рождество богородицы икона рублев
Андрей Рублев: что в нем особенного?
Приблизительное время чтения: 5 мин.
«Писать как Андрей Рублев» — такую инструкцию для русских иконописцев утвердил в 1551 году московский Стоглавый собор. Но как именно писал Андрей Рублев? Что такого уникального было в его стиле? И почему его работы до сих пор считаются непревзойденными шедеврами иконописного искусства? Разобраться в этом нам помогает заведующая кафедрой христианской культуры Библейско-богословского института святого апостола Андрея и преподаватель Коломенской духовной семинарии Ирина Языкова.
Как ни парадоксально, но известно о преподобном Андрее Рублеве очень мало. Он считался автором так называемого «Звенигородского чина» — трех образов деисисного ряда Деисис (от греч. δέησις — прошение, моление) — один из рядов иконостаса, как правило, первый или второй снизу, в центре которого находится образ Спасителя, а по бокам — обращенные к Нему в молитве святые, чаще всего — Богородица и Иоанн Предтеча. — Прим. ред. в иконостасе звенигородского Успенского собора на Городке, но недавно факт принадлежности этих работ ему был поставлен под сомнение. Известно, что Рублев участвовал в росписи иконостаса Благовещенского собора в Кремле, но после грандиозного пожара большинство икон было утрачено, и принадлежит ли что-либо из сохранившегося Рублеву — вопрос, на который нет ответа…
Единственное, что Рублев написал несомненно, — это знаменитая «Троица».
Как тогда можно говорить об особом «стиле Андрея Рублева»?
Говорить о стиле Рублева действительно очень трудно. Но тут нужно иметь в виду один нюанс.
Иконописное искусство — принципиально анонимное, авторы почти никогда не ставят на иконах свои имена. И, тем не менее, имя Андрея Рублева — запомнилось. Оно фигурирует в летописях, его работы ценил и собирал основатель Волоколамского монастыря преподобный Иосиф Волоцкий. Значит, слава Рублева была велика, современники отмечали его, видели, что он не копиист, не подражатель византийских мастеров.
Андрей Рублев был не только художником, он был богословом, и современники это ценили.
В эпоху, когда жил преподобный Андрей (а это конец XIV— начало XV века), не было ничего зазорного в том, чтобы копировать иконы чужого письма. Иконописцы часто делали списки с других икон — интерпретации исходного образца, часто довольно вольные, но обязательно связанные с оригиналом.
А у Рублева мы находим нечто совсем другое. Богословскую новизну, богословскую смелость.
Круг художественных памятников, так или иначе связанных с Андреем Рублевым, очень отличается от всего остального искусства той эпохи. Так, как написал «Троицу» Рублев, ее не писали прежде никогда. Иконописцы традиционно обращались к сюжету «Гостеприимства Авраама»: изображали, помимо трех Ангелов, Авраама и Сарру, накрытый стол, заколотого тельца и т.д.
Икона «Гостеприимство Авраама»
Время создания – XVI век, место хранения – Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Сюжет иконы опирается на повествование Книги Бытия о посещении дома Авраама и его жены Сарры Господом в образе трех мужей. Авраам угостил посетителей, приказав Сарре приготовить опресноки, а слуге – заколоть тельца, и получил от Господа обетование, что у него родится сын, в котором благословятся все народы (Быт 18:1-19).
Рублев же создал икону, сосредоточенную не на бытовых деталях, а на богословии. Три Ангела — образ Предвечного Совета Лиц Святой Троицы, на котором решается участь человека. И чаша — образ святой Евхаристии…
Кроме того, «Троица» Рублева — явление поразительной гармонии и красоты. Бог является здесь в красоте и гармонии. Красота — одно из имен Божиих. И в этом тоже есть глубокое богословие.
Где еще мы находим «почерк» Рублева?
Весьма вероятно, что Рублеву принадлежит часть росписей в Успенском соборе Владимира — фрески с изображением Страшного Суда. И в этих фресках мы тоже видим глубокое богословское осмысление, свойственное Рублеву.
В его Страшном Суде нет ничего страшного, пугающего! Главное во всей этой композиции — явление Христа. Христос грядет, а Церковь Его встречает — вот ключевой смысл всей этой масштабной работы. Дух, которым она пронизана, удивительно мирный. Ангелы мирно беседуют с апостолами; апостол Павел ведет праведников в рай, размахивая хартией Так в древности именовались листы папируса. – Прим. ред. с надписью «Грядете со мною», как бы зазывая всех за собой. Апокалиптические картины умещаются в одном-единственном круге: здесь Андрей Рублев изобразил четырех животных Лев, медведь, барс и неназванный «зверь четвертый, страшный и ужасный» (Дан 7:1-7). – Прим. ред. из видения пророка Даниила, символизирующих четыре царства последних времен. Весьма характерно, что царство антихриста он представил в виде гиены, противной собачки, скорее мерзкой, чем страшной, место которой где-нибудь в углу.
А как же «Спас» из «Звенигородского чина»?
Мое мнение — этот образ тоже принадлежит Рублеву. Это такая выдающаяся работа, что ее обязательно должны были связать с кем-нибудь из мастеров. Если бы появился другой иконописец такого высокого уровня, его имя обязательно должно было бы выйти наружу. Князь Юрий Звенигородский, при котором проводилась роспись Успенского собора, не преминул бы похвастаться, если бы у него работал такой талантливый художник.
Но никаких других имен, кроме Андрея Рублева, в исторической литературе не звучит.
В лике Спаса Звенигородского нет и намека на ту удручающую суровость, которую мы часто замечаем в образах Спасителя. Этот лик одновременно и строгий, и ласковый. Необычны и боковые иконы: апостол Павел, иконописный образ которого обычно довольно строгий, здесь склоняется перед величием Господа, подносит Священное Писание словно бы к трону царя. И Архангел Михаил, которого Откровение Иоанна Богослова рисует в виде воина, возглавляющего битву с воинством сатаны, — здесь он вовсе не воинственный, а милостивый.
Не секрет, что Андрей Рублев входил в плеяду учеников преподобного Сергия Радонежского, который был связан с исихастской Исихазм — богословское движение, зародившееся в среде монашества на Афоне в XIV веке. Его отличительная особенность — повышенное внимание к «умной» молитве, сосредоточенной внутри человека. — Прим. ред. традицией. А в русском исихазме вообще особый акцент на милости Божией.
Иногда можно услышать, что будто бы Андрей Рублев просто перенял поздневизантийский стиль писания икон, который мог прийти на Русь через юго-западные границы. Но, всерьез изучая работы Рублева, мы приходим к однозначному выводу: даже если какое-то византийское влияние и было, он переработал, «переплавил» его до неузнаваемости в свою самобытную манеру.
Иконография Рождества Пресвятой Богородицы: иконы, мозаики, фрески
Празднование Рождества Пресвятой Богородицы возникло в Церкви около VII века. Известно, что в западной части христианского мира это празднование было установлено святым Сергием, папой Римским (687-701 гг.).
Как правило, иконография праздника начинает формироваться вскоре после появления церковного празднования. Однако, в VIII — начале IX веков Восточная Церковь переживала трагический период борьбы с ересью иконоборчества, во время которого создание новых иконографических сюжетов было практически невозможно. Очевидно, поэтому первое дошедшее до наших дней изображение Рождества Богородицы — фреска одного из храмов в Каппадокии — относится к IX веку.
Источником при создании произведений о рождении Приснодевы Марии служило Священное Предание. Бывший первоначально устным рассказ об этом событии нашел отражение в таких апокрифических памятниках как Протоевангелие Иакова (гл. 1-7) и Евангелие псевдо-Матфея (гл.1-4).
В античном искусстве сцена рождения того или иного легендарного героя или мифического персонажа входила в посвященный его жизни цикл изображений, который мог помещаться на постаменте памятника или на саркофаге. Некоторые изобразительные схемы и детали были заимствованы художниками-христианами из таких произведений. Например, изображение омовения новорожденного повитухами существовало еще в античной традиции, откуда проникло в христианское искусство.
Мозаика церкви Успения в Дафни. Около 1100 г. Греция
В античных произведениях роженица обычно представлена сидящей или стоящей; под руки ее поддерживают одна или две служанки. Этот мотив — поддерживающая праведную Анну служанка — присутствовал на ранних изображениях праздника Рождества Богоматери. Затем эта помощница исчезает, но позже появляется вновь. Иногда она присутствует в произведениях средневизантийского периода и даже на русских иконах позднего Средневековья.
Фреска церкви св.Пантелеимона в Нерези. 1164 г. Македония
Изображения дев и служанок в данной иконографии обычно отличаются разнообразием. Дева, подносящая дары, присутствует уже на одном из самых ранних памятников — миниатюре из из Минология Василия II (979-989 гг.). В позднейших произведениях к ложу Анны подходят несколько дев, принесших блюда с угощением, различные чаши и сосуды; одна из девушек может быть изображена с опахалом. С нарастанием в искусстве повествовательных тенденций появляется сцена укачивания младенца Марии служанками, одна из которых может качать колыбельку, а другая заботливо обмахивать ребенка опахалом.
Икона-таблетка из Новгородского Софийского собора. Конец XV — нач.XVI в. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей заповедник
Фигура праведного Иоакима появляется в произведениях последней трети XIII века. Согласно этическим нормам того времени Иоаким не мог быть изображен где-либо в центральной части композиции: мужчина не входил на женскую половину дома в определенные моменты. Поэтому он изображался как бы вне помещения, в дверном проеме одной из архитектурных кулис (палат), или же заглядывающим через окошко.
Мозаика монастыря Хора (Кахрие-джами) в Константинополе. 1316-1321 г. Стамбул, Турция
В XVIII веке, когда многие русские мастера ориентируются на западноевропейские образцы, а строгие ограничения в семейном быту уходят в прошлое, Иоакима начинают изображать стоящим или сидящим недалеко от ложа Анны.
Конец XVII — нач.XVIII в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех.
Интересная смена акцентов происходит со временем в теме принесения даров. Изначально они, очевидно, понимаются как традиционное подношение роженице по случаю радостного события. В ранних произведениях девы держат все подарки в руках. С XIII века в композиции появляется пустой стол, который исполняет, как и архитектурные детали, роль декорации, указывающей на то, что действие происходит внутри дома, в интерьере.
Новгородская икона. Середина XIV в. ГТГ, Москва
В более поздних произведениях стол передвигается к ложу Анны и часть даров может размещаться на нем. Затем на этом столе принесенные угощения сервируются как полноценная трапеза, за которой праведной Анне прислуживают девы. На столе можно видеть тарелки, кубки, столовые приборы, например, ножи. И, в конце концов, за стол художник «усаживает» Иоакима и сцена приобретает определенный бытовой, повседневный характер. Может быть, изображение этой трапезы очень отдаленно соотносилось с повествованием Предания о пире, устроенном праведным Иоакимом для священников, книжников, старейшин и всего народа Израильского, когда Деве Марии исполнился год. Но очевидным результатом преобразования иконографии стало то, что церемониальная, торжественная сцена принесения даров стала хоть и трогательным, но банальным моментом из семейного быта.
Фрагмент иконы «Рождество Богоматери. Введение во храм». Мастерская Богатыревых. Невьянск. 1814–1822 г. Екатеринбургский музей изобразительных искусств
Эти метаморфозы хорошо иллюстрируют тот процесс в церковном искусстве, который принято называть «обмирщением». В искусстве позднего Средневековья неуклонно растет интерес к западноевропейским произведениям, которые творчески перерабатываются с учетом православных традиций. Мастера стремятся добиваться «живоподобия» — убедительного сходства с натурой. Наблюдается чрезвычайное внимание к деталям, часто второ- и третьестепенным. И, в соответствии с идеями гуманизма, возникает желание передавать подробно самые различные стороны человеческого бытия, чтобы как можно лучше выразить полноту жизни, ее многообразие и красоту. Этот процесс трансформации часто характеризуют как некий спад, упадок, кризис в области духовного осмысления целей христианского искусства. Однако, следует учитывать, что художники и их духовные наставники искренне полагали, что такой подход позволяет передать красоту, угодную Богу, что через такое богатство и изысканность деталей тварного мира искусство определенным образом прославляет Творца.
Икона из иконостаса, подаренного Екатериной II греческой колонии в Ливорно. 2-ая половина XVIII в. Музей Ливорно
Следует отметить, что одна из идей рассматриваемой иконографии — рождение ребенка — располагает к изображению бытовых подробностей. Например, служанка перед тем, как омыть Младенца Марию, проверяет рукой температуру воды, как это делают и современные женщины.
Новгородская икона. Конец XIV — нач.XV в. ГТГ, Москва
Священное Предание сообщает, что праведные Иоаким и Анна с любовью и нежностью заботились о Дочери и очень ответственно подходили к Ее воспитанию, вплоть до того, что приглашали Ей в няньки только избранных девушек. Тема семейной любви и воспитания отчетливо звучит в сцене «Ласкание Марии», которая из фресковой храмовой живописи проникает в иконописные произведения. Дитя Мария изображается на руках у своих родителей. Протоевангелие Иакова сообщает: праведная Анна, убедившись, что Дочь может ходить, более не опускала Ее на землю, сказав «Жив Господь Бог мой, Ты не будешь ходить по этой земле, пока я не введу Тебя в храм Господень» (гл.6, ст. 1-2).
Икона из праздничного чина. Последняя треть XVII в. Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
В иконографии праздника встречается изображение источника, из которого пьют птицы: взрослые и птенцы. Возможно, включая этот, на первый взгляд, пасторальный мотив, художник стремился сделать акцент на теме воспитания, так как птицы известны тщательной заботой о потомстве.
Икона из псковской церкви «Новое Вознесение». 1-ая половина XVII в. Псковский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
В храмовой декорации композиция «Рождество Богородицы», как правило, входила в Протоевангельский цикл сюжетов. Этот цикл напоминал молящемуся о событиях, предшествующих рождению Девы Марии, о Ее детстве и юности. Предыстория Рождества Богородицы включала сюжеты: праведный Иоаким приносит жертву в Иерусалимский храм, первосвященник отказывается принять жертву у бездетного, плач Иоакима в пустыне; плач Анны в саду, моление Иоакима; моление Анны, благовестие Иоакиму и благовестие Анне, встреча супругов у Золотых ворот. Включение некоторых из вышеперечисленных сюжетов в композиционную схему иконы праздника объясняется стремлением художников позднего Средневековья и Нового времени к все большей повествовательности, к подробному иллюстрированию. Особенно часто можно видеть на поздних иконах изображения благовестия ангела Иоакиму и Анне, а также их встречи у Золотых ворот. Сцена встречи часто становится композиционным центром изображенного на втором плане, а Золотые ворота превращаются в весьма затейливое архитектурное сооружение.
Последняя треть XIX в. Палех (?). Государственный научно-исследовательский институт реставрации, Москва
Фреска придела св.Иоакима и Анны в Киевском соборе Св. Софии. XI в. Киев
Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия
Фреска церкви св.Иоакима и Анны в монастыре Студеница. 1304 г. Сербия
Икона из Покровского монастыря в Суздале. Конец XIV в. Государственный Русский музей, Спб.
Икона. Середина XV в. Новгород (?)
Конец XVIII в. Происходит из г. Мологи Ярославской области. Частное собрание
Болгарская икона. Конец XVIII в. Крипта. Филиал староболгарского искуства при Национальном художественном музее, София, Болгария
Болгарская икона. 1795 г. Происходит из Митрополичьей церкви Успения Богородицы. Самоков, Болгария
Малыганов Иван Анисимович. 1799 г. Невьянск. Частное собрание, Екатеринбург
Литая иконка с эмалью. Конец XIX в. Центральный музей древнерусского искусства им. А.Рублева
Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304-1306 г. Падуя, Италия
Доменико Гирландайо. Рождество Девы Марии.Фреска в церкви Санта Мария Новелла.1485—1490 гг.. Флоренция, Италия
Неизвестный художник (И.Я.Вишняков и мастера живописной команды Канцелярии от строений). 1755-1756 г. Поступила в 1933 г. из Троицко-Петровского собора. Государственный Русский музей, Спб.
А.К. Виги. Происходит из домовой церкви Михайловского дворца. Государственный Русский музей, Спб.
Иконография земной жизни Богородицы (Рождество Богородицы)
Святая Церковь с древних времен прославляет Божию Матерь, величает Ее Высшею без сравнения всех ангелов и святых и воздает Ей особенную честь. Слава Ее была предвозвещена пророками и началась еще с младенчества. Христиане с первых времен обращались с молитвой к Пресвятой Богородице, посвящали Ей храмы и устанавливали в честь Нее праздники, в которых прославляется земная жизнь Богородицы.
В канонических Евангелиях мы Ее видим в самых важных событиях, связанных с земным путем Христа и историей нашего спасения: от Благовещения до Распятия и Воскресения. Это упоминание о Ее поступках, а чтобы понять подвиг Богородицы нужно посмотреть на Ее жизнь. О Её родителях, о Ней Самой в Священном Писании нет никакой информации, и это мы узнаем из Священного Предания. И в этом нет ничего удивительного, так как у евреев не забываются связи родства и память о многих далеких потомках. Об обстоятельствах Её рождения, введение в Иерусалимский храм известно из текста, апокрифического Протоевангелия Иакова (II в.). Историчность этого апокрифа (произведение, не вошедшее в число канонических книг ВЗ и НЗ) не безупречна, Церковь не принимает его в качестве вполне достоверного, но Предание, запечатленное в нем, пользовалось авторитетом и любовью церковного народа, и Церковь всегда видела в нем большой назидательный смысл. На основе Писания и Предания сформировались Богородичные праздники и их иконография. Эти события вошли в иконописную традицию.
В начале церковного года 8сентября/21сентября н.ст. празднуется память Рождества Пресвятой Богородицы. С этого события началась новая эпоха в истории человеческого рода. Это великий, двунадесятый, вселенский праздник установлен Церковью в глубокой древности. Проповеди на этот праздник можно находить в сочинениях святых Амвросия, Августина, Златоуста и других писателей IV века. В 4 веке равноапостольная Елена воздвигла храм в честь и память Рождества Матери Божией.
Богоматерь рождается в семье праведников, и в родословии Ее немало славных мужей Ветхого Завета. Это свидетельствует, что появление в мир чистого Сосуда Божия было подготовлено нравственным подвигом многих предшествовавших поколений. По мысли старца Паисия Святогорца, Христос пришел бы на землю и раньше, если бы раньше на земле появилась такая чистая целомудренная супружеская пара, какой были святые Иоаким и Анна. Пречистая Богородица Мария по линии отца происходила из царского рода, по матери – из рода архиерейского. Согласно церковному преданию, которое сообщает святитель Димитрий Ростовский, отец Пречистой Девы Марии св. прав. Иоаким вел свое происхождение от Давида, но не через Соломона, а через его брата Нафана, родившегося тоже от Вирсавии (2Цар.5:14; 1Пар.3:5; 14:4).
Мать Пресвятой Богородицы св. прав. Анна происходила из колена Левиина, рода Аарона. Она была дочерью священника Матфана. Женой его была Мария из рода Иудина. У них были три дочери: Мария, Совия и Анна. «Из них первою вышла замуж Мария в Вифлеем и родила Саломию; потом вышла замуж Совия, также в Вифлеем и родила Елисавету, мать Иоанна Предтечи; третья же, как мы уже сказали, мать Пресвятой Богородицы, отдана была замуж за Иоакима в страну Галилейскую, в город Назарет» (святитель Димитрий Ростовский).
Супруги Иоаким и Анна обладали и вещественным богатством, состоявшим преимущественно из крупного и мелкого скота, и богатством добродетелей. Они жили непорочно, во всем следуя заповедям Господним. На каждый праздник святая супружеская чета имела обыкновение выделять часть имения для раздачи бедным, и часть жертвовала на храм для церковных нужд. Проходил уже пятидесятый год их совместной супружеской жизни, Анна же продолжала оставаться неплодной. Оба супруга в душевной горести не переставали умолять Бога о даровании им чада. Бесчадие считалось среди иудеев наказанием за грехи, было позором, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели поношения от своих соотечественников. Каждый ветхозаветный праведник питал в душе надежду, что если не от него, то от его потомства произойдет Мессия и что если не он сам, то его потомки будут участниками славного мессианского царства.
В один великий праздник Иоаким, по обыкновению, принес в Иерусалимский храм богатые дары. И каково было его огорчение, когда первосвященник не захотел принять их. Укоряя Иоакима за неплодие, он говорил ему: «Твоих даров не следует принимать, так как ты бесчаден. Из-за каких-то тайных грехов ты не имеешь Божьего благословения». Огорченный этими словами, Иоаким удалился в пустыню к пастухам своих стад. В пустыне праведник плакал о своем бесчадии и поношении, растворяя свою скорбь молитвою, постом и надеждою.
В то время, узнав об оскорблении, нанесенному ее мужу, Анна плакала неутешно и, чтобы скрыть от домашних свою скорбь, ушла в сад, где явился ей ангел Господень (Гавриил) и возвестил, что у них родится дочь Мария, Которая будет благословенна больше всех жен. Ангел повелел Анне идти в Иерусалим, предсказав, что когда она дойдет до Золотых ворот в Иерусалиме, то встретит там своего мужа. Такое же видение было и Иоакиму.
Так праведные супруги пришли в Иерусалим и встретились у Золотых ворот. Обрадованные явлением им ангела и обнадеженные обещанием им младенца, они принесли благодарение Господу. Возвратившись в свой дом, с радостью ожидали исполнения Божественного обещания. По ангельскому благовестию святая Анна зачала Пречистую Дочь Марию Богородицу. Православная Церковь с древних времен празднует 9 декабря/22 декабря н.ст. Зачатие праведною Анною Пресвятой Богородицы.
В иконописи изображение Зачатия Богородицы представлено в нескольких вариантах:
Один вариант – это встреча (целование) Иоакима и Анны у «Золотых ворот» Иерусалима или «зачатие Анны». Эта икона находится в средней части нашего храма. Иоаким и Анна представлены в полный рост, устремленными навстречу друг другу, их руки сомкнуты в объятии, лики соприкасаются, словно в поцелуе. От объятия святых супругов веет невероятной чистотой. Икона носит сугубо интимный смысл сцены, но благодаря целомудрию образа, не кажется стыдным. Это уникальный случай, когда Церковь прославляет в красках супружескую любовь. Иконописцы создали удивительный и как бы совсем не религиозный образ супружеского единения и слияния – не только духовного, но и плотского,
в некоторых иконах за ними изображается на втором плане двуспальное ложе; а возвышающийся над ложем храм освящает эту супружескую радость своим благословением
Другой вариант, когда святая Анна держит на левой руке Богородицу в младенческом возрасте.
Рожденное дитя от престарелых, лишенных чадородия родителей было всеми признано за особый дар Божий. Пресвятая Дева Мария зачата и рождена по обетованию Божию от мужа и жены. После молитвы и благовестия от ангела они сошлись как супруги «не по плотской похоти, – писал Паисий Святогорец, – но по послушанию Богу. Поскольку зачатие Пресвятой Богородицы было без наслаждения, Она была Всечистой. Конечно, Она не была освобождена от первородного греха, как прельщено, думают паписты, потому что Она была зачата естественным образом, то есть не бессеменно. Но Ее зачатие произошло совершенно бесстрастно, именно таким образом, как Бог хотел, чтобы рождались люди». И вот наступает время, когда, по словам преподобного Иоанна Дамаскина, «природа уступает могуществу благодати». В радости и благоговении провели праведные родители 9 месяцев. Родившуюся дочь назвали «Мария или Мариам с еврейского языка значит госпожа и надежда – пишет святитель Епифаний об имени Пресвятой Богородицы, — ибо Она должна была родить Господа, Который есть чаяние языков».
Иконография праздника сложилась в X-XI веках в Византии. Существуют различные варианты композиции. Икона Рождества Божией Матери вводит в семью Иоакима и Анны, делает нас причастниками бесконечно радостному событию. В левой стороне иконы изображена святая Анна, полулежащая на высоком ложе. Лик ее выражает радость. Фигура прав. Анны, по сравнению с другими персонажами, отличается значительно более крупными размерами, тем самым возвеличивая ту, что была бесплодна, и наконец, родила Младенца. Праведная Анна сидит в позе, говорящей о безболезненности родов. Сидит на блистающем белизной ложе. Белый цвет – нерукотворный свет Царства Небесного — подчеркивает, что Зачатие и Рождество Пречистой исполнено силой благодати Духа Святого. В белые одежды облечена и Сама Богородица, сидящая на руках повивальной бабки.
В изображениях Рождества Богородицы с самого начала был важен бытописательский подход. Икона передает уклад жизни людей того времени: это рождение ребенка, процесс ухода за ним, а также традиция приносить матери дары. Действительно, рождение ребенка было радостным событием в доме каждого человека, поэтому подносили роженице разного рода подарки
Стоит обратить внимание, что на иконе Рождества Богородицы девы идут с такими дарами, как различные чаши и сосуды, и это не случайно. Эта деталь является символом Матери Божьей, которая в песнопениях и сочинениях отцов Церкви называлась «Сосудом Девства», «Вместилищем Невместимого Бога». Тем самым указывалось на грядущее воплощение Сына Божия. Характерно то, что изображения дев и служанок в данной иконографии обычно отличаются разнообразием: чем древнее икона, тем меньше на ней изображается дев, чем ближе икона по времени к нам, тем пышнее становится процессия (количество девушек увеличивается от 3 в 11-13 веке до 5-6 в более позднее время).
Перед ложем святой Анны изображаются повивальная бабка и служанки, омывающие Богородицу в купели. Омовение младенца Марии является символом чистоты и непорочности Девы Марии.
В XI веке Богородица изображается внутри купели, без пелен и одежды. Её обнаженные плечики виднеются в воде. Это пророчество будущего крещения, которое примет Христос и все его последователи. В сцене омовения обычно представлено только одна или две служанки – юные девы. Священное Предание сообщает, что праведные Иоаким и Анна с любовью и нежностью заботились о Дочери. Очень ответственно подходили к Ее воспитанию, вплоть до того, что приглашали Ей в няньки только избранных девушек.
Образ самой Приснодевы не занимает центрального места в композиции, все вокруг него, но он как бы и не причем, и этой деталью как раз подчеркивается какое-то чрезвычайное смирение Девы Марии, которая есть уже и присутствует во тут в только что новорожденной Девочке. Вот как пишет об этом инок Григорий (Круг): «На иконе праздника «Рождество Матери Божьей» Она (Богородица) изображается обычно не посредине, не занимает какого-либо центрального места, но изображается или спеленатой на руках повивальной бабки, или стоящей в купели, наполненной водой, и ожидающей омовения. Но изображение Матери Божьей на иконе этого праздника по существу является самым важным, самым значительным изображением иконы. Быть может, в этой скромности изображения Божьей Матери выразилось то, что было в Ней неизменно – полнота смирения».
В дальнейшем, на иконах часто изображается сцена у колыбели с Новорожденной. Мария изображена лежащей в люльке, её качают и над ней веют опахалом девы. Колыбель с младенцем Марией, часто изображенной в белоснежных пеленах, напоминает каменные ясли Христа в сцене Рождества Христова и воспринимается как прообраз этого грядущего события. Подтверждением этому служат тексты служб, посвященных празднику Рождества Богородицы. «Радуйся, Иоаким, Сын будет рожден Дочерью!» — пишет Иоанн Дамаскин.
Фигура Анны, идущая к ней процессия жен с дарами, и купание младенца Марии создают смысловой треугольник, они неизменны, их изображения обязательно присутствуют на иконе не зависимо от времени ее написания. Позднее, в 13 веке появляется традиция изображать фигуру праведного Иоакима. Согласно этическим нормам того времени, Иоаким не мог быть изображен где-либо в центральной части композиции: мужчина не входил на женскую половину дома в определенные моменты. Поэтому он изображался как бы вне помещения, заглядывающим через окошко,
или же в дверном проеме одной из архитектурных кулис (палат). Его фигура благоговейно устремлена к Марии. Эта деталь напоминает нам о важности рождения Дочери, ведь Она была долгожданным, вымоленным Ребенком. В 18 веке строгие ограничения в семейном быту уходят в прошлое, Иоакима начинают изображать стоящим или сидящим недалеко от ложа Анны.
Характерной деталью иконы Рождества Богородицы является изображение красной ткани, перекинутою от одной башенки к другой. Эта деталь имеет, как минимум, два значения. Во-первых, соединение ветхозаветного и новозаветного времен — своего рода мост между ними, которым явилось рождение Девы Марии. Во-вторых, показывает, что действие происходит внутри помещения, поскольку интерьер для православной иконографии не характерен.
Иконы более позднего времени (после 15 века) содержат много подробностей, рисующих живую обстановку дома праведных Иоакима и Анны. На них появляются изображения стола с принесенными дарами и угощениями, водоема, птиц. Введение этих деталей, подчеркивающих земной, человеческий строй всего изображения, несомненно, имеет глубокий смысл. Авторы иконографического сюжета преследовали цель сделать простых зрителей причастниками радостного события, которое не только некогда освятило дом праведников, но и озарило всю вселенную. Изображение фонтана, из которого пьют птицы, с изогнутыми длинными шеями и тонкими ногами напоминающие цапель, вероятно связано с сюжетом «Благовестия Анне», молившейся о рождении ребенка в саду у источника, окруженного птицами, как об этом говорится в апокрифе. Не случайно фонтан как символ плодородия изображается рядом с Анной, ведь она была той самой жаждущей пустыней, и дала плод, цветок – Богоматерь. Кроме того, вода символизирует источник жизни, а Богородица как раз и стала впоследствии этим источником.
На иконе Рождества Богородицы изображается сцена «Ласкание Марии». Дитя Мария находится на руках у своих родителей. Этот образ показывает нам, что семейные ценности заключены не просто в хороших человеческих взаимоотношениях, а напротив, глубокие человеческие взаимоотношения возникают исключительно из взаимоотношений с Богом и через Бога. Супружество Иоакима и Анны – это пример постоянной друг к другу устремленности, которая, вопреки враждебности мира, остается такой до конца жизни. Образ такой устремленности друг к другу – это образ Божественной любви.
Всё полно общей радости, возвещающей радостную весть: родилась Та, из Которой воссияло Солнце правды – Иисус Христос.
Существует икона называемая «Древо Иессеево». Эта икона — родословная Пресвятой Богородицы. Иессей – отец царя Давида, из рода которого произошел Иоаким. «Жезл из корене Иессеева» — называет Церковь Пресвятую Богородицу, а Христа – цветом от этого жезла. Здесь мы видим начальника этой родословной Иессея, лежащего на земле, из которого произрастает дерево — жизнь всего последующего рода. В храмовых росписях часто в бутонах этого дерева изображаются святые пророки и праотцы — предки Богородицы. На иконе эта иконография исполнена в сокращенном варианте, где Отроковица Мария изображена только со Своими родителями — Иоакимом и Анной.