рублев преображение господне икона
Андрей Рублёв Перевёрнутая пентаграмма на иконе?
=Андрей Рублев считается гениальным мастером. И за изображение этой пятиконечной звезды на иконе его не сожгли на костре и ему не отрубили руки. Т.е., в его время эта пятиконечная, перевёрнутая звезда славы была в православной традиции, и размещена эта икона ни где-нибудь, а на Троицком иконостасе Благовещенского Собора Московского Кремля, в самом центре Руси. = С.К.
Вот именно, Андрей Рублёв – гениальный мастер, более того, Святой, и его за икону Преображение никто и не собирался сжигать на костре, более того, он прославлен и почитаем, а знаете почему? Нет на его иконе никаких сатанинских символов, в том числе и пятиконечных перевёрнутых звёзд! Они есть только в больном воображении некоторых, помрачённых бесовскими наваждениями, сектантов или у крайне невнимательных и далёких от Православия людей.
До такого же помрачения можно дойти, когда желание оклеветать Православие любой ценой, делает человека неспособным видеть очевидное. Поистине, когда БОГ хочет наказать человека, то лишает его разума.
С.К. ссылается на описании иконы Андрея Рублёва некими искусствоведами, которые далеко не всегда знают Православие и каноны иконописи. При описании изображения искусствоведы, как это принято, исходят из того, что у них перед глазами, обращая внимание лишь на ярко выраженные детали, не вникая в глубокий религиозный смысл и символизм иконы.
1.«Я, Иисус, послал Ангела Моего засвидетельствовать вам сие в церквах. Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя». Откр 22:16
Именно поэтому, на иконах Преображения и не только, Христос изображен часто на фоне звезды, так, что Он Сам как бы является высшим лучом этой звезды. Так и на иконе Преображение Господне (1405 год, Андрей Рублев, Благовещенский собор Московского Кремля) верхние лучи звезды истончаются, и самый тонкий, устремлённый вверх луч замещён Ликом Иисуса Христа. Более того, при внимательном рассмотрении, видно над нимбом Христа синий конец этого луча, увенчанный небольшим крестиком, а над плечами Христа видно основание этого (шестого) луча. Надо очень не хотеть видеть очевидное, чтобы утверждать, как делают это некоторые сектанты-сатанисты, что на иконе изображена якобы «перевернутая пятиконечная» звезда
Невозможно также отрицать, что на иконе «Преображение Господне. Феофана Грека, XIVв.», в Свято-Преображенском соборе Кремля, звезда составлена из двух остроугольных фигур, каждая из которых имеет три вершины, и начертана как по линейке, так, что имеет строго 6 вершин. Более того отчётливо виден за левым плечом Христа шестой луч, на фоне которого изображен Лик Христа! Таким образом, звезда на иконах «Преображения» – это шестиконечная Библейская Звезда!
Тот, кто упорно не хочет этого видеть, не понимает ни иконописи, ни богословского символизма, ни смысла самого Православия, либо же умышленно лжёт, являясь обычным сектантом-сатанистом.
2.Но больная фантазия богохульника на этом не останавливается, он уже рисует себе картины всеобщего беснования и торжества его бредовых замыслов – судебные процессы над Церковью и ниспровержение Православия из-за того, что, по его мнению, звезда-то на иконах – «перевёрнутая пятиконечная». Расчёт лукавый и лживый в своей сущности. То есть, если сатанинские символы на иконах – норма, то и сатанизм – нормально, и Церковь не имеет право отвергать сатанизм!
С.К.:…=пишу заявление и направляю бумаги в Генеральную Прокуратуру Российской Федерации. В заявлении я прошу надзорный орган принять необходимые меры и привлечь к уголовной ответственности за разжигание по статье 282-й УК Российской Федерации лиц, изнутри разлагающих и компрометирующих православное вероучение, подающих для верующих извращенную, провокационную, лживую и тенденциозную информацию, вводящую в заблуждение, и которая, в том числе, используется для неправомерного судебного преследования граждан России и является критерием для их определения в качестве т.н. «сатанистов»! Кроме этого, на основании официальной бумаги музея-заповедника «Московский Кремль» я потребую немедленного закрытия тех «православных» или религиозных сайтов, на которых размещена информация подобного рода=.
С.К., вероятно, уже строчит свои жалобы и заявления во все инстанции, сопровождая это воплями, обвинениями и, от избытка эмоций, вырыванием волос на своей помрачённой голове. Поистине, палата номер 6.
На иллюстрации «Преображение Господне. Икона Феофана Грека, XIVв.»
Иконография Преображения Господня
Приблизительное время чтения: 8 мин.
В христианском искусстве существует множество иконографических композиций, однако все они в целом сводятся к двум группам — те, которые за время своего развития претерпели существенные изменения, и те, которые остаются неизменными с момента своего возникновения и по сию пору. День Преображения Господня имеет не только долгую историю, но и очень древнюю икону, которая даже старше самого этого церковного праздника.
История возникновения иконы Преображения
Если бы современный христианин вошел в храм первых веков, то увидел бы интерьер, сильно отличающихся от привычных для нас церковных убранств. И в первую очередь это касается икон — их попросту не было. Вернее, они были, вот только на молящегося со стен чаще всего смотрели не канонические лики святых, а изображения, больше похожие на элементы оформления театров и вилл, чем на традиционные иконы. Но это — еще ничего, есть и другая особенность. В древних храмах наш современник не обнаружил бы портретов Христа — вместо них на стенах там были Его символы — Крест, Агнец, якорь, рыба и другие.
Такое положение дел не было случайным. Христианское искусство зародилось в эпоху страшных гонений на евангельскую веру, когда даже само упоминание имени Иисуса Назарянина могло привести человека к мученической смерти. В этой обстановке и возник обычай шифровать наиболее важные элементы веры под примитивными, на первый взгляд, образами и символами. Например, Крест, который в языческой Римской империи очень долго оставался орудием казни, часто изображался в виде обычного корабельного якоря. Еще более прозаичной была рыба, которая, однако, в глазах христианина превращалась в сакральный символ, связанный лично с Христом. Спасителя также часто изображали и в виде ягненка, и в образе пастуха, под личиной мифического героя Орфея.
Потом гонения миновали, и о своей вере христиане смогли говорить уже открыто. Но еще очень долго — особенно на Западе империи — Церкви оставался дорог тот символический язык, который она выработала в своем искусстве первых веков. Поэтому вплоть до VIII века Агнцы, Пастыри, Орфеи, Львы, якоря и рыбы соседствовали на стенах соборов с ликами Христа, пока не были вытеснены последними окончательно.
Первая известная композиция Преображения опирается на ту же — традиционную во многом для раннего христианства — символику. Находится в Италии, в городе Равенне, в базилике святого Аполлинария, и датируется VI веком. Она размещена в алтарной нише — апсиде — и представляет собою огромное мозаичное панно. В центре мозаики древними мастерами выложен большой круг, внутри которого на лазоревом фоне, украшенном золотыми звездами, изображен четырехконечный Крест. В месте пересечения его ветвей размещен медальон с ликом Спасителя. Над самим Крестом внимательный зритель увидит слово «ΙΧΘΥΣ», что в переводе с греческого означает «рыба». Это первые буквы слов фразы «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Под Крестом видны слова «SALUS MUNDI», что в переводе с латыни означает «Спаситель мира». Над кругом в небе плывут разноцветные облака, среди которых изображена благословляющая десница Бога Отца. По сторонам от круга растет множество деревьев и кустов, на которых сидят птицы. Среди растительности можно заметить и трех белых ягнят, которые трепетно смотрят на Крест. Прямо под Крестом изображен святитель Аполлинарий (первый епископ Равенны) в окружении двенадцати белоснежных агнцев и пышно цветущих белых лилий. А высоко над всем этим — слева и справа от круга — размещены полуфигуры Моисея и Илии.
Нетрудно понять, что Крест в круге — это образ Христа, три ягненка (вспомним евангельский рассказ о Преображении) — апостолы Петр, Иаков и Иоанн, деревья, трава и кусты — символ самой горы Фавор, на которой преображение и произошло. Мозаика в Равенне — это сплав аллегории и натурализма, когда главные действующие лица еще передаются с помощью символов, но в то же время начинается постепенный переход к натурным изображениям. Происходил такой переход и в Византии.
В середине VI века в Синайском монастыре по заказу императора Юстиниана Великого константинопольские мозаисты создали шедевр, ставший прототипом всех остальных икон Преображения. Панно полностью повторяет сюжет и композицию равеннской мозаики, но вместо аллегорий на нем изображены реальные человеческие фигуры. И Христос, и апостолы представлены здесь как реальные люди, со своими характерами и отличительными особенностями. Самобытными личностями предстают перед нами и пророки — Илия и Моисей. Единственно, чего существенно «не хватает» на мозаике Синая, если сравнивать ее с шедевром Равенны, — это самого Фавора. Гора никак не обозначена на изображении, но это все равно не мешает молящемуся понимать, что перед ним — именно Преображение, а не какой-либо иной евангельский сюжет.
Очень скоро мастера восполнили этот пробел, и примерно к IX веку окончательно формируется привычная всем нам композиция: Христос находится на вершине скалы, но стоит не на, а над ней — как бы парит в воздухе. По бокам от Него — тоже в воздухе — стоят Моисей и Илия. А под скалой изображены апостолы в очень экспрессивных позах — они закрыли свои лица и лежат на земле, не смея взирать в сторону Учителя, от которого исходит ослепительно яркий неземной свет. Именно так видел Преображение художник, украсивший миниатюрой Хлудовскую псалтирь — византийскую рукопись IX века, созданную, предположительно, в Студийском монастыре Константинополя. С тех пор и до наших дней принципиальная композиция иконы не менялась. Отдельные образцы могли содержать некоторые отступления, но это — исключения, а не правило.
Например, Илия мог изображаться сходящим с Неба, а Моисей — выходящим из гроба. Сам Моисей может держать каменные скрижали, может — книгу или свиток, а может и вовсе ничего не держать в руках. Апостолы тоже не всегда изображаются одинаково. А еще на некоторых русских иконах по бокам и снизу от основного сюжета размещены дополнительные вставки — как апостолы с Христом восходят на гору, как Христос поднимает упавших от страха учеников, и как они с Учителем сходят с горы. Но опять нужно повторить, что такие подробности — редкие, и основной иконой Преображения является образ, ярким примером которого служит московская икона XV века из Благовещенского собора Кремля. Ее мы и рассмотрим подробно.
Символика иконы Преображения
Половину пространства занимают скалы. Собственно, в той местности, где совершилось Преображение, скал нет, там пологие склоны. Но на иконе их изображают. Почему? Дело в том, что скалы или камни в иконографии имеют четкое духовное значение — они символизируют собою крепкую веру и то восхождение, которое должен совершить верующий на пути к Вечности. А еще отвесные склоны на иконе служат своеобразным указателем, что изображенное здесь событие имеет очень важное значение, и смотреть на него нужно духовно очищенным взором.
На скалах растут деревья. Это, в принципе, верно — Фавор гора лесистая. Но деревья — это еще и символ того самого Крестного Древа, на котором был распят Христос. Древа нашего спасения. Наличие на иконе растительного элемента напоминает нам о том, что Преображение — это не просто событие, а своеобразная прелюдия к тому искупительному голгофскому подвигу, который совершит Господь в конце своего земного пути.
На скалах лежат ученики. Ничего символичного в этом, на первый взгляд, нет. Как говорит Евангелие, они попадали от страха, ибо дотоле не видели Учителя в том величии, в каком Он предстал пред ними в момент Преображения. И все же есть в апостольских позах некий аллегорический посыл — они напоминают нам, что нельзя приступать к божественной реальности без подготовки, иначе можно ослепнуть от нестерпимого фаворского света.
Над скалами в окружении многослойного и многоцветного сияния стоит Спаситель. Концентрические окружности называются мандорлой. По сути, это большой нимб, который опоясывает не только голову, но и всю фигуру. Она служит для указания на особую благодать и славу, которыми исполнен изображаемый человек. Чаще всего мандорла изображается вокруг Христа и Богородицы — как самых совершенных людей во Вселенной. На иконе Преображения Спаситель тоже в мандорле, которая символизирует тот самый неземной свет, объявший Господа в минуту славы.
Фигуры Илии и Моисея — целиком историчны и соответствуют тем образам, которые закрепились за этими пророками. Однако есть и в этом элементе сюжета прикровенный смысл. Как известно, Илия был взят Богом из земной жизни живым, а Моисей — умер. То есть в день Преображения как бы встретились два мира — мир живых, и мир мертвых. Это очень важная деталь. Она говорит нам о том, что Христос есть Господь всей вселенной, и что в его глазах нет мертвых, но все живы.
Есть еще одна очень важная идея, которую несет в себе композиция Преображения, особенно — ее ранние мозаичные варианты. На иконе, по сути, изображен рай. Тот самый рай, которым станет весь мир после второго пришествия Христа. О райском «контексте» говорят и деревья (вспомним красивую растительность на стенах равеннской абсиды), и золотистый фон иконы, и то сияние, которое исходит от Христа и заполняет собою все композиционное поле. И действительно — Своим Преображением перед учениками Господь приоткрыл перед ними (а значит — и перед нами) завесу тайны, показав, какой славы удостоится человек и весь мир после всеобщего воскресения, когда Бог будет «всяческая во всем» (1 Кор. 15:28).
Преображение
Школа Феофана Грека
Школа или худ. центр: Москва
¦ 217. Преображение.
Композиция с «восходящими» и «нисходящими» апостолами. Христос стоит на вершине горки в белых, сияющих золотом одеждах, на фоне шестиконечной белой звезды, окруженной молочно-голубой сферической славой, состоящей из двух кругов. Внутренний круг ее смещен вправо. Держа белый свиток в опущенной руке, Христос повернулся к склоняющемуся перед ним Моисею с голубовато-серой скрижалью в руках. Слева к Христу обращается Илья, прижавший руку к груди. От звезды ниспадают три широких голубых луча, ослепляющие апостолов. Слева — коленопреклоненный Петр заслоняется рукой от света; посредине стремглав падает Иоанн; справа — отвернувшийся Иаков прикрывает себе глаза. В красновато-охряных пещерах, изображенных на боковых горках, виднеются поднимающиеся и спускающиеся апостолы во главе с Христом. На одеждах пророков и апостолов лежат отсветы голубого Фаворского света. На лещадках и отрогах горок нанесены светлые синеватые блики. В верхних углах в голубых облаках помещены поясные изображения ангелов, показывающих путь несомым ими пророкам. Вохрение мазками по зеленому санкирю, с белильными движками по форме и с красными приплесками. Горки и одежды написаны жидкой охрой разных оттенков, а также зеленоватыми и синими красками. Пробела на одеждах голубые и белые, наложенные плотным слоем. Звезды на внешнем круге славы золотые. Лучи, идущие из более темной ее части, золотые и белые. Одежды пророков в облаках приплеснуты желтой и розовой краской. Фон и поля золотые, надписи красные. Краски были разведены так жидко, что иногда давали натеки. Во многих местах сохранился первоначальный набросок контуров, исполненный кистью.
Доска липовая, шпонки две поперечные и две накрест лежащие, набивные, на деревянных гвоздях. Паволока, левкас, яичная темпера. 184 × 134.
¦
Раскрыта в ЦГРМ в 1924 году В. О. Кириковым, И. И. Сусловым и П. И. Юкиным.
Поступила из ЦГРМ в 1930 году. [12797]
¦
¦ 91. Школа Феофана Грека. Преображение
Около 1403 года. 184×134. Третьяковская галерея, Москва [12797].
Из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском, ставшем вотчиной московского князя в 1302 году. Сохранность хорошая. На фоне и на полях незначительные остатки золота. Частичные утраты левкаса на полях. Около Иоанна остатки испорченной греческой надписи. В. И. Антонова убедительно относит икону ко времени около 1403 года, когда на средства московского князя Василия Дмитриевича было предпринято обновление Спасского собора в Переславле-Залесском. Дважды повторенные группы апостолов встречаются в памятниках византийского круга начиная с XIII века (cod. Ivir. 5, л. 34 об.). Низводимые с облаков пророки становятся довольно обычной деталью в более поздних памятниках.
¦
Детали | |||
[A] Илия Пророк | [B] Иисус Христос | [C] Апостол Петр | [D] Апостол Иоанн |
Преображение Господне — картины, иконы и фрески
Преображение Господне — один из самый ярких новозаветных сюжетов в церковном и светском искусстве. Как он развивался в течение многих веков?
От автора: У экзамена по истории искусства обычно есть «экстремальная» часть, называется — «угадайка». Преподаватель показывает студенту фотографию того или иного произведения, а тот должен назвать период, стиль, автора, музей, где хранится произведение или город, если это здание. Иногда могут попросить назвать конкретное место картины в музейном зале. Для преподавателя «угадайка» — это прекрасная возможность быстро понять, что же в действительности знает студент. А для студента — это три минуты чистого адреналина в крови. Итак, сыграем в «угадайку»? Я описываю одно произведение — вы угадываете название.
В центре мозаики большой круг, внутри которого на голубом с золотыми звездами фоне изображен богато украшенный четырехконечный Крест. В пересечении ветвей Креста — медальон с оплечным изображением Спасителя. Над Крестом по-гречески написано заглавными буквами слово «Ι Χ Θ Υ Σ» — «рыба». Это первые буквы слов фразы «᾿Ιησοῦς Χριστὸς Θεοῦ Υἱὸς Σωτήρ» — «Иисус Христос Бога Сын Спаситель»; у подножия Креста помещена надпись «SALUS MUNDI» на латыни это означает «Спаситель мира».
Над голубым кругом, среди розовых и голубых облаков изображена десница Бога Отца. По сторонам от Креста, на фоне пейзажа (скорее лесного, так как изображено много деревьев, кустов и птиц) изображены три белых агнца, взирающие на Крест.
Прямо под Крестом изображен святой в епископском облачении с воздетыми в молитве руками, или на языке искусствоведения — «в позе оранта». Согласно подписи, это святой Аполлинарий.
Справа и слева от фигуры святого находятся белоснежные агнцы (по шесть с каждой стороны), Между агнцами — пышно цветущие белые лилии.
Итак, Вы уже готовы назвать евангельское событие, изображенное таким образом? А если я добавлю, что по сторонам от круга, среди цветных облаков изображены полуфигуры, подписанные как «Моисей» и «Илия»?
Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия
Да, это мозаика «Преображение», которая находится в апсиде базилики Сант Аполлинаре ин Классе в Равенне. Ученые датируют ее серединой VI века. Это было время, когда в христианском искусстве, особенно на Западе, были еще распространены символические формы. Спаситель изображается необычно, Он представлен оплечным образом в медальоне на Кресте.
Мозаика апсиды церкви Сант Аполлинаре ин Классе. Сер. VI в. Равенна. Италия. Фрагмент
Три апостола — Петр, Иоанн и Иаков — представлены символически, как три агнца. Так же символически изображены 12 апостолов в нижней части композиции. Священномученик Аполлинарий, стоящий посреди агнцев, — первый епископ города Равенны, согласно преданию жил в апостольский период, был замучен языческими властями; христиане похоронили его тело в Классе, портовой части города.
Пейзажный фон представляет как реальную гору Фавор, так и Царство Небесное, рай. Легкие цветные облака тоже являются своеобразным символом — они призваны подчеркнуть, что перед нами сцена Теофании, Богоявления. В описании видения пророка Иезекииля сияние, исходящее от Божества, описано как подобное «радуге на облаках во время дождя» (Иез. 1:27-28). Изображение радуги в христианском искусстве всегда имеет теофанический смысл. Облака радужных цветов — это тоже деталь, определенно указывающая, что перед нами сюжет, связанный с темой явления Божества миру.
В восточной части христианского мира художники более тяготели к прямому, а не символическому изображению. Здесь более ориентировались на принцип, который можно условно назвать «евангельским реализмом».
Почти одновременно с мозаикой апсиды церкви св. Аполлинария, в 565–566 годах, была украшена мозаичной композицией «Преображение» конха храма Синайского монастыря. Выполняли это произведение, скорее всего, константинопольский мастера, так как заказ поступил от императора Юстиниана. Здесь мы видим иконографическую схему, ставшую впоследствии канонической. Пророки Илия и Моисей стоят по сторонам от Спасителя, на коленях перед Ним — апостолы Иоанн и Иаков, Петр пал ниц у ног Учителя.
Фигуру Христа окружает темно-cиняя, многослойная мандорла — сияние миндалевидной формы, передающее здесь свет Божественной славы. Это одно из первых в христианском искусстве изображений славы в форме миндалины. На более ранних произведениях этот ореол по форме было круглым, как, например, на равенской мозаике.
Мотив портрета какой-либо персоны в круге был заимствован из античного искусства. Там такое изображение означало невидимое присутствие изображенного лица. Можно видеть такие портреты римских императоров на табличках (диптихах), привозимых консулами в свои провинции.
В таких случаях изображение означает, что, хотя император и не находится непосредственно в провинции, но дает власть консулу управлять от своего имени. Император как бы невидимо присутствует при вступлении в должность консула, прибывшего к месту службы.
Художники VI века задолго до паламитских споров мыслили вполне православно. Белые, светящиеся одежды Христа, Его светящееся лик в сочетании с изображением славы вокруг фигуры — это способ изобразить не какой-то яркий физический свет, видимый любым человеком, но свет нетварный, сверхъестественный. В данном случае мандорла с исходящими светлыми лучами — это образ видимого только духовными очами нетварного фаворского света, Божественных энергий.
Мозаика церкви монастыря cв.Екатерины на горе Синай. Ок. 565–566 гг.
Вся сцена изображена на золотом фоне, ландшафтные детали отсутствуют. Золото в христианском искусстве использовалось не столько из-за драгоценности и впечатления богатства, сколько из-за глубокой символики. Оно изображает нетварный, благодатный свет, который преображает все мироздание. С помощью золота передается идея невидимого Божественного присутствия во всем творении. Золотой фон подчеркивает таинственность происходящего. И в синайской мозаике сплошное золото фона помогает подчеркнуть неотмирный, иррациональный характер происходящего Преображения Господа.
В дальнейшем иконографическая схема почти не претерпела изменений. Местоположение апостолов может быть различным: Иоанн Богослов чаще изображается в центре, у ног Спасителя, Петр и Иаков могут изображаться как справа, так и слева от Иоанна.
В произведениях второй половины XIII — XIV веков фигуры апостолов получают эмоциональную, экспрессивную трактовку. Они не просто припадают на колени, но, находясь в трепете от созерцания чуда, закрывают лица ладонями, повергаются ниц так, что кажется, что они просто обрушиваются с крутых скал.
В искусстве средневизантийского периода сюжет дополняется несколькими деталями. Начиная с XIII века, с левой и правой стороны композиции могут изображаться две сцены, в которых Христос восходит с учениками на гору и сходит с ними с горы. В поздних иконах на первом плане встречается сцена, в которой Спаситель поднимает упавших наземь учеников (Мф.17:7).
В верхних углах иногда изображено перенесение ангелами пророков Моисея и Илии на гору Фавор. На иконах XVII века появляются сюжеты с изведением ангелами Моисея из гроба, а Илии с неба. Н.В. Покровский отмечал, что это наглядное выражение мысли о том, что Моисей и Илия призваны были на Фавор в качестве представителей от двух миров – умерших и живых. Они явились, для того, чтобы показать, что Христос имеет власть над жизнью и смертью; кроме того, Моисей должен был возвестить о славе Искупителя людям умершим, а Илия, как не испытавший смерти – живым*.
* Н.В.Покровский. Евангелие в памятниках иконографии. М., Прогресс-Традиция, 2001. С.293-294.
Миниатюра Хлудовской Псалтири. Около середины Ixв. ГИМ, Москва
Диптих с изображением 12 праздников. Византия. Конец X в. Слоновая кость. ГЭ, Спб. Фрагмент
Фреска так называемой «Спрятанной церкви». X в(?). Гёреме, Каппадокия, Турция
Миниатюра армянского Евангелия (Ms 6201. Fol 6). 1038г. Матенадаран, Ереван, Армения
Миниатюра Евангелия Иверского монастыря (Ath. Iver. 1. Fol. 296v). XI в. Афон, Греция
Мозаика церкви Успения в Дафни. Ок. 1100 г. Греция
Фреска так наз. «Темной церкви» (Каранлик Килисе). XII в. Гёреме, Каппадокия, Турция
Фреска Спасо-Преображенский собора Мирожского монастыря во Пскове. Ок. 1156 г.
Икона. 1-ая половина XII в. ГЭ, Спб
Трехчастная икона. XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент
Эпистилий темплона. 2-ая половина XII в. Монастырь cв.Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент
Мозаическая икона. Византия. 1-ая половина XII в. Лувр, Франция
Икона из Спасо-Преображенского собора в Переславле-Залесском. Круг Феофана Грека. Ок.1403г. ГТГ, Москва
Фреска Успенского собора во Владимире. 1408 г.
Икона из празднич. чина Благовещенского собора Моск. Кремля. Нач.XV в. Москва
Икона последователя А.Рублева. 1425 г. ГТГ, Москва
Икона из празднич. чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Ок.1497 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Икона из иконостаса ц. Преображения Кирилло-Белозерского монастыря. 1595 г. Кирилло-Белозерский музей-заповедник
Палехская икона. Серед.XVIII в. Гос.музей палехского искусства. Палех
Икона. Кон.XVIII — нач.XIX вв. Рыбинский государственный музей-заповедник
Нижегородская икона. XIX в. Частая коллекция
Палехская икона. Нач.XIX в. Гос.музей палехского искусства. Палех
Джованни Беллини. Преображение. Ок. 1455г. Музей Коррер, Венеция
Рафаэль Санти. 1519-1520 гг. Пинакотека Ватикана
Андрей Иванович Иванов. Преображение. Между 1807 и 1809 гг. РМ, Спб.
Александр Андреевич Иванов. Эскиз. Кон.1840 — нач.1850-х гг. ГТГ, Москва