рождество набоков год написания

Владимир Набоков «Рождество»

Рождество

Рассказ, 1925 год (год написания: 1924)

Язык написания: русский

Оказаться под Рождество в холодном загородном доме, понимая, что уже никогда сюда не вернется твой ребенок. Вряд ли думал Слепцов, что проведет Сочельник, разбирая бумаги, сачки и прочие принадлежности хитрого увлечения умершего сына. Кажется, никакой надежды нет, и жить больше незачем. Но даже тогда жизнь способна сотворить маленькое, почти незаметное чудо.

Рождество. // Руль. 6 и 8 января 1925 г.

Жизнь! Набоков будто говорит своим будущим критикам, что он не отстраненный и холодный естествоиспытатель, и ему присущи теплые человеческие чувства. И острое ощущение счастья он переживает с тем же душевным трепетом, что и другие смертные. Внечеловеческая красота природы ничего не даст душе и страдающему сердцу без соприкосновения с чудом живой жизни.

И все это сказано в моей любимой манере динамического развертывание метафоры. Мальчик убивал бабочек, а после его смерти бабочка ожила.

Жизнеутверждающий финал рассказа трогает именно своей недосказанностью. (Красота произведений Владимира Владимировича всегда в недосказанности, если так можно выразиться, в обрыве мысли в нужный момент. И дальше читателю ничего не остаётся, как ощутить красоту). Ведь автор ни словом не обмолвился о том, как же рождение (оно же рождество, тут двоякий смысл) бабочки повлияло на Слепцова. Но этим и интересен такой финал. Надо думать, что Рождество, которое для героя наступит завтра, не допустит самоубийства, которого он жаждет сегодня. Рождество — время чудес, оно подобно рождению огромного шелкопряда, расправляющего крылья и взлетающего. Рождество — время человеческого счастья.

Источник

Рождество (Набоков)

У Слепцова в петербургском доме умер сын, мальчик, увлекавшийся коллекционированием бабочек. Отец перевёз «тяжёлый, словно всею жизнью наполненный» гроб в деревню, в маленький белокаменный склеп близ сельской церкви и поселился в смежном флигеле усадьбы, который было легко отапливать.

На следующее утро Слепцов в высоких валенках, в полушубке тихо зашагал по прямой расчищенной тропе в глубь парка, удивляясь, что всё ещё жив и может чувствовать. На мостике его охватил горький гнев — он вспомнил, как летом по этим скользким доскам ходил его сын, ловил сачком бабочек, севших на перила. Совсем недавно, в Петербурге, он в бреду говорил о школе, о какой-то индийской бабочке.

Слепцов долго стоял, прислонившись к сосне, и смотрел на церковный крест, слепо сияющий над крышами деревни. После обеда он поехал к церкви, около часа просидел у ограды склепа и вернулся домой разочарованный: ему показалось, что на погосте он был дальше от сына, чем на мостике в усадьбе.

После обеда Слепцов поехал к церкви, просидел около часа у могильной ограды и вернулся домой. Вечером он велел отпереть большой дом, вошёл в комнату, где летом жил его сын. При свете лампы с жестяным рефлектором он сел у голого письменного стола и зарыдал. В столе он нашёл тетради, расправилки, коробку из-под бисквитов с крупным коконом, о котором перед смертью вспоминал сын. В стеклянных ящиках шкафа лежали ровные ряды бабочек.

Теперь они давно высохли — нежно поблескивают под стеклом хвостатые махаоны, небесно-лазурные мотыльки, рыжие крупные бабочки в чёрных крапинках, с перламутровым исподом.

Во флигеле, в жарко натопленной гостиной, слуга поставил на стол аршинную рождественскую ёлку. Слепцов велел убрать её и склонился над принесёнными из дома вещами сына — коробкой с индийским коконом, синей тетрадью. Из тетради, которая оказалась дневником, он узнал, что сын был влюблён в соседскую девочку, но так и не осмелился с ней познакомиться.

Слепцов подумал, что завтра Рождество, а сегодня он умрёт, потому что не может жить дальше.

На мгновение ему показалось, что до конца понятна, до конца обнажена земная жизнь — горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишённая чудес…

В этот момент что-то щёлкнуло, и Слепцов увидел, что по стене ползёт чёрное существо величиной с мышь — это из кокона медленно вылупилась громадная ночная бабочка. Она вылупилась оттого, что изнемогающий от горя человек принёс кокон в тёплую комнату.

Вскоре сморщенное существо превратилось в индийского шёлкопряда, что летает, как птица, в сумраке вокруг фонарей Бомбея. Её тёмно-бархатные крылышки вздохнули и затрепетали «в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья».

Источник

Владимир Набоков «Рождество»

Рождество

Рассказ, 1925 год (год написания: 1924)

Язык написания: русский

Оказаться под Рождество в холодном загородном доме, понимая, что уже никогда сюда не вернется твой ребенок. Вряд ли думал Слепцов, что проведет Сочельник, разбирая бумаги, сачки и прочие принадлежности хитрого увлечения умершего сына. Кажется, никакой надежды нет, и жить больше незачем. Но даже тогда жизнь способна сотворить маленькое, почти незаметное чудо.

Рождество. // Руль. 6 и 8 января 1925 г.

Жизнь! Набоков будто говорит своим будущим критикам, что он не отстраненный и холодный естествоиспытатель, и ему присущи теплые человеческие чувства. И острое ощущение счастья он переживает с тем же душевным трепетом, что и другие смертные. Внечеловеческая красота природы ничего не даст душе и страдающему сердцу без соприкосновения с чудом живой жизни.

И все это сказано в моей любимой манере динамического развертывание метафоры. Мальчик убивал бабочек, а после его смерти бабочка ожила.

Жизнеутверждающий финал рассказа трогает именно своей недосказанностью. (Красота произведений Владимира Владимировича всегда в недосказанности, если так можно выразиться, в обрыве мысли в нужный момент. И дальше читателю ничего не остаётся, как ощутить красоту). Ведь автор ни словом не обмолвился о том, как же рождение (оно же рождество, тут двоякий смысл) бабочки повлияло на Слепцова. Но этим и интересен такой финал. Надо думать, что Рождество, которое для героя наступит завтра, не допустит самоубийства, которого он жаждет сегодня. Рождество — время чудес, оно подобно рождению огромного шелкопряда, расправляющего крылья и взлетающего. Рождество — время человеческого счастья.

Источник

Рассказ «Рождество»

Год издания рассказа: 1929

Рассказ Владимира Набокова «Рождество» относится к наиболее знаменитым произведениям писателя. Впервые рассказ увидел свет в 1929. Он был включен в сборник рассказов «Возвращение Чорба», который был издан в Берлине. Как и во многих других рассказах одного из лучших российских классиков, значимую роль в произведении занимают бабочки.

Рассказа «Рождество» краткое содержание

рождество набоков год написания. Смотреть фото рождество набоков год написания. Смотреть картинку рождество набоков год написания. Картинка про рождество набоков год написания. Фото рождество набоков год написанияВ рассказе Набокова «Рождество» читать можно о Слепцове, который в тот вечер вернулся в свою усадьбу и сел на низкий плющевый стул, на котором раньше никогда не сидел. Стул стоял во флигеле, который бы соединен с основным домом деревянной галерей. Сейчас галерею перегородил сугроб, потому что Слепцов велел не топить основной дом, а решил обосноваться в небольшом флигеле, который легче протопить. Надолго он здесь задерживаться не собирался. Флигель плавал в темноте, пока тучный слуга Иван не зажег керосинку, опустил на нее розовый абажур и вышел.

Рано утром после нелепых, не относящихся к горю снов, Слепцов вышел на холодную веранду. Он толкнул дверь, которая поддалась не сразу, и вышел на мороз. Снег подступал к самым окнам флигеля, а вперед вела всего одна прочищенная тропинка. В валенках и полушубке он так и пошагал в эту слепящую глубь, попутно удивляясь, что он все еще жив и может заметить, как этот заснеженный куст похож на застывший фонтан и даже обычные собачьи следы на насте. Остановился он только около мостика. Он гневно струсил пушистый снег с перил, когда на него нахлынули воспоминания. Только этим летом его сын, ловким движением сачка, ловил бабочку на этих перилах. Не так давно в Петербурге он бредил о велосипеде и какой-то индийской бабочке. А теперь он мертв и вчера Слепцов привез его тяжелый, будто наполненный всей жизнью, гроб в маленький белокаменный склеп, около местной сельской церквушки. Слепцов свернул с дорожки и ступая по глубокому снегу отправился в парк. Отсюда открывался великолепный вид на реку, деревню и теряющийся в серебряном тумане церковный крест.

После обеда главный герой рассказа «Рождество» Набокова поехал на погост. Около часа он просидел у могильной ограды, но вернулся с легким разочарованием. Казалось, дома, где еще сохранились под снегом следы его быстрых сандалий, он ближе к нему. Вечером он велел отпереть большой дом. Взяв у сторожа лампу, по скрипучему паркету и отбрасывая длинные тени, он отправился в комнату сына. Здесь, ломая ногти, он открыл створчатые ставни и на мгновение в окне отразилось его бородатое лицо. Он сел у письменного стола и разрыдался, прижимая то щеку, то губы к пыльному дереву. В столе он нашел тетради, коробку из-под английских бисквитов с большим коконом индийской бабочки. О нем мальчик часто вспоминал в бреду. От кисеи сачка еще пахло летом, а Слепцов один за другим открывал ящики стола. Здесь было множество бабочек, и главный герой вспоминал, как его сын, немного картавя, с пренебрежением или торжественностью произносил их названия на латыни.

В жарко натопленной гостиной флигеля Иван поставил аршинную елку. Но вернувшийся Слепцов попросил его убрать елку, про себя отметив, что неужто сегодня Сочельник. Сам же Слепцов склонился над принесенным из комнаты сына ящиком. Одной из вещей была тетрадь, первый листок которой с диктовкой по-французски был наполовину выдран. Дальше шли записи по дням с примечанием пойманных бабочек, прочитанной книге Ивана Гончарова и другими пометками. Из них Слепцов узнал, что где-то рядом жила девочка, с которой его сын очень хотел познакомится и которую называл моя радость, но до осени он так и не осмелился к ней подойти. О ней главный герой ничего не знал и теперь уже не узнает. На последней странице был рисунок слона сзади. Слепцов встал и разрыдался. Между всхлипами он произнес: «Завтра Рождество, а я умру!».

Тикали часы и вдруг что-то щелкнуло, как лопается резина. В бисквитной коробке лежал лопнувший кокон, а по стене ползло что-то черное величиною с мышь. Благодаря теплу, пробравшемуся под кокон, оно вырвалось на свободу. И вот теперь росло и медленно разворачивало свои бархатные лоскутки крыльев, пока те не стали отмеренного Богом размера. На стене сидела гигантская бабочка шелкопряд, которая как птица летает вокруг фонарей Бомбея. И вот эти крылья вздохнули в порыве почти человеческого счастья.

Рассказ «Рождество» на сайте Топ книг

Рассказ Набокова «Рождество» читать популярно во многом благодаря его наличию в школьной программе. Это позволило ему попасть в наш рейтинг 100 лучших книг русской классики. И учитывая сезонные тенденции, мы еще не раз увидим его среди 100 лучших книг.

Источник

«Рождество», анализ рассказа Набокова

История создания

Рассказ «Рождество» был написан в 1924 г. и напечатан в 1925 г. под псевдонимом Сирин. Впоследствии рассказ вошёл в сборник «Возвращение Чорба» (1930).

Литературное направление и жанр

Литературоведы считают рассказ близким к реалистической прозе, но с одной оговоркой: он вообще не очень похож на эпическое произведение. В рассказе преобладает лирический принцип типизации героя: не описан характер героя, не затрагиваются нравственные проблемы, нет внешнего конфликта и почти нет сюжета. Вместо этого в основе рассказа внутренний конфликт, «схватка со смертью» главного героя. Как в лирическом произведении, в рассказе важнее внутренний сюжет: смена эмоций, умонастроений героя.

При внешнем сходстве с реализмом, рассказ имеет все признаки модернизма: парадоксальность, открытый финал, позволяющий толковать произведение по-разному, мимолётность переживаний, внимание к экзистенциальным проблемам.

Тема, основная мысль и проблематика

Сюжет и композиция

Рассказ состоит из 4 частей. Из первой части читатель узнаёт, что у героя рассказа Слепцова случилось какое-то большое несчастье. Действие происходит снежной зимой. Герой приехал из Петербурга в свой дом (мыза – имение под Петербургом) на несколько дней и остановился во флигеле, чтобы не топить весь дом. Слепцову прислуживает слуга Иван. В крошечной первой части только 4 абзаца. Но детали в ней – намёки на события и чувства героя, а сами эти события и чувства раскрываются в следующих частях.

Третья часть проникнута глубоким трагизмом. Герой будто впервые осознаёт своё горе и пытается его унять. Посещение могилы не принесло облегчения. Герой ищет память о сыне. Для этого он входит в дом и рассматривает то, что осталось от сына: тетради, расправилки, коробку из-под английского бисквита с крупным индийским коконом, пахнущий травой сачок. Герой встречается с реальностью: воспоминания не заменят человека.

Это наиболее информативная глава. Читатель узнаёт об увлечении мальчика бабочками. О его коллекции, о купленном за большие деньги (3 рубля) и забытом коконе индийского шелкопряда, которого сын считал умершим.

Для героя это момент наибольшего напряжения. Если кульминация сюжета связана с контрастом живого весёлого пейзажа и мёртвого сына, то лирическая кульминация – в страстных и шумных рыданиях героя, переходящих во всхлипывания. Эмоциональное состояние героя, «телесность» его переживаний поддерживается окружающим миром, начиная от туго хлопающей на морозе селезёнки мерина и заканчивая тяжёлым рыданием открываемой двери большого дома. Это открывание дома, сохранившего следы сына – начало примирения героя со смертью.

Четвёртая часть рассказа самая длинная. Слепцов принимает решение умереть. Он осознаёт, что завтра Рождество. Герой сознательно отказывается от наряжаемой Иваном ёлки, от утешения традициями. Он отказывается от жизни, потому что уверен, что она ему до конца понятна, до конца обнажена, «горестная до ужаса, унизительно бесцельная, бесплодная, лишённая чудес».

К такому выводу герой приходит, прочитав коротенький дневник сына и узнав о влюблённости ребёнка: «Я ведь никогда не узнаю». Вылупившаяся из кокона бабочка воочию демонстрирует счастье, цель, плод и чудо. Она – отрицание горестной теории несчастного отца. То ли рождение бабочки стало рождеством в будущее героя, то ли Бог явил своё чудо в Рождество.

Финал рассказ остаётся открытым. Выросшие прекрасные крылья бабочки вздрагивают «в порыве нежного, восхитительного, почти человеческого счастья».

Бабочка, рождённая зимой – это и есть победа жизни над смертью. Но недаром Набоков выбирает такое хрупкое существо: эта бабочка никогда не будет летать вокруг фонарей Бомбея. Долго ли она проживёт? И убедит ли её краткое счастье продолжать героя жить?

Герои рассказа

Главный герой рассказа – Слепцов. Его глазами читатель видит происходящее. Некоторые литературоведы выделяют рассказчика, будто наблюдающего за горем близкого человека. Набоков не даёт никаких намёков на социальную среду, в которой находится Слепцов. Только известно, что он проводит лето в собственном имении и имеет сына-школьника.

Для Набокова важен Слепцов как человек с его психологией, философией и культурными наслоениями. Набоков очень точно описывает стадии переживания героем горя, «изнемогающего от горя человека»: оцепенение, отрицание случившейся смерти и воспоминания о живом, принятие факта смерти и отчаяние, решение прервать страдание.

Дальше Набоков не описывает героя, всё внимание писателя перемещается на родившуюся бабочку. Говорящая фамилия героя свидетельствует о том, что он может и не разгадать секрет Рождества как торжества жизни как таковой над смертью индивидуальной.

Художественное своеобразие

Детали в рассказе играют ту же роль, что и в лирическом произведении. Это – штрихи, составляющие в сознании читателя единое целое: сюжет, образ или чувство. Плюшевый стул, на который сел убитый горем Слепцов в нежилом флигеле в нежилой части комнаты, уподобляется малознакомому человеку, поддерживающему в беде. Розовый шёлковый абажур подобен клетке, ловящей свет лампы. Треснувшая капля воска на руке героя рассказывает о посещении церкви и символизирует треснувшую, разбитую жизнь.

Некоторые детали кажутся непонятными. Например, слуга Иван недавно сбрил усы. Какое это имеет значение для повествования? Эта деталь больше нигде не упоминается. Именно своей малозначительностью деталь подчёркивает глубину горя, в котором герой только фиксирует то, на что падает взгляд. А сам безбородый Иван контрастен бородатому Слепцову.

При описании лета цветов почти не остаётся, а только фактура: склизкие доски моста, усыпанные серёжками, сачок, цепочка, кожаный кошелёк, саржевые штаны, гладкие коричневые ноги ребёнка.

Из воспоминаний герой снова возвращается в царство холодных цветов: белокаменный склеп, синие ямы следов, светлые деревья, белая гладь реки, снежные крыши изб, розоватые струи дыма, лёгкий серебряный туман деревьев. Над всем этим слепо сияет церковный крест. Он слепит, застилает глаза, расплывается от слёз. Он так же слеп, как и Слепцов. Он не даёт выхода и утешения.

В третьей части описан дом, в котором преобладают те же цвета: белые чехлы на мебели и створчатые ставни, тёмно-синие стёкла ночи, жёлтое пламя лампы, голубые розы на обоях. Цветные бабочки сына контрастируют с тусклым миром и приводят героя к мысли о смерти. Она появляется в последней части.
В четвёртой части герой просит Ивана убрать рождественскую ёлку. Слуга подсознательно противостоит бесцветности зимы: «Зелёная. Пускай стоит». Для Ивана зелёная – значит живая. Но рождённая живя бабочка – чёрная, тёмная, ночная, похожая сначала на мышь, потом на птицу. Даже такая неяркая жизнь может быть счастьем.
Не меньшее значение, чем цвета, имеют звуки. В первой части царит тишина. Слуга действует беззвучно, дверь скрипит мягко. Во второй части весёлые зимние звуки перекликаются с летней жизнью: весело выстрелила под ногой половица, сладко хряснула дверь, неповторимо смеётся сын. Эти звуки жизни сменяются тишиной смерти: «Было тихо, как бывает только в погожий, морозный день».

В третьей части тишина улицы превращается в тишину дома, ставшего без сына могилой: белые саваны мебели оттеняет незвенящая люстра, рыдание двери и тревожный треск паркетных полов.

Но Слепцов – не Глухов. Ему удаётся услышать звук родившейся жизни и надежды: «Тонкий звук – как будто лопнула натянутая резина».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *