ризница троице сергиевой лавры музей
Музей Троице-Сергиевой лавры (Ризница Троице-Сергиевой лавры)
Автобус | Ост. «Белый пруд», №№ 2, 4, 4а, 5, 20, 21, 23, 24, 26, 27, 28, 32, 35, 39, 40, 41, 42, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 53, 55, 57, 63, 118, 120 |
Маршрутное такси | Ост. «Белый пруд», №№ 1, 3, 4к, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 19, 25, 26к, 32к, 34, 55к, 70, 74, 80, 81, 101, 117 |
Пешком | От ж/д станции или автовокзала можно пройти пешком по Сергиевской улице до смотровой площадки на Блинной горе (5-7 минут), откуда открывается величественная панорама древних строений Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, затем по проспекту Красной Армии 10 минут |
Музей Троице-Сергиевой лавры, официальное название — Ризница Троице-Сергиевой лавры, находится на территории монастыря, справа от Троицкого собора. Это один из филиалов Сергиево-Посадского музея-заповедника. В основе музейной коллекции лежит собрание художественных ценностей XIV–XIХ вв. Экспозиция размещается ризнице и наместничьих покоях, там, где в течение веков бережно хранились ценные памятники истории и церковного искусства. Среди них — древнейшие книги, рукописные издания, иконы, золотые и серебряные изделия. Предметы жертвовали и дарили князья, цари и императоры, представители высших сословий.
Ризница была возведена в 1782 году на месте обветшавших ризничных палат. Новые палаты были необходимы для хранения церковной утвари. Строительство завершилось в 1872 году. Коллекция разместилась в ризнице и частично в наместничьих покоях.
Ризница открыта для посещения с 10:00 до 18:00, по пятницам до 17:00 на выставку «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI-XVII веков». Выставка открыта ежедневно, кроме понедельника, вторника. В связи с органиченным прсотарством филиала посещение возможно только с экскурсоводом в выделенное для этого время, сенсы проводятся с 10:00 до 17:00 (пт до 16:00) каждые полчаса, перерыв с 13:00 до 14:00. Приобрести билеты можно в кассе музея на территории Лавры с 09:30 до 17:00, по пятницам с 9:30 до 16:00.
Отдельные экспонаты коллекции представлены на выставке в «Конном дворе».
О ризнице Лавры
Ризница Лавры создана для обеспечения лаврских богослужений необходимыми книгами, иконами, богослужебной утварью и другими предметами, а также их учёта и хранения.
Всю работу ризницы Лавры организует ризничий Лавры, кандидатура которого по представлению наместника Лавры утверждается Святейшим Патриархом.
Ризничий Лавры отвечает за:
• обеспечение лаврских богослужений книгами, иконами и богослужебной утварью;
• своевременное пополнение ризницы книгами, иконами, богослужебной утварью и облачениями, а также другими
необходимыми предметами, используя для этого средства, предоставляемые казначейской службой, и всемерно привлекая
помощь благотворителей;
• поддержание должного порядка и чистоты как в алтарях, так и в храмах Лавры в целом;
• поддержание в должном порядке убранства храмов Лавры;
• организацию и ведение учёта в ризнице Лавры книг, икон, богослужебной утвари и других предметов в соответствии с
утвержденным для этого положением;
• хранение всех состоящих на учёте в ризнице Лавры книг, икон, богослужебной утвари и других предметов в соответствии с
утвержденным для этого положением;
• обеспечение, по благословению наместника, братии Лавры необходимой богослужебной утварью и облачениями,
находящимися в личном пользовании.
Для выполнения возложенных на него обязанностей ризничий Лавры имеет в своем распоряжении следующие подразделения, действующие в соответствии с утверждёнными для них положениями:
• служба помощников ризничего;
• пошивочная ризничего;
• Положение о порядке учёта книг, икон и другой богослужебной утвари в ризнице Лавры
Все книги, иконы, богослужебная утварь и другие предметы, хранящиеся в храмах и других зданиях и сооружениях Лавры, а также необходимые для совершения лаврских богослужений должны состоять на учёте в лаврской ризнице. Ризничий Лавры несёт личную ответственность за их сохранность.
Для правильной организации учёта предметов, хранящихся в ризнице, необходимо вести следующие документы:
• карточки индивидуального учёта предметов хранения;
• книгу поступлений;
• сводную инвентаризационную книгу;
• книгу специального учёта (для предметов из драгоценных металлов и камней);
• храмовые описи икон, богослужебной утвари и других подлежащих учёту предметов, постоянно хранящихся в отдельных
храмах и других зданиях и сооружениях Лавры вне собственно ризницы.
Все документы учёта предметов хранения должны составляться по утверждённой форме без поправок и подчисток, каждая запись в них должна заверяться подписью ризничего. Все документы учёта хранятся ризничим бессрочно в особом сейфе. Ризничий несёт полную ответственность за сохранность не только самих предметов, но и соответствующих документов.
Карточки индивидуального учёта предметов хранения являются первичными документами учёта.
Карточка содержит следующую информацию о предмете хранения:
• № по книге поступлений;
• № по инвентаризационной книге;
• № по инвентарю драгоценных металлов и камней (по книге специального учёта);
• место хранения;
• фотография предмета;
• название предмета;
• место происхождения;
• автор;
• дата происхождения;
• документ поступления;
• подробное описание, включая по необходимости материал, технику, размер, вес, клейма, надписи (для составления таких
подробных описаний следует привлекать специалистов).
Все новые поступления в ризницу должны быть записаны в книге поступлений с указанием даты поступления, присвоенного инвентаризационного номера, названия предмета и его краткого описания и другой необходимой информации (например, имена дарителей).
Сводная инвентаризационная книга (опись), главный документ для организации учёта в монастырской ризнице, составляется в двух экземплярах, один из которых хранится у ризничего, а другой – у казначея Лавры. Листы в книге должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью, а все записи заноситься от руки, без подчисток. Каждая запись заверяется подписями ризничего и казначея Лавры, а каждый лист – подписью наместника Лавры.
Запись в инвентаризационной книге ризницы о каждом хранимом предмете должна содержать следующую информацию:
• инвентаризационный номер (должен быть нанесен на каждый предмет, хранящийся в ризнице);
• наименование;
• автор, место и время изготовления (если возможно);
• материал;
• размер;
• сохранность;
• постоянное место хранения (для предметов, хранимых вне помещения собственно ризницы);
• особые замечания (в случае необходимости, например, имя дарителя).
Книга специального учёта содержит необходимые сведения о предметах из драгоценных металлов и камней. Записи в ней должны быть заверены подписью экспертов по драгоценным металлам и камням из Пробирной палаты.
Проверка соответствия хранимых в лаврской ризнице предметов записям в сводной инвентаризационной книге должна проводиться регулярно раз в год специальной комиссией в составе казначея, ризничего, благочинного Лавры и других лиц по благословению наместника Лавры, а результат проверки должен оформляться протоколом за подписями всех членов комиссии.
Для списания в случае необходимости отдельных предметов ризницы, (например, ветхих облачений) ризничий обязан обратиться к наместнику Лавры с соответствующим рапортом в двух экземплярах. Наместник Лавры назначает специальную комиссию по списанию, в составе казначея, ризничего, благочинного Лавры и других лиц. По результатам работы комиссии по списанию наместник Лавры принимает решение о списании. По получении положительной резолюции наместника Лавры производится списание с обязательной отметкой в инвентаризационной книге. Один экземпляр рапорта на списание бессрочно хранится в ризнице вместе с инвентаризационной книгой, а другой – у казначея Лавры.
Положение о хранении книг, икон, богослужебной утвари и других предметов, находящихся на учёте в ризнице Лавры
За сохранность книг, икон, богослужебной утвари и других предметов, состоящих на учёте в лаврской ризнице, отвечает ризничий Лавры. Все предметы, состоящие на учёте в лаврской ризнице, хранятся:
• собственно в лаврской ризнице;
• в соборах и храмах Лавры;
• в других зданиях и сооружениях Лавры (по благословению наместника Лавры).
Хранение предметов, содержащихся в собственно монастырской ризнице, должно осуществляться с соблюдением следующих требований:
• ризница должна быть оборудована необходимыми системами сигнализации;
• во избежание порчи предметов во время их хранения в ризнице должен соблюдаться необходимый температурно-
влажностный режим;
• все предметы, хранящиеся в ризнице, должны содержаться на строго определённых местах хранения в шкафах, на стеллажах
или в закрывающихся ящиках;
• предметы из драгоценных металлов и камней, также как и особо ценные предметы, должны содержаться в закрытых шкафах
специального хранения, опечатанных личной печатью ризничего;
• бывшие в употреблении при священнослужении драгоценные вещи следует всякий раз после служения обстоятельно
осматривать и о всякой утрате письменно ставить в известность наместника;
• ризничий не должен впускать в ризницу никого, кроме своих помощников;
• печать ризничего хранится только у ризничего;
• на ночь ключи от шкафов специального хранения и ключ от ризницы ризничий должен сдавать на хранение ключарю Лавры
и у него получать утром, перед началом несения послушания в ризнице.
Хранение предметов, содержащихся в соборах и храмах Лавры, должно осуществляться с соблюдением следующих требований:
• соборы и храмы Лавры должны быть оборудованы необходимыми системами сигнализации;
• в соборах и храмах Лавры должен соблюдаться такой температурно-влажностный режим, который гарантировал бы
сохранность икон и других предметов, находящихся в них;
• о состоянии иконостасов храмов, настенной росписи, храмовых икон и других предметов, хранящихся в храмах, следует на
регулярной основе получать экспертную оценку специалистов и в случае необходимости своевременно проводить
реставрационные работы;
• ключи от храмов и соборов Лавры на ночь должны сдаваться на хранение ключарю Лавры, а утром выдаваться только тем
лицам, которые внесены в утвержденный список.
«Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI-XVII веков»
Филиал «Ризница Троице-Сергиевой лавры» является структурным подразделением Сергиево-Посадского государственного историко-художественного музея-заповедника и старейшей его частью.
Основу фондов филиала составляют произведения, поступившие из Троице-Сергиевой лавры в 1920 году.
В настоящее время экспозиции филиала располагаются на территории Троицкой обители в двух исторических помещениях XVIII века: здании Ризницы и Наместничьих покоях.
В Ризнице изначально хранили богослужебные предметы и монастырские сокровища. Наместничьи покои предназначались для проживания наместников Лавры. В начале XXI века эти два здания были соединены переходом.
На экспозициях филиала «Ризница Троице-Сергиевой лавры» представлены произведения XI – начала XX века преимущественно церковного назначения: священные сосуды, иконы, книги, облачения, пелены, покровы.
Большинство экспонатов – уникальные произведения, обладающие большой исторической значимостью и художественной ценностью. В основной массе изготовлены они с использованием золота, серебра, драгоценных и поделочных камней, жемчуга.
Экспозиция «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI–XVII веков» занимает четыре палаты на втором этаже старой монастырской ризницы.
Около четырехсот экспонатов систематизированы в хронологической последовательности и, в соответствии с количеством залов, образуют четыре крупных комплекса.
В первом зале представлена древнейшая часть собрания музея.
Самыми ранними памятниками являются произведения церковной пластики малых форм: нагрудные иконки, кресты, ковчеги-мощевики. Некоторые из них относятся к домонгольскому периоду и датируются XI–XIII веками. В повседневной жизни эти предметы играли роль своеобразных оберегов, а в монастырь попадали, как правило, в виде прикладов (привесов) к наиболее почитаемым иконам.
Уникальная коллекция икон-пядниц XIV–XV веков, включающая редчайшие для отечественных музеев качественные византийские памятники, сформировалась благодаря традиции передавать после смерти человека в церкви и монастыри домашние моленные образы.
Из больших храмовых икон на экспозиции представлен образ Святой Троицы, датируемый рубежом XIV–XV веков, а также Царские врата 20-х годов XV века, написанные, предположительно, при непосредственном участии выдающихся иконописцев Древней Руси Андрея Рублева и Даниила.
Немногочисленные дошедшие до наших дней литургические сосуды и ткани, служебные облачения XIV–XV веков имеют огромную историко-культурную ценность. Часть из них связана с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими, первыми игуменами Троицой обители.
Судьбоносные события в истории Троице-Сергиева монастыря – местная канонизация преподобного Сергия Радонежского в 1422 году и его причисление к лику общероссийских святых в 1447 году. Усиление почитания Преподобного способствовало росту авторитета основанной им обители, ее превращению в знаковое паломническое место.
В период правления Василия II (1432–1462) Троицкий монастырь становится местом семейного моления великих московских князей. С этого времени правители Руси начинают достаточно регулярно посещать обитель: перед началом и после окончания важных государственных и семейных дел, а также в день памяти преподобного Сергия – 25 сентября (по старому стилю).
Усилиями московских государей у главных святынь монастыря, у раки преподобного Сергия и образа «Святая Троица» письма Андрея Рублева, в конце XV века были созданы высокохудожественные тканевые комплексы. На экспозиции находятся самые древние нагробные покровы на раку с мощами Преподобного и подвесные пелены под рублевскую икону, выполненные в кремлевских мастерских великих московских княгинь Софии Палеолог и Соломонии Сабуровой.
Второй зал посвящен художественным памятникам XVI века.
Большинство экспонатов, находящихся в этом зале, являются вкладами в Троицкий монастырь двух последних представителей династии Рюриковичей на московском престоле: Ивана Васильевича Грозного (1533–1584) и его сына Федора Ивановича (1584–1598).
Большинство произведений выполнены в мастерских Московского Кремля и представляют собой подлинные шедевры средневекового искусства. Особенностью царских вкладов, кроме их драгоценности и высокого художественного качества, являются масштабность и разнообразие.
Особого внимания заслуживает золотой оклад на икону «Святая Троица» письма Андрея Рублева (икона хранится в Государственной Третьяковской галерее). Несмотря на то, что оклад дошел до наших дней фрагментарно, он поражает виртуозностью исполнения, многодельностью и удивительной красотой всех составляющих частей.
Значимым событием XVI века, оказавшим влияние на развитие Троице-Сергиева монастыря, стало причисление в 1547 году «к лику святых всей Церкви» преподобного Никона Радонежского. Над могилой ученика и ближайшего соратника преподобного Сергия была построена церковь (1548). Рака, установленная над мощами преподобного Никона, стала еще одной святыней Троицкой обители, местом поклонения. В иконописи, фресках, на богослужебных предметах получили широкое распространение различные варианты изображений святого, что нашло отражение и в памятниках, представленных на экспозиции.
Свидетельством высокого статуса Троицкой обители можно считать возведение нового Успенского собора (1559–1585), повторившего своими формами главный храм Московского Кремля. Одной из святынь нового собора стала древняя деревянная рака преподобного Сергия Радонежского. Она была перенесена сюда из Троицкого собора, после того как мощи основателя монастыря были переложены в серебряную раку, устроенную по указу Ивана Грозного.
На экспозиции можно видеть иконы, написанные на досках от крышки древнего гроба преподобного Сергия, а также драгоценный оклад надгробной иконы, изготовленный уже в 1585 году по велению царя Федора Ивановича.
Великолепные предметы были пожертвованы в монастырь ближайшими царскими родственниками – представителями княжеского рода Старицких. В первую очередь, обращают на себя внимания, произведения лицевого шитья, изготовленные в светлице Евфросини Старицкой.
Среди памятников церковной утвари выделяется большая серебряная чаша «просвиры носити и на освещение водам», вложенная в монастырь старцем Варсонофием Якимовым в 1581 году.
Многочисленные образцы малой церковной пластики, расположенные в небольших горизонтальных витринах, демонстрируют разнообразие техник изготовления. Несколько небольших нагрудных иконок выполнены в технике «на проскребное дело» (эгломизе), получившей распространение в России под влиянием работ итальянских мастеров.
В третьем зале демонстрируются художественные п роизведения, изготовленные в конце XVI – начале XVII века.
После смерти последнего царя из династии Рюриковичей – Федора Ивановича на престол вступил «худородный костромской боярин» Борис Федорович Годунов. Его относительно недолгий период нахождения у власти (1587–1605) для Троице-Сергиева монастыря стал поистине золотым. Ни до, ни после в обитель не жертвовали такого количества предметов, изготовленных из золота и декорированных большим количеством драгоценных камней.
«К образу всемогущей и живоначальной Троицы, в монастырь преподобного чудотворца Сергия» – эта фраза максимально ярко отражает духовные приоритеты Бориса Годунова. Не случайно, самые роскошные вклады приложены им к иконе «Святая Троица» письма Андрея Рублева. Ряд высокохудожественных предметов Борис Федорович дал к раке с мощами преподобного Сергия, а специально для богослужений в Троицком соборе по его указу лучшими столичными мастерами была изготовлена драгоценная церковная утварь.
Вклады Бориса Федоровича Годунова не исчерпывают весь список пожалований представителей рода Годуновых в Троице-Сергиев монастырь. На экспозиции можно видеть произведения, вложенные дядей Бориса – Дмитрием Ивановичем Годуновым и дальним родственником царя – Никитой Васильевичем Годуновым.
Особый комплекс составляют вещи, связанные с захоронением и поминанием в Троицкой обители Бориса Годунова и членов его семьи: жены Марии Григорьевны, сына Федора и дочери Ксении.
Смутное время рубежа XVI–XVII веков с его безвластием, самозванством, гражданской войной и интервенцией «задело» Троицкий монастырь шестнадцатимесячной осадой и очень небольшим количеством драгоценных вкладов, среди которых выделяются ковчеги-мощевики, данные Иваном Щелкаловым.
Благодаря преподобному Дионисию (Зобниновскому), ставшему настоятелем Троицкой обители в 1610 году, началось возрождение прерванного лихолетьем монастырского ремесла и пополнение ризницы богослужебными серебряными предметами местного производства. Некоторые из них представлены на экспозиции.
Четвертый зал знакомит посетителей с наиболее интересными произведениями церковного искусства XVII века, имеющимися в собрании музея.
Несмотря на то, что на протяжении всего столетия цари из династии Романовых, следуя традиции Рюриковичей, регулярно посещали Троицкую обитель и давали в монастырь богатые вклады, на экспозиции эти произведения не выделяются. Во-первых, самые роскошные подношения (золотое кадило и Евангелие в золотом окладе), данные Михаилом Федоровичем, в настоящее время хранятся в Оружейной палате Московского Кремля. Во-вторых, уровень жертвуемых представителями знатных и служилых родов вещей в это время вполне сопоставим с царскими.
На экспозиции можно видеть вклады, связанные с известнейшими фамилиями России: Трубецкими, Черкасскими, Куракиными, Мстиславскими, Хитрово, Яновыми, Львовыми, Строгановыми и др.
Вклады Строгановых, это, прежде всего, памятники лицевого шитья, в том числе, единственный в своем роде покров на раку преподобного Сергия Радонежского с изображением не только фигуры святого, но и клейм, иллюстрирующих житийные сцены.
Архимандричья шапка (митра), данная в память о боярине Федоре Ивановиче Мстиславском является одним из самых «дорогих» предметов музейного собрания, в ее состав входят золотые дробницы, более 300 драгоценных камней и почти килограмм жемчуга.
Необычайно декоративны произведения, сделанные по заказу боярина И.Б. Репнина. Митру и оклад Евангелия украшают драгоценные пластины, покрытые яркими разноцветными эмалями, что является характерной чертой памятников русского искусства второй половины XVII века.
Также на экспозиции можно видеть три иконы, написанные мастером Оружейной палаты Симоном Ушаковым, сумевшим соединить в своем творчестве православную традицию с новым пониманием красоты и наметившим путь развития иконописи в последующее столетие.
От XVII века сохранилось достаточно большое количество богослужебных облачений. Многие из них включают фрагменты более ранних одежд. Представленные на экспозиции фелони и стихари демонстрируют разнообразие дорогих тканей, бытовавших на Руси в это время, а также различные варианты оформления оплечий.
В большой отдельной витрине выставлена драгоценная посуда, как отечественного, так и зарубежного производства. Обычно серебряные чарки, братины, кубки использовались во время торжественных трапез. В монастыре бытовые сосуды иногда приспосабливали и для церковных нужд.
В XVII веке средневековая ризница Троице-Сергиева монастыря превратилась в настоящую сокровищницу, изумлявшую всех, кто мог увидеть хотя бы ее часть, и давшую основание сирийскому архидиакону Павлу Алеппскому, посетившему Троице-Сергиев монастырь в 1655 году, утверждать: «этот монастырь не имеет себе подобного не только в стране Московской, но и во всем мире».
Хранители памяти. Экспозиция Ризницы Троице-Сергиевой лавры. Часть 1
Аудио
Мы начинаем серию выпусков с постоянной экспозиции Ризницы Троице-Сергиевой лавры, являющейся филиалом Сергиево-Посадского музея-заповедника. Здесь можно увидеть поистине уникальные экспонаты, сокровища древней обители. И начнем мы с предметов, принадлежавших самим преподобным Сергию и Никону Радонежским.
Христос воскресе, дорогие телезрители! Мы находимся на территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры, в ризнице, которая является филиалом Сергиево-Посадского музея-заповедника. Отсюда мы начинаем новую серию выпусков передачи «Хранители памяти».
Галина Павловна Черкашина, заведующая отделом «Художественная культура Троице-Сергиева монастыря XIV–XVII веков»:
Мы находимся на экспозиции, которая называется «Реликвии и сокровища Троице-Сергиева монастыря XI–XVII веков». На самом деле в основе этой экспозиции лежит древнее собрание Троице-Сергиева монастыря, которое формировалось здесь на протяжении веков, практически с момента основания Троицкой обители. А первая музейная экспозиция появилась еще в 20-х годах XX века. Потом было несколько трансформаций, реорганизаций. Эта экспозиция, на которой мы с вами сейчас находимся, открылась в прошлом году. Это очередной вариант старой экспозиции. Здесь показана древнерусская средневековая часть монастырского собрания.
Есть еще вторая часть, которая включает произведения XVIII–XIX веков, но эта часть экспозиции в процессе работы. Мы надеемся, что в этом году или, в крайнем случае, в следующем она тоже станет доступна для посетителей.
Четыре зала. Экспозиция располагается в здании старой монастырской ризницы. Это здание было построено в конце XVIII века специально для хранения драгоценных монастырских предметов. То есть в монастырской ризнице (именно в этой части) хранились самые дорогие, самые ценные вещи. Не все, которые были в монастыре, а то, что представляло какую-то ценность. В первую очередь, конечно, это драгоценные по материалу вещи, то есть то, что было сделано из золота, серебра, украшено драгоценными камнями и жемчугом. И также, начиная с XVIII века, особое внимание уделяли еще и исторической значимости вещей, то есть их связи с какими-то известными историческими лицами: великими князьями, царями и так далее. То есть это всегда было важно.
Но все монастырские описи, монастырские книги открывались перечнем предметов, связанных с преподобными Сергием и Никоном Радонежскими. Эти вещи в основной своей массе не обладают материальными достоинствами. Они сделаны из простых материалов, может быть, не интересны с художественной точки зрения, потому что это действительно очень простые вещи. Но они всегда имели колоссальное значение в монастыре, именно духовное, даже, можно сказать, сакральное из-за своей связи с основателями монастыря – святыми преподобными Сергием и Никоном Радонежскими. И наша экспозиция начинается именно с этих вещей. То есть мы начинаем знакомить наших посетителей с сокровищами Троице-Сергиева монастыря именно с сокровищ преподобного Сергия и Никона Радонежских (то, что связано с ними напрямую, чем они пользовались, чего касались).
Здесь, в первой витрине, у нас выставлена фелонь преподобного Сергия Радонежского. Она сшита из крашенины, то есть самой простой ткани, окрашенной в коричневый цвет. Эта фелонь древнего колоколообразного покроя, тоже самого простого: оплечье и стан. Оплечье из крашенины голубого цвета, мягкое, небольшое, ничем не украшенное. Стан тоже ничем не украшен, не декорирован. Это скорее повседневная, функциональная вещь.
Так это и было во времена преподобного Сергия. И эта вещь очень адекватно отражает тот идеал аскетизма, который преподобный Сергий не только проповедовал, но и которому реально следовал в жизни. Это настолько адекватная преподобному Сергию вещь, что о ней можно говорить очень много. Вещь, казалось бы, совсем другая, она не изобразительная, но она помогает узнать о преподобном Сергии намного больше, чем иконы в драгоценных окладах с его изображением.
Остальные вещи, которые представлены в этой витрине, – это вещи, связанные уже с учеником и вторым игуменом Троице-Сергиевого монастыря – преподобным Никоном Радонежским. Но это уже немного другое время, другое состояние монастыря, это время, когда закладывались основы финансового могущества Троице-Сергиева монастыря. Поэтому здесь вещи поэффектнее с материальной точки зрения. Фелонь преподобного Никона сшита из итальянской камки (шелковой ткани). Это была большая редкость, и на сегодняшний день считается, что это древнейшее церковное облачение, сшитое из шелка.
Но до наших дней эта ткань дошла в очень плохом состоянии. Шелк – хрупкий материал. Вещь начала XV века. Прошло много столетий, и, как ни храни, эта ткань не может быть в том состоянии, в котором она находилась несколько столетий назад. Ткань была практически разрушена. И если мы посмотрим на эту фелонь, мы увидим, что она достаточно странная. Там есть такие фрагменты, когда видна какая-то сеточка. Дело в том, что фелонь уже в конце XIX века была очень хрупкой, а в XX веке стан распался на отдельные кусочки, и наш реставратор Нина Николаевна Шелонникова в течение трех лет восстанавливала эту фелонь, то есть подбирала кусочки шелка по рисунку и накладывала их на реставрационную сетку. Вот откуда появилась в ткани эта сеточка. Узор можно прочитать. Конечно, он слабо прочитывается, поскольку есть утраты, ткань все-таки выцвела, немного деформирована, но там внизу читается готическая роза, что очень характерно именно для тканей XV – первой половины XVI века, такой большой восьмилепестковый цветок, фигурная розетка.
Здесь также выставлены еще две вещи, связанные с преподобным Никоном Радонежским. Двустворчатая панагия, сделанная из серебра, предположительно предписывается преподобному Никону Радонежскому. Хотя стилистически она датируется его временем, других оснований, кроме совпадений по времени жизни преподобного Никона, нет. Это путная панагия, ее носили на себе, это был ковчег для хранения Святых Даров. То есть человек мог причащаться, если не было возможности посетить храм.
А находящееся рядом кадило – это совершенно потрясающая, замечательная, уникальная вещь. Во-первых, оно сделано в форме одноглавого храма. В XX веке проводились большие реставрационные работы (ведь в XIX веке была грандиозная перестройка всех храмов на Руси, когда вместо позакомарных покрытий стали появляться двускатные крыши), то есть много чего было переделано и зафиксировано, как это было до того. В общем-то, это была не реставрация, а просто большая перестройка. И есть такая версия, что когда восстанавливали Троицкий собор, и реставраторы занимались восстановлением его верхней части, они ориентировались на это кадило.
Правда, есть еще одна версия, что, возможно, и Троицкий собор создавался на основе этого кадила, то есть это была какая-то модель, которая послужила основанием для возведения Троицкого собора. Потому что началось возведение Троицкого собора в 1422 году, а это кадило датируется 1405 годом. То есть оно создано гораздо раньше. И 1405 год – это не вымысел исследователей, а факт, который вообще трудно оспаривать, потому что на этом кадиле есть надпись, что оно сделано замышлением игумена Никона в 1405 году.
Это, конечно, уникальнейшее явление, что на средневековом предмете, тем более начала XV века, вообще сохранилась какая-либо вкладная надпись. Все-таки вкладные надписи широкое распространение получают с XVI века. В XV веке это было действительно уникальное явление. И это большая радость для исследователей, потому что уже нет никаких сомнений, противоречий, разногласий, все понятно. Это тот самый предмет, который является базой для атрибуции многих других предметов. Мы смотрим на то, как сделана сама вещь, иконографию святых, характер обработки пластиночек этих фигуративных изображений и уже можем делать какие-то выводы в отношении вещей, которые не имеют таких четко датированных признаков.
Вообще нужно сказать, что собрание Троице-Сергиевого монастыря датированное, это один из самых интересных моментов. Нас очень любят центральные музеи, на протяжении всего XX века Троицкое собрание было базовым, на которое равнялись, ориентировались исследователи Третьяковской галереи. Когда занимались иконами, обращались к нашим вещам, потому что они имеют историю, имеют документы. К сожалению, документы у нас сохранились поздние, только с середины XVII века, но тем не менее сохранились какие-то вкладные записи.
Есть множество вещей, которые дают основу для атрибуции. Ведь в крупных музеях собрание формировалось на основе предметов, приходивших из самых разных источников и часто не имевших истории, биографии, то есть четко не было установлено, когда вещь была создана, откуда она появилась, где она бытовала. Собрание Троице-Сергиева монастыря отличается тем, что оно документировано. Не всегда однозначно, не всегда прослеживается его история до самых истоков, но тем не менее это есть.
Дорогие телезрители, мы еще продолжим рассказ из ризницы Свято-Троицкой Сергиевой лавры, а сегодня время нашего эфира подошло к концу, всего вам доброго.