римское право называли ratio scripta разумом
Покровский И.А. История римского права
А.Д. Рудоквас кандидат исторических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Санкт-Петербургского юридического института Генеральной прокуратуры РФ, директор Санкт-Петербургского филиала Центра изучения римского права
История римского права
Предисловие к первому изданию
Предлагаемая книга имеет скромное назначение – быть элементарным руководством для лиц, желающих познакомиться с основными процессами в истории римского права. Дать сжатый, но возможно ясный, очерк этих процессов, ввести читателя в важнейшие проблемы нашей науки – такова ее общая цель. Ввиду этого детали оставляются в стороне; равным образом и литературные указания даются лишь в очень ограниченном размере. Лица, заинтересовавшиеся ближе тем или другим вопросом, легко могут найти для себя дальнейшую литературу в тех основных произведениях, которые указаны во введении.
Для облегчения пользования книгой, помимо довольно подробного оглавления, к ней присоединен алфавитный указатель, причем главное внимание при его составлении было обращено на технические латинские выражения, представляющие для начинающих наибольше трудностей. Ввиду этого и самый указатель расположен в порядке латинского алфавита.
Выпускаемая ныне «История римского права» отнюдь не должна быть смешиваема со студенческим изданием моих «Лекций по истории римского права» (4-е изд. 1911 г.), изданием по содержанию устаревшим и полным разнообразных погрешностей.
С.-Петербург, 25 апреля 1913 г.
Предисловие к третьему изданию
Как второе, так и выпускаемое в настоящий момент третье издание совпали с великой Европейской войной, которая до крайности затруднила научные сношения с Западной Европой и вызвала везде ослабление научных занятий. Вследствие этого уже второе издание (1915 г.) содержало в себе, по сравнению с первым, лишь незначительные исправления и дополнения; нынешнее же третье издание содержит их, по сравнению со вторым, еще меньше.
Та же война чрезвычайно ухудшила условия печатания и удорожила его. Вследствие этого, к крайнему сожалению автора, нынешнее издание оказывается и более дорогим, и худшим по внешности.
Москва, 1 января 1917 г.
Введение
Римское право, его значение в истории правового развития человечества и в современной юриспруденции
Римское право занимает в истории человечества совершенно исключительное место: оно пережило создавший его народ и дважды покорило себе мир.
Вместе с тем Рим изменяется и внутренне: старый патриархальный строй рушится, примитивное натуральное хозяйство заменяется сложными экономическими отношениями, унаследованные от древности социальные перегородки стесняют. Новая жизнь требует наивысшего напряжения всех сил, всех способностей каждого отдельного индивида. В соответствии с этим римское право меняет свой характер, перестраиваясь по началам индивидуализма: свобода личности, свобода собственности, свобода договоров и завещаний делаются его краеугольными камнями.
Отношения военные и политические приводят Рим и к сношениям экономическим. Между тем еще задолго до появления Рима на сцене всемирной истории на побережьях Средиземного моря шел оживленный международной торговый обмен: Египет, Финикия, Греция, Карфаген давно уже находились друг с другом в постоянных торговых отношениях. Рим неизбежно втягивается в этот международный оборот, и по мере того, как он делался центром политической жизни мира, он становился также центром мирового торгового оборота. На его территории непрерывно завязывались бесконечные деловые отношения, в которых принимали участие торговцы разных национальностей; римские магистры должны были разбирать споры, возникающие из этих отношений, должны были вырабатывать нормы для разрешения этих споров. Старое римское национальное право для этой цели не годилось; необходимо было новое право, которое было бы свободно от всяких местных и национальных особенностей, которое могло бы одинаково удовлетворить римлянина и грека, египтянина и галла. Нужно было не какое-либо национальное право, а право всемирное, универсальное. И римское право проникается этим началом универсальности; оно впитывает в себя те обычаи международного оборота, которые до него веками вырабатывались в международных сношениях; оно придает им юридическую ясность и прочность.
Мало-помалу беспокойный период переселения и устроения проходит. Новые народы начинают вести более или менее спокойную жизнь, развиваются, и еще через несколько столетий наступает момент, когда все, что было продумано и создано античным гением, делается понятным и ценным его наследникам. Наступает одно за другим возрождение античного права, античной культуры, античного искусства.
Естественное экономическое развитие новых народов приводит их также мало-помалу к международным торговым отношениям. Снова, как в старом мире, на почве международного обмена сходятся друг с другом представители разных национальностей, и снова для регулирования этого обмена возникает нужда в едином общем праве, праве универсальном. Снова экономический прогресс требует освобождения личности от всяких феодальных, общинных и патриархальных пут, требует предоставления индивиду свободы деятельности, свободы самоопределения. И наследники вспоминают о заброшенном ими завещании античного мира, о римском праве, и находят в нем то, что было нужно.
Римское право определило не только практику, но и теорию. Непрерывное многовековое изучение римского права, в особенности остатков римской юридической литературы, формировало юридическое мышление Западной Европы и создавало сильный класс юристов, руководителей и деятельных помощников во всякой законодательной работе. Объединяя Европу на практике, римское право объединяло ее и в теоретических исканиях: юриспруденция французская работала все время рука об руку с юриспруденцией немецкой или итальянской, говорила с ней на одном и том же языке, искала разрешения одних и тех же проблем. Так возникала на почве римского права дружная общая работа всей европейской юриспруденции, продолжавшая работу мыслителей античного мира: факел, зажженный каким-либо римским Юлианом или Папинианом, через бесконечную цепь сменявшихся рук дошел до современных ученых всех наций.
История римского права, его источники и литература
Если римское право с полным основанием занимает видное место в ряду юридических дисциплин, то первое, с чего должно начинаться его изучение, есть, конечно, его история. Без нее римское право его последней стадии, римское право Юстиниановского Свода (так называемое «чистое римское право»), а тем более римское право Новой Европы (так называемое «современное римское право»), было бы абсолютно непонятно[93].
Ввиду этого историю римского права приходится воссоздавать на основании иных источников.
Источники эти могут быть разделены на две группы.
Важнейшие из указанных источников доюстиниановского права можно найти в изданиях П. Жирара: «Textes de droit romain»; К. Брунса: «Fontes juris romani antiqui» или в итальянском издании (Riccobono, Baviera, Ferrini): «Fontes juris romani antejustiniani».
Истинно научное исследование истории римского права развилось только с начала XIX столетия, с появлением так называемой исторической школы в юриспруденции. Пробуждение интереса к истории римского права совпало с установлением нового, критического метода в исследовании римской истории вообще. Инициатором этого критического отношения к римской традиции явился германский ученый Б.Г. Нибур; его «Римская история» (1811-1812 гг.) составила в этом отношении эпоху. Тот же Нибур в 1816 г. открыл в библиотеке Веронского собора рукопись полного упомянутого выше сочинения Гая «Institutiones», которое на многие вопросы истории римского права проливало новое освещение. Это открытие еще более способствовало оживлению исторического интереса.
В качестве основных пособий при изучении истории римского права могут быть рекомендованы:
Из произведений, охватывающих все отделы истории римского права:
Girard P.F. Manuel élémentaire de droit romain. 5-e ed. 1911. (Есть немецкий пер. с 4-го издания Mayr’a Geschichte und System der römischen Rechts. Berlin, 1908).
[88] Суханов Е.А. [Предисловие к изданию] // Хв остов В.М. Система римского права. М., 1996. C. 5.
[89] Civitas Roma – «Римское государство». Понятие «civitas» многозначно и может не только служить эквивалентом понятия «государство», но переводиться и как «cамоуправляющаяся община» или «сообщество граждан». Наиболее близким по смыслу и аналогичным понятию «civitas» в латинском языке является «полис» в древнегреческом. (Прим. ред.)
[90] «Corpus Juris Civilis» – «Свод гражданского права». Такое название было дано средневековыми правоведами кодексу римского права, созданному по приказу императора Юстиниана комиссией юристов во главе с Трибонианом с 528 по 534 г. добавлением законодательства самого Юстиниана, появившегося после 534 г. и составившего последнюю часть свода – «Новеллы» (Novellae). Впервые под именем «Corpus Juris Civilis» (сокр. – CIC) этот свод был издан в 1583 г. французским историком и правоведом Дионисием Готофредом (Дени Годефруа). Свод Юстиниана – основной источник познания римского права, обобщивший тысячелетний опыт его развития. (Прим. ред.)
[91] Ratio scripta (лат.) – «писаный разум», то есть «разум, выраженный в текстах». В дальнейшем переводы с латинского не оговариваются. (Прим. ред.)
[92] Рудольф фон Иеринг (1818–1892) – немецкий романист и философ права, основатель так называемой реалистической школы права, оформившейся в противовес «исторической школе» Ф. Савиньи и, в отличие от последней, считавший право продуктом борьбы различных общественных сил, а не выражением самораскрывающегося «народного духа». Cвои теоретические построения Иеринг строил на материале римского права, внеся неоценимый вклад в романистику и историко-правовую науку в целом, и прежде всего в методологическом аспекте. (Прим. ред.)
[93] «Чистым римским правом» в юридическом смысле называется то право, которое существовало в римском государстве на протяжении его истории и на закате античной истории было кодифицировано императором Юстинианом, а под «современным римским правом» понимается римское право периода его рецепции в Западной Европе, когда оно опять стало применяться для регулирования общественных отношений в период зарождения капитализма в Новое время. В этот период оно было отчасти изменено и модернизировано в соответствии с потребностями новой эпохи. В противоположность «чистому римскому праву» римское право периода рецепции часто именуют «пандектным». (Прим. ред.)
[94] Enchyridium – греч. «Пособие», а Digesta – типичное название определенного вида сочинений римских юристов, посвященных толкованию сложных вопросов правоприменительной практики. Это название носит и вторая часть Свода Юстиниана, содержащая расположенные в тематическом порядке сентенции виднейших юристов по различным вопросам толкования и применения права. (Прим. ред.)
[95] Новейшее (пока еще неоконченное) издание Институций Гая с объяснениями представляет: Kniep F. Gai Institutionum: Сommentarius primus. 1911; Сommentarius secundus – вып. I, 1912; вып. II, 1913.
[96] Грамматики – античные филологи и литературоведы. (Прим. ред.)
[97] Землемеры – авторы трактатов по технологии аграрного производства, призванных служить образцом для правильного и прибыльного ведения сельского хозяйства. Эти трактаты содержат среди прочего и ценные замечания в связи с юридическими реалиями того времени. (Прим. ред.)
[98] Известный политический деятель римской Республики, Марк Порций Катон Старший, написал для своего сына несколько наставлений по праву, риторике, военному делу и другим дисциплинам. До наших дней сохранилось только его наставление по ведению сельского хозяйства – De agricultura («О сельском хозяйстве»). Марк Теренций Варрон (116–27 гг. до н.э.), известный политик, после победы Цезаря в гражданской войне целиком посвятивший себя занятиям историей и филологией. Написал более 600 книг, из которых до наших дней дошли единицы, и в их числе трактат по ведению сельского хозяйства – Rerum rusticarum libri tres («Три книги по сельскому хозяйству») (Прим. ред.)
[99] Иеринг Р. Дух римского права на различных ступенях его развития. Т. 1. СПб., 1875.
Ratio scripta в Андроповском суде // Почему судья из Ставропольского края активно использует латынь в своих решениях
Недавно в социальных сетях юристы начали активно обсуждать решения судьи Андроповского районного суда Ставропольского края Павла Куцурова. Их необычность — в обильном использовании латыни для аргументации. Это редкость для судебных актов в России. Такой подход судья применяет по гражданским делам и считает, что латынь помогает более емко раскрыть суть вопроса. Мы нашли несколько таких решений и проанализировали их.
Самое свежее решение, в котором Павел Куцуров использовал латинские максимы, — от 7 февраля этого года. Это спор о недействительности договора аренды участка между физлицами, юрлицами и местной администрацией (в признании договора недействительным отказано). Здесь Павел Куцуров упоминает принципы onus proferendi и onus probandi — истец должен представить факты, на которых основывает свои требования, и доказательства, чтобы суд признал эти факты установленными. А говоря о решении общего собрания собственников, судья пишет, что оно «не могло быть «causa – основанием» для заключения оспариваемого договора аренды».
В решении встречается также venire contra factum proprium — никто не может противоречить своему собственному предыдущему поведению. Это судья использует, чтобы объяснить, почему посчитал истцов недобросовестными. И в дополнение — impuris manibus nemo accedat curiam (пусть никто не приближается к суду с нечистыми руками). А заканчивается отказное решение ссылкой на правило «action in personam — личный иск вытесняет action in rem — вещный иск».
Еще одно дело (октябрь 2018 года) — спор между РЖД и физлицом о самовольной постройке. Ответчик построил гараж рядом с рельсами (в полосе отвода, которая составляет 90 м), но в иске РЖД было отказано. Здесь снова встречается термин onus probandi. Истец не доказал нарушения своего права (в данном случае границы участка не были установлены). А разрешения не требуется в случае строительства на участке строений и сооружений вспомогательного использования.
Жилищный кодекс является специальным по отношению к Земельному, напоминает Павел Куцуров в конце этого решения (lex specialis derogat generali). И признает, что собственники помещения ipso jure — в силу закона после формирования участка смогут его использовать в соответствии с видом разрешенного использования.
Еще одно октябрьское решение — об обращении банком взыскания на предмет залога и добросовестности приобретателя. Его отличает не только латынь, но и детальная аргументация. Например, судья объясняет, что появление в Гражданском кодексе в 2013 году правил о добросовестном приобретении заложенного имущества не означает, что до этого принципа добросовестности в кодексе не было. Для этого Павел Куцуров ссылается не только на нормы закона, но и на концепцию развития гражданского законодательства и на сложившуюся судебную практику. Судья также использует разные виды толкования — историческое, телеологическое и систематическое. Встречаются термины mens legislatoris (разумность законодателя), major continet in se minus (большее включает в себя меньшее), a contrario (от обратного).
«Блестяще написано, ничего не скажешь. Андроповский районный суд превращается в центр цивилистической мысли юга России. Так обстоятельно даже ВАС в лучшие годы не писал судебные акты», — прокомментировал этот текст Артем Карапетов на своей странице в Фейсбуке.
Богатым на латынь было решение 2016 года о взыскании долга по договорам уступки права требования. Здесь упомянуты prima facie evidence (доказательства, убедительные на первый взгляд, при отсутствии доказательств в пользу противного), эстоппель, venire contra factum proprium (никто не может противоречить собственному предыдущему поведению), pacta sunt servanda, ex turpis causa (безнравственное недозволенное поведение), ex dolo malo non oritur action (суд не принимает сторону лица, которое основывает свою претензию на безнравственном или незаконном действии) и grammatica falsa non vitiat chartam (грамматические ошибки не делают документ недействительным). Есть и термин на английском языке — rule of common sense (правило здравого смысла).
Павел Куцуров применяет латынь не постоянно. Редакция Закон.ру просмотрела вынесенные им акты, опубликованные на сайте суда с сентября по сегодняшний день. В них встретилось три решения, упомянутые выше. Судя по всему, латынь оказывается полезной для выражения принципа или правила, которое соответствует идее справедливости, но для которого в российском праве нет прямого нормативного обоснования. Это не означает, что они в российском праве не действуют. Но обосновать их существование и разумность проще, если подкрепить косвенной ссылкой на авторитет римского права, которое в средневековой Европе называли ratio scripta (писаный разум).
Можно утверждать, что классическую правовую терминологию судья использует по своей инициативе, а не заимствует из документов какой-то определенной стороны или ее представителя. Об этом говорит то, что найденные нами дела — это споры между разными лицами. Нет у судьи и «любимых» терминов. В текстах, которые мы видели, латинские фразы почти не повторяются.
Латинские термины более емкие и лучше раскрывают суть проблемы в деле, объяснил сам судья редакции Закон.ру. Стороны и коллеги-судьи, впрочем, неоднозначно реагируют на эту особенность его судебных актов. Основное замечание, по словам судьи, заключается в том, что производство в российских судах должно вестись на русском языке, а он использует нерусские слова. Упрек этот, однако, бьет мимо цели: Павел Куцуров всегда по-русски поясняет суть кратких латинских фраз.
Судья обращается к латыни только в гражданских спорах. Но он рассматривает и все другие категории дел: уголовные, административные. Поэтому связаться с судьей получилось не сразу. Во вторник секретарь сообщил, что судья находится в совещательной комнате по уголовному делу, просил перезвонить на следующий день. В среду, однако, совещание еще продолжалось до конца рабочего дня. Созвониться удалось лишь в первую половину дня четверга.
Андроповский районный суд очень маленький. В нем, как указано на сайте, всего четыре судьи, включая председателя. И это объясняет, почему каждый рассматривает все виды дел. Суд находится в селе Курсавка, в котором проживают 11 тыс. человек. До столицы края, Ставрополя, примерно 110 км. До Минеральных Вод — 66 км.
Павел Куцуров закончил заочно Российский университет правосудия. С латинскими терминами знакомился самостоятельно. Сам он не видит чего-то необычного в своих решениях. «Не понимаю, почему такой ажиотаж», — признался он в разговоре с редакцией.
Римское право
Значение римского права. Когда-то римское право называли ratio scripta (писаным разумом). Разумеется, современное частное право ушло далеко вперед в регламентации сложнейшей сферы имущественных отношений, особенно торгового (коммерческого) оборота. Однако и многие новейшие юридические конструкции как из кирпичиков складываются из основных, элементарных понятий и категорий, разработанных именно в римском праве. С этой точки зрения римское частное право продолжает оставаться основой для изучения гражданского и торгового законодательства и базой для подготовки квалифицированных юристов.
Значение римского права определяется его огромным влиянием не только на последующее развитие права, но и на развитие культуры в целом.
Римское право характеризуется непревзойденной по точности разработкой всех существенных правовых отношений простых товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор и должник, договор, обязательство и т.д.).
Ф.Энгельс говорил даже, что «римское право является настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных улучшений».
Эти особенности римского права способствовали тому, что, когда развивающаяся промышленность и торговля средневековой Европы потребовали более совершенной правовой надстройки, когда феодальные нормы обычного права перестали удовлетворять требованиям жизни, произошел интересный процесс – рецепция – осознанное заимствование и освоение римского права.
Войдя через рецепцию в практику средневековых государств, римское право «пропитало» затем и последующие кодификации (кодификация – систематизация и объединение законов страны по отдельным отраслям права в единую согласованную систему – кодекс) гражданского права.
Основные этапы развития римского права. Рим трижды диктовал свою волю миру и трижды созидал единство народов. Первый раз, когда создал державу, заключившую в своих пределах десятки народов от Гераклитовых столбов (Гибралтара) до междуречья Тигра и Евфрата. Второй раз, когда из римских провинций на мировую арену явилась христианская церковь. Наконец, в третий раз, когда весь цивилизованный мир стал использовать достижения римских юристов – законодателей, судей и ученых – первых веков нашей эры.
В развитии римского права принято выделять три главнейших периода.
I. Древнее римское право, действовавшее от образования города Рима (середина VIII века до н.э.) до первой пунической войны (середина III века до н.э.). Право этой эпохи вырабатывалось для защиты интересов граждан Римского государства. Его основным источником были юридические обычаи, а не законы, и простым общественным отношениям соответствовали несложные институты, носящие узко национальный характер. Именно в это время были записаны знаменитые Законы XII таблиц (около 450 года до н.э.), которым суждено было стать подлинным источником всего последующего римского права. Это первый известный нам писаный закон в Риме.
Характерные черты права древнейшего периода римской истории: его примитивность, сохранение пережитков (подчас весьма жестоких) родового строя и строжайший формализм, состоявший в требовании буквального, дословного выполнения юридических предписаний, – все эти черты права легко прослеживаются в Законах XII таблиц.
II. Классическое римское право, сформировавшееся в период расцвета римского общества и государства, существовало и развивалось с середины III века до н.э. до конца III века н.э. В эти пять столетий римское право – особенно в регулировании имущественных отношений – достигло такого уровня развития, какого не знала ни одна другая страна Древнего мира и последующей эпохи Средних веков. Рим превратился из маленького городка в столицу великой державы, охватывающей все Средиземноморье, и в систему источников национального римского права органично вошли обычные (основанные на обычае) и писаные нормы (письменно зафиксированные нормы права) других народов, регулирующие товарообмен, морское право и прочее. С другой стороны, превращение государства из республики в империю также сказалось на праве: указы императоров – принцепсов вытеснили законы, издававшиеся в прежнее время народными собраниями, а императоры, в свою очередь, дозволили самым выдающимся знатокам юриспруденции, – таким, как правоведы III века Ульпиан, Павел, и другим – давать обязательные для судей толкования юридических норм (общеобязательных правил поведения, установленных и охраняемых государством). Об уровне развития правовой науки классического периода свидетельствует следующий отрывок из сборника высказываний виднейших римских юристов, посвященный обычному праву.
Извлечения:Дигесты, или Пандекты (титул III книги I)
32. (. ) Прежний укоренившийся обычай заслуженно применяется как закон, и это право называется правом, установленным нравами. Ибо если сами законы связывают нас в силу лишь того, что они приняты по решению народа, то заслуженно и то, что народ одобрил, не записав, связывает всех. Ибо какое имеет значение, объявил ли народ свою волю путем голосования или путем дел и действий. (Поэтому весьма правильно принято, что законы отменяются не только голосованием законодателя, но даже молчаливым согласием всех путем неприменения).
33. Долго применявшийся обычай следует соблюдать как право и закон в тех случаях, когда не имеется писаного (закона).
35. Но и то, что одобрено долговременным обычаем и соблюдалось в течение многих лет, должно быть соблюдаемо как молчаливое соглашение граждан не менее, чем записанное право.
36. Это право (обычное право) пользуется тем большим авторитетом, что доказано отсутствием необходимости придать ему письменную форму.
37. Если дело идет о толковании закона, то прежде всего следует выяснить, каким правом пользовалось государство ранее в случаях такого рода; ибо обычай является лучшим толкователем закона.
38. Ибо наш император Север предписал, что в тех случаях, когда при применении законов возникает сомнение, нужно, чтобы обычай или авторитет постоянных единообразных решений имел силу закона.
39. То, что было введено не в силу разумного основания, но по ошибке, а затем поддерживалось путем обычая, не имеет силы в отношении сходных случаев.
40. Итак, всякое право сотворено соглашением, или установлено необходимостью, или закреплено обычаем.
41. Все право относится или к приобретению, или к сохранению, или к умалению; речь идет о том, каким образом что-либо делается принадлежащим кому-либо, или каким образом кто-либо сохраняет свою вещь или свое право, или каким образом кто-либо отчуждает или утрачивает.
III. Постклассический период в развитии римского права охватывает два с половиной века (конец III – середина VI веков), когда в Римской империи и пришедших ей на смену государствах институты древнего права стали перерастать в средневековые правовые институты. Для римского права это означало в большинстве случаев отступление от уже достигнутых вершин, несомненный юридический регресс. Однако важнейшими фактами этого завершающего периода стали пополнение норм классического римского права христианско-правовыми принципами, а также проведенная по воле ранневизантийского императора Юстиниана грандиозная систематизация (“кодификация”) римского права(528-534 гг.).
Важнейшие источники римского права.В различные эпохи развития римского права изменялось соотношение между его источниками (способами закрепления и выражения правовых норм), но основная тенденция прослеживается отчетливо – это неуклонное возрастание доли писаного права (законов, плебисцитов, сенатусконсультов, конституций императоров и тому подобного). Знаменитый учебник (институции) римского права, принадлежащий перу юриста Гая (II век), характеризует источники той группы правовых норм, которая распространялась на римских граждан, следующим образом.
(Книга) I, (статья) 2. Гражданское право римского народа состоит из законов, решений плебеев (плебисцитов – прим. сост.), постановлений сената, указов императоров, эдиктов тех сановников, которые имеют право издавать распоряжения, и из ответов юристов.
I, 4. Сенатское постановление (сенатусконсульт – прим. сост.) есть то, что сенат повелевает и устанавливает; оно имеет силу закона, хотя это было спорно.
I, 5. Указ императора (дословно:конституция императора, то есть егоустановление – прим. сост.) есть то, что постановил император или декретом (судебное решение – прим. сост.), или эдиктом (общим распоряжением – прим. сост.), или рескриптом (ответом императора на запрос – прим. сост.); и никогда не было сомнений в том, что указ императора имеет силу настоящего закона, так как сам император приобретает власть на основании особого закона (который и придавал императорским распоряжениям силу закона – прим. сост.).
I, 6.Эдикты суть постановления и предписания тех сановников, которые имеют право их издавать. Право же издавать эдикты предоставляется должностным лицам римского народа; самое важное значение. имеют эдикты двух преторов – городского и иностранного, юрисдикция (судопроизводство, подсудность) которых в провинциях принадлежит их наместникам.
I, 7. Ответы законоведов – это мнения и суждения юристов, которым позволено было (императором – прим. сост.) установлять и творить право. Если мнения этих лиц сходятся, то приобретает силу закона то, в чем они согласны. Если же мнения юристов не согласны между собою, то судье предоставляется право следовать тому мнению, которое он считает самым лучшим..
Вплоть до превращения римского права из действующей системы норм в юридический памятник все перечисленные Гаем источники права были в нем представлены. Но усиление императорской власти выразилось, в частности, в прекращении практики дарования новым поколениям юристов-законоведов права “установлять и творить” нормы. Императорские конституции заняли место высшего среди источников права. Эдикты других государственных деятелей и постановления Сената прочно заняли подчиненное – по отношению к императорским указам – место в системе источников права.
Увеличение числа источников римского права, накопившихся за несколько веков развития Римской державы, а также наличие в них множества устаревших (даже непонятных потомкам!) норм потребовало их систематизации.
Юстиция – правосудие; система судебных учреждений, судебное ведомство.
Свод Юстиниана (Кодификация Юстиниана).Первые попытки собрать хотя бы указы императоров, оставив в стороне все другие источники права, были предприняты частными лицами уже в III веке. Спустя несколько десятилетий император Феодосий II приказал составить сборник сохранявших юридическую силу указов императора. Это былКодекс Феодосия (IV век).
Однако требовалось охватить значительно более широкий круг источников римского права. Столь многотрудную задачу поставил перед своими юристами император Юстиниан (527–565) уже на второй год после воцарения. В результате в течение семи лет были подготовлены три юридических сборника.
Первый, представляющий изложение элементарных основ римского права, получил по традиции наименованиеинституции(учебник) Юстиниана (533 г.).
Второй сборник является самой важной частью Свода Юстиниана – этоДигесты, что в переводе с латинского означает “собранное”, или Пандекты (все вмещающее), как называли этот же сборник греки, подчеркивая их всеохватывающий характер. В Дигестах оказались собраны отрывки из полутора тысяч книг 40 самых знаменитых римских юристов. Большинство их до нашего времени не сохранились, поэтому о римском праве мы судим именно по Дигестам (Пандектам)533 г.
Третий сборник, включающий в себя фрагменты из императорских указов II–VI веков, называется Кодекс и дошел до нас во второй редакции(534 г.).
Юристы средневековой Италии в XII веке объединили эти три части с собранием последующих конституций (указов императора) Юстиниана и его ближайших преемников – новеллами (новыми законами) – в единый Свод римского права (Corpus iuris civilis) на основе которого впоследствии производились заимствования норм римского права в странах Западной Европы.
Дуализм римского права. Характерной чертой римского права является его дуализм (двойственность): на втором и третьем этапе своего существования римское право представляло совокупность нескольких автономных систем норм и институтов. Древнейшая система римского права именуется гражданским правом (jus civile),поскольку его нормы защищали только граждан Римского полиса. Главным источником этого – сугубо национального – права Древнего Рима являлись Законы XII таблиц с последующими поправками и дополнениями. Гражданское право господствовало на первом этапе истории римского права.
Однако развитие торгового оборота и расширение внешних связей римской общины потребовали преодоления жестких формальных ограничений и запретов, предусмотренных гражданским правом (например, требования, чтобы отчуждение – продажа, дарение, обмен – вещи производилось в присутствии пяти свидетелей и весовщика, державшего весы для совершения особого обряда, так называемой манципации). Общественная потребность была реализована не путем глобального пересмотра законодательства, а эволюционно – посредством судебных решений по конкретным делам. Должностные лица республики, ведавшие судопроизводством, прежде всегопреторы, стали при вступлении в должность издавать эдикты, в которых объявляли, в каких случаях будут они вершить суд не по закону, а по справедливости. Эдикт претора не мог отменить норму закона, но претор был властен не принимать к рассмотрению тот или иной иск и, наоборот, он мог использовать для защиты добросовестных интересов граждан особые средства судебной власти. В результате закон обращался в “голое право”, как говорили сами римляне.
Сила судебных эдиктов была такова, что Цицерон окрестил их законом на один год. Следующий претор обычно заимствовал наиболее важные нормы из эдикта предшественника. Так, в эпоху классического римского права сложилосьпреторское право (ius praetorium), в котором оказались детально разработаны институты владения, обязательств и многие другие.
Преторское право, как и гражданское, поначалу распространялось только на тех жителей Римского государства, которые имели права граждан. Все остальные свободные жители должны пользоваться нормами общего права, илиправа народов (ius gentium).
Источником общенародного права были эдикты специальных преторов по делам неграждан. Не мудрствуя лукаво, римские судьи позаимствовали для этой системы права целые институты (совокупность норм права, регулирующих определенную группу взаимосвязанных общественных отношений) из права других народов, например морское право афинян.
Интересы правосудия требовали единства системы права, поэтому в первые века империи были предприняты шаги по сближению гражданского, преторского и общенародного права. В 130 году юрист Юлиан по приказу императора Адриана подготовил так называемый постоянный эдикт; преторы лишились впредь правотворческих полномочий: постоянный эдикт, которым они отныне руководствовались, был единым для империи и мог изменяться лишь самим императором. Юлианов эдикт означал слияние гражданского и преторского права.
В212 году, когда императорКаракалла своим эдиктом даровал (для пополнения казны) права гражданства большинству подданных империи, был сделан второй шаг к преодолению дуализма римского права. Но окончательное слияние автономных систем права произошло только после кодификации Юстиниана, то есть в VI веке.
Право публичное и частное.Римское право не было знакомо с современным отраслевым делением. Однако ученые правоведы Древнего Рима первыми в истории человечества обнаружили, что все правовые нормы можно объединить в две небольшие группы – право публичное и право частное. Критерием разграничения был избран характер защищаемого интереса.
Извлечения:Дигесты, или Пандекты (титул I книги I)
I. § 2. Изучение права распадается на две части: публичное и частное (право). Публичное право, которое (относится) к положению римского государства, частное, которое (относится) к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном отношении. Публичное право включает в себя святыни (sacra), служение жрецов, положение магистратов. Частное право делится на три части, оно составляется или из естественных предписаний, или (из предписаний) народов, или (из предписаний) цивильных (гражданских – прим. сост.).
§ 3. Естественное право (jus naturale) – это то, которому природа научила все живое, ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относятся сочетание мужчины и женщины, которые мы называем браком, сюда же порождение детей, сюда же воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого права.
§ 4. Право народов (jus gentium) – это то, которым пользуются народы человечества; можно легко понять его отличие от естественного права; последнее является общим для всех животных, а первое – лишь для людей (в их отношениях) между собой.
Таким образом, римское публичное право (jus publicum) включало в себя нормы государственного и уголовного права (согласно современным представлениям), тогда как частное право (jus privatum) охватывало имущественные и обязательственные (то есть гражданско-правовые), а также семейные правоотношения.
Публичное право римлян не оказало такого глубокого влияния на развитие мировой юриспруденции (правоведения), как римское частное право. Оно не было столь совершенным по форме выражения норм, не отличалось особой оригинальностью институтов права и в целом развивалось менее успешно, чем частное право.
Римское частное право.В знаменитой речи Марка Туллия Цицерона (106–43 гг. до н.э.) “Pro Cecina” (“В защиту Цецины”) содержится подлинный панегирик (восхваление) гражданскому праву (jus civile). Тот, утверждал Цицерон, кто презирает гражданское право, низвергает общественную жизнь и общую пользу граждан. Гражданское право необходимо охранять, ибо если оно будет уничтожено, нельзя будет знать, что свое, а что чужое, не будет равных для всех прав, никто не будет уверен в том, что сохранит полученное им от отца имущество, которое рассчитывает оставить детям. Какая польза будет от приобретения без уверенности в том, что его сохранишь по праву собственности, какая польза обладать именем без установленного предками права границ, права владения? Ведь в большей части граждане получают наследство благодаря праву и закону, чем благодаря тому, кто его завещал.
Вдохновенные слова великого оратора как нельзя лучше характеризуют значение именно той части гражданского права, которая у римлян получила название частного права. Эта часть римского права разрабатывала казусы (юридические случаи) и нормы, возникшие из развития товарно-денежных отношений, причем с такой степенью детализации и совершенства, что сделалась источником, из которого черпали материал юристы всех последующих эпох вплоть до начала нынешнего века.
Лица.Согласно “Институциям” Гая, все “право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к действиям» (то есть к обязательствам и искам). Такое подразделение норм частного права получило названиеинституционального и впоследствии было использовано при составлении Кодекса Наполеона (1804 г.).
Лицами в праве именуются субъекты, участвующие в правовых отношениях. Римское право обычно понимало под лицами людей.
Римское право знало многочисленные сословные группы свободных: граждане – неграждане (латины, перегрины и прочие); патриции – плебеи; патроны – клиенты, однако главным членением населения Римской державы всегда оставалось разделение на рабов и свободных.
Наряду с людьми, то есть по современной классификации – физическими лицами, римское частное право практически признавало наличие еще одной категории лиц, хотя и не дало их научного определения. Речь идет о юридических лицах, или особых сообществах, которые в правовых отношениях выступают так, будто они наделены разумом и волей, наподобие человека. Уже древнейший писаный закон города Рима содержит упоминание о них.
Подюридическим лицом в современном гражданском праве понимается признанная государством в качестве субъекта праваорганизация, которая обладает обособленным имуществом, самостоятельно отвечает этим имуществом по своим обязательствам и выступает в гражданском обороте от своего имени.
Вещное право.Детальная классификация правового статуса лиц, свойственная римскому частному праву, была тесно связана с двумя другими центральными его институтами – вещным и обязательственным правом. Как и все римское право, они прошли в своем развитии несколько стадий, из которых наиболее показательной является эпоха классического римского права.
Вещное право характеризовалось прежде всего тем фактом, что утверждается наиболее абсолютное право индивидуальной частной собственности. Собственник обладал тремя правомочиями: правом владения – “держать вещь в своих руках”, пользования – извлекать хозяйственную выгоду из самой вещи и ее продуктов, распоряжения – “решать судьбу вещи”. В римском классическом праве осуществлялись не только первые два, но и третье: собственнику предоставлялась возможность наиболее полно распоряжаться своей вещью, вплоть до ее уничтожения. Это и было право “употреблять и злоупотреблять”.
Таким образом, частная собственность утверждается как единое, наиболее неограниченное, исключительное для данного лица правовое господство над вещью, как право, дающее всестороннюю возможность владеть, пользоваться и распоряжаться ею. Принципиальная позиция римских юристов – собственник может делать со своей вещью все, не запрещенное законом.
В период классического римского права собственность приобрела наиболее свободный от юридических стеснений характер. В первые века империи в законодательстве нет ограничений на отчуждение (продажу, дарение и т.п.) земли, на залог, на аренду и прочее. Однако римская частная собственность все же отличалась от современной: ей всегда были присущи черты, восходящие к общинным временам.Само понятие “собственность” отсутствовало в римском праве. Правовые отношения, связанные с собственностью, римские юристы выражали через отдельные правомочия собственника. На этом основании средневековые комментаторы римского права вывели формулу, что право собственности есть сочетание прав владения, пользования и распоряжения вещью:
Право собственности = Владение + Пользование + Распоряжение,
то есть физического и осмысленного обладания вещью, извлечения ее полезных свойств и решения судьбы вещи. Но если для современного понимания права собственности главнейшим оказывается именно право распоряжения, решения судьбы вещи, то для римлян определяющим правомочием собственника являлось право владения в его материальном аспекте (реальное обладание, использование) и духовном (воля сохранять владение).
Наряду с правом собственности и владением римскому праву известны исервитуты (вещное право пользоваться чужой вещью или имуществом в каком-либо отношении). Например, если земельный участок со всех сторон был окружен соседскими владениями, абсолютное право собственности можно было реализовать, только ущемив в известной степени права окружающих собственников. Так сложились сельские сервитуты: право пройти (проехать) через участок соседа, право отвести воду на него, вести выпас скота и т.д. Эти обременения участка соседа являлись как бы свойством самой земли и вместе с ней переходили к новому владельцу.
Позднее, наряду с подобными сервитутами, которые связаны с самой вещью, появились иличные сервитуты, принадлежавшие на срок или пожизненно какому-то конкретному лицу. Важнейшим среди личных сервитутов былузуфрукт (дословно “извлечение плодов”). Узуфруктуарий был обязан рачительно относиться к используемому чужому имуществу и не менять его природы (снимать виноградные ягоды, но не застраивать участок, где расположен виноградник, хотя бы это было выгоднее; стричь шерсть с овец и потреблять их молоко, и т.п.).
Таким образом, вещное право – субъективное гражданское право, объектом которого является вещь. К числу вещных прав в римском праве отнесены право собственности и права на чужие вещи – сервитутное право, залоговое право и т.д.
Обязательственное право. В “Институциях» и “Дигестах” Юстиниана содержатся два высказывания римского юриста Павла, которые передают сущность этого правового института, согласно представлениям древней юриспруденции. Во-первых, обязательство определялось как “правовые узы”, в силу которых мы связаны необходимостью что-либо исполнить согласно законам нашего государства”. И далее: “Сущность обязательства, – говорил Павел, – не в том состоит, чтобы сделать нашим предмет или сервитут, но чтобы связать другого перед нами, дабы он дал, сделал, предоставил”.
Система обязательств в римском праве состояла в основном из обязательств двух родов: 1) обязательства из договоров; 2) обязательства из деликтов (правонарушений). В эпоху классического права первый род обязательств возобладал, активно стимулируя развитие экономики, расширение торговых и финансовых связей. Сам классический характер римского частного права II в. до н.э. – II в. н.э. определялся во многом именно полной и детальной разработкой всей системы обязательств из договоров.
Обязательства из договоров римский юрист Гай делил на четыре основных вида: возникающие посредством передачи вещи, путем произнесения слов, совершением определенной надписи или только соглашением сторон. Соответственно имелось четыре основных вида договоров: реальные (устанавливающие обязательство передачи вещи – res);вербальные (устные от verbum – слово),литеральные (письменные от littera – письмо, запись) и консенсуальные (возникающие из консенсуса – простого соглашения сторон от consensus – соглашение) – договоры, возникающие из соглашения сторон совершить какие-либо взаимные действия.
Наиболее важный для деловой жизни вид договоров составляли консенсуальные договоры: купля-продажа, наем, поручение, товарищество, для заключения которых не требовалось какой-либо определенной формы. Они могли быть заключены и устно, и письменно – решающим было достижение соглашения между сторонами. С момента достижения соглашения консенсуальный договор и вступал в силу. Форма соглашения сохраняла значение лишь для доказательства наличия соглашения и его условий. Консенсуальные договоры были наиболее удобными в смысле быстроты и простоты их заключения, что вполне соответствовало требованиям развитых товарно-денежных отношений.
Не менее детализированную разработку имели и договоры найма, товарищества, поручения. Классическое римское право различало три отдельных договора найма: наем вещей, наем услуг, договор подряда.
Правовые нормы, связанные с обязательствами из деликтов (правонарушений), были меньше разработаны в римском праве, хотя исторически предшествовали обязательствам из договоров – контрактов. Вот как о них говорится в Законах XII таблиц: “Сломает, пусть возместит. ”, или: ”Кто заворожит посевы. ”, или столь же незавершенная фраза, но уже с непредсказуемым решением: ”Если дождевая вода причинит вред. ” (Таблицы VII и VIII).
Центральным понятием для этой группы обязательств являлосьчастное правонарушение, которое, в отличие от уголовного преступления, рассматривалось как нарушение прав и интересов отдельных частных лиц, а не всего общества или государства, например, уничтожение или повреждение чужих вещей. Частное правонарушение вследствие этого порождало обязанность правонарушителя уплатить потерпевшему штраф или, по крайней мере, возместить убытки. Неразвитость правовых отношений приводила к тому, что в круг частных правонарушений включались даже такие деяния, которые современное законодательство безусловно относит к числу тяжких уголовных преступлений.
Одно время даже грабеж, не говоря уже о краже и увечье, относился к частным деликтам. Но в эпоху классического права часть частных деликтов перешла в сферу уголовно-правовых (грабеж, кража со взломом, ночная кража, угон скота и прочие). А вот обман, другие виды посягательства на личность еще долго оставались в числе частноправовых деликтов. Однако и в эти века повышались штрафы за совершение подобных проступков, а, кроме того, государство стало преследовать некоторые из них (например, кражу), независимо от потерпевшего.
В современном гражданском праве обязательство – это обусловленные законом или договором: а) юридическая обязанность одного лица (должника) совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие либо воздержаться от соответствующего действия и б) право кредитора требовать от должника исполнения этой обязанности.
К обязательственному праву, таким образом, относится совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих отношения, связанные с возникновением и исполнением обязательств.
В современном праве под естественным правом понимают совокупность основополагающих принципов и прав, вытекающих из самой природы человека и не зависящих от социальных условий.