рильский монастырь в казани
Раифский монастырь в Казани
Раифский Богородицкий монастырь ведет свою летопись с середины XVII века, когда на месте скита, основанного отшельником Филаретом в лесах у берега Сумского озера, началось строительство обители. В часовню доставили из Архангельской области список чудотворной иконы Божьей Матери «Грузинская». Пречистая Дева считается заступницей и покровительницей Раифской обители, главной святыне приезжают поклониться верующие со всей России. Монастырь назван в честь преподобномучеников в Раифе, пострадавших от варваров в IV–V веках. Православная церковь почитает убитых и замученных христианских подвижников, живших в Египте у горы Синай и в Раифской пустыни на побережье Красного моря.
История Раифского монастыря
В 1689 г. пожар уничтожил деревянные постройки, и на месте пепелища возвели архитектурный ансамбль из белого камня, окруженный по периметру зубчатыми стенами с башнями по углам. Полвека спустя, к 1739 году, монастырский кремль насчитывал уже 15 церквей.
Несмотря на уединенную жизнь, монахи не оставались в стороне от исторических событий, потрясавших Русь. Так, в 1703 г. монастырь совершил крупное пожертвование на войну со шведами, в 1812 г. — с Наполеоном, а также отправлял пушки в казенный приказ. Через Раифский лес бежали разбитые под Казанью войска Емельяна Пугачева. Во время Первой мировой войны рядом с обителью появился поселок инвалидов, где селились изувеченные в боях солдаты.
Накануне Октябрьской революции в монастыре жили десятки монахов и послушников. В советское время богослужения были запрещены, на территории храмового комплекса разместился волостной исполком, а затем колония для несовершеннолетних преступников (трудовая коммуна ОГПУ) и пересыльная тюрьма для политзаключенных. Ризница и богатейшая библиотека были разграблены, колокол сброшен со звонницы, купола с крестами снесены.
Главная реликвия чудом уцелела: икону среди мусора нашли ученые Казанского университета и передали в храм Ярославских святых на Арском кладбище Казани.
В 1930 г. иеромонахи и миряне, отстоявшие на престольный праздник всенощную службу, были осуждены за антисоветскую деятельность и расстреляны. Через 70 лет церковь их канонизировала, причислив к лику святых как новомучеников Раифских, пострадавших за веру.
Восстановление разрушенной обители началось в 1990-х, из Казани был возвращен образ иконы Пресвятой Богородицы. Здания в основном отреставрированы, однако реконструкция продолжается до сих пор. Так, с конца 2017 года находится на реставрации Софийская церковь, построенная в конце XVIII века.
Раифский монастырь. Как добраться и что посмотреть
Раифский монастырь находится на территориии Волжско-Камского природного заповедника, всего в тридцати километрах от Казани. Монастырь окружают леса.
Поездка сюда — самое легкое выездное мероприятие, может занять от 2-3 часов до полдня, посещение монастыря хорошо рифмуется с другими непродолжительными поездками и в целом может составить программу насыщенного впечатлениями дня (об этом ниже).
Как добраться в Раифский монастырь
Существует несколько способов организовать поездку в Раифский монастырь:
Раифский монастырь — самая доступная и удобная достопримечательность Казани: на автобусе туда можно доехать примерно за 40 минут (зависит от наличия или отсутствия пробок). Автобусы едут с автовокзала Казань-2 (станция метро «Северный вокзал»). Подробнее о транспорте и вокзалах Казани рассказываю здесь.
Прямого рейса в монастырь нет, едем на проходящих. Удобнее всего добираться на автобусах Зеленодольск — Казань — Кульбаш — Мемдель №552 и Зеленодольск — Бишня — Казань №554.
Расписание автобусов до Раифы:
8.15- 552
10.05- 554
12.00- 552
14.10- 554
16.00- 552
Расписание автобусов обратно в Казань:
6.45- 552
7.50 — 554
10.30- 552
12.30- 554
14.00- 552
16.15- 554
Расписание актуально на 2020 год. Единственный способ уточнить его правильность — позвонить на автовокзал. Стоимость билета до Раифского монастыря в 2021 году 45 рублей. Билеты только у кондуктора, заранее не купить.
Эти два автобусных рейса идут прямо до монастыря: от остановки «Раифа» до монастыря нужно будет пройти пешком всего 300 метров.
Есть другие рейсы, которые останавливаются на остановке «Поворот на Раифу», но оттуда придется пройтись пешком 4 километра.
Будьте пунктуальны на обратном пути, а точнее лучше придите на остановку заранее: автобус проходящий, и может приехать пораньше, а может и опоздать.
Достопримечательности Раифы
В монастыре соблюдается дресс-код: женщины в брюках, мужчины в шортах должны надеть юбки на завязках — их можно взять на входе, женщинам обязательно покрыть голову платком (лучше взять свой).
До входа в монастырь есть автостоянка (для тех, кто приехал на автомобиле) и множество бестолковых сувенирных лотков. Крайне не советую даже смотреть в их сторону. Особенно потряс магазин с пряниками, изготовленными во Владимирской области. Пряники будем покупать в Свияжске, сувениры — в Казани и других городах Татарстана. В любом случае у вас будет возможность купить освященную икону в церковной лавке.
Пустынь на этом месте была основана в семнадцатом веке: иеромонах Филарет построил на берегу Раифского озера хижину (считается, что произошло это в 1613 году). С нее и началась история монастыря.
Встречает нас колокольня над Святыми вратами постройки 1889-1903 гг.
Нижний ярус колокольни — это храм Архистратига Божия Архангела Михаила.
Главный монастырский храм, в котором паломники стремятся к местной святыне — Собор Грузинской иконы Божией Матери. Собор был построен в 1835-45 годы.
Архитектура храма весьма незамысловата, но вот на боковой стене его украшают барельефы:
Чудотворная икона Божией матери «Грузинская» (на фото слева).
Корпус с церковью в честь святых отцев, в Синае и Раифе избиенных, дал название этому месту. В корпусе кроме основной церкви, освященной в 1708 году, находится еще домовой храм, освященный в честь Новомученников российских.
Троицкий собор построен по проекту архитектора Ф.Н. Малиновского в 1904-1905 годы (церкви этого архитектора мы еще увидим в поездке).
Водосвятная часовня, освященная в 1997 году патриархом Алексием II, скрывает еще одно сокровище Раифского монастыря — родниковую воду, которую здесь можно набрать (не забудьте взять бутылки для воды, но купить их там тоже можно). В помещении с источником можно также купить монастырскую выпечку. Рядом — братский корпус постройки семнадцатого века.
Территория монастыря совсем небольшая, но очень живописная. Это детский корпус (здесь живут дети из неблагополучных семей).
Везде на газончиках стоят скульптурные композиции.
Церковь в честь мучениц Веры, Надежды, Любви и матери их Софии постройки 1794 года.
На выходе из монастыря не забудьте свернуть направо: там музей истории монастыря и возможно подняться в башню на крепостную стену, оттуда классные виды на монастырь и озеро.
Виды на крепостную стену:
Теперь точно миссия выполнена, и можно выйти из монастырских стен, повернуть направо и оказаться на берегу Раифского озера.
Озеро расположено прямо под монастырскими стенами, с этим связана одна забавная местная легенда. Как водится, на озере жили лягушки, которые (что для них характерно) квакали. Это кваканье очень отвлекало от молитв одного благочестивого старца. Взмолился старец, чтобы не слышать больше громкого кваканья. И вот чудо — Господь исполнил его желание, с тех пор лягушки в Раифском озере разучились квакать и молчат. Если честно, мы пытались высмотреть этот уникальный вид лягушек, но ни одной не увидели.
На озере есть чем заняться: здесь есть прокат лодок и катамаранов.
За территорией монастыря располагается Дом паломника, где можно остановиться.
Что еще посмотреть в окрестностях монастыря
Если у вас есть время и желание, можно съездить (или прогуляться) в дендрарий, который расположен в 2 километрах от Раифы.
По дороге обратно в Казань можно заглянуть еще на одно озеро — Малое Лебяжье. Оно находится уже в черте города. Здесь можно искупаться, погулять по лесопарку.
Если вы на личном автомобиле, то от Раифского монастыря можно проехать в Старое Аракчино и посмотреть Храм Всех Религий, а также сплавать на пароме в Верхний Услон.
Для тех, кто хочет большего — можно воспользоваться организованными экскурсиями и посмотреть за один день сразу три или четыре знаковых места в окрестностях Казани:
Раифский Богородицкий мужской монастырь
Раифский Богородицкий мужской монастырь. Татарстанская митрополия.
Казанская епархия. Русская Православная Церковь.
Почтовый адрес:
422537, Раифский монастырь, п. Раифа, Зеленодольский район, Республика Татарстан
Показать полностью.
Тел/факс: 8 (84371)347-07.
Канцелярия наместника тел: 8(84371)347-07
Охрана: +7 (84371)348-57
Редакция «Раифский Вестник» тел: 8(84371)347-59.
«Дом паломника» тел: 8(84371)348-78
e-mail: palomnik@raifa.ru
Детский корпус тел: 8(84371)347-50
Если вы добирается до монастыря из Зеленодольска:
Для тех, кто добирается на машине, координаты GPS:
N 55°54’07,67″
E 48°43’45,12″
Счастливого пути!
Территория монастыря открыта для посещения с 7 утра до 9 вечера.
Раифский Богородицкий мужской монастырь запись закреплена
ВОЗОБНОВЛЕН МОЛЕБЕН ОТ ГУБИТЕЛЬНОГО ПОВЕТРИЯ (КОРОНОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ)
В связи с активным распространением коронавирусной инфекции и продолжением тяжелой эпидемиологической ситуации в стране в Раифском монастыре возобновляется служение молебнов от губительного поветрия перед иконой Божией Матери «Грузинская». Молебны будут совершаться еженедельно, по вторникам, в 10:30.
Показать полностью.
Для желающих поучаствовать в данном богослужении онлайн будет вестись прямая трансляция в нашей официальной группе ВКонтакте.
Просим в комментариях под закрепленным постом, а также в комментариях во время прямой трансляции присылать ваши имена и имена заболевших и почивших от этого недуга для поминания во время молебна.
Пусть хранит нас всех Господь!
Раифский Богородицкий мужской монастырь запись закреплена
Раифский Богородицкий мужской монастырь запись закреплена
Раифский Богородицкий мужской монастырь запись закреплена
ЕВАНГЕЛИЕ ДНЯ
2 НОЯБРЯ
Ко всем же сказал: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.
Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее.
Показать полностью.
Ибо что пользы человеку приобрести весь мир, а себя самого погубить или повредить себе?
Ибо кто постыдится Меня и Моих слов, того Сын Человеческий постыдится, когда приидет во славе Своей и Отца и святых Ангелов.
Говорю же вам истинно: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие.
Разумеешь ли, что читаешь? Как могу разуметь, если кто не наставит меня?
(Деян. 8, 30–31)
О необходимости обучения вере перед Крещением говорит правило 78 Шестого Вселенского Собора: «Готовящимся ко Крещению надлежит обучаться вере и в пятый день седмицы давать ответ епископу или пресвитерам»[Каноны, или Книга Правил. — СПб.: Изд. Общества святителя Василия Великого, 2000. С. 93]. Как видим, здесь требуется не просто обучение, но и своего рода сдача экзамена на знание веры.
Показать полностью.
Умирающего от болезни человека разрешалось крестить и без обучения, но после выздоровления требовалось изучение веры: «В болезни принявшим Крещение, и потом получившим здравие, подобает изучать веру и познавать, что Божественного дара сподобились»[ Каноны, или Книга Правил. — СПб.: Изд. Общества святителя Василия Великого, 2000. Правило 47 Лаодикийского Собора. С. 146.]
Принявшие Святое Крещение обязаны были продолжать научаться правильной христианской жизни, бороться со страстями и развивать добродетели: «Во Христа Крещением облекшиеся дали обет подражать во плоти житию Его… да, оставив прелесть и суету… к негиблющей и блаженной жизни ум непрестанно направляют, и чистое со страхом пребывание имеют, и очищением жития, насколько возможно, к Богу приближаются, и внутреннего более, нежели внешнего, человека украшают добродетелями и благими и непорочными нравами; и да не носят в себе никакого остатка порочности, происшедшей от сопротивника. Если же кто вопреки сему правилу поступит, да будет отлучен»[ Каноны, или Книга Правил. — СПб.: Изд. Общества святителя Василия Великого, 2000. Правило 96 Шестого Вселенского Собора. С. 99.]
Как современному христианину изучать Евангелие и творения святых отцов. С.М.Масленников.
Раифский Богородицкий мужской монастырь запись закреплена
ВЕЧЕРНЯЯ МОЛИТВА
Церковнославянский язык:
Го́споди, не лиши́ мене́ небе́сных Твои́х благ.
Го́споди, изба́ви мя ве́чных мук.
Показать полностью.
Го́споди, умо́м ли или́ помышле́нием, сло́вом или́ де́лом согреши́х, прости́ мя.
Го́споди, изба́ви мя вся́каго неве́дения и забве́ния, и малоду́шия, и окамене́ннаго нечу́вствия.
Го́споди, изба́ви мя от вся́каго искуше́ния.
Го́споди, просвети́ мое́ се́рдце, е́же помрачи́ лука́вое похоте́ние.
Го́споди, аз я́ко челове́к согреши́х, Ты́ же я́ко Бог щедр, поми́луй мя, ви́дя не́мощь души́ моея́.
Го́споди, посли́ благода́ть Твою́ в по́мощь мне, да просла́влю и́мя Твое́ свято́е.
Го́споди Иису́се Христе́, напиши́ мя раба́ Твоего́ в кни́зе живо́тней и да́руй ми коне́ц благи́й.
Го́споди, Бо́же мой, а́ще и ничто́же бла́го сотвори́х пред Тобо́ю, но да́ждь ми по благода́ти Твое́й положи́ти нача́ло благо́е.
Го́споди, окропи́ в се́рдце мое́м ро́су благода́ти Твоея́.
Го́споди небесе́ и земли́, помяни́ мя гре́шнаго раба́ Твоего́, сту́днаго и нечи́стаго, во Ца́рствии Твое́м. Ами́нь.
Го́споди, в покая́нии приими́ мя.
Го́споди, не оста́ви мене́.
Го́споди, не введи́ мене́ в напа́сть.
Го́споди, даждь ми мысль бла́гу.
Го́споди, даждь ми сле́зы и па́мять сме́ртную, и умиле́ние.
Го́споди, даждь ми по́мысл испове́дания грехо́в мои́х.
Го́споди, даждь ми смире́ние, целому́дрие и послуша́ние.
Го́споди, даждь ми терпе́ние, великоду́шие и кро́тость.
Го́споди, всели́ в мя ко́рень благи́х, страх Твой в се́рдце мое́.
Го́споди, сподо́би мя люби́ти Тя от всея́ души́ моея́ и помышле́ния и твори́ти во все́м во́лю Твою́.
Го́споди, покры́й мя от челове́к не́которых, и бе́сов, и страсте́й, и от вся́кия ины́я неподо́бныя ве́щи.
Го́споди, ве́си, я́ко твори́ши, я́коже Ты во́лиши, да бу́дет во́ля Твоя́ и во мне гре́шнем, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки. Ами́нь.
Раифский Богородицкий мужской монастырь запись закреплена
Сегодня в Раифском монастыре начались занятия второго трехгодичного набора Богословских образовательных курсов для монашествующих. Занятия проходят на базе Раифского монастыря с 2018 года, когда была полученна аккредитация курсов межведомственной комиссии РПЦ по вопросам образования монашествующих. Летом 2021 года десять учащихся получили свидетельства об окончании первого набора богословских курсов. Первый предмет, который будут осваивать новые учащиеся из числа насельников обители – Ветхий Завет (объем предмета — 34 академических часа). Преподавать эту дисциплину будет выпускник Казанской Духовной Семинарии Максимов Кирилл Юрьевич. Курирует проект проректор по учебной работе Казанской Духовной Семинарии, старший преподаватель кафедры богословия и философии иерей Александр Ермолин.
Наместник монастыря игумен Гавриил и братья обители желают учащимся Божией помощи в освоении важных для христианина церковных дисциплин.
#курсы_раифа
Каждый вечер мы открываем молитвослов и читаем: «…восстави падшую мою душу, осквернившуюся в безмерных согрешениях…», «…исторгни меня от окаянства и утешение подаждь душе моей окаянней»… И у многих из нас возникает скептический (или, возможно, наивный) вопрос: неужели эти люди — святые подвижники, оставившие нам свои молитвы,— на самом деле так плохо относились к самим себе?
Показать полностью. Искренне считали себя настолько скверными? Ведь это противоестественно для человека! Мы склонны воспринимать эти слова как некие ритуальные формулы, произносимые просто потому, что «так положено», или ради некоей благочестивой перестраховки. Нет, с тем, что у нас есть недостатки, мы согласимся. С тем, что мы «делали ошибки», «были неправы» и т.д. — тоже. Но с тем, что мы низки, скверны, грязны — ни за что.
Такое восприятие свойственно отнюдь не любому современному человеку. Все зависит от того, насколько внимательно относится христианин к самому себе, как глубоко он погружается в собственное сердце, насколько он честен с самим собой… Если человек с самим собой честен, если он вникает в свою внутреннюю жизнь, то, даже будучи еще неверующим, непросвещенным благодатью,— он все равно не может не увидеть, насколько он плох. Другое дело, что человек XXI века находится в состоянии какого-то страшного нечувствия, неведения, незнания себя. Его душа больна, поэтому слова, которые мы находим в молитвах святых отцов, представляются ему чем-то либо надуманным, либо аномальным.
Вот мысль священномученика Петра Дамаскина: начало здравия души человеческой есть видение своих грехов бесчисленными, как песок морской. Пока мы их не видим, мы очень далеки от исцеления. Выше я сказал о человеке неверующем; что же касается верующего человека, христианина, то если он читает Евангелие глазами веры, он видит, насколько его жизнь не соответствует евангельскому закону. Ведь Евангелие — это не какой-то недостижимый идеал, это закон, по которому должна строиться наша жизнь. Нет отдельного закона для начинающих и отдельного для тех, кто уже в чем-то преуспел. Есть только один закон, и в нем написано: всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28). В нем сказано: кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую (Мф. 5, 39). Если мы всерьез к этому относимся и видим, что мы не готовы этому следовать, как мы можем называть себя хорошими? Если мы видим, сколько скверных, нечистых помыслов толпится в нашем сердце, как мы можем не считать себя мерзкими и нечистыми? Если же мы себя таковыми не считаем, то значит, мы либо невнимательны к себе, либо нечестны с самими собою, либо не воспринимаем Евангелие всерьез. Это наша общая страшная болезнь — поверхностность жизни. И еще одна болезнь — постоянно сравнивать себя с другими: «Я ведь не хуже других, по сравнению вон с тем человеком я очень даже ничего». Но на самом деле у нас есть только один образец, с Которым мы должны себя сравнивать: Христос. Именно с Ним сравнивали себя святые отцы, и благодаря этому так ясно видели свою мерзость, греховность, нечистоту…
Игумен Нектарий (Морозов) В наших сердцах нет покоя. Беседа о видении своих грехов.