ризница псково печерского монастыря
В. Псково-Печерский монастырь
Печерский монастырь основан в 70-х годах XV в. Первым основателем его был препод. Иона (ок. 1470 г.); в 1472 г. явилась здесь икона Успения Богоматери, а в 1473 г. освящена первая пещерная церковь, ископанная препод. Ионою. Вскоре устроена была и деревянная церковь на горе. Первая каменная церковь Благовещенская устроена при игумене Корнилии в 1541 г. Весь монастырь в XVI в. вырос и окреп. Средства монастыря получались от доброхотных пожертвований, в числе которых известны денежные и вещевые вклады царя Иоанна Васильевича Грозного, именитых древних родов – Романовых, Оболенских, Долгоруковых, Гагариных, Годуновых, Шереметевых и др.; также – воевод, дворян, дьяков и детей боярских. В настоящее время это – первоклассный монастырь, на Лифляндской границе в 43 верстах от Пскова. Число сохранившихся здесь древностей очень значительно: по-видимому, это наиболее цельное и ценное из всех археологических собраний Псковской епархии. Большая часть предметов старины относится к XVI–XVII вв.; небольшая часть к XVIII в. Со стороны их основного характера и назначения, все они разделяются на две группы: большую группу составляют предметы церковного назначения: кресты напрестольные и наперсные, евхаристические и другие сосуды, церковные одежды, плащаницы и т.п.; меньшую – предметы домашнего быта: дорожный столовый прибор царя Ивана Грозного, ковши, кружки, чарки, братины, кубки, золотые серьги, по преданию, царицы Анастасии Романовны, золотой перстень ее же, охотничьи принадлежности: пороховница, нюрембергская труба, кошелек царя Иоанна Грозного и др. На таблице XII представлена смешанная группа предметов различного назначены: кресты напрестольные (1–2), потиры (3–7), дарохранительница (8), водосвятные чаши (9–10), блюдо (11), ладонница (12) и серебряный горшок (13). Важнейшие из них для ясности выделены в особые группы, помещенные на следующих двух таблицах (XIII–XIV), а потому – с них и начнем наш обзор.
Табл. XII. Ризница Псково-Печерского монастыря; смешанная группа
Потиры, кресты и другие предметы церковной утвари.
1. Золотой потир (табл. XIII, 1), высотою 0,22 м.; украшен драгоценными камнями. На самой чаше нацировано изображение Деисиса в медальонах и чеканная надпись: «пийте от нея вси. » Внизу вырезана летопись: «лета 7189 году сии сосуды золотые в дом Пречистей Богородицы Псковский Печерский монастырь дал вкладу Борис Бутурлин, а прямое имя Иван зженою своею Татьяною по тесте своим Семене Алексеевиче Лихареве и по теще своей иноки схимницы Каптелины по их приказу ввечное поминовение».
2. Большой серебряный с позолотою потир (табл. XIII, 2); высота 0,27 м.; диаметр чаши 0,16 м. На нем нацированы погрудные изображения Деисиса, двух ангелов и семиконечного креста с Голгофой. По верхнему ребру надпись: «яко овча на заколение ведеся и яко агнец прямо стригущему безгласен и сице не от (верзает уст своих)». Яблоко украшено драгоценными камнями, среди которых расположена чеканная надпись»: «чаша Господня». Внизу – травы; поддон прорезной. На донышке надпись: «г фунта a зол……. фу е зол.». По преданию, потир этот пожертвован бывшим настоятелем Печерского монастыря архимандритом Игнатием в 1732–1745 гг.
3. Потир, переделанный из католической чаши (табл. XIII, 3); ножка старая, в середине утолщенная, украшенная цветными камнями, а верхушка сделана в России и украшена нацированным изображением Деисиса. Высота 0,17 м.; диаметр чаши 0,10 м. Внизу на цоколе латинская надпись готическими буквами, в которой читаются слова Sancta Maria. На донышке позднейшая надпись: «вес ii гривенки. В дом св. апостолов Петра и Павла на верхнем острове (Псковского озера?) дал Печерский келарь старец Макарий».
Табл. XIII. Ризница Псково-Печерского монастыря. Потиры
6. Напрестольный золотой крест (табл. XIV, 1) – с мощами: Зосимы и Савватия, Ивана да Никиты, Иакова брата Божия перст Ивана Богослова, кость Феодора Тирона; в середине – мощи Ивана Златоуста. Украшен крест превосходной филигранью, эмалью, жемчугом и драгоценными камнями, в том числе 6 бледно-голубых сапфиров. Летопись: «в лета 7098-е (1590) июня сделан быть крест сий злат в дом Пречистыя Богородицы в Печерском Монастыре, повелением игумена Мелетия яже о Христе с братиею; весом со вставки 118 золотников с полузолотником».
8. Напрестольный крест 21 в серебряной оправе, мерою 0,30 м. х 0,16 м. На лицевой стороне чеканное изображение распятия И. X. с предстоящими; вверху И. Христос Еммануил. На обратной стороне запись о Св. мощах и летопись: «зделан бысть сей св. крест в лето 7138 (1630) в царство благочестиваго и христолюбиваго Государя царя и великаго князя Михаила Федоровича всея Росии и благоверной и христолюбивой царици и великой княгине Евдокии Лукиановне и при благородных чад благовернаго царевича князя Алексея Михаиловича и благоверной царевны княжны Ирины Михаиловны и при благоверном Государе святейшем Патриархе Филарете Никитиче Московском и всея Росии и при архиепископе Иоасафе псковском и изборском повелением Печерскаго монастыря».
9. Наперсный четвероконечный крест из яшмы в серебряной позолоченной оправе. На оправе – надписи: с одной стороны – Ис. Хс. ника, а на другой – царь славы. На нижнем конце креста печать с надписью: «печать Mapьеи Лукини дочери». По-видимому, этот крест с печатью принадлежал женщине, имевшей какое–либо общественно–юридическое значение.
10. Серебряная дарохранительница (табл. XIV, 3) или Сион – в форме прямоугольной часовни с главкою, осеняемая металлическими фигурами ангелов. Высота 0,40 м., ширина 0,16 м. Дверки Сиона имеют вид царских врат с чеканными изображениями Благовещения и четырех Евангелистов в овальных медальонах, обрамленных чеканным орнаментом. В верхних углах дверей два херувима. По карнизу расположена надпись: «состроен сей Сион серебряной в пречестную обитель печерскую честнаго и славнаго ея успения 1721 года месяца августа в 15 день обещаемом Мирожскаго монастыря архимандрита Маркелла при бытности сея обители архимандрита Феодосия. Весом сей 6 фунтов 85 золотников. Внутри Cиoнa – три ящичка, каждый с двумя отделениями, для запасных даров. Стиль работы – западноевропейский. На донышке позднейшая помета: 6 фу 85 зол. Подобная дарохранительница, но богаче по убранству и больше по размерам, хотя и не древняя, находится в Псковском Троицком соборе.
11. Серебряная ладонница (табл. XIV, 5) в виде миниатюрной одноглавой церкви с пометою на донышке: фун 33 зол. Это едва ли не древний Иерусалим или Сион. Предположение это основывается на том, что если в Псково-Елеазаровском монастыре доселе удерживается в практике древний Иерусалим – обычай, заимствованный препод. Елеазаром, вероятно, с востока, то он по подражанию мог быть и в Псково-Печерском монастыре. 22
12. В ризнице Печерского монастыря хранится редкий серебряный панагиар для возношения Богородичного хлеба (табл. XIV, 4). Он имеет вид чаши на довольно высоком постаменте. Внутри его находится изображение богоматери с Младенцем в недрах, а по борту его снаружи расположена чеканная надпись: «о Тебе радуется обрадованная вся тварь, Архангельский збор. » Редкую особенность его составляет высокий постамент. Из всех древних панагиаров нам известен только один Софийский панагиар в Новгород XV в. с высоким постаментом. Печерский панагиар относится к XVII веку. А что в данном случае мы имеем дело не с обыкновенным сосудом или блюдом без определенного назначения, а именно с панагиаром – это с очевидностью вытекает как из изображения Богоматери с Младенцем («хлеб животный»), так и из надписи, относящейся именно к Богоматери. Ясно, что сосуд этот предназначался для Богородичного хлеба или для чина панагии, совершавшегося в Печерском монастыре. Тоже подтверждается и сравнением его с другими однородными памятниками того же церковного назначения.
Табл. XIV. Ризница Псково-Печерского монастыря
13. Водосвятная серебряная чаша (табл. XII, 9); высота 0,28 м., диаметр 0,50. Внутри помещены изображения креста на Голгофе, с главою Адама и терновым венком, и двух херувимов. Надпись по борту снаружи: «спаси Господи люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверному царю нашему на супротивныя даруя и своя сохраняя крестом люди». Летопись: «Повелением великаго Государя Царя и великаго князя Михаила Федоровича всея Русии самодержца и его благоверной Царицы и великой княгини Евдокии Лукиановны и их благоверных чад зделана сия чара водоосвященная в Псковопечерский монастырь в церковь Пречистые Богородицы честнаго и славнаго ея успения лета 7149 майя 30 дня».
14. Другая серебряная водосвятная чаша (табл. XII, id); высота 0,18 м., диаметр 0,44 м., с позолотою и чеканными украшениями. Внизу на поддоне вырезана надпись: «1717 года майя в 30 день по указу великаго Господина Преосвященнаго Иосифа Митрополита псковскаго. и изборскаго построена сия чаша в Печерский монастырь исказеннаго серебра изразных статей подания православных христиан при архимандрите Феодосие и при казначее Иосифе ачша (чаша) с подоном весит 7 фунтов».
15. Серебряное блюдо, в диаметре 0,54 м., украшено чеканными фигурами (табл. XII, п). В середине чеканный семиконечный крест с Адамовою главою и возле него два ангела. Вокруг расположены 15 медальонных изображений, составляющая один большой Деисис, а именно: И. Христос – великий Архиерей в саккосе, омофоре и высокой митре, сходной с папскою тиарою, Богоматерь и Иоанн Предтеча – все они имеют лучистые сияния, вписанные в традиционные нимбы; далее: арх. Михаил и Гавриил, ап. Петр и Павел, Ев. Матфей, Марк, Лука и Иоанн, ап. Андрей, Филипп, Симон и Фома. Художественный стиль – западно-европейский, таковы же иконографические типы и некоторые иконографические детали, каковы лучистые нимбы.
16. Серебряный горшок (табл. XII, 13) с носком. Надпись: «человек суете уподобися, дние его яко сень преходят, богатство аще течет не прилагайте сердца, всяк человек всуе мятется сокровищует, а не весть кому соберет». На носке надпись: «дьяк Юрьи Сидоров». На дне: «Печер. пол ъ фун. без л зол.».
Шитье
Табл. XV. Ризница Псково-Печерского монастыря. Плащаницы
3. Фелонь (табл. XVI, 1) с оплечьем, украшенным драгоценными камнями, сапфирами, бирюзой, жемчугом, кораллами, эмалевыми дробницами. Вверху оплечья низана жемчугом и драгоценными камнями царская корона, на дробницах в виде сердца, расположена надпись: «лета 7183 (1675) месяца марта в первый день дал сии ризы бархатные золотные, оплечье низано я стольник Семен Алексеевич Лихарев по себе вкладу псковскаго Печерскаго монастыря в доме Пречистые Богородицы».
4. Фелонь (табл. XVI, 2) с бархатным оплечьем, низаным жемчугом, бирюзой, сердоликом и др. На передней стороне Деисис, в дробницах: И. Хр., Богоматерь, И. Предтеча и два архангела – Михаил и Гавриил; на задней стороне три дробницы с изображениями Св. ап. Петра и Павла и Св. Николая. Дробницы эти поставлены, неправильно. Фелонь XVII века.
Табл. XVI. Ризница Псково-Печерского монастыря. Фелони
Вклады в Печерский монастырь, не имеющие церковного характера
Вкладами этого рода, очень разнообразными по своему характеру и назначению, очень богат Печерский монастырь. Большая часть их помещена на наших таблицах XVII и XVIII. Если исключить из них две водосвятные чаши, одно блюдо с чеканными изображениями ангелов у креста и большого Деисиса, в состав которого входят погрудные фигуры И. Христа в папской тиаре, Богоматери, И. Предтечи и 10 апостолов, и два крестика, то все остальные предметы не имеющие прямого отношения к нашей специальной церковно–археологической задаче. Это преимущественно серебряная посуда: чарки, стаканы, кубки, кружки, братины, ковши, мисы, блюда, подсвечники – более 60 предметов. Некоторые из них имеют надписи нравоучительного характера, иные же надписи указывают на имена жертвователей. В виду этого они не были обследованы нами с достаточною полнотой, и мы ограничились лишь пересмотром некоторых из них. Отметим лишь те предметы, которые нам показались заслуживающими сравнительно большего внимания, имея в виду, что, быть может, настоящее издание их вызовет кого–либо из любителей старого серебра на подробное изучение их. Здесь, между прочим, находятся следующие предметы.
Табл. XVII. Ризница Псково-Печерского монастыря
Кружка серебряная; высота 0,20 м.; диаметр 0,18 м.; массивная ручка; ножки в виде пуговок круглых. На крышке герб иностранный и надписи: Deo dante nihil valet invidia; Deo non dante nihil valet labor. Anno 1682. На боку кружки в венке надпись: Sehe Franz von Mallern Catharina Schreij. На внутренней стороне крышки на вставной медали начеканено: Riga devicta victoria venit ab axelauru ubi Gustavi cinxit radiante capillos. Кружка эта считается даром Шведского короля Густава Адольфа.
Золотые, украшенные жемчугом, серьги царицы Анастасии Романовны.
Золотой перстень царицы Анастасии Романовны с надписью внутри: «перстень царицы и великие княгини Анастасии». Перстень украшен эмалью и бирюзой.
Табл. XVIII. Ризница Псково-Печерского монастыря
Красно-медная труба с надписью: Hanns Hipschman Nurmberg V. I (?) 4–5.
Кошелек царя Иоанна Грозного.
Пороховница с цепью.
Цепочка золотая кольчатая Иоанна Грозного для наперсного креста.
Мемориальная бляха золотая (?) в виде ромба с надписью: «Государева Ливонскаго походу. Лета 7086». Такая же бляха с надписью: «сей золотой крест (?) приложил царевич князь Иван Иванович своего Ливонскаго походу. Летопись: лета 7086».
Ковш серебряный (печерский); (вес) две гривенки без золотника. Летопись: «божиею милостью царь и Государь и великий князь Иван Васильевич всея Русии».
Три братины царя Ивана Васильевича Грозного с надписями: а) братина царя Государя Беликова князя Ивана Васильевича всея Руси (и) сына царевича князя Феодора; б) Божию милостию Царь и Государь великий князь Иван Васильевич всея Русии, в) Иоанн Божию милостию Государь всея Русии великий князь Володимерский и Московский, и Новгородский, и Тверской, и Псковский, Югорскый, Пермскый и болгарский и иных.
«Серебряная чаша князя Ивана Федоровича Меншово-Шеховсково» 68 зол.
Ковш с изображениями грифонов и медведя: «ковш князя Андрея Васильевича Большого кто из него пьет мысля Господарю добро дай Бог ему самому добро при славе при богатстве». 2 гривны 46 золотн.
Кокосовой сосуд в серебряной оправе с надписью по борту: братина князя Семена Никитича Гагарина.
Позолоченной сосуд с грузинскою надписью.
Серебряная кружка с крышкой, надпись: «совершенная любовь, яко злат сосуд из него пьющим, пившаго з веселием и любовью услади меня вовеки тоя не лиши».
Чарка, Никифора Силича Перетрутова: пейте из нея.
Ковш князя Ивана Юрьевича: кто знего пьет мысля Господарю добро дай Бог ему самому добро при славе. Царевича Ивана пол г гривны. На ручке резной герб города Пскова.
Чарка Павла Петровича Заболоцкого.
Упомянем наконец о печорском железном замке (табл. XXIII, 3) работы Левуши с надписью: «лета 7065 (1557) замышлением раба Божия Алексея Дмитриева, сына Тверитина положен замок Пречистой в Печеры. Мастер Леуша. Замок оригинальнаго замысла и необычайной прочности; он до сих пор, т. е. в продолжение 357 лет употребляется в дело!
Труды IX Археол. съезда в Вильно, т. II, табл. XXI, стр. 220.
№№ 8 и 9 нет в наших таблицах.
Ср. Н. В. Покровский, Древняя Софийская ризница в Новгороде 1913 г.
Ср. С. И. Писарева, Две плащаницы. «Светильник» 1913, № 3, стр. 19–22.
Первоклассный Псково-Печерский монастырь. Остров, 1893 г., стр. 103.
Надпись прочтена В. Н. Петриченко.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Псково-Печерский монастырь
Свя́то-Успе́нский Пско́во-Пече́рский монасты́рь считается одной из наикрупнейших, знаменитых и старейших в России мужских обителей. Ее название обусловлено пещерами, которые тут есть (печоры – древнерусское наименование), они названы пещерами, Богом зданными (созданными). Преподобный Иона выкопал в 1473 году в холме из песчаника и освятил пещерный храм во имя Успения. С того времени и принято считать это датой основания обители. Святая гора – так именуют холм, где располагается и храм, и пещеры. Что характерно, так это то, что монастырь никогда не прекращал действовать. В период 1920–1945 годов пребывал в пределах Эстонии, за счет чего и не закрылся. Здесь подвизался в 1967–2006 годах архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Содержание
История [ править ]
Когда началось тут монашеское житие, когда появились тут пещеры, никому неизвестно достоверно. Исследователи сделали выводы, что происхождение пещер этих может быть и природным, и эрозионно-суффозионным. Монастырская летопись содержит предания о начале монашеской жизни здесь, которые потом появились и в псково-печерском патерике. Ряд деталей, возможно, внесен был в ХХ ст. Местное население узнало о пещерах в 1392 г. (дата совпадает с годом смерти прп. Сергия Радонежского). Здесь оседали монахи, которые удалились с юга в эти земли, спасаясь от ига крымских татар. Есть в предании имя одного затворника, прп. Марка, «начального инока» обители. То же предание сообщает о том, что здешние земли стали достоянием Ивана Дементьева, обнаружившего пещеру, где уже было написано «Богом зданные пещеры».
В 1470 г. тут стал жить священник Иоанн, который служил до того в храме Николая чудотворца и великомученика Георгия в Тарту (тогда – Юрьеве-Ливонском, Дерпте, Эстония). Он ископал тут пещеру, и устроил в ней храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, освятил ее в 1473 г. После смерти супруги Марии (после пострига – Васса) священник принял постриг с именем Иона. После передачи И. Деменьтьевым земли инокам тут и появилась небольшая обитель. Хоронили иноков в пещерах.
Ливонцы, которые соседствовали с Россией, часто делали набеги на монастырь. В 1519 г. начался подъем монастырской жизни. Тогда Московское правительство «назирали убогое место, незнаемо никем же, под немецким рубежом». Через 4 года обитель укрепили стенами из дерева, пещерный храм расширили, а на Св. горе появился храм в честь Антония и Феодосия, основавших Киево-Печерскую лавру.
То, что монастырский собор был освящен в честь Успения (как в лавре), а храм – Антония и Феодосия, подчеркнуло и значимость обители, и преемственность духовной жизни. Здесь игумен Герасим ввел общежительный устав образца Киево-Печерского, его утвердил и благотворитель обители, Мунехин.
Войны: Ливонская и Северная
150 лет охраняли стены саму обитель, выдерживая осады поляков и шведов в разные периоды, вплоть до заключения Ништадтского мира в 1721 г. Затем снова продолжилось строительство храмов – Покровского (над Успенской церковью), во имя Лазаря Четверодневного, в память избавления Пскова от наполеоновского нашествия – Михайловского собора, а также Сретенской церкви.
С подвизавшимся в монастыре прп. Лазарем Прозорливым, бывшим как бы мертвым несколько дней, келейно беседовал в 1822 г. император Александр I.
Тартуский мирный договор, заключенный в 1920 г., предполагал отнесение Печерского монастыря к Эстонии, которая через 20 лет вошла в состав СССР. Так обитель не познала осквернения и разорения.
До 1960 г. тут подвизался иеросхимонах Симеон (Желнин), причисленный не так давно к лику святых.
Обстрелы фашистской артиллерии коснулись и монастырских храмов, Трапезная и Братский корпус были полуразрушены.
Обитель после оккупации была подчинена и митр. Таллинскому Александру (Паулусу) и экзарху Прибалтики митр. Сергию (Воскресенскому). После архимандрита Парфения (Шатинина) (ушедшего на покой в 1941 г.) наместником монастыря стал игумен Павел (Горшков) (пока не был арестован советскими спецслужбами, возглавляя монастырь до конца 1944 г.). В 1942 г. тут селится схиепископ Макарий (Васильев), бывший до того на «нелегальном положении» (погиб от осколка бомбы в 1944 г.).
Целью Псковской православной миссии (1941-1944 гг.), в которой участвовали братия и игумен Павел (Горшков), было возрождение духовной жизни на землях, которые захватили фашисты. Священнослужители, чтобы совершать богослужения, казались внешне лояльными оккупантам, а сами даже прятали под куполами тех, кого искали немцы. (Игумена Павла, включённого в состав комиссию по расследованию преступлений оккупантов в Псковщине, обвинив в сотрудничестве с оккупантами, осудили на 15 лет, реабилитировали в 1997 г.)
В обители в годы оккупации были проведены съезды и совещания, на которых высшее духовенство Балтийского экзархата принимали разные решения. Здесь в мае 1943 г. бывал и выступал перед братией А. А. Власов.
В 1945 г. Печорский р-н перешел в Псковскую обл. В РФ 40 лет действовали только Псково-Печерский монастырь и Троице-Сергиева лавра. Совет по делам РПЦ устроил в 1946 г. посещение обители Патриархом Алексием (Симанским).
Наместник (1949-1954 гг.) – архимандрит Пимен (Извеков), затем – Патриарх Московский и всея Руси.
В обители жили с 1957 г. Валаамские старцы, перевезенные в 1939 г. с Валаама в Финляндию.
В 1959 г. игумен Алипий (Воронов) назначен наместником обители (в 1961 г. – архимандрит, не дал закрыть обитель в эпоху антирелигиозной хрущевской кампании, вернул все, что вывезли фашисты из монастырской ризницы, отремонтировал крепостные стены, храмы и монастырские постройки).
Большая реставрация была начата в 80-е г. по благословению митрополита Иоанна (Разумова). Тут доживали последние годы жизни и были захоронены в пещерах митр. Вениамин (Федченков), архиеп. Владимир (Кобец), епископы Феодор (Текучёв), Иоанникий (Сперанский), Андрей (Сухенко).
В 1986 г. в Никольской башне освящена церковь во имя преподобномученика Корнилия, а через 9 лет на Святой горе появился храм из дерева во имя Псково-Печерских преподобных.
Осенью 1995 г. ушел в отставку архимандрит Псково-Печерского монастыря Роман (Жеребцов), обвинённый СМИ за размещение в монастырских пещерах гроба с прахом одного из глав Великолукской ОПГ Николая Гавриленкова.
Современное состояние [ править ]
Прежде знакомства со всем, что тут имеется, надо знать, что ближние пещеры и Сретенская церковь все время открыты (кроме ночи). Войти в дальние Богом зданные пещеры можно только по предварительной записи. В Успенскую церковь и Михайловский собор можно попасть лишь во время богослужений.
Богом зданные пещеры [ править ]
Являет собою ближние и дальние пещеры. Длина ближних (где находятся мощи прп. Марка, Ионы, Лазаря (с веригами) и прп. Вассы) – порядка 15 м. За ними – дальние (200 м длиной, тут 7 подземных галерей-улиц, пещерный Воскресенский храм и кануном), являющиеся кладбищем обители (до 10 тыс.человек похоронены тут), где хоронят и благочестивых людей, и священство (с кануном покоятся старцы Псково-Печерского монастыря включая и архимандрита Иоанна (Крестьянкина). А среди мирских тут покоятся предки А. Пушкина, М. Кутузова, М. Мусоргского и пр. В пещерах нет запаха тления тел усопших.
Храмы [ править ]
Успенский пещерный и Покровский
Успенский пещерный храм – главный и самый древний в обители. Его выкопал о. Иоанн (в постриге – Иона), освятил в 1473 г. Здесь есть лишь передний фасад. Церковь в 1523 г. обновили и расширили, устроив придел в честь прпп. Антония и Феодосия. В храме находится чудотворный образ Успения Божией Матери в житии, чтимые списки чудотворной иконы «Умиления», рака и мощи преподобномученика Корнилия, икона Николая чудотворца в житии). В 1758-1759 гг. над церковью был построен храм во имя Покрова (куда входят из дальних пещер). У обоих храмов общий фасад. Над ними в 19 ст. были возведены купола в стиле украинского барокко, напоминающие чем-то главы Успенского собора Киево-Печерской лавры.
Церковь Николы Вратаря
Его строил зодчий Павел Заболотный в 1564 г. Этот надвратный храм мог быть в свое время главным входом в обитель. Никольскую башню и дополнительные прясла стен тогда построили позже, и с ней у храма общая кровля. Между Тюремной башней и храмом была звонница. Поскольку церковь находится рядом с главными воротами, ее называют храмом Николы Вра́таря, или Николы Ратного.
Она находилась к востоку от Успенского собора. Строительство колокольни из камня начали в 1523 г., возводилась вместо старой, что из дерева. Большую звонницу считают одним из крупнейших архитектурных сооружений такого типа, а все колокола Псково-Печерского монастыря являются одним из самых значимых собраний в Северо-Западной России.
Собор Архистратига Михаила
Самое крупное строение в обители. Построен в стиле классицизма в 1815-1827 гг. по проекту зодчего из Италии Л. Руска в честь изгнания из Пскова Наполеона, случившегося после крестного хода, устроенного вокруг города с Псково-Печерской иконой Успения Божией Матери. Святыня собора – десница св. мчц. Татианы, которую в 1977 г. передали архимандриту Иоанну (Крестьянкину).
Построен в 1870 г. в псевдорусском стиле, там, где была трапезная Благовещенского храма. У двухэтажного здания 3 главы. Возможно, что его подклет сохранился под Сретенским храмом (тут были хлебня, мукосейня, казна, поогреб капустной). В церкви хранятся списки с чудотворных икон Богородицы, рака с мощами прп. Симеона (Желнина).
Монастырские стены и башни [ править ]
К построенные в начале Ливонской войны каменным стенам с 6 башнями и 3 воротами позднее добавились еще 4 башни. Выдержав неоднократные осады и нападения врагов, Псково-Печерская крепость не раз принимала участие в приграничных боях до конца Северной войны. Сейчас в монастыре 9 башен. Собор Архангела Михаила построен на месте Брусовой башни. Святые монастырские ворота пришлись на Петровскую башню.
Башня Верхних решёток – устроена рядом с Тайловской башней. Внизу есть арка, закрытая решеткой (чтобы в крепость не попали осаждающие ее), через которую в крепость и попадают воды ручья. Это самая высокая (25 м) решетка в крепости. Она скрывает боевые 6 ярусов с бойницами. На шатре башни есть дозорная площадка для просматривания местности и подходов к крепости.
Башня Нижних решёток, как и Башня верхних решёток, стоит на дне оврага. Тут ручей шире и глубже. Башня четырехъярусная, каждый из трёх нижних содержит по 4 бойницы а наверху их 7. Они помогали контролировать почти все направления любых атак. С третьего яруса был выход на крепостную стену. Для усиления защиты ворот на стене установили бойницы с киотом, изображающим Спаса.
Скиты [ править ]
Приозерный скит был открыт в 1998 году на берегу Псковского озера.
Онуфриев скит. В 2000 году для обустройства скита Псково-Печерскому монастырю был отдан бывший Мальской монастырь. Его история началась в середине XV века, когда здесь зародилась Онуфриева пустынь. Постепенно одинокий скит разросся до Мальского Спасо-Рождественского монастыря. В 1764 году монастырь упразднили, а при Спасо-Рождественском храме открыли приход. Несмотря на запустение, мальские места всегда оставались местом паломничества.
Иверский скит. В 2008 году территория церкви Иверской иконы Божьей Матери отошла во владение Псково-Печерского монастыря, где и был учрежден скит. Иверский скит расположен на другом берегу Мальского озера, прямо напротив Мальского монастыря.
В скитах совершаются Литургии и Богослужения, в которых принимает участие местное население.
Подворья [ править ]
Деятельность монастыря [ править ]
Святые [ править ]
Святыни [ править ]
При игумене Корнилии располагалась церковная сокровищница в подклете Благовещенского трапезного храма. Современное здание датируется в пределах XVI-XVIII ст. (какая-то ризница в пожаре 1687/88 г. сгорела). Трехэтажное строение, завершаемое синим куполом с золотыми звездами, расположено напротив Большой звонницы. На ярусах есть склад, библиотека и сама ризница с золотыми и серебряными крестами, драгоценными окладами и ризами, плащаницами, облачениями, церковной утварью из золота и серебра и пр., вывезенное фашистами в ВОВ и частично возвращенные в 1973 г. (при помощи правительства ФРГ).
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, 181500, Псковская область, г. Печоры, ул. Международная, д. 5.
Проезд: Из Москвы на поезде «Москва – Псков», из Санкт-Петербурга – «Ласточкой» до Пскова или до Печор (в определенные дни). Расписание см. на сайте РЖД. Из Пскова до Печор с автовокзала (200 м от ж/д вокзала) автобусом до Печор. Те, что проезжают через Старый Изборск, едут дольше. Из Петербурга в Псков идут многие автобусы. До Печор можно доехать и на машине. До Пскова из Москва можно долететь на самолете. Расписание доступно на сайте авиакомпании Азимут.
Паломнику [ править ]
Расписание богослужений [ править ]
Расписание Богослужений можно посмотреть на официальном сайте монастыря. Расписание регулярно обновляется.
Гостиницы [ править ]
Трапезные [ править ]
Подробнее о заказах питания для паломнических групп на сайте монастыря
Экскурсии [ править ]
Телефон: +7 911 360 11 77, +7 81148 2 27 43 (с 9:00 до 17:00 ежедневно)
Для организованных групп и одиночных паломников групповые и индивидуальные экскурсии по территории монастыря проводятся в течение дня с 9 до 19 часов по предварительной записи. Для паломнических групп необходимо подать прошение на официальном бланке прихода или организации (форма прошения доступная на сайте монастыря). Всю дополнительную информацию об организации экскурсий и посещении святынь можно получить у администратора Экскурсионно-паломнической службы.
В сопровождении экскурсовода паломники и туристы могут услышать интересный рассказ о истории этой древней обители, посетить экспозицию Ризницы «Древлехранилище эпохи Иоанна Грозного», а также музей Старцев – пещерные келии преподобного Симеона и архимандрита Серафима. Богом зданные пещеры можно посетить по предварительным заявкам с 9 до 16 часов (кроме понедельника и четверга). Для одиночных паломников, для посещения пещер формируется группа в 12 часов, а в воскресные и праздничные дни в 13 часов.
Экскурсионно-паломнической службой Псково-Печерского монастыря организовываются поездки по святым местам Пскова, Старого Изборска и на Талабские острова. По вопросам организации поездки обращаться к администратору экскурсионной службы по телефону: +7 911 360 11 77.
Трудникам [ править ]
Информацию для желающих потрудиться в Псково-Печерском монастыре можно найти в официальной группе Псково-Печерского монастыря ВКонтакте.
Интересно [ править ]
Фото [ править ]
По дороге в монастырь
Петровская надвратная башня над Святыми вратами
Успенский пещерный и Покровский храмы
Успенский пещерный храм
Собор Архистратига Михаила
Церковь Николы Вратаря
Часовня на Святой горе
Башня Верхних решеток
Богом зданные пещеры
Богом зданные пещеры
Икона Пресвятой Богородицы «Умиление» Псково-Печерская