рождественский храм на песках
Храм Рождества Христова на Песках
В 2017 году начались работы по полному воссозданию храма по старым планам, фотографиям, описаниям. Богослужения временно проводятся в деревянном храме-часовне, возведенном на территории храма.
Храм признан объектом культурного наследия — памятником истории и культуры народов Российской Федерации, взят под охрану государства распоряжением Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга.
Получатель: ПМРО Приход храма Рождества Христова на Песках г.СПб Санкт-Петербургской Епархии РПЦ (Московский Патриархат)
Банк получателя: Ф. ОПЕРУ БАНКА ВТБ (ПАО) В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Г САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Расчетный счет: 40703810428000000374
ИНН 7813202415, КПП 784201001
БИК: 044030704
К/с: 30101810200000000704
ОГРН: 1057806312541
В назначении платежа, пожалуйста, указывайте «Пожертвование на уставную деятельность».
Храм Рождества Христова на Песках запись закреплена
Дорогие братья и сестры, публикуем расписание богослужений в Храме Рождества Христова на Песках на ноябрь 2021 года.
7 ноября в нашем храме будет совершена Божественная Литургия на музыку П. И. Чайковского.
Также напоминаем вам, что 7-го ноября пройдут первые занятия в воскресной школе сразу после Литургии.
Показать полностью.
Для вашего удобства вы можете оставить записки и внести пожертвование онлайн. Это можно сделать по ссылкам ниже:
Оставить записки: https://vk.cc/asMU9t
Внести пожертвование: https://vk.cc/asMUiQ
Благодарим вас за совместную молитву.
Храм Рождества Христова на Песках запись закреплена
В связи с этим, 7 ноября (воскресенье) в нашем храме будет совершена Божественная литургия на музыку П. И. Чайковского.
Показать полностью.
Начало Божественной литургии: 10:00
Справка:
«Сравнительно мало известна сфера творчества Чайковского, связанная с духовной музыкой. О ней и хотелось бы поговорить.
Число произведений написанных в этой области композитором наименьшее по сравнению с другими направлениями творчества, однако это никак не умаляет их значимости для формирования творческого облика Чайковского.
Навыки церковного пения и регентства композитор получил в годы пребывания в Училище правоведения, где хором управлял Гавриил Ломакин. В младших классах Петр Чайковский пел трио «Ис полла эти деспота» на архиерейской службе в Екатеринин день: «Как я гордился тогда, что пением своим принимал участие в службе! Как я был счастлив, когда митрополит благодарил и благословлял нас за это пение!».
Мысль о создании собственных музыкальных композиций, предназначенных для православного богослужения, появилась у П.И. Чайковского лишь в конце 70-х годов. Для Церкви композитором написаны «Литургия Святого Иоанна Златоуста» (1878), «Всенощное бдение» (1881), «Девять Духовно-музыкальных сочинений» и хор «Ангел вопияше».
Первым опытом Чайковского в сфере духовной музыки была «Литургия Святого Иоанна Златоустого» – цикл песнопений для смешанного хора. Первое открытое исполнение состоялось 18 декабря 1880 года в собрании Русского музыкального общества в Москве, в зале Благородного собрания и вызвало волну неоднозначных мнений. Доброжелатели утверждали, что Литургия производит «молитвенное настроение», что в ней «не заключается чуждого русскому чувству бездушного органа», как называли в старину церковное пение Запада, ни еще более чуждого нам элемента «светскости». Недоброжелатели, напротив, указывали на многочисленные и, по их мнению, неоправданные нововведения. Многим не понравилась «нецерковность» музыки.
После премьеры исполнение Литургии в храмах было запрещено (в частности, церковные власти не разрешили ее исполнение на панихиде по Николаю Григорьевичу Рубинштейну весной 1881 года). Запрет отменился только со смертью Петра Ильича: синодальный хор, исполнивший Литургию на московской панихиде по композитору, с тех пор ежегодно пел ее в день памяти Чайковского.
Безусловно, многие из замечаний справедливы. Литургии Чайковского не удалось занять прочного места в церковном обиходе, за исключением «Трисвятого» из этого цикла. Слишком авторским, слишком светским оказалось произведение. Однако искренность, благоговейность и простота, к которым стремился композитор в духовных сочинениях, не может не тронуть слушателя. Сейчас «Литургия» Чайковского сделалась украшением духовно-музыкальных концертов.
В 1881 году Чайковским было написано «Всенощное бдение». Трехлетний промежуток времени отделяет его от «Литургии». За это время несколько меняется мировоззрение композитора, он становится более религиозным и новые задачи ставит в своей работе. Чайковский изучает труды по истории церковного пения и богослужения, древние мелодии и распевы.
Задача, поставленная перед собой композитором, была чрезвычайно сложна: всенощной как самостоятельного музыкального цикла тогда не существовало. Ее вариантов в церковном обиходе насчитывалось до десяти тысяч. С этим связаны и изменения в его подходе к сочинению церковной музыки. Если в «Литургии» Чайковский свободно следовал своему личному, внутреннему чувству, то во «Всенощной» он подчиняет свое вдохновение требованиям освященной веками традиции, стремится вернуть православное богослужебное пение к его исконным древним истокам.
В основу «Всенощной» композитором были положены одноголосные мелодии знаменного и других древних русских распевов, на основе которых Чайковский создает и собственные мелодии, интонационно близкие к ним.
Работая над всенощным бдением, Чайковский часто бывал в Киево-Печерской Лавре, вдохновляясь монашеским пением: «Там поют на свой древний лад, с соблюдением тысячелетних традиций, без нот и, следовательно, без претензий на концертность, – но зато что это за самобытное, оригинальное и иногда величественно прекрасное богослужебное пение».Работа, без сомнения, удалась. Чайковский стал родоначальником нового музыкального жанра и одним из самых первых русский композиторов, желающих возродить на новой музыкальной почве древние русские распевы. Эту идею будут развивать в своем творчестве его ученики Кастальский, Рахманинов и многие русские композиторы конца XIX века. Возникнет целое музыкальное направление возрождающее интерес композиторов и слушателей к истокам русской духовной музыки, получившее название «новой русской хоровой школы».
Вклад П. И. Чайковского в развитие духовной музыки был отмечен на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.»
Храм Рождества Христова на Песках запись закреплена
Дорогие братья и сестры!
На адрес нашего храма пришло письмо из Москвы.
Показать полностью.
«Здравствуйте!
Меня зовут Марина Игоревна Борзенко. Я являюсь праправнучкой прихожанина Христорождественского храма купца и фабриканта Федора Савельевича Година, который до революции проживал в собственном доме по 9-й Рождественской улице, 24, и большая часть жизни его и его семьи была связана именно с храмом Рождества Христова на Песках.
Я собираю материал и собираюсь писать (конечно, не профессионально, а сугубо для домашнего пользования) историю своей семьи с экскурсами в соответствующую историю и географию России вообще и Петербурга в частности.
Вот такой экскурс в историю Песков и Христорождественского храма закончился вчера для меня позитивным шоком: я увидела в Интернете воссозданный храм, на месте которого еще четыре года назад, когда я приезжала из Москвы в Петербург, был только отгороженный участок. Поэтому первая моя мысль была о том, что это просто хорошо исполненная с помощью Фотошопа картинка. Но, зайдя в сообщество Храма Рождества Христова на Песках в Vkontakte, я убедилась, что это реальность. Нереальная реальность!
Я праправнучка Зинаиды Федоровны Годиной, сестры Константина и Николая Годиных. Зинаида была замужем за инженером-технологом Николаем Константиновичем Шомовым, окончившим С.- Петербургский Технологический институт.
Благодарю Вас, и спасибо Вам огромное за Ваш колоссальный просветительский и воспитательный труд.
С уважением,
Марина Игоревна Борзенко
ФОТОГРАФИИ6 1. С.Я.Смуров и Ф.С.Годин 2.Зинаида Федоровна Година 3,4,5. Свидетельства о крещении в храме Р.Х. на Песках Зинаиды, Константина и Николая Годиных. 6. Храм Рождества Христова на Песках.7. Генеалогическое древо семьи Смуровых и Годиных.
Храм Рождества Христова на Песках запись закреплена
Проект В. Заренкова Созидающий мир
Помним творения и их авторов: 290-летие Петра Егоровича Егорова
Мы уже рассказывали о восстановлении утраченного храма Рождества Христова на Песках. Здание было разрушено еще в прошлом столетии, но благодаря поддержке фонда «Созидающий мир» и Вячеславу Адамовичу Заренкову, ставшему ктитором храма, святыня была воссоздана в первозданном виде и освящена в июне этого года. А сейчас мы вспомним об историческом авторе проекта — зодчем Петре Егоровиче Егорове.
Показать полностью.
Вспомним неслучайно: 6 октября на родине архитектора — в Чувашии (г. Чебоксары) — состоялся круглый стол «Петр Егорович Егоров — зодчий Санкт-Петербурга XVIII века. Личность и творческое наследие мастера: вчера, сегодня, завтра. К 290-летию со дня рождения».
Жизнь Петра Егоровича Егорова — пример исключительного трудолюбия, целеустремленности, профессионализма, верности своему делу. Поэтому история жизни и творчества архитектора, а также его наследие для культуры современного общества собрали десятки ученых и общественных деятелей из разных городов России и даже Эстонии за круглым столом.
Значительная часть выступлений круглого стола была посвящена анализу и оценке творчества Петра Егорова. Также внимание было уделено роли Русской православной церкви в сохранении и воссоздании храма Рождества Христова на Песках в Санкт-Петербурге. Важной темой стали в том числе перспективы и новые шаги по популяризации и сохранению творческого наследия Петра Егорова: публикация научных исследований, создание и представление музейных экспозиций, электронных коллекций, художественных произведений, документальных фильмов, реконструкции художественных объектов общественной среды.
Восстановление храма Рождества Христова на Песках — один из шагов к сохранению памятников, созданных Петром Егоровым. За этим шагом последовал еще один: в сентябре 2021 г. губернатор г. Санкт-Петербурга Александр Беглов подписал постановление, согласно которому сквер на 6-й Советской улице, примыкающий к храму, назван в честь зодчего.
Храм Рождества Христова на Песках запись закреплена
Проект В. Заренкова Созидающий мир
12 октября в Санкт-Петербурге прошло в великое освящение малого храма Рождества Христова на Песках и Божественная литургия в новоосвящённом храме. Освящение возглавил митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий.
Благодаря поддержке Вячеслава Адамовича Заренкова, ставшему ктитором храма, святыня была воссоздана в первозданном виде в июне этого года. «Сегодня уже ясно, что храм Рождества Христова на Песках занял своё историческое место, став точкой притяжения данной части района. Воссоздавая святыню, мы меняем к лучшему не только город — мы даём возможность меняться к лучшему людям, живущим в нашем городе», — поделился Вячеслав Адамович.
Алтарь малого храма отделён от храмового пространства лишь условной преградой, поэтому любые действия в алтаре видны всем молящимся. Увидеть своими глазами чин освящения храма — уникальное событие в жизни каждого человека.
Нижний храм является баптистерием — местом, где верующие принимают святое крещение. Идейным центром храмового пространства является открытая купель, которая выполнена в форме Вифлеемской звезды и располагается в самом центре храма.
Храм Рождества Христова на Песках запись закреплена
Храмостроитель
Освящение нижнего придела храма Рождества Христова на Песках: как и для чего это было?
12 октября митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский освятил крестильный храм при Христорождественской церкви на Песках. Храм освящен в честь святого благоверного князя Вячеслава Чешского и напоминает Рождественский вертеп. В центре храма расположена крестильная купель в форме Вифлеемской звезды. Это уникальное место, где всё напоминает о Рождестве Господа нашего Иисуса Христа. Здесь рождаются для вечной жизни в Боге.
Храм Рождества Христова на Песках запись закреплена
Храмостроитель
Телеканал «Союз»: Крестильный храм появился в нижнем приделе храма Рождества Христова на Песках
Храм Рождества Христова на Песках запись закреплена
ВАЖНОЕ ОБЪЯВЛЕНИЕ
Дорогие братья и сестры! В это воскресенье (17.10.2021) в 12:30 состоится родительское собрание по поводу обучения в Воскресной школе. Просим родителей найти время прийти на эту встречу. На собрании мы обсудим все аспекты обучения в Воскресной школе при нашем храме. Лучше приходить вместе с детьми.
Встреча пройдет в учебном классе на цокольном этаже в 12:30.
Храм Рождества Христова на Песках запись закреплена
Дорогие братья и сестры!
Поздравляем вас с праздником Покрова Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии! Будем обращаться к Божией Матери в своих молитвах и просить Ее о том, чтобы над нашей жизнью всегда простирался Ее Пречистый Омофор!
С праздником!
Храм Рождества Христова на Песках запись закреплена
Храмостроитель
Освящен нижний храм церкви Рождества Христова на Песках
12 октября митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий освятил нижний храм Рождественской церкви на Песках, посвященный святому Вячеславу Чешскому, и совершил в нем Божественную литургию.
За богослужением молились митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия и ктитор храма Вячеслав Заренков.
Показать полностью.
Владыке Исаии подарены крест и панагия с изображением святого Александра Невского.
Вячеславу Заренкову подарена икона святого Александра Невского и богослужебная просфора.
Строители храма Вячеслав Татар и Анатолий Осокин были награждены грамотами митрополита.
Владыка Исаия подарил храму икону Рождества Христова, а правящему архиерею преподнес крест и панагию.
Рождества Христова церковь на Песках
Церковь Рождества Христова на Песках Классицизм
1828 г. (план Шуберта)
1948 г. Разбивка сквера на месте пустыря
на углу 6-й Советской ул. и Суворовского пр.
ЦГАКФФД СПб Ар 59386 Ар 59384 pastvu.com
(добавил Kirill0908 )
Границы Христорождественского прихода составляют: Вторая улица Песков, Александровский рынок, Малоохтенский проспект, Калашникова пристань от Малоохтенского проспекта до Большой Болотной улицы, Конногвардейская улица до Сухопутного госпиталя и набережная Лиговки до Второй улицы Песков. Церковь находится в самом центре Песков, по 6-й улице, между Слоновою и Дегтярною.
Одновременно с началом заселения Песков заложена и деревянная церковь на Песках во имя рождества Христова, с приделом во имя Всех Святых. Церковь заложена в 1752 г.; главный престол освящен в 1753 г. марта 11 дня, а придел во имя Всех Святых освящен 1706 г. июня 13 дня. По преданию, церковь эта находилась на углу 6-й улицы Песков и нынешнего Греческого проспекта. Существовала она до устройства настоящей каменной церкви, когда и была разобрана.
Как первая деревянная церковь была выстроена на счет казны, под непосредственным ведением канцелярии строения домов и садов, так и вторая каменная выстроена также на казенный счет, под непосредственным ведением гоф-интендантской конторы, заменившей собою означенную канцелярию.
Священник Базилевский при содействии церковного старосты СПб купца Николая Зиновьева очень много сделал для благолепия храма и благоустройства вообще церковного имущества. При нем холодная церковь сделана теплой; все местные образа покрыты серебряными ризами с вызолоченными венцами на доброхотные пожертвования; сделана на главный престол изящная серебряная одежда весом 2 пуда 33 ф. на сумму собранную самим священником Базилевским.; приобретен колокол в 254 пуда на сумму, собранную от прихожан; выстроен в 1832 г. для церковно-священнослужителей на 18 саженях каменный двухэтажный с подвалами дом, и другой для вдов и сирот духовного звания, деревянный одноэтажный; сделана вокруг церкви железная на каменном фундаменте ограда.
Священник Гумилевский не был настоятелем церкви, но нельзя пройти молчанием того обстоятельства, что по его личному ходатайству и его личными заботами в 1861 г. впервые заведен был в Христорождественской церкви настоящий хор певчих, которым он исключительно заведовал до самого своего выхода из прихода. Но главная заслуга священника Гумилевского для прихода, известная чуть не всей России, состоит в устройстве им приходской благотворительности, отцом которой он по справедливости должен быть назван у нас. (см. 6-я Советская ул., 21 ).
Церковь в настоящее время владеет двумя каменными двухэтажными, с подвалами, домами и одним деревянным одноэтажным, при которых числится усадебной земли 813 кв. саж. Оба каменные дома сполна заняты квартирами членов причта и сиротствующих семейств членов причта умерших. Один только деревянный небольшой домик отдается в аренду, и приносит 300 руб. в год церкви доходу. Оба каменные дома выстроены на церковную кошельковую сумму и стоили по 20 000 руб. Один из них выстроен в 1832 г., другой в 1867 г. Точных сведений о постройке деревянного дома не имеется, несомненно только, что выстроен он не позже начала двадцатых годов настоящего столетия. До 1832 г. причт помещался в деревянных домах, бывших на месте настоящих каменных; дома эти и вся усадебная земля, находящаяся ныне при церковных домах приобретены церковью в начале столетия, именно от 1802 по 1805 г., покупкою частию у бывших священников церкви, частию у гоф-интендантской конторы. До начала настоящего столетия причт жил частью в собственных домах, частью на наемных квартирах.
С давнего времени церковь дает в своих домах помещение и определенное денежное пособие вдовам и сиротам умерших членов ее причта. В настоящее время пользуются сим благотворением церкви две вдовы священников, одна дочь диакона и четыре вдовы причетников. Вдовы священников, сверх квартиры с отоплением, получают в год от церкви пособия по 120 руб., дочь диакона и три вдовы причетников по 60 руб. и одна вдова причетника 40 руб., всего же в год церковь выдает сего пособия 520 рублей.
(«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 5
СПб, 1876 г. в типографии Департамента Уделов С. 340-347; добавил: Наталия )
К столетию в 1898 г. интерьер храма был полностью отреставрирован.
Церковь находилась на пересечении 6-й Рождественской ул. и Рождественского (ныне Красноборского) переулка.
В 1934 г. церковь снесли. В настоящее время на месте храма сквер.
Здесь служили страдальцы за Веру – храм Рождества Христова на Песках
Храм Рождества Христова на Песках изначально был воздвигнут как архитектурная доминанта и центр духовной жизни целого района Санкт-Петербурга. Эта церковь с долгой и драматической историей, в которой, как в зеркале, отразились непростые судьбы не только города на Неве, но и всей России.
Более чем два с половиной столетия назад, когда еще формировался исторический облик северной столицы, в городе было принято решение построить православный храм специально для строителей Петербурга. «Принятие этого решения последовало после того, как в ведомство Канцелярии строения домов и садов в июле 1752 г. были переданы пустующие земли по правую сторону Лиговского канала, известные по старому названию – Пески, для заселения этих мест мастеровыми строительных дел» [1, с. 24].
Этот исторический район Санкт-Петербурга, расположенный за Лиговским каналом, был самым высоким в городе местом и во время наводнений никогда не попадал в зону затопления. Район получил свое название по песчаной гряде, сформированной отложениями когда-то находившегося здесь доисторического моря. Эта гряда протянулась вдоль Лиговского и Суворовского проспектов до Невы, а далее – по Охте.
Так как Петербург застраивался с Петроградской стороны, то и его строители расселялись в основном там же. К концу царствования Петра Первого, а затем и при его преемниках, строительство города было перенесено в основном в его левобережную часть. Поэтому рабочим стало далеко и неудобно добираться до мест новых строек. К тому же, в связи с отсутствием постоянных мостов через Неву, в периоды ледостава и ледохода вообще невозможно было попасть из старой части города в новые районы. Именно по этим причинам Пески стали застраивать для последующего заселения района работниками, которые в основном были заняты на городских стройках. Позже здесь стали так же селиться мещане и ремесленники.
В те времена, когда Пески еще оставались наполовину заболоченной местностью, а современный Суворовский проспект был всего лишь просекой, которая соединяла Петербург с селом Спасским, для населения района в 1753 г. построили деревянную церковь. Престол в храме был освящен в честь Рождества Христова. Так церковь дала названия десяти Рождественским улицам и Рождественскому переулку, известным сегодня как Советские улицы и Красноборский переулок [1, с. 24].
В 1781 г. на месте деревянной церкви начали строить большое каменное здание, так как старый маленький храм перестал вмещать всех желающих. Ведь население района быстро увеличивалось за счет возникновения слобод плотников, столяров и других ремесленников, прибывавших в город для строительства Александро-Невского монастыря. Каменный храм был воздвигнут по проекту талантливого зодчего П.Е. Егорова. «Фасады церкви Рождества Христова на Песках соответствовали канонам классицизма. Компоновка здания напоминала Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры: западный фасад украшал ионический портик, с западной стороны по углам располагались две колокольни. Центральный купол возвышался над храмом на 13 сажен» [2].
Так же как и первая деревянная церковь, каменный храм на Песках строился за счет казны. Работы велись под непосредственным контролем Конторы (Канцелярии) от строений Ее Императорского Величества домов и садов, вошедшей в 1797 г. в состав Гоф-интендантской конторы.
«6 ноября 1787 г. был освящен первый придел во имя Всех Святых. В следующем году, 8 сентября, был освящен придел во имя Рождества Богородицы. Затем ровно через десять лет, 8 сентября 1798 г., освящен главный придел во имя Рождества Христова» [3, с. 61].
Внутри новая церковь на Песках была великолепно украшена росписями и живописными иконами. «Резчиками Канцелярии во главе с И.Ф. Дункером для храма были исполнены пяти и трехъярусные иконостасы. Образа исполнили живописцы И.И. Бельский, А.П. Антропов, И.М. Тонков. Роспись под мрамор сделали Ф.Д. Данилов и Ф.А. Щербаков, лепку – Иван Никитин и Андрей Лобашов» [2].
Освящение главного придела во имя Рождества Христова, состоявшееся 8 сентября 1798 г., отличалось большой торжественностью. За богослужением молились император Павел I, императрица Мария Федоровна и наследник престола цесаревич Александр Павлович [4, с. 114].
Вплоть до открытия Суворовского проспекта и его соединения с Невским проспектом в 1906 г. Пески оставались окраиной Петербурга, не имевшей прямого выхода к центру. Тем не менее, эта часть города обладала настоящей архитектурной доминантой: прекрасным храмом Рождества Христова, который имел форму креста с возвышающимися над ним тремя куполами: один над главным зданием церкви и два над колокольнями.
В XIX в. здание храма неоднократно ремонтировалось, перестраивалось и расширялось. В 1826 г. главный придел был утеплен. В 1838-1839 гг. церковь обнесли оградой, а в 1863 г. вокруг нее разбили сад [4, с. 114]. В 1842 г. все престолы были украшены серебряными рельефами. В 1850-1851 гг. архитектор Я.В. Ветлужский перенес боковые приделы с середины храма к алтарной части. Были сделаны новые иконостасы из липы. Эскиз иконостасов написал прихожанин храма, знаток древнерусского орнамента Ф.Г. Солнцев. Сами работы выполнила мастерская Е. Скворцова. П.С. Титов расписал новые стены приделов. Тогда же был переделан и главный иконостас, который дополнили образами работы А. Фёдорова [2].
В 1886-1887 гг. известный мастер русского стиля, архитектор И.П. Ропет капитально отремонтировал здание, пристроил к нему ризницу и притвор (вместо прежнего деревянного тамбура). Главный неф был украшен росписью. К столетнему юбилею храма в 1898 г. интерьеры полностью отреставрировали.
«Главной святыней церкви Рождества Христова была икона Рождества, которой обычно молились при рождении и воспитании детей. В 1901 г. в земле была обретена небольшая икона святых Гурия, Самона и Авива, которая быстро приобрела в округе известность как покровительница брака. В храме хранились образа XVIII века, того же столетия серебряная утварь, четыре Евангелия в дорогих окладах елизаветинской эпохи» [2]. Недалеко от храма чудесным образом был обретен список Тихвинской иконы Божьей Матери, которую поместили в церковь, а затем в Исаакиевский собор, где она находится до сих пор [1, с. 25].
Впоследствии в приюте были открыты школа для малолетних, больница для женщин, женская богадельня для старушек, приют для нищих девочек, рукодельный приют для мальчиков и рукодельный приют для девочек, нищенское отделение. С открытием Братского приюта к нему примкнули приходская библиотека, приходский хор певчих и приходская община сестер милосердия [1, с. 25].
В 1862-1891 гг. благотворительными делами руководил настоятель храма протоиерей Василий Матвеевич Маслов. А после него вплоть до революции – протоиерей Николай Григорьевич Смирягин [2].
Замечательная педагогическая идея, примененная священником Александром Гумилевским в организации деятельности Братского приюта, вызывает восхищение и уважение. Здесь дети-сироты не чувствовали себя так одиноко, как это обычно бывало в других приютах. Ведь все они были постоянно окружены вниманием, любовью и заботой пожилых женщин, пребывавших в богадельне приюта. Эти женщины, в свою очередь, чувствовали себя нужными и занятыми важным делом, принимая участие в воспитании детей, отдавая им и получая в ответ любовь и теплоту, взаимную радость общения. Летом приютских детей вывозили на природу, что благотворно сказывалось на их здоровье. Финансирование всей благотворительной деятельности при храме осуществлялось исключительно за счет частных пожертвований прихожан [1, с. 26].
Таким образом, храм Рождества Христова на Песках являлся не только известным памятником архитектуры и единственным в Петербурге крупным произведением архитектора П.Е. Егорова, градообразующей доминантой, но и важнейшим центром духовной, социальной, педагогической и благотворительной жизни северной столицы.
При советской власти храм простоял всего семнадцать лет. По постановлению Президиума Леноблисполкома от 9 июля 1932 г. церковь должна была быть закрыта. Настоятель храма протоиерей Григорий Сербаринов вместе с прихожанами приложил все усилия, чтобы спасти святыню. Однако храм был разрушен летом 1934 г. с циничной формулировкой властей: «. учитывая малочисленность зеленых насаждений в районе 6-й Советской. и неимении свободной территории для разбивки сквера» [5, с. 30].
Сам отец Григорий в январе 1934 г. был арестован по подложному делу, обвинен в мнимой контрреволюционной деятельности против советской власти и сослан на Колыму. После освобождения в 1937 г. он снова был обвинен в антисоветской агитации. Мужественный священник был расстрелян 8 января 1938 г. Постановлением Священного Синода от 30 июля 2003 г. протоиерей Григорий Сербаринов был включен в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века [6].
Прошли долгие и лихие годы забвения, страшные времена кровавых гонений на Церковь, и уже в Новой России, свободной от атеистической пропаганды и воинствующего безбожия, пришло искреннее понимание того, что необходимо возродить порушенные святыни. Храм Рождества Христова на Песках не является исключением. Здесь молились императоры Павел I и Александр I, храм связан с именами выдающихся художников А.П. Антропова и Ф.Г. Солнцева, архитекторов П.Е. Егорова и И.П. Ропета, здесь трудился известный реформатор петербургской приходской благотворительности священник Александр Гумилевский. Наконец, здесь служили страдальцы за Веру, новомученики и исповедники Российские, в том числе последний настоятель храма священномученик протоиерей Григорий Сербаринов.
Православная святыня и жемчужина Санкт-Петербурга, Христорождественский храм на Песках, представляет собой уникальную историческую и архитектурную ценность как выдающийся образец зодчества эпохи классицизма, единственный из приходских православных храмов Петербурга, построенный по образцу двухбашенного Троицкого собора Александро-Невской лавры. «Особая градостроительная роль церкви в застройке местности Рождественских (Советских) улиц определялась ее главенствующим положением в одном из значимых исторических районов Петербурга, планировочная структура которого осталась неизменной» [3, с. 61].
В начале 2000-х гг., движимая благочестивым желанием восстановить храм, группа православных петербуржцев по благословению митрополита Санкт- Петербургского и Ладожского Владимира создала православную религиозную организацию «Приход храма Рождества Христова на Песках». 27 мая 2005 г. приход был зарегистрирован, а в 2007 г. началась работа над основной концепцией воссоздания храма, которая была согласована в 2008 г. Комитетом по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) [1, с. 26].
В 2013 г. были завершены раскопки на месте, где стоял храм. Археологической экспедицией были обнаружены фрагменты лепнины, фарфоровые и металлические части церковной утвари, а также свайное основание старого здания. Историко-культурная экспертиза предоставила обоснование для включения выявленного объекта культурного наследия «Церковь Рождества Христова на Песках (фундамент)» в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Много полезной информации удалось почерпнуть из научного отчета «Охранные археологические исследования на территории разрушенной церкви Рождества на Песках в 2012 г.», выполненного П.Е. Сорокиным, Б.С. Короткевич, Н.В. Новоселовым и В.Н. Матвеевым. По результатам археологических исследований установлено, что стены храма были полностью разобраны. «К сохранившимся частям храма Рождества Христова на Песках относятся котлован, стенки которого представляют собой искусственную засыпку, остатки основания фундамента с дренажной системой, участки кирпичного пола подвального этажа и фундаменты печей на дне котлована, лестница в подвал, основания северного и южного крылец, часть основания крыльца ризницы» [3, с. 58].
В 2013 году КГИОП распорядился включить место, на котором находился храм Рождества Христова, в реестр объектов культурного наследия. Проект воссоздания церкви был выполнен архитектурным бюро «Литейная часть — 91» во главе с архитектором Р.М. Даяновым. В декабре 2014 г. Службой государственного строительного надзора и экспертизы правительства Санкт-Петербурга было выдано разрешение на строительство храма Рождества Христова на Песках. Генеральным ктитором храма стал заслуженный строитель России, меценат и президент фонда «Созидающий мир» Вячеслав Адамович Заренков [7].
17 января 2015 г. в Санкт-Петербургской епархии состоялось совещание, посвященное воссозданию церкви Рождества Христова на Песках. Митрополит Варсонофий одобрил этот проект, отметив, что будет восстановлен исторический облик храма, и дал свое пастырское благословение на дальнейшее продолжение работы.
8 мая 2015 г., в канун Дня Победы, на Песках, в том самом месте, где стоял разрушенный храм, и где должно было начаться его восстановление, состоялся торжественный молебен. С архипастырским словом к большому числу молящихся обратился викарий Санкт-Петербургской митрополии епископ Кронштадтский Назарий. Владыка отметил важность того, что спустя долгие годы, наконец, будет воссоздан исторический облик церкви на Песках. Во время молебна был освящен Поклонный Крест и совершена заупокойная лития в память обо всех погибших в годы Великой Отечественной войны [1, с. 27].
А 17 февраля 2018 г. владыка Назарий возглавил чин освящения закладного камня храма. Это событие стало началом молитвенного и деятельного возрождения церкви Рождества Христова на Песках. Обращаясь к собравшимся, генеральный ктитор храма В.А. Заренков сказал: «Мы сегодня действительно присутствуем при исторически важном событии – освящении закладного камня. Это начало восстановления храма, который̆ был построен 230 лет назад и который̆ более 150 лет служил центром притяжения православного Санкт-Петербурга» [7].
В течение всего двух лет был полностью восстановлен фасад храма в соответствии с историческим обликом. Новая церковь, построенная по старинным чертежам, получилась точной рукотворной копией взорванного храма. В архивах сохранились старые планы, снимки и описания того, как выглядел храм Рождества на Песках. Считается, что архитектор вдохновлялся Троицким собором Александро-Невской лавры, поэтому своими внешними очертаниями храм напоминал именно его. Храм был увенчан большим куполом. На западном фасаде – две симметричные башни со шпилями, на которых установлены золотые кресты. В одной из башен находилась звонница. На плане храм имел форму креста. Портал храма, архитектурно оформленный вход в здание, представлял собой массивный ионический портик с фронтоном, у которого сначала были колонны, а потом их заменили на пилястры. И, хотя в XIX веке церковь неоднократно перестраивали и расширяли, современные архитекторы решили придерживаться оригинального проекта и в точности соблюли исторические габариты храма.
По мнению настоятеля храма, протоиерея Андрея Щербана, «получилось исключительное воссоздание, точная копия», включая и иконостас, эскиз которого, датированный 1787 г. и выполненный П.Е. Егоровым, сохранился в музее истории Петербурга [8].
Так впервые в новейшей истории России в центре Санкт-Петербурга был воссоздан полностью разрушенный храм. Под сводами возрожденной святыни 7 января 2020 г. в праздник Рождества Христова было совершено первое за 87 лет богослужение. Божественную литургию совершил настоятель храма протоиерей Андрей Щербан в сослужении клира, помощника благочинного Центрального округа протоиерея Александра Румянцева и других священнослужителей. За богослужением молился ктитор храма, президент фонда «Созидающий мир» В.А. Заренков.
«Спустя 87 лет с момента совершения последней Божественной литургии в этом храме мы вновь собрались, чтобы вознести хвалу Богу, помолиться Богомладенцу Христу, вознести Ему благодарность за благодеяния, которые Он щедро излил на нас, – сказал отец Андрей в проповеди. – Пусть Господь благословит нас Своей милостью и благостью в 2020 году. Пусть Богомладенец согревает наши души. Пусть наши помышления будут чистыми. Вспомним, как мы берем на руки маленького человечка – с каким трепетом и сердечной нежностью мы это переживаем! С такой же чистотой сердца, души и помыслов примем в объятия Богомладенца. А для этого будем трудиться, молиться, становиться лучше – и тем самым ближе к Господу». Настоятель выразил благодарность всем, кто трудится на строительстве храма, и особенно В.А. Заренкову. Ему была подарена икона Рождества Христова [9].
Воссозданныйй храм Рождества Христова на Песках вновь стал яркой достопримечательностью центра северной столицы. Взирая на своды возрожденной святыни, открывается возможность понять замысел талантливых архитекторов прошлого. Храм поражает воображение, открывая связь времен и поколений, в нем отражаются все перипетии исторических судеб Санкт-Петербурга и России. С воссозданием церкви на Песках становится очевидным тот яркий и продуманный петербургский стиль, которым град Петра славится во всем мире и который привлекает в город множество туристов. Несмотря на то, что дома вокруг Рождественской площади неоднократно перестраивались, храм воссоздает и завершает утраченный архитектурный ансамбль Рождественской стороны.
Храм Рождества Христова на Песках, в котором молились российские самодержцы и где служили страдальцы за Веру, сегодня являет собой живой пример победы созидания над разрушением. Сейчас в храме ведутся отделочные работы, по завершению которых состоится великое освящение. При храме планируют создать музей и открыть духовно-просветительский центр, где будут проходить выставки, читаться лекции, вестись дискуссии [10].
Возрождение храма, по справедливому свидетельству В.А. Заренкова, – стало торжеством исторической справедливости [9]. Очевидно, что после восстановления разрушенной святыни, снова ставшей градостроительной, духовной и культурной доминантой района, необходимо вернуть и историческую топонимику. Ведь до разрушения храма все 10 прилегающих улиц носили название Рождественских, а потом были переименованы в Советские. Предложение о восстановлении первоначальных названий улиц уже поступило руководству Санкт-Петербурга от соответствующей комиссии [11].
1. Черниченко С.И. Храм Рождества Христова на Песках // Вестник. Зодчий. 21 век. 2016. № 1. С. 24-27.
2. Чернега А. Церковь Рождества Христова на Песках [Электронный ресурс] // Прогулки по Петербургу [сайт]. 2020. URL: https://goo.su/2HEU (дата обращения: 09.10.2020).
3. Фартукова Л.Н., Черниченко С.И. История и задача воссоздания храма Рождества Христова на Песках // Вестник. Зодчий. 21 век. 2016. № 2-1. С. 58-61.
4. Шульц С. Храмы Санкт-Петербурга. История и современность. Справочное издание. СПб.: ГЛАГОЛЪ, 1994. 320 с.
5. Трушковский В.Э. Рождественскому скверу необходима архитектурная доминанта // Вестник. Зодчий. 21 век. 2016. № 1. С. 28-33.
6. Постановления Священного Синода от 30.07.2003, касающиеся Санкт-Петербургской епархии [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви [сайт]. 30.07.2003. URL: https://goo.su/2hev (дата обращения: 09.10.2020).
7. Проходцев М., диак. Воссоздание храма Рождества Христова на Песках как восстановление исторической справедливости [Электронный ресурс] // Храмостроитель [сайт]. 05.11.2018. URL: https://goo.su/2heV (дата обращения: 09.10.2020).
8. Сурис А. Первый в Петербурге: как выглядит воссозданный храм Рождества Христова на Песках [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. Санкт-Петербург [сайт]. 14.08.2020. URL: https://goo.su/2hEV (дата обращения: 09.10.2020).
9. Первая Божественная литургия прошла в храме Рождества Христова на Песках [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургская Епархия Русской Православной Церкви [сайт]. 07.01.2020. URL: https://goo.su/2hEv (дата обращения: 09.10.2020).
10. Данилевич Е. Возродили «с нуля». Храм Рождества Христова на Песках вновь открыт для всех [Электронный ресурс] // Аргументы и факты – Петербург. 2020. № 33 [сайт]. 12.08.2020. URL: https://goo.su/2HeV (дата обращения: 09.10.2020).
11. Завершилось воссоздание Рождественской церкви на 6-й Советской [Электронный ресурс] // Канонер [сайт]. 27.07.2020. URL: https://goo.su/2HEv (дата обращения: 09.10.2020).
Источник:
Мельков А.С. Здесь служили страдальцы за Веру – храм Рождества Христова на Песках //
Страдальцы за Веру Христову Санкт-Петербургской земли / М.В. Шкаровский; предисл. и закл. А.С. Мелькова.
СПб.: Историко-литературный журнал «Странникъ», 2021. С. 421-429.