосредственно вблизи места древней Спасской церкви в Мошеве. Эта церковь, перенесенная на новое место, дала название монастырю, став его первым храмом. Основателем же церкви в Мошеве, как и церкви на Рудне, согласно приведенным выше сведениям, был святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси. Нынешнее соединение двух святынь, основанных святителем Фотием, прихожане восприняли как новое явное свидетельство того, что святитель Фотий не оставляет своими молитвами храмы на Рудне и вновь подал свою помощь.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *