Что такое комплаенс в медицине
Комплаенс в медицине и методы его оптимизации (клинические, психологические и психотерапевтические аспекты)
Комплаенс (англ. compliance — согласие, соответствие) в медицине — это добровольное следование пациента предписанному ему режиму лечения. Приверженность лечению, то есть этот самый комплаенс, едина в четырех проявлениях:
Согласно проведенным масштабным исследованиям, долгосрочная приверженность пациентов любому лечению, независимо от заболевания, не превышает 50%. Например, для гипертонической болезни — 40%, для сахарного диабета и эпилепсии — 50%, при гиперлипидемии — 62%. При этом самостоятельная отмена гипотензивных препаратов происходит в 25% после 6 месяцев от начала приема. А как, резонно заметил отметил американский военный хирург полковник Эверетт Куп, даже самые эффективные препараты не будут работать у пациентов, которые их не принимают.
Исследования показывают, что трудности с приверженностью терапии могут возникнуть:
Так почему же пациенты не хотят лечиться и исполнять рекомендации так, как от них этого ждут врачи?
Существуют маркеры отсутствия приверженности лекарственной терапии:
Стоит отметить, что все трудности, по большому счету связаны с тремя основными причинами:
Стоит также упомянуть проблемы, связанные с органами здравоохранения и страховыми компаниями, например, когда вопрос касается льготного обеспечения и квот. Эти учреждения могут давить на врачей, но пациенты об этом не знают и считают, что именно врач препятствует их эффективному лечению. Ну а доктор не посвящает их в эти вопросы по понятным причинам.
Существует несколько методик оценки приверженности лечению:
Как мы видим, достоверно определить, в чем проблема с некомпенсирующимся пациентом, не подходит ли ему терапия или он просто не принимает лекарства, мы не можем. Но мы можем попытаться повысить приверженность лечению:
Таким образом, мы видим, что проблема приверженности огромна и трудно решаема. Говорить о ней можно очень долго, но без ее решения наивно ждать полной отдачи от лекарственной терапии. Хотя бы потому, что пациент может вообще не принимать препараты. Для ее решения нужны совместные усилия всех сторон лечебного процесса, как медиков, так и пациентов.
1. Д.С.Данилов. «Комплаенс в медицине», Кафедра психиатрии и медицинской психологии Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова.
Комплаенс в медицине и методы его оптимизации
Выявление факторов, определяющих отсутствие терапевтического сотрудничества. Оценка приверженности пациента к лечению. Подходы формирования и оптимизации комплаенса. Методы, направленные на предотвращение нарушения больными медицинских рекомендаций.
Рубрика | Медицина |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 02.03.2013 |
Размер файла | 20,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://allbest.ru/
Проблема выполнения врачебных предписаний, является большой проблемой в современной медицине. Приверженность пациентов к выполнению врачебных предписаний сегодня является достаточно низкой: как минимум 45% пациентов не выполняют рекомендации, тогда как отрицательные последствия этого ни у кого не вызывают сомнений. Несоблюдение назначений приводит к серьезным медицинским последствиям. Нарушение пациентом режима терапии существенно снижает эффективность лечения и, как следствие, состояние больного не меняется или же, болезнь продолжает прогрессировать. Далее, переоценка врачом дисциплинированности больного в сочетании с неэффективностью лечения приводит к многократным пересмотрам терапии и назначению новых лекарств, что приводит к снижению его профессионального интереса к пациенту. И, как следствие, если пациент недооценивает важность соблюдения медицинских рекомендаций, недостаточная эффективность терапии вызывает недоверие к профессионализму врача и систему медицинской помощи. Таким образом, возникает круг, в котором сначала больной, а затем и медицинский персонал способствуют снижению успешности лечения. А ведущей причиной всего этого является непослушание, или некомплаентность.
Приверженность лечению проявляется четырьмя составляющими:
· своевременностью приема пациентом лекарственного средства
· приемом лекарственного средства в назначенной дозе
· соблюдением при этом рекомендаций питания и образа жизни
Факторы, влияющие на формирования комплаенса
Комплаенс пребывает в зависимости от нескольких вполне объяснимых факторов:
1. Психологические особенности больного
В формировании установки больного на начало и продолжение лечения главную роль играет внутренняя картина болезни. Больной стремится к сотрудничеству и соблюдает медицинские рекомендации только при осознании факта заболевания и его последствий для здоровья, понимании пользы терапии, превышающей неудобства, связанные с ней. Правильная оценка больным своего состояния является главным залогом формирования комплаенса. В этом случае значение других факторов, снижающих терапевтическое сотрудничество, значительно уменьшается.
2. Клинические особенности заболевания
Большинство заболеваний манифестирует и протекает в виде субъективно тягостной симптоматики. В этих случаях назначение лекарственных препаратов воспринимается пациентом как спасение от болезни, способ избавления от недуга, что приводит к повышению терапевтического сотрудничества. Как следствие облегчение состояния после начала терапии укрепляет доверие больного к лечению.
Напротив, некоторые виды патологии развиваются исподволь и протекают бессимптомно, не принося больному существенного физического дискомфорта. В случаях бессимптомной патологии уровень терапевтического сотрудничества довольно низок. Поскольку в период качественных ремиссий больные не испытывают тягостных симптомов болезни, мотивация к лечению существенно снижается, больные перестают придерживаться рекомендаций врача вплоть до обрыва терапии. Только новое обострение заставляет пациентов вновь обратиться за медицинской помощью.
3. Особенности терапевтической программы
Терапевтическое сотрудничество зависит от продолжительности лечения. Установлено, что при длительной терапии комплаенс больных значительно ниже, чем при краткосрочном приеме лекарств. При долгосрочном лечении больной должен постоянно следить за соблюдением схемы терапии. Общее правило заключается в том, что чем больше длительность терапии, тем ниже комплаенс.
Одним из основных препятствий на пути формирования терапевтического сотрудничества являются побочные эффекты лекарственной терапии. В первую очередь это относится к неожиданным, субъективно тягостным и длительным нежелательным реакциям.
4. Социально-экономические факторы
При наличии работы, активной социальной позиции, высоком уровне образования у больных формируется более крепкая установка на выздоровление из-за возможности снижения социального статуса в связи с болезнью. Такие пациенты лучше соблюдают медицинские рекомендации, чем больные с низким социальным положением. Терапевтическое сотрудничество выше у больных, имеющих семью, чем у одиноких пациентов. Наличие близких людей способствует формированию у больного понимания ценности жизни. Некоторые больные стремятся к выздоровлению из-за нежелания быть обузой для родных.
5. Факторы, связанные с организацией медицинской помощи
Уровень комплаенса связан с регулярностью медицинских осмотров. Описан так называемый феномен белого халата: больные лучше соблюдают лекарственные назначения в течение недели до посещения врача и после него. В свою очередь регулярность посещений больным медицинского учреждения зависит от доступности медицинской службы. Чем проще попасть на прием к врачу, тем чаще больной будет обращаться за помощью при ухудшении состояния и лучше соблюдать медицинские рекомендации. При беспомощности больного, тяжелом течении заболевания, ограничивающем возможность посещения амбулатории, терапевтическое сотрудничество будет выше при активном патронаже больного на дому врачами и медицинскими сестрами.
Методы определения приверженности
Для определения оценки приверженности пациента к лечению придуманы специальные методы. Все они разделены на две группы:
· Непосредственное наблюдение за приемом (наиболее точный из всех методов, но метод не применим в широких масштабах из-за того, что некоторые больные проявляют хитрость и умудряются не принять таблетки)
· Определение содержания активного вещества лекарственного средства в крови пациента (высоко объективен, но из-за вариабельной метаболизма возможны различия результатов)
· Определение биологических маркеров в крови (как и предыдущий высоко объективен, но более сложен и дорогостоящ, нежели другие)
· Анкетирование или самоотчет пациентов
· Оценка клинической эффективности
· Определение (количественное) физиологических маркеров
· Использование электронных дозаторов лекарств
· Учет количества лекарственных форм и выписки новых рецептов
Подходы формирования и оптимизации комплаенса
медицинский комплаенс сотрудничество лечение
Выявление факторов, определяющих отсутствие терапевтического сотрудничества, позволяет включить в лечебную программу специальные методы, направленные на его коррекцию. Не менее важны эти методы на этапе начала лечения для предотвращения нарушения больными медицинских рекомендаций. Для достижения комплаенса полезно использовать несколько методик сразу.
Образовательные программы направлены на предоставление больному информации о заболевании, его причинах, последствиях, методах лечения, обучение больного способам распознавания ухудшения состояния и особенностям поведения в связи с болезнью. Обучение может проводиться врачами или квалифицированными медсестрами в зависимости от поставленных задач.
Полезно помнить следующие принципы обучения пациентов:
· взрослые обучаются эффективнее, если понимают, какую пользу принесут им новые сведения;
· порядок изложения материала нужно выстраивать по принципу «от простого к сложному»;
· полезно поощрять стремление пациента к практическому использованию приобретенных навыков;
· усвоенные навыки на предыдущих занятиях следует повторять;
· в конце каждого занятия полезно получать от слушателей обратную связь и отвечать на возникшие вопросы.
Оптимизация индивидуальной терапевтической программы, прежде всего, заключается в достижении лучшей переносимости лечения, своевременном выявлении побочных эффектов терапии. Оптимизация терапии подразумевает подбор удобного режима приема лекарств и его включение в жизненный стиль больного. Медицинский персонал должен дать больному четкие инструкции о приеме лекарств (в том числе письменные) и убедиться, что пациент понял их.
Оптимизации терапевтического сотрудничества способствуют регулярные осмотры больного при диспансерном наблюдении. Напоминание о предстоящем визите помогает эффективность диспансерного наблюдения. Так же во время диспансерного наблюдения в обязанности медицинской сестры входит активный патронаж больного.
Привлечение семьи в процесс терапии в ряде случаев более важно, чем участие самого врача или больного. Так, у беспомощных пациентов именно родственники могут контролировать соблюдение медицинских рекомендаций. Во всех случаях большую роль играет психологическая поддержка больного, которую могут оказать близкие ему люди. Методы поведенческой терапии заключаются в использовании больными специальных размеченных контейнеров, в которые, например 1 раз в неделю, раскладываются лекарства в соответствии с назначенной схемой лечения. Это значительно упрощает процедуру приема препаратов. Планируя схему ухода, необходимо поинтересоваться о привычках и распорядке дня больного.
В широком смысле любой метод, направленный на формирование и оптимизацию терапевтического сотрудничества, включает в себя психотерапевтический компонент, который иногда даже более важен, чем непосредственная суть метода. Вместе с тем для формирования терапевтического сотрудничества используются специальные психотерапевтические методики, направленные на коррекцию внутренней картины болезни, особенностей личностных черт и механизмов психологической защиты, препятствующих формированию комплаенса.
1. Федотова А.В. Комплаенс. Эффективная коммуникация врач-пациент
4. Д.С.Данилов. Комплаенс в медицине и методы его оптимизации (клинические, психологические и психотерапевтические аспекты).
5. Нора Хауи. Некомплаенс ухудшает эффективность лечения. А что еще?
6. Стэндфордская энциклопедия философии
7. В.Н. Ослопов, О.В. Богоявленская. Общий уход за больными в терапевтическом отделении.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Определение понятия комплаенса в медицине как добровольного следования пациентом предписанного режима лечения. Основные факторы влияния на формирование терапевтического сотрудничества. Согласие с медицинскими рекомендациями в терапии и педиатрии.
презентация [1,6 M], добавлен 25.03.2012
Проблема приверженности пациента к лечению. Предикторы отсутствия приверженности к лекарственной терапии. Опросы пациента с помощью специальных тестов. Контейнер для лекарств, его преимущества. Правила этичного продвижения лекарственных средств.
презентация [2,8 M], добавлен 28.04.2014
Рассмотрение проблемы приверженности пациента к лечению. Определение приверженности к терапии. Анализ статистических данных. Характеристика взаимодействия пациента и системы здравоохранения. Основные причины неправильного приема препарата пациентом.
презентация [1,1 M], добавлен 17.02.2015
Этиология и основные патологические моменты артериальной гипертензии как стойкого повышения артериального давления. Классификация, профилактика и лечение гипотонической болезни. Исследование уровня комплаенса при терапии больных гипертонической болезнью.
курсовая работа [51,8 K], добавлен 06.07.2015
Доступность, качество медицинской работы. Новые роли врачей, медицинских сестер, фармацевтов. Участие пациентов в процессе принятия решений по лечению. Регулирование использования биотехнологий. Взаимопомощь в вопросах состояния здоровья. Права пациентов.
презентация [517,7 K], добавлен 09.11.2014
презентация [170,2 K], добавлен 25.12.2014
Оценка возникновения факторов риска неинфекционных заболеваний. Система медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предотвращение воздействия вредных факторов природной и социальной среды. Индивидуальная и общественная профилактика.
контрольная работа [40,2 K], добавлен 17.03.2014
Что такое комплаенс в медицине
Комплаенс (англ. compliance — согласие, соответствие) в медицине — это добровольное следование пациента предписанному ему режиму лечения. Является одной из краеугольных проблем современной медицины, особенно российской.
Приверженность лечению, то есть этот самый комплаенс, едина в четырех проявлениях:
Согласно проведенным масштабным исследованиям, долгосрочная приверженность пациентов любому лечению, независимо от заболевания, не превышает 50%. Например, для гипертонической болезни — 40%, для сахарного диабета и эпилепсии — 50%, при гиперлипидемии — 62%. При этом самостоятельная отмена гипотензивных препаратов происходит в 25% после 6 месяцев от начала приема. А как, резонно заметил отметил американский военный хирург полковник Эверетт Куп, даже самые эффективные препараты не будут работать у пациентов, которые их не принимают.
Исследования показывают, что трудности с приверженностью терапии могут возникнуть:
Так почему же пациенты не хотят лечиться и исполнять рекомендации так, как от них этого ждут врачи?
Существуют маркеры отсутствия приверженности лекарственной терапии :
Стоит отметить, что все трудности, по большому счету связаны с тремя основными причинами:
Стоит также упомянуть проблемы, связанные с органами здравоохранения и страховыми компаниями, например, когда вопрос касается льготного обеспечения и квот. Эти учреждения могут давить на врачей, но пациенты об этом не знают и считают, что именно врач препятствует их эффективному лечению. Ну а доктор не посвящает их в эти вопросы по понятным причинам.
Существует несколько методик оценки приверженности лечению:
Как мы видим, достоверно определить, в чем проблема с некомпенсирующимся пациентом, не подходит ли ему терапия или он просто не принимает лекарства, мы не можем. Но мы можем попытаться повысить приверженность лечению :
Таким образом, мы видим, что проблема приверженности огромна и трудно решаема. Говорить о ней можно очень долго, но без ее решения наивно ждать полной отдачи от лекарственной терапии. Хотя бы потому, что пациент может вообще не принимать препараты. Для ее решения нужны совместные усилия всех сторон лечебного процесса, как медиков, так и пациентов.
За счастье докторов и пациентов билась Елена Трубачева, врач — клинический фармаколог
Комплаенс: просто о сложном
Комплаенс (compliance) в переводе с английского означает «соблюдение соответствия». Применительно к бизнесу термин «комплаенс» – это способность действовать в соответствии с регулятивным порядком, набором правил.
Комплаенс – система, обеспечивающая выявление и ликвидацию рисков несоответствия деятельности организаций и граждан нормам законодательства, установленным регулятивным правилам и стандартам, рисков применения юридических санкций или санкций регулирующих органов, существенного финансового убытка или потери репутации в результате несоблюдения норм, касающихся бизнес-деятельности.
Комплаенс – это часть системы управления, организующая контроль управления рисками, возникающими из-за несоблюдения:
Комплаенс в российском законодательстве
Система регулируется перечнем документов государственного уровня.
Федеральные законы:
Отдельные статьи Уголовного, Налогового кодексов РФ, Кодекса об административных правонарушениях.
Подзаконные акты:
Указы Президента РФ:
Акты органов исполнительной власти субъектов РФ:
Локальные нормативные акты:
Функция комплаенс на предприятии
Развитие функции комплаенс в организации складывается из следующих ее этапов:
Если рассматривать эти этапы становления более подробно, можно выделить ряд характерных для каждого из них положений:
Этап
Текущая ситуация
Что сделать, чтобы перейти к следующему этапу
— Комплаенс-функция только начинает свое формирование;
— В компании нет ответственного сотрудника;
— При срабатывании комплаенс-риска компания приостанавливает свою деятельность и всеми силами пытается справиться с угрозой или нивелировать последствия
— Очертить карту рисков;
— Назначить ответственных сотрудников
— Компания начинает осознавать периметр систематически срабатываемых рисков;
— Функция возложена на юридический отдел / службу безопасности и бухгалтерию;
— Цикличные риски минимизированы (но не исключены полностью);
— Импульсивные риски продолжают срабатывать с разной степенью убыточности для компании
— Выделить и обучить ответственного сотрудника (комплаенс-офицера);
— Доработать карту рисков с учетом импульсных и репутационных рисков;
— Запустить процесс формирования этического комплаенса
— Генеральный директор и топ-менеджмент прошли курсы по комплаенсу;
— Появился комплаенс-офицер – специальный сотрудник с четко описанным регламентом работы и целевыми задачами;
— Комплаенс-функция описывается в регламентах работы смежных подразделений и в основных документах компании;
— Периметр рисков включает в себя не только цикличные риски, но и импульсные риски. Компания начинает задумываться над имиджевыми рисками;
— Формируются задатки этического комплаенса
— Автоматизировать функцию комплаенса;
— Использовать системный дью-дилидженс стратегических и тактических решений;
— В комплаенс-функцию заложить механизмы дальнейшего саморазвития
— Комплаенс-подразделение насчитывает 4-6 человек;
— Рутинные комплаенс-процессы автоматизированы;
— Комплаенс-функция принимает участие в стратегических решениях компании;
— Весь периметр рисков подконтрольный и прогнозируемый;
— Комплаенс-функция превентивно предупреждает срабатывание всех направлений рисков;
— Систематически проводится обучение для сотрудников компании, мониторится реализация норм комплаенс;
— В комплаенс-функцию заложены механизмы дальнейшего самостоятельного развития
— Системный, сторонний мониторинг функции комплаенс с целью подтверждения правильности вектора ее развития;
— Функция автоматизирована, играет огромную роль в принятии решений
Что такое комплаентность
Что значит комплаентность
Ключевую роль при отпуске безрецептурных препаратов для формирования комплаентности играют взаимоотношения больного и провизора. Провизор, руководствуясь принципами фармацевтической опеки, может существенно повысить комплайенс, объяснив цель применения препарата, условия его рационального использования, время наступления ожидаемого эффекта и тому подобное.
Современные требования ВОЗ к лекарственным средствам, наряду с эффективностью, безопасностью и доступностью, включают также приемлемость лекарств для пациента (комплаентность), что, с позиций доказательной медицины, имеет цель обеспечить рациональную фармакотерапию и улучшить качество жизни больного.
Пройдите наш короткий опрос, чтобы узнать ваш личный уровень приверженности к лечению
Значение приверженности к лечению.
Неприверженность режима лечения (некомплаентность) – важная медицинская проблема, которая касается всех заболеваний и всех видов лечения. По мнению многих исследователей, низкая комплаентность имеет гораздо большее влияние на здоровье населения, чем совершенствование лечебного процесса.
Соблюдение режима назначения лекарств занимает важное место в комплексе лечебных мероприятий. В течение последних трех десятилетий появилось большое количество публикаций, посвященных изучению комплаентности. В них освещаются различные аспекты комплаентности, причины, обусловливающие неприверженность больных к лекарствам и пути их преодоления, а также анализируется роль пациента, медикамента и врача в повышении комплаентности к лечению.
В США несоблюдение больными режима лечения (некомплаентность) относится к основным медицинским проблемам. По результатам проведенных исследований, некомплаентность регистрируется у 50-60% больных. Стоит отметить, что комплаентность тесно связана с медицинской грамотностью.
Причинами несоблюдение режима лечения были отсутствие симптомов болезни (36%), отсутствие средств на лекарства (35%), неуверенность в эффективности лекарств (33%), возможность побочных эффектов (20%).
Сравнительное изучение факторов, влияющих на несоблюдение режима приема лекарств больными пожилого возраста с полипрагмазией, проведено в 11 странах Европы. Установлено, что в Европейских странах 19,5% больных пожилого возраста не соблюдают режим приема медсредств. Самый высокий уровень некомплаентности зарегистрирован в Чехии (33,5%).
Причины низкой приверженности к лечению
Основными факторами риска некомплаентности определены ежедневный прием более 7 препаратов, проблемы по приобретению медсредств, длительный срок приема препаратов (более 5 лет), отсутствие помощи при приеме лекарств. Было показано, что у стариков некомплаентность ассоциируется с недостаточной информированностью о лекарствах и сложным режимом их назначения.
При опросе больных пожилого возраста они чаще всего называют такие причины некомплаентности: забыл принимать лекарства (74,3% пациент), не верю в эффективность лекарств (10,6%), боюсь передозировки (8,6%).
Установлено, что некомплаентность более часто встречается при хронических заболеваниях, что обусловлено длительным, сложным режимом лечения таких болезней органов кровообращения, как артериальная гипертензия, ишемическая болезнь сердца, сердечная недостаточность.
Удельный вес отдельных факторов существенно различается в зависимости от возраста больных, характера заболевания, сопутствующей патологии и других, что вызывает необходимость их изучения в отдельных категориях больных. Оценка роли этих факторов может быть особенно перспективной в гериатрической клинике, так как целенаправленная их коррекция будет способствовать оптимизации эффективности лечения больных пожилого возраста.
Одним из главных факторов увеличения некомплаентности считают назначение больному большого количества лекарств. При анализе влияния количества назначенных лекарственных медсредств на приверженность больного к лечению установлено, что при приеме 1-2 препаратов в сутки количество больных, которые нарушали режим лечения, было достоверно меньше в сравнении с больными, которым назначали большее количество лекарств.
Основной причиной нарушения режима применения лекарств большинство больных считают «забыл принять лекарство». Для больных старшего возраста характерно забывать о необходимости приема лекарств, поэтому нужно напоминать им об этом.
Частота несоблюдения режима приема лекарств у сельских жителей является выше, чем у городских. У женщин некомплаентность достоверно выше, чем у мужчин, что свидетельствуют о влиянии социо-демографических факторов (пол, место жительства) на формирование некомплаентности к лекарствам.
Факторы низкого уровня комплаентности
Среди главных факторов, определяющих формирование некомплаентности у больных, можно выделить следующие:
Как повысить уровень комплаентности
Для повышения комплаентности к лечению больных пожилого и старческого возраста рекомендуется:
Итак, улучшение вследствие указанных мероприятий комплаентности к лечению позволит оптимизировать эффективность медикаментозной терапии больных всех возрастных групп.