роль сеченова и павлова в создании учения о высшей нервной деятельности его сущность кратко
Высшая нервная деятельность
Роль И. М. Сеченова и И. П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности
Отцом русской физиологии называли И. М. Сеченова корифеи науки К. А. Тимирязев и И. П. Павлов. В самом деле, до него никто не проводил опытов по исследованию головного мозга. Их итогом явилась психофизиологическая и философская работа «Рефлексы головного мозга» (1863). С нее начинаются исследования высшей нервной деятельности. Вот ее основные положения.
В основе психического развития лежит память. Выделенные Сеченовым несколько типов памяти — зрительная, осязательная, слуховая, мышечная, ассоциативная — исследуются в последующей физиологии. Добавим к этому открытие им явления торможения в центральной нервной системе, вскрытие психологических механизмов мышления и станет ясно основополагающее значение работ И. М. Сеченова в развитии представлений о высшей нервной деятельности.
Роль И. М. Сеченова и И. П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности. Идеи И. М. Сеченова оказали большое влияние на молодого И. П. Павлова. На протяжении сорока лет И. П. Павлов разрабатывал их, наряду с исследованиями по фармакологии, физиологии кровообращения, пищеварения, что привело к новому этапу в его творчестве — изучению высшей нервной деятельности. В 1923 г. появился его обобщающий труд «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных», а затем последовали «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» (1927) и другие работы.
Под высшей нервной деятельностью И. П. Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы.
Исследования И. П. Павловым взаимоотношений возбуждения и торможения, их силы и продолжительности позволили выделить четыре основных типа высшей нервной деятельности человека:
Эти четыре типа высшей нервной деятельности, открытые И. П. Павловым, соответствуют четырем типам темпераментов (характеров) людей. Со времен Гиппократа неуравновешенный тип с преобладанием возбуждений относят к холерическому темпераменту. Уравновешенный с большой подвижностью возбуждения и торможения свойствен сангвиническому характеру; уравновешенный тип с небольшой подвижностью одних и других процессов присущ флегматичным людям; слабый тип со слабым возбуждением и торможением присущ людям меланхолического темперамента. Но следует отметить, что людей с абсолютно «чистым» типом темперамента не встретишь, у конкретных людей лишь преобладает какой-либо из типов.
Открытие И. П. Павловым второй сигнальной системы, присущей только человеку, заложило основу для разработок вопросов мышления, возникновения и развития речи.
Значение слова. По И. П. Павлову, слово представляет для человека условный раздражитель, вызывающий раздражения, воспринимаемые и перерабатываемые корой большого мозга. Следовательно, вторая сигнальная система с ее речевым аппаратом является физиологической основой мышления. Слова — это «сигналы сигналов», т. е. сигналы для работы первой сигнальной системы. Благодаря второй сигнальной системе используется общественный опыт поколений, усваиваемый при помощи языка и речи. Если для животных слова—это звуки, раздражители, то для человека — это понятия.
Они действуют своим содержанием, смыслом. Через нервную систему слова действуют на функции внутренних органов, благодаря чему их (слова) используют психотерапевты для лечения функциональных расстройств. Точно так же слова могут вредно действовать на здоровье. Отсюда вытекает необходимость осторожного использования их в общении, особенно при общении врача и пациентов. На этот счет возникло целое направление в медицине — врачебная этика—учение о нравственных началах в деятельности врача, включающее и значение слова.
Речь появилась в результате общений людей в процессе труда. Значение слова не сводится только к общению, а составляет основу отвлеченного мышления и определяет поведение людей. Посредством речи осуществляются анализ и обобщение информации, а также — суждения и выводы. Речь отражает интеллект.
Роль И.М.Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о ВНД
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
«Роль И.М. Сеченова и И.П. Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности» Подготовила: С. Ф.Мальцева, к.п.н., преподаватель возрастной анатомии, физиологии и гигиены ГОБПОУ «Лебедянский педагогический колледж», г. Лебедянь, Липецкой области
И.М.Сеченов И.П.Павлов Основоположники учения о высшей нервной деятельности
План лекции И. М. Сеченов – «отец русской физиологии» И. П. Павлов – создатель «метода условных рефлексов» Заслуги И.М. Сеченова и И.П. Павлова перед мировой наукой
Годы жизни 13.08.1829г., с.Тёплый Стан – 15.11.1905г., Москва И.М.Cеченов
Краткая биография 01/13.08.1829 год – родился в селе Теплый Стан 1848 г. – окончил главное инженерное училище в Петербурге 1856 г. – медицинский факультет Московского университета 1856 – 1859 гг. – работал за границей 1860 г. – защитил докторскую диссертацию в Медико – хирургической академии в Петербурге 1863 г. – удостоен Демидовской премии Петербургской Академии Наук 1871 – 1876 гг. – заведовал кафедрой физиологии в Новороссийском университете 1876 – 1888 гг. – Петербургский университет 1889 г. – приват – доцент 1891 г. – профессор физиологического Московского университета 1901 г. – вышел в отставку
Опыт «Белой дамы» (удаление полушарий головного мозга)
Заслуги И.М. Сеченова перед мировой наукой 1) обосновал рефлекторную природу бессознательной и сознательной деятельности 2) доказал, что в основе психической деятельности лежат физиологические процессы, которые могут быть изучены объективными методами 3) открыл явление центрального торможения нервных процессов 4) установил наличие ритмических биоэлектрических процессов в центральной нервной системе 5) обосновал значение обмена веществ в осуществлении возбуждения
Время и место рождения И.П.Павлов родился 26 сентября1849 года в Рязани в семье священника
Опыты по пищеварению
Условный рефлекс – приобретаемая в течение жизни реакция, которая на основе прошлого опыта позволяет предвидеть наступающие события
Пробуждение спящего летаргическим сном
Наводнение в Петербурге
Три свойства нервной системы Сила процессов возбуждения и торможения Взаимная уравновешенность, т. е. соотношение силы процессов возбуждения и торможения Подвижность процессов возбуждения и торможения, т. е. скорость, с которой возбуждение может сменяться торможением и наоборот
Типы высшей нервной деятельности Сильный уравновешенный, с большой подвижностью нервных процессов Сильный, уравновешеный, с малой подвижностью нервных процессов Сильный не уравновешенный, с преобладанием возбуждения над торможением Слабый, с быстрой истощаемостью, приводящий к потере работоспособ-ности
Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах Обеспечивает конкретно – наглядное мышление Хорошо развита у животных, имеется у человека Анализ и синтез непосредственных, конкретных сигналов, предметов и явлений внешнего мира, идущих от рецепторов органов чувств Обеспечивает абстрактное логическое мышление Хорошо развита у человека, имеется у некоторых групп животных Анализ и синтез информации, поступающей в виде символов (слов, знаков, формул)
И.М.Сеченов И.П.Павлов основоположники учения о высшей нервной деятельности
Номер материала: ДБ-1244573
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Гинцбург анонсировал регистрацию детской вакцины от COVID-19
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор открыл горячую линию по вопросам контрольных в школах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Стартовал сбор заявок на студенческую олимпиаду «Я — профессионал»
Время чтения: 2 минуты
Российские педагоги чаще всего жалуются на излишнюю отчетность и низкую зарплату
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Роль и вклад И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности
Отцом русской физиологии называли И.М.Сеченова корифеи науки К.А.Тимирязев и И.П.Павлов. В самом деле, до него никто не проводил опытов по исследованию головного мозга. Их итогом явилась психофизиологическая и философская работа «Рефлексы головного мозга» (1863). С нее начинаются исследования высшей нервной деятельности. Вот ее основные положения.
В основе психического развития лежит память. Выделенные Сеченовым несколько типов памяти — зрительная, осязательная, слуховая, мышечная, ассоциативная — исследуются в последующей физиологии. Добавим к этому открытие им явления торможения в центральной нервной системе, вскрытие психологических механизмов мышления и станет ясно основополагающее значение и вклад работ И.М.Сеченова в развитие представлений о высшей нервной деятельности.
Идеи И.М.Сеченова оказали большое влияние на молодого И.П.Павлова. На протяжении сорока лет И.П.Павлов разрабатывал их, наряду с исследованиями по фармакологии, физиологии кровообращения, пищеварения, что привело к новому этапу в его творчестве — изучению высшей нервной деятельности. В 1923г. появился его обобщающий труд «Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности животных», а затем последовали «Лекции о работе больших полушарий головного мозга» (1927) и другие работы.
Под высшей нервной деятельностью И.П.Павлов понимал деятельность больших полушарий с близлежащей подкоркой, которые обусловливают рефлексы.
4 типа высшей нервной деятельности человека
Исследования И. П. Павловым взаимоотношений возбуждения и торможения, их силы и продолжительности позволили выделить четыре основных типа высшей нервной деятельности человека.
Эти четыре типа высшей нервной деятельности, открытые И.П.Павловым, соответствуют четырем типам темпераментов (характеров) людей.
Но следует отметить, что людей с абсолютно «чистым» типом темперамента не встретишь, у конкретных людей лишь преобладает какой-либо из типов.
Открытие И.П.Павловым второй сигнальной системы, присущей только человеку, заложило основу для разработок вопросов мышления, возникновения и развития речи.
Значение слова по И.П.Павлову
По И.П.Павлову, слово представляет для человека условный раздражитель, вызывающий раздражения, воспринимаемые и перерабатываемые корой большого мозга. Следовательно, вторая сигнальная система с ее речевым аппаратом является физиологической основой мышления. Слова — это «сигналы сигналов», т.е. сигналы для работы первой сигнальной системы.
Благодаря второй сигнальной системе используется общественный опыт поколений, усваиваемый при помощи языка и речи. Если для животных слова — это звуки, раздражители, то для человека — это понятия. Они действуют своим содержанием, смыслом. Через нервную систему слова действуют на функции внутренних органов, благодаря чему их (слова) используют психотерапевты для лечения функциональных расстройств.
Точно так же слова могут вредно действовать на здоровье. Отсюда вытекает необходимость осторожного использования их в общении, особенно при общении врача и пациентов. На этот счет возникло целое направление в медицине — врачебная этика — учение о нравственных началах в деятельности врача, включающее и значение слова.
Речь появилась в результате общения людей в процессе труда. Значение слова не сводится только к общению, а составляет основу отвлеченного мышления и определяет поведение людей. Посредством речи осуществляются анализ и обобщение информации, а также — суждения и выводы. Речь отражает интеллект.
Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в развитии теории высшей нервной деятельности (внд)
И. М. Сеченов впервые утверждал, что в основе мышления заложен рефлекторный принцип. По Сеченову мысль – это усеченный рефлекс. Сеченов считал, что процессы мышления должны изучать и физиологи, и психологи, тем самым он предопределил в дальнейшем учение И. П. Павлова о высшей нервной деятельности.
Идеи И. М. Сеченова получили развитие в трудах И. П. Павлова, которые открыли пути объективного исследования функций коры больших полушарий мозга. Работы И. П. Павлова явились поворотным моментом в изучении психических процессов.
И. П. Павлов в 1904 году был удостоен Нобелевской премии по медицине за исследования в области физиологии пищеварения. Павлов создал учение об условных рефлексах. Метод выработки условных рефлексов явился объективным методом изучения основных процессов, протекающих в коре больших полушарий головного мозга. В условном рефлексе Павлов увидел высшую форму проявления рефлекторной деятельности мозга и назвал ее высшей нервной деятельностью.
Он утверждал, что психическая деятельность есть результат физиологической деятельности определенных структур головного мозга.
Позже использование условного рефлекса, как метода исследования функций головного мозга, явилось ключом к пониманию различных сторон психической деятельности: научения, памяти, целенаправленной деятельности и др.
Кроме того, И. П. Павлов вскрыл природу индивидуальных различий темперамента, создав учение о типах ВНД в зависимости от выраженности нервных процессов: их силы, подвижности и уравновешенности.
Вопрос 19
Безусловные и условные рефлексы, их характеристика.
Классический условный рефлекс, отличия от безусловного, виды, классификация, условия и механизмы формирования, биологическое значение:
Условный рефлекс – это индивидуально приобретенная в процессе жизни или в результате специального обучения приспособительная реакция организма, которая возникает не на какой-либо биологически значимый раздражитель, а на сигнал, предшествующий действию этого раздражителя.
Безусловные и условные рефлексы. Отличия.
Безусловные рефлексы | Условные рефлексы |
Врожденные; | Приобретенные после рождения (ребенок рождается без условных рефлексов); |
Видовые; | Индивидуальные; |
Постоянные, сохраняются всю жизнь; | Могут появляться (вырабатываться) и исчезать (угасать) при определенных условиях. |
Осуществляются с участием различных отделов ЦНС; | Осуществляются при обязательном участии коры больших полушарий головного мозга или структур, выполняющих высшую функцию у животных, не имеющих коры головного мозга; |
Возникают на специфический, биологически важный раздражитель (безусловный раздражитель); | Возникает на любой неспецифический или индифферентный раздражитель при обязательном условии подкрепления его безусловным раздражителем; такой раздражитель называют условным; |
В основе безусловного рефлекса лежит рефлекторная дуга (постоянная, генетически закрепленная цепь нейронов). | Условный рефлекс формируется на основе временной связи цепи нейронов, устанавливаемой между центрами возбуждения от условного и безусловного раздражителей. |
Условия для выработки классического условного рефлекса.
Для образования классического условного рефлекса необходимо определенное сочетание условного и безусловного раздражителей.
1. Сочетание условного и безусловного раздражителей по времени: раньше на 20-30 с. должен действовать условный раздражитель, а затем безусловный раздражитель. Такое сочетание называется подкреплением условного сигнала безусловным;
2. Сочетание условного и безусловного раздражителей по силе: условный сигнал должен быть менее сильным или менее биологически значимым, чем безусловный раздражитель, который в данный момент остро необходим для поддержания процессов жизнедеятельности, т. е. является доминантным.
3. Многократное сочетание условного и безусловного раздражителей. Условный рефлекс таким образом вырабатывается.
4. В процессе выработки условного рефлекса должны отсутствовать посторонние раздражители, т. к. они вызывают развитие ориентированного рефлекса, что мешает выработке условного рефлекса на определенный условный сигнал;
5. Животное для эксперимента берется здоровым, бодрым, с нормальным деятельным состоянием коры больших полушарий мозга.
Выработку классического условного рефлекса можно рассмотреть на примере условного слюноотделительного рефлекса. В качестве условного раздражителя или условного сигнала можно использовать звук звонка, а безусловным, биологически значимым раздражителем будет являться пища. Чтобы повысить силу или биологическую значимость пищи, животное в эксперимент берется голодным. В этом случае возбуждение пищевого центра имеет доминирующее значение.
Экспериментатор включает звонок на короткое время, а через 20-30 секунд подает голодному животному пищу, – и так всякий раз, перед кормлением животного включается звонок. Многократное сочетание в течение 8-12 дней звука звонка с последующей подачей пищи вызовет проявление условного слюноотделительного рефлекса. Слюна будет выделяться у животного на звук звонка даже в отсутствии пищи.
В качестве условного сигнала Павлов использовал не только звук звонка, но и свет включенной лампочки, касание кожи специально укрепленной касалки и др.
Условный рефлекс без периодического подкрепления исчезает, угасает.
Стадии образования условного рефлекса.
Условный рефлекс в процессе выработки в начале проходит стадию генерализации, во время которой условный рефлекс проявляется не только на конкретный раздражитель, но и на близкие по физическим параметрам раздражители.
Физиологически механизмы, лежащие в основе условного рефлекса. Специализированных центров, ответственных за выработку условных рефлексов, в коре больших полушарий головного мозга нет.
В основе условного рефлекса закладывается временная рефлекторная дуга или временная связь. Схема замыкания временной связи между центрами возбуждения от условного и безусловного раздражителей по И. П. Павлову выглядит следующим образом: при действии условного раздражителя афферентная информация поступает в зависимости от характера этого раздражителя в определенную зону сенсорной коры. От этого центра далее импульсы конвергируют на доминирующий центр безусловнорефлекторной реакции через ассоциативные зоны коры. При многократном повторении такого взаимодействия центров формируется временная связь.
Процесс закрепления временной связи условного рефлекса представляет, по сути, процесс формирования памяти. Формирование условного классического рефлекса в современной физиологии рассматривается как ассоциативное научение.
Роль условных рефлексов.
Организм на основе условных рефлексов лучше ориентируется в среде и приспосабливается к ее условиям. Организм заранее готовится к возможному действию какого-либо безусловного раздражителя и тем самым имеет возможность, к примеру, предупредить действие опасных, вредных воздействий. В этом проявляется сигнальное значение условных рефлексов.
В спорте условнее рефлексы обеспечивают формирование предстартовых состояний.
Вопрос 20.
Дата добавления: 2018-11-24 ; просмотров: 2090 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Роль И.М.Сеченова и И.П.Павлова в создании учения о высшей нервной деятельности
Кора головного мозга и ближайшие к ней подкорковые структуры являются высшим отделом ЦНС — субстратом осуществления сложных рефлекторных реакций, лежащих в основе высшей нервной деятельности. Представление о рефлекторном характере деятельности высших отделов ЦНС впервые было выдвинуто И.М.Сеченовым. До него господствовало представление о раздельности тела и «души» и вопрос о возможности объективного изучения психической деятельности даже не ставился.
И.М.Сеченова по праву считают отцом русской физиологии, потому что он впервые в нашей стране начал экспериментально изучать важнейшие функции организма: нервные процессы, мышечные движения, обмен веществ. Он внес заметный вклад в физиологию центральной нервной системы, физиологию труда и спорта, сравнительную физиологию, сопоставляющую функции организмов разных уровней эволюционного развития.
Однако заслуга создания настоящей физиологии головного мозга принадлежит другому великому русскому ученому — И.П.Павлову. Гениальные идеи И.М.Сеченова были подтверждены экспериментально И.П.Павловым. И.П.Павлов развил рефлекторную теорию и создал учение о высшей нервной деятельности (ВНД). Ему удалось открыть нервный механизм, обеспечивающий сложные формы реагирования человека и высших животных на воздействие внешней среды. Этим механизмом является условный рефлекс.
Совокупность сложных форм деятельности коры больших полушарий и ближайших к ней подкорковых образований, обеспечивающих взаимодействие целостного организма с внешней средой, называют высшей нервной деятельностью.
И.П.Павлов по праву считается создателем нового направления в мировой физиологии. Он изучал физиологические процессы, протекающие в отдельных органах или в системах органов, в их неразрывной связи с целым организмом. Аналитико-синтетический метод, введенный в физиологию И.П.Павловым, оказался весьма плодотворным и дал возможность изучать целостный организм в его взаимосвязи с окружающей средой.
Безусловные и условные рефлексы
И.П.Павлов писал: «Если бы животное не было. точно приспособлено к внешнему миру, то оно скоро или медленно перестало бы существовать».
Какими же путями организм приспосабливается к внешней среде? На этот вопрос И.П.Павлов отвечает: «Рефлексы суть элементы этого постоянного приспособления или постоянного уравновешивания».
Безусловные рефлексы — это постоянные, наследуемые реакции, закономерно вытекающие в ответ на раздражения, имеющие непосредственное биологическое значение.
Безусловные рефлексы могут быть простыми, как, например, отделение слюны на раздражение рецепторов полости рта, и сложными — пищевой, оборонительный, половой, которые называют иначе инстинктами.
Если бы внешняя среда не изменялась, оставаясь постоянной, то этих реакций было бы достаточно для существования организма. Однако окружающая среда так бесконечно сложна и изменчива, что приспособляемость при помощи безусловных рефлексов является явно недостаточной.
Изучая работу слюнных желез, И.П.Павлов столкнулся с явлением, которое носило все черты рефлекса, однако имело и существенные отличия. У собаки, которой была наложена фистула слюнной железы, слюноотделение наступало не только при попадании пищи в рот, но и при звуке шагов служителя, который ее кормил. Это наблюдение послужило открытию нового вида рефлексов — условных рефлексов.
Условные рефлексы- это рефлексы, вырабатывающиеся в течение индивидуальной жизни благодаря образованию временных нервных связей в высших отделах центральной нервной системы (у высших животных — в коре головного мозга).
Особенности условных рефлексов:
1.Условные рефлексы отсутствуют у новорожденных.
Если безусловные рефлексы — это врожденная нервная деятельность, это фонд, приобретенный в процессе эволюции вида, то условные рефлексы приобретаются каждым индивидуумом для себя. Первое убедительное доказательство этому положению дали опыты И.С.Цитовича, который выращивал щенков до 6-7 месячного возраста только на хлебе и молоке. Затем им выводили наружу проток слюнной железы для наблюдения за слюноотделением. Когда щенкам давали мясо, они с любопытством смотрели на него, но слюна не отделялась. Только после того, как они поели мяса, показ его стал вызывать отделение слюны, т.е. вид мяса стал условным раздражителем, вызывающим пищевой рефлекс.
2.Условные рефлексы могут вырабатываться и осуществляться только высшим отделом центральной нервной системы. У насекомых, например, таковым является надглоточный нервный узел, у высших животных — кора головного мозга. Только высший отдел центральной нервной системы способен к замыканию временных связей, образованию условных рефлексов. В этом его основная функция. После его удаления все условные рефлексы безвозвратно исчезают, и самостоятельное существование становится невозможным.
3.Условные рефлексы временные, они могут исчезнуть, если условный раздражитель не подкрепляется безусловным. В этом одно из их преимуществ.
Различают натуральные и искусственные условные рефлексы. Если условным сигнальным раздражителем становится свойство самого безусловного раздражителя — вид яблока, огня, то такой рефлекс называется натуральным. Если же сигналом пищи сделать не относящийся к ней звонок или свет, то вырабатывается искусственный условный рефлекс.
Методы изучения высшей нервной деятельности.
Усмотрев в образовании условных рефлексов результат физиологической работы высшего отдела мозга — коры больших полушарий, Павлов разработал метод объективного, экспериментального изучения высшей нервной деятельности. Удобным объектом для исследования условных рефлексов оказались слюнные железы.
Во-первых, выведение наружу протока слюнной железы позволяет наблюдать за характером и интенсивностью слюноотделения и не нарушает нормальной деятельности организма, слюна продолжает поступать в рот по протокам других слюнных желез. Во-вторых, работа слюнных желез неизменна при постоянстве окружающих условий, но легко изменяется под влиянием внешних воздействий. Все это дало возможность именно на реакциях слюнной железы установить закономерности высшей нервной деятельности.
Отсюда, однако, нельзя делать вывод, что метод условных рефлексов непременно связан с изучением слюноотделительных реакций. Работы Павлова и особенно его многочисленных учеников и последователей убедительно доказали, что условные рефлексы могут быть выработаны на основе не только слюноотделения, но и любой безусловно рефлекторной деятельности.
С помощью метода условных рефлексов И.П.Павлов изучал функцию коры больших полушарий головного мозга и ближайших к ней подкорковых образований, явления иррадиации в коре головного мозга, аналитико-синтетическую деятельность мозга.
В экспериментах на животных для изучения механизмов, лежащих в основе высшей нервной деятельности, широко используются также методики разрушения отдельных структур мозга, перерезки связей между ними, регистрация электрической активности определенных нервных клеток или центров.
В последнее время для изучения ВНД человека все более широко используется метод энцефалографии — регистрация биоэлектрической активности мозга. Метод электроэнцефалографии, так же, как и метод условных рефлексов, позволяет исследовать деятельность мозга в естественных условиях его функционирования. Использование этого метода позволяет изучать новые важные данные о возрастных особенностях высших подкорковых функций ребенка.
Условия образования условных рефлексов
Условные рефлексы вырабатываются на базе безусловных. Условный рефлекс так назван, потому что для его образования нужны определенные условия:
1.Наличие двух раздражителей: индифферентного, т.е. такого, который хотят сделать условным, и безусловного, вызывающего какую-то деятельность организма, например отделение слюны, отдергивание лапы.
2.Условный раздражитель должен предшествовать безусловному. Условным раздражителем может быть любой раздражитель из внешней среды или определенное изменение внутреннего состояния организма.
В лаборатории И.П.Павлова в качестве условных раздражителей применяли свет электрической лампочки, звонок, бульканье воды, вид горящей свечи и др.. условные рефлексы на время вырабатываются у человека при соблюдении режима труда, приема пищи в одно и то же время, постоянном времени отхода ко сну.
3.Безусловный раздражитель должен быть сильнее условного. Для сытой собаки с низкой возбудимостью пищевого центра звонок не станет условным раздражителем. Можно сделать условным раздражителем электрический ток, подкрепляя его пищей. Однако если ток будет чрезмерно сильным, угрожающим жизни, то условный рефлекс не образуется.
4.Отсутствие отвлекающих посторонних раздражителей. Для выработки условных рефлексов животное помещают в специальную, изолированную камеру, а экспериментатор находится вне ее у пульта управления приборами, необходимыми для подачи сигналов и подкрепления их пищей. В небольшое окошко экспериментатор наблюдает за животным.
5.Бодрое состояние коры больших полушарий. Это верно и для человека. Если лекция неинтересна и развивается полудремотное состояние, то материал не запоминается, временные связи не замыкаются. Живая эмоциональная лекция с интересными примерами запоминается хорошо.
Дата добавления: 2020-05-20 ; просмотров: 882 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