рождественский монастырь ростов великий официальный сайт

Контакты

Рождественский монастырь с Божией помощью восстанавливается малыми силами насельниц обители во главе с игуменией Афанасией. Не обделена обитель и Богом данными благодетелями. Каждый день за богослужением возносятся молитвы за благотворителей и благоукрасителей, за всех, кто помогает древнему ростовскому монастырю.

Всем желающим помочь в возрождении Дома Пресвятой Богородицы сообщаем свой адрес и реквизиты.

Банковские реквизиты Рождества Богородицы женского монастыря г. Ростова Великого Ярославской области:
Местная религиозная организация «Рождества Богородицы женский монастырь г. Ростова Ярославской Епархии Русской Православной Церкви»

Адрес: 152151, Ярославская область, г. Ростов, ул.Советская площадь, д. 14.

Телефон: (48536) 6-35-83.

ОГРН: 1037602801807

ИНН: 7609012118

КПП: 760901001

КАЛУЖСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №8608 ПАО СБЕРБАНК

К/с: 30101810100000000612

БИК: 042908612

Р/с: 40703810977110100141

Настоятельница монастыря:

Игумения Афанасия (Силкина Анастасия Викторовна)

Телефон: 8 (48536) 6–35-83

Реставрация фресок Тихвинского храма

рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть картинку рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Картинка про рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайтПросим вас о помощи в реставрации фресок Тихвинского храма.

Источник

Настоятельницы

Имена игумений Ростовского Рождественско­го девичьего монастыря первых двух с поло­виной веков сегодня неизвестны. Лишь начи­ная с 1632 года история сохранила имена настоятельниц Ростовского девичьего монастыря. Среди игумений были выдающиеся монахини, запомнившиеся в истории обители благочестивой жизнью и особым радением об улучшении устройства монастыря, дома Пресвятой Богородицы.

Мария, упоминается под 1632 годом.

Параскева, упоминается под 1653 годом.

Марфа, упоминается под 1659 годом.

Ираида, упоминается под 1667 годом.

Наталия (Тяпкина), 1682–1722. Ее имя упомянул в своей книге «Розыск о брянской вере» святи­тель Димитрий Ростовский, ее знали ве­ликие государи Иоанн и Петр Алексееви­чи. Во время ее управления обителью, в 1680-е годы, был построен каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы, в 1715 году собор был расписан. Монахинь при игумении Наталии было 90 человек. Матушка Наталия в 1684 году обраща­лась к великим государям Иоанну и Пет­ру Алексеевичам с прошением о расшире­нии территории монастыря и получила от них жалованную грамоту. Скончалась ма­тушка Наталия 20 июля 1723 года схимницей и погребена в стенах обители, которой посвятила всю жизнь.

Досифея (Щербакова), ок. 1721 — 1725. В миру Домна Дионисьевна Щербакова (1687 — 1725), дочь московского иконопис­ца Дионисия Ильича Щербакова. Монашеский постриг приняла в 15 лет, в августе 1702 года в Ростовском Рождественском монастыре, послушание — клиросное.

Мастридия (Тихменева), наместница, 1725–1728.

Христофора, 1728–1731. 22 июля 1732 года переведена настоятельницей в Троицкий, что на Бору, девичий монастырь, расположенный рядом с Борисо-Глебским монастырем в Ростовском уезде.

Ирина (Татарова), наместница, 1732–1733.

Есфирь, наместница, 1733 — 1736. В миру Евдокия Гавриловна Золотилова (год рождения — 1682), дочь помещика Романовского уезда. Монашеский постриг приняла в 1709 году в Рождественской обители, послушание — золотошвея. В 1736 году была разжалована в рядовые старицы.

Евдоксия, 1736 — 1754. В миру Екатерина (год рождения — 1681). Дочь крестьянина села Ильинское Рос­товского уезда. В монашество пострижена в феврале 1702 года в Рождественском монасты­ре. Пела на клиросе. В сан игумении возведена в 1736 году и управляла монастырем в течение 18 лет. По ее просьбе с 1742 года ежегодно совершался крестный ход с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери в Ярославль.

Измарагда, 1754 — 1779. В миру Ирина Яковлевна Володимирцева (ро­дилась в апреле 1705 года в Ростове), дочь певчего Ростовского архиерейского дома. По­стрижена в Рождественской обители в июне 1732 года, послушание — клиросное.

Августа, 1779–1794. Произведена в игумении из монахинь Рожде­ственского монастыря 31 октября 1779 года, по ее прошению в августе 1794 года уволена с должности.

Назарета, 1794–1808. В игумении Рождественского монастыря про­изведена в августе 1794 года из монахинь Мос­ковского Вознесенского монастыря. По ее про­шению уволена от должности в марте месяце 1808 года и переведена в Московскую епархию.

Павла I (Шатилова), 1809 — 1848. В миру Прасковья Яковлевна Шатилова (1765 — 1849), из рода дворян Шатиловых. В течение двадцати двух лет она подвизалась в разных мона­стырях, прежде чем архиепископом Ан­тонием была переведена в Ростовский Богородице-Рождественский монастырь, где через год, в 1809 году, была постриже­на в монашество и менее чем через месяц возведена в сан игумении. За сорок лет своего игуменства матушка Павла много сил положила на благоустроение и благоукрашение обители: была построена ко­локольня, два двухэтажных гостиных до­ма, надстроен второй этаж над келлиями. Но главным делом ее жизни было возве­дение в обители церкви в честь Тихвин­ской иконы Божией Матери. Современ­ники игумении Павлы отмечали исклю­чительную строгость и порядок, царив­шие в обители в те годы. Награждена наперс­ным крестом. В мае 1848 года по своему прошению уволена с пенсией 28 рублей 59 копеек серебром. 15 ию­ня 1849 года в глубокой старости скончалась и погребена в Рождественском монастыре.

Павла II (Дьяконова, 1848 — 1869). В миру Прасковья Ивановна, мещанская дочь из города Мологи. С дет­ских лет воспитывалась в келлии своей предшественницы игумении Павлы Шатиловой сначала в Мологском Афанасьевском монастыре, а затем в Ростовской Рождественской обители, где в 32 года была пострижена в монашество. Через четыре года была определена на должность казначеи (по важности в жизни и деятельности монас­тыря эта должность была второй после должности игумении). 23 мая 1848 года была произведена в игумении. В игумен­ство матушки Павлы II при Рождественской обители была открыта школа грамоты для девочек из бедных семей.

Амфилохия (Политковская), 1869 — 1872. В миру Прасковья Алексеевна Политковская (1805 — 1888), дочь причетника. Воспитывалась и обучалась в ярославском Казанском девичьем монастыре. В 1830 году была определена в число послуш­ниц, а 15 августа 1850 года пострижена в мо­нашество. В течение 19 лет ее послушанием было пение на клиросе в Казанском монасты­ре. 19 июня 1869 года возведена в сан игуме­нии Рождественской обители; 22 января 1872 года перемещена на покой в ярославский Казанский монастырь.

Антония (Щепетильникова), 1872 — 1880. В миру Анна Ивановна (1828 — 1880) была доче­рью купца, потомственного почетного граж­данина Ярославля Иоанна Горшкова. Анна Иоанновна рано овдовела и с тремя детьми вернулась в родительский дом. В возрасте 35 лет Анна поступила в Рождественский монастырь. В 1872 году пострижена в монашество с именем Антония и назначена казначеей монастыря. В том же году в обители открылось вакантное местно настоя­тельницы, и сестры единогласно представили владыке кандидатуру Антонии. 30 августа 1872 года матушка Антония была возведена в сан игуме­нии. За годы ее настоятельства были отремонтированы верхний летний Рождественский собор и ниж­ний храм во имя Алексия, человека Божия, с устройством общей трапезы для сестер обители, а двухэтажный корпус вновь был переде­лан под жилые келлии. Тихвинский храм был украшен стенной живописью. Из главного настоятельского корпуса к летнему и зимнему храмам были устроены на каменных столбах глухие переходы со стеклянными окнами. Был построен новый двухэтажный корпус, в кото­ром устроено двенадцать келлий, вмещавших более пятидесяти сестер. Для монастырского духовенства (двух священников, дьякона и пса­ломщика) были куплены в собственность мо­настыря четыре деревянных дома. В обители по штату было положено 15 мона­хинь (помимо игумении и казначеи), матушка игумения внесла капитал на вечные времена еще на шесть сверхштатных монахинь. Во время управления обителью игуменией Антонией в монастыре проживало 170 сестер. Согласно их способностям все были разделены на разряды послушания: одни были певчими и приучаемые к пению (хор сестер Рождественской обители во все времена славился в епархии своим пением), другие занимались вышиванием, шитьем, третьи украшали иконы (фольгою, апплике, в серебро). По единодушному желанию всех сестер тело игумении Антонии погребено против алтаря Рождественского собора.

Мария (Чистова), 1880 — 1907. В миру Ольга Егоровна Чистова (1832 — 1907). Родилась в Ростове, в мещан­ской семье. Овдовев, отец отдал ее на воспита­ние в Ростовский Рождественский монастырь, когда ей не было пяти лет, а сам 27 февраля 1837 года принял монашеский постриг с именем Геннадий в Ростовском Богоявленском Авраамиевом монастыре (позднее был игу­меном Пошехонской Исаакиевской пустыни). В монастыре девочка обучалась чтению, пению, письму и рукоделию. Ольга рано начала петь на клиросе. В 1858 году она бы­ла определена послушницей в монастырь, где проходила клиросное послушание. 24 мая 1876 года Ольга приняла монашеский постриг с именем Мария. С 8 марта 1879 года была определена на должность казначеи. По едино­душному представлению сестер обители 29 ок­тября 1880 года была возве­дена в сан игумении. Награждена наперсным крес­том. В 1891 году за устройство помещения для Рождественской церковно-приходской школы утверждена попечительницей этой школы. Погребена за алтарем Рождественского собора.

Августа, 1907–1926 (?). Год рождения 1843. Назначена из монахинь Рождественской обители. Чин возведения мо­нахини Августы в сан игумении был совершен в Тихвинской церкви архиепископом Яро­славским и Ростовским Тихоном (Беллавиным, 1907–1913), будущим патриархом Московским и всея Руси. Она продолжала благоустройство обители на средства благотворителей. В годы ее управления обителью были проведены электричество и водопровод. Игумения была попечительницей церковно-приходской школы при Рождественской обители. На свои средства она покупала школьные пособия и другие необходимые вещи для бесплатной раздачи детям бедных родителей. Награждена золотым крестом.

Павла (Капитонова), 1997 — 2011. В миру Татьяна Ивановна Капитонова, роди­лась 12 ноября 1946 года. В 1993 году пришла послушницей в Свято-Введенский Толгский монастырь. В 1994 го­ду пострижена в иночество с именем Неофита, в 1997 году переведена настоятельницей в только что открывшийся Рождественский женский мона­стырь в Ростове. Тогда же инокиня Неофита приняла монашеский постриг с именем Павла, в честь апостола Павла, в 2001 году возведена в сан игу­мении. 30 мая 2011 года освобождена от обязанностей настоятельницы.

Источник

Возрождение

Началось возрождение Рождественского монастыря 17 февраля 1997 года, когда в стены обители вошли пять насельниц из Толгского монастыря. Перед их глазами предстала страшная картина полного запустения и разрухи.

рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть картинку рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Картинка про рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт

рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть картинку рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Картинка про рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт

рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть картинку рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Картинка про рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт

Ничего не было у первых насельниц: ни дров, ни продовольствия, ни благодетелей — одна лишь вера в помощь Матери Божией и Ростовских святых. Во всех храмах и монастырях, возвращенных Русской Православной Церкви, восстановление начиналось с очистки территории и зданий и вывоза грязи и мусора. Так было и здесь.

Поселились в одной неотапливаемой келлии. Божия Матерь послала сестрам первых помощников: увидев их усердные труды, местные жители потянулись к обители со своими дарами: кто нес картошку, кто хлеб, а кто и свою теплую одежду.

Одновременно подготовили Троицкий придел к богослужению: восстановили иконостас и заполнили его пока еще бумажными иконами, поставили песочные подсвечники, устроили аналой, приобрели богослужебные книги. В Вербное воскресенье в монастыре была совершена первая Божественная литургия.

2011 год открыл следующий этап в восстановлении монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. Он положил начало устройству жизненно важных коммуникаций. Один Господь ведает, как в течение последних трех лет при крайней скудости средств и сил были выполнены работы по устройству наружных систем водопровода и канализации, подведен подземный газопровод к монастырю и оборудовано внутреннее газоснабжение 2-х корпусов.

28 октября 2014 года, в день празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» и памяти свт. Афанасия исп., епископа Ковровского, произошло историческое событие. Был осуществлен пуск газа на объекты монастыря, которые более 600 лет отапливались только дровами и углем.

рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть картинку рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Картинка про рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт

рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть картинку рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Картинка про рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт

рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть картинку рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Картинка про рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт

Все это время не прекращается благоустройство территории обители: расчистка от мусорных завалов, металлолома и облагораживание ее цветочными посадками. Заложен небольшой монастырский сад из плодовых деревьев и ягодных кустарников, организован нехитрый монастырский огород, который уже дал первые урожаи овощей для трапезы. Одновременно с этим матушке игумении Афанасии потребовались напряженные усилия, чтобы «собрать монастырские камни и землю». За этот период были проведены все необходимые процедуры по передаче бывших келейных построек и храма в честь иконы Божией Матери Тихвинской снова в лоно обители. К настоящему времени земельный участок, на котором располагается ансамбль монастыря, юридически оформлен и передан монастырю для содержания его объектов.

На средства, выделенные правительством Ярославской области, было произведено инженерное исследование сестринского корпуса, ремонтно-реставрационные и противоаварийные работы по крыше и усилению фундамента.

Господь не оставляет Своею милостию святую обитель и посылает ей добросердечных людей. Они оказываются в ней в тот час, когда здесь трудно. В каждом уголке обители, в том, что уже сейчас здесь удалось устроить, оградить, очистить, построить, облагородить, отремонтировать, насадить, остается частичка их сердца. Сестры молятся, чтобы Господь послал им спасение, здравие и устроение их дел. Молитвы эти не остаются тщетными, ибо, по слову Спасителя: «Блаженны милостивые, яко те помилованы будут»!

Еще многое предстоит сделать, а пока очень больно видеть святыню в поругании: храмы обезглавлены и осквернены, с разрушающимися парапетами, обрушившиеся крыши. Как же хочется видеть обитель возрожденной, ожившей и обновленной! Но для того, чтобы келейные корпуса снова могли принять будущих сестер и паломников, а в древних храмах возобновились службы, требуются значительные средства на выполнение проектных и ремонтно-реставрационных работ.

Однако матушка игумения Афанасия и сестры не унывают. Не может быть, чтобы Господь забыл своих убогих, «вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их». (Лк. 18, 7) А почему медлит? Не ждет ли Он, чья душа откликнется на это святое дело и окажется благодатным орудием в Его руках в деле восстановления Дома Его и Пречистой Его Матери?!

Из опыта жизни известно, что чем почетнее и важнее строящийся объект, тем большей чести удостаивается тот, кто участвует в такой стройке. Какова же радость тому, кто строит Дом Матери Божией!

Всех, кому дороги Дом Пресвятой Богородицы и имя преподобного Сергия Радонежского, кто радеет о русской истории и православной духовности, просим откликнуться и оказать посильную помощь. Господь же сторицею вознаградит вас за участие в возрождении святой обители! Наши реквизиты.

Источник

Престольные праздники

8 сентября / 21 сентября Рождество Пресвятой Богородицы

Первый деревянный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен и освящен святителем Феодором между 1390–1394 годами. Ныне существующий каменный собор построен и освящен в 1680-е годы митрополитом Ростовским и Ярославским Ионой (1652–1690).

21 сентября /4 октября Обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1752)

Православия ревнителю и раскола искоренителю, Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, списаньми твоими буих уцеломудрил еси; цевнице духовная, Димитрие блаженне, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

В 1794 году в Рождественском соборе, на нижнем этаже, под Троицким приделом, устроен и освящен придел во имя святителя Димитрия, Ростовского чудотворца.

24 октября /6 ноября Иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» (1688)

Всех скорбящих Радосте, и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.

Скорбященский престол был освящен в 1745 году в церкви во имя святителя Николая на Подозерье.

28 октября /10 ноября Святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709)

Православия ревнителю и раскола искоренителю, Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, списаньми твоими буих уцеломудрил еси; цевнице духовная, Димитрие блаженне, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

В 1794 году в Рождественском соборе, на нижнем этаже, под Троицким приделом, устроен и освящен придел во имя святителя Димитрия, Ростовского чудотворца.

4/17 декабря Великомученицы Варвары (ок. 306)

3 декабря 1854 года в трапезной Тихвинской церкви был освящен придел во имя святителя Николая и великомученицы Варвары.

6/19 декабря Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок. 345)

Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим.

Престол во имя святителя Николая и мученицы Варвары освящен 3 декабря 1854 года в трапезной Тихвинской церкви. Храм во имя святителя Николая на Подозерье освящен в 1745 году.

17/30 марта Преподобного Алексия, человека Божия (411)

Возвысився на добродетель и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси, безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял есй я ко солнце в мире, преблажённе Алексие.

Храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, был теплым и расположен на первом этаже Рождественского собора. Впервые в монастырских документах упоминается в 1743 году.

9/22 мая Перенесение святых мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087)

Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными; днесь бо священное торжество, в пренесение честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае.

23 мая /5 июня Собор Ростово-Ярославских святых: святителей и чудотворцев Рос­товских — Леонтия, Исаии, Игнатия, Иакова, Феодора, Димитрия, Арсения; Авраамия архимандрита, Петра, царевича Ордынского, блаженного Иоанна Власатого, Милостивого, Иринарха затворника, блаженного Исидора, князя Василия; Ярославских чудотворцев — благоверных князей Василия и Константина, Феодора и чад его Давида и Константина; Переславльских чудотворцев — преподобных Никиты столпника, Даниила, благоверного князя Андрея, благоверного великого князя Александра Невского; Угличских чудотворцев — страстотерпца благоверного князя царевича Димитрия, преподобных Игнатия, Кассиана, Паисия, благоверного князя Романа; Пошехонских чудотворцев — преподобных Адриана и Севастиана, Сильвестра Обнорского, Геннадия Любимоградского и Костромского.

Тропарь святителям Ростовским, глас 4-й:

Святителие премудрии, паствы вашея учителие богопросвещеннии, веру евангельскую в людех преумноживши, любве Небесныя на земли достоподражательнии образи, люди страны Ростовския и Ярославския приобщавши спасению, служителие воистинну Божии и сопричастницы апостолов достоини явилися есте, Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре и златословесниче Российский Димитрие, Христа Бога молите о архиереех, на престоле вашем преемницех, о людех, благочестно вас почитающих, о стране нашей православней и о всей Христовой Церкви.

День Святой Троицы. Пятидесятница Тропарь, глас 8-й:

Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлеи, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбие, слава Тебе.

В1772 году в Рождественском соборе (на втором этаже) придел во имя Космы и Дамиана переосвящен во имя Живоначальной Троицы.

26 июня / 9 июля Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы

Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши, прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. Ему же молися, о Госпоже Царице Богородице, да сохранит вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет верою покланяющихся Его Божественному и Твоему пречистому образу, Дево Неискусобрачная.

Храм в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы построен в 1847 году; освя­щен 7 сентября архиепископом Ярославским и Ростовским Евгением (Казанцевым).

8/21 августа Толгской иконы Пресвятой Богородицы (1314)

Днесь светло сияет на Толге образ Твой, Пречистая Дево Богородице, и, яко солнце незаходимое, всегда верным подадеся, егоже видев на воздусе, невидимо Ангелы, яко никим держима, Преосвященный епископ града Ростова Трифон тече ко явленному светящемуся столпу огненну, и по водам, яко по суху, преиде, и молящеся Ти верно о пастве и о людех. И мы, к Тебе притекающе, зовем: Пресвятая Дево Богородице, верно Тя славящих спасай, страну нашу, архиереев и вся Российския народы от всех бед избавляй по велицей Твоей милости.

Храм в честь Толгской иконы Божией Матери был освящен 15 января 1856 года в трапезной Тихвинской церкви.

Источник

Храмы

Центральный вход в монастырь — Святые ворота расположены под Тихвинской церковью со стороны Рождественской (ныне Советской) площади. Если смотреть на обитель от этих ворот, территория ее в плане представляет собой прямоугольник, по сторонам которого расположены монастырские здания и строения. С южной стороны расположен собор Рождества Пресвятой Богородицы, с противоположной стороны от собора — Тихвинская церковь. Восточная и западная стороны монастыря застроены двухэтажными зданиями келлий. Часть сооружений монастыря не видна от Святых ворот, они расположены вокруг Рождественского собора. Самое крупное из них находится с восточной стороны, за Рождественским собором — это настоятельский корпус. Центром архитектурного ансамбля монастыря и всей жизни обители является Рождественский собор.

рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть картинку рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Картинка про рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт

рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть картинку рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Картинка про рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт

рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть картинку рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Картинка про рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт

Кирпичный собор на высоком подклете, построен 1652–1690 гг. Бесстолпный одноглавый трёхапсидный четверик с обширной одностолпной трапезной и отдельным одноглавым объёмом северного Космодамианского (с 1772 года — Троицкого) придела. В 1817 году шатровая колокольня заменена новой в стиле классицизма. В период 1700–1743 гг. в подклете устроен тёплый храм Алексия, человека Божия, с приделом Димитрия Ростовского (1794). Храм закрыт в 1926 г., передан музею, позже до 1989 года занят городским архивом. В 1960-х при реставрации восстановлено позакомарное завершение фасадов и разобрана колокольня. В 1997 году в сложном техническом состоянии передан верующим. В настоящее время в соборе ведутся реставрационные работы, требуется укрепление фундаментов. В соборе сохранились росписи 1715.

Первые три столетия собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, как и все другие строения монастыря, был деревянным. Каменное здание Рождественского собора, самое раннее сооружение в архитектурном ансамбле обители, было построено в конце XVII века. По традиции собор воздвигнут на месте древнего деревянного.

Собор был возведен митрополитом Ростовским Ионой, который в бытность свою Ростовским архиереем (1652–1690) построил не только знаменитый Архиерейский дом, ныне называемый Ростовским Кремлем, но и заменил деревянные соборы ростовских монастырей каменными.

Рождественский собор — один из наиболее стройных и живописных храмов Ростова. Основное здание в плане представляет собой четверик, увенчанный главой луковичной формы. С северной стороны к четверику примыкает придельный храм с одной главой. Он ниже основного здания и меньших размеров.

От западной стены собора идет горизонтально вытянутое здание трапезы. Особую пространственную пластичность всему комплексу придают разные уровни крыш самого храма, придела, абсид и трапезы. Стены основного здания храма завершаются декоративной аркатурой с килевидной закомарой. Ряд килевидных кокошников украшает барабаны глав четверика и придела. Высокие дымники (печные трубы) над алтарем придела и трапезы естественно входят в общий живописный образ Рождественского собора.

Сегодня купола собора и его придела покрыты белой жестью. Глава собора ук­рашена в виде чешуи благодаря особому креплению листов железа, а также звезда­ми, покрашенными охрой. Тонкие цвето­вые соотношения белых стен собора, светлых жестяных крыш, охры крестов, звезд и подзоров внизу куполов, флюге­ров на дымниках придают дополнитель­ные оттенки убранству храма. В середине XIX века купол собора был покрашен «медянкой», ярким зеленым цветом, купол придела был покрыт белой жестью. В конце XIX века купола пере­красили в синий цвет, после реставрации 1960-х годов главный купол собора украсили золотыми звездами.

В XIX веке в соборе Рождества Пресвя­той Богородицы было четыре престола: два — на первом этаже и два — на втором. Главный престол находился на втором этаже храма. С северной стороны к глав­ному храму примыкал придел во имя Живоначальной Троицы. Со времени пост­роения храма этот придел был освящен во имя мучеников Космы и Дамиана. Уже в середине XVIII века Космо-Дамиановский придел пришел в запустение. Мона­хиня Надежда, в миру Наталия, дочь стольника Ивана Андреевича Дашкова, при своей кончине завещала 1012 рублей на возобновление придела Космы и Да­миана с условием переосвящения его во имя Живоначальной Троицы. Завещание монахини Надежды с благословения Пре­освященного Афанасия было исполнено. Троицкий придел освятили в 1772 год. Иконостас в Троицком приделе был столярной работы, золоченый.

У западной стены Рождественской храма и Троицкого придела располагалась трапезная, своды которой поддерживались одним большим круглым столпом.

Главный храм был расписан в технике фрески, а Троицкий придел, трапезная и паперти украшены живописными панно, выполненными масляными красками. К росписи Рождественского собора при­ступили в 1715 году.

В храме Рождества Пресвятой Богоро­дицы алтарь отделен от помещения церк­ви каменной преградой (как в храмах Ростовского архиерейского дома и в храме Зачатия праведной Анной Пресвятой Бо­городицы в Спасо-Иаковлевском монастыре). Резьба иконостаса, устроенного в 1825 году, позолочена, а гладкие места покрыты краской бирюзового цвета. По левую сторону Царских врат была по­ставлена чудотворная Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Иконы для но­вого иконостаса написал в 1825 году масляной живописью крестьянин из этого же села Илья Егорович Сокуров. Позоло­та иконостаса выполнена московским зо­лотарем Павлом Савельевичем Волко­вым. В конце XIX века в Рождественском храме был сделан деревянный потолок, который был расписан в 1883 году.

В стене, разделяющей Рождественский храм и Троицкий придел, была дверь, ве­дущая на своды Троицкого храма, где в конце XIX века хранился архив монастыря. Из трапезы был вход в монастырскую ризницу.

На первом этаже Рождественского со­бора в XIX веке было два престола: во имя преподобного Алексия, человека Божия, и святителя Димитрия Ростовского. Планировка храма, придела и трапезы на первом этаже такая же, как и на втором.

Храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, был теплым и впервые назван в монастырских документах в 1743 году. Очевидно, теплым храмом прежде был Космо-Дамиановский при­дел, который запустел после обустройст­ва Алексиевского придела. Первоначаль­но Алексиевский храм был небольшим. В 1743 году по просьбе и на средства де­вицы Анисьи Чекиной, проживавшей в монастыре, по благословению святителя Арсения (Мацеевича), митрополита Рос­товского, площадь храма была увеличена в соответствии с планом Рождественско­го храма на втором этаже здания. Освя­щение перестроенного храма состоялось в 1744 году. Алексиевский храм имел рез­ной, деревянный, покрытый позолотой иконостас, выполненный в 1809 году.

Придел во имя святителя Димитрия находится с северной стороны от Алекси­евского храма. Придел был устроен в 1794 году, в 1849 в нем провели большие ремонтные работы, после чего придел вновь освятили.

Трапеза на первом этаже аналогична трапезе второго этажа: расположена с западной стороны храма, в центре — четырехугольный столб.

На первом этаже перед трапезой нахо­дилась кухня, где в обед и вечером трапезовали все проживавшие в обители. В 1810 году было построено крыльцо, ведущее в собор.

Над папертью, примыкающей к трапе­зе, возвышалась двухъярусная колоколь­ня. Она была построена в 1817 году в сти­ле классицизма: верхний ярус обставлен по углам колоннами, над куполом распо­ложен фонарь с небольшой главкой. Прежняя колокольня на этом месте была шатровая, очевидно, похожая на сохра­нившиеся до наших дней колокольни при Воскресенском и Иоанно-Богословском храмах Ростовского Кремля, построен­ных во второй половине XVII века митрополитом Ионой.

В Х1Х-начале XX века на колокольне Рождественского монастыря было шесть колоколов: 112 пудов 36 фунтов (колокол был куплен вместо разбитого в 1795 го­ду); 30 пудов; 15 пудов; 6 пудов, 2,5 пуда; 2 пуда. В 1889 году на средства купеческой вдовы Елизаветы Дмитриевны Мальгиной на колокольне были поставлены часы, с боем каждую четверть часа. Циферблат часов был виден с северной, западной и восточной сторон.

Каменный Рождественский собор был преемником прежних деревянных соборов, поэтому в нем находились древние иконы и церковная утварь.

Уже в конце XVIII века в стенах Рожде­ственского собора стали появляться тре­щины; их заделали, но это не решило всех проблем. Со временем возникла необхо­димость укрепить стены собора: в 1798 го­ду к стене были пристроены три мощных контрофорса. На протяжении всего XIX века появлялись все новые трещины в сводах и стенах собора. Это было связано, по всей вероятности, с деформацией грунта под основанием собора.

В середине XIX века около соборного храма стояли восемь деревянных домов-келлий, в которых жили на своем иждивении послушницы из дворян. За собором, в юго-восточном углу монастыря, были расположены хозяйственные постройки: каретный сарай, конюшня, хлев для коров, погреб, амбар, баня.

Храм в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы

рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть картинку рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Картинка про рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт

рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть картинку рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Картинка про рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт

рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть картинку рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Картинка про рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт

Второй, теплый храм монастыря был построен в 1841–1847 гг. над северными вратами Рождествен­ской обители. Он был освящен в честь Тихвинской иконы Пре­святой Богородицы. В 1851–1854 гг. к храму была пристроена трапезная с Никольско-Варваринским и Толгским приделами. Церковь представляла собой бесстолпный четверик, завершавшийся декоративным пятиглавием, с декором в русско-византийском стиле. Храм закрыт в 1926, венчание сломано.

Как сообщает описатель Рождественского монастыря протоиерей Аристарх Израилев, побудительным поводом для строительства Тихвинской церкви послужило исцеление у чудотворной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы рясофорной послушницы Амфилохии (в миру Екатерины Григорьевны Тихановской).

Екатерина Григорьевна, дочь ростовско­го купца, поступила в монастырь 29 мар­та 1829 года, при постриге в рясофор она получила имя Амфилохия. В монастыре у нее была своя келлия, расположенная рядом с Рождественским собором. 16 ию­ля 1838 года перед всенощной она крепко заснула. Когда ударил колокол, она резко соскочила с дивана, и у нее начались беспрерывные «качания» вперед-назад, повредилась речь, чуть позже отнялась левая рука, а затем, частично, и правая нога.

Болезнь продолжалась почти целый год без всяких изменений к лучшему, и послушница Амфилохия стала впадать в уныние. Однажды ей приснился сон следующего содержания: настоятельница обители игумения Павла (Шатилова) говорит ей, что она должна пойти в церковь и заказать Тихвинской иконе Божией Матери молебен с водоосвящением. На другой день Амфилохия рассказала игумении свой сон, но та не порекомендовала сразу же исполнять совет, данный во сне. Сон повторился еще дважды, после чего с благословения игумении болящую привели в храм, где священник Иоанн Ржевский совершил водосвятный молебен, во время которого над головой Амфилохии читали Евангелие. Затем больную послушницу подвели к Тихвинской иконе. Приложившись к святому образу она увидела многочисленные огненные искры, летевшие от иконы. «Качания», мучившие ее, сразу же прекратились, речь стала более внятной, а со временем она стала совсем здоровой.

Игумения Павла была свидетельницей этого чуда и задумала в благодарность Божией Матери за явленную милость воздвигнуть второй храм в обители в честь Ее Тихвинской иконы. Подготовка к строительству храма началась уже в 1840 году. Церковь была построена по проекту губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова (1770–1843).

Основной объем Тихвинского храма представляет собой высокий двусветный четверик. Здание двухэтажное. Русско-византийский стиль (его еще называют «национальный стиль») проявляется в следующих архитектурных решениях: храм пятиглавый, барабан, на котором утвержден центральный купол, больших размеров, чем барабаны и купол боковых глав, поставленных на углах здания. На барабанах глав — световые окна и аркатурно-колончатый пояс, окна храма украшены наличниками с кокошниками.

Строили Тихвинский храм Рождествен­ского монастыря крестьяне деревни Браташино братья Фаддей и Антон Тимо­феевы, по прозванию Смолины. Резной, золоченый трехъярусный иконостас вы­полнил крестьянин села Заозерья Угличского уезда Алексей Михайлович Бычков. Иконы в иконостас и настенные росписи создал штатный служитель Ярославского архиерейского дома Александр Михайло­вич Колчин. Церковь была построена на деньги мо­настыря и добровольных жертвователей. Основную часть средств обеспечил рос­товский купец Максим Михайлович Плешанов (1770–1858), известный ростов­ский благотворитель. Освящение Тихвинской церкви состоя­лось 7 сентября 1847.

В 1852 году к Тихвинской церкви с западной стороны пристроили двухэтажное здание, где на втором этаже по сторонам трапезной были освящены два придела: во имя святителя Николая и великомученицы Варвары и в честь Толгской иконы Пресвятой Богородицы. Иконостасы в каждом приделе двухъярусные, по белому фону украшены позолоченной резьбой. Своды трапезной, поддерживаемые двумя четырехугольными столбами, украшены живописью, а стены покрашены светло-голубым цветом.

В 1899 году эти два придела Тихвинского храма были украшены настенной росписью иконописцем Николаем Михайловичем Софроновым, позолота иконостасов выполнена Василием Николаевичем Москалевым.

Храм во имя святителя Николая на Подозерке

рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть картинку рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Картинка про рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт
Обиходные названия: Никола Крутая гора; Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь.

Храм святителя Николая находится ря­дом с Рождественским монастырем. Он стоит за западной стеной обители. Каменная двухпрестольная церковь была построена в 1751 г. на средства прихожан вместо старой деревянной. Основной объём храма — двухсветный одноглавый четверик с трапезной и ярусной колокольней. В храме есть придел Скорбященский. В 1930-х церковь была закрыта, сломаны завершения и колокольня. В 1998 г. храм возвращен верующим, в настоящее время восстановлен в прежних формах, освящен в 2004 г.

Предание относит основание храма во имя святителя Николая на Подозерье к домонгольскому периоду. Первоначально храм был деревянный, очевидно, за свою историю здание церкви неоднократно го­рело. Сохранилось краткое описание хра­ма в первой половине XVII века: «Храм Николы Чудотворца древян клецкий, а в храме Божие милосердие образ Николы Чудотворца на золоте». Из Никольского храма происходит Владимирская икона Пресвятой Богородицы, которую сегодня относят к числу ранних списков с чудотворной Владимирской иконы из Ростовского Успенского собора. Она датируется началом XVI века и выставлена в экспозиции Ростовского музея.

В 1744 году священник деревянного Ни­кольского храма отец Петр Андреев и ди­акон Григорий Никитин с прихожанами обратились к митрополиту Ростовскому и Ярославскому Арсению (Мацеевичу) за благословением на строительство камен­ного здания церкви. Деревянную Николь­скую церковь предусматривалось усту­пить приходу села Щугори Ростовского уезда. С благословения митрополита Арсения каменный Никольский храм с приделом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» начали стро­ить в 1745 году. Теплый придел в 1748 го­ду был освящен протопопом Успенского собора Григорием Ивановым, а строи­тельство основного храма завершили в 1751 году. 9 мая того года храм был освящен митрополитом Арсением. Летний Никольский и теплый Богородичный храмы были разделены стеклянной дверью.

В Никольском каменном храме «иконостас пятиярусный, современен строительству церкви, резной золоченый. Иконы, украшающие иконостас, отличной греческой живописи, соединяющей новый и древний вкус». В этом описании интерьера храма была особо отмечена одна икона: «За правым клиросом в резном киоте Владимирская икона Богоматери в серебряном окладе и позолоченном венце. Риза низана мелким жемчугом».

В ХIХ-начале XX века Никольский храм имел деревянную часовню, стоящую при дороге, напротив Рождественского монастыря.

В 1920-е годы Никольский храм был за­крыт. После возвращении Рождественской обители Русской Православной Церкви при наличии в монастыре двух храмов оказалось, что богослужения совершать негде. В 1999 году по просьбе игумении Павлы и сестер Никольский храм был пе­редан Богородице-Рождественской обите­ли. Трудно было узнать в том сооружении, которое получила обитель, храм XVIII века: от него остался один остов.

К концу 2003 года Никольский храм был не просто восстановлен, но, что сегодня очень важно, отреставрирован на научной основе, с соблюдением всех тре­бований по реставрации памятников ар­хитектуры. Освящение Никольского храма в 2004 году было приурочено к празднованию Собора Пресвятой Богородицы (8 января), Небесной Покровительницы и Хозяйки обители.

Никольский храм украшает резной иконостас. В резных киотах — списки особо почитавшихся в прошлые века в Рождественской обители и Никольском храме икон: Тихвинской и Владимирской икон Божией Матери, иконы святителя Николая. На стенах храма — иконы святого патриарха Тихона и святого праведного Иоанна Кронштадтского, посещавших Богородице-Рождественскую обитель. Иконы написаны в иконописной мастерской при Московской духовной академии.

рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Смотреть картинку рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Картинка про рождественский монастырь ростов великий официальный сайт. Фото рождественский монастырь ростов великий официальный сайт

В праздник Рождества Христова, 7 ян­варя 2005 года, в Никольском храме установлен ковчег с частицами мощей многих святых подвижников. Ковчег поставлен слева от алтаря, около Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. По количеству собранных святых мощей подвижников это редкостная святыня.

В первом верхнем ряду — частицы мощей святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феофана Затворника, Тихона Задонского, Игнатия Брянчанинова, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, Игнатия Богоносца, благоверного князя Константина Муромского; преподобных Германа Соловецкого, Елеазара Анзерского, Серафима Саровского и Евфросинии Полоцкой.

Во втором ряду — преподобных Антипы Валаамского и Павла Фивейского, старцев Оптинских: Амвросия, Нектария, Анатолия, Льва, Макария, Исаакия, Моисея, Анатолия, Варсонофия, Илариона, Антония, преподобных Ионы Киевского, Илариона Троекуровского; святителей Ростовских Исаии и Игнатия; великомученика и целителя Пантелеймона; преподобных Саввы Сторожевского и Варнавы Гефсиманского.

В третьем ряду — преподобных Максима Грека и Никиты Столпника; земля из склепов преподобных Александры Первоначальницы, Марфы и Елены, сестер Дивеевских; частицы святых мощей Вифлеемских младенцев, от Ирода избиенных; частицы от гроба великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, частицы мощей мученицы Татианы и мученика Евпсихия, частицы честного древа Животворящего Креста Господня и Мамврийского дуба, а также листок эвкалипта с реки Иордан.

Появление такой святыни в Рождест­венской обители — большой духовный пра­здник всей Ярославской епархии, и 11 ян­варя, в день памяти мучеников 14-ти тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, правящий архиерей епархии архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл совершил богослужение в Никольском храме Рождественского монастыря.

Небесная помощь стольких угодников Божиих, ставших Небесными покровителями возрождающейся обители, утверждает веру сестер, умножает их силы в их трудах по восстановлению древней обители посреди бушующего в страстях мира. Каждую среду у ковчега с частицами святых мощей совершается молебен с чтением акафиста Всем святым. Многие жители города, узнав о появлении в Рождественской обители новой святыни, приходят к ней с верой и молитвой, и звучат в их сердцах слова, вырезанные на крышке ковчега: «Все святые, молите Бога о нас».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *