римский собор во франции
Адрес: Франция, Реймс, улица Кардиналь де Лоррэн (Place du Cardinal Luçon)
Начало строительства: 1211 год
Окончание строительства: 1275 год
Архитекторs: Жан д’Орбэ, Жан де Лу, Гоше де Ремс, Бернар де Суассон, Робер де Куси
Координаты: 49°15′13″N,4°2′3″E
Высота башен: 80 м.
Основные достопримечательности: витражи
В 150 км от Парижа, в сердце региона Шампань находится Реймс — город с 2500-летней историей. Он знаменит своими виноградниками, используемыми в производстве шампанского, и великолепными архитектурными памятниками, начиная с галло-римского периода и до XIX века.
Но главную гордость города составляет Реймсский собор (Нотр-Дам-де-Реймс) — величайший образец сакральной готической архитектуры. Собор в Реймсе известен тем, что в его стенах венчались на царство почти все французские монархи, а Жанна д’Арк привела сюда короноваться Карла VII. Эта коронация означала, что Франция, не признающая власть английских оккупантов, провозглашает собственную независимость.
Вид на западный фасад собора
История Реймсского собора
История храма восходит к V веку, когда епископ Никасий заложил первый городской собор в честь Пресвятой Богородицы. Именно в этом храме в 498 году крестился Хлодвиг — первый король франков из династии Меровингов. Первым в Реймсской церкви в 816 году короновался сын Карла Великого — Людовик Благочестивый, а последним — Карл X в 1825 году.
Однако статус официального места коронации монархов Реймсский собор получил только в 1013 году. Предание гласит, что в 1027 году, когда французский король Генрих I венчался на царство, то посланный с небес голубь принёс в клюве сосуд с благоуханным маслом миро, необходимым для помазания короля. Случившееся чудо положило начало традиции коронования французских правителей в Реймсе.
Реймсский собор ночью
В 1210 году роковой пожар уничтожил большую часть города, погибли и религиозные сооружения. Строительство нового храма Божьей Матери, начатое в 1211 году архиепископом Обри де Умбером, завершилось более века спустя. Этот собор существует и поныне, а в 2011 году он отметил свой 800-летний юбилей. Ко «дню рождения» Нотр-Дам-де-Реймса французы подготовили разнообразные мероприятия, в том числе светомузыкальное шоу.
Реймсский собор в истории России
Любопытно, что в истории собора есть страница, значимая и для России. Здесь, в Реймсском храме 19 мая 1051 года Генрих I обвенчался с Анной Ярославной — дочерью киевского князя Ярослава Мудрого. Так русская княжна стала французской королевой.
Вид на южный фасад собора
Реймсский собор — шедевр зрелой готики
Наряду с соборами Амьена и Шартра Реймсский храм по праву считается одним из лучших образцов французской готики в период её наивысшего расцвета. Собор в Реймсе больше (длина 138 метров) и торжественнее Шартрского; он перекрыт более массивными сводами, достигающими в вершине 38 метров. Согласно первоначальному проекту, Реймсский храм должны были венчать 6 башен со шпилями. Но удалось возвести лишь две башни западного фасада, устремившиеся в небо на высоту 80 метров. Эта часть здания декорирована изящным скульптурным фризом. Большинство скульптур выполнено в 1241 — 1290 годах. Среди 2000 фигур можно увидеть епископов, святых и дьявола, монархов, рыцарей и ремесленников.
Вид на башни собора
Также на западном портале размещена известная скульптурная композиция «Встреча Марии и Елизаветы», сюжет которой взят из «Нового Завета». Эта встреча наполнена обоюдной радостью: Дева Мария ожидает ребёнка (её сыном будет И. Христос), и её бездетная двоюродная сестра Елизавета наконец-то забеременела и вскоре даст рождение Иоанну Крестителю. На портале Реймсского собора Елизавета изображена немолодой матерью по контрасту с юной, женственной Марией. Есть в Реймсском соборе ещё одна знаменитая статуя — «Улыбающийся ангел», или как её иногда называют — «Улыбка Реймса».
Внутренний интерьер Реймского собора
Витражи Реймсского собора
Особое место в интерьере Реймсского собора занимают витражи, изготовленные по эскизам российского живописца Марка Шагала. На центральном витраже запечатлены два библейских сюжета: на левом окне — жертвоприношение Исаака, а на правом — казнь Иисуса Христа через распятие. На других витражах представлены эпизоды из истории королей Франции, в том числе одно из главных событий Реймсского собора — крещение Холдвига I.
Римский собор во франции
Главная достопримечательность Реймса — кафедральный собор Notre-Dame de Reims, внесенный в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Собор был построен в XIII веке (уже позже Собора Парижской Богоматери в Париже и собора Шартра). Это один из самых известных памятников готической архитектуры во Франции. Со Средневековья до XIX века в соборе короновались практически все французские монархи.
Реймсский собор Нотр Дам
В галло-римский период на этом месте находились термы, которые в V веке заменили первым собором. Его построил епископ Никазий, а посвятили Деве Марии. В 498 году в Реймсском соборе святой Ремигий, епископ Реймса и апостол франков, крестил Хлодвига I, первого короля из династии Меровингов, вместе с 3000 его воинами и приближенными. Этот момент считается обращением салических франков в христианство, ставшим одним из клюевых в истории европейского христианства вообще. Именно тогда Реймсский собор стал тем местом, где в будущем короновались все короли и императоры Франции.
История реймсского собора
Коронация Карла VII в 1429 году
В 1027 году здесь проходит коронация Генриха I. Благодаря появлению легенды о св. Стекляннице, Реймсские архиепископы получили большое политическое влияние, а Реймсский собор стал постоянным местом коронации и слеюущих правителей Франции.
Здание старого собора было уничтожено разрушительным пожаром в 12010 году. Год спустя, 6 мая, архиепископ Реймса Обри де Умбер заложил здание нового собора, посвященного Богоматери. Строительство собора продолжалось непрерывно в течении 20 лет. В 1241 году был закончен хори, вероятно, трансепт. Главный неф возводили несколько позднее. Около 1250 года завершилось скульптурная декорация главного — западного фасада.
Внутри нефа на плитах пола выложен лабиринт с надписями, по которым восстанавливают имена архитекторов и годы построек отдельных частей здания. Мастер Жан д’Орбэ возводил хор и трансепт в 1211—1228 годах, Жан де Лу — западный фасад в 1228—1244 годах, Гоше де Ремс работал в 1244—1252 годах, Бернар де Суассон — в 1252—1287 годах. Завершал работы Робер де Куси (до 1311 года).
Во времена столетней войны собор был под осадой англичан в 1359-60 гг. После падения города, англичане владели Реймсом и собором вплоть до 1429 года, когда город был освобожден Жанной д’Арк, что позволило 17 июля 1429 года провести коронацию дофина Карла.
Славянское реймсское евангелие
В 1574 году в собор попало так называемое славянское Реймсское евангелие — пергаментный документ, считавшийся «таинственной восточной рукописью». Ее первая часть написана кириллицей и содержит чтения праздничных Евангелий по обряду православной церкви. Вторая же ее часть написана хорватской угловатой глаголицей для совершения католического богослужения на славянском языке. И что интересно, именно на этой славянской рукописи присягали французские монархи во время коронации.
Вторая мировая война
Во время первой мировой войны Реймс был захвачен немцами и четыре года оставался в зоне боевых действий. В сентябре 1914 года в результате бомбардировки собор был превращен в «море огня». Были уничтожены остатки витражей, в том числе большая роза (частично восстановленная теперь), значительно пострадали статуи собора.
В 1914 году французский писатель Ромен Роллан опубликовал статью «Pro aris» (пер. с лат. «В защиту алтарей»), осуждающую варварство немецких войск. В защиту шедевра средневековой архитектуры выступили русские художники объединения «Мир искусства».
Реставрация
Реставрация храма продолжается до настоящего времени. В здании бывшего епископского дворца (Palais Du Tau), перестроенного в конце XVII века, собраны сбитые во время бомбардировок фрагменты скульптуры собора, отдельные статуи, а также шпалеры XV века из мастерских Арраса, на которых изображены сцены из жизни короля Хлодвига.
Архитектура Реймского собора
Длина собора внутри — 138,69 м. Высота нефа под сводами равняется 37,95 м.
Западный фасад собора построен в стиле зрелой готики. В отличие от Нотр-Дам-де-Пари, башни образуют с фасадом единое целое. Порталы и окна собора украшены вимпергами (каменными ажурными флеронами): их стрельчатые окончания (щипцы) проникают во второй ярус, визуально ломая линию карниза и стирая грани между ярусами. Во втором ярусе высокие стрельчатые окна и ряд колонн и пинаклей наращивают и визуально заостряют вертикальную устремленность фасада.
Одними из самых высоких строений Франции и по сей день считается пара башен на западном фасаде Нотр-Дама – их высота 80 метров. Башни могли «вырасти» и выше за счёт шатров, увенчанных шпилями, но идея провалилась. Помимо этого, в плане было строительство пяти дополнительных башен, но план тоже канул в Лету.
Центральный неф длиной в десять пролетов, граничащий с обеих сторон с двумя боковыми нефами, поднимается на три уровня – классика французской готики 13 века в своей наиболее гармоничной форме, впервые примененной в Шартрском соборе. Высота арки большого нефа до замкового камня составляет почти 38 метров. Одна из уникальных деталей интерьера – цилиндрические опоры, обрамленные пучком тонких колонн.
План Реймсского собора отличается от соборов в Шартре, Суассоне и Амьене: он длиннее, но не с таким высоким нефом и более коротким трансептом. Вдоль полукруглого завершения хора находится деамбулаторий, переходящий в венец из пяти капелл. Самой глубокой из них является центральная часовня, находящаяся на главной оси собора. Для того чтобы сохранить главный алтарь на прежнем месте, которое он занимал в прежнем романском соборе, хор был продлен, заняв в результате несколько пролетов нефа.
Порталы Реймсского собора украшают круглые витражи-розы, довольно необычные по композиции. Самая большая роза заменяет традиционный скульптурный тимпан центрального портала — заполняет охваченный широкой аркой центр второго яруса. Над вторым ярусом традиционно помещена «Галерея королей» с рядом статуй большого размера.
Особого внимания заслуживают многочисленные витражи, среди которых есть как сохранившиеся со времен строительства собора (13 век), так и современные.
Витражи Марка Шагала
Три витража центральной капеллы были созданы в 1974 году Марком Шагалом.На левом витраже изображены Древо Иессея и Жертвоприношение Исаака, на центральном витраже – распятый Христос. Правый витраж представляет главное событие в истории Реймсского собора.
Улыбка Реймса
Собор прославился на весь мир также своими великолепными скульптурами: в «Галерею королей» входит около 500 уникальных фигур епископов, королей, рыцарей, ремесленников и даже святых, которые были созданы в основном в XIII столетии. Знаменитый собор также называют – «собор ангелов», так много здесь фигур ангелочков, из которых самый известный – это улыбающийся ангел у северного портала. Этот образ даже прозвали «улыбкой Реймса». Этот шедевр готической скульптуры датируется первой половиной XIII столетия.
В период Первой мировой войны каменная статуя разбилась, когда упала с высоты четырех метров. Её остатки бережно собрал аббат Жюль Тино и спрятал в церковном тайнике. И только после тщательнейшей реставрации в 1926 году «Улыбающийся ангел» вернулся на фасад кафедрального собора.
Именно его загадочной улыбке посвятила свое тихотворение «Ангел Реймса» поэтесса Ольга Седакова:
Ты готов? —
улыбается этот ангел.
Я спрашиваю, хотя знаю,
что ты несомненно готов:
ведь я говорю не кому-нибудь,
а тебе,
человеку, чье сердце не переживет измены
земному твоему Королю,
которого здесь всенародно венчали,
и другому Владыке,
Царю Небес, нашему Агнцу,
умирающему в надежде,
что ты меня снова услышишь;
снова и снова,
как каждый вечер
имя мое высказывают колоколами
здесь, в земле превосходной пшеницы
и светлого винограда,
и колос и гроздь
вбирают мой звук —
Но все-таки,
в этом розовом искрошенном камне,
поднимая руку, отбитую на мировой войне,
все-таки позволь мне напомнить:
ты готов?
К мору, гладу, трусу, пожару,
нашествию иноплеменных, движимому на ны гневу?
Все это, несомненно, важно, но я не об этом.
Нет, я не об этом обязан напомнить.
Не за этим меня посылали.
Я говорю:
ты
готов
к невероятному счастью?
Декор реймсского собора
Фрагмент скульптурной композиции «Страшный суд» над северным входом
Всего же в соборе насчитывается 2303 статуи разных форм и размеров — это самая большая коллекция каменных изваяний в одном соборе в Европе. В результате проведенных исследований было выявлено, что монохромные скульптуры во времена далекого средневековья были еще и цветными. И сейчас по вечерам, благодаря современным технологиям свето- и цветопроекции, возвращается средневековая палитра, раскрашивая стены и статуи собора в различные цвета и визуально воссоздавая их первозданную красоту.
В южной башне собора имеются два больших колокола. Один из них называется «Шарлотта» («Charlotte»), он был отлит в середине XVI века и весит около 11 тонн.
Реймсский собор во время светового шоу
Гребень крыши уркашен трилистниками и лилиями, в напоминание о том, что именно здесь проводились коронации королец Франции. Ихъятые и уничтоженные во время Французской революции, они были восстановлены в 1924-26 гг. Вершину фасада, выходящего на дворец Тау, украшает скульптура стрельца. У основания крыши хора находится очередная скульптура Ангела. Башня над хором по периметру украшена фигурами кариатил.
Во время фестивалей летом собор подсвечивается цветными огнями на шоу «Мечта света» (Rêve de couleurs)
Легенда о Святой Стекляннице
Святая Стеклянница, или Ампула Реймсская, — это сосуд особой формы в виде фиала, в котором находился священный елей (масло), якобы использованный в V веке при крещении короля франковХлодвига. Первоначальная стеклянница по сути являлась флаконом из древнеримского стекла высотой примерно 3,8 см.
Доля этого елея примешивалась в миро, использовавшееся в церковном обряде помазания монархов Франции в ходе церемонии их коронации. Первым документально зафиксированным помазанием с использованием этой реликвии считается коронация в 1131 году короля Людовика VII папой римским Иннокентием II. Стеклянница хранилась в аббатстве святого Ремигия в Реймсе.
Святая Стеклянница в своём первоначальном ковчежце (литография, 1843 год)
Архиепископ Реймса Гинкмар, пытаясь укрепить за своей церковью право помазывать королей на царство, записал рассказ, заимствованный, по его словам, из старинной рукописи о принесении святой ампулы белым голубем в минуту крещения Хлодвига: святой Ремигий оказался в затруднении, потому что прислужник, державший сосуд с миро, был оттёрт толпой. Рассказ стал переходить от одного писателя к другому, украшаясь подробностями. Аймоин в IX веке уже прямо говорил, что ампулу принёс св. Дух в образе голубя. Гийом Бретонец в XIII веке рассказывал, как дьявол намеревался погубить душу Хлодвига грехом нетерпения, и поручил ангелу принести ампулу. В обряд коронации государей Франции католическая церковь внесла молитвы и гимны, относящиеся к тому чудесному событию, и реймское духовенство хранило святыню.
Стеклянница была разбита 7 октября 1793 года во время французской революции членом Национального конвента Филиппом Рюлем при большом скоплении народа на площади Руаяль в Реймсе. Украшавшая эту площадь статуя Людовика XV в те дни была уже демонтирована и подготовлена к отправке на переплавку в артиллерийские орудия. Именно о пьедестал этой статуи революционеры разбили Стеклянницу, а оставшиеся осколки, в качестве доказательства, были отправлены в Париж.
В 1821 году объявился говоривший, что он спас осколок чудесного сосуда, к которому пристала капля застывшего масла. Реймским капитулом осколок был признан достоверным, отделан золотом и алмазами как часть подножия новой ампулы, в которую к капле спасённого масла прилили миндальное, и Карл X был помазан из этого нового сосуда в 1825 году.
Кафедральный собор на карте Реймса на карте:
Реймский собор
Если задаться целью посетить все великие готические храмы Франции, возможно, уже на втором-третьем появится чувство дежавю — все они имеют сходные черты. Реймский собор или Notre-Dame de Reims поразительно похож на своих собратьев в Амьене и Шартре: тот же изящный, утонченный стиль лучистой готики, те же рвущиеся вверх арки и шпили, то же обилие скульптур. При этом у каждого храма — свои особенности и своя история. Так, кафедральный собор в Реймсе издавна был местом восхождения на престол всех французских королей.
Ажурная архитектура Реймского собора
История
Считается, что на месте Нотр-Дам-де-Реймс когда-то стояла древняя базилика, выстроенная еще до нашей эры. Она же, в свою очередь, была основана на фундаменте древнеримских терм. Но, как бы там ни было, первым важным историческим событием, связанным с собором в Реймсе, стало крещение короля франков Хлодвига I в 498 году. Так будущая Франция была обращена в христианство, а сделал это епископ Ремигий, позже признанный святым.
Крещение Хлодвига I Святым Реми, 498 год
В 891 году Нотр-Дам в Реймсе выбрал для своей коронации Людовик I Благочестивый, а в 1027 году здесь был помазан Генрих I. С тех пор и пошла традиция, согласно которой все коронации французских монархов происходили именно в этом храме.
Коронации Людовика XIV, 7 июня 1654 год
Однако в начале 13-го века древний Реймский собор был разрушен в результате пожара. Впрочем, уже спустя год после разрушения на том же месте по инициативе архиепископа Обри де Умбера началось строительство нового здания. Оно продлилось более 20-ти лет и завершилось около 1285 года, хотя и после этого еще велись отдельные работы. В итоге появился тот самый Нотр-Дам-де-Реймс, которым мы можем любоваться и сегодня.
Коронация Людовика XV, 25 октября 1722 год
В 14-м веке храм пережил Столетнюю войну, попав на долгое время под власть англичан. А в 1429 году он был освобожден вместе с городом и принял коронацию Карла VII, ознаменовавшую собой окончание войны. В этом событии активно участвовала небезызвестная Жанна д’Арк, поэтому ее конный памятник сегодня можно увидеть рядом с собором.
Памятник Жанне д’Арк на площади перед собором
Еще одно серьезное испытание храм перенес во время Первой мировой войны. Из-за постоянных бомбардировок он серьезно пострадал — потерял все свои витражи и часть статуй, утратил изящное окно-розу. Позже все это было восстановлено, но отдельные фрагменты реставрируются до сих пор.
Бомбардировка собора во время Первой мировой войны
Интересно: во времена позднего Средневековья в собор попала славянская рукопись, написанная на кириллице и глаголице — так называемое Реймское евангелие, на котором с тех пор приносят клятву все французские монархи во время коронации.
Как добраться до Реймского собора
Знаменитый собор находится в центральной части Реймса, на тихой уютной площади с магазинчиками и кафе. До него легко добраться от любого из двух железнодорожных вокзалов Реймса: Gare de Reims, куда приходят региональные поезда TER, и Champagne-Ardenne, куда приходят скоростные поезда TGV.
Точный адрес: Place du Cardinal Luçon, 51100 Reims, Франция.
От вокзала Gare de Reims:
Пешком:от ж/д вокзала Reims в центре Реймса можно дойти пешком через Cours Jean-Baptiste Langlet, расстояние — около 1 км.
От вокзала Champagne-Ardenne:
Поезд:от ж/д вокзала Champagne-Ardenne на окраине Реймса можно доехать поездом TER до вокзала Reims за 12 минут.
Пешком:от вокзала Reims до собора расстояние около 1 км.
Витраж главного фасада собора
Из аэропорта Шарля-де-Голля (Париж):
Реймский собор на карте
Что посмотреть
Реймский собор многие считают самым интересным и гармоничным в ряду французских готических храмов, хотя на самом деле он по сей день является незавершенным. Согласно изначальному плану, здание должно было иметь куда больше ажурных островерхих башен. Однако это не мешает храму оставаться настоящим шедевром пламенеющей или лучистой готики.
Фото Реймского собора сверху
Нотр-Дам-де-Реймс снаружи
Самым интересным в плане архитектуры является западный фасад — с традиционными тремя порталами и огромным окном-розой над ними. Центральный портал, как и весь собор в целом, посвящен Богоматери. Ее скульптура красуется между дверными проемами.
Выше центрального портала проходит ажурная галерея с длинными узкими окнами, и за счет нее здание кажется еще более легким, уточненным. А следующим ярусом идет «Галерея королей» — еще одна традиционная особенность средневековых французских храмов. Она содержит 56 статуй, но не только монархов, а также известных епископов, рыцарей и святых. В центре находятся изваяния первого короля франков Хлодвига с женой, а также епископа Ремигия.
Стоит отдельного внимания и северный фасад. Украшающее его окно-роза посвящено истории сотворения мира — на лепестках можно рассмотреть фигуры Адама и Евы, братьев Каина и Авеля, а также других библейских персонажей. Здесь тоже есть три портала, и один из них — правый — считается самым древним. По одной из гипотез еще до постройки здания храма на его месте была дверь в склеп. Все три портала украшены скульптурами Иисуса Христа, Девы Марии, апостолов и святых.
Всего же на фасадах Реймского собора и внутри него находится более 2 300 скульптур, и каждая интересна по-своему. Большинство фигур представляют ангелов и святых, а самой яркой по всеобщему мнению является статуя «Улыбающийся ангел». Она необычна уже тем, что единственная в своем роде — ангелы очень редко изображаются с улыбкой на лице. Во Франции это изваяние получило неофициальное имя «Улыбка Реймса».
Нотр-Дам-де-Реймс внутри
Как и все католические базилики, Реймский собор выполнен в форме латинского креста. И первое, что обращает на себя внимание в его интерьере — это огромный, узкий и длинный центральный неф. Он вытянулся более чем на 138 метров, а в высоту составляет около 38 метров, и это обилие свободного пространства придает всей обстановке особое величие.
Западная стена внутри храма посвящена событиям до рождения Иисуса Христа — каменные изваяния рассказывают всем знакомый библейский сюжет. В восточной стороне проходят хоры, и здесь расположены самые древние витражи, созданные еще в 13-м веке и реставрированные после Первой мировой войны. На южной стене можно увидеть сцены Страшного суда, а в северной части — изображения на тему Страстей Господних.
Также одной из жемчужин интерьера являются 17 старинных гобеленов, выставленных в боковых нефах. Эта коллекция руки неизвестного мастера была создана еще в 16-м веке по заказу архиепископа де Ленонкура.
Интересно: часть витражей Реймского собора выполнена уже в 20-м веке, их автором является знаменитый Марк Шагал.
Авторские витражи Марка Шагала
Часы работы и стоимость билетов
Нотр-Дам-де-Реймс, как действующий храм, открыт ежедневно:
Последние посетители допускаются внутрь за 15 минут до закрытия.
Вход бесплатный, и каждый может осмотреть храм самостоятельно в любое время (не мешая проводимым там мессам).
Для групп возможны экскурсионные туры, которые организует общество «Искусство и вера». Заказать такой тур можно за 15 дней до желаемой даты, обратившись в секретариат прихода.
Индивидуальные посетители также могут присоединиться к экскурсиям, что предлагаются в расположенном рядом епископском дворце Тау, но туры проходят только на французском языке. Зато кроме осмотра храма экскурсия предполагает подъем на одну из башен, где открывается прекрасный вид на город.
Официальный сайт Нотр-Дам-де-Реймс: cathedrale-reims.com.
План собора в Реймсе
Правила посещения
Интересные факты
Рисунок не сохранившегося мраморного пола собора
Световое шоу на фасаде собора «Мечта света»
Виртуальная экскурсия
Средневековый Реймский собор — в числе самых величественных сооружений не только Франции, но всей Европы. Это одно из тех зданий, к которым можно возвращаться снова и снова, каждый раз находя какие-то удивительные и не замеченные раньше детали. Впрочем, и сам Реймс может стать отличным местом для экскурсии. Здесь есть на что посмотреть: красивая Королевская площадь, дворец Тау (между прочим, совсем рядом с Нотр-Дам-де-Реймс), базилика Сен-Реми, где нашел последний приют святой Ремигий, и еще один средневековый храм Сен-Жак. Словом, в городе обязательно стоит задержаться на пару дней — он дышит историей, легендами и тайнами Французского королевства.
Визитная карточка
Адрес
Place du Cardinal Luçon, 51100 Reims, Франция