роспись софийского собора в вологде
Софийский собор в Вологде
Софийский собор является старейшим каменным сооружением в Вологде. Построен он был в 1568 году, в эпоху правления Ивана Грозного. Спустя два века, рядом с ним был воздвигнут Воскресенский храм, но Софийский собор при этом не утратил своего значения и по-прежнему считается главным храмом Вологды.
Сегодня Софийский собор сохраняет свое значение, являясь не только религиозным объектом, но и местом массового посещения туристов, которым интересен как внешний облик собора, так и его внутреннее убранство.
Известность собору во многом принесли его древние фрески на стенах и сводах потолка. Они изображают сцены из Библии и жития Святых. Все они датируются XVII столетием и имеют бесспорную историческую и культурную ценность.
Софийский собор расположен в самом центре Вологды, что дает возможность включить его в прогулку по городу всем туристам и гостям города.
История
Строительство собора началось на территории Вологодского кремля практически на самой береговой линии. В те времена Иван Грозный планировал сделать кремль в Вологде своей резиденцией, что сказалось и на строительстве собора. За образец был взят московский Успенский собор. В общей сложности строительство растянулось на 20 лет. В начале XVII века во время очередной войны с Польшей здание собора получило серьезные повреждения, но было достаточно быстро приведено в порядок.
В советский период богослужения в храме прекратились, но, в отличие от многих других церквей, Софийский собор не был разрушен, а передан краеведческому музею.
Статус исторического памятника древний храм получил уже в 1935 году. За прошедшие годы собор пережил две масштабные реконструкции, которые позволяют поддерживать его первозданную красоту. Последняя реставрация завершилась в 2007 году. Собор имеет статус памятника Всероссийского наследия.
Софийский собор и колокольня
Софийский собор имеет прямоугольную форму в основании. Он кирпичный, шестистолпный с пятью куполами. Внутри храм разделен на три нефа. Изначальная алтарная преграда в наши дни скрыта иконостасом (созданным в середине XVIII века). Возле него располагалось царское место для богослужений.
К храму относится колокольня высотой 78,5 м, на верхнем ярусе которой находится смотровая площадка. Изначально колокольня была деревянной, но в середине XVII века ее воссоздали из камня. По сей день она считается самым высоким зданием в Вологде. На колокольню есть возможность подняться, преодолев 300 деревянных ступеней.
На башне находятся куранты, созданные в Москве в 1871 году. По сей день они являются главными часами в городе.
С колокольни Софийского собора открывается панорамный вид на исторический центр Вологды, ее считают обязательной к посещению все гости города.
Фрески
Софийский собор был первой в Вологде церковью, украшенной фресками. Все они сохранились по настоящее время благодаря усилиям реставраторов. С их же помощью были установлены имена живописцев, подаривших России своды храма с фресками. Историки насчитали 16 имен, среди которых, Дмитрий Плеханов, Ермолай Фёдоров, Кондрат Игнатьев, Иван Семёнов и другие мастера XVII столетия.
Система росписи Софийского собора не отличается от ему подобных строений. Основная тематика фресок — сюжеты, связанные с именем Иисуса Христа. Эта традиция пришла еще из Византии. Но есть и отдельные росписи, посвященные праздникам, отдельным персонажам в истории, в основном — князьям или видным деятелям.
Западная стена собора полностью посвящена Страшному суду. Эта фреска признана самой масштабной в России. Северная и южная стены, разбитые на горизонтальные пояса, расписаны сюжетами на евангельские темы. На столбах изображены мученики и князья.
Большинство фресок многофигурно, на них изображено по несколько фигур святых или князей. Богоматерь и Христос выделяются среди них только нимбами, что подчеркивает их божественную сущность, но в то же время — равенство с другими фигурами.
В изображениях природы прослеживается русская флора и фауна, что придает храму уют, несмотря на размеры фресок и самого помещения.
Отдельная достопримечательность собора — его иконостас, созданный в стиле барокко. Это третий по счету иконостас, создан он был в середине XVIII века. Он имеет пять рядов, на которых размещены иконы с ликами святых. Большинство икон собора имеют древнюю историю. Есть среди них и ровесницы фресок.
Как добраться до Софийского собора в Вологде
Софийский собор расположен в самом центре Вологды, поэтому добраться до него будет несложно. Сделать это можно несколькими способами.
Почти у самого Кремля (где и находится собор) останавливаются автобусы № 8, 16, 22, 32, 42, 400, 403, 405. Остановка называется «Центр» или «Старый рынок». От нее до цели — не более 5 минут пешком. До этой же остановки доезжают маршрутные такси № 4, 7, 11, 27, 29.
От ЖД вокзала Вологды и автовокзала (расположенного рядом) до Софийского собора курсирует троллейбус № 4, автобусы № 28, 403, 405 и 414. Ближайшая остановка — «Проспект Победы» — расположена рядом с Кремлем. От нее до собора — примерно 5–7 минут пешком.
Дойти до Софийского собора можно и пешком из центральных районов города. Вологда не имеет высотных зданий, поэтому колокольня собора видна почти отовсюду и служит хорошим ориентиром. К тому же, путь пролегает по историческим районам с деревянными постройками прошлых веков, поэтому прогулка будет приятной и познавательной.
Доехать до Софийского собора Вологды можно также на автомобиле или воспользоваться мобильными приложениями такси: Яндекс. Такси и другими. Поездка по городу обойдется недорого.
Вологодский Софийский собор на панорамах Google Maps:
Видео-обзор Софийского собора в Вологде:
Софийский Успенский собор в Вологде: история храма, как его посетить и на что посмотреть
Софийский собор в Вологде является старейшей каменной постройкой из всех сохранившихся до настоящего момента на территории этого древнего города. Православный храм, который также называют Собором Софии Премудрости Божией, входит в число памятников архитектуры (градостроительства) общероссийского значения.
История собора
Возведение и основание
Софийский собор был основан Иваном Грозным в 1568 году. Тогда же началось строительство здания храма на берегу реки Вологды в составе ансамбля кремлевского комплекса.
Такое место для возведения собора было выбрано неслучайно. Территория заложенного годом ранее (в 1567 г.) Вологодского кремля изначально была продумана таким образом, чтобы на ней разместилась новая кафедральная церковь. Она стала необходимой после того, как застройка Вологды расширилась, и главный городской собор оказался вне нового центра города.
Историческая судьба
Иван Грозный планировал создать в Вологде собственную опричную резиденцию в северной части государства. Распоряжение о строительстве храма было одним из этапов ее создания. Именно поэтому архитектурным прообразом для возводимой церкви был выбран главный храм государства — московский Успенский собор, также входящий в состав комплекса строений кремля.
Царь лично контролировал возведение зданий Вологодского кремля и Софийского собора.
В 1570 году основной этап строительства собора был завершен. Грозный пожелал сразу посетить главный храм Вологодчины. Но после посещения спешно уехал из города.
Поведанная летописцем Иваном Слободским легенда объясняет странный отъезд царя. Когда Грозный находился в возведенном здании, осматривая величественную постройку, от свода отделился элемент конструкции и упал прямо на голову государя. Раздосадованный царь повелел разобрать церковь, но позже смягчил свое решение.
Храм не был разобран, но по указу государя он не был освящен. О его достройке речи не шло вовсе. Такая же судьба постигла и кремль Вологды — от планов создания резиденции Иван Грозный отказался.
Заброшенное строительство собора возобновилось лишь в 1587 году во времена царствования Федора Иоанновича.
Но и тогда строительные работы не были завершены полностью — достройка и отделка коснулись только южного придела. По этой причине он был освящен ранее главного престола. Сразу после окончания работ его освятил епископ Антоний во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и основателя Ивана Грозного. Центральная часть была достроена значительно позже.
Посвящение Софии
По первоначальному плану Ивана Грозного новая церковь должна была быть посвящена Успению Богородицы. В то время посвящение Успению имело особенное значение. Реплики московского Успенского храма строились практически по всей территории государства. Одной из них стал возведенный в Вологде Успенский собор, главный престол которого был посвящен Святой Софии.
Освящение главного престола во имя Софии, олицетворения Божией мудрости, совершилось в начале 17 века, когда храм был полностью достроен.
Традиция посвящать храмы Софии уходит корнями в древность, к Византийскому государству. Впрочем, для вологодского храма это посвящение стало не просто данью старинной традиции, но и символом возвышения Вологды и ее независимости от Великого Новгорода.
Стоит упомянуть, что Софийский собор не единственный храм Вологды, связанный с Успением. В конце 17 века при местном монастыре воздвигнута Успенская церковь, примечательная своей колокольней, а также приделом, посвященным Сергию Радонежскому. Чтобы не путать эти святыни Вологодчины, принято называть собор при монастыре Успенским, а находящийся на территории кремля — Софийским.
Разорение и поджог
Начиная с 1612 года Софийский храм преследуют испытания. Первым в их череде стало польско-литовское нашествие. Но не только поляками и литовцами была захвачена Вологда. Как отмечено в летописях, среди захватчиков были «казаки, черкесы и русские воры». Главная святыня Вологодчины была осквернена: вандалы разгромили и разорили ее, а после подожгли. Пожар охватил преимущественно верхнюю часть строения — главы с крестами и крыша в целом были уничтожены.
Восстановление и последующие беды
После того, как захватчики покинули город, началось восстановление поврежденного здания церкви. В 1613 году полностью восстановленную и достроенную церковь повторно освятили, уже вместе с главным престолом. В 1686—1688 годах интерьер был расписан приглашенными иконописцами из Ярославля.
В дальнейшем огненная стихия еще дважды разрушала храм: в 1698 и 1724 годах.
Сильные пожары наносили немалый урон, но всякий раз собор восстанавливали вновь. В 1737 году была начата установка нового иконостаса из 5 ярусов. Эта масштабная работа была завершена в 1744 году. Именно этот иконостас установлен по сей день.
В период с 1848 года по 1851-й собор подвергся масштабным ремонтным работам. В результате как внутренний, так и внешний облик постройки претерпел значительные изменения.
В 1923 году собор столкнулся с новым испытанием: указом советской власти он утратил свое предназначение. Наряду с другими церквями Вологодчины храм был упразднен. Здание отдали в распоряжение местного краеведческого музея, который разместил там экспозицию на тему истории религии и атеизма.
В 1935 году Вологодскому Софийскому собору присвоили статус памятника общегосударственного значения, каким он является по сей день.
Капитальная реставрация здания
В период с 1966 года по 1968-й храм был капитально отреставрирован. Работы были проведены Всесоюзными научно-реставрационными мастерскими.
Основной целью реставрации являлось возвращение собору того облика, каким он обладал в 17 веке. Внутреннее оформление также было приведено в прежний вид. Группа мастеров закрепила на стенах и потолке старинную фресковую живопись.
Еще одна масштабная реставрация была проведена в 1999—2007 годах.
Комплексные реставрационные работы окончательно вернули храму его первозданную красоту как снаружи, так и внутри.
Современное положение
На сегодняшний день Софийский Успенский кафедральный собор является действующим храмом и важнейшей вологодской достопримечательностью. Управление им осуществляется местным государственным музеем-заповедником и Вологодской митрополией.
Этот объект культурного наследия ежегодно посещают тысячи туристов. Посетите и вы — это стоит увидеть своими глазами.
Архитектура и убранство сооружения
Внешний вид
Снаружи храм представляет собой прямоугольное или, скорее, кубическое строение, увенчанное пятью серебристыми куполами с крестами. В середине центрального креста находится Распятие, а оконечности креста украшены вязью.
Белокаменные стены постройки декорированы архитектурными элементами, едиными по стилю.
Внутрь ведут три входа:
Внутреннее оформление
Пространство храма состоит из трех нефов. В каждом из них высокие своды и арки. Верхняя часть пространства имеет более сильную освещенность, чем нижняя. Это связано с расположением и размером окон, находящихся в четверике, и некоторых других элементах конструкции. Одинаково узкие оконные проемы расположены в два ряда. Причем находящиеся под самым куполом окна верхнего яруса по высоте меньше, чем те, что в нижнем ряду.
Главное, ради чего стоит посетить это место — это фрески 17 века и иконостас из 5 ярусов.
Порталы, стены и своды, а также подкупольное пространство практически сплошь покрыты фресками. Площадь расписанной поверхности достигает 5 000 м2. Софийский храм был первой вологодской церковью, украшенной фресковой росписью.
Роспись фресок
Длившаяся в течение двух лет роспись осуществлялась целой группой мастеров иконописи во главе со знаменщиком.
Работа выполнялась поэтапно:
В цветовом решении росписи преобладают теплые оттенки:
На фресках помимо святых и простых смертных можно увидеть пейзажи, животных, дома. Лики героев сюжетов имеют эмоциональную окраску.
Фрески с разнообразными сюжетами размещаются во всех частях собора:
Все алтарные помещения также украшены росписью снизу доверху. Авторами нескольких фресок в алтаре являются Максим Грек и Дионисий Зобниновский.
По тематике значительная часть сюжетов посвящена Христу и Богородице.
Особо следует отметить фресковые изображения сцен Страшного суда, занимающие восточную и западную стороны храма.
Композиция Софийского собора, посвященная Страшному суду, является крупнейшей фреской на эту тему в стране.
Занимаемая ей площадь составляет почти 400 м2. Это изображение — свидетельство высокой значимости и статусности храма.
Иконостас собора
Нынешний иконостас первой половины 18 века стал третьим в истории храма.
В создании иконостаса принимали участие проживавшие в Вологде поляки:
После того, как последний сорвал сроки выполнения работы, оставшиеся иконы дописывали другие мастера.
В разные годы иконы неоднократно «подправлялись». Во время реставрации храма в советский период мастера очистили иконы от наслоений краски, в результате чего на иконостасе осталась только авторская живопись. Тогда же иконостасу был возвращен лазурно-голубой цвет фона.
«Тело» иконостаса состоит из четырех частей: северной, центральной, южной и царских врат. Последние отлиты в 19 веке из латуни (или бронзы). В целом врата посеребренные, но имеют золоченые элементы.
Стиль исполнения всей конструкции — барокко. По форме иконостас представляет собой своеобразную пирамиду из 5 ярусов (рядов) икон.
Иконы отделены друг от друга:
В общей сложности в иконостасе размещаются 64 иконы. Иконы каждого ряда образуют композицию на определенную тему.
Конструкция состоит из тематических ярусов (приведены от нижнего к верхнему):
Завершает композицию иконостаса своеобразный венец — живописное «Распятие».
Святыни храма
Главными святынями собора считаются три древнейшие иконы иконостаса:
Эти иконы размещаются в местном ряду (нижний ярус).
Икона, изображающая Святую Софию в окружении Богоматери, Спасителя, Иоанна Предтечи и ангелов, выполнена в теплых золотистых и красно-коричневых тонах. Композиция выглядит празднично. Сама София занимает центральное место и изображена андрогинно, с поднятыми крыльями.
Икона Софии предназначена:
Вологодская икона «Одигитрия» выполнена в теплых желто-зеленых и золотых тонах. На ней изображена Богоматерь с Младенцем, держащим в левой руке свиток. Композиция в целом ориентирована на эту сторону — Богородица придерживает сына левой рукой. Правая рука Девы указывает на Христа.
Предназначение иконы отображено в ее названии. «Одигитрия» переводится с греческого как «Путеводительница». Эта икона указывает путь — помогает молящимся и направляет заблудших.
Изображение Спаса Всемилостивого с припавшими к его ногам Савватием и Зосимой Соловецкими, Димитрием Прилуцким и Корнилием Комельским обладает богатым колоритом. Преобладают золотые, красные и зеленые цвета, но присутствуют и другие теплые оттенки. Основным назначением иконы является исцеление недугов.
Сейчас эти святыни хранятся не в самом соборе, а в соседнем здании — в музее местного кремля. В иконостасе храма размещаются списки с этих икон.
Колокольня храма
История
Нынешняя колокольня для собора четвертая по счету, но первая каменная, предыдущие были из дерева. Это сооружение было возведено в середине 17 века и изначально имело несколько иной облик. Во второй половине 19 века колокольня была перестроена и приобрела современные внешний вид и высоту. Прежняя постройка была ниже более чем на 30 метров.
Внешнее убранство
Колокольня Софийского храма представляет собой белокаменную столпообразную постройку в стиле русской готики округлой восьмиугольной формы, увенчанную позолоченным куполом с крестом. Под верхним ярусом со смотровой площадкой размещаются часы, имеющие 4 колокола.
Высота колокольни составляет около 80 м (тогда как высота самого собора — почти 60 м). Это высочайшая колокольня во всей местной епархии.
Колокола
Сейчас на колокольне висят 25 колоколов. Они отлиты русскими, голландскими и немецкими мастерами в 17-19 веках. Но, несмотря на возраст, сохранились до настоящего момента. Самыми известными из них являются старейшие, т.е. отлитые в 17 веке.
За всю историю колокольни наибольшее количество колоколов было 26. Но самый маленький колокол до современности не сохранился.
Использование колоколов храма после длительного советского периода «молчания» было возобновлено в 1989 году и продолжается по сей день.
Культовое значение церкви
Статусом кафедрального храма, относящегося к Вологодской епархии, собор обладал в 1578—1923 годах (до упразднения). Этот статус был возвращен собору лишь осенью 2014 года.
Вдоль стен южной и северной стороны захоронены 11 архиереев 16-18 веков.
Во второй половине 17 века под стенами собора был инсценирован Страшный суд. В ходе этого мероприятия был устроен крестный ход, а также были прочитаны отрывки из Евангелия, касающиеся этой темы.
До 18 века церковные службы в храме были круглогодичными. Но с 1776 года богослужения здесь проводятся только в летний сезон. Собор получил статус холодного храма, а теплым стал возведенный при нем Воскресенский собор.
Богослужения и другие возможности посещения
В связи с тем, что здание собора не отапливается, он работает только в теплое время года. Его открывают для посещения весной и закрывают осенью. Определенных сроков нет — все зависит от погодных условий. К слову, даже в рабочий сезон храм можно посетить только при хорошей сухой погоде. В дождливые дни собор закрыт для посещений. Таким образом работники заботятся о сохранности фресок.
Режим работы Софийского собора в Вологде:
Ровно по такой же схеме работает и колокольня при храме.
Посетить святыню Вологодчины может любой верующий. Увидеть старинные красоты могут и жители города, и его гости. Но вход как в собор, так и колокольню платный.
Богослужения проводятся два раза в день:
Но не ждите от ежедневных служб каких-то особенных обрядов. Масштабные богослужения совершаются только по большим церковным православным праздникам.
Службы не единственная возможность полюбоваться на храм изнутри. Помимо богослужений в соборе проводятся экскурсии, на которых вы узнаете много интересных подробностей о внутреннем убранстве храма. Экскурсии проводятся каждый день и длятся с 10.00 до 16.00.
Если вы не любите групповые экскурсии, имеется возможность ознакомиться с интерьером собора самостоятельно и просто побродить по этому памятнику архитектуры, как по музею.
Колокольня также заслуживает внимания. Помимо увлекательного подъема наверх, вас ждет великолепный вид на весь город, открывающийся со смотровой площадки сооружения.
Как добраться до церкви
Вологодский собор Святой Софии находится на улице Сергея Орлова, 15 (В). Это самый центр города. Территория, на которой стоит храм, называется Кремлевской площадью. Она располагается между параллельными улицей Сергея Орлова и проспектом Победы.
Собор и колокольня возвышаются непосредственно между зданиями Вологодского кремля и Архиерейского двора.
Добраться до Софийского храма вы можете несколькими способами:
Видео
В этом видео вы познакомитесь с историей собора и сможете оценить его красоту: