результаты реализации инклюзивной практики в школе

Анализ реализации инклюзивного образования образовательного учреждения

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В условиях общеобразовательной школы специалисты помогают детям. Педагоги стремятся к тому, чтобы эти дети получили полноценное и эффективное образование для того, чтобы жить полной жизнью. В школе созданы специализированные классы, т. к. именно учебный план для таких классов позволяет иметь дополнительные часы для коррекции имеющихся дефектов, для оказания этим детям необходимой поддержки

Педагогический коллектив разрабатывает философию, поддерживающую соответствующую инклюзивную практику, всесторонне планирует инклюзию, в процесс создания инклюзивной школы включаются педагоги, администрация школы и родители. Школа-интернат-это школа, в которой процесс обучения и условия работы учитывают потребности всех детей, школы, воплощающие лучшее в образовании. Педагогический коллектив помогают детям развиваться и находить свое место в обществе, претворяя в жизнь установку, что все дети способны учиться. (каждый приобщен, принят, оказывает поддержку и поддерживается сверстниками и другими членами школьной общины в процессе удовлетворения своих образовательных потребностей).

Большинство обучающихся школы имеют опыт общения с инвалидами, обучающимся с наращением интеллекта, готовы обучаться с этими детьми в одном классе, будут стараться оказывать им моральную поддержку, помощь в учебе, передвижении. Большинство опрошенных испытывают потребность в особых знаниях и умениях при работе с обучающимися, считают, что для работы с детьми данной категории нужна специальная профессиональная переподготовка. Администрация школы, педагоги и младший обслуживающий персонал готовы к принятию детей в учреждении, готовы к оказанию им моральной поддержки, помощи в учебе, развитии и передвижении.

Основную задачу работы коллектив школы видим в создании необходимых условий для адаптации образовательного пространства школы нуждам и запросам каждого участника образовательного процесса. Основываясь на анализе сложившейся ситуации в окружающем школу социуме, педагогический коллектив пришел к выводу о необходимости в дальнейшей своей работе реализовывать принципы доступности, непрерывности и вариативности образования, а в качестве приоритетных выделяет следующие направления деятельности школы:

Построение в образовательном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для адаптации, социализации, обучения, воспитания и полного достижения развития личности учащегося через интеграцию дошкольного, общего и дополнительного образования ;

— Вовлечение в социальную жизнь детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, уровнем актуального развития, состоянием физического, соматического и нервно-психического здоровья;

— Создание единой психологически комфортной образовательной среды для детей, имеющих разные стартовые возможности;

— Формирование у обучающихся положительного отношения к учению как главному условию личного роста, преодоление негативных особенностей эмоционально-личностной сферы через включение детей в успешные виды деятельности (учебную, творческую, проектно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др.);

— Организация системы эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса обучения через взаимодействие диагностико-консультативного, коррекционно-развивающего, лечебно-профилактического, социально-трудового направлений деятельности;

— Сохранение и укрепление здоровья школьников;

— Компенсация недостатков дошкольного образования;

— Привлечение к работе высококвалифицированных специалистов, имеющих возможность не только обеспечить усиленный индивидуализированный процесс сопровождения, обучения и воспитания, но и активно участвовать в работе школы в режиме развития;

— Изменение общественного сознания по отношению к людям с особыми образовательными потребностями и особенностями в развитии.

— Социальная адаптация ребенка на каждом возрастном этапе;

— Природосообразность образовательных задач, методов и методик как возможностям ребенка, так и общей логики развития;

— Развитие информационно-коммуникативных компетенций, умений взаимодействовать с другими людьми;

— Создание безбарьерной образовательной среды.

Используя традиционные для педагогического коллектива методы и приемы работы по повышению учебной мотивации обучающихся, опираясь на опыт работы школы в направлении социального проектирования, в рамках использования технологии инклюзивного образования педагогическим коллективом школы отрабатываются следующие аспекты:

— разработка и апробация новых форм многоуровневой подачи учебного материала и организации урока;

— разработка индивидуальных учебных маршрутов и планов;

— организация работы междисциплинарной команды специалистов;

— создание системы воспитания толерантного самосознания у учащихся;

— создание условий общей доступности образовательного учреждения.

Школа обладает достаточной базой для традиционного использования в учебном процессе информационных технологий : имеются компьютерный стационарный класс, кабинеты начальной школы. Эффективная реализация включения ребенка с особыми образовательными потребностями в среду образовательного учреждения представляется практически невозможной без специализированного социально-психолого-педагогического сопровождения как процесса включения в целом, так и его отдельных структурных элементов. Создание модели психолого-педагогического сопровождения учебно-воспитательного процесса рассматривается как одно из основных условий и составляющих успешности работы программы. Педагог-психолог осуществляет постоянное динамическое наблюдение за обучающимися с ЗПР, детьми-инвалидами, обучающимися с нарушением интеллекта. Работа с остальным контингентом учащихся школы ведется по запросу или в порядке запланированных мероприятий.

Администрация и педагоги школы-интерната стремятся к созданию в общеобразовательном учреждении условий, обеспечивающих доступность образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей-инвалидов. Ведется большая работа по совершенствованию системы комплексной психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детям-инвалидам, а также родителям (законными представителям), испытывающим трудности в воспитании и обучении детей. В образовательный процесс внедряются новые коррекционные и педагогические технологии и программы, для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, разрабатываются методические рекомендации и пособия, обобщающие опыт развития инклюзивного образования.

Источник

Инклюзивная практика «Все включены!»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Северо – Енисейская средняя школа № 1

Практика инклюзивного образования обучающихся с ОВЗ «Все включены»

гп Северо – Енисейский 2020г.

Практика составлена по материалам модели инклюзивного образования МБОУ «ССШ№1 им. Е.С.Белинского».

В настоящее время большое внимание уделяется детям с ограниченными возможностями здоровья. И сегодня ставится задача – создать условия для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, возможностями и способностями. Кроме того, в законе определены специальные условия, которые необходимо создать для успешного обучения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ). В частности, это: «специальные образовательные программы и методы обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ОВЗ, а также педагогические, психолого-педагогические, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицам с ОВЗ невозможно (затруднено)».

Инклюзивное образование рассматривается как реализация права человека на получение качественного образования в соответствии с возможностями и в адекватной его здоровью среде по месту жительства. Инклюзивное образование – это долгосрочная стратегия, системный подход к организации деятельности общеобразовательного учреждения по всем направлениям в целом. Инклюзивная форма обучения касается всех субъектов образовательного процесса: детей с ОВЗ и их родителей, нормально развивающихся обучающихся и членов их семей, учителей и узких специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования.

В этих условиях и была создана рабочей группой образовательной организации данная практика. Состав группы: руководитель – Лебедева Марина Дмитриевна (учитель – логопед высшей категории), Каменева Лариса Евгеньевна (учитель начальных классов высшей категории, завуч по УВР), Шаркова Оксана Анатольевна (педагог – психолог высшей категории). Нормативным основанием разработки практики являются:

· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

· национальный проект «Образование»;

· Конвенции о правах инвалидов ( статья 24 напрямую соотносит право детей с ОВЗ на образование с обеспечением этого права через инклюзив ное образование на всех уровнях);

· Концепция развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017-2025 годы, утвержденный указом Губернатора Красноярского края от 13.10.2017 г. № 258-уг.

· ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ и ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

Цель: обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, необходимых для их максимальной адаптации в ОО и полноценной интеграции в общество.

Ø создать эффективную систему психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ;

Ø обеспечить вариативность предоставления образования в соответствии с ФГОС;

Ø обеспечить доступную среду, специальные условия;

Ø повышать профессиональную компетентность педагогических работников, специалистов сопровождения детей с ОВЗ;

Ø создать условия для социализации и трудовой занятости детей с ОВЗ;

Ø формировать инклюзивную культуру всех участников образовательных отношений.

Для практики основополагающими являются следующие принципы:

Ø признание ценности человека независимо от его индивидуальных возможностей и достижений;

ОО осуществляет инклюзивное образование, используя ресурсы:

1. кадровые: педагог-психолог, учитель-логопед, педагог-дефектолог, социальный педагог, учителя- предметники.

2. материально-технические: кабинеты начальных классов укомплектованы оборудованием согласно современным требованиям, имеется отдельные кабинеты: педагога-психолога, педагога-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога.

3. нормативные: локальные акты, должностные инструкции педагогического коллектива (учителя-логопеда, педагога-психолога, педагога-дефектолога, социального педагога, учителя-предметника), Положение о школьном ППк и т.д.

4. учебно-методические: учебные и наглядные пособия для организации образования; учебно-методическая литература по коррекционной педагогике, психологии и воспитанию, имеющаяся в библиотечном фонде школы.

5. психолого-педагогические: школьный ППк; специалисты работают с обучающимися школы в индивидуальной, групповой форме, а также реализуют программы коррекционно-развивающей направленности с учетом возраста и потребности учащихся с ОВЗ и их родителей (законных представителей).

6. воспитательные: цель воспитательной работы в школе – воспитание толерантности, терпимости, доброты и милосердия во всех участниках инклюзивного образовательного процесса. Внедрение инклюзивной культуры.

7. социальные: подготовка детей с ОВЗ к самостоятельной жизни, воспитание Человека и Гражданина, умеющего адаптироваться в современном мире, способного найти сво ѐ место в н ѐ м, самостоятельно принимать решения и нести ответственность за него, выражать сво ѐ мнение, творчески мыслить.

Межведомственное взаимодействие ОО представлено следующими организациями:

ПМПК – выявляет резервные возможности ребенка и нарушения его развития;

— определяет специальные условия для получения образования несовершеннолетними;

— подбирает, проектирует и инициирует организации специальных условий обучения и воспитания, а также лечения и медицинской поддержки, адекватных индивидуальным особенностям ребенка;

— разрабатывает и апробирует индивидуально ориентированные методы диагностико-коррекционной работы с детьми, проходящими обследование.

ДЮСШ- шахматы, теннис, «Лыжные гонки»;

ДЮЦ- «Текстиль», «Художественное моделирование», «Этюд»,

«Театр Добра», клуб «Школа Добра», клуб «Солнышко»;

СК «Нерика»-группы здоровья;

бассейн «Аяхта»- аквааэробика;

школа искусств – вокал, классы фортепиано, гитары и др.;

— МБУ СО «Комплексный центр» (отделение социальной помощи семье и детям).

Направления психолого-педагогического сопровождения:

· Диагностика (индивидуальная, групповая);

· Консультирование учащихся, родителей и педагогов (индивидуальное, групповое);

· Коррекционно-развивающая работа (индивидуальная, групповая);

· Методическая и организационная работа.

Профориентационное направление представлено:

Педагоги имеют дипломы и сертификаты за педагогические разработки во Всероссийском фестивале педагогического творчества в 2015-2016 учебном году. Каждый год дети принимают участие в Международном конкурсе по русскому языку «Русич» и математике «Математический сундук» для детей с ОВЗ, который проводится ЦДО «Снейл». Запланировано участие обучающихся школы принять участие в конкурсном движении Абилимпикс для детей инвалидов и ОВЗ.

Психолого-педагогическим консилиумом разработаны и реализуются адаптированные основные общеобразовательные программы: АООП для детей с ЗПР (вариант 1, вариант 2); АООП для детей с ТНР (вариант 1), АООП для детей с интеллектуальными нарушениями (вариант 1, вариант 2), АООП для слабовидящих детей (вариант 1). Программы внеурочной деятельности («Умная речь», «Занимательная грамматика», «Мир загадок», «Волшебный мир сказки», «Мастерская танца», «Скульптура», «Бисероплетение», «Театр Добра», «Забава», «Компьютер мой друг», «Мир логики» и программы дополнительного образования (ФСК «Олимп», дружина «Радужная», «Юный художник», «Зеленый мир», ВПК «Амаки», Дружина юных пожарных, знатоки ПДД, отряд ЮИД).

По отношению к конкретному ребенку (зависит от нозологии) выстраивается индивидуальная траектория развития с учетом его образовательных потребностей и возможностей. Наиболее эффективными признаются:

дидактические подходы – личностно ориентированный, системно-деятельностный, компетентностный;

формы и методы обучения – интерактивные (учебные проекты, учебные дискуссии, обучающие игры, тренинги, обучение в группах, взаимообучение и другие); ритмика; пескотерапия; исследовательский ; частично поисковый; познавательная игра ; словесный; наглядный; практический; воспитательный; игровой; обучающий контроль ; активные методы обучения.

модель образовательной среды – творчески развивающая.

Опора на вышеуказанные подходы, с одной стороны, способна обеспечить включение детей с ОВЗ в образовательное пространство образовательной организации, с другой – минимизировать риски потери качества образования для нормально развивающихся сверстников.

На школьном уровне выделяются следующие группы функций и соответствующие им управленческие действия:

Анализ, целеполагание и планирование деятельности.

· Анализ состояния проблемы.

· Разработка модели и плана по ее реализации.

· Разработка школьных проектов.

· Создание — алгоритма — взаимодействия различных учреждений, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение и ресурсное обеспечение образования ребенка с особыми образовательными потребностями.

Организация, координация деятельности.

· Разработка и совершенствование нормативно-правовых документов на школьном уровне.

· Организация оценки образовательной среды в школе на предмет ее соответствия требованиям инклюзивного образования.

· Проведение совещаний, семинаров (в том числе с участием других ведомств).

· Работы по наращиванию связей общеобразовательных — организаций с медицинскими учреждениями, учреждениями дополнительного образования детей, учреждениями культуры.

· Вынесение вопросов по развитию инклюзивного образования на общественный совет при управлении образования.

· Создание других форм работы с семьями, имеющими детей с ОВЗ на основе межведомственного взаимодействия.

Методическое сопровождение, мотивация, руководство кадрами.

· Анализ потребностей школы в педагогических работниках и специалистах для работы с детьми с ОВЗ и инвалидностью.

· Разработка плана по повышению квалификации ` педагогических работников и специалистов.

Мониторинг и контроль.

Проведение диагностических и мониторинговых мероприятий.

Не реже 1 раза в четверть

Рефлексия и оценивание происходит через:

ü План мероприятий, участие в конкурсах; анкетирование родителей.

ü Анализ паспорта доступности; анализ реализации дорожной карты.

ü Курсы повышения квалификации, внутренние семинары, участие в профессиональных конкурсах; участие в грандах.

ü Расширение форм включения детей в школьную жизнь.

ü Анализ реализации АООП (АОП).

ü Мониторинг профессионального определения; программа профориентации «Кем я могу стать? Умелые руки».

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Описание инклюзивной практики

Анализ инклюзивной практики общеобразовательного учреждения

Просмотр содержимого документа
«Описание инклюзивной практики»

Практика инклюзивного образования в МБОУ СОШ №38

1. Характеристика контингента обучающихся, в том числе детей с особыми образовательными потребностями.

2. Описание и анализ существующей практики по созданию специальных условий в образовательной организации для обучения детей ограниченными возможностями здоровья.

В рамках реализации инклюзивного образования в МБОУ СОШ №38 создана модель персонифицированной образовательной среды школы и организована система служб: психолого-педагогического сопровождения, социально-педагогическая и психолого-педагогический консилиум. Выделены специалисты, наделённые полномочиями: педагог-психолог, социальный педагог, учитель-логопед, учитель-деффектолог, заместитель директора по УВР, заместитель директора по ВР. Работа осуществляется через тесное взаимодействие всех служб и специалистов на основе нормативно-правовой базы школы (программы, планы работы, графики, локальные акты, методические рекомендации).

Цель психолого-педагогического сопровождения: сделать доступным образование каждого ребенка с его уникальными возможностями и индивидуальными особенностями.

Задачи: предоставление непрерывной комплексной помощи детям с особыми образовательными потребностями; развитие социальной и коммуникативной компетентности для успешной социализации ребенка с ОВЗ; принятие ребенка с ОВЗ как равного всеми участниками образовательных отношений.

Педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-деффектолог и социальный педагог школы организуют систему диагностики по выявлению особых потребностей для детей с ОВЗ, составляется банк данных, организуется система индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся: подбор программ, соответствующих их уровню развития на основе решения ПМПК, составление индивидуальные коррекционно-развивающих программ, индивидуальных учебных планов, индивидуальных маршрутов внеурочной деятельности, индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов.

Для осуществления успешной деятельности по реализации системы сопровождения детей с ОВЗ в МБОУ СОШ №38 создана система профессионального развития педагога, которая включает в себя систему организационного обучения (система педсоветов, семинаров, методических совещаний), систему открытого психологического консультирования, систему стимулирования, систему профессиональных конкурсов, систему повышения квалификации.

Для успешного включения детей с ОВЗ в школьную жизнь включена работа с родителями, в которую вошли родительские лектории, собрания. Большое значение уделяется поддержке семьи, которая осуществляется через службу психолого-педагогического сопровождения (СППС) в социальной интернет-сети «инстограмм», «WhatsApp» через прямое и анонимное консультирование родителей. Огромное значение уделяется системе занятий, которые осуществляют педагоги и специалисты психолого-педагогической службы школы.

Большое значение для образовательной деятельности обучающихся с ОВЗ имеет воспитательная система. Участие детей с ОВЗ в мероприятиях с учётом их возможностей и интересов: общешкольные праздники, методические недели, НПК и т.д.

Проектно-сетевое взаимодействие осуществляется на основе деятельности иных организаций, способствующих интеграции образовательного и воспитательного процесса и созданию пространства для социальных коммуникаций как условия успешной социализации.

Для создания комфортных условий в образовании детей с ОВЗ необходима огромная работа по формированию толерантности всех участников образовательной деятельности к детям с ОВЗ. Для этого в школе выстроена система мероприятий по формированию толерантности: социальных проектов, классных часов, общешкольных линеек, акций, деятельности волонтёрского отряда.

Анализ состояния доступности объекта и предоставляемых услуг для инвалидов.

В настоящее время первостепенной управленческой задачей является совершенствование доступной архитектурной среды.

Все сотрудники школы прошли инструктаж по взаимодействию с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с детьми-инвалидами.

Архитектурные условия перечислены на сайте школы.

Обеспеченность техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования:

Оборудован компьютерный класс: 10 рабочих мест обучающихся, одно рабочее место учителя, оборудованных ПК, объединенных в локальную сеть.

В школе функционирует единая локальная сеть с выходом в Интернет.

Дидактические материалы для коррекционно-развивающих занятий педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя-деффектолога имеются и постоянно обновляются.

Программно-методическое обеспечение инклюзивной практики.

МБОУ СОШ №38 обеспечена учебниками с электронными приложениями, являющимися их со­ставной частью, соответствующей учебно-методической литературой и материалами по всем учебным предметам основной образовательной программы.

Педагог-психолог и учитель-логопед, учитель-деффетолог обеспечены программами и методическими разработками для лечебно-профилактической и коррекционно-развивающей работы.

В МБОУ СОШ №38 разработаны программы для работы с детьми с ОВЗ: Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР, 7.1,7.2) Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся со слабослышащими детьми, Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с РАС, Программа психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности; Программа работы педагога-психолога с детьми группы риска, Программа учителя-логопеда «Коррекция общего недоразвития речи у обучающихся», индивидуальные программы реабилитации и абилитации инвалидов.

Научно-методическое обеспечение инклюзивного образовательного процесса:

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса для детей с особыми образовательными потребностями.

Территория МБОУ СОШ № 38 оборудована наружным освещением, тротуарами и подъездными путями, ограждением, наружным видеонаблюдением, системой охранной сигнализации, системой противопожарной сигнализации. У школы кабинеты которые оборудованы всем необходимым для воспитания и обучения детей с ОВЗ, логопедическим кабинетом и кабинетом педагога-психолога, которые используются в соответствии с расписанием занятий в работе соответствующих специалистов с детьми с особыми образовательными потребностями. Материально-техническое обеспечение логопедического кабинета и кабинета педагога-психолога соответствует требованиям.

Все предметные кабинеты оснащены ростовой мебелью, освещение и тепловой режим соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям. В школе созданы условия для проведения мероприятий по оздоровлению и профилактике заболеваний обучающихся: медицинский кабинет, спортивный зал, школьный стадион. Для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения предусмотрено:

лестница 1 и 2 этажей оборудована перилами с одной стороны

на входе имеется турникет без «вертушки»;

доска со шрифтом брайля на входной зоне;

во всех помещениях, связанных с образовательным процессом установлено звуковое оборудование, предупреждающее о начале и конце урока, о пожарной тревоге.

Всё это позволяет создать условия для качественного предоставления образовательных услуг, обеспечить условия инклюзивного обучения.

Школа укомплектована следующими специалистами: социальный педагог, медицинская сестра, учитель-логопед, учитель-деффектолог и педагог-психолог.

При организации инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей со статусом «ребёнок-инвалид» в МБОУ СОШ №38 психолого-педагогическое сопровождение представляет собой сложный многоуровневый динамический процесс, предполагающий целостную, организованную и системную деятельность, направленную на создание условий для успешного мотивированного взаимодействия всех участников образовательных отношений. Педагогический состав школы в работе с обучающимися используют различные технологии инклюзивного образования.

Для обучающихся с особыми потребностями созданы специальные условия: адаптированная основная общеобразовательная программа; система комплексного сопровождения (проведение коррекционно-развивающих и компенсирующих занятий, сопровождение образовательного процесса, мониторинг развития ребенка, определение особых образовательных потребностей ребенка, комплексная диагностика на ППк, составление и реализация программ индивидуального развития); использование специальных приемов организации учебно-познавательной деятельности (структурированное обучение, визуальная поддержка, адаптация заданий и учебного материала, активная предметно-практическая деятельность, использование специализированных методик ); адаптация системы оценки планируемых результатов освоения АООП; специальная организация образовательной среды; использование специальных технических средств; медико-реабилитационные и восстановительные мероприятия.

Для психолого-педагогического сопровождения в школе создана служба психолого-педагогического сопровождения (СППС), осуществляющая психолого-педагогическое сопровождение субъектов образовательных отношений в условиях проектирования персонифицированной образовательной среды.

Комплексное изучение ребенка, выбор наиболее адекватных проблеме ребенка методов работы, отбор содержания обучения с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей детей осуществляется на школьном психолого-педагогическом консилиуме (ППк). ППк строит свою деятельность в соответствии с Уставом образовательной организации, договором с родителями, договором с городской психолого-медико-педагогической комиссией (ГПМПК), в которую в случае необходимости направляют ребенка для уточнения диагноза, определения формы и программы обучения и воспитания, решения вопроса о направлении в образовательную организацию для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основная цель школьного психолого-педагогического консилиума – выработка коллективного решения о содержании обучения и способах психолого-педагогического влияния на обучающихся.

Специалисты, участвующие в обследовании ребенка с ОВЗ образовательной организации, на коллегиальном заседании ППк обсуждают результаты диагностики, которые фиксируются в заключении ППк. Перед проведением ППк законные представители обучающихся заполняют пакет документов. Результаты коллегиального решения ППк доводятся до сведения родителей (законных представителей), необходимых для прохождения дифференциальной диагностики отклонений в развитии ребенка в ГПМПК.

В индивидуальной психологической карте обучающегося с ОВЗ, индивидуальной карте сопровождения обучающегося с ОВЗ фиксируются психолого-педагогические особенности развития личности обучающегося, результаты педагогической и психологической диагностики; рекомендации по сопровождающей и коррекционной работе. После прохождения обучающимся ГПМПК, выдаётся заключение с решением о рекомендованной программе коррекционно-развивающего обучения; в школе составляется индивидуальная программа обучения, индивидуальная логопедическая коррекционная программа и коррекционно-развивающая программа педагога-психолога.

В индивидуальную программу коррекционно-развивающей работы педагога-психолога были включены следующие направления: коррекция внимания, памяти, познавательной сферы, развитие прогностических способностей, формирование пространственных представлений, развитие и совершенствование ручной моторики, коррекция эмоционально-волевой сферы, характерологических деформаций, поведения и эмоциональной сферы средствами искусства.

В конце каждой четверти педагог-психолог проводит анализ выполненных работ, с результатами которых знакомят законных представителей.

Ещё одним из приоритетных направлений деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических, личностных, познавательных.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и помощи ребенку и родителям в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны специалистов разного профиля, действующих координировано.

Для родителей в 2019-2020 учебном году педагогом-психологом были проведены консультации: «Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья», «Формирование развивающего сотрудничества родителей и ребенка с ОВЗ», «Организация домашней подготовки в условиях интегрированного обучения», «Адекватное отношение к проблемам лиц с ОВЗ», «Развитие познавательной активности школьников в условиях организации учебного процесса на основе современных образовательных технологий».

В 2020 года нашей школе был присвоен статус базовой образовательной организации по работе с детьми с РДА.

Наличие в образовательной организации договоров о сетевом взаимодействии, социальном партнерстве.

Школа сотрудничает также с учреждениями среднего профессионального образования с целью профориентационной работы.

Многие из ресурсных организаций проводят обучающие мероприятия с педагогами и специалистами школы, привлекают для обмена опытом с другими образовательными учреждениями, реализующими практику инклюзивного образования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *