роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе

Статья «Роль педагогического рисунка в формировании творческой активности учащихся начальной школы на уроках изобразительного искусства»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

студентка 4 курса группы ПНК 402

БПОУ «Тотемский политехнический колледж»

«Роль педагогического рисунка в формировании творческой активности учащихся начальной школы на уроках изобразительного искусства»

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации.

Уроки изобразительного искусства совмещают в себе все выше сказанное В.А. Сухомлинским. Ведь, именно, изобразительное искусство, как один из предметов начальной школы, занимает важное место в воспитании учащихся. В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира.

В школьных программах по изобразительному искусству Б. М. Неменского, Е. Я. Шпикаловой, В.С. Кузина много тем, которые предусматривают выполнение педагогического рисунка. На уроках изобразительного искусства, как ни на каких других, должно быть наглядное изображение. Принцип наглядности состоит в том, что учащиеся приходят к достоверным знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям, как источнику познания. Учитель демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком и усвоение не только учебного предмета, материала, но и техники исполнения. Показывая штрих и методы выражения различных форм педагог добивается большого эффекта, когда перед глазами детей проделывает всё это своей рукой. Существует множество методов наглядного обучения, но педагогический рисунок – является главным, основным при обучении изобразительному искусству.

Эстетическое воспитание детей требует от учителя постоянного творческого развития. Поэтому на своих уроках изобразительного искусства учитель может использовать различные виды педагогических рисунков. По мнению Н.Н. Ростовцев рисунки педагога на уроках изобразительного искусства можно разделить на три вида по методам их использования :

Второй вид рисунка — это за­рисовка учителя на полях рисун­ка школьника. Такими зарисов­ками мы пользуемся в том слу­чае, когда ошибка в рисунке за­мечена лишь у одного-двух уче­ников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

Третий вид педагогического рисования — это исправление оши­бок в рисунке ученика рукой учителя.

Каждый из этих видов педагогического рисунка имеет огромное значение при обучении детей на уроках изобразительного искусства.

Используя на уроках педагогический рисунок, учитель должен помнить о ряде функций, которые он выполняет:

а) иллюстрирование отдельных положений устного объяснения, даваемого учителем в ходе занятий;

б) демонстрация методической последовательности работы над рисунками;

в) показ одной из стадий выполнения рисунка;

г) разъяснение сущности строения изображаемого;

д) показ принципов композиционного решения рисунков;

е) демонстрация технических приемов работы, показ технических возможностей и особенностей различных материалов, применяемых в рисовании;

ж) наглядный анализ правильных и неправильных решений изобразительных задач,

связанных с темой занятий;

з) объяснение особенностей выполнения рисунков на ту или иную конкретную тематику.

Таким образом, можно сделать вывод, что педагогический рисунок играет главную составляющую в формировании творческой активности учащихся начальной школы на уроках изобразительного искусства. Ведь через педагогический рисунок учащиеся постигают азы рисования, выделяя для себя более легкие способы изображения предметов, растений, животных и т.д.

1. Изобразительное искусство в начальных классах / Б. Юсов и др.- Мн., 1992.

3. Мерцалова, С.В. Роль и место педагогического рисунка в формировании изобразительных возможностей обучающихся [Электронный ресурс]: Режим доступа: [ https://infourok.ru/ ] (Дата обращения: 23.03.2021г.).

4. Неменский Б.М. Педагогика искусства. М.: Просвещение, 2007

5. Педагогический рисунок [Электронный ресурс]: Режим доступа: [ https://knowledge.allbest.ru ] (Дата обращения: 23.03.2021г.)

6. Полынская И.Н. Педагогический рисунок в профессиональной подготовке учителя изобразительного и декоративно-прикладного искусства // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-1. – С. 157-16.

Источник

Особенности педагогического рисования.

роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Смотреть фото роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Смотреть картинку роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Картинка про роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Фото роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Смотреть фото роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Смотреть картинку роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Картинка про роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Фото роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Смотреть фото роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Смотреть картинку роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Картинка про роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Фото роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Смотреть фото роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Смотреть картинку роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Картинка про роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Фото роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе

роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Смотреть фото роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Смотреть картинку роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Картинка про роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Фото роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе

роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Смотреть фото роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Смотреть картинку роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Картинка про роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Фото роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

«ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА»

Кафедра культурологии и искусства

ОТЧЕТ

ОБ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ (практика по получению первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности)

По дисциплине «Теория и методика преподавания изобразительного искусства»

На тему: «Педагогическое рисование как средство активизации учебного процесса по изобразительному искусству»

Студента (ки) 3 курса

Заочной формы обучения

Направления 44.03.01 Дубровская. Н.Ю.

Педагогическое образование Ф.И.О.

Руководитель ст. преп. Скакун. А. А.

Отчет принят с оценкой ____________________ подпись руководителя

Содержание.

Глава 1. Педагогический рисунок как средство обучения изобразительного искусства.

1.1Особенности педагогического рисования.

1.2.Виды педагогического рисунка.

Глав 2. Средство активизации учебного процесса.

Глава 3. Методические рекомендации использования педагогического рисунка в практике.

Введение.

