роль подводящих подготовительных и идеомоторных упражнений в процессе обучения
Гимнастика,как часть физической культуры.Роль подводящих упражнений в учебном процессе.
Гимнастика является неотъемлемой частью физической культуры и спорта в России.
Гимнастика на современном этапе сложилась как стройная система методов и средств, направленных на всестороннее физическое развитие людей. Она располагает научной теорией, методикой, предусматривающими широкое использование гимнастических упражнений в разных звеньях системы физического воспитания. Объем применяемых упражнений позволяет воздействовать на весь организм в целом и развивать отдельные группы мышц и органы, регулировать нагрузку с учетом пола, возраста, уровня физической подготовленности и медицинской группы здоровья.
Гимнастика – это один из наиболее популярных видов спорта.В наше время гимнастика прочно вошла в систему физического воспитания людей и занимает в ней важное место. Она популярна благодаря ее доступности. Наряду со сложными, даже очень сложными, упражнениями, которые есть в современной спортивной гимнастике, в ней имеется множество самых разнообразных простых упражнений, вполне доступных любому человеку, независимо от его возраста и пола. Поэтому ею занимаются в дошкольных учреждениях, в школах, в средних и высших специальных учебных заведениях.
Таким образом целью моего выступления является: «Раскрытие доступности гимнастических упражнений для использования их всеми учащимися, с учётом медицинских групп здоровья, пола, уровня физической подготовленности, благодаря использованию большого многообразия подводящих упражнений, в обучении сложно координационным гимнастическим элементам»
Гимнастика как педагогическая дисциплина предъявляет к педагогу специфические требования. Он должен хорошо знать её оздоровительные, образовательные и воспитательные возможности, историю; уметь пользоваться гимнастической терминологией, обеспечивать предупреждение возможных травм на занятиях, физических и психологических перегрузок; хорошо владеть методами обучения, проведения различных форм занятий гимнастикой, особенно урока; уметь использовать гимнастические упражнения для изучения и развития психомоторных способностей, необходимых для успешного овладения разделом гимнастика.
Важное значение имеет умение подбирать наиболее эффективные гимнастические упражнения, методику их исполнения, музыкальное сопровождение, использовать имеющиеся в распоряжении средства восстановления работоспособности, повышения интереса к занятиям, тщательно подбирать слова, правильно формулировать мысли и выражать их чётко, доходчиво и эмоционально.
Для того, чтобы успешно преподавать гимнастику, необходимо не только хорошо знать её содержание, владеть средствами и методами, но и добротно изучить смежные науки, входящие в курс обучения: механику и биомеханику гимнастических упражнений, биохимию мышечного сокращения, анатомию, физиологию, психологию, педагогику, уметь использовать их в учебно- тренировочном и воспитательном процессе.
Всё это накладывает огромную ответственность на педагогов физического воспитания и порой отсутствие полномерных, специальных знаний о методике преподавания гимнастике в школе заставляют учителя избегать изучения сложно координационных гимнастических упражнений на акробатической дорожке, таких как, кувырки вперёд и назад, опорном прыжки, гимнастическом бревне. Так как выполнение упражнений на этих снарядах чаще всего вызывают страх у учеников, что приводит как правило к травматизму. Поэтому в целях снижения травматизма освоение школьной программы по разделу гимнастика во многих школах сведена к минимуму, а это в конечном счёте, приводит к утрате интереса к занятиям физкультуры.
Нашей же задачей стало не допустить снижения интереса к занятиям физической культуры, а наоборот повысить интерес и сформировать потребность к систематическим занятиям физической культурой за счёт владения методикой преподавания, многообразием подготовительных и подводящих упражнений, дающим возможность ученикам постепенно овладеть техникой изучаемого упражнения. А также использовать при этом индивидуальный подход к учащимся различного пола, возраста, группы здоровья и физической подготовленности, вовлекая в процесс обучения освобождённых учеников, как это было продемонстрировано на конкурсном уроке.
Показатели числа больных детей с отклонениями в здоровье с каждым годом растёт. И это проблема современности. 40 % детей в нашей стране имеют 2 и 3 группу здоровья или пропускают физическую культуру по болезни. Всё чаще встречаются учащиеся с ограниченными возможностями здоровья такими как нарушение зрения, нестабильность шейного отдела позвоночника, избыточный лордоз/кифоз, плоско-вальгусная постановка стоп, проблемы с сердечно-сосудистой системой. Эти заболевания являются ограничением к выполнению многих гимнастических упражнений. И для этих учеников уроки гимнастики становятся ущербными, если учитель не даст упражнения или задания, которые могут равноценно заменить изучаемый элемент, без ущерба для здоровья. Именно здесь важна роль многообразия подводящих упражнений и их доступность для учащихся.
Подводящие упражнения применяются для создания или уточнения представлений об упражнении. Они помогают прочувствовать и понять характер движений в каждой фазе изучаемого упражнения.
При обучении гимнастическим упражнениям применяются методы словесного изложения, наглядной демонстрации, целостного и расчленённого упражнения.
Для разучивания сложно координационных упражнений используется расчленённый метод. Они предварительно делятся на относительно самостоятельные составные части, и каждая из них изучается отдельно.
Каждая выделенная часть или фаза по возможности должна представлять собой относительно самостоятельное упражнение.
Задача педагога заключается в том, чтобы из множества различных подводящих упражнений и возможных способов их выполнения выбрать такие, с помощью которых будет успешна решена конечная цель по освоению целостного элемента. А также избирательно использовать подводящие упражнения для детей с ограниченными возможностями здоровья с учётом их медицинских рекомендаций.
Например при разучивании кувырка вперёд можно использовать три варианта исполнения:
Кувырок боком из положения лёжа на спине в группировке на гимнастическом мате. Ученик выполняет переворачивание боком, из положения лёжа на спине в положение сидя на пятках в группировке, а затем снова на спину.
Такое исполнение делают ученики с проблемами шейного отдела, с избыточным весом и те, кому не преодолеть чувство страха.
Кувырок под горку матов. В облегчённых условиях.
Мы даём ученикам альтернативу исполнения элемента в облегчённых условиях с возможностью получить хорошую оценку.
Кувырок на плоской опоре обычным способом.
Для учеников уверенно владеющих техникой исполнения кувырка вперёд.
Таким образом мы используем индивидуальный подход и право выбора учащимися того способа исполнения, которое они выбирают самостоятельно в соответсвии со своими способностями. А это и есть использование современных ФГОС стандартов.
Возвращаясь к теме конкурсного урока Опорный прыжок «Вскок в упор присев, соскок прогнувшись» хочется также уделить важное внимание подбору подводящих упражнений.
Программой физического воспитания учащихся 4-11 классов предусмотрено изучение опорных прыжков. Опорные прыжки являются наиболее сложными упражнениями по разделу «Гимнастика».
Это сложные по координации кратковременные движения, требующие большой концентрации мышечных усилий, ориентировки в пространстве, внимания. При выполнении прыжковых упражнений воспитываются скоростно-силовые качества, формируются прикладные навыки в преодолении препятствий, решается задача воспитания смелости, решительности, ловкости.
Они способствуют развитию силы мышц рук и ног, укрепляют связки и суставы, развивают прыгучесть и ловкость. Выполнение прыжков с разбега повышает функциональное состояние органов кровообращения и дыхания.
Благодаря своему разнообразию и специфичности опорные прыжки вызывают у учащихся большой интерес и эмоциональный подъем.
Для облегчения анализа и изучения основ техники в опорных прыжках различают следующие фазы:
ПОЛЕТ ДО ТОЛЧКА РУКАМИ
ПОЛЕТ ПОСЛЕ ТОЛЧКА РУКАМИ
обучить устойчивому приземлению
обучить технике разбега
обучить наскоку на мостик
обучить толчку ногами о мостик
обучить технике полета до толчка руками
Только после овладения этими действиями можно обучать отдельным опорным прыжкам.
ПРИЗЕМЛЕНИЕ
Приземление завершает прыжок и определяет его качество в целом. Приземлившись на носки напряженных ног, надо немедленно опуститься на всю стопу, с амортизировать действие внешних сил за счет легкого сгибания ног. В этом положении пятки должны быть вместе, носки и колени врозь, руки подняты вперед-наружу, туловище слегка наклонено вперед, голова прямо.
РАЗБЕГ
Длина и скорость разбега зависят от характера прыжка, длины и высоты снаряда, от физической подготовленности занимающихся. Обычно для выполнения прямых прыжков требуется большая длина и скорость, чем для боковых прыжков. Длина разбега обычно не превышает 8-12 метров, для выполнения прыжков с бокового разбега 5-6 метров. Разбег должен быть равномерно ускоренным, скорость его возрастает постепенно и достигает наибольшей величины перед предварительным толчком одной ногой.
НАСКОК НА МОСТИК
Разбег и толчок ногами – единое целостное действие. Наскок на мостик, является связующим звеном между ними. От правильного наскока зависит эффективность толчка ногами и всего прыжка в целом. Наскок на мостик выполняется с сильнейшей /толчковой/ ноги.
ОТТАЛКИВАНИЕ РУКАМИ
Фаза отталкивания руками – наиболее сложная по сравнению с другими прыжковыми фазами. Она очень важна для овладения правильными навыками опорного прыжка. Без хорошей физической подготовки учащихся этому научить невозможно. Ведь в данном случае для требуемой скоростно-силовой подготовки нужны хорошо развитые мышцы рук и, конечно спины и брюшного пресса.
При разучивании опорного прыжка «Вскок в упор присев,соскок прогнувшись» мною были использованы многообразные подводящие упражнения с использованием стандартного и нестандартного оборудования.
При разучивании данного прыжка были выявлены основные ошибки исполнения учащимися:
1) наступание на передний край мостика после разбега
Для устранения этой ошибки, мной была выделена яркой фишкой оптимальная подкидная зона и подобрано подводящее упражнение с наскоком на яркую фишку.
2) вялый, медленный, недостаточно активный толчок от подкидного мостика
Для резкого, активного отталкивания от мостика использовались прыжки со скакалкой
сгибание ног в коленях при выпрыгивании вверх из упора присев
Многократные серии повторений выпрыгиваний из упора присев с прямыми ногами на ровной опоре.
недостаточный прогиб в пояснице при соскоке
Использование упражнений с прогибом в пояснице: лёжа на животе с одновременным подниманием рук и ног; стоя спиной к гимнастической стенке и захватом руками на уровне головы с последующим выпрямлением рук и прогибом в пояснице.
приземление в глубокий присед
Многократные повторения приземления в обруч, после разбега и отталкивания от мостика
Соскок с горки матов с правильным приземлением в полуприсед
не точное приземление
Точность приземления достигалась путём ограничения площади опоры с помощью гимнастического обруча
Также я столкнулась с проблемой чувства страха перед вскоком в упор присев. Многие ученики испытывая страх выполняли вскок в упор на колени, а не в присев.
Такое исполнение допускалось, но оценка была снижена на бал. В случае желания получить учеником пятёрку ему предлагалось ответить на дополнительные вопросы по технике выполнения опорного прыжка.
Тем ученикам, у которых было освобождение от опорных прыжков предлагались подводящие упражнения с учётом медицинского диагноза, также они осуществляли страховку и помощь одноклассникам при выполнении ими опорных прыжков.
Также для улучшения качества исполнения опорного прыжка и закреплению знаний о изучаемом двигательном действии, мной проводился опрос учащихся об ошибках, недочётах, технике исполнения. Тем самым активизируется познавательная деятельность учащихся. А также на основании их ответов мы получаем ценную информацию о появляющихся у учащихся представлений об ошибках, неточностях и сформированности знаний по технике исполнения. Таким образом мы можем оценить теоретические знания учащихся по технике исполнения опорного прыжка.А это и есть рефлексия урока.
Подводя итог всему вышесказанному хочется сделать акцент на сегодняшней острой необходимости в потребностях физического воспитания. Поскольку проблема рождения детей с отклонениями в развитии и здоровье стоит сегодня на первом месте. Соответственно нашей задачей является повышение интереса и формирования потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом за счёт доступности физических упражнений для всех групп здоровья. А эта доступность формируется путём правильного подбора педагогом многообразия упражнений, творческого и заинтересованного подхода!
Гимнастика, как часть физической культуры. Роль подводящих упражнений в учебном процессе.
Рекомендации по использованию подводящих и подготовительных упражнений при обучении дошкольников основным движениям
Елена Румянцева
Рекомендации по использованию подводящих и подготовительных упражнений при обучении дошкольников основным движениям
Рекомендации по использованию подводящих и подготовительных упражнений при обучении дошкольников основным движениям.
Рекомендации по использованию подводящих и подготовительных упражнений при обучении дошкольников основным движениям
Подготовительные упражнения,укрепляющие мышцы стопы:
1. Ходьба по неровным поверхностям (массажным коврикам, «тропе здоровья», песку, гальке, канату, выпуклому обручу, траве и т. п.)
2. Общеразвивающие упражнения с захватыванием стопой мелких предметов (шариков, мячиков,
3. Прокатывание стопой палочек, гимнастических палок, массажных мячей и др.
Правильное положение головы и туловища:
Использованиезрительных ориентиров:
1. воспитатель идет навстречу детям и на уровне их глаз несет привлекательную игрушку
2. дети идут друг за другом, смотря на зрительный ориентир на стене, например, на «солнышко».
3. Ходьба напротив зеркала
Энергичные движения руками во время ходьбы
1. В положении стоя на месте и во время ходьбы энергичные движения руками впередне-заднем направлении. Для повышения качества движений упражнение выполняется с лентами («ветерок играет лентами» или с погремушками- «гремим погремушками»)
2. Выполнение движений вместе с воспитателем, подражая показу.
3. Ходьба напротив зеркала
Энергичные движения ногами (профилактика шарканья ногами)
1. Ходьба с перешагиванием через ленточки, равномерно разложенные на полу
2. Перешагивание через рейки лестницы, лежащей на полу
Разворот стоп под углом 10-12 градусов (оптимальное положение стоп во время ходьбы)
1. Ходьба по наклонной доске, поставленной к лестнице под углом 15 градусов (дети будут разворачивать носки ног наружу, перестанут косолапить
2. Ходьба по дорожкам с нарисованными на них следами под оптимальным углом и на расстоянии, соответствующем длине шага ребенка.
Формирование двигательных навыков и умений у детей занимает большое место в работе по физическому воспитанию. Многие из навыков жизненно необходимы (основные движения и др., часто повторяются, закрепляются в повседневной жизни. Правильный способ выполнения движений определяет их лучшее и более экономное освоение, свободное применение навыков не только в учебной, но и в игровой, бытовой и трудовой деятельности. Формирование правильной осанки и стопы в дошкольном возрасте является самостоятельной задачей в связи с тем, что в это период оформляются физиологические изгибы позвоночника (активное формирование заканчивается примерно в 12 лет, формируется свод стопы. Усиление гибкости, эластичности позвоночника, а так же слабо развитой мускулатуры ребенка, в осанке ребенка возникают нарушения в особенности на шестом-седьмом году жизни, свод стопы может уплощаться. Это отрицательно сказывается на жизненно-важных процессах (работе легких, Сердца и др., формировании личности ребенка, так как плохой осанке, тяжелой походке обычно сопутствует быстрая утомляемость, неловкие, неправильные движения, неуверенность, застенчивость и другие черты характера.
Все навыки формируются при ведущей роли второй сигнальной системы. Даже в раннем возрасте взрослые объясняют детям в простой форме целесообразность. Полезность тех или иных действий. Постепенно дети более осознанно осваивают движения. учатся рассказывать о них.
Ноткина н. а. : для овладения и выполнения многих двигательных навыков необходим определенный уровень развития быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, силы. В связи с этим необходимо использовать средства, формы. Способствующие развитию двигательных качеств у детей.
В любом физическом упражнении происходит тренировка всех или многих двигательных качеств, но обычно какие-то из них значительно преобладают, поэтому существуют понятия «силовые упражнения». «упражнения на выносливость» и т. д. У детей дошкольного возраста успешно развивается ловкость, функция равновесия, затем некоторые скоростные качества. Вся система физического воспитания, биологические этапы в созревании органов и систем организма приводит к существенным сдвигам в развитии выносливости и силы.
Воспитание физических качеств всегда связано с напряжением, волевым усилием, преодолением трудностей, иногда неприятных ощущений.
Заключение. Физическое воспитание ДДВ не терпит переноса на этот период жизни ребенка средств и методов, разработанных школьной физкультурно-педагогической практикой.Необходимы:
— разумные ограничения суммарных объемов нагрузки (с учетом достаточно высоких фоновых);
— локальность действия упражнения (для поддержания высокой гибкости в суставах, укрепления мышц кисти и стопы и т. п.);
— направленность на формирование двигательной установки как неосознаваемой потребности в движениях;
— закаливающие эффекты физических воздействий и сопутствующих им гигиенических мероприятиях для повышения общей резистентности организма к простудным и прочим заболеваниям;
— крайняя осторожность в привлечении ДДВ к планомерным занятиям спортивной направленности.
Слова из врачебной клятвы (Гиппократа) «не вреди» должны определять поступки каждого, кто планирует и осуществляет физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития речи «Вот она, какая осень золотая!» Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов речи в различных формах и видах детской деятельности.
«Воздух-волшебник». Презентация и методические рекомендации по использованию Предметная область: Познавательное развитие. Мероприятие, в рамках которого будет использоваться презентация: НОД по познавательному развитию.
Анализ примерной образовательной программы ДО «Мир открытий» по использованию кинезиологических упражнений в работе ДОУ Анализ примерной образовательной программы ДО «Мир открытий» с позиции выявления возможностей использования кинезиологических упражнений.
Конспект мастер-класса по использованию кинезиологических упражнений в работе с детьми дошкольного возраста «Умные мячики» Конспект мастер-класса «Умные мячики». Выполнили: Артамонова Екатерина Владимировна; (Ф. И. О.) Учителя физкультуры (должность) МБДОУ №33.
Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов речи Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов речи в различных формах и видах детской деятельности.
Опыт работы по использованию игр и упражнений Монтессори-уголка в самостоятельной деятельности детей младшего возраста Методика обучения детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается за счет новых технологий, и мы, педагоги.
Рекомендации по использованию «Мате+» Уважаемые взрослые! Ваши дети осваивают мир, такой для них новый и увлекательный! Они исследуют природу и технику, каждый день совершают.
Использование имитационных, подводящих и подготовительных упражнений при обучении техническим приемам игры в волейбол на уроках физической культуры
I. Имитационные, подготовительные и поводящие упражнения, как путь к осознанному освоению учащимися технических приёмов игры в волейбол.
Волейбол, включенный в перечень базовых физкультурно-спортивных видов государственного образовательного стандарта общего образования, является одним из самых технически сложных игровых разделов школьной программы по физическому воспитанию. Этим и объясняется тот факт, что всё больше учителей физической культуры в последнее время отказываются от преподавания этого “трудного” для учащихся игрового вида спорта в пользу более доступных баскетбола, гандбола, футбола.
Не удивительно, в связи с этим, что большинству современных школьников волейбол, как вид спорта, не интересен и они весьма “прохладно” относятся к освоению его игровых приёмов на уроках физической культуры. А ведь именно на уроках происходит первое знакомство учащегося с волейболом, через освоение игровых приёмов (в начале простых, а затем более сложных) – привитие интереса к этому виду спорта и появление желания заниматься им дополнительно в школьных секциях или учреждениях дополнительного образования.
Многолетний опыт работы в качестве школьного учителя физической культуры подсказал мне, что стойкая “нелюбовь” большинства учащихся средней и старшей школы к волейболу основана на их слабой технической оснащенности. Например, в футболе можно получить значительную физическую нагрузку и эмоциональный заряд, совершенно не умея обрабатывать мяч, не освоив передачи и удары. Овладение техникой сделает эту игру более содержательной, но прямого влияния на характер двигательной активности не окажет.
Специфика же волейбола выражается в удержании мяча в воздухе в течение длительного времени посредством технических приёмов, выполняемых без задержек и оцениваемых судьями экспертно. Поэтому слабая техническая оснащённость игроков (подача в аут или сетку, неуверенный приём мяча, неточная передача и т.д.) значительно снижает эмоциональную привлекательность волейбола, как вида спорта.
В связи с этим очевидно, что успешное овладение техникой игры – единственный путь к привитию учащимся интереса к волейболу и эффективному использованию его в оздоровительных целях.
Основные проблемы, связанные с обучением технике игровых элементов волейбола, я сформулировал следующим образом –
Как научить игровому приёму:
а) без ошибок;
б) быстро.
Действительно, “научение” без ошибок является необходимым условием быстрого обучения в условиях строго регламентированного по времени школьного урока физической культуры. Так с помощью, каких же приёмов и методов можно научить техническому приёму быстро и без ошибок?
Отечественные специалисты (Железняк Ю.Д., Фурманов А.Г., Слупский Л.Н. и др.) в методических разработках по обучению технике игры в волейбол важнейшее место в этой связи отводят имитационным, подготовительным и подводящим упражнениям. Большое многообразие этих упражнений, предлагаемых данными специалистами, рассчитано в первую очередь для организации занятий групп спортивной подготовки детских юношеских спортивных школ. Поэтому автору данной работы предстояло “адаптировать” предлагаемые упражнения к школьному уроку волейбола с учетом его специфики.
В практике своей работы с юношами – старшеклассниками я довольно много времени на уроках волейбола отвожу этой категории упражнений. Из большого многообразия имитационных, подготовительных и подводящих упражнений, предлагаемых в методической литературе по обучению игре в волейбол, мною выбраны и сгруппированы в определённой последовательности наиболее важные, на мой взгляд, упражнения. При этом мной учтены возможные технические ошибки учащихся, которых можно избежать, применяя выше названные упражнения. Использую я эти упражнения как на начальном этапе обучения (для создания у учащихся правильного представления об изучаемом техническом приёме), так и этапе закрепления и совершенствования игрового навыка. Это создаёт условия для правильного освоения учащимися технического приёма и исключает появление ошибок, на исправление которых затрачивается обычно много времени.
Применение имитационных, подводящих и подготовительных упражнений я обычно сочетаю с использованием вспомогательных снарядов и оборудования: лап для блокирования, мячей на амортизаторах, набивных, теннисных мячей, мешочков с песком и прочее. Нетрадиционность этих упражнений создаёт у учащихся эмоциональный подъём и даёт возможность поддерживать определённый уровень нагрузки в течение всего урока. Вместе с тем следует отметить, что не нужно чрезмерно увлекаться упражнениями на снарядах, основанными на ударах по неподвижному мячу (мяч на амортизаторах, стойка-держатель мяча и др.), так как в дальнейшем могут возникнуть определённые трудности при обучении удару по летящему мячу после передачи партнёра.
Имитационные, подводящие и подготовительные упражнения на уроках волейбола я обычно использую как в подготовительной части урока (во время разминки), так и в основной (перед выполнением технического приёма).
Я стараюсь не применять упражнение в процессе обучения, если вижу, что учащийся не может выполнить предлагаемое движение со второй, максимум с третьей попытки. Это говорит о недостаточности имеющейся у учащегося двигательной базы для освоения данного приёма. В этом случае я расчленяю технический приём на доступные элементы и подбираю подводящие упражнения к ним, исходя из принципа постепенного усложнения заданий. Таким образом, я создаю систему многочисленных имитационных и подводящих упражнений в упрощенных условиях.
Следует отдельно остановиться на роли подводящих и подготовительных упражнений в специальной физической подготовке юных волейболистов.
Одни подводящие и подготовительные упражнения развивают качества, необходимые для овладения техникой (укрепление кистей рук, увеличение их подвижности, прыжковые упражнения с набивными и теннисными мячами), другие направлены на формирование тактических умений (развитие быстроты реакции и ориентировки в пространстве, быстроты, перемещения в ответных действиях на сигналы и т.п.). Систематическое применение подводящих и подготовительных упражнений не только ускоряет процесс обучения техническим приёмам волейбола, но и создаёт предпосылки для формирования более прочных двигательных навыков.
Именно поэтому в практике своей работы с юношами – старшеклассниками на уроках волейбола я стараюсь широко применять упражнения с утяжелителями (мешочки с песком, набивные мячи), амортизаторами, подводящие подвижные игры и эстафеты. Эти упражнения не только помогают сформировать необходимый двигательный навык, но и способствуют атлетической подготовке учащихся.
Подводящие и подготовительные упражнения я применяю почти на каждом уроке волейбола. В то время, когда одна часть учащихся совершенствует технику, другая выполняет различные подводящие упражнения: с набивными мячами, удары по мячу на амортизаторах и т.д. Такая комбинированная форма проведения урока позволяет мне повысить его интенсивность и моторную плотность.
Как показывает практика, использование имитационных, подготовительных и подводящих упражнений, конечно же, не панацея от ошибок учащихся при разучивании технических приёмов игры в волейбол. Полностью избежать ошибок при освоении движения не удаётся никому. Более того, в обучении без них не обойтись, поскольку они являются индикатором уровня сложности изучаемого упражнения (чем сложнее изучаемый технический приём, тем больше ошибок допускают учащиеся). Главная задача при этом – выполнить движение с количеством ошибок, не превышающим некоторый индивидуальный порог, за которым возможно создание нерационального динамического стереотипа. Поэтому в практике своей работы при разучивании с учащимися сложного технического приёма волейбола я подбираю подводящие и подготовительные упражнения, располагая их в порядке усложнения. Это позволяет учащимся выполнить предлагаемые упражнения верно, без искажений структуры движений. При появлении же ошибок, я даю команду к немедленному прекращению выполнения задания. Ценность данной методики в том и состоит, чтобы остановиться за один шаг до появления ошибки. Ибо доказано, что переучить неверно разученное техническое действие в последствии бывает очень сложно.
Таким образом, имитационные, подводящие и подготовительные упражнения становятся одним из важнейших факторов, обеспечивающих осознанное освоение учащимися технических приёмов игры в волейбол.
Далее мы подробно рассмотрим вопросы использования подводящих и подготовительных упражнений в общей и специальной физической подготовке учащихся на уроках волейбола, ведущих, в конечном счёте, к овладению школьниками навыками этой игры.
II. Общая и специальная физическая подготовка юных волейболистов.
Физическая подготовка при обучении волейболу имеет особое значение. И связано это со спецификой волейбола, как вида спорта. Общеизвестно, что средства волейбола, и особенно учебная игра, не оказывают большого влияния на всестороннее физическое развитие учащихся, если они не владеют в должной мере навыками игры в волейбол. Если в баскетболе, увеличив время на игру, можно увеличить и нагрузку на организм занимающихся, то в волейболе этого не происходит. Совсем другое дело, когда учащиеся уже овладели техникой игры, знают основы тактики. В этом случае воздействие средств волейбола весьма значительно. Волейбол в его современном виде – это атлетический вид спорта. Содержание физической подготовки составляют общая физическая подготовка и специальная.
На уроках волейбола с юношами – старшеклассниками из всего многообразия средств общей физической подготовки я использую преимущественно: гимнастику, акробатику, атлетическую гимнастику, лёгкую атлетику и подвижные игры. Систематичное применение этих средств общей физической подготовки обеспечивает учащимся разностороннюю физическую подготовку и знакомит их техникой других видов спорта. Так средствами гимнастики и акробатики развиваются такие важные для волейболиста физические качества, как гибкость и координация движений. Средствами атлетической гимнастики и лёгкой атлетики – сила, быстрота, прыгучесть, скоростно-силовые качества. А применение на уроках волейбола подвижных игр развивает у учащихся ловкость и быстроту реакции.
Подбор средств общей физической подготовки для каждого занятия я осуществляю в зависимости от этапа обучения и конкретных задач, поставленных на уроке. На первых уроках волейбола, когда уровень физической нагрузки учащихся от упражнений в технике не велик, доля упражнений общей физической подготовки довольно значительна. Их я включаю как в подготовительную, так и в основную части урока, обеспечивая необходимую моторную плотность. Наиболее часто применяемыми упражнениями являются: круговые движения руками, махи ногами, глубокие выпады, полушпагаты, перекаты в сторону и через плечо, многоскоки, встречные эстафеты, метание малых мячей на точность и дальность, подвижные игры.
Общая физическая подготовка – это ступенька к специальной физической подготовке, в которой преимущество отдаётся уже развитию определённых качеств, специфически необходимых при игре в волейбол. Поэтому по мере усложнения поставленных на уроке задач, направленных на освоение и совершенствование учащимися технических приёмов игры в волейбол, доля упражнений общей физической подготовленности на уроке снижается. На первое место выходят упражнения специальной физической подготовки.
Основным содержанием специальной физической подготовки являются специальные упражнения, развивающие качества, необходимые для овладения техникой игровых приёмов волейбола. К таким упражнениям относятся: упражнения для укрепления кистей рук и увеличения амплитуды движения рук в плечевых суставах; прыжковые упражнения с малыми мячами и набивными мячами; игры, развивающие быстроту реакции, ориентировки и быстроту перемещений в ответных действиях на сигнал и прочее.
Систематическое применение упражнений специальной физической подготовки ускоряет процесс обучения игровым приёмам волейбола и создаёт предпосылки для формирования у учащихся более прочных двигательных навыков.
Я обычно подбираю упражнения специальной физической подготовки так, чтобы одни из них были связаны с техническими приёмами, которые разучивают на данном уроке, а другие подготавливали бы учащихся к изучению новых технических приёмов на последующих. Например: в начале основной части урока учащиеся отрабатывают метание теннисного мяча через сетку в прыжке с 2-х шагов разбега, что является специальным подводящим упражнением к изучаемому сегодня нападающему удару, а в конце основной части урока я предлагаю им специальные прыжковые упражнения у стены, служащие имитацией одиночного блокирования, обучение которому запланировано мной на следующем уроке.
Упражнения специальной физической подготовки, направленные на развитие реакции и ориентировки, быстроты перемещения, прыгучести я применяю на каждом уроке волейбола, так как данные качества наиболее необходимы для успешного овладения учащихся техническими приёмами этой игры. На одном уроке я обычно применяю какие – либо одинаковые по способу выполнения упражнения специальной физической подготовки: упражнения без предметов, упражнения с предметами или игры и эстафеты. Причём я использую их как в подготовительной части урока, во время разминки, так и в основной, перед выполнением технических и тактических упражнений.
Периодически для упражнений общей и специальной физической подготовки я выделяю отдельный урок. В подготовительной части такого урока я предлагаю учащимся хорошо им знакомые упражнения и игры. Основную его часть отвожу развитию физических качеств учащихся, необходимых для разучивая элементов техники волейбола: (упражнения с теннисными и набивными мячами, с амортизаторами и гантелями). Заканчиваю урок подвижной игрой или эстафетой.
Часто подобные уроки я провожу в тренажерном зале. Использование упражнений с отягощениями и на тренажёрах, входящих в комплексы, разработанной мной программы по атлетической гимнастике для юношей-старшеклассников, развивает у учащихся силу мышц предплечья, плечевого пояса, брюшного пресса, бёдер и голени.
Организация таких уроков специальной физической подготовки обычно основана на методике круговой тренировки. Учащиеся выполняют комплекс из 6 – 7-ми упражнений атлетической гимнастики, переходя от снаряда к снаряду (по кругу) с интервалами между упражнениями 2-3 минуты. Вес отягощений при этом подбирается так, чтобы учащийся смог повторить упражнение 12-15 раз в максимально возможном для себя темпе. В этом случае развиваются так необходимые волейболисту скоростно-силовые качества и силовая выносливость. Применение же максимальных весов (число повторений 3-5 раз) не оправдано, т.к. ведёт к чрезмерному закрепощению связочного аппарата учащихся, впоследствии негативно сказывающемуся на освоении ими игровых приёмов волейбола.
Регулярное проведение таких уроков обеспечивает развитие мышечных групп учащихся, необходимых для успешного освоения ими игровых приёмов волейбола.
Большой опыт работы в качестве школьного учителя физической культуры подсказал мне, что регулярное использование упражнений специальной физической подготовки на уроках волейбола должно значительно улучшать показатели учащихся при сдаче ими контрольных нормативов по другим разделам школьной программы (на уроках лёгкой атлетики – в беге, прыжках и метаниях, на уроках гимнастики – в координационных способностях и гибкости). Для доказательства данного предположения мною был проведен педагогический эксперимент с применением диагностического исследования изменений показателей развития физических качеств учащихся в течение 2008-2009, 2009-2010 учебных годов.
Для эксперимента были выбраны юноши двух классов: 10“А” (экспериментальная группа) и 10 “Б” (контрольная группа).
В ходе исследования диагностике подверглись три физических качества – прыгучесть (прыжок вверх с места), гибкость (прокручивание гимнастической палки прямыми руками за спину и обратно), скоростно-силовые (метание мяча 150г. на дальность).
Исходные данные развития этих физических качеств (апрель 2009г.) в экспериментальной и контрольной группе были следующие: средние показатели прыгучести и гибкости в контрольной группе превышали аналогичные показатели группы экспериментальной, соответственно в 1,15 и в 1,1 раза (см. диаграммы № 1,2)
Диаграмма № 1
Диаграмма № 2
И только результаты теста на развитие скоростно-силовых качеств в 10 “А” классе незначительно превосходили показатели 10 “Б” класса (см. диаграмму № 3)
Диаграмма № 3
В течение экспериментального периода работа с юношами 10 “А” и 10 “Б” классов на уроках физической культуры строилась в соответствии с комплексной программой по физическому воспитанию. Отличались лишь подходы к проведению уроков волейбола и организации занятий по развитию двигательных качеств.
В экспериментальной группе (10“А” класс) при развитии физических качеств широко применялись подводящие и подготовительные упражнения специальной физической подготовки волейболистов: выпрыгивание с места и после разбега и стопорящего шага, многоскоки через вертикальные препятствия с использованием утяжелителей (мешочки с песком, гантели), метательные упражнения с теннисными и набивными мячами, упражнения с мячом на амортизаторах, комплексы стретчинговых упражнений для развития гибкости, а учащиеся контрольной группы (10“Б” класс) занимались по традиционной методике.
В течение 2009-2010 учебного года мною ещё дважды (в октябре и апреле) проводилось тестирование обеих групп учащихся с целью выявления динамики развития физических качеств с помощью выше названных тестовых упражнений. И если в октябре соотношение результатов экспериментальной (11“А” класс) и контрольной (11“Б” класс) групп серьёзно не изменилось, то к маю показатели прыгучести, гибкости и скоростно-силовых качеств учащихся 11“А” класса значительно превышали аналогичные показатели учащихся 11“Б” класса.