рождественский монастырь ростов великий официальный сайт
Контакты
Рождественский монастырь с Божией помощью восстанавливается малыми силами насельниц обители во главе с игуменией Афанасией. Не обделена обитель и Богом данными благодетелями. Каждый день за богослужением возносятся молитвы за благотворителей и благоукрасителей, за всех, кто помогает древнему ростовскому монастырю.
Всем желающим помочь в возрождении Дома Пресвятой Богородицы сообщаем свой адрес и реквизиты.
Банковские реквизиты Рождества Богородицы женского монастыря г. Ростова Великого Ярославской области:
Местная религиозная организация «Рождества Богородицы женский монастырь г. Ростова Ярославской Епархии Русской Православной Церкви»
Адрес: 152151, Ярославская область, г. Ростов, ул.Советская площадь, д. 14.
Телефон: (48536) 6-35-83.
ОГРН: 1037602801807
ИНН: 7609012118
КПП: 760901001
КАЛУЖСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ №8608 ПАО СБЕРБАНК
К/с: 30101810100000000612
БИК: 042908612
Р/с: 40703810977110100141
Настоятельница монастыря:
Игумения Афанасия (Силкина Анастасия Викторовна)
Телефон: 8 (48536) 6–35-83
Реставрация фресок Тихвинского храма
Просим вас о помощи в реставрации фресок Тихвинского храма.
Настоятельницы
Имена игумений Ростовского Рождественского девичьего монастыря первых двух с половиной веков сегодня неизвестны. Лишь начиная с 1632 года история сохранила имена настоятельниц Ростовского девичьего монастыря. Среди игумений были выдающиеся монахини, запомнившиеся в истории обители благочестивой жизнью и особым радением об улучшении устройства монастыря, дома Пресвятой Богородицы.
Мария, упоминается под 1632 годом.
Параскева, упоминается под 1653 годом.
Марфа, упоминается под 1659 годом.
Ираида, упоминается под 1667 годом.
Наталия (Тяпкина), 1682–1722. Ее имя упомянул в своей книге «Розыск о брянской вере» святитель Димитрий Ростовский, ее знали великие государи Иоанн и Петр Алексеевичи. Во время ее управления обителью, в 1680-е годы, был построен каменный собор Рождества Пресвятой Богородицы, в 1715 году собор был расписан. Монахинь при игумении Наталии было 90 человек. Матушка Наталия в 1684 году обращалась к великим государям Иоанну и Петру Алексеевичам с прошением о расширении территории монастыря и получила от них жалованную грамоту. Скончалась матушка Наталия 20 июля 1723 года схимницей и погребена в стенах обители, которой посвятила всю жизнь.
Досифея (Щербакова), ок. 1721 — 1725. В миру Домна Дионисьевна Щербакова (1687 — 1725), дочь московского иконописца Дионисия Ильича Щербакова. Монашеский постриг приняла в 15 лет, в августе 1702 года в Ростовском Рождественском монастыре, послушание — клиросное.
Мастридия (Тихменева), наместница, 1725–1728.
Христофора, 1728–1731. 22 июля 1732 года переведена настоятельницей в Троицкий, что на Бору, девичий монастырь, расположенный рядом с Борисо-Глебским монастырем в Ростовском уезде.
Ирина (Татарова), наместница, 1732–1733.
Есфирь, наместница, 1733 — 1736. В миру Евдокия Гавриловна Золотилова (год рождения — 1682), дочь помещика Романовского уезда. Монашеский постриг приняла в 1709 году в Рождественской обители, послушание — золотошвея. В 1736 году была разжалована в рядовые старицы.
Евдоксия, 1736 — 1754. В миру Екатерина (год рождения — 1681). Дочь крестьянина села Ильинское Ростовского уезда. В монашество пострижена в феврале 1702 года в Рождественском монастыре. Пела на клиросе. В сан игумении возведена в 1736 году и управляла монастырем в течение 18 лет. По ее просьбе с 1742 года ежегодно совершался крестный ход с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери в Ярославль.
Измарагда, 1754 — 1779. В миру Ирина Яковлевна Володимирцева (родилась в апреле 1705 года в Ростове), дочь певчего Ростовского архиерейского дома. Пострижена в Рождественской обители в июне 1732 года, послушание — клиросное.
Августа, 1779–1794. Произведена в игумении из монахинь Рождественского монастыря 31 октября 1779 года, по ее прошению в августе 1794 года уволена с должности.
Назарета, 1794–1808. В игумении Рождественского монастыря произведена в августе 1794 года из монахинь Московского Вознесенского монастыря. По ее прошению уволена от должности в марте месяце 1808 года и переведена в Московскую епархию.
Павла I (Шатилова), 1809 — 1848. В миру Прасковья Яковлевна Шатилова (1765 — 1849), из рода дворян Шатиловых. В течение двадцати двух лет она подвизалась в разных монастырях, прежде чем архиепископом Антонием была переведена в Ростовский Богородице-Рождественский монастырь, где через год, в 1809 году, была пострижена в монашество и менее чем через месяц возведена в сан игумении. За сорок лет своего игуменства матушка Павла много сил положила на благоустроение и благоукрашение обители: была построена колокольня, два двухэтажных гостиных дома, надстроен второй этаж над келлиями. Но главным делом ее жизни было возведение в обители церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Современники игумении Павлы отмечали исключительную строгость и порядок, царившие в обители в те годы. Награждена наперсным крестом. В мае 1848 года по своему прошению уволена с пенсией 28 рублей 59 копеек серебром. 15 июня 1849 года в глубокой старости скончалась и погребена в Рождественском монастыре.
Павла II (Дьяконова, 1848 — 1869). В миру Прасковья Ивановна, мещанская дочь из города Мологи. С детских лет воспитывалась в келлии своей предшественницы игумении Павлы Шатиловой сначала в Мологском Афанасьевском монастыре, а затем в Ростовской Рождественской обители, где в 32 года была пострижена в монашество. Через четыре года была определена на должность казначеи (по важности в жизни и деятельности монастыря эта должность была второй после должности игумении). 23 мая 1848 года была произведена в игумении. В игуменство матушки Павлы II при Рождественской обители была открыта школа грамоты для девочек из бедных семей.
Амфилохия (Политковская), 1869 — 1872. В миру Прасковья Алексеевна Политковская (1805 — 1888), дочь причетника. Воспитывалась и обучалась в ярославском Казанском девичьем монастыре. В 1830 году была определена в число послушниц, а 15 августа 1850 года пострижена в монашество. В течение 19 лет ее послушанием было пение на клиросе в Казанском монастыре. 19 июня 1869 года возведена в сан игумении Рождественской обители; 22 января 1872 года перемещена на покой в ярославский Казанский монастырь.
Антония (Щепетильникова), 1872 — 1880. В миру Анна Ивановна (1828 — 1880) была дочерью купца, потомственного почетного гражданина Ярославля Иоанна Горшкова. Анна Иоанновна рано овдовела и с тремя детьми вернулась в родительский дом. В возрасте 35 лет Анна поступила в Рождественский монастырь. В 1872 году пострижена в монашество с именем Антония и назначена казначеей монастыря. В том же году в обители открылось вакантное местно настоятельницы, и сестры единогласно представили владыке кандидатуру Антонии. 30 августа 1872 года матушка Антония была возведена в сан игумении. За годы ее настоятельства были отремонтированы верхний летний Рождественский собор и нижний храм во имя Алексия, человека Божия, с устройством общей трапезы для сестер обители, а двухэтажный корпус вновь был переделан под жилые келлии. Тихвинский храм был украшен стенной живописью. Из главного настоятельского корпуса к летнему и зимнему храмам были устроены на каменных столбах глухие переходы со стеклянными окнами. Был построен новый двухэтажный корпус, в котором устроено двенадцать келлий, вмещавших более пятидесяти сестер. Для монастырского духовенства (двух священников, дьякона и псаломщика) были куплены в собственность монастыря четыре деревянных дома. В обители по штату было положено 15 монахинь (помимо игумении и казначеи), матушка игумения внесла капитал на вечные времена еще на шесть сверхштатных монахинь. Во время управления обителью игуменией Антонией в монастыре проживало 170 сестер. Согласно их способностям все были разделены на разряды послушания: одни были певчими и приучаемые к пению (хор сестер Рождественской обители во все времена славился в епархии своим пением), другие занимались вышиванием, шитьем, третьи украшали иконы (фольгою, апплике, в серебро). По единодушному желанию всех сестер тело игумении Антонии погребено против алтаря Рождественского собора.
Мария (Чистова), 1880 — 1907. В миру Ольга Егоровна Чистова (1832 — 1907). Родилась в Ростове, в мещанской семье. Овдовев, отец отдал ее на воспитание в Ростовский Рождественский монастырь, когда ей не было пяти лет, а сам 27 февраля 1837 года принял монашеский постриг с именем Геннадий в Ростовском Богоявленском Авраамиевом монастыре (позднее был игуменом Пошехонской Исаакиевской пустыни). В монастыре девочка обучалась чтению, пению, письму и рукоделию. Ольга рано начала петь на клиросе. В 1858 году она была определена послушницей в монастырь, где проходила клиросное послушание. 24 мая 1876 года Ольга приняла монашеский постриг с именем Мария. С 8 марта 1879 года была определена на должность казначеи. По единодушному представлению сестер обители 29 октября 1880 года была возведена в сан игумении. Награждена наперсным крестом. В 1891 году за устройство помещения для Рождественской церковно-приходской школы утверждена попечительницей этой школы. Погребена за алтарем Рождественского собора.
Августа, 1907–1926 (?). Год рождения 1843. Назначена из монахинь Рождественской обители. Чин возведения монахини Августы в сан игумении был совершен в Тихвинской церкви архиепископом Ярославским и Ростовским Тихоном (Беллавиным, 1907–1913), будущим патриархом Московским и всея Руси. Она продолжала благоустройство обители на средства благотворителей. В годы ее управления обителью были проведены электричество и водопровод. Игумения была попечительницей церковно-приходской школы при Рождественской обители. На свои средства она покупала школьные пособия и другие необходимые вещи для бесплатной раздачи детям бедных родителей. Награждена золотым крестом.
Павла (Капитонова), 1997 — 2011. В миру Татьяна Ивановна Капитонова, родилась 12 ноября 1946 года. В 1993 году пришла послушницей в Свято-Введенский Толгский монастырь. В 1994 году пострижена в иночество с именем Неофита, в 1997 году переведена настоятельницей в только что открывшийся Рождественский женский монастырь в Ростове. Тогда же инокиня Неофита приняла монашеский постриг с именем Павла, в честь апостола Павла, в 2001 году возведена в сан игумении. 30 мая 2011 года освобождена от обязанностей настоятельницы.
Возрождение
Началось возрождение Рождественского монастыря 17 февраля 1997 года, когда в стены обители вошли пять насельниц из Толгского монастыря. Перед их глазами предстала страшная картина полного запустения и разрухи.
Ничего не было у первых насельниц: ни дров, ни продовольствия, ни благодетелей — одна лишь вера в помощь Матери Божией и Ростовских святых. Во всех храмах и монастырях, возвращенных Русской Православной Церкви, восстановление начиналось с очистки территории и зданий и вывоза грязи и мусора. Так было и здесь.
Поселились в одной неотапливаемой келлии. Божия Матерь послала сестрам первых помощников: увидев их усердные труды, местные жители потянулись к обители со своими дарами: кто нес картошку, кто хлеб, а кто и свою теплую одежду.
Одновременно подготовили Троицкий придел к богослужению: восстановили иконостас и заполнили его пока еще бумажными иконами, поставили песочные подсвечники, устроили аналой, приобрели богослужебные книги. В Вербное воскресенье в монастыре была совершена первая Божественная литургия.
2011 год открыл следующий этап в восстановлении монастыря Рождества Пресвятой Богородицы. Он положил начало устройству жизненно важных коммуникаций. Один Господь ведает, как в течение последних трех лет при крайней скудости средств и сил были выполнены работы по устройству наружных систем водопровода и канализации, подведен подземный газопровод к монастырю и оборудовано внутреннее газоснабжение 2-х корпусов.
28 октября 2014 года, в день празднования иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» и памяти свт. Афанасия исп., епископа Ковровского, произошло историческое событие. Был осуществлен пуск газа на объекты монастыря, которые более 600 лет отапливались только дровами и углем.
Все это время не прекращается благоустройство территории обители: расчистка от мусорных завалов, металлолома и облагораживание ее цветочными посадками. Заложен небольшой монастырский сад из плодовых деревьев и ягодных кустарников, организован нехитрый монастырский огород, который уже дал первые урожаи овощей для трапезы. Одновременно с этим матушке игумении Афанасии потребовались напряженные усилия, чтобы «собрать монастырские камни и землю». За этот период были проведены все необходимые процедуры по передаче бывших келейных построек и храма в честь иконы Божией Матери Тихвинской снова в лоно обители. К настоящему времени земельный участок, на котором располагается ансамбль монастыря, юридически оформлен и передан монастырю для содержания его объектов.
На средства, выделенные правительством Ярославской области, было произведено инженерное исследование сестринского корпуса, ремонтно-реставрационные и противоаварийные работы по крыше и усилению фундамента.
Господь не оставляет Своею милостию святую обитель и посылает ей добросердечных людей. Они оказываются в ней в тот час, когда здесь трудно. В каждом уголке обители, в том, что уже сейчас здесь удалось устроить, оградить, очистить, построить, облагородить, отремонтировать, насадить, остается частичка их сердца. Сестры молятся, чтобы Господь послал им спасение, здравие и устроение их дел. Молитвы эти не остаются тщетными, ибо, по слову Спасителя: «Блаженны милостивые, яко те помилованы будут»!
Еще многое предстоит сделать, а пока очень больно видеть святыню в поругании: храмы обезглавлены и осквернены, с разрушающимися парапетами, обрушившиеся крыши. Как же хочется видеть обитель возрожденной, ожившей и обновленной! Но для того, чтобы келейные корпуса снова могли принять будущих сестер и паломников, а в древних храмах возобновились службы, требуются значительные средства на выполнение проектных и ремонтно-реставрационных работ.
Однако матушка игумения Афанасия и сестры не унывают. Не может быть, чтобы Господь забыл своих убогих, «вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их». (Лк. 18, 7) А почему медлит? Не ждет ли Он, чья душа откликнется на это святое дело и окажется благодатным орудием в Его руках в деле восстановления Дома Его и Пречистой Его Матери?!
Из опыта жизни известно, что чем почетнее и важнее строящийся объект, тем большей чести удостаивается тот, кто участвует в такой стройке. Какова же радость тому, кто строит Дом Матери Божией!
Всех, кому дороги Дом Пресвятой Богородицы и имя преподобного Сергия Радонежского, кто радеет о русской истории и православной духовности, просим откликнуться и оказать посильную помощь. Господь же сторицею вознаградит вас за участие в возрождении святой обители! Наши реквизиты.
Престольные праздники
8 сентября / 21 сентября Рождество Пресвятой Богородицы
Первый деревянный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы был построен и освящен святителем Феодором между 1390–1394 годами. Ныне существующий каменный собор построен и освящен в 1680-е годы митрополитом Ростовским и Ярославским Ионой (1652–1690).
21 сентября /4 октября Обретение мощей святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1752)
Православия ревнителю и раскола искоренителю, Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, списаньми твоими буих уцеломудрил еси; цевнице духовная, Димитрие блаженне, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
В 1794 году в Рождественском соборе, на нижнем этаже, под Троицким приделом, устроен и освящен придел во имя святителя Димитрия, Ростовского чудотворца.
24 октября /6 ноября Иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» (1688)
Всех скорбящих Радосте, и обидимых заступнице, и алчущих питательнице, странных утешение, обуреваемых пристанище, больных посещение, немощных покрове и заступнице, жезле старости, Мати Бога Вышняго Ты еси, Пречистая: потщися, молимся, спастися рабом Твоим.
Скорбященский престол был освящен в 1745 году в церкви во имя святителя Николая на Подозерье.
28 октября /10 ноября Святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709)
Православия ревнителю и раскола искоренителю, Российский целебниче и новый к Богу молитвенниче, списаньми твоими буих уцеломудрил еси; цевнице духовная, Димитрие блаженне, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
В 1794 году в Рождественском соборе, на нижнем этаже, под Троицким приделом, устроен и освящен придел во имя святителя Димитрия, Ростовского чудотворца.
4/17 декабря Великомученицы Варвары (ок. 306)
3 декабря 1854 года в трапезной Тихвинской церкви был освящен придел во имя святителя Николая и великомученицы Варвары.
6/19 декабря Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца (ок. 345)
Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему яже вещей истина; сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая, отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим.
Престол во имя святителя Николая и мученицы Варвары освящен 3 декабря 1854 года в трапезной Тихвинской церкви. Храм во имя святителя Николая на Подозерье освящен в 1745 году.
17/30 марта Преподобного Алексия, человека Божия (411)
Возвысився на добродетель и ум очистив, к желанному и крайнему достигл еси, безстрастием же украсив житие твое, и пощение изрядное восприим совестию чистою, в молитвах яко безплотен пребывая, возсиял есй я ко солнце в мире, преблажённе Алексие.
Храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, был теплым и расположен на первом этаже Рождественского собора. Впервые в монастырских документах упоминается в 1743 году.
9/22 мая Перенесение святых мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (1087)
Приспе день светлаго торжества, град Барский радуется, и с ним вселенная вся ликовствует песньми и пеньми духовными; днесь бо священное торжество, в пренесение честных и многоцелебных мощей святителя и чудотворца Николая, якоже солнце незаходимое возсия светозарными лучами, разгоняя тьму искушений же и бед от вопиющих верно: спасай нас, яко предстатель наш, великий Николае.
23 мая /5 июня Собор Ростово-Ярославских святых: святителей и чудотворцев Ростовских — Леонтия, Исаии, Игнатия, Иакова, Феодора, Димитрия, Арсения; Авраамия архимандрита, Петра, царевича Ордынского, блаженного Иоанна Власатого, Милостивого, Иринарха затворника, блаженного Исидора, князя Василия; Ярославских чудотворцев — благоверных князей Василия и Константина, Феодора и чад его Давида и Константина; Переславльских чудотворцев — преподобных Никиты столпника, Даниила, благоверного князя Андрея, благоверного великого князя Александра Невского; Угличских чудотворцев — страстотерпца благоверного князя царевича Димитрия, преподобных Игнатия, Кассиана, Паисия, благоверного князя Романа; Пошехонских чудотворцев — преподобных Адриана и Севастиана, Сильвестра Обнорского, Геннадия Любимоградского и Костромского.
Тропарь святителям Ростовским, глас 4-й:
Святителие премудрии, паствы вашея учителие богопросвещеннии, веру евангельскую в людех преумноживши, любве Небесныя на земли достоподражательнии образи, люди страны Ростовския и Ярославския приобщавши спасению, служителие воистинну Божии и сопричастницы апостолов достоини явилися есте, Леонтие священномучениче, Исаие, Игнатие, Иакове, Феодоре и златословесниче Российский Димитрие, Христа Бога молите о архиереех, на престоле вашем преемницех, о людех, благочестно вас почитающих, о стране нашей православней и о всей Христовой Церкви.
День Святой Троицы. Пятидесятница Тропарь, глас 8-й:
Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлеи, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбие, слава Тебе.
В1772 году в Рождественском соборе (на втором этаже) придел во имя Космы и Дамиана переосвящен во имя Живоначальной Троицы.
26 июня / 9 июля Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы
Днесь, яко солнце пресветлое, возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божественный свыше благоговейне восприемши, прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. Ему же молися, о Госпоже Царице Богородице, да сохранит вся грады и страны христианския невредимы от всех навет вражиих, и спасет верою покланяющихся Его Божественному и Твоему пречистому образу, Дево Неискусобрачная.
Храм в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы построен в 1847 году; освящен 7 сентября архиепископом Ярославским и Ростовским Евгением (Казанцевым).
8/21 августа Толгской иконы Пресвятой Богородицы (1314)
Днесь светло сияет на Толге образ Твой, Пречистая Дево Богородице, и, яко солнце незаходимое, всегда верным подадеся, егоже видев на воздусе, невидимо Ангелы, яко никим держима, Преосвященный епископ града Ростова Трифон тече ко явленному светящемуся столпу огненну, и по водам, яко по суху, преиде, и молящеся Ти верно о пастве и о людех. И мы, к Тебе притекающе, зовем: Пресвятая Дево Богородице, верно Тя славящих спасай, страну нашу, архиереев и вся Российския народы от всех бед избавляй по велицей Твоей милости.
Храм в честь Толгской иконы Божией Матери был освящен 15 января 1856 года в трапезной Тихвинской церкви.
Храмы
Центральный вход в монастырь — Святые ворота расположены под Тихвинской церковью со стороны Рождественской (ныне Советской) площади. Если смотреть на обитель от этих ворот, территория ее в плане представляет собой прямоугольник, по сторонам которого расположены монастырские здания и строения. С южной стороны расположен собор Рождества Пресвятой Богородицы, с противоположной стороны от собора — Тихвинская церковь. Восточная и западная стороны монастыря застроены двухэтажными зданиями келлий. Часть сооружений монастыря не видна от Святых ворот, они расположены вокруг Рождественского собора. Самое крупное из них находится с восточной стороны, за Рождественским собором — это настоятельский корпус. Центром архитектурного ансамбля монастыря и всей жизни обители является Рождественский собор.
Кирпичный собор на высоком подклете, построен 1652–1690 гг. Бесстолпный одноглавый трёхапсидный четверик с обширной одностолпной трапезной и отдельным одноглавым объёмом северного Космодамианского (с 1772 года — Троицкого) придела. В 1817 году шатровая колокольня заменена новой в стиле классицизма. В период 1700–1743 гг. в подклете устроен тёплый храм Алексия, человека Божия, с приделом Димитрия Ростовского (1794). Храм закрыт в 1926 г., передан музею, позже до 1989 года занят городским архивом. В 1960-х при реставрации восстановлено позакомарное завершение фасадов и разобрана колокольня. В 1997 году в сложном техническом состоянии передан верующим. В настоящее время в соборе ведутся реставрационные работы, требуется укрепление фундаментов. В соборе сохранились росписи 1715.
Первые три столетия собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы, как и все другие строения монастыря, был деревянным. Каменное здание Рождественского собора, самое раннее сооружение в архитектурном ансамбле обители, было построено в конце XVII века. По традиции собор воздвигнут на месте древнего деревянного.
Собор был возведен митрополитом Ростовским Ионой, который в бытность свою Ростовским архиереем (1652–1690) построил не только знаменитый Архиерейский дом, ныне называемый Ростовским Кремлем, но и заменил деревянные соборы ростовских монастырей каменными.
Рождественский собор — один из наиболее стройных и живописных храмов Ростова. Основное здание в плане представляет собой четверик, увенчанный главой луковичной формы. С северной стороны к четверику примыкает придельный храм с одной главой. Он ниже основного здания и меньших размеров.
От западной стены собора идет горизонтально вытянутое здание трапезы. Особую пространственную пластичность всему комплексу придают разные уровни крыш самого храма, придела, абсид и трапезы. Стены основного здания храма завершаются декоративной аркатурой с килевидной закомарой. Ряд килевидных кокошников украшает барабаны глав четверика и придела. Высокие дымники (печные трубы) над алтарем придела и трапезы естественно входят в общий живописный образ Рождественского собора.
Сегодня купола собора и его придела покрыты белой жестью. Глава собора украшена в виде чешуи благодаря особому креплению листов железа, а также звездами, покрашенными охрой. Тонкие цветовые соотношения белых стен собора, светлых жестяных крыш, охры крестов, звезд и подзоров внизу куполов, флюгеров на дымниках придают дополнительные оттенки убранству храма. В середине XIX века купол собора был покрашен «медянкой», ярким зеленым цветом, купол придела был покрыт белой жестью. В конце XIX века купола перекрасили в синий цвет, после реставрации 1960-х годов главный купол собора украсили золотыми звездами.
В XIX веке в соборе Рождества Пресвятой Богородицы было четыре престола: два — на первом этаже и два — на втором. Главный престол находился на втором этаже храма. С северной стороны к главному храму примыкал придел во имя Живоначальной Троицы. Со времени построения храма этот придел был освящен во имя мучеников Космы и Дамиана. Уже в середине XVIII века Космо-Дамиановский придел пришел в запустение. Монахиня Надежда, в миру Наталия, дочь стольника Ивана Андреевича Дашкова, при своей кончине завещала 1012 рублей на возобновление придела Космы и Дамиана с условием переосвящения его во имя Живоначальной Троицы. Завещание монахини Надежды с благословения Преосвященного Афанасия было исполнено. Троицкий придел освятили в 1772 год. Иконостас в Троицком приделе был столярной работы, золоченый.
У западной стены Рождественской храма и Троицкого придела располагалась трапезная, своды которой поддерживались одним большим круглым столпом.
Главный храм был расписан в технике фрески, а Троицкий придел, трапезная и паперти украшены живописными панно, выполненными масляными красками. К росписи Рождественского собора приступили в 1715 году.
В храме Рождества Пресвятой Богородицы алтарь отделен от помещения церкви каменной преградой (как в храмах Ростовского архиерейского дома и в храме Зачатия праведной Анной Пресвятой Богородицы в Спасо-Иаковлевском монастыре). Резьба иконостаса, устроенного в 1825 году, позолочена, а гладкие места покрыты краской бирюзового цвета. По левую сторону Царских врат была поставлена чудотворная Тихвинская икона Пресвятой Богородицы. Иконы для нового иконостаса написал в 1825 году масляной живописью крестьянин из этого же села Илья Егорович Сокуров. Позолота иконостаса выполнена московским золотарем Павлом Савельевичем Волковым. В конце XIX века в Рождественском храме был сделан деревянный потолок, который был расписан в 1883 году.
В стене, разделяющей Рождественский храм и Троицкий придел, была дверь, ведущая на своды Троицкого храма, где в конце XIX века хранился архив монастыря. Из трапезы был вход в монастырскую ризницу.
На первом этаже Рождественского собора в XIX веке было два престола: во имя преподобного Алексия, человека Божия, и святителя Димитрия Ростовского. Планировка храма, придела и трапезы на первом этаже такая же, как и на втором.
Храм во имя преподобного Алексия, человека Божия, был теплым и впервые назван в монастырских документах в 1743 году. Очевидно, теплым храмом прежде был Космо-Дамиановский придел, который запустел после обустройства Алексиевского придела. Первоначально Алексиевский храм был небольшим. В 1743 году по просьбе и на средства девицы Анисьи Чекиной, проживавшей в монастыре, по благословению святителя Арсения (Мацеевича), митрополита Ростовского, площадь храма была увеличена в соответствии с планом Рождественского храма на втором этаже здания. Освящение перестроенного храма состоялось в 1744 году. Алексиевский храм имел резной, деревянный, покрытый позолотой иконостас, выполненный в 1809 году.
Придел во имя святителя Димитрия находится с северной стороны от Алексиевского храма. Придел был устроен в 1794 году, в 1849 в нем провели большие ремонтные работы, после чего придел вновь освятили.
Трапеза на первом этаже аналогична трапезе второго этажа: расположена с западной стороны храма, в центре — четырехугольный столб.
На первом этаже перед трапезой находилась кухня, где в обед и вечером трапезовали все проживавшие в обители. В 1810 году было построено крыльцо, ведущее в собор.
Над папертью, примыкающей к трапезе, возвышалась двухъярусная колокольня. Она была построена в 1817 году в стиле классицизма: верхний ярус обставлен по углам колоннами, над куполом расположен фонарь с небольшой главкой. Прежняя колокольня на этом месте была шатровая, очевидно, похожая на сохранившиеся до наших дней колокольни при Воскресенском и Иоанно-Богословском храмах Ростовского Кремля, построенных во второй половине XVII века митрополитом Ионой.
В Х1Х-начале XX века на колокольне Рождественского монастыря было шесть колоколов: 112 пудов 36 фунтов (колокол был куплен вместо разбитого в 1795 году); 30 пудов; 15 пудов; 6 пудов, 2,5 пуда; 2 пуда. В 1889 году на средства купеческой вдовы Елизаветы Дмитриевны Мальгиной на колокольне были поставлены часы, с боем каждую четверть часа. Циферблат часов был виден с северной, западной и восточной сторон.
Каменный Рождественский собор был преемником прежних деревянных соборов, поэтому в нем находились древние иконы и церковная утварь.
Уже в конце XVIII века в стенах Рождественского собора стали появляться трещины; их заделали, но это не решило всех проблем. Со временем возникла необходимость укрепить стены собора: в 1798 году к стене были пристроены три мощных контрофорса. На протяжении всего XIX века появлялись все новые трещины в сводах и стенах собора. Это было связано, по всей вероятности, с деформацией грунта под основанием собора.
В середине XIX века около соборного храма стояли восемь деревянных домов-келлий, в которых жили на своем иждивении послушницы из дворян. За собором, в юго-восточном углу монастыря, были расположены хозяйственные постройки: каретный сарай, конюшня, хлев для коров, погреб, амбар, баня.
Храм в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы
Второй, теплый храм монастыря был построен в 1841–1847 гг. над северными вратами Рождественской обители. Он был освящен в честь Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. В 1851–1854 гг. к храму была пристроена трапезная с Никольско-Варваринским и Толгским приделами. Церковь представляла собой бесстолпный четверик, завершавшийся декоративным пятиглавием, с декором в русско-византийском стиле. Храм закрыт в 1926, венчание сломано.
Как сообщает описатель Рождественского монастыря протоиерей Аристарх Израилев, побудительным поводом для строительства Тихвинской церкви послужило исцеление у чудотворной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы рясофорной послушницы Амфилохии (в миру Екатерины Григорьевны Тихановской).
Екатерина Григорьевна, дочь ростовского купца, поступила в монастырь 29 марта 1829 года, при постриге в рясофор она получила имя Амфилохия. В монастыре у нее была своя келлия, расположенная рядом с Рождественским собором. 16 июля 1838 года перед всенощной она крепко заснула. Когда ударил колокол, она резко соскочила с дивана, и у нее начались беспрерывные «качания» вперед-назад, повредилась речь, чуть позже отнялась левая рука, а затем, частично, и правая нога.
Болезнь продолжалась почти целый год без всяких изменений к лучшему, и послушница Амфилохия стала впадать в уныние. Однажды ей приснился сон следующего содержания: настоятельница обители игумения Павла (Шатилова) говорит ей, что она должна пойти в церковь и заказать Тихвинской иконе Божией Матери молебен с водоосвящением. На другой день Амфилохия рассказала игумении свой сон, но та не порекомендовала сразу же исполнять совет, данный во сне. Сон повторился еще дважды, после чего с благословения игумении болящую привели в храм, где священник Иоанн Ржевский совершил водосвятный молебен, во время которого над головой Амфилохии читали Евангелие. Затем больную послушницу подвели к Тихвинской иконе. Приложившись к святому образу она увидела многочисленные огненные искры, летевшие от иконы. «Качания», мучившие ее, сразу же прекратились, речь стала более внятной, а со временем она стала совсем здоровой.
Игумения Павла была свидетельницей этого чуда и задумала в благодарность Божией Матери за явленную милость воздвигнуть второй храм в обители в честь Ее Тихвинской иконы. Подготовка к строительству храма началась уже в 1840 году. Церковь была построена по проекту губернского архитектора Петра Яковлевича Панькова (1770–1843).
Основной объем Тихвинского храма представляет собой высокий двусветный четверик. Здание двухэтажное. Русско-византийский стиль (его еще называют «национальный стиль») проявляется в следующих архитектурных решениях: храм пятиглавый, барабан, на котором утвержден центральный купол, больших размеров, чем барабаны и купол боковых глав, поставленных на углах здания. На барабанах глав — световые окна и аркатурно-колончатый пояс, окна храма украшены наличниками с кокошниками.
Строили Тихвинский храм Рождественского монастыря крестьяне деревни Браташино братья Фаддей и Антон Тимофеевы, по прозванию Смолины. Резной, золоченый трехъярусный иконостас выполнил крестьянин села Заозерья Угличского уезда Алексей Михайлович Бычков. Иконы в иконостас и настенные росписи создал штатный служитель Ярославского архиерейского дома Александр Михайлович Колчин. Церковь была построена на деньги монастыря и добровольных жертвователей. Основную часть средств обеспечил ростовский купец Максим Михайлович Плешанов (1770–1858), известный ростовский благотворитель. Освящение Тихвинской церкви состоялось 7 сентября 1847.
В 1852 году к Тихвинской церкви с западной стороны пристроили двухэтажное здание, где на втором этаже по сторонам трапезной были освящены два придела: во имя святителя Николая и великомученицы Варвары и в честь Толгской иконы Пресвятой Богородицы. Иконостасы в каждом приделе двухъярусные, по белому фону украшены позолоченной резьбой. Своды трапезной, поддерживаемые двумя четырехугольными столбами, украшены живописью, а стены покрашены светло-голубым цветом.
В 1899 году эти два придела Тихвинского храма были украшены настенной росписью иконописцем Николаем Михайловичем Софроновым, позолота иконостасов выполнена Василием Николаевичем Москалевым.
Храм во имя святителя Николая на Подозерке
Обиходные названия: Никола Крутая гора; Никольская церковь; Николаевская церковь; Николы церковь; Николы Угодника церковь; Николая Мирликийского церковь; Свято-Никольская церковь; Святоникольская церковь.
Храм святителя Николая находится рядом с Рождественским монастырем. Он стоит за западной стеной обители. Каменная двухпрестольная церковь была построена в 1751 г. на средства прихожан вместо старой деревянной. Основной объём храма — двухсветный одноглавый четверик с трапезной и ярусной колокольней. В храме есть придел Скорбященский. В 1930-х церковь была закрыта, сломаны завершения и колокольня. В 1998 г. храм возвращен верующим, в настоящее время восстановлен в прежних формах, освящен в 2004 г.
Предание относит основание храма во имя святителя Николая на Подозерье к домонгольскому периоду. Первоначально храм был деревянный, очевидно, за свою историю здание церкви неоднократно горело. Сохранилось краткое описание храма в первой половине XVII века: «Храм Николы Чудотворца древян клецкий, а в храме Божие милосердие образ Николы Чудотворца на золоте». Из Никольского храма происходит Владимирская икона Пресвятой Богородицы, которую сегодня относят к числу ранних списков с чудотворной Владимирской иконы из Ростовского Успенского собора. Она датируется началом XVI века и выставлена в экспозиции Ростовского музея.
В 1744 году священник деревянного Никольского храма отец Петр Андреев и диакон Григорий Никитин с прихожанами обратились к митрополиту Ростовскому и Ярославскому Арсению (Мацеевичу) за благословением на строительство каменного здания церкви. Деревянную Никольскую церковь предусматривалось уступить приходу села Щугори Ростовского уезда. С благословения митрополита Арсения каменный Никольский храм с приделом в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» начали строить в 1745 году. Теплый придел в 1748 году был освящен протопопом Успенского собора Григорием Ивановым, а строительство основного храма завершили в 1751 году. 9 мая того года храм был освящен митрополитом Арсением. Летний Никольский и теплый Богородичный храмы были разделены стеклянной дверью.
В Никольском каменном храме «иконостас пятиярусный, современен строительству церкви, резной золоченый. Иконы, украшающие иконостас, отличной греческой живописи, соединяющей новый и древний вкус». В этом описании интерьера храма была особо отмечена одна икона: «За правым клиросом в резном киоте Владимирская икона Богоматери в серебряном окладе и позолоченном венце. Риза низана мелким жемчугом».
В ХIХ-начале XX века Никольский храм имел деревянную часовню, стоящую при дороге, напротив Рождественского монастыря.
В 1920-е годы Никольский храм был закрыт. После возвращении Рождественской обители Русской Православной Церкви при наличии в монастыре двух храмов оказалось, что богослужения совершать негде. В 1999 году по просьбе игумении Павлы и сестер Никольский храм был передан Богородице-Рождественской обители. Трудно было узнать в том сооружении, которое получила обитель, храм XVIII века: от него остался один остов.
К концу 2003 года Никольский храм был не просто восстановлен, но, что сегодня очень важно, отреставрирован на научной основе, с соблюдением всех требований по реставрации памятников архитектуры. Освящение Никольского храма в 2004 году было приурочено к празднованию Собора Пресвятой Богородицы (8 января), Небесной Покровительницы и Хозяйки обители.
Никольский храм украшает резной иконостас. В резных киотах — списки особо почитавшихся в прошлые века в Рождественской обители и Никольском храме икон: Тихвинской и Владимирской икон Божией Матери, иконы святителя Николая. На стенах храма — иконы святого патриарха Тихона и святого праведного Иоанна Кронштадтского, посещавших Богородице-Рождественскую обитель. Иконы написаны в иконописной мастерской при Московской духовной академии.
В праздник Рождества Христова, 7 января 2005 года, в Никольском храме установлен ковчег с частицами мощей многих святых подвижников. Ковчег поставлен слева от алтаря, около Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. По количеству собранных святых мощей подвижников это редкостная святыня.
В первом верхнем ряду — частицы мощей святителей Василия Великого, Иоанна Златоуста, Феофана Затворника, Тихона Задонского, Игнатия Брянчанинова, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, Игнатия Богоносца, благоверного князя Константина Муромского; преподобных Германа Соловецкого, Елеазара Анзерского, Серафима Саровского и Евфросинии Полоцкой.
Во втором ряду — преподобных Антипы Валаамского и Павла Фивейского, старцев Оптинских: Амвросия, Нектария, Анатолия, Льва, Макария, Исаакия, Моисея, Анатолия, Варсонофия, Илариона, Антония, преподобных Ионы Киевского, Илариона Троекуровского; святителей Ростовских Исаии и Игнатия; великомученика и целителя Пантелеймона; преподобных Саввы Сторожевского и Варнавы Гефсиманского.
В третьем ряду — преподобных Максима Грека и Никиты Столпника; земля из склепов преподобных Александры Первоначальницы, Марфы и Елены, сестер Дивеевских; частицы святых мощей Вифлеемских младенцев, от Ирода избиенных; частицы от гроба великой княгини Елисаветы и инокини Варвары, частицы мощей мученицы Татианы и мученика Евпсихия, частицы честного древа Животворящего Креста Господня и Мамврийского дуба, а также листок эвкалипта с реки Иордан.
Появление такой святыни в Рождественской обители — большой духовный праздник всей Ярославской епархии, и 11 января, в день памяти мучеников 14-ти тысяч младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных, правящий архиерей епархии архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл совершил богослужение в Никольском храме Рождественского монастыря.
Небесная помощь стольких угодников Божиих, ставших Небесными покровителями возрождающейся обители, утверждает веру сестер, умножает их силы в их трудах по восстановлению древней обители посреди бушующего в страстях мира. Каждую среду у ковчега с частицами святых мощей совершается молебен с чтением акафиста Всем святым. Многие жители города, узнав о появлении в Рождественской обители новой святыни, приходят к ней с верой и молитвой, и звучат в их сердцах слова, вырезанные на крышке ковчега: «Все святые, молите Бога о нас».