руанский собор в солнце клод моне
Руанский собор — описание серии картин Клода Моне
Уникальная серия картин Руанский собор, которую создал Клод Моне в конце XIX в, представляет собой изображения знаменитого строения в разное время и нескольких ракурсах. Цикл Руанский собор– оригинальный эксперимент импрессиониста с игрой света и тени на неподвижном здании.
Биография автора
Оскар Клод Моне родом из Парижа, появился на свет художник осенью 1840 г. Он был сыном состоятельного бакалейщика. Когда художнику было около 5 лет, семья переселилась в Нормандию и поселилась в Гавре.
Способности к живописи Клод Моне проявлял с детства. В салоне Гавра карикатуры молодого живописца продавались по цене 20 франков.
Первые шаги к новому художественному направлению Клод Моне сделал благодаря дружбе с Эженом Буденом – пейзажистом, познакомившим его с пленером. С тех пор Клод Моне писал в основном пейзажи при естественном освещении. Развитие его таланта было стремительным, но не обошлось без препятствий:
В 1870-х Клод Моне путешествует сначала по Англии, затем по Нидерландам. В это время художник достигает расцвета своего таланта, его картины становятся известны на всю Европу. В 1883 ему удалось осуществить давнюю мечту – приобрести небольшое поместье Живерни. Там он проживет всю оставшуюся жизнь, занимаясь живописью и заботой о саде. Иногда он выезжает, в большие города, чтобы писать с натуры – так были созданы картины «Руанский собор». Умер Клод Моне в Живерни, в 1926 г., похоронен на кладбище, пристроенном к церкви поместья.
Самые известные картины цикла «Руанский собор»
Картины цикла «Руанский собор» (создан около 1892-1894 гг.) нельзя разделить на более, или менее известные – все они равноценны и являются составными частями единой идеи. Художник создавал эти картины, чтобы доказать важность для изобразительного искусства такого фактора, как время. Клод Моне считал наиболее важным показать не сам Руанский собор, а изменения цветовых оттенков и освещения, которые он претерпевает в разное время суток и погодные условия.
Туманная погода
Одна из первых работ цикла, написанная в 1892 г. На ней Руанский собор изображен в пасмурную погоду, причем угол зрения практически не отклонен от центра, хорошо виден главный вход, по углам можно заметить два шпиля. Клод Моне воссоздал храм на этом холсте в голубовато-серой гамме, синеватое небо сливается с сине-фиолетовым тоном шпилей. Жанр картины – пейзаж, размер — 70×48, находится она в Музее Орзе.
Солнечный свет
Эта работа, созданная в 1894 г., представляет Руанский собор в ярком солнечном свете – скорее всего, в полуденный час. На холсте Клод Моне играет на контрастах – лазурно-синее небо, песочно-бежевые стены и темно-коричневые тени в углублениях. Картина позволяет рассмотреть храм яснее, чем другие холсты серии. Здесь ярче всего видны и блики света, которые Клод Моне отразил на освещенных полуденными лучами башнях. Угол зрения развернут к солнечной стороне. Размер картины – 99,7×65,7. Хранится полотно в Метрополитене.
Башня Албан. Плохая погода
Одно из самых мрачных произведений серии «Руанский собор». Тяжелые тучи, сине-серая с фиолетовым оттенком гамма, преобладание темных тонов передают унылую, и даже угрожающую атмосферу храма в ненастье. Еще одна особенность картины – короткие мазки, не характерные для цикла в целом. Мрачность композиции усиливает стая черных птиц, пролетающая над башней. Размеры картины — 102×74. Выставляется она в Музее изящных искусств в том же городе, где была написана.
Руанский собор Утро. Гармония голубого
Точный год создания картины не установлен. На ней Клод Моне передал нежные оттенки золотисто-голубого, которыми переливается Руанский собор в рассветные часы. Светлые, жизнерадостные цвета картины делают ее одной из самых ярких в цикле. Полотно действительно отличается редкой гармонией и мягкостью цветовых переходов, на нем практически нет контрастов. Размеры холста «Руанский собор. Гармония голубого» — 91×63. Находится произведение в музее Орзе.
Гармония белого
Композиция этой картины, в отличие от большинства остальных из цикла, включает не только Руанский собор, но и часть соседнего здания – в нижнем левом углу. Написано произведение «Руанский собор. Гармония белого» в 1893 г. Сама церковь на полотне утопает в голубовато-сером тумане. Скорее всего, Клод Моне писал эту работу в сумерках. Из белесого сумрака вырывается только центральная часть храма и крыша с трубой на соседнем строении. Размер холста — 106×73., хранится полотно в музее Орзе.
Лучшие картины серии
Этой серией Клод Моне хотел показать отражение световых лучей на неподвижной поверхности здания. Свет заставляет Руанский собор переливаться разными оттенками, отражаясь от рельефных стен, вырисовывает узоры на камне. Картины подчеркивают готическую тонкость и остроту линий храма, а падающий под разным углом свет – его стремление ввысь. Руанский собор в каждом полотне изображен яркими красками. Даже тени картины Клод Моне показывает выразительными цветовыми пятнами.
Клод Моне изобразил на каждом из 30 полотен западный фасад знаменитой церкви – только угол зрения на Руанский собор слегка отклоняется на отдельных работах. Скорее всего, это эти небольшие различия не входили в первоначальные планы автора. Картины написаны с разных углов потому, что Клод Моне работал над полотнами «Руанский собор» из разных мест – на площади, на балконе и у окна нескольких квартир.
Интересные факты
«Руанский собор» — один из самых знаменитых циклов в жанре импрессионизма. Клод Моне, считающийся основателем этого направления, создал эти картины, чтобы продемонстрировать влияние естественного освещения на внешний облик, атмосферу и общее впечатление, которое может произвести величественное готическое здание. Несколько интересных фактов о серии «Руанский собор»:
Клод Моне продал 10 из 30 полотен еще до выставки, но остальные разделять не хотел. Тем не менее, после смерти автора они все же были раскуплены разными музеями по всей Европе.
Руанский собор, главный вход и Тур д’Альбан на солнце
Описание картины «Руанский собор, главный вход и Тур д’Альбан на солнце»
Клода Моне не интересовала архитектура. Ну в самом деле, шедевры архитектуры так не пишут: небольшой эпизод фасада, обрезанные башни. В серии «Руанский собор» больше 30 полотен – и каждое из них, как всегда, о свете и воздухе: Руанский собор вечером, Руанский собор в серый день, Руанский собор, гармония золотого и голубого и еще много атмосферных вариаций этого готического шедевра.
Говорили, что Моне удалось оживить даже камень, говорили, что Моне смог изобразить модель не только в трех измерениях, но и в четвертом – во времени. Для самого же художника эта история была настоящей схваткой с совершенно новой моделью: с февраля по апрель 1892 года он ежедневно, с утра до вечера, приходит писать собор. Приходит, кстати, к торговцу модной одеждой, лавка которого находилась прямо напротив нового объекта страсти художника. Он платит владельцу завидной точки зрения на собор, чтобы иметь доступ к комнате на втором этаже. Через несколько дней приходится отгородить Моне ширмой от покупателей, которые выражают все большее недовольство от соседства со странным художником, расставившим в примерочной комнате десяток холстов.
Обычный способ Моне писать серии просто разбивается о весенние руанские непогоды. Это в Живерни он мог в разгар лета расставить 20 холстов вдоль реки и писать тополя в разное время дня, едва успевая менять полотно на соответствующее времени. Изо дня в день солнце освещало тополя одинаково в определенное время суток. А это проклятое межсезонье с туманами и дождями… Вчера в полдень было яркое солнце, а сегодня все совсем иначе – за серым туманом почти ничего не видно.
В одном из ежедневных писем жене Алисе к концу своего пребывания в Руане Моне жалуется: «Все, я больше так не могу, я совершенно сломлен. Всю ночь сегодня снились кошмары — на меня падал собор, а я все никак не мог понять, какого он цвета — голубой, розовый или желтый…»
На самом деле собор был неуловимо разным – но в этой схватке Моне победил. Современные музеи и коллекционеры могут благодарить весенние туманы и дожди – изображений Руанского собора в разную погоду и при разном освещении хватило для того, чтобы украсить коллекции Руанского музея изящных искусств (одно из полотен было куплено музеем сразу же – не успели высохнуть краски), музея д’Орсэ, а также музеев Германии, США, Японии, Швейцарии.
1892-1893 г., х., м., Музей д’Орсэ, Париж, Франция
1892-1893 г., х., м., частная коллекция
1893 г., х., м., 107 x 73 см., музей Орсе, Париж, Франция
[ Руанский собор (Портал и башня Сен-Ромен в свете вставшего солнца, гармония в голубых и золотых тонах) ]
1893 г., х., м., 91 x 63 см., музей Орсе, Париж, Франция
[ Руанский собор (Портал в свете восходящего солнца, гармония в голубом) ]
1892-93 г., х., м., ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва
1893 г., х., м., музей Орсе, Париж, Франция
1893 г., х., м., ГМИИ им. А. С. Пушкина, Москва, Россия
Что рисовал Клод Монэ в серии «Руанский собор»?
Импрессионизм
Искусствоведы всего мира считают Клода Моне одним из знаковых представителей движения, получившего название «импрессионизм». Это направление в мировой живописи было создано несколькими художниками и быстро получило распространение в Европе. Основной идеей школы импрессионистов было передать впечатление, которое произвёл пейзаж, прямо на месте. Раньше художники работали в мастерских, рисуя несуществующие пейзажи или какие-то вещи по памяти. Новое направление ломало стереотипы о живописи в целом.
Клод Моне: начало пути
Импрессионисты освежили пейзажную живопись и сделали её более реалистичной, пусть взамен детализации и «прилизывания» композиции. Природность картин таких художников завораживает больше, чем декоративные фантазии ранних мастеров. Клод Моне примкнул к импрессионистам не сразу, в силу своего возраста. Будучи юношей, он познакомился с одним из основателей школы — Эженом Буденом. Этот человек ходил с Моне на прогулки и помогал учиться рисовать с натуры. Несмотря на разницу в возрасте, Эжен видел в Моне талант, и оба художника были одновременно учителями друг для друга.
Клод Моне
Знаменитый французский живописец, один из основоположников импрессионизма, Клод Моне жил в Руане с 1892 по 1895 годы. Здесь он нарисовал свою знаменитую серию картин, состоящую из 50 полотен с видами Руанского собора практически с одной точки зрения, при разном освещении и времени года. На всех полотнах изображен западный фасад собора, только центральный вход. Не видно ни башен, ни колокольни. Меняется только свет и цвет. Именно воздействие освещения на наше восприятие хотел показать художник, иллюзорность реальности. Для этого Моне собирался выставить все картины сразу. Такая экспозиция была организована в 1895 году в галерее Дюран-Рюэля, где было представлено 20 полотен с изображениями Руанского собора, развешанные в своответствии с измнением освещенности, как и задумал Моне. Выставка имела большой успех, но была единственной для этой серии картин. Несмотря на старания друга художника Жоржа Клемансо, впоследствии ставшего премьер-министром Франции, государство отказалось от покупки всей серии. В результате картины были распроданы поодиночке и разошлись по разным странам.
До переезда в Руан Клод Моне долгое время жил в деревеньке Живерни, в пригороде Руана. Художник часто бывал в Руане, делая наброски картин, многие из которых завершал уже в своей мастерской в Живерни.
Руанский собор на серии полотен Клода Моне
О серии картин «Руанский собор»
Руанский собор – это не только произведение искусства архитектуры. Это —ещё и название серии потрясающих работ французского художника Клода Моне. Его картины похожи на множество копий фотографий, к каждой из которых применили какой-то фильтр. Однако, если присмотреться внимательнее, можно найти множество отличий. На каждой работе собор изображён иначе, чем на предыдущей. Вся суть в освещении. В разное время суток источник света – солнце – находится в разных точках небесного свода. Освещая композицию собора по-разному, светило меняет расположение теней на здании, создавая причудливые формы.
Невозможно представить, как сильно художник любил это чудо архитектуры, если написал столько картин с его изображением. С полотен Моне собор предстаёт перед зрителем совершенно разным: загадочным, потерянным или уверенным, весёлым. Погодные условия меняют атмосферу картины, а вместе с ней — настроение, которое передаёт художник.
Руанский собор Моне
Мировую известность Кафедральному собору принес цикл работ французского импрессиониста Клода Моне. Художник работал над ним более двух лет, периодически приезжая в Руан, чтобы запечатлеть западный фасад храма в разное время суток.
Всего Моне создал пятьдесят картин в одном формате. Первая из них была написана художником в номере гостиницы, расположенной напротив собора. В следующий свой приезд в Руан Моне работал в витрине магазина, окна которого выходили на площадь перед храмом. Вернувшись спустя год, художник снял для студии заводскую мастерскую с великолепным видом на Руанский собор.
Моне старался подметить и запечатлеть на холсте едва уловимые изменения световой среды в зависимости от времени дня и погодных условий. Каждые полчаса он тщательно фиксировал колебания цветовых оттенков, достигая, таким образом, постепенного преображения облика собора в лучах солнечного света.
Творчество в судьбе Клода Моне
Помимо фактов, на любое произведение искусства влияет человеческий фактор. Так, художник в плохом расположении духа никогда не напишет лёгкую радостную картину. По серии «Руанский собор» можно не только представить причуды погоды в городе, но и душевное состояние Клода Моне.
Жизненный период, на который приходится время работы над «Собором», был крайне трудным для живописца. Он сомневался, но всё равно творил на протяжении нескольких лет. Порой Моне не заканчивал свою работу на месте, а доделывал в мастерской. Однако это не сделало его картины менее живыми и впечатляющими. Ведь главной задачей Моне, как и его друзей по художественной школе, было передать впечатление, impressione.
Художник хотел показать, как неразличима грань между светом и тенью, как лучи солнца могут преломлять, причудливо изменять форму каменных, не поддающихся изменениям, арок, контрфорсов и башен. Действительно: многим трудно понять, как один и тот же цвет может приобретать разные оттенки при разном освещении. На примере работ «Руанский Собор» Клод Моне ставит под вопрос понятие цвета, тем самым бросая вызов своему времени.
История собора
История строительства храма насчитывает не одно столетие, над его возведением трудилось множество именитых архитекторов того времени.
«Он сам вписался в историю своей историей.»
Священник Жан-Мари Герлен
Проект архитектора
Для Французской Короны собор имел большую значимость, и ввиду этого приглашались только самые лучшие зодчие того времени. Первым архитектором стал Жан д’Орбе. В его планах была трехнефная базилика, которую пересекает трансепт. Саму церковь должны были украшать семь башенок с островерхими шпилями, но эта часть замысла так и не воплотилась в жизнь.
Сейчас собор венчают только две башни без остроугольных шатров, их верхние ярусы завершены в 1427 году. Сооружение после этого еще не раз меняло главных архитекторов. В 1231 году над ним работал Жан ле-Лу, а с 1247 — Гоше Реймский. Идея огромной розетки на западном фасаде принадлежит Бернару из Суассона. Обер де Куси в начале XIV столетия создал Галерею Королей и две башни.
Несмотря на творческие амбиции знаменитых архитекторов и долгое строительство, стиль храма остался целостным. Только западный фасад можно отнести к «пламенеющей готике», но и он не нарушает каменную симфонию классического готического стиля.
Возведение и основание
В I столетии нашей эры в Реймс пришло христианство. Первый храм в городе возвели около 380 года. Постройка самой ранней церкви на месте нынешней Реймсской относится в пятому столетию. Во время завоевания Римом Галлии здесь располагались термы.
Суровые погодные условия заставили легионеров построить интересный Форум. Он отличался от построек в других городах: чтобы защищаться от дождя и холода, его сделали крытым. Когда христианство стало государственной религией, термы снесли, а на их месте построили первый собор. Блаженный Никазий, Реймсский епископ, освятил его в честь Богоматери.
Важнейшее событие в истории святыни связано с деятельностью реймсского епископа святого Ремигия (Сен-Реми) на рубеже V-VI веков. В конце V столетия вождь франков Хлодвиг с приближенными и 3000 дружинниками приняли в этом храме крещение из его рук. Произошло это в Рождество 496 года, как и гласят церковные традиции.
По легенде, монарх Франции был помазан миром из Священной ампулы (склянки), принесенной ангелом святому Ремигию, который явился в виде голубя. Священное миро с тех пор добавлялось в елей при коронации всех французских монархов королей, причем сосуд оказался неиссякаемым.
Людовик Благочестивый выбрал Реймсский собор местом своего коронования в 816 году. Он встал во главе всей священной Римской империи. Для подкрепления волей Бога своих претензий на власть королевская пропаганда запустила сказание о Святой Стекляннице и еще одном чуде, совершенном Ремигием (дескать, он превратил воду в вино, как Христос в Кане Галилейской). Все это помогло укрепить власть и политическое могущество реймсских архиепископов.
Римская церковь уже тогда претендовала на инвеституру. Нужно было пройти коронацию в этом соборе, чтобы стать легитимным правителем. Реймсский храм многократно расширялся и перестраивался. К наступлению XIII века он являл собой восхитительный образец романского зодчества.
Историческая судьба
В 1210 году произошел сильнейший пожар, уничтоживший большую часть города, в том числе и Реймсскую церковь. Архиепископ Обри де Умбер приказал разобрать руины. В 1211, через год после катастрофы, было заложено здание нового собора, который существует и сейчас. Как и его предшественник, храм был посвящен Богоматери.
Над постройкой здания трудилось четыре архитектора на протяжении 64 лет. Строительство, начатое с нуля, продолжалось с перерывами вплоть до 1285 года. Романские постройки полностью разобрали, и они не вошли в комплекс. В 1291 году имена мастеров были выложены на полу нефа цветным камнем, но в XVIII столетии надписи разобрали.
Здание было выстроено в готическом стиле, и вскоре вся Европа заговорила о новом храме и красоте его витражей.
Во время Столетней войны Реймсская церковь принадлежала англичанам, а потом была освобождена Жанной д’Арк. Она присутствовала здесь в 1429 году на коронации дофина Карла. В конце XIX столетия Национальная ассамблея выделила большой объем средств на реставрацию балюстрад и фасада — самого заметного элемента здания и одного из величайших архитектурных шедевров Средневековья.
В ходе Первой мировой войны город оказался в самом эпицентре военных действий. В 1914 году, во время сентябрьского наступления, германские войска подвергали Реймс интенсивным артиллерийским обстрелам, причинившим храму колоссальный ущерб. Были разбиты большинство украшавших здание статуй, а прославленные витражи практически полностью уничтожены.
Послевоенное восстановление и реставрация
Восстановление Нотр-Дама-де-Реймс началось вскоре после окончания войны, и уже в 1938 году он вновь был открыт для посещения. Предстающее сегодня перед посетителями Реймса большинство статуй является копиями, поскольку восстановить разбитые оригинальные скульптуры не представилось возможным. Часть витражей также является работой современных мастеров, среди которых знаменитый художник Марк Шагал.
Реставрация Реймсского храма продолжается до настоящего времени. В здании бывшего епископского дворца (Palais Du Tau), перестроенного в конце XVII столетия, собраны фрагменты скульптуры собора, сбитые во время бомбардировок, отдельные статуи, а также шпалеры XV века из мастерских Арраса, на которых изображены сцены из жизни короля Хлодвига. Многие витражи пришлось восстанавливать буквально с нуля по сохранившимся рисункам.
Современное положение
В настоящее время Нотр-Дам в Реймсе — один из известнейших храмов католического мира. Это подлинный шедевр готической архитектуры, украшение родины готического стиля — Северной Франции. Ежегодно Реймсский собор посещает до миллиона туристов. В 1991 году он внесен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, благодаря тому, что является наиболее высоким собором во всей Франции (его высота составляет 82 метра), а также в силу его исключительной уникальности. Реймсский собор – это память веры и французской истории.
Во владении Реймсской церкви хранятся превосходные гобелены. Из них наиболее важны те, на которых изображена жизнь Богоматери. Созданные они были в 16 веке, сейчас их можно увидеть в бывшем дворце архиепископа. Хоры украшены любопытными механическими фигурами. В 2011 году, когда Реймс праздновал 800-летие собора, торжества в городе шли все лето, и в церкви были установлены 6 новых витражных стекол работы художника Марка Шагала.
Собор в солнечный день
Картины, где собор – светлый, написаны днём. В зависимости от солнца и настроения, Моне кладёт мазки жёлтых, голубоватых, ультрамариновых «рефлексов» на стены собора. Если посмотреть внимательно – здания на «солнечных» картинах состоят из сплошных пятен света разных цветов и оттенков. Мастерство Моне заключается в том, что ему удалось передать форму, не используя контуров или достаточное количество тени. Художник просто набросал множество солнечных лучей – и получились прекрасные картины серии «Руанский собор». Клод Моне писал живо, напористо, и его эмоции передаются зрителям.
Окончание работ
По окончанию работы Клод твердо решил, что картины нельзя продавать по одиночку, серия должна продаваться разом и вся. Поэтому выставка состоялась лишь в 1895 году в галерее Дюран-Рюэля.
Автор с особым трепетом подошел к порядку расположения картин в зале, которые занимали все пространство. Так, выставка начиналась с картин в холодных серых тонах, постепенно набирая полноты света и переходом на белую гамму. Затем появлялись нотки ярких переливов. Серединой и квинтэссенцией были работы с радужными переливами и особо яркими мазками. В завершении следовала спокойная как тихая гавань, синяя гамма, которая постепенно выцветала и переводилась на небесно-голубой цвет. Желание автора не осуществилось и работы были проданы по одиночку. Сейчас картины занимают достойное место в музеях разных стран, преимущественно во Франции и США, и стали частью частных коллекциях любителей работ Клода Моне. И лишь спустя более 100 лет, в мае 1994 года часть картин была выставлена в качестве экспозиции на тему творчества Моне в Руане. Взгляды на собор Клода Моне- это не только произведения, заветные любым музеем или серьезным коллекционером искусства, но также лучшим живописным свидетельством несравненной смелости импрессионизма.
И даже сейчас работы Моне пользуются необычайным интересом у молодой публики, чего стоит акция состоявшаяся в июне 2010 года. Когда около 1250 человек собрались дабы сделать живую картину из серии «Руанский собор».
Мадонна в гроте Леонардо да Винчи
Туманные картины Моне
Изучая серию Клода Моне, посвящённую Руанскому Собору, можно заметить, что художнику очень нравилось волшебное время суток, называемое сумерками. Руанский собор художник изобразил загадочным, потерянным в утреннем тумане. Эта светлая, полупрозрачная дымка придаёт сооружению романтичность. Иногда дымка настолько окутывает собор, что все оттенки становятся пастельными, едва различимыми. Однако отсутствие контраста здесь – специально. Фиолетовые, синие, лиловые и тёплые жёлтые оттенки плавно переливаются, создавая ощущение мягкого сияния… На утренних картинах собор выглядит по настоящему святым местом.
Пасмурная погода
Собор перед дождём, исполненный Клодом Моне – особенное произведение искусства. В этой картине почти нет тёплых оттенков: только холодные серые и синеватые. Кое-где видны коричневые проходы арок. Кажется, будто собор построен не из камня, а соткан из сотни грозовых туч, которые в любой момент могут пролиться дождём. Мазки Моне напоминают тяжёлые капли, которые вот-вот обрушатся с небес. Нависшее над зданием пасмурное небо кажется очень тяжёлым, так же, как и линии архитектурных элементов собора.
Вечерний собор
«Руанский Собор» Моне – ярчайший пример импрессионизма. В картинах, написанных во второй половине дня, ближе к вечеру, гораздо больше грусти, чем в других. Моне использует красноватые и медные оттенки для изображения вечерних этюдов собора. Иногда присутствуют оттенки только одного цвета: красного, синего или коричневого, охристого.
Гармония в коричневых тонах – мрачное изображение собора «против света». Все детали сооружения находятся в тени и полутени, а на заднем плане выделяется светло-жёлтое яркое небо. Контрасты картины и одновременное сочетание всех оттенков приводит в восторг.