рождество в российской империи
Как праздновали Рождество в дореволюционной России
После Октябрьского переворота 1917 года большевики решительно взялись за уничтожение всего, что связано с церковью. Под запрет сразу попали главные церковные праздники, в том числе и Рождество. Однако все-таки произошло это не сразу! До 29 года все-таки помимо пролетарских праздников существовали и церковные, но постоянная смена и уточнения одних дат на другие в связи со сменой юлианского на григорианский календари приводили к путанице.
Православные страны противились переходу на григорианский календарь. Начало 1917-ого года Россия отметила аж на 13 дней позже, чем большинство стран Европы – вот как сильно сместился юлианский календарный год.
Рождество Христово в России отмечали, как и в других христианских странах, в канун 25 декабря – просто 25-ое декабря у нас наступало позже. В России с 1918 года введен григорианский календарь.
Русская Православная церковь не перешла на григорианский календарь. Рождество так и празднуется у нас 25 декабря, но по юлианскому календарю. А по григорианскому, по которому мы и живем, в это время уже 7 января.
В 2100-ом году Рождество Христово мы будем праздновать 8-ого января, хотя по юлианскому календарю в это время будет 25-ое декабря. По календарям того времени заметно, что не было как такового общего календаря, власть предпочла отдать разрешение на «празднование» (т.
Позже, после погрома Церкви, праздники в советских календарях уже не указывались, ни по старому, ни по новому стилю. Верующих-де в СССР не стало. Была запрещена даже рождественская елка.Впрочем вернемся к Рождеству.
До революционных событий рождественские дни отмечались в нашей стране широко и весело. Рождество было самым любимым и долгожданным праздником.В царской России, которая жила по юлианскому календарю, Рождество отмечалось 25 декабря, а уже за ним следовало празднование Нового года – 1 января.
Привычная для нас новогодняя елка в то время называлась рождественской.
Петр I Алексеевич любил повеселиться от души. Он издал указ, согласно которому на Новый год народу полагалось веселиться кто во что горазд. Очень быстро обычай устраивать игрища и гуляния на Новый год распространился и на Рождество, а поскольку именно Рождество оставалось главным праздником для русских людей, то все торжества вскоре окончательно сместились на 25 декабря.
В своем указе о переносе Нового Года с 1 сентября на 1 января, «по примеру всех христианских народов», было велено пускать ракеты, зажигать огни и украсить столицу хвоей: «По большим улицам, у нарочитых домов, пред воротами поставить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и мозжевелевых против образцов, каковы сделаны на Гостином Дворе». А «людям скудным» предлагалось «каждому хотя по древцу или ветве на вороты или над храминою своей поставить… а стоять тому украшению января в первый день».
Украшения из хвои предписывалось устанавливать не в помещении, а снаружи — на воротах, крышах трактиров, улицах и дорогах. Тем самым елка превращалась в деталь новогоднего городского пейзажа, а не рождественского интерьера, чем она стала впоследствии.
Рождественскому посту предстоят Филипповки — 40 дней Рождественского поста. Название Филипповки пост получил потому, что начинается он на следующий день после дня памяти апостола Филиппа. Зимы в России в то время были морозными, такими, что воздух звенел. Самое время резать домашний скот и птицу, благо холода позволяли морозить мясо и сохранять его фактически до лета в наполненных льдом погребах. Подготовка к Рождеству начиналась за пару недель до праздника. В крупных городах с 4 декабря по старому стилю — со дня мученицы Варвары — открывались мясные базары, куда стекался люд с окрестных сел и деревень: закупались на розговины мясным.
Чем ближе Рождество, тем строже становился пост, и пик поста приходился на 24 декабря, Сочельник. В этот день все, кто мог, воздерживались от пищи «до звезды». Многие думают, что «до звезды» — это до того момента, как на небе появится первая звезда. Но на самом деле до звезды — это до окончания литургии, когда в храм выносили зажженную свечу, «звезду», символизирующую новорожденного Христа, перед которой духовенство поет тропарь и кондак Рождеству. Возвратившись из церкви домой, можно было вкусить сочиво — блюдо из вареного без масла и соли зерна, в которое добавлялись изюм, мед, сухофрукты.
В рождественских традициях нашей страны можно наблюдать теснейшее сплетение языческих обрядов древних славян и христианских верований. К таким традициям относится колядование. Уже несколько веков как колядование охристианизировалось и довольно органично сроднилось с Рождеством. Однако происхождение этого обряда имеет сакральный языческий смысл. Коляда — это зимний языческий праздник, олицетворением которого было существо женского рода с козлиной мордой.
Сейчас трудно сказать, как проходил процесс колядования у древних славян, но смысл его вполне угадывается: за подношения (жертву) люди, изображавшие различных духов, произносили заклинания, долженствовавшие привлечь к семье хозяина достаток и покровительство богов. По своей сути современные колядки, прославляющие Христа, те же заклинания, только ориентированные на христианство.Ряженые в шкуры, в вывернутые наизнанку тулупы, в маски зверей колядовщики обходили все избы в деревне, хозяина величали красным солнышком, хозяйку ясным месяцем, а детей — звездочками. Встречать процессию следовало радушно, это сулило в наступающем году хорошие урожаи и здоровье и людям, и домашнему скоту. Иной раз хозяева просили колядовщиков «поквохтать на крылечке» — ряженые садились на порог и кудахтали, «чтобы курочки лучше неслись». Колядовщиков одаривали пирогами, яйцами да пряниками.
Со временем все языческие традиции обретали все более христианскую окраску, колядовщиков стали именовать христославами, с XVII века процессию возглавлял человек, несущий на высоком шесте разукрашенную красками и блестками «вифлеемскую» звезду, к которой иногда прикрепляли разноцветные ленты — лучи. К традиционным колядкам добавляли песенки с чисто рождественской тематикой. Ну и, конечно, на Святках устраивали народные гуляния. И стар, и млад катались с гор, водили хороводы вокруг костров, катались на тройках, шли потехи ради стенка на стенку. В городах пускали фейерверки, зажигали бенгальские огни и шутихи, строили ледяные дома, ставили качели. В деревнях были популярны импровизированные театральные представления: молодежь разыгрывала сценки из повседневной жизни, приправляя их шутками да прибаутками, да острым словцом.Россия осталась одной из немногих стран, где Рождество все еще имеет полностью религиозный смысл. В большинстве христианских стран этот праздник давно утратил свое значение и превратился в праздник распродаж, а многие жители даже не знают, какое событие отмечают в этот день. Как писали еще 90 лет назад Ильф и Петров о Рождестве в США, «в этот день Господь, застенчиво улыбаясь, отступает на задний план».
После смерти Петра обычай ставить и украшать ёлку забыт на долгое время. Лишь кабаки по прежнему украшали елками. По этим елкам опознавались питейные заведения. Елки украшали крыши или ворота круглый год, лишь в декабре старые елки заменяли новыми. Кабаки даже стали называть «ёлками» или «Иванами ёлкиными».
В XIX веке первые рождественские елки появились в Петербурге, в домах живших там немцев.
С XIX века обычай украшать зеленую красавицу, введенный когда-то Петром Первым для празднования Нового года, но забытый почти сразу после его смерти, вновь вернулся и стал обязательным для всех, начиная от простых горожан и заканчивая императорской семьей. В больших городах перед Рождеством открывались елочные базары.
Первая официальная елка в России была устроена Николаем I по просьбе его жены, императрицы Александры Федоровны, урожденной прусской принцессы Шарлотты. 24 декабря 1817 года по ее инициативе установили домашнюю рождественскую ёлку в личных покоях императорской семьи в Москве, в 1818 г. — в Аничковом дворце.
На Рождество 1828 императрица Александра Федоровна в Большой столовой дворца устроила «детскую елку» для пяти своих детей и племянниц. На празднике также были дети некоторых придворных. На столах стояли елочки, украшенные золочеными яблоками, конфетами и орехами. Под елочками лежали подарки.
С конца 1840-х годов началась продажа елок. Ими торговали крестьяне у Гостиного двора. Впоследствии этот сезонный промысел принадлежал финским крестьянам и давал им немалый приработок, потому что ёлки стоили дорого.
Покупка и украшение рождественской елки было настоящим событием. По традиции елочку наряжали втайне от детей. Делали это обычно после рождественской всенощной службы. Украшениями в то время служили сладости и фрукты. Популярны были и бумажные игрушки в виде карет, животных, ангелочков. Очень часто украшениями служили позолоченные грецкие орехи.Столичная знать быстро отошла от образца маленьких немецких ёлочек и устраивала соревнования: у кого елка больше, гуще, наряднее, богаче украшена. Елки в те времена старались украшать сладостями: орехами, конфетами, печеньем, фигурными пряниками, фруктами. После окончания праздника украшения елки разбирались на сувениры и на поедание. В состоятельных домах елки часто украшали дорогими украшениями: серьгами, перстнями и кольцами, а также дорогой материей и лентами.
В конце 1840-х годов появились первые искусственные елки, считавшиеся особым шиком. Серьезным противником елки как иноземного и к тому же языческого по своему происхождению обычая стала православная церковь. Святейший синод вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещавшие устройство елок в школах и гимназиях.
Однако это не помешало триумфальному шествию елки по России.
С конца XIX века производители стали выпускать и, привычную для нас, мишуру. Её изготовлением занимались на фабрике по производству канители промышленников Алексеевых. Мало кто знает, что Алексеев – это настоящая фамилия режиссера Станиславского, который сам несколько лет работал на отцовской фабрике и даже был её директором. Венчала рождественскую елку Вифлеемская звезда – символ благой вести о рождении спасителя.
Рождественское утро было особенно радостным: дети, проснувшись, бежали к наряженной елке и находили там приготовленные для них подарки. Родителей же отпрыски радовали поздравительными стихами, которые малыши разучивали заранее, и сувенирами, изготовленными своими руками.
Вообще на Рождество было принято устраивать специальные детские праздники, но делалось это уже на второй или третий день праздника. Для таких мероприятий детям готовили костюмы, поэтому детский вечер напоминал маскарад. Малышей наряжали в стилизованные национальные наряды (например, в китайские или испанские костюмы). Популярными были и образы животных.Маскарады были излюбленным рождественским развлечением и у взрослых. Примерно в середины XIX века костюмированные балы стали непременным атрибутом праздника. Маскарады устраивались все время Святок – праздничной недели от Рождества до Крещения, поэтому многие любители светских развлечений проводили в маскарадных гуляниях все рождественские дни. Каждая аристократическая семья считала своим долгом устроить рождественский маскарад у себя дома, на который созывался весь высший свет.
Кроме широких гуляний, распространены были и частные визиты в праздничные дни. Мужчины в обязательном порядке должны были посещать родственников и знакомых. Такие визиты были короткими и часто занимали не более 15 минут: гость просто заходил в дом, поздравлял и дарил подарки, а в ответ получал от хозяев угощение.Подарки могли быть самыми разными. В конце XIX века начали выпускать рождественские открытки, которые стали пользоваться невероятной популярностью. Их дарили друг другу, стараясь найти наиболее красочные и необычные экземпляры.
Рождественская трапеза была особенно торжественной. В Сочельник – канун праздника, соблюдали строгий пост до первой звезды, как я уже говорила выше, которая символизировала Вифлеемскую. В Сочельник на ужин подавали двенадцать постных блюд, главным из которых считались кутья (сладкая каша из пшеницы) и узвар (компот из сухофруктов, заправленный медом). В Рождество же стол изобиловал разнообразными угощениями. Подавали запеченного поросенка или гуся, пироги, разносолы, сладости.
Особое место в рождественских гуляниях занимали колядки. Сакральный смысл этой традиции заключался в прославлении родившегося Христа. Ряженые колядующие пели песни и заходили в дома, где их ждали хозяева с угощениями.Вообще рождественское время было особенно радостным и веселым. Устраивались театрализованные представления, катки, ледяные горки, катания на лошадях и прочие народные забавы.
В 1852 году в Петербурге была установлена первая публичная елка. Она украшала Екатерингофский вокзал. С тех пор традиция укрепилась и елку для горожан стали ставить на каждое Рождество.
Как праздновали Рождество во времена Российской империи
Почему мы наряжаем ёлку, какие подарки дарили друг другу члены императорской фамилии, что надевали по случаю торжества — об этом и многом другом в статье, посвящённой самому светлому празднику.
Для многих современных россиян любимым праздником является Новый год. Декабрь ассоциируется у нас с запахом мандаринов, нежным мерцанием свечей и музыкой Чайковского. Почти за месяц до новогодней ночи мы наряжаем ёлку и выбираем подарки для близких. Но наши предки с такой же радостью ждали другого праздника. До революции и образования первого атеистического государства на территории Российской империи, главным зимним торжеством было Рождество.
В 1935 году в самых высоких партийных кругах было принято решение о возрождении некоторых праздничных традиций уже в рамках светского Нового года. По всей стране снова начали украшать ёлки и дарить подарки. К слову, ёлку запретили много раньше революции: сам Священный Синод в условиях Первой мировой войны посчитал, что неуместно воспроизводить обычай вражеской страны.
Святки длились с 25 декабря по 19 января. Рождество, Новый год (Васильев день) и Крещение Господне являются частью праздничного комплекса святок. Подготовка к Рождеству начиналась с первого дня Филиппова поста (15 ноября), пост соблюдали до самого Сочельника. В ночь с 24 на 25 декабря в храмах и церквях проводилась торжественное Всенощное бдение.
Святочные маскарады и балы
Культура маскарада в целом характерна для славянских народов. Ряженье является неотъемлемым элементом традиционной русской культуры.
В народе святки считались молодёжным праздником. С Рождества и до Крещения в вечернее время проходили гуляния. Их важной частью являлись разнообразные игры, имевшие ритуальное значение. Элемент переодевания для этих мероприятий был обязателен. В начале святок девушки надевали чужие сарафаны и покрывали лица платками, чтобы их нельзя было узнать. Молодые люди для этого использовали различные маски. В ночь на Рождество переодевание приобретало другой характер: парни наряжались в девичьи одежды, а девушки – в мужские.
Была популярна игра в умруна: молодого человека, одетого во всё белое, с обсыпанным мукой лицом и накладными зубами, клали в гроб (или привязывали к скамье) и проводили ему шуточное отпевание с использованием бранных слов. Потом носили по всей деревне, пугая взрослых и девушек.
Участники святок также любили переодеваться в животных, разбойников, нищих, попов, священников, солдат, гусар, сироток, кикимор или чертей.
Маскарады, что проходили при дворе, в большей степени были вдохновлены европейскими карнавалами. Первым такие мероприятия стал устраивать Петр Великий, а при его дочери императрице Елизавете костюмированные балы стали проводиться чаще и с большим размахом.
В святки и в императорских резиденциях становилось необыкновенно весело. Литератор Павел Сумароков, мемуарист Екатерины Великой, рассказывает, что во дворце «иногда призывали музыку, танцевали, плясали по-русски. Во время святок пели хором подблюдныя песни, клали кольцы, перстни и загадывали».
В 1834 году в Васильев день (1 января) в Зимнем дворце проводился тематический костюмированный бал «Аладдин и волшебная лампа». В «Воспоминаниях» дочери Николая I великой княжны Ольги так описано сие действо: «в Концертном зале поставили трон в восточном вкусе и галерею для тех, кто не танцевал. Зал декорировали тканями ярких цветов, кусты и цветы освещались цветными лампами, волшебство этого убранства буквально захватывало дух. В то время глазу еще непривычны были такие декорации, которые мы теперь видим на каждой сцене. Мэри и я появились в застегнутых кафтанах, шароварах, в острых туфлях и с тюрбанами на головах; нам было разрешено идти за Мама в полонезе. Какой блеск, какая роскошь азиатских материй, камней, драгоценностей! Я могла смотреть и искренне предаться созерцанию всего этого волшебства, не думая об обязанностях или правилах вежливости. Карлик с лампой, горбатый, с громадным носом, был гвоздем вечера».
Первоянварский бал 1837 года был назван «Китайским маскарадом». «Все были в китайских костюмах. Высоко зачесанные и завязанные на голове волосы очень украшали дам, особенно тех, у кого были неправильные, но выразительные черты лица. Папа был одет мандарином, с искусственным толстым животом, в розовой шапочке с висящей косой на голове. Он был совершенно неузнаваем», — пишет Ольга Николаевна в своих мемуарах.
По официальным документам и расходным книгам, известно, что император тратил много средств на маскарадные наряды, и шили их для него известнейшие театральные костюмеры.
Николай I, создатель концепции «Православие. Самодержавие. Народность», также положил начало уже непрерывающейся традиции устраивать балы в «русском стиле». В мемуарах фрейлины баронессы Марии Фредерикс рассказывается о маскараде 1849 года в доме генерал-губернатора графа Закревского под названием «Шествие одного из русских царей со всеми боярами, рындами и отроками».
В Васильев день в Зимнем дворце также проводились маскарады для народа. На бал могли попасть люди самых разных сословий. Первый камер-паж Александры Фёдоровны Петр Дараган в своих воспоминаниях так и пишет: «Доступ в чертоги царские был открыт для каждого прилично одетого».
В XIX веке важнейшей рождественской традицией стало украшение ёлок
Этот обычай пришёл к нам из Германии. Первой в Российской империи праздничную ёлку стала наряжать супруга императора Николая I Александра Фёдоровна, немка по происхождению. С этих пор эта традиция становится частью праздничных приготовлений в правящей семье, а затем распространяется в дворянской среде, у горожан и в народе.
Во дворце в канун Рождества в специально отведённых залах украшалась своя ёлка для каждого члена императорской фамилии. Подле каждого дерева устанавливался специальный столик для подарков. Дочь Николая I великая княжна Ольга в своих дневниках рассказывает, что после всенощной в Зимнем «боролись и толкались все дети между собой, царские включительно, кто первый попадет в заветный зал… Вдруг слышался звонок, двери растворялись, и мы вбегали с шумом и гамом в освещенный тысячью свечами зал. Императрица сама каждого подводила к назначенному столу и давала подарки. Можно себе представить, сколько радости, удовольствия и благодарности изливалось в эту минуту».
В царской семье также любили проводить рождественские лотереи для других обитателей дворца. Николай I самолично проводил эти мероприятия. Чаще всего разыгрывались фарфоровые изделия императорского завода. В своём дневнике Великий князь Сергей Александрович упоминает о том, что рождественские елки организовывались и для детей дворцовых слуг.
Александр II соблюдал все праздничные традиции, принятые при дворе его отца. Сын же самого Александра уже не уделял такого внимания рождественским обычаям. Ёлки снова появились во дворце только в правление Николая II.
Что же дарили друг другу члены императорской семьи?
Рождество всегда было прежде всего семейным праздником. И в подарках всегда наиболее ценилось внимание. Чаще всего члены императорской семьи дарили друг другу подарки со значением.
Порой бывало и иначе: в своих воспоминаниях фрейлина Марии Александровны Анна Тютчева пишет: «Императрица получила бесконечное количество браслетов, старый Saxe, образа, платья и т. д. Император получил от императрицы несколько дюжин рубашек и платков, мундир, картины и рисунки».
Историк Игорь Зимин в своём труде, посвящённом быту императорского двора, рассказывает о таком случае: однажды великой княжне Александре Николаевне её венценосные родители приготовили удивительный подарок. Перед праздниками в столицу прибыл жених дочери императора, этот факт тщательно скрывался от юной княжны. Когда в Сочельник отворились двери Концертного зала, невеста увидела своего жениха, привязанным к своей ёлке в качестве подарка, вместе с фонариками и «конфектами».
Рождественские гадания при дворе и в народе
В народе долгие века святки были связаны с традицией гадания. В царствование Николая I, поощрявшего всё национальное, этот обычай стали практиковать и при дворе. Укреплению этой традиции немало поспособствовала Мария Александровна, супруга Александра II. Анна Тютчева в своих рассказах о её службе при дворе, вспоминала, что императрица любила наблюдать за тем, как гадают ее фрейлины на женихов: «Давали петуху клевать овес, топили олово».
Многие года спустя сын Марии Александровны великий князь Сергей Александрович пишет в своём дневнике: «…вечером у нас гадание. Мама немного простудилась и… несмотря на это, она хотела, чтобы все состоялось… Отличные были шутки: лоханка с водой и записками, разные сюрпризы, петух с зернами, который, по обыкновению, неприлично себя вел, зеркало… и под столом я пугал девиц, дергая их за платье…». Эта запись позволяет утверждать, что традиция гадать на святки прочно закрепилась во дворце.
Вышеописанные ритуалы в точности совпадают с теми, что проводились в крестьянской среде. Чтобы узнать, кто раньше других выйдет замуж, девушки кидали собаке лепёшку. По другому обычаю прятали кольца в горстки зерна, чью горстку первой начнёт клевать петух, та девушка и выйдет замуж скорее других. Чтобы ясно увидеть лицо своего суженого, прибегали к «страшным гаданиям» или к гаданиям на сон.
По сей день святочные гадания являются одной из самых увлекательных забав в рождественские праздники.
Хотите быть в курсе самых свежих публикаций?
Подписывайтесь на наш Telegram-канал
Николай Стариков
политик, писатель, общественный деятель
История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг
История празднования Рождества и Нового года: от Российской империи до СССР 1930-х гг
За трехсотлетнюю историю новогодние праздники прошли путь от сугубо религиозных до светских и семейных. В Российской империи главным считалось Рождество, в СССР — Новый год. Правда не сразу: в течение почти 10 лет оба праздника были фактически под запретом. VATNIKSTAN подготовил обзор истории новогодних торжеств в России: как встречали Новый год при царях, почему молодое советское государство боролось против «ёлок», а также кто и почему вернул праздник детям.
Как в Российской Империи появилась ёлка
В России новогодне-рождественские традиции отсчитываются от 1699 года, когда Пётр I объявил о новом, юлианском летоисчислении. Согласно ему, теперь праздники Рождества и Нового года шли один за другим — 25 и 31 декабря. До этого Новый год наступал в сентябре.
Указ Петра состоит из двух частей. Первая объявляет о переходе и поясняет, что грядущий год будет 1700-м. Вторая же часть рассказывает, как надо праздновать его приход. Всем жителям Москвы предписывалось «учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых» перед домами, а также устроить салюты «в знак веселия». Всё это напоминало европейские, в первую очередь, немецкие праздники.
К новой моде будут долго привыкать, но со временем она полностью обрусеет — не последнюю роль в этом сыграют русские немцы. В больших городах постепенно появятся все привычные нам рождественские атрибуты: украшенные ёлки в гостиных, подарки, открытки, фейерверки, вечеринки. Хороший вкус, на который необходимо было равняться при организации праздника, задавал императорский двор.
Вот каким описывает «русское Рождество» Маргарита Игер, работавшая няней великих княжон Романовых с 1898 по 1904 год:
« Обычно мы проводили Рождество в Царском Селе. Во всём дворце было не меньше 8 ёлок. У нас с детьми было собственное дерево. Его вставили в музыкальную шкатулку, исполнявшую немецкую рождественскую песню. Мы поехали в Санкт-Петербург в последний день года (по русскому исчислению). В новогодний день здесь проходила большая служба в домовой церкви. После богослужения в зале представляли дебютанток». (Six Years At The Russian Court. M. Eager. 2016).
Важно отметить, что в то время Рождество являлось гораздо более важным праздником, чем Новый год, поскольку «титульной верой» в Российской империи было православие. Всё внимание во время зимних торжеств концентрировалось на религиозном аспекте.
Поздравление великой княжны Марии Николаевны родителей — Николая II и императрицы Александры Фёдоровны с Рождеством. 25 декабря 1907 года (Из личного фонда императрицы Александры Фёдоровны. Ф. 640. Оп. 1. Д. 335. Лл.73–74).)
« Комсомольские святки»: Новый год и Рождество в 1920-х годах
После Революции отношение власти к Новому году и Рождеству долго оставалось противоречивым. Церковь полностью отделили от светской части государства, она лишалась имущества, прав, начались кампании по вскрытию мощей.
Сами религиозные обряды, в том числе рождественские, предписывалось соблюдать с осторожностью, не нарушая общественного порядка и безопасности.
При этом «каждый гражданин может исповедывать любую религию или не исповедывать никакой», как сказано в «Декрете о свободе совести, церковных и религиозных обществах» от 20 января (2 февраля) 1918 г.
Почти одновременно с этим декретом был подписан ещё один — «О введении в Российской республике западноевропейского календаря». В стране вводилось григорианское летоисчисление, «обгонявшее» юлианское на 13 дней. Таким образом, православное Рождество перенеслось на 7 число и получился неофициальный «старый Новый год» — 13 января.
В этом правовом и календарном сумбуре трудно было понять, как и что нужно было отмечать. Долгое время все праздновали православное Рождество, когда сами считали нужным — по старому или по новому стилю.
Одновременно с принятием новых норм с 1921 года началась активная работа Агитпропа по информационной борьбе с «религиозными пережитками прошлого». Как сказано в одной из первых методичек Агитпропа:
« Церковь отделена, но ложь, суеверия, обманы, предрассудки остались».
Журнал «Безбожник», 1 января 1926 года
Тогда считалось, что в церковь люди идут из-за того, что государство не предлагает им альтернатив. Так постепенно появлялись «красные» крестины, «красные» свадьбы. Начинает издаваться «Безбожник» и появляется влиятельный Союз воинствующих безбожников. Даты из святцев и сельскохозяйственного календаря переделываются в соответствии с идеологией. При этом Рождество и Пасха не были просто отменены — поначалу в них пытались вложить новый, «красный» смысл.
Об одном из таких праздников, «комсомольском рождестве» в Ростове-на-Дону, пишет исследовательница Людмила Табунщикова. Мероприятие проходило два дня — 6 и 7 января 1923 года и подразумевало «комсомольские святки», устраивать которые призывали Бухарин и Скворцов-Степанов со страниц «Правды».
Вечером 6 января по городу прошли комсомольцы с заранее утверждёнными антирелигиозными песнями, плакатами, фигурами, лозунгами. Процессии аккомпанировал оркестр. Первый день, по газетным свидетельствам, окончился сожжением чучел Иеговы, Аллаха, Озириса, Будды, Христа и Николая Угодника на перекрестке Таганрогского проспекта и Большой Садовой улицы. Это должно было показать, что атеистическая пропаганда нацелена не только на православие, но на любые религии вообще.
Второй день также имел насыщенную программу. 7 января снова было общее шествие, которое останавливалась возле городских церкви, костела, синагоги — перед слушателями выступали ораторы. После демонстраций в домах культуры устраивались антирелигиозные собрания и концерты. «Комсомольские святки» в Ростове-на-Дону активно освещались в газете «Советский юг», которая по итогу мероприятий напечатала несколько фельетонов: «Каменский Распутин», «Святой старик», «Житие святых», «Красный кол» и так далее.
Журнал «Безбожник», 1923 год
В других городах тоже устраивали подобные мероприятия. На них пропагандисты могли переодеваться в костюмы, ходить ряжеными. Исследователи описывают маскарады с костюмами Антанты, Колчака, Деникина, кулака, нэпмана, языческих богов, рождественского гуся и поросёнка.
Историческая наука не приемлет прямых сравнений. Однако трудно удержаться от того, чтобы не увидеть в «комсомольских святках» нечто напоминающее ренессансный карнавал или средневековый «праздник дураков», когда дьячки и проповедники сами глумились над своим культом под всеобщее одобрение (Подробнее смотрите в работах М. М. Бахтина).
Но в XX веке перед советскими деятелями была совершенно другая задача. Пытаясь с помощью насмешки доказать абсурдность веры, они намеревались уменьшить количество верующих, доказать несостоятельность религии.
При этом, кажется, сами комсомольцы воспринимали новую форму Рождества и Нового года как очередную разновидность увеселений. По свидетельствам очевидцев одного самарского антирожденственского шествия:
«Настроение было живое, ребята чувствовали себя по-праздничному». (Цит. по: Красное «комсомольское рождество» и проблема формирования нового быта в начале 1920-х гг. С. А. Шмелёв. 2015).
В частную жизнь антицерковная политика в начале 1920-х гг. ещё не вторгалась активно — это произойдёт чуть позже. Мемуаристы отмечают, что все более или менее свободно ходили на рождественские и новогодние вечеринки в клубы или в гости. Ёлку для детей устроили и 1923 году в подмосковных «Горках» при уже смертельно больном Ленине. В 1924 года Корней Чуковский пишет об изобилии московских ёлочных базаров.
В знаменитом «Московском дневнике» Вальтер Беньямин красочно описывает Рождество 1926 года, отмечавшееся по старому стилю:
« Мы назначили свидание в большом гастрономе на Тверской. Было всего несколько часов до сочельника, и магазин был переполнен. Мы покупали икру, лососину, фрукты Наконец, мы взяли ещё пирог и сладости, а также украшенную ленточками ёлку, и я отправился со всем этим на санях домой. Уже давно стемнело. Толпы людей, через которые я должен был проталкиваться с ёлкой и покупками, утомили меня».
« Теперь все мы должны бороться против ёлки»: отношение власти к зимним праздникам в конце 1920-х гг. и начале 1930-х гг.
С середины 1920-х гг. «комсомольские святки» признаются неэффективным инструментом в борьбе с верой. Осмеяние ритуалов и служителей культов ни к чему не привело. Активисты неустанно повторяют, что проводимые меры недостаточны, что, по сути, «пропаганда ведётся только два раза в году», стихийно. Теперь Агитпроп и Союз воинствующих безбожников будут более ответственно бороться с религиозностью.
К концу десятилетия рабочих дней становится пять, а выходных — два. Выходные на Пасху, Троицу и Рождество отменяются. В условиях «пятидневки» отмечать любые религиозные праздники становится затруднительным.
Ёлка, с которой прочно ассоциируется Рождество, теперь активно клеймится пережитком прошлого и «поповским» обычаем. Многочисленные детские авторы пишут стихи и прозу про отважных школьников, которые не хотят идти на поводу у родителей и участвовать в рождественских торжествах. Интересно, что у антиёлочной кампании был ещё и экологический предлог: вырубка леса для пустых украшений признавалась настоящим преступлением против природы.
Итак, отныне установка ёлки и рождественская суета — «религиозный яд». Однако старинную традицию невозможно запретить в одночасье. Обыватели продолжали ставить ёлки у себя дома, хоть и не без опаски — ведь по улицам ходили общественники, заглядывавшие в окна.
Дети школы № 11 во время костюмированного бала у новогодней елки. г. Пятигорск, 1936 год. Автор неизвестен РГАКФД. № 2–83145.
Рассказывает очевидец событий того времени:
« В 1928–1929 годах против религии были приняты самые крутые меры. В разгар антирелигиозной кампании в 1929 году не только отменили религиозные праздники, но и запретили рождественские ёлки… Закрылись ёлочные базары, прекратился выпуск ёлочных украшений и свечей, устраивать ёлку строго возбранялось Вид в окне освещенной ёлки грозил серьезным разговором с управдомом, а то и с милицией В школе учительница Анна Гавриловна приказала нам нарисовать к отмененному рождеству в тетради наряженную ёлку и перечеркнуть ее двумя толстыми красными линиями: „Долой ёлку!«» (Цит. по: В кругу сверстников. А. Рожков. 2016).
« Возвращение ёлки» историки отсчитывают от 28 декабря 1935 года. Тогда, по следам заявления Сталина о том, что «жить стало лучше», в «Правде» вышел текст Павла Постышева, известного партийного деятеля.
Постышев, никак не привлекая внимания к религиозной основе праздника, предлагает вернуть детям новогоднюю ёлку. В своем воззвании он говорит:
« Комсомольцы, пионер-работники должны под новый год устроить коллективные ёлки для детей. В школах, детских домах, в дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах — везде должна быть детская ёлка!».
Дети во время новогоднего представления. 1938 год. Автор неизвестен. РГАКФД. № 0–24610.
С этого момента ёлки и новогодние маскарады были разрешены на официальном уровне. В своей риторике власть игнорирует Рождество — оно становится праздником скорее для прихожан храмов. Начинает издаваться всевозможная литература про Новый год, открываются фабрики по изготовлению ёлочных игрушек. Деревья теперь украшаются не только ватой и сладостями, как это было раньше, но и шарами с надписью «РККА», фигурками артистов по мотивам фильма «Цирк», игрушками-самоделками.
Важным элементом стали детские вечеринки. С 1936 года начинают проводить большую ёлку для школьников в Колонном зале Дома союзов. Попасть туда можно было только по приглашению.
В школах, по воспоминаниям современников, работали целые «ёлочные комиссии», которым поручалось подготавливать праздники для детей, заботясь обо всём: от украшений и пригласительных билетов до подарков и культурной программы вечера.
Московский школьник Олег Черневский так описывает своё 31 декабря 1937 года:
« …пошли в комн[ату] N 24 там было угощение: мандарины, конфеты, печенье и т. п. Были и напитки. Танцевали, я танцевал мало, т. к. пол был очень скользкий. 2 раза с Тамарой и 1 раз с Асей. Играли в разные игры » (Цит. по: Русская ёлка. Е. В. Душечкина. 2002).
Приглашение на ёлку в Колонном зале Дома союзов, 1936 год
Взрослые тоже старались интересно отметить Новый год. Домашние празднества запоминались уютом:
« У нас встречали Новый, тридцать седьмой год с шуточными стихами, вином, ёлкой, весельем и глубокой убеждённостью: мы живём в прекраснейшем из миров» (Русская ёлка. Е. В. Душечкина. 2002).
Официальные торжества — пышностью:
« Среди зала большая пышная ёлка, связанная из трёх елей. Слуги обносили нас один икру, другой осетрину, третий горячие шашлыки и ещё что-то. Блюда были изысканны, разнообразны… Столы уставлены винами». (Цит. по: Русская ёлка. Е. В. Душечкина. 2002).
В конце пропагандистского фильма 1936–1937 годов дается универсальный рецепт, как теперь нужно встречать Новый год в Советском союзе: с танцами под джаз или балалайку, с большим застольем, тостами и лозунгом: «Живём мы весело сегодня, а завтра будем веселей!».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.