Что такое интегративные качества
Интегративное качество «Способность управлять своим поведением»
Ольга Горшкова
Интегративное качество «Способность управлять своим поведением»
Интегративное качество: «Способность управлять своим поведением»
На сегодняшний день в целом системе образования (дошкольном, среднем, высшем) актуальным является использование активных методов и новых технологий в обучении и воспитании подрастающего поколения
Одним из основополагающих факторов эффективной организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является формирование интегративных качеств личности ребенка.
По своей сути личность представляет собой целостную систему. В процессе личностного развития ребенок постепенно обретает самостоятельность и социальную активность.
Интегральная же индивидуальность каждой личности складывается в процессе воспитания, развития и обучения.
Проведено очень много психолого-педагогических исследований по проблеме развития произвольного поведения детей дошкольного возраста.
Существуют два различных и относительно независимых подхода к определению сущности понятия произвольность: в контексте сознания (Выготский, Лурия, Эльконин); в связи с мотивационной сферой человека (Леонтьев, Рубинштейн,Божович)
Первый подход суть: Наиболее универсальной системой знаковых средств выступает речь. «С помощью речи ребенок впервые оказывается способным к овладению собственным поведением, относясь к самому себе как бы со стороны, рассматривая себя как некоторый объект Речь помогает овладеть этим объектом посредством организации и планирования собственных действий и поведения» Однако речь не является единственным средством осознания своего поведения. В качестве такого средства могут выступать образцы, способы действия, правила. Сравнение с образцом и есть осознание своего поведения,личное сознание, формирование которого связано со становлением произвольного управления собственным поведением.
Система соподчиненных мотивов по А. Н. Леонтьеву
стремление к самоутверждению и признанию
мотивы общения со сверстниками
мотивы поощрения и взыскания
Л. С. Выготский подчеркивал, что истоки произвольности, воли, саморегуляции ребенка лежат не внутри организма ребенка и не в его индивидуальной деятельности, а в его отношениях с другими людьми. Исходя из закона высших психических функций, произвольность, «как всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва-социальном, потом-психологическом,овол сперва между людьми как категория интерпсихическая (внешняя, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая (внутренняя)
Наиболее важным и ответственным периодом формирования интегративного качества умения управлять своим поведением является дошкольный возраст. Е. О. Смирнова отмечает, что произвольное поведение формируется прежде всего в ведущей для дошкольников игровой деятельности.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
развлекательную (это основная функция игры- развлечь,доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес)
коммуникативную: освоение диалектики общения
игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения,
самопознание в процессе игры;
коррекционную: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
социальную: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития
Исходя из вышеизложенного, по нашему мнению, именно создание игровой технологии позволит оптимизировать — образовательный процесс в дошкольном учреждении, и будет способствовать формированию необходимых психических функций и интегративных качеств личности.
Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в психолого-педагогической теории и практики не нова. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социально-психологической природы, значения для развития обучаемого в отечественной психологии занимались Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин.
Целью создания игровой технологии в дошкольном учреждении является:
Максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию ребенка
Подготовка детей к новой социальной ситуации развития
побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности
отбор и применение эффективных игровых методов работы, направленных на развитие интегративных качеств дошкольников
Планируемые результаты освоения технологии:
Сформированность у дошкольников интегративных качеств (все качества)
1. Физическая культура и здоровье
5. Художественное творчество и музыка
По каждому из данных направлений можно создать подборку игр, игровых упражнений и этюдов.
По направлению познание: «Подарок», «Волшебная шляпа», «Смешная сказка», дидактические игры «Профессии». «Времена года»
По направлению коммуникация: «Кто в домике живет», «Зеркало», «Добавь слово»
Игры на социально-личностное развитие: «Комплименты», «Фруктовый компот», «Слепой и поводырь»
Данная игровая технология ориентирована на совместную деятельность всех участников образовательного процесса в различных сочетаниях: педагог-ребенок, ребенок-ребенок, дети-родители.
В процессе игры ребенок начинает лучше понимать свои чувства, у него развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.
Как свидетельствуют результаты многих экспериментальных исследований по дошкольному возрасту использование игровых технологий в процессе обучения и воспитания дошкольников способствуют повышения у детей показателей сформированности таких интегративных качеств личности, как «любознательность, активность», «способность управлять своим поведением и планировать действия», «Эмоциональная отзывчивость», а также произвольность психических процессов и творческая активность.
В настоящее время важная роль взрослого в становлении разных форм произвольного поведения подчеркивается практически всеми исследователями- как отечественными, так и зарубежными.
В большинстве экспериментальных исследований и теоретических построений взрослый выступает лишь как носитель средств человеческой деятельности (знаков, способов,норм, правил).Но как показали исследования, проведенные под руководством М. И. Лисиной взрослый выступает для ребенка не только как носитель средств и способов деятельности, но и как реальное, живое олицетворение тех мотивационных и смысловых уровней, которыми он еще не обладает. На эти уровни он может подняться только вместе со взрослым-через общение, совместную деятельность и общие переживания.
М. И. Лисина полагала, что внеситуативно-личностное общение является решающим условием преодоления ситуативности в поведении дошкольников и становления саморегуляции.
Однако в дошкольном возрасте интенсивно развивается сфера общения ребенка со сверстниками. Намного уступая сфере общения со взрослыми, она имеет большое значение в развитии ребенка-дошкольника.
Исследования Лисиной М. И, А. Г. Рузской, что в этой сфере общения создаются условия, своеобразно обеспечивающие самопознание и самооценку ребенка. Общение с другими детьми помогает дошкольнику лучше выделить и осознать самого себя, обрести инициативность и самостоятельность.
В сфере общения создаются условия, своеобразно обеспечивающие самопознание и самооценку ребенка. Здесь дети могут проверить, как они усвоили опыт и наставления старших, прямо сопоставляя свое поведение с действиями других детей, в споре и обсуждении с ними того, что и как следует делать.
Портфолио педагога-психолога Т е м а : Использование информационных, коммуникативных технологий и компьютерных игровых средств в коррекционно-развивающей работе с детьми.
Статья «Основы игровых технологий в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста» Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Это связано, прежде всего,.
Доклад педагога-психолога «Интегративные качества дошкольника в подготовительной группе»
виктория титаренко
Доклад педагога-психолога «Интегративные качества дошкольника в подготовительной группе»
Мы живем в то время, когда окружающий нас мир активно меняется. Современная система дошкольного образования становится более ориентированной на личность ребенка. Это значит, что цель ее уже не только вложить в ребенка необходимые навыки и умения, но и воспитать в нем гармоничную личность, создав для этого максимально комфортные условия. Осуществление этой задачи реализуется посредством развития интегративных качеств дошкольников, то есть тех его качеств и свойств, которые в своей совокупности и создают его индивидуальность.
Что включают в себя интегративные качества?
Посещая дошкольное образовательное учреждение, ребенок получает море впечатлений, ведь там он играет и общается, получает новые навыки и применяет их на практике, задает вопросы и получает на них ответы, учится сопереживать и делиться эмоциями, соблюдать правила, планировать свои действия и подчиняться распорядку. Все выше перечисленное является показателями развития интегративных качеств личности ребенка. Для того чтобы развитие ребенка стало гармоничным и всесторонним необходимо, чтобы уровни развития всех его интегративных качеств были одинаково высоки.
Очень важным и даже основополагающим для дошкольников является их физическое развитие, ведь малыши познают окружающий мир в движении. Чем активнее и физически развитее ребенок, тем больше информации об окружающем его мире сможет он получить. Поэтому современные обучающие занятие не предполагают унылого сидения на одном месте и часто перемежаются физкультурными разминками.
Как развиваются интегративные качества?
Интегративные занятия включают в себя несколько разнообразных видов деятельности, в результате которых решается несколько задач. Дети свободно переключаются от одного вида деятельности к другому, при этом в памяти у них остаются самые яркие и интересные моменты. Задача интегративных занятий не только вложить в ребенка новые знания и умения, но и превратить его в активного участника процесса обучения, не давать ему заскучать, дать возможность самому принимать решения и делать выводы.
Лучше всего формирование и развитие интегративных качеств дошкольников происходит в игре. Игра для дошкольников – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. Это помогает сделать знания и запреты более понятными, увидеть последствия их нарушения. Игра хороший способ для ребенка примерить на себя различные роли, вступить в разноплановые отношения с ровесниками и взрослыми. В игре ребенок получает возможность научиться самостоятельно находить выход из предложенных ситуаций, получать новые знания и использовать их, избавиться от страхов и психологических проблем.
Какими же интегративными качествами может обладать дошкольник в подготовительной группе?
1. Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Ребенок технически правильно выполняет большинство физических упражнений, проявляя интерес, активность. Необходимые усилия. Может оценить усилия других детей, упорен в достижении своей цели положительного результата. Способен организовать подвижные игры и упражнения с подгруппой сверстников и малышей. Может придумать и выполнить несложные физические упражнения. Понимает значение здоровья, необходимость выполнения режима дня, важность занятий спортом, утренней гимнастики. Самостоятельно выполняет доступные возрасту культурно-гигиенические навыки, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
2. Любознательный, активный.
3. Эмоционально отзывчивый.
Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Откликается на эмоции близких людей и друзей, проявляет сочувствие. Умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонациям голоса, высказывает мнение о причинах эмоционального состояния сверстника. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребенок освоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Использует деловую, познавательную, личностную форму общения.С удовольствием принимает участие в коллективных делах: способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, проявляет живой интерес к общему результату. Владеет речевыми умениями. Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо»
(нельзя драться, нельзя обижать маленьких, ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых)В поведении наблюдаются элементы волевых проявлений: при необходимости ребенок умеет сдерживаться, проявляет терпение и настойчивость. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми. Способен к элементарному планированию своих действий, направленных на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре).
Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок может предложить собственный замысел и воплотить его в постройке, рисунке, рассказе. Правильно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Использует сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств предметов. Умеет пользоваться несложными наглядными моделями, схемами для решения задач. Вычленяет существенные родовые признаки и осуществляет группировку предметов, доказывает правильность обобщений. Выражает в речи логические связи и зависимости. Проявляет творчество в интеллектуальных играх, интересуется разгадыванием кроссвордов, ребусов.
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту.
Проявляет самостоятельность в различных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. В играх проявляет инициативу, выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, развитию сюжета, выполнению ролей. В художественной деятельности ребенок охотно принимает тему, предложенную педагогом, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники, создает выразительные образы, верно подбирает для их создания средства выразительности; по собственной инициативе рисует, лепит, мастерит необходимые для игр объекты, подарки родным, предметы украшения интерьера. Активен в театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, проявляет речевое творчество в сочинении загадок, сказок, рассказов; не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Проявляет творчество в развивающих играх и в преобразовательной деятельности. Способен к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно-исследовательской деятельности, активно использует доступные средства – поисковые действия, сравнения. С незначительной помощью взрослого осуществляет уход за растениями, откликается на предложение взрослого помочь живому. Охотно участвует в разных видах повседневного труда; ярко выражено стремление к самостоятельности.
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме, государстве (стране, мире и природе.
Представления о себе. Ребенок имеет представление о своем возрасте, половой принадлежности; рассказывает о себе, о событиях совей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах, подготовке к школе, о своих умениях и достижениях.
Представления о семье. Ребенок имеет представление о составе семьи, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; гордится своей семьей,своими близкими: рассказывает об их профессиях, достижениях, увлечениях, о детстве родителей, их школьных делах. Представления об обществе (ближайшем социуме). Ребенок имеет представления о культурных ценностях общества и о своем месте в нем.
Представления о государстве. Ребенок знает о принадлежности к нему, о символах государства, «малой» и «большой» Родине, ее природе. Представления о мире. Ребенок имеет представления о планете Земля, многообразии стран, населения, о природе планеты, разнообразии языков.
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Ребенок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.Владеет разнообразными речевыми умениями: выслушать и понять речь собеседника, понятно для слушателя выразить свои мысли в форме предложения, рассказа, рассуждения; имеет богатый словарный запас, владеет средствами речевой выразительности. Проявляет настойчивость и волевые усилия в поиске ответа на вопросы. Владеет элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.
9. Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками.
У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Сформированные интегративные качества ребенка – это итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы.
Контроль уровня развития дошкольника осуществляется при помощи проведения мониторинга, который является показателем физических, личностных и интеллектуальных качеств каждого ребенка. Промежуточная оценка проводится 2 раза в год – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы. Итоговая оценка проводится ежегодно в подготовительной группе при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития, которая позволяет нашим воспитателям проводить наблюдения за ребенком на протяжении учебного года, дает возможность отследить динамику формирования интегративных качеств и в дальнейшем скорректировать учебно-воспитательный процесс.
Как говорилось ранее основным видом деятельности у дошкольника является игра. Предлагаю выполнить упражнения на развитие интегративных качеств ребёнка подготовительной группы и определить эти качества.
Игра малой подвижности. «Тик-так»
Дети становятся в круг, они – «цифры». Выбирается водящий, он – «стрелка часов», он закрывает глаза и встаёт в центр круга. Играющие хором произносят слова и выполняют действия.
Тик-так, тик-так Ходьба на месте
Мы всегда шагаем так:
Шаг влево, шаг вправо, Шаг влево, шаг вправо.
Тик-так! Водящий вытягивает руку вперёд.
Стрелка, стрелка, покружись! Поворачивается на месте вокруг себя.
Тот ребёнок, на которого указывает рука водящего, произносит «Тик-так!». Водящий должен угадать имя ребёнка.
Игровая проблемная ситуация «Три поросенка».
Конспект подгрупповой НОД в подготовительной группе педагога-психолога «Путешествие на планету Нарисованных человечков» Цель:учить понимать и распознавать эмоциональное состояние, развивая навыки общения детей со сверстниками. Задачи:формирование представлений.
Конспект занятия педагога-психолога по развитию психических процессов в подготовительной к школе группе Тема: «Путешествие в прошлое» Задачи: развитие произвольного внимания, целостности восприятия, наглядно-схематического и логического мышления,.
Мероприятие педагога-психолога для детей подготовительной группы, посвященное 23 февраля, «Дружные, сильные, ловкие» Цель: формировать чувство патриотизма и способствовать сплочению детского коллектива. Задачи: 1. Воспитание чувства патриотизма, сплоченности,.
Моральные качества личности дошкольника Моральные качества, которые необходимо освоить дошкольнику Этическое понятие Нравственное понятие (что должен знать и понимать) Нравственные.
Открытое занятие педагога-психолога в первой младшей группе «В гостях у Пушистика» Конспект открытого занятия в первой младшей группе. В гостях у Пушистика. Цель: снятие эмоционального и мышечного напряжения. Задачи: 1.
Перспективное планирование образовательной деятельности педагога-психолога с детьми подготовительной группы Перспективно-тематический план индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с детьми подготовительной группы Образовательная деятельность.
Выступление на общем родительском собрании на тему: Подведение итогов работы педагога — психолога за 2015–2016 учебный год Введение новых ФГОС дошкольного образования и связанные с ними изменения определяют ряд новых функций педагога-психолога. Важное место в.
Занятие педагога-психолога в старшей группе на тему: «Я и моя группа» МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 82» Педагог-психолог Сафонова Анна Сергеевна Занятие педагога-психолога в старшей группе по развитию.
Доклад на тему :»Интегративные качества дошкольника»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №10 «Чебурашка»
«Интегративные качества дошкольника в подготовительной к школе группе»
Титаренко Виктория Вадимовна
Мы живем в то время, когда окружающий нас мир активно меняется. Современная система дошкольного образования становится более ориентированной на личность ребенка. Это значит, что цель ее уже не только вложить в ребенка необходимые навыки и умения, но и воспитать в нем гармоничную личность, создав для этого максимально комфортные условия. Осуществление этой задачи реализуется посредством развития интегративных качеств дошкольников, то есть тех его качеств и свойств, которые в своей совокупности и создают его индивидуальность.
Что включают в себя интегративные качества?
Посещая дошкольное образовательное учреждение, ребенок получает море впечатлений, ведь там он играет и общается, получает новые навыки и применяет их на практике, задает вопросы и получает на них ответы, учится сопереживать и делиться эмоциями, соблюдать правила, планировать свои действия и подчиняться распорядку. Все выше перечисленное является показателями развития интегративных качеств личности ребенка. Для того чтобы развитие ребенка стало гармоничным и всесторонним необходимо, чтобы уровни развития всех его интегративных качеств были одинаково высоки.
Очень важным и даже основополагающим для дошкольников является их физическое развитие, ведь малыши познают окружающий мир в движении. Чем активнее и физически развитее ребенок, тем больше информации об окружающем его мире сможет он получить. Поэтому современные обучающие занятие не предполагают унылого сидения на одном месте и часто перемежаются физкультурными разминками.
Как развиваются интегративные качества?
Интегративные занятия включают в себя несколько разнообразных видов деятельности, в результате которых решается несколько задач. Дети свободно переключаются от одного вида деятельности к другому, при этом в памяти у них остаются самые яркие и интересные моменты. Задача интегративных занятий не только вложить в ребенка новые знания и умения, но и превратить его в активного участника процесса обучения, не давать ему заскучать, дать возможность самому принимать решения и делать выводы.
Лучше всего формирование и развитие интегративных качеств дошкольников происходит в игре. Игра для дошкольников – самый лучший способ обучения, познания окружающего мира, моделирования жизненных ситуаций, недоступных для них в реальной жизни. Это помогает сделать знания и запреты более понятными, увидеть последствия их нарушения. Игра хороший способ для ребенка примерить на себя различные роли, вступить в разноплановые отношения с ровесниками и взрослыми. В игре ребенок получает возможность научиться самостоятельно находить выход из предложенных ситуаций, получать новые знания и использовать их, избавиться от страхов и психологических проблем.
Какими же интегративными качествами может обладать дошкольник в подготовительной группе?
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Ребенок технически правильно выполняет большинство физических упражнений, проявляя интерес, активность. Необходимые усилия. Может оценить усилия других детей, упорен в достижении своей цели положительного результата. Способен организовать подвижные игры и упражнения с подгруппой сверстников и малышей. Может придумать и выполнить несложные физические упражнения. Понимает значение здоровья, необходимость выполнения режима дня, важность занятий спортом, утренней гимнастики. Самостоятельно выполняет доступные возрасту культурно-гигиенические навыки, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Откликается на эмоции близких людей и друзей, проявляет сочувствие. Умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонациям голоса, высказывает мнение о причинах эмоционального состояния сверстника. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Ребенок освоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Использует деловую, познавательную, личностную форму общения. С удовольствием принимает участие в коллективных делах: способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, проявляет живой интерес к общему результату. Владеет речевыми умениями. Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения. Владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения.
Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо, а что такое плохо»
(нельзя драться, нельзя обижать маленьких, ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых) В поведении наблюдаются элементы волевых проявлений: при необходимости ребенок умеет сдерживаться, проявляет терпение и настойчивость. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми. Способен к элементарному планированию своих действий, направленных на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре).
Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок может предложить собственный замысел и воплотить его в постройке, рисунке, рассказе. Правильно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Использует сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств предметов. Умеет пользоваться несложными наглядными моделями, схемами для решения задач. Вычленяет существенные родовые признаки и осуществляет группировку предметов, доказывает правильность обобщений. Выражает в речи логические связи и зависимости. Проявляет творчество в интеллектуальных играх, интересуется разгадыванием кроссвордов, ребусов.
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Проявляет самостоятельность в различных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы. Может самостоятельно поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить замысел и оценить полученный результат с позиции цели. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. В играх проявляет инициативу, выступает с предложениями по созданию игровой обстановки, развитию сюжета, выполнению ролей. В художественной деятельности ребенок охотно принимает тему, предложенную педагогом, может ее конкретизировать; уверенно использует освоенные техники, создает выразительные образы, верно подбирает для их создания средства выразительности; по собственной инициативе рисует, лепит, мастерит необходимые для игр объекты, подарки родным, предметы украшения интерьера. Активен в театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению, проявляет речевое творчество в сочинении загадок, сказок, рассказов; не повторяет рассказов других, пользуется разнообразными средствами выразительности. Проявляет творчество в развивающих играх и в преобразовательной деятельности. Способен к достаточно самостоятельному осуществлению познавательно-исследовательской деятельности, активно использует доступные средства – поисковые действия, сравнения. С незначительной помощью взрослого осуществляет уход за растениями, откликается на предложение взрослого помочь живому. Охотно участвует в разных видах повседневного труда; ярко выражено стремление к самостоятельности.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
Представления о государстве. Ребенок знает о принадлежности к нему, о символах государства, «малой» и «большой» Родине, ее природе. Представления о мире. Ребенок имеет представления о планете Земля, многообразии стран, населения, о природе планеты, разнообразии языков.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Ребенок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Владеет разнообразными речевыми умениями: выслушать и понять речь собеседника, понятно для слушателя выразить свои мысли в форме предложения, рассказа, рассуждения; имеет богатый словарный запас, владеет средствами речевой выразительности. Проявляет настойчивость и волевые усилия в поиске ответа на вопросы. Владеет элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.
Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками.
У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Сформированные интегративные качества ребенка – это итоговый результат освоения основной общеобразовательной программы.
Контроль уровня развития дошкольника осуществляется при помощи проведения мониторинга, который является показателем физических, личностных и интеллектуальных качеств каждого ребенка. Промежуточная оценка проводится 2 раза в год – это описание динамики формирования интегративных качеств воспитанников каждой возрастной группы. Итоговая оценка проводится ежегодно в подготовительной группе при выпуске ребенка из детского сада в школу и включает описание интегративных качеств выпускника ДОУ. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития, которая позволяет нашим воспитателям проводить наблюдения за ребенком на протяжении учебного года, дает возможность отследить динамику формирования интегративных качеств и в дальнейшем скорректировать учебно-воспитательный процесс.
Как говорилось ранее основным видом деятельности у дошкольника является игра. Предлагаю выполнить упражнения на развитие интегративных качеств ребёнка подготовительной группы и определить эти качества.
Игра малой подвижности. «Тик-так»
Дети становятся в круг, они – «цифры». Выбирается водящий, он – «стрелка часов», он закрывает глаза и встаёт в центр круга. Играющие хором произносят слова и выполняют действия.
Тик-так, тик-так Ходьба на месте
Мы всегда шагаем так:
Шаг влево, шаг вправо, Шаг влево, шаг вправо.
Тик-так! Водящий вытягивает руку вперёд.
Стрелка, стрелка, покружись! Поворачивается на месте вокруг себя.
Тот ребёнок, на которого указывает рука водящего, произносит «Тик-так!». Водящий должен угадать имя ребёнка.
Игровая проблемная ситуация «Три поросенка».