Преподавание изобразительного искусства в школе имеет общеобразовательные цели. Помогает познавать окружающий мир, развивать наблюдательность, различать форму предметов и окраску, сравнивать предметы между собой, устанавливать сходства и различия. Раскрывает мир искусства, развивает эстетический вкус, воспитывает стремление к познанию, к совершенству, обучает основам изобразительной грамоты.

По своей природе преподавательская работа – это творческая деятельность. Учитель должен творчески подходить к делу.

Рисунок является частью педагогического образования учителя изобразительного искусства и составляющая часть педагогической деятельности. Этой проблеме посвящены труды (В.С. Кузина « Основы обучения изобразительного искусства в школе», Н.Н. Ростовцева «Методика преподавания изобразительного искусства в школе», А.Е. Терентьева «Рисунок в педагогической практике учителя изобразительного искусства», О.Д. Картавцева « Методика обучения изобразительного искусства» и др.)

Искусство преподавания требует и знания самого предмета, усвоения основных положений педагогики, психологии, понимания методики организации учебно-воспитательного процесса, умения творчески использовать все эти знания в практике преподавания. Уроки изобразительного искусства имеют большое значение в развитии у детей художественного вкуса. Стимулирует развитие логического и образного мышления, культуры речи, зрительной памяти, способствует воспитанию эстетической культуры и вкуса учащихся, что позволяет решать образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Интересный, доступный учебный материал способствуют развитию заинтересованности и мотивации к самостоятельному учебному рисунку. Педагогический рисунок имеет свои особенности, приемы, конкретные цели и задачи. В данном случае необходима определенная методика обучения педагогическому рисунку.

Следует подчеркнуть, что педагогический рисунок – тот фундамент на котором формируются прочные знания, умения и навыки в области данного предмета и методики его преподавания. Динамичность педагогических рисунков, заключается в том, что учащиеся видят весь процесс рисования в динамике: от первых штрихов до последних. Рисунок учителя – авторитетное свидетельство правильности методических положений, высказанных учителем в устных объяснениях. Показывает необходимость знаний изобразительной грамоты, пользу и целесообразность учебы.

Глава 1. Педагогический рисунок как средство обучения изобразительного искусства.

роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Смотреть фото роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Смотреть картинку роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Картинка про роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Фото роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе

Педагогический рисунок – одно из важнейших средств наглядности обучения. В отличие от других видов наглядности, он может быть изменен рукой учителя или ученика на глазах у школьников в процессе занятий, в зависимости от сложившихся обстоятельств

Педагогический рисунок можно разделить на два основных вида по методам их использования:

– рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе (на доске);

– небольшие наброски, выполняемые преподавателем на полях работ учащихся или на отдельных листах бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала.

Задачи педагогического рисунка.

— Рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его;

— Предельно ясным, лаконичным, необходимо выделить главное и обратить на него внимание учащихся.

— Носит кратковременный характер. Рисунок на доске дает ученикам правильное направление для самостоятельного решения задач. Не следует долго задерживать внимание учеников на доске.

Перед началом работы учитель объясняет задание, сопровождая беседу рисованием на доске. Необходимо прерывать рисование обращением к ученикам, рассказом о следующих этапах работы.

Педагогический рисунок может выполнять следующие функции:

— иллюстрирование отдельных положений устного объяснения, даваемого учителем в ходе занятий;

– демонстрация методической последовательности работы над рисунками;

– демонстрация поэтапного выполнения учебного рисунка или живописного этюда;

– показ одной из стадий выполнения рисунка;

– разъяснения сущности строения изображаемых объектов и предметов;

– показ композиционного решения рисунка;

– демонстрация перспективных явлений в рисунке;

– демонстрация технических приемов работы, показ технических возможностей и особенностей различных материалов, применяемых в рисовании.

Особенности педагогического рисования.

Учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Но всё же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях работы ученика.

Наиболее важными качествами любого педагогического рисунка следует считать: правдивую и убедительную трактовку изображаемого, передачу в рисунках главного, существенного, показать обоснованно упрощенный характер изображения; лаконизм и выразительность графических средств.

Источник

Доклад по теме: «Педагогический рисунок как средство обучения по изо»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Педагогический рисунок как средство обучения изо. Его роль и значение в профессиональной деятельности учителя

«Педагогический рисунок – это знание об искусстве, принявшее визуальную форму, форму изображения, понятное ученикам разного возраста. Многообразен мир ИЗО, многообразны знания из области искусства, многообразны формы изображения. Многообразны характеристики субъектов обучения – учителей и учеников, многообразны ситуации обучения. Поэтому ПР так многообразен, – считает В.И. Булавко, исследователь наглядных средств обучения ИЗО. ПР представляет собой наиболее специфическое из всех средств обучения предмету, инструмент профессиональной деятельности учителя ИЗО.

В силу многообразия, ПР , даже выполненный к конкретной теме урока, не имеет однозначного толкования или единственного варианта решения. ПР может иллюстрировать:

решение дидактической задачи на примере изображения конкретного объекта (например, геометрический аспект формы в композиции «Аквариум»;

предмет изображения (многообразие форм аквамира);

технические аспекты выполнения изображения (этапы и приемы выполнения граттажа).

ПР представляет собой один из видов графического искусства и, одновременно, одно из основных средств обучения ИЗО. Являясь системным компонентом, ПР несет на себе специфические свойства обеих систем – ИЗО и обучения. Являясь элементом системы мира графического искусства, ПР несет на себе черты образности и графической выразительности, свойственной авторской графике. Дидактические характеристики ПР роднят его с другими наглядными средствами обучения и обуславливают дидактическую группу его качеств. К ПР предъявляются следующие требования:

Культура исполнения и подачи изображения

Четко поставленная дидактическая задача

Оригинальность замысла, выразительность, запоминаемость образа

Изобразительная грамотность исполнения

Привлекательность, вдохновляющий характер, живость (антоним «сухости») решения

ПР должен сопровождаться словами, пояснениями педагога

Лаконизм, ясность, доступность изображения, учёт особенностей его восприятия ребёнком

Соответствие средств выразительности, техники и приемов исполнения рисунка дидактической задаче

Виды ПР по-разному описаны в литературе. Так, B.C. Мурзаев, ПР называет рисунок мелом на классной доске. А.Е. Терентьев относит к ПР «пояснительный рисунок преподавателя, сделанный на полях работы ученика, а также лаконичные наброски большого размера, выполненные различными материалами на классной доске или на листах бумаги с целью разъяснения учебного материала и дополнения устного объяснения. ». Н.Н. Ростовцев выделяет три вида ПР : 1) Рисунок мелом на классной доске; 2) Поясняющая зарисовка учителя на полях рисунка ученика или на отдельном листе бумаги; 3) Выправление работы ученика рукой педагога.

Существуют и другие подходы к классификации педагогического рисунка: по объектам изображения ( ПР растений, транспорта и др.); по дидактической задаче (размещение, пропорции изображения, перспектива и др.); по степени сложности (простые, посвященные одной дидактической задаче и сложные, содержащие решения нескольких учебных задач).

Источник

РОЛЬ И МЕСТО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РИСУНКА В ФОРМИРОВАНИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Для того чтобы интерес учащихся к предмету изобразительное искусство не ослабевал, важно чтобы школьники получали удовлетворение от выполнения заданий из урока в урок. Учителю необходимо создавать ситуацию успеха в решении изобразительных задач для учеников. В реальном мире мы имеем дело с объёмными предметами и пространственными отношениями между ними. Рисунок отображает объёмные предметы в виде двухмерных изображений, взаимосвязанных пропорциональными соотношениями. В процессе рисования приходится переводить информацию с языка объёмно воспринимаемых образов на язык изображений. Для детей, да и не для подготовленного взрослого эта задача трудная. Педагогический рисунок показывает школьникам путь перевода с одного языка на другой в доступной форме. Таким образом, примером своей изобразительной деятельности учитель мотивирует учащихся стремиться достичь подобного опыта в изображении окружающего мира.

У каждого учителя изобразительного искусства есть возможность показать учащимся, каким способом можно решить изобразительную задачу практической части урока. После объяснения нового учебного материала, перед началом работы обучающихся, учитель объясняет задание, сопровождая беседу рисованием мелом на доске.

Изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока, принято называть педагогическим рисованием.

Знаток мелового педагогического рисунка В.С. Мурзаев был преподавателем истории и рисования. В своей книге «Рисунки на классной доске в преподавании истории», ставшей библиографической редкостью, он писал: «В этом маленьком и скромном кусочке белого мела, который учитель беспомощно держит в своей руке, таятся большие и неожиданные возможности». Меловой рисунок вошел в методический арсенал учителя истории благодаря доходчивости, быстроте, большой экономии времени на уроке. В отличие от готовых схем и картосхем меловой рисунок возникает на глазах учащихся по мере хода изложения. Благодаря этому значительно облегчается процесс восприятия материала. Все детали рисунка вводятся учителем постепенно, именно поэтому они воспринимаются учащимися последовательно, элементы изображения накапливаются поэтапно. Именно это обстоятельство, по мнению ученых-педагогов, определяет создание более глубокого и осмысленного образа. Рисунок учителя на доске обычно служит примером для подражания. Эта работа учит распределять внимание, переключать его от наблюдения к графическому изображению, что способствует активному запоминанию материала (например, в случае уроков истории).

А в изобразительном искусстве выполнение учителем педагогического рисунка является одним из важнейших приемов метода наглядного обучения. По В. Ф. Харламову (доктор педагогических наук (1973), профессор (1974), академик НАН Белоруссии (1990)) использование на уроке приема педагогического рисования относится к методу устного изложения знаний педагогом и активизации познавательной деятельности обучающихся. Время выполнения педагогического рисунка 2-5 минут. Педагогический рисунок является графическим пояснением учебного материала. Рисунок становится убедительным в контексте разбираемой работы. Задача учителя – подготовить обучающихся к решению учебных задач. Педагогический рисунок необходим для демонстрации способов, алгоритмов в изображении человека, животного, предмета, объекта, построения композиции картины через схематизацию конструкций, изображения упрощенных форм, которые могут составлять изображаемое в системе этих форм.

Наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях альбома самого ученика.

Требования к рисунку педагога выполняемому на доске:

Из книги Н.Н. Ростовцева доктора педагогических наук, профессора, Заслуженного работника культуры России «Учебный рисунок»: «Изображение натуры должно быть ясным, понятным и убедительным, оно должно давать яркий образ предмета. Это в особенности необходимо учителю изобразительного искусства, который постоянно пользуется рисунком на классной доске или на полях ученической работы. Все наши замечательные художники-педагоги безупречно владели мастерством рисунка».

При этом нельзя, увлекаясь изображением на доске, забывать об объяснении, надо держать связь с классом. Например, задавать вопросы о том, какие предположительно могут быть дальнейшие действия учителя. Находясь у доски, педагогу следует стоять так, чтобы учащиеся видели, что делает учитель. Для самоконтроля учителю в процессе работы, рисование надо прерывать и периодически отходить от доски на некоторое расстояние, с тем, чтобы проверить изображенное, потому что линии могут быть неровными. Промежутки времени следует заполнять объяснением, рассказом о задачах следующего этапа работы и т.д.

Такие зарисовки необходимы в том случае, когда ошибка в рисунке замечена у одного, двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса. Небольшие наброски, выполненные преподавателем на полях работы ученика или на отдельных листах бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала.

Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог.

Задача учителя научить умению видеть натуру – это, значит, умению анализировать строение натуры, пониманию и видению особенностей конструктивных форм окружающего мира – дело сложное и требует большого навыка. И в этом снова поможет учителю педагогический рисунок.

Существует несколько типов рисунков:

-Линейный рисунок с применением цветных мелков.

Педагогические рисунки могут выполнять следующие функции:

а) иллюстрирование отдельных положений устного объяснения, даваемого учителем в ходе занятий;

б) демонстрация методической последовательности работы над рисунками;

в) показ одной из стадий выполнения рисунка;

г) разъяснение сущности строения изображаемого;

д) показ принципов композиционного решения рисунков;

е) демонстрация технических приемов работы, показ технических возможностей и особенностей различных материалов, применяемых в рисовании;

ж) наглядный анализ правильных и неправильных решений изобразительных задач,

связанных с темой занятий;

з) объяснение особенностей выполнения рисунков на ту или иную конкретную тематику.

Выделяют разновидности педагогического рисунка. В педагогической деятельности преподавателя изобразительного искусства важна роль наброска и зарисовок. Ясно, что преподаватель изобразительного искусства должен уметь рисовать быстро, за несколько минут изображать наиболее существенное и типичное в натуре, выделять то, что представляет наибольшую важность для данного объяснения.

Различие между наброском и зарисовкой заключается не только во времени, затрачиваемом на исполнение того или другого, но главным образом в самих способах работы. Зарисовка исполняется сначала до конца только с натуры, набросок же может быть исполнен не только с натуры, но и по памяти, по представлению, по воображению, а также с применением комбинаций нескольких или всех способов.

Удобными и интересными для художника-педагога материалами для исполнения рисунка являются: уголь, сангина, соус, пастель, цветной мел, восковые мелки. Они позволяют работать быстро и широко, сочетать линеарное рисование с беглой, обобщенной тональной моделировкой.

Когда не было компьютера, безусловно, важным и неоценимым подспорьем учителю в наглядности примера изображения окружающих нас форм, являлась доска с мелом. Сейчас поэтапный порядок построения изображения можно демонстрировать с помощью современных компьютерных технологий. Такой подход в обучении школьников грамоте изображения является своего рода более совершенным педагогическим рисунком, выполненным учителем с помощью специальных программ.

Роль педагогических рисунков (набросков, зарисовок) на доске, на листе, на компьютере,:

С помощью педагогического рисунка возможно предупреждение ошибок в работах. Сами особенности детского рисунка, например, такие, как отсутствие планов, загораживания предметов, разрыв неба и земли и т.п., в реалистическом изображении являются следствиями ошибочного восприятия действительности и неумения передать её адекватно. Показывая примеры правильного выполнения изображений в ходе педагогического рисунка, учитель помогает выполнить реалистически достоверные изображения.

Источник

Педагогическое рисование как средство активизации учебного процесса по изобразительному искусству

Роль и принципы наглядности в преподавании изобразительного искусства. Назначение и особенности педагогического рисунка. Влияние педагогического рисунка на качество изображения и творческую активность учащихся на уроке. Учитель как художник и педагог.

РубрикаПедагогика
Видконтрольная работа
Языкрусский
Дата добавления03.02.2014
Размер файла52,6 K

роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Смотреть фото роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Смотреть картинку роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Картинка про роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе. Фото роль педагогического рисования в обучении изобразительному искусству в школе

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ПРИДНЕСТРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

по дисциплине: Методика преподавания изобразительного искусства

на тему: Педагогическое рисование как средство активизации учебного процесса по изобразительному искусству

Студентка 2 курса, 32 группа

Специальность ПМНО, З/О

1. Роль наглядности в преподавании изобразительного искусства

1.1 Принципы наглядности на уроках ИЗО

2.1 Назначение и особенности педагогического рисунка

2.2 Изобразительные средства педагогического рисунка

2.3 Рисунок мелом на классной доске

2.4 Зарисовки и наброски в педагогическом рисовании

3. Влияние педагогического рисунка на качество изображения и творческую активность учащихся на уроке

Список используемой литературы

Большая ответственность за культурное развитие подрастающее поколение ложиться на учителей общеобразовательных школ, поскольку они ведут повседневную учебно-воспитательную работу с многомиллионной массой детей. Учитель является центральной фигурой в школе, от его профессиональной квалификации зависят содержание и качество учебного процесса, объем и уровень знаний получаемых школьниками. Правильно поставленные, хорошо организованные, систематически и интересно проводимые занятия по изобразительному искусству, играют большую роль в духовном развитии учащихся, в формировании их мировоззрения, в проявлении и совершенствовании их творческих способностей.

Художнику-педагогу нелегко осуществлять систематическую художественную деятельность, поскольку он основательно загружен учебно-воспитательной, оформительской, внеклассной и общественной работой в школе. Немало времени требуется для подготовки к урокам.

В изобразительной деятельности заключается одна из главных целей жизни и профессии художника-педагога.

Систематическая творческая работа, помимо удовлетворения духовных запросов и профессиональных потребностей учителя, выполняет ещё одну важную функцию, помогает ему поддерживать на должном уровне творческий потенциал и художественное мастерство, придает уверенность в своих силах, способствует свободному владению изобразительными средствами, дает возможность интересно и эффективно проводить занятия по своим специальности. Как известно, одним из главных средств наглядного обучения изобразительному искусству являются рисунки, выполняемые учителем с целью иллюстрирования и дополнения устного объяснения учебного материала. Это обстоятельство обуславливает необходимость уверенного владения свободным беглым рисунком.

Тему курсовой работы, я выбрала не случайно, т.к. считаю её актуальной на сегодняшний день. В свое педагогической практике я наблюдала то, что умелая организация урока учителем приводит к положительному результату. От того, как сам учитель будет показывать принципы рисования или воспользуется лишь наглядными материалами, зависит качество творческой работы ученика.

В своей работе я хотела бы выяснить роль педагогического рисунка, и его влияние на выполнение творческих работ учеников.

Чтобы раскрыть эту тему мне необходимо решить следующие задачи:

определить является ли педагогический рисунок видом наглядного обучения;

определить назначение изобразительных средств для педагогического рисования;

рассмотреть особенности рисования мелом на классной доске;

провести тестирование, которое поможет сделать выводы для моей работы;

разработать урок с использованием личного показа учителем хода рисования.

1. Роль наглядности в преподавании изобразительного искусства

Занятие рисованием самым непосредственным образом связаны с наглядностью обучения.

В распоряжении педагога-художника имеются различные средства наглядного обучения: иллюстрации из книг, альбомов, репродукции произведений изобразительного искусства, учебные модели, изданные типографическим способом или подготовленные учителем таблицы, рисунки, плакаты, схемы, кинофильмы, а также рисунки самого учителя, выполненные непосредственно во время урока. Если при изучении многих общеобразовательных учебных дисциплин дидактический принцип наглядности преподавания играет хотя и важную, но все-таки посредственную роль, то на занятиях изобразительного искусства наглядность обучения приобретает первостепенное значение, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале. Опираясь на зрительное впечатление, получаемые при рассмотрении иллюстрации, сопровождающей объяснение учителя, школьники получают более полное представление об изучаемом материале, или легче понять, осмыслить, запомнить главное в теме урока.

Чем больше органов чувств участвует в восприятии, тем познание у человека глубже и вернее.

Учителю рисования постоянно приходится использовать средства наглядности, какие бы учебные занятия он не проходил. Будет ли это рисование с натуры, декоративное или тематическое рисование, беседы об искусстве, ему всегда нужен будет натурный материал.

Рисование с натуры уже само по себе является методом наглядного обучения процесса рисования с натуры начинается с чувственного, зрительного восприятия изображаемого предмета с живого эмоционального наблюдения. Поэтому надо добиваться того, чтобы сама натурная постановка привлекала внимание рисующего к главному.

Принцип наглядности требует такого преподнесение материала (учебного), при которой понятия и представления учащихся становится более ясными и конкретными. Главное внимание при обучении рисованию с натуры обращается на верное изображение натуры, на правильную передачу перспективных явлений, особенности светотени, конструкций предмета. Для облегчения этих основных задач желательно рядом с натурой устанавливать специальные модели (из проволоки и картона), чтобы рисующий мог наглядно увидеть и ясно понять то, или иное явление, понять конструкцию формы предмета, его характерные особенности.

Например, при рисовании с натуры геометрических тел дети не могут представить, как располагаются в пространстве невидимые поверхности предмета. Особенно часто к наглядности приходится прибегать при обучении элементарным основам изобразительного искусства, рисунку и живописи.

Перечислим основные средства наглядности, используемые на уроках рисования с натуры:

схематические рисунки и таблицы;

слепки из классических образцов скульптуры, модели из проволоки;

специальные модели и приборы для демонстрации перспективы и светотени;

рисунки и таблицы методической последовательности работы над изображением;

репродукции картин и рисунков мастеров;

кинофильмы, раскрывающие технику работы с карандашом и кистью;

Но всё же наилучшим средством наглядного обучения является рисунок самого педагога на классной доске, на листе бумаги и на полях альбома самого ученика.

2.1 Назначение и особенности педагогического рисунка

Изобразительную деятельность учителя, связанную с иллюстрированием учебного материала, дополняющее устное объяснение и осуществляемое непосредственно в ходе урока, принято называть педагогическим рисованием.

В течение длительного времени под педагогическим рисованием, подразумевались лишь рисунки учителя, выполненные учителем на классной доске. В настоящее время такая узкая трактовка термина «педагогическое рисование» устарела, поскольку не полностью отражает те виды изобразительной работы учителя, которые по своему характеру и назначению следует отнести к педагогическим. Например, пояснительный рисунок преподавателя, сделанный на полях работы ученика, а так же лаконичные наброски большого размера, выполненные различными материалами на классной доске или листах бумаги, во время урока с целью разъяснения учебного материала и дополнение устного объяснения являются разновидностями педагогического рисунка.

Эти рисунки можно разделить на 2 основных вида по методам их использования.

1. Рисунки большого размера, рассчитанные на фронтальную демонстрацию всем ученикам, находящимся в классе.

2. Небольшие наброски, выполненные преподавателем на полях работы ученика или на отдельных листах бумаги с целью иллюстрирования индивидуального объяснения учебного материала.

Прежде всего, рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его, он должен быть также предельно простым, ясным, лаконичным, так как преподавателю необходимо выделить главное в изображенном и обратить на него внимание учащихся.

Надо иметь в виду, что большей частью рисунки на доске делаются для того, чтобы дать ученикам правильное направление для самостоятельного решения задачи построения объемных выражений, поэтому долго рисовать, задерживая внимание детей работой на доске, не следует.

Перед началом работы учитель объясняет задание, сопровождая беседу рисованием на доске.

При этом нельзя, увлекаясь изображением, забывать об объяснении. У доски учителю необходимо стоять лицом к классу, прерывая рисование обращением к ученикам. В процессе работы необходимо отходить от доски на некоторое расстояние, с тем, чтобы проверить изображенное, потому что линии могут быть неровными. Промежутки времени следует заполнять объяснением, рассказом о задачах следующего этапа работы и т.д.

2.2 Изобразительные средства педагогического рисунка

Материалы, применяемые в педагогическом рисовании.

В учебных помещениях наших школ, техникумов, институтов всегда есть классные доски, черного, коричневого, темно-зеленного цвета, на которых четко выделяются надписи или рисунки мелом.

Классные доски изготавливаются из древесностружечной плиты, на который наклеивается линолеум темной расцветки. Доска имеет раму или бортики снизу и сверху. Нижний бортик имеет лоток с выемкой для мелков и тряпки.

Цвет линолеума должен гармонировать с окраской помещения, не утомлять глаз и давать возможность ясно видеть нарисованное на доске с самых отдаленных точек комнаты.

Пока в школах чаще всего можно видеть доски темного цвета. Это вызвано тем, что мелки выпускаются только светлых тонов.

Более удачное использование светло-серого цвета и темных мелков, что дает возможность приблизить изображение на доске к изображению на бумаге.

Для рисование на доске применяют белые и цветные мелки, которые должны быть относительно мягкими, чтобы рисунок был четким и ясным.

Часто учитель рисует на бумаге углем и пастелью. Для этого надо иметь планшет с наклеенной на него бумагой. Его можно изготовить из различных материалов: на подрамник натянуть белый холст или укрепить фанеру, плотный картон, древесностружечную плиту. Необходимо иметь приспособления, с помощью которых можно прикреплять планшет к стене или доске и быстро его снимать. Размер планшеты должен быть таким, чтобы на нем можно было выполнять рисунки крупного формата.

Для рисования на планшете употребляют древесный уголь. Он хорошо ложится на поверхность бумаги, картона или холста и легко снимается с него. Пастель во многом имеет сходство с цветными мелками. Это в основном, спрессованные в виде палочек порошки пигментов.

Особенности технических приемов рисования на доске.

Прежде всего, рисунок на доске должен быть достаточно крупного размера, чтобы все сидящие в классе хорошо видели его. Он должен быть так же предельно простым, ясным, лаконичным, так как преподавателю необходимо выделить главное в изображенном и обратить на него внимание учащихся. Надо иметь в виду, что большей частью рисунки на доске делаются для того, чтобы дать ученикам правильное направление для самостоятельного решения задачи построения объемных изображений. Поэтому долго рисовать, задерживать внимание детей работой на доске не следует.

Мел как материал имеет свои положительные качества. Это послушный материал в руках художника. Он дает контур разной толщины, легко стирается.

Наибольшее распространение рисунок мелом на классной доске получил во второй половине XIX века, т.е. в тот период, когда рисование было введено в школах, как обще образовательный предмет. Историки считают, что одним из первых педагогов, который предложил использовать классную доску и мел на первоначальных этапах обучения, был Рамзауер, ученик Песталоций. Иоганн Генрих Пестолаций (1746-1827), разрабатывая теорию обучения, писал о том, что применение строго научно обоснованный методики позволяет любого человека научить рисовать простые предметы. Обучать рисунку, считал Писталоций, можно только с натуры. Изображения на черной грифельной доске воспользовались в 30 г. XIX столетия братья Фердинанд и Александр Дюпюи.

С 1876 г. во Франции классная доска находит широкое применение, особенно на первых этапах обучения рисованию, как общеобразовательному предмету. В России рисование мелом на доске при обучении получило широкое распространение во второй половине XIX века. С 1804 г. рисование начинает преподаваться в гимназиях и военных училищах.

При всех преимуществах рисунок мелом на доске имеет свои недостатки. Так, он не позволяет показать завершающие стадии работы над изображением, так как у учителя не хватает на это времени, да и сам характер негативного рисунка не дает возможности полноценно передать тональные отношения натурной постановки. Здесь необходимо наглядное пособие в виде таблицы, рисунка, выполненного преподавателем, или репродукции с работой известного мастера. Рисунок учителя стирается с доски сразу же после объяснения. Несмотря на это, он должен нести в себе творческое начало, так как дети, склонные к подражанию, по своему усваивают особенности приёмов работы учителя. Творческий рисунок стимулирует развитие художественных стремлений учащихся, способствует возникновение эстетических чувств при восприятии предметов натурных постановок, пониманию особенностей подхода к изображению специфическими художественными средствами (разнообразии приёмов в передаче материальность предметов, точность, лаконизм линии в наброске, кратковременном рисунке, «гравюрность», штриха при выполнении объёма).

Учитель, хорошо владеющий приемами творческого рисунка на классной доске, приобретает несомненный авторитет, что, в свою очередь, активизирует изобразительную деятельность школьников на уроке.

Надо научиться сочетать четкое и последовательное, словесное объяснение и выполнение выразительного рисунка.

В педагогической деятельности преподавателя изобразительного искусства важна роль наброска. Учитель, постоянно выполняя на виду у всего класса различные рисунки, иллюстрирует ими свое объяснение, показывает дох работы с натуры или рисование на темы и т.п. отличительными чертами таких педагогических рисунков должны быть простота и убедительность исполнения, доходчивость и наглядность, передача главного, характерного в изображаемых объектах.

Ясно, что преподаватель изобразительного искусства должен уметь рисовать быстро, за несколько минут изображать наиболее существенное и типичное в натуре, выделять в натуре то, что представляет наибольшую важность для данного объяснения.

Различие между наброском и зарисовкой заключается не только во времени, затрачиваемом на исполнение того или другого, но главным образом в самих способах работы. Зарисовка исполняется сначала до конца только с натуры, набросок же может быть исполнен не только с натуры, но и по памяти, по представлению, по воображению, а также с применением комбинаций нескольких или всех способов.

Наброски комбинированные (сначала с натуры, потом по памяти).

Как только натура начинает двигаться, менять свое положение или совсем исчезает, то для завершения наброска приходится призывать на помощь зрительную память. Набросок, начатый с натуры, а законченный уже без неё, по памяти, является (комбинированным).

Наброски по памяти.

Необходимость вести наброски, опираясь только на зрительную память, возникает тогда, когда внешние условия позволяют только наблюдать, но не рисовать непосредственно с натуры.

Наброски по представлению.

Не связанны с непосредственным наблюдением натуры. Они исполняются лишь на основе ранее воспринятых, устойчивых образов предметного мира и явлений, осевших в сознании.

Рисующему по представлению, для того чтобы решить самую простую задачу, сделать по представлению набросок обыкновенного стула, стоящего на полу, надо помнить его форму, его конструкцию и отношение основных размеров.

Необходимость применять комплексный способ, возникает при исполнении набросков с многих одновременно движущихся объектов, в частности с групп людей о особенности, когда при этом приходится искать и фиксировать наброски взаимоотношение людей, составляющих групп.

К случайным относятся зарисовки исполняемые лишь по тому, что увиденное натура чем-то особенно привлекла внимание и заинтересовала художника.

В отличие от наброска зарисовки исполняются от начала и до конца только с натуры. Поэтому невозможно зарисовать не позирующую, тем более движущиеся натуры или работать над зарисовкой «на ходу».

Материалы, применяемые для выполнения набросков и зарисовок, разновидные. Наиболее удобны следующие: графитные карандаши различной мягкости, цветные карандаши, тушь (кистью мокрой и сухой, а так же пером), соус (мокрый и сухой), сангина, пастель, однотонная акварель (сепия, умбра, вандик, ламповая копоть), масленая краска полусухой кистью (охрой, костью жженной), мел (на тонированной бумаге, картоне), уголь (древесный и прессованный).

В большинстве случаев наброски выполняют на бумаге. Бумага различается по плотности и фактуре. Рисуют на ватманской, полу ватманской, слоновой, рисовальной, чертежной бумагах.

3. Влияние педагогического рисунка на качество изображения и творческую активность учащихся на уроке

Такие суждения безусловно ошибочны.

Когда предлагается поднять на подлинную высоту дело эстетического воспитания и художественного образования школьников, то речь идет не о массовой подготовке, будущих художников в стенах общеобразовательных школах, а о массовой и эстетической грамотности выпускников такой школы.

Должен возникнуть психологический контакт между учеником и учителем, они должны хорошо понимать друг друга. По выражению лица, глаз, по движению ребёнка учитель видит, доходит до него то, о чем идет речь или нет. Все это учитель сам испытывает, приобретая мастерство и опыт.

Можно только с уверенностью сказать, что успешное обучение невозможно без контакта педагога с учеников. Взаимоотношение в художественной педагогике и практике искусства часто понимается неверно. Задачи, стоящие перед искусством и перед художественной школой, будучи едиными, по существу, практически различны, если учитывать специфику деятельности художника и педагога.

Проблемы мастерства, стоящие перед искусством, безусловно, должны найти отражение в системе преподавании.

Разлад между мастерством и педагогом состоит в том, что художник судит о зрелом искусстве, а педагог к тому же о процессе развития.

Вопрос? Что же является предметом обучения? Техническая или творческая сторона его? Каким образом в учебном процессе они сочетаются? Возможно ли это сочетание и на какой основе?

Рисунок ученика (в равной мере любая другая работа) для проницательного педагога документ, свидетельствующий о состоянии мышления и восприятия учащегося на данном этапе. Каждая работа представляет собой относительную ценность относительно ребенка. Рост ученика определяется, прежде всего именно этой относительной мерой, относительно целей, предшествующих его работ и достигнутому уровню развития.

Школьные учителя… именно на них ложится главная ответственность за судьбу подрастающего поколения.

Учитель в ответе за своего ученика, и значит, за будущее полноправного гражданина своей страны.

Учитель изобразительного искусства не исключение. Фигура учителя изобразительного искусства поистине уникальна. Он должен прекрасно рисовать иначе ребята не поверят в него. Он должен быть прекрасным педагогом-художником.

Целью данной курсовой работы заключается в том, чтобы показать значение педагогического рисования в условиях школьных уроков.

Данная работа раскрыла следующие вопросы:

педагогический рисунок является видом наглядного обучения;

назначение изобразительного средства для педагогического рисования;

рассмотрены особенности рисования мелом на классной доске;

разработан урок с использованием личного показа учителем хода рисования.

Исходя из проделанной работы, можно сделать вывод:

Педагогический рисунок имеет большое образовательное и воспитательное значение для школьников. Тестирование, приведённое в данной работе, показывает: что для развития изобразительного творчества учащихся необходимо наставничество педагога, который должен учитывать возрастные особенности своих учеников.

Также при применении разных методов на уроке изобразительного искусства у детей развивается наблюдательность, формируется умственная способность видеть в конкретном общее, а в общем конкретное.

В процессе художественно-творческой деятельности совершенствуется память, развиваются умственные способности.

В процессе индивидуальной работы на занятиях изобразительного искусства, учитель формирует у детей умение видеть в работе окружающих, своих одноклассников хорошие стороны и все замечания высказывать корректно и доброжелательно.

В работе с детьми учитель должен замечать самый незначительный успех ребёнка и словесно поощрять.

Педагогический рисунок является видом наглядного обучения, являясь одним из главных средств информации об изучаемом материале, зрительное впечатление помогает легче понять, запомнить главное в теме урока. Так же применение разных средств для педагогического рисования, разных технических средств, вызывают больший интерес детей к искусству.

Школа сегодня, как никогда, особенно остро нуждается в увлеченных высоко-профессиональных учителях изобразительного искусства.

Учителя, которые помимо изобразительной грамоты разбудят и воспитают душу ребенка, сформируют в нем творческие начала, которые будут раскрывать в нем человеческие качества и формировать целостную личность. учебный процесс изобразительное искусство рисунок

Список используемой литературы

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Роль педагогического рисунка и его влияние на выполнение творческих работ учеников. Роль наглядности в преподавании изобразительного искусства. Изобразительные средства педагогического рисунка. Рисунок мелом на классной доске, зарисовки и наброски.

курсовая работа [51,9 K], добавлен 09.04.2010

Метод наглядности, его значение в обучении. Принципы наглядности на уроках изобразительного искусства. Метод наглядности в обучении изобразительному искусству средствами мультимедийной презентации. Обзор программ для создания мультимедийной презентации.

курсовая работа [39,6 K], добавлен 29.05.2012

Этико-эстетические принципы организации взаимоотношений с детьми. Основные компоненты педагогического искусства. Сущность и сферы проявления педагогического мастерства. Воздействие, взаимодействие, стимулирование и торможение деятельности школьников.

курсовая работа [38,5 K], добавлен 21.10.2012

Понятие педагогического процесса, его структура, этапы, закономерности и общие свойства. Анализ позиции различных авторов при рассмотрении сущности целостного педагогического процесса. Взаимная активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе.

реферат [69,7 K], добавлен 25.12.2015

Педмастерство учителя как комплекс свойств личности педагога. Педагогическое общение и приемы его оптимизации. Речь как основное средство педагогического взаимодействия. Мастерство и коммуникативность учителя в управлении учебно-воспитательным процессом.

учебное пособие [562,8 K], добавлен 03.07.2011

Конфликт как результат негативного педагогического взаимодействия. Констатирующий этап эксперимента: психологическая диагностика педагогического коллектива на выявление качества педагогического взаимодействия в системе «учитель-ученик», его результаты.

курсовая работа [52,0 K], добавлен 20.03.2015

Психолого-педагогическое обоснование принципа наглядности в обучении, принципы его реализации. Программы и учебники начальных классов в аспекте рассматриваемой проблемы. Система ситуативных упражнений, способствующих развитию мышления младших школьников.

дипломная работа [155,0 K], добавлен 10.06.2015

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *