римский храм в армении
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
В местечке Гарни (Армения), на краю фантастически красивого горного ущелья, на дне которого многие тысячи лет прокладывает себе дорогу быстрая река Азат, стоит необыкновенный памятник армянской истории — настоящий эллинистический храм. Строгие ионические колонны, удивительно точные пропорции, симметричность, богатый орнамент на камне… Храм в Гарни — отличный пример греко-римского периптера, этакий упрощенный Парфенон. Удивительным кажется тот факт, что стоит этот языческий храм на территории Армении — страны, которая первой в мире официально приняла христианство в качестве государственной религии.
Возведение храма историки приписывают царю Трдату I (царствовал во второй половине I века), который в свое время посетил с дружественным визитом Рим. В еще более давние времена Гарни служила крепостью для урартского царя Аргишти I. А с III в. до н.э. по IV век здесь располагалась летняя резиденция армянских царей (Ервандидов, Арташесидов и Аршакидов). Крепость затронули и опустошительные походы римских легионов по Армении в I в. Какое-то время даже бытовало мнение, что французское слово «гарнизон» родилось именно здесь: якобы Марк Антоний написал Клеопатре письмо, о том, что он соорудил военный лагерь у Гарни — гарнизон. Но это всего лишь красивая «этимологическая иллюзия».
Крепость Гарни упоминается Тацитом в связи с событиями в Армении ещё в первой половине I в. н. э. Была построена армянским царём Трдатом I в 76 г., о чём свидетельствует обнаруженная там же его надпись на греческом языке:
«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования…»
Об этой надписи имеются упоминания у Мовсеса Хоренаци, который приписывал её, как и перестройку крепости, Трдату III Великому. Крепость Гарни одно из ярких свидетельств многовековой культуры дохристианского периода Армении. Крепость Гарни начали строить еще во II веке до нашей эры и продолжали застраивать в течение античной эпохи и частично в средние века. В конечном итоге армянские правители сделали ее неприступной. Цитадель защищала жителей от иноземных нашествий более 1000 лет.
Армянские цари очень любили это место — и не только из-за ее неприступности, но и по причине потрясающего климата — и превратили его в свою летнюю резиденцию. Крепость Гарни находится в 28 км от столицы Армении — Еревана. В стратегическом отношении местоположение Гарни было выбрано чрезвычайно удачно. Согласно найденной на территории Гарни урартской клинописи крепость эта была завоевана урартским царем Аргишти в первой половине VIII века до нашей эры, после чего он собрал население Гарни в качестве рабочей силы и направился в сторону современного Еревана, где построил крепость Эребуни, впоследствии ставшей Ереваном.
Крепость Гарни воздвигнута в одноименном селении Котайкского марза. Это было мощное укрепление, хорошо известное по летописным источникам (Корнелий Тацит, Мовсес Хоренаци и другие). В сооружениях Гарни своеобразно сочетаются элементы эллинистической и национальной культуры, наглядно свидетельствующие как об античных влияниях, так и о самобытных строительных традициях армянского народа. Художественные достоинства и уникальность памятников ставят Гарни в число выдающихся произведений мирового значения.
Сооружения крепости Гарни удачно вписаны в окружающую природу. Крепость расположена в живописной горной местности, откуда открывается широкий вид на необозримые пространства фруктовых садов, полей и горных склонов, покрытых пестрыми коврами разноцветных трав, на причудливые крутые каменные обрывы каньона реки Азат.
Крепость Гарни занимает, господствующий над прилегающей местностью, треугольный мыс, огибаемый рекой с двух сторон. Глубокое ущелье и отвесные склоны служат естественным неприступным рубежом, поэтому крепостная стена возведена только со стороны равнины. Она построена из крупных базальтовых квадратов, уложенных плашмя насухо и скрепленных железными скобами, залитыми свинцом. Ритмично расставленные, прямоугольные в плане башни и, повышавшая эффективность флангового обстрела, вогнутая форма, наиболее уязвимой для неприятеля, середины северной стены, значительно усиливали обороноспособность крепости и одновременно обогащали ее архитектурно-художественный облик.
Дворцовый комплекс включал несколько, отдельно расположенных, зданий: храм, парадный и колонный залы, жилой корпус, баню и др. Они размещались вокруг обширной главной площади крепости, в ее южной, удаленной от входных ворот, части, где образовывали своеобразный ансамбль. В северной части, очевидно, находились помещения обслуживающего персонала, царской охраны и гарнизона.
По стилю храм, представляющий собой шестиколонный периптер, близок к аналогичным памятникам Малой Азии (Термес, Сагала, Пергам), Ливан (Баальбек) и Рима. В основном он выполнен в эллинистических архитектурных формах, однако в нем нашли отражение и местные традиции. Следует отметить, что тип прямоугольного в плане культового здания с колоннами и фронтоном был известен на территории Армянского нагорья еще в эпоху урартийцев.
Другим значительным по художественному достоинству и размерам сооружением (около 15×40м) был двухэтажный дворец, находившийся к западу от храма.
К северу от строений был размещен гарнизон. Здесь же находились помещения для слуг. Уникальным памятником крепости является античный языческий храм, посвященный богу Солнца, построенный в I веке нашей эры в самой высокой части крепости. Но он не был уничтожен, как многие языческие храмы, после принятия христианства в Армении.
Храм господствует над остальными постройками. Он далеко виден со всех сторон, поражая своей пропорциональностью и гармонией своих частей. Храм возведен на высокой платформе, размеры которой 15х11 метров. С северной стороны к зданию поднимается широкая лестница, состоящая из 9 мощных ступеней. Крыша постройки покоится на 24-х величественных колоннах. Храм имеет богатую архитектурную отделку. Выступающие по сторонам лестницы массивы украшены барельефами коленопреклоненных атлантов с воздетыми руками. Капители колонн украшены ажурным лиственным орнаментом с невысоким рельефом. Карнизы боковых фасадов увенчаны львиными головами. Дверной проем украшал резной наличник. Внутри храма был установлен идол, олицетворяющий Солнце, являющийся предметом поклонения древних армян.
Раскопки крепости
Когда рядом с храмом обнаружили остатки крупных сооружений, в одном из них при очистке небольшой комнаты в 1953 году открыт мозаичный пол размером 2,9×2,9 метра, являющийся уникальным памятником древнеармянской культуры. На мозаике сохранились надписи, сделанные па греческом языке.
На светло-зеленом фоне моря выложены изображения богов Океана и Моря в окружении рыб, нереид и ихтиокентавров. По периметру мозаики проходит широкая полоса розового цвета. Тональные переходы поверхности воды создают впечатление движения волн. Греческие надписи знакомят с названиями божеств и нереид, мастерски выполненных со знанием анатомических построений фигур. Своеобразна трактовка человеческих фигур, изображенных с лицами восточного типа. Интересна греческая надпись над головами богов: «Потрудитесь, ничего не получив».
Кликабельно, панорама
Сейчас комплекс Гарни представляет собой развалины крепости с некогда мощными стенами, остатки дворцового комплекса, типичные римские бани с чудом сохранившейся древней мозаикой на полу и, конечно же, храм, в котором поклонялись богу солнца Митре. Статуя Митры стояла во внутреннем помещении храма на возвышении алтаря, так, чтобы пришедшие поклониться богу могли видеть ее, находясь на улице перед зданием. Периодически (вероятно, в дни солнцестояния) жрецы устраивали для прихожан своеобразный мистический спектакль. В определенное время лучи солнца под углом падали сквозь квадратное отверстие в крыше храма на хорошо отполированный большой прямоугольный камень, закрепленный над входом в святилище. Отражаясь от ровной поверхности камня, солнечные лучи попадали на залитую водой или маслом квадратную дыру в полу в центре комнаты. От водной глади лучи тоже отражались и, на сей раз, освещали ярким светом статую бога Митры. Так жрецы являли людям чудо божественного Солнца.
В 1679 году по Армении прокатилось сильное землетрясение, разрушившее множество строений. Пострадал и храм в Гарни. Его обломки разлетелись по ущелью реки Азат. В 1966-1976 годах храм удалось восстановить благодаря опытным реставраторам и местным жителям, которые в течение нескольких лет собирали кусочки разрушенного здания по окрестным склонам. Сегодня святилище бога Солнца выглядит немного заштопанным: некоторые его части так и не были найдены или были слишком сильно разрушены, их заменили новыми, уже не обладающими той «античной древностью», однако эти современные «вставки» позволили сохранить целостность храма. И это еще одна иллюзия Гарни — языческий храм, которого уже не должно было быть, все еще возвышается над глубоким ущельем на фоне ожерелья заснеженных гор.
28 апреля 2011 года стало известно, что историко-культурный комплекс «Гарни» удостоен премии ЮНЕСКО-Греция 2011 года им. Мелины Меркьюри
Баня
Парфенон
Чем интересен Гарни? Языческий храм в христианской
(на фото храм Гарни, справа от него остатки ротонды Святого Сиона
Чем интересен Гарни?
Языческий храм в христианской Армении
Храм Гарни один из самых посещаемых исторических памятников Армении. На территории СССР это единственный восстановленный языческий храм. После принятия в 301 г. христианства в качестве государственной религии в Армении были разрушены все языческие храмы. Из многочисленных храмов сохранился всего один: Гарни, посвящённый одному из главных древнеармянских богов – богу солнца, небесного света и справедливости: Митре (Михре).
Уникальный храм расположен в 28 км от Еревана близ села Гарни на треугольном мысе, над ущельем реки Азат.
Столицы Армении многие века располагались в Араратской долине: Армавир, Арташат, Вагаршапат, Двин. Климат в Гарни намного мягче и летом здесь прохладнее. Армянские цари полюбили это место из-за климата и окружающей природы и превратили Гарни в свою летнюю резиденцию. Эта любовь спасла языческий храм от разрушения во время войны христиан с язычниками. С тех пор храм называли «домом прохлады».
Храм Гарни находится на территории древней циклопической крепости Бердшен (III тыс. до н.э.). В крепости найдена клинопись, которую в первой половине VIII века до н.э. оставил царь Урарту Аргишти:
«С помощью Халди завоевал Гиарниани, страну царя Силуни. Возвратившись с вражеских гор, изгнал мужчин, женщин».
Во II веке до н.э. здесь началось строительство новой крепости. Армянский царь Трдат I закончил строительство в 76 году, оставив надпись на греческом языке:
«Гелиос! Трдат Великий, Великой Армении государь, когда властитель построил агарак царице (и) эту неприступную крепость в год одиннадцатый своего царствования, Менней с соизволения тэра (как) литург великого спарапета (в знак) благодарности при Матее свидетеле (выкупил)». (перевод К. В. Тревер) (Гелиос – солнце, греч., агарак – дворец, тэр – владыка, пер. с арм.)
Благодаря своему выгодному расположению, цитадель была неприступной более 1000 лет: скалистое ущелье служило естественной преградой с трех сторон, а крепостная стена с 14 квадратными башнями защищала единственную дорогу к крепости. Крепостная стена построена из огромных базальтовых блоков голубого цвета, согласно античному методу кладки, блоки соединены железными скобами, места соединения залиты свинцом. Длина крепостной стены вместе с башнями более 310 м, толщина стен более 2 м. В крепость вели лишь одни ворота шириной с одну колесницу. Крепость защищало большое войско.
Землетрясение 1679 года полностью разрушило храм. Кроме храма обнаружены остатки древней крепости, царского дворца, христианской церкви и бани.
Многие путешественники и учёные посещали развалины храма – даже разрушенный Гарни вызывал восхищение. Проект реконструкции храма пытался создать ученый Дюбуа де Монпере в 1834 году. Царский наместник Кавказа, увидев развалины храма в конце XIX века, пожелал перевести его детали в Тифлис, чтобы собрать его перед своей резиденцией. На наше счастье этот замысел не удалось осуществить ввиду отсутствия транспорта для перевозки базальтовых блоков.
Главный архитектор Еревана Н. Г. Буниатян в начале 1930-х годов обследовал Гарни и составил проект реконструкции храма. Восстановление Гарни началось в 1966 году. Его обломки искали по всему ущелью. Легче было бы построить новый, чем восстанавливать разрушенный храм, ведь каждый найденный фрагмент следовало поставить на свое место. Недостающие детали вытачивали заново, но уже без орнамента. По требованиям Юнеско памятник восстанавливается по имеющимся фрагментам, иначе это уже строительство нового. Храм Гарни был полностью восстановлен в 1976 году архитектором Саиняном.
Сохранились четыре комнаты бани (III-IV века) с апсидальным завершением: раздевальня и три купальни с холодной, тёплой и горячей водой, а также резервуар для воды, которая согревалась в подвале. Горячий воздух из топки обогревал полы снизу. Сохранились фрагменты штукатурки из двух слоёв: белого и розового цветов, и мозаики пола 15 цветов. Сюжет мозаики пола раздевальни таков: на морском дне боги моря окружены нереидами и рыбами, указаны их имена. Надпись над ними гласит: «Потрудитесь, ничего не получив». Все надписи на греческом.
В Гарни снимают клипы, концерты; Гарни служит декорацией в художественных фильмах. Здесь отмечают народные праздники: Рождение Ваагна (Аманор), Вардавар, День Весеннего Равноденствия, Навасард и другие; организуют театрализованные представления. Храм Гарни красив и в свете прожекторов.
Интересно: жители села Гарни, произносят его название так, как во времена Аргишти и звучит примерно так: Гиарни. Здесь пекут двухслойный лаваш, который так и называется: лаваш «Гарни». Гарни славится своими ягодами и фруктами – у входа в музей, около касс, бабушки торгуют вареньем.
Храм Святого Сиона был действующим при царе Ашоте Еркате (Железном – арм.) (914—929), пока крепость Гарни была неприступной.
Пилон – массивные столбы, стоящие по сторонам входа.
Тетраконх – древний тип центрического храма с 4-х лепестковым планом.
Апсида – полукруглый выступ здания, перекрытый полукуполом или сомкнутым полусводом.
Периптер — основной тип древнегреческого храма, прямоугольное в плане сооружение, обрамлённое с четырёх сторон колоннадой.
Два самых древних храма Армении в честь первохристианских мучениц Рипсимэ, Гаянэ
Смотрев 31 декабря 2017 года монастыри Хор Вирап с видом на Арарат:
языческий храм Гарни:
ущелье базальтовых скал «симфония камней»:
мы, наконец, к концу дня добрались и до святого для любого армянина Эчмиадзина.
При въезде не торопитесь сразу увидеть самую изюминку — шикарно-величественные храмы Эчмиадзина.
При въезде сюда есть неприметные, но зато очень древние храмы — Рипсиме и Гаянэ.
Рипсимэ (в русской церковной традиции Рипсимия) — раннехристианская армянская мученица и святая.
В 301 г. в Армению пришли 40 девушек — христианок, которые во главе с настоятельницей Гаянэ жили в эпоху правления императора Диоклетиана в расположенном в горной местности Римской Империи, монастыре Святого Павла.
Рипсимэ пленила своей красотой самого императора и, не пожелав подчиниться его воле и стать его женой, вместе с подругами укрылась в Александрии. Девы не хотели выходить замуж за язычников, а хотели иметь единственного жениха — Христа.
Предание гласит, что девушкам было явление Святой Богоматери, указавшей им путь в Армению.
Диоклетиан узнал об этом и послал к армянскому царю Трдату послание, в котором просил его найти Рипсимию и отправить её к нему.
Армянский царь Трдат Третий пленённый красотой девы сам пожелал взять в жёны красавицу Рипсимэ. Её вместе с наставницей девушек, Гаянэ, привели в царский дворец.
Рипсимия не хотела выходить замуж, но царские слуги готовы были изрубить всех дев. Желая сохранить жизни дев, Рипсимия отправляется к царю. В опочивальне Рипсимия оказала сопротивление Трдату, и царь не смог овладеть ею.
Разгневанный царь послал за Гаианией (Гаянэ), которая должна была по его мнению уговорить Рипсимию стать женою царя. Гаиания приходит и разговаривает с Рипсимией, но вместо того, чтобы уговорить её выйти замуж за царя, Гаиания убеждает Рипсимию сохранить девство.
Беседу Гаиания ведёт на латинском языке, для того чтобы армяне не поняли её речь. Но слуги царя, владеющие латынью, поняли речь и перевели её Трдату. Разгневанный царь, поняв, что не достигнет желаемого, отрубил голову Рипсимии. После этого отдаёт приказ воинам изрубить дев мечами и бросить их изрубленные тела на съедение зверям.
С особой жестокостью Трдат расправляется с Гаианией и двумя девами, которые находились при игуменье. По его приказу им просверлили ноги и повесили их вниз головою, с них живых содрали кожу; после чего, прорезали им сзади шеи, вырезали и вытащили их языки их; наконец, рассекли острым камнем чрево их, вытащили оттуда внутренности и отрубили мученицам головы. Спастись удалось только Святой Нине, будущей крестительнице Грузии.
После казни невинных христианок Трдат заболел тяжёлым нервным недугом. От безумства царя исцелил Григорий Просветитель, после чего, поверив в силу веры христианской, Трдат Третий крестился, крестил народ и провозгласил христианство государственной религией в Армении (301 г.). День памяти Гвиании в православной церкви — 30 сентября (13 октября).
До этого события Григорий Просветитель сидел в заточении в подземелье Хор Вирап возле горы Арарат. С этим монастырём и подземной тюрьмой я уже Вас знакомил. Там мы побывали этим утром и встретили рассвет над священной горой Арарат.
В честь Святой Рипсимэ в 618 году в Эчмиадзине была построена церковь, сохранившаяся до наших дней,
как лучший образец крестово-купольного храма средневековой Армении.
Как видите в храмах Армении можно разговаривать по телефону и даже заходить внутрь храма женщинам с непокрытой головой и в джинсах. У нас в православных храмах РПЦ это считается святотатством.
За алтарем в подземном ярусе — усыпальница Святой Рипсиме. Маленький саркфаг стоит посреди склепа. В отдельной нише в стене за стеклом лежат камни, которыми, как считается, она была убита.
Такие «люстры» с изображёнными на них священными птицами и зверями мы видели везде по Армении, а также в старинной албанской церкви в Азербайджанском Шеки.
Обратите внимание на богатую резьбу двери храма.
В этом храме бывал Андрей Тарковский и по воспоминаниям ему тут очень нравилось.
Языческий храм Гарни
Языческий храм Гарни основан в I в. — один из древнейших памятников архитектуры на территории б. СССР.
Языческий храм Гарни I в.
Крепость Гарни была мощным укреплением, хорошо известным по летописным источникам. В сооружениях Гарни своеобразно сочетаются элементы эллинистической и национальной культуры. Это наглядно свидетельствует как о западных влияниях, так и о самобытных строительных традициях армянского народа. Художественные достоинства и уникальность памятников ставят Гарни в число выдающихся произведений мирового значения.
Сооружения крепости Гарни удачно вписаны в окружающую природу. Крепость расположена в живописной горной местности. Оттуда открывается широкий вид на необозримые пространства фруктовых садов, разноцветных полей и горных склонов, на причудливые крутые скалы.
Языческий храм Гарни
В стратегическом отношении, местоположение Гарни также было выбрано чрезвычайно удачно. Еще в III тыс. до Р.Х., здесь существовала циклопическая крепость. Гарни служила резиденцией царей и местом пребывания их войск.
Дворцовый комплекс включал несколько отдельно расположенных зданий: храм, парадный и колонный залы, жилой корпус, баню и др. Они размещались вокруг обширной главной площади крепости, в ее южной, удаленной от входных ворот, части, где образовывали своеобразный ансамбль. В северной части находились помещения обслуживающего персонала, царской охраны и гарнизона.
Вершину мыса занимал храм, обращенный на площадь главным северным фасадом. Храм — художественный центр комплекса, расположен на главной оси, проходящей через ворота крепости.
В X в., Гарни была одним из центров освободительного движения, организованного царем Ашотом Железным против арабского нашествия.
Языческий храм
Языческий храм Гарни, основанный в 77 г., был посвящен богу солнца и чистоты — Митру. После провозглашения в Армении государственной религии – христианства (301 г.), храм не был разрушен в отличие от других языческих храмов, потому что был любимым местом отдыха сестры царя Трдата III.
По стилю храм в основном выполнен в эллинистических архитектурных формах, однако в нем нашли отражение и местные традиции. Следует отметить, что тип прямоугольного в плане культового здания с колоннами и фронтоном был известен на территории Армянского нагорья еще со времен Урарту.
Голова льва на карнизе храма
Другим значительным по художественному достоинству и размерам сооружением (около 15×40м) был двухэтажный дворец, находившийся к западу от храма.
С северной стороны площади расположено здание бани, сооруженное в III веке, которое включало не менее пяти помещений различного назначения: первая с востока комната служила раздевальней, вторая — купальней с холодной, третья — с теплой и четвертая — с горячей водой. Здесь был резервуар для воды с топочным отделением в подвале. Полы из обожженных кирпичей, покрытых слоем полированного стука, опирались на круглые столбы и обогревались снизу горячим воздухом с дымом, поступавшим в подполье из топки.
Представление об убранстве интерьера дают уцелевшие в некоторых помещениях, фрагменты двухслойной штукатурки: нижний — белого и верхний — светло-розового цветов, а также полы с остатками каменной мозаики пятнадцати оттенков. Особенно интересна мягкая по колориту мозаика пола раздевальни, датируемая III-IV веками, выдающийся образец монументальной живописи в Армении. Сюжет мозаики (площадь 2,91×3,14м) заимствован из греческой мифологии.
Мозаичный пол в бане
На светло-зеленом фоне моря выложены изображения богов Океана и Моря в окружении рыб, нереид и ихтиокентавров. По периметру мозаики проходит широкая полоса розового цвета. Тональные переходы поверхности воды создают впечатление движения волн. Греческие надписи знакомят с названиями божеств и нереид, мастерски выполненных со знанием анатомических построений фигур. Своеобразна трактовка человеческих фигур, изображенных с лицами восточного типа. Интересна греческая надпись над головами богов: «Потрудитесь, ничего не получив».
Крепость
Крепость Гарни занимает господствующий над прилегающей местностью треугольный мыс, огибаемый рекой с двух сторон. Глубокое ущелье и отвесные склоны служат естественным неприступным рубежом, поэтому крепостная стена возведена только со стороны равнины.
Она построена из крупных базальтовых квадратов, уложенных плашмя насухо и скрепленных железными скобами, залитыми свинцом. Ритмично расставленные, прямоугольные в плане башни и повышавшая эффективность флангового обстрела вогнутая форма наиболее уязвимой для неприятеля середины северной стены значительно усиливали обороноспособность крепости и одновременно обогащали ее архитектурно-художественный облик.
В ущелье Гарни находится уникальная природная достопримечательность — каменные симфонии. Это скалы из сложенных друг на друге прямых, многогранных в сечении, базальтовых столбов — высотой до 100 м.